Исследовательская работа польза дождевого червя

КОМИТЕТ АДМИНИСТРАЦИИ ЗАРИНСКОГО РАЙОНА ПО ОБРАЗОВАНИЮ И ДЕЛАМ МОЛОДЁЖИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГОЛУХИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» ЗАРИНСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ

районная ученическая научно-практическая конференция

 «ИНТЕЛЛЕКТуал – 2016»

Направление «Юный исследователь»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

ПО ТЕМЕ «Какая польза от дождевых червей»

выполнила Калинина Кристина,

ученица 1 класса

руководитель Дальгаймер Оксана Алексеевна,

учитель начальных классов

Ст. Голуха

2016

Оглавление:

  1. Введение………………………………………………………… .  3 стр.
  1. Актуальность темы……………………………………………3 стр.
  2. Объект исследования…………………………………………..3 стр.
  3. Предмет исследования…………………………………………4 стр.
  4. Цель исследования…………………………………………….4 стр.
  5. Задачи исследования…………………………………………..4 стр.
  6. Гипотеза исследования………………………………………..4 стр.
  7. Методы исследования………………………………………….4 стр.
  8. Актуальность темы исследования……………………………4 стр.
  9. Обоснование оригинальности исследования…………………4 стр.
  1. Основная часть……………………………………………………..5 стр.
  1. Описание  дождевых червей…………..………………………5 стр.
  2. Жизнедеятельность дождевых червей……………………….5 стр.
  3. Вред, который приносят люди дождевым червям…………..5 стр.
  1. Практическая часть

3.1. Наблюдения за дождевыми червями…………………..……9 стр.

3.2. Результаты наблюдений……………………………………..9 стр.

  1. Заключение…………………………………………………………9 стр.
  1. Список используемой литературы………………………………..9 стр.
  1. Приложения……………………………………………………… 10 стр.

«Вряд ли найдутся другие животные, которые играли бы столь большую роль в истории мира, как дождевые черви» Чарльз Дарвин, натуралист

  1. Введение.        
  1.  Актуальность темы.

Летом, гуляя по улице с друзьями после дождя, мы увидели, что на асфальт вылезло много дождевых червей. Все стали их давить. Я стала останавливать ребят. А Ваня мне говорит: «Какая польза от твоих червей?!» Я очень расстроилась.  А потом, когда у нас был урок окружающего мира, я вспомнила об этом случае и рассказала своей учительнице. «Дождевые, или земляные черви являются главными друзьями почвы– сказала мне Оксана Алексеевна, –  Не переживай, мы докажем ребятам, что дождевые черви приносят огромную пользу и нуждаются в охране».

Я удивилась. Как же мы это докажем? Учительница предложила мне исследовать жизнь дождевых червей. Понаблюдать за ними. Мы решили выяснить, как черви влияют на состав почвы, на растения. Я призналась, что немного побаиваюсь дождевых червей. Но учительница меня успокоила, сказав, что я к ним привыкну и может быть даже полюблю.

 Итак:

  1. Объект исследования.

Объектом моего исследования являются дождевые черви.

  1. Предмет исследования.

Предметом моего исследования жизнь дождевых червей.

  1.  Цель исследования.

Цель моего исследования -доказать, что дождевые черви приносят пользу, поэтому нуждаются в охране.

  1. Задачи исследования:
  • Изучить литературу о дождевых червях;
  • Составить план исследования;
  • Выяснить, как черви влияют на состав почвы;
  • Выяснить, как нