Для заведования делами относящимися к местным хозяйственным пользам

Для заведования делами относящимися к местным хозяйственным пользам thumbnail

ЗЕМСКАЯ РЕФОРМА 1864 года – в Российской им­пе­рии ре­фор­ма, вво­див­шая ор­га­ны ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния – зем­ст­ва, ос­но­ван­ные на на­ча­лах вы­бор­но­сти, все­со­слов­но­сти и са­мо­фи­нан­си­ро­ва­ния.

Про­во­ди­лась в со­от­вет­ст­вии с По­ло­же­ни­ем о гу­берн­ских и уезд­ных зем­ских уч­ре­ж­де­ни­ях, ут­вер­ждён­ным императором Алек­сан­дром II 01(13).01.1864 года. Раз­ра­бот­ка ре­фор­мы на­ча­та в 1859 году спе­ци­аль­но соз­дан­ной Ко­мис­си­ей о гу­берн­ских и уезд­ных уч­ре­ж­де­ни­ях при МВД (председатель Н. А. Ми­лю­тин), под­го­то­вив­шей в 1860 году со­от­вет­ст­вую­щий про­ект, по ко­то­ро­му зем­ские уч­ре­ж­де­ния яв­ля­лись бы ча­стью ор­га­нов ме­ст­но­го управ­ле­ния, бы­ли ос­но­ва­ны на прин­ци­пах вы­бор­но­сти и все­со­слов­но­сти, ве­да­ли «об­шир­ным кру­гом ме­ст­ных ин­те­ре­сов» и име­ли собственный бюд­жет. По­сле уволь­не­ния Ми­лю­ти­на и ми­ни­ст­ра внутренних дел С. С. Лан­ско­го (1861 год) про­ект ре­фор­мы пе­ре­ра­бо­тан под руководством но­во­го министра внутренних дел П. А. Ва­луе­ва: зем­ст­ва ис­клю­че­ны из сис­те­мы административного управ­ле­ния и при­об­ре­ли ха­рак­тер ор­га­нов са­мо­управ­ле­ния.

Со­глас­но Земской реформе, в 1865-1875 годах ор­га­ны зем­ско­го са­мо­управ­ле­ния – уезд­ные и гу­берн­ские зем­ские со­б­ра­ния (рас­по­ря­дительные ор­га­ны) и зем­ские упра­вы (ис­пол­нительные ор­га­ны) – уч­ре­ж­де­ны в 34 гу­бер­ни­ях Ев­ропейской Рос­сии, в 1875 году – в Об­лас­ти вой­ска Дон­ско­го (ли­к­ви­ди­ро­ва­ны там в 1882 году). Вы­бо­ры в уезд­ные зем­ст­ва про­во­ди­лись от 3 уезд­ных из­би­рательных съез­дов (ку­рий; в них мог­ли вхо­дить ли­ца всех ве­ро­ис­по­ве­да­ний) – зем­ле­вла­дель­цев, го­род­ских из­би­ра­те­лей и вы­бор­ных от сель­ских об­ществ, из­би­рав­ших­ся сель­ски­ми схо­да­ми. Пра­во го­ло­са на пер­вом из них по­лу­ча­ли вла­дель­цы зем­ли (в т. ч. и пред­ста­ви­те­ли ду­хо­вен­ст­ва – дер­жа­те­ли цер­ков­ных зе­мель) не ме­нее оп­ре­де­лён­ной пло­ща­ди (в Московской губернии – 200 десятин, во Вла­ди­мир­ской губернии – 250 десятин и т. д.), вла­дель­цы промышленных и тор­го­вых пред­при­ятий или др. не­дви­жи­мо­го иму­ще­ст­ва стои­мо­стью не ни­же 15 тыс. рублей или при­но­сив­ше­го до­ход не ме­нее 6 тыс. рублей в год. Из­би­ра­те­ля­ми городской ку­рии бы­ли куп­цы, вла­дель­цы пред­при­ятий или тор­го­вых за­ве­де­ний с го­до­вым обо­ро­том не ни­же 6 тыс. рублей, а так­же вла­дель­цы не­дви­жи­мой соб­ст­вен­но­сти стои­мо­стью свыше 500 рублей в не­боль­ших го­ро­дах, свыше 1 тыс. рублей – в сред­них, свыше 3 тыс. рублей – в круп­ных. Эта из­би­рательная сис­те­ма обес­пе­чи­ла пре­об­ла­да­ние дво­рян в боль­шин­ст­ве земств.

Зем­ст­ва уч­ре­ж­да­лись «для за­ве­до­ва­ния де­ла­ми, от­но­ся­щи­ми­ся к ме­ст­ным хо­зяй­ст­вен­ным поль­зам и ну­ж­дам ка­ж­дой гу­бер­нии и ка­ж­до­го уез­да». К их обя­за­тель­ным функ­ци­ям от­но­си­лись со­дер­жа­ние тю­рем, уст­рой­ст­во и ре­монт поч­то­вых трак­тов и до­рог, вы­де­ле­ние под­вод для разъ­ез­дов государственных чи­нов­ни­ков и чи­нов по­ли­ции и пр. Не­обя­за­тель­ные функ­ции за­клю­ча­лись в «по­пе­че­нии» о народном об­ра­зо­ва­нии, ме­ди­ци­не и ста­ти­сти­ке. Зем­ст­ва долж­ны бы­ли су­ще­ст­во­вать на сред­ст­ва от специальных ме­ст­ных сбо­ров.

По­ста­нов­ле­ния зем­ских со­б­ра­ний по ря­ду во­про­сов всту­па­ли в си­лу по­сле ут­вер­жде­ния гу­бер­на­то­ром или ми­ни­ст­ром внутренних дел. Гу­бер­на­тор ут­вер­ждал по­ста­нов­ле­ния о при­ве­де­нии в дей­ст­вие зем­ских смет и рас­кла­док, о раз­де­ле­нии до­рог на гу­берн­ские и уезд­ные, об из­ме­не­нии на­прав­ле­ния зем­ских до­рог, о про­ве­де­нии вы­ста­вок ме­ст­но­го хо­зяй­ст­ва, о временном от­стра­не­нии от долж­но­сти чле­нов зем­ских управ. Ут­вер­жде­нию ми­ни­ст­ра внутренних дел под­ле­жа­ли по­ста­нов­ле­ния о зай­мах, пре­вы­шав­ших сум­му зем­ских сбо­ров за 2 го­да, о сбо­рах за про­езд по зем­ским пу­тям со­об­ще­ния, об от­кры­тии яр­ма­рок бо­лее чем на 2 недели, об их пе­ре­не­се­нии, о раз­де­ле­нии иму­ществ и за­ве­де­ний об­щественного при­зре­ния, со­дер­жав­ших­ся зем­ст­ва­ми, на гу­берн­ские и уезд­ные и др. К ком­пе­тен­ции ми­ни­ст­ра внутренних дел от­но­си­лось так­же раз­ре­ше­ние или на­зна­че­ние в слу­чае не­об­хо­ди­мо­сти чрез­вы­чай­ных зем­ских со­б­ра­ний.

Зем­ст­вам за­пре­ща­лось вме­ша­тель­ст­во в де­ла, от­но­сив­шие­ся к ком­пе­тен­ции иных об­щественных уч­ре­ж­де­ний, государственных ор­га­нов и ор­га­нов со­слов­но­го са­мо­управ­ле­ния. Од­на­ко не­оп­ре­де­лён­ность в раз­гра­ни­че­нии хо­зяйственно-рас­по­ря­ди­тель­ных во­про­сов, на­хо­див­ших­ся в ве­де­нии земств и ад­ми­ни­ст­ра­ции, при­во­ди­ла к кон­флик­там ме­ж­ду ни­ми. По­пыт­ки уст­ра­нить эти не­дос­тат­ки бы­ли пред­при­ня­ты в 1880-е годы и при­ве­ли к со­став­ле­нию Зем­ско­го по­ло­же­ния 1890 года.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Источник

Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий

Версия для печати и копирования в MS Word

1

Задания Д11 № 267

Прочтите отрывок из документа и определите название крестьян, о которых идёт в нём речь.

«Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют, за установленные повинности, в постоянное пользование крестьян, усадебную их осёдлость, и сверх того то количество полевой земли, которое определяется в местных положениях. Крестьяне обязаны отбывать в пользу помещиков повинности работою или деньгами».

1) приписные

2) посессионные

3) временнообязанные

4) «вольные хлебопашцы»

2

Задания Д11 № 306

Прочтите отрывок из исторического очерка И. А. Христофорова и определите дату реформы, о которой в нём идёт речь.

«Целью реформаторов было максимально изолировать крестьян от их бывших владельцев… Но лишение помещиков непосредственного контроля над крестьянами, а значит и над местной жизнью в целом, означало, что этот контроль должен быть передан в другие руки…

Так появилась идея мировых посредников, призванных взять на себя нелёгкое бремя реализации реформы, разъяснения её и крестьянам, и их бывшим владельцам, улаживания конфликтов и т. п.».

1) 1842 г.

2) 1861 г.

3) 1874 г.

4) 1889 г.

3

Задания Д11 № 342

Прочтите отрывок из сочинения В. О. Ключевского и укажите даты событий, о которых идёт речь.

«Рядом походов… были почти завоёваны сначала ханство Кокандское, потом Бухарское… Рядом походов, начатых под начальством генерал-губернатора Ташкентского Кауфмана и законченных текинской экспедицией Скобелева… завоёвана была и Хива. Таким образом, юго-восточные границы России само собой дошли до могущественных естественных преград. Такими преградами являются: хребты Гинду-куш, Тянь-Шань, Афганистан, Английская Индия и Китай».

Читайте также:  Лист клубники и его польза

1) 1800—1810-е гг.

2) 1830—1840-е гг.

3) 1860—1880-е гг.

4) 1890—1900-е гг.

4

Задания Д11 № 345

Прочтите отрывок из воспоминаний В. Н. Фигнер и определите, о каком разделе в нём идёт речь.

«Тут на первых же порах Квятковский, Морозов и Михайлов стали жаловаться на сторонников деятельности в деревне, что они тормозят работу по террору… Ещё и ещё говорили они на ту же тему, и возражений теперь не было: главные оппоненты — Плеханов, Попов, Стефанович — отсутствовали; Перовская и я, которые в Воронеже колебались, стараясь сохранить единство организации, перестали сопротивляться, когда дело коснулось практики и петербургские товарищи открыли нам, что все средства для покушений приготовлены и остаётся только осуществлять замысел, вместо того чтобы стоять на мёртвой точке… Вопрос о судьбе [организации], о разделе был поставлен наконец ребром и решён утвердительно…»

1) декабристов на Северное и Южное общества

2) либералов на западников и славянофилов

3) «Земли и воли» на «Народную волю» и «Чёрный передел»

4) РСДРП на большевиков и меньшевиков

5

Задания Д11 № 423

Прочтите отрывок из законодательного акта и выберите продолжение из предложенных вариантов.

«Ст. 1. Для заведования делами, относящимися к местным хозяйственным пользам и нуждам, образуются земские учреждения.

Ст. 2. Дела, подлежащие ведению земских учреждений:

1) Заведование имуществами, капиталами и денежными сборами земства.

2) Устройство и содержание принадлежащих земству зданий и путей сообщения.

3) Меры обеспечения народного продовольствия.

4) Заведование земскими благотворительными заведениями; способы прекращения нищенства; попечение о построении церквей.

Пройти тестирование по этим заданиям

Источник

Русская Idea продолжает исследовать исторический контекст развития институтов гражданской самоорганизации в России. Мы уже рассказывали о том, что земское самоуправление к концу XIX века, спустя 30 лет после своего создания, воспринималось лишь одним сегментом центральной власти как неотъемлемая и законная часть  общества, и что  этот сегмент элиты вынужденно противостоял уже оформившейся к тому моменту идеологии «эффективных менеджеров». В статье историка, исследователя московского земства, Павла Галкина рассматриваются некоторые аспекты взаимоотношения земского самоуправления и губернаторского корпуса в Российской империи, та система «сдержек и противовесов», которая была создана на местном уровне в 1864 году и которая определяла условия  жизни локальных сообществ на протяжении всего пореформенного периода истории царской России

***

Как известно, земские учреждения были созданы в 1864 году для заведования делами, относящимися к местным «хозяйственным пользам и нуждам». Среди них были обязательные и необязательные повинности. К первым относились: дорожная, квартирная и подводная повинности, обеспечение жителей продовольственным капиталом, а также содержание местных казённых учреждений. Расходы на народное здравие и образование считались необязательными.

Какими должны были быть взаимоотношения земского самоуправления с губернаторской властью? Инструменты для взаимодействия и взаимного контроля были весьма разнообразными.

В «Положении о губернских и уездных земских учреждениях» подчёркивалось, что земские учреждения в сфере вверенных им дел действуют самостоятельно. Земство, в свою очередь, не должно было вмешиваться в дела, принадлежащие ведению правительственных, сословных и общественных властей. При этом губернатор имел право приостанавливать постановления земств, если они противоречили закону[1] – а в рамках так называемого административного надзора губернатору представлялись все постановления земских собраний. В течение семи дней «отзыв о согласии или несогласии» губернатор должен был направить земской управе, а по уездным сметам и раскладкам сообщить губернскому собранию ко времени его открытия. Если отзыва в эти сроки не поступало, то постановления собрания считались вступившими в силу. В случае же получения протеста со стороны губернатора земскому собранию следовало рассмотреть обстоятельства, «подавшие повод к возражениям», и сделать окончательное заключение. Повторное постановление земского собрания приводилось в исполнение, но за губернатором сохранялось право под личную ответственность приостановить его исполнение и представить дело на разрешение Правительствующего Сената[2].

Кроме того, начальнику губернии предоставлялось право приостанавливать исполнение «всякого постановления земских учреждений, противного законам, или общим государственным пользам». А в тех ситуациях, когда земства не делали своевременных распоряжений для исполнения обязательных повинностей, губернатор мог с разрешения министра внутренних дел осуществлять «непосредственные исполнительные распоряжения на счет земства»[3]. У земских же собраний сохранялась возможность обжаловать распоряжения губернатора в Сенате.

Взаимоотношения земств с губернской администрацией в 1860-е годы, то есть в первые года существования земств, были проанализированы известным историком земства Борисом Веселовским. По его мнению, конфликты, возникавшие между земствами и губернаторами на начальном этапе, носили «частный, эпизодический характер» и не выходили за пределы «обычных междуведомственных трений»[4]. В большинстве случаев недоразумения возникали в связи с вмешательством полицейских чинов в исполнение земствами натуральных повинностей (Владимирская, Костромская, Нижегородская, Рязанская и Таврическая губернии).

Но известны и случаи более серьезного противостояния. Так, херсонский губернатор П.Н. Клушин уже в первый созыв земских собраний не утвердил председателей управ в Елизаветградском и Херсонском уездах, а во всех конфликтных ситуациях, связанных с исполнением земствами своих обязанностей, занимал откровенно антиземскую позицию. Отношения губернской администрации и земства обострились до такой степени, что в дело пришлось вмешаться министру внутренних дел, который поручил начальнику Новороссийского края разобраться с возникшими противоречиями. Любопытно, что в итоге П.Н. Клушин был удален из губернии, будучи назначен сенатором, а следующие губернаторы выстраивали отношения с земством на рациональных основаниях. Как отмечалось в отчетах губернской земской управы, «…отношения земских учреждений к правительственным учреждениям делались нормальнее»[5].

Читайте также:  Красная капуста и ее польза

В основном же внимание губернаторов концентрировалось на вопросах, связанных с утверждением смет и раскладок уездных сборов. Подсчеты по Московской губернии показывают, что с 1865 по 1892 года губернское собрание рассмотрело 265 губернаторских протестов на уездные сметы, и в 44% случаев гласные заявили о несогласии с позицией начальника губернии[6]. В тех случаях, когда губернатор все-таки настаивал на невозможности применения смет, дело передавалось в Сенат. Любопытно, что почти в половине случаев правомерным признавалось решение губернского земского собрания.

Характерным в этом отношении является дело о протесте губернатора на уездные сметы и раскладки, рассматривавшееся в Сенате в марте 1873 года. Заявленные им претензии по Бронницкому уезду были удовлетворены, а по уездам Верейскому, Клинскому и Коломенскому, где земства решили направить средства на образование запасных капиталов, не имеющих определенного назначения, протест губернатора был признан «не заслуживающим уважения»[7].

В сенатской практике встречались дела, при рассмотрении которых рапорты губернаторов получали безоговорочную поддержку, но нередкими являлись и случаи, когда в указе говорилось, что Сенатом «…не усматривается законных оснований к отмене опротестованного…  губернатором постановления», и его рапорт оставался «без последствий»[8]. Во всех эпизодах критерий принятия сенатских решения был один – соответствие тех или иных требований губернатора действующему законодательству.

В отдельных решениях Сената последовательная реализация принципа законности могла даже произвести впечатление, что высшая инстанция занимала проземскую позицию. Так, в 1873 года в ответ на рапорт московского губернатора о незаконности постановлений Серпуховского земского собрания, в том числе о введении обязательного начального образования, сенаторы не сочли возможным согласиться с представленными доводами. В журнале заседания говорилось, что земские постановления «…не были окончательными, а служили лишь выражением ходатайств Серпуховского земства, удовлетворение или отказ в коих зависел вполне от усмотрения того Правительства, на разрешение коего ходатайства эти должны были поступить и … что земству принадлежит полное право заявлять высшему правительству о своих пользах и нуждах»[9].

Сенатская практика по земским вопросам рассматривалась в монографии Андрея Ярцева. С 1864 по 1890 года автор выявил 397 таких дел, из которых губернаторами было инициировано 55%, Сенатом – 22%, земствами – 13% и по 5% приходилось на долю Министерства внутренних дел и частных лиц. Большинство дел касались земских смет, выборов и организации работы земских учреждений, а также исполнения обязательных повинностей и земских ходатайств.

По мнению Ярцева, «Сенат отказывал губернаторам в более жесткой форме, чем земствам». В подтверждение этой мысли приводится высказывание из материалов Первого департамента, относящееся к 1867 году: «Губернское правление не может своей властью уничтожать распоряжения земских управ… не должны быть допускаемы действия, клонящиеся к поколебанию доверия к земским учреждениям»[10]. В 1869 году сенаторы назвали «злоупотреблением властью» публикацию в губернских ведомостях одним из губернаторов земских постановлений со своими возражениями.

Однако общие итоги сенатской практики показывают, что губернаторские протесты находили поддержку в 49% случаев, а в пользу земств было принято всего 34% решений, остальные указы носили нейтральный характер. Как полагает Ярцев, эти показатели свидетельствуют о том, что «большинство протестов губернаторов были достаточно основательными»[11].

Как известно, положение земств заметно изменилось после так называемой «земской контрреформы» 1890 года. Существенно изменилась форма административного надзора за земством. Появился специальный орган – губернское по земским делам присутствие, переименованное после издания Городового положения 1892 года в губернское по земским и городским делам присутствие. Оно было сложным и, если можно так выразиться, коллегиальным по составу: власть там представляли губернатор, вице-губернатор, управляющий Казенной палатой, прокурор Окружного суда, губернский предводитель дворянства, а органы самоуправления – председатель губернской земской управы, городской голова губернского города и представитель от губернского земского собрания[12].

Решения в присутствии принимались большинством голосов. Если губернатор не был согласен с мнением большинства членов присутствия, то имел право приостановить исполнение решения и представить дело на рассмотрение министра внутренних дел, который, в свою очередь, мог либо согласиться с решением присутствия или же направить дело в Сенат «с представлением об отмене оного»[13].

Материалы Московского по земским и городским делам присутствия показывают: из общего количества 808 дел более половины (55,4%) приходилось на протесты губернаторов, остальные дела начинались по обращениям органов самоуправления, представителей государственных структур, частных и юридических лиц[14]. При этом губернаторы по-прежнему волновали составление смет (126 дел), организация работы земств и ответственность служащих (суммарно 155 дел). Определенный процент протестов губернаторов касался нарушений законодательства в период избирательных кампаний (52 дела). При этом гораздо меньше волновали губернаторов земские постановления о взаимоотношениях с государственными учреждениями, издании обязательных постановлений, исполнении обязательных повинностей и вопросах налогообложения.

Читайте также:  Домашнее вино из малины польза и вред

Наибольший интерес представляют протесты губернаторов, связанные с попытками уездных земств создать новые коллегиальные структуры – участковые советы и попечительства, советы по народному образованию и комиссии для разработки программы народных чтений. Все эти начинания неизменно пресекались в рамках административного надзора, и лишь один-единственный раз мнение губернатора не получило поддержки в присутствии, когда последнее признало возможным приглашение Волоколамской управой особого лица для заведования училищной частью. Также земства стремились издавать разного рода инструкции, программы и правила, договариваться с фабрикантами. Все постановления такого рода были одобрены присутствием, но в одном случае губернатор все-таки приостановил исполнение решения, направив свой протест на заключение министра внутренних дел.

Среди протестов губернаторов на земские постановления, явно превышавшие их компетенции, встречаются такие, как установление школьного праздника 19 февраля в честь отмены крепостного права, назначение «дня для говения учеников» земских школ или о «взыскании долгов за посевные семена наложением ареста на посевы»[15]. Закономерным итогом их рассмотрения в присутствии стала отмена решений земских собраний.

В целом, из общего количества протестов губернаторов, связанных с организацией работы земских учреждений, 83% получили поддержку в присутствии. Однако столь высокий показатель свидетельствует не о предвзятости членов присутствия, а об обоснованности протестов губернаторов.

Сенатская практика по земским вопросам на рубеже XIXXX веков не претерпела существенных изменений и по вопросам, представляющим интерес для местных сообществ, сенаторы, как правило, поддерживали земские постановления.

Многие земские собрания допускали однотипную ошибку при определении денежного содержания земских служащих, не производя его закрытым голосованием. В 1894 году Дмитриевское уездное земское собрание внесло в смету средства на вознаграждения учителям на основании постановления еще 1891 года. Губернское присутствие постановление отменило, но Сенат с таким решением не согласился, указав, что вопрос был решен до того, как вступило в силу требование о закрытом голосовании[16]. Как видно, при рассмотрении этого вопроса сенаторы исходили из формальных оснований.

Другим примером «проземских» решений является эпизод с рассмотрением жалобы Ржевского уездного земства, из сметы которого губернское по земским и городским делам присутствие исключило часть ассигнований. Сенаторы признали, что вопрос о правильности или неправильности определения присутствия на момент его рассмотрения был лишен всякого значения, так как смета уже была утверждена министрами внутренних дел и финансов.

При этом Сенат ни разу не признал возможности внесения изменений в постановления земских собраний самим присутствием. Примером является жалоба Козмодемьянской уездной земской управы на решение Казанского губернского присутствия по увеличению расходов на церковно-приходские школы. В данном эпизоде вмешательство членов присутствия в суть постановления привело к тому, что решения земского собрания было оставлено в силе[17].

Таким образом, сенатские решения, ставившие во главу угла соблюдение оснований закона, способствовали повышению юридической культуры всех субъектов управленческого процесса.

Если в целом оценивать систему административного надзора, созданную в результате контрреформ, то следует отметить повышение эффективности губернаторского надзора, в результате которого пресекались различные и преимущественно малозначительные нарушения земствами действовавшего законодательства.

Приведенные примеры показывают: на практике не подтвердилось главное опасение земских либералов, опасавшихся, что наделение начальника губернии правом оценивать «правильность» постановлений местных учреждений приведет к ущемлению самостоятельности органов общественного управления.

Примечания

[1] Положение о губернских и уездных земских учреждениях, Высочайше утвержденное 1 января 1864 г. // Полное собрание законов Российской империи. Собрание 2-е. Т.39. Отд.1. СПб.,1867. Ст. 6-7, 9.

[2] Там же. Ст. 95-96.

[3] Там же. Ст.10.

[4] Веселовский Б.Б. История земства за сорок лет. Т.3. Санкт-Петербург, 1911. С. 115.

[5] Там же. Т. 3. С. 107.

[6] Посчитано по изданию: Сборник постановлений Московского губернского земского собрания с 1865 по 1897 гг. Т. 5. М., 1905. С. 766-807.

[7] РГИА. Ф. 1341. Оп. 131. Д. 468.Л. 13-15.

[8] Там же. Оп. 147. Д. 368. Л.10-11об.; Оп. 152. Д. 454. Л. 9.

[9] Там же. Оп. 131. Д. 440.Л. 13-13об.

[10] Ярцев А. А. Сенат и земство: административная юстиция и местное самоуправление в дореволюционной России. 1864-1890. Калининград, 2008. С. 116.

[11] Там же. С. 126.

[12] Положение о губернских и уездных земских учреждениях, Высочайше утвержденное 12 июня 1890 года // Полное собрание законов Российской империи. Собр. 3-е. Т. 10. Часть 1. № 6927. Ст. 8.

[13] Там же. Ст. 11-12.

[14] Галкин П.В. Местное самоуправление в Московской губернии и государственная власть, 1864-1917 гг. М., 2012. С. 305.

[15] Центральный государственный архив г. Москвы. Ф. 65. Оп. 45. Д. 35. Л. 428-430; Д. 67. Л. 312-312об.; Д. 77. Л. 17-18.

[16] Куликов В.В. Земские учреждения и правительственный контроль: (Вторая половина XIX – начало XX в.). М., 2001. С. 132-133.

[17] Там же. С. 137 – 138.

Источник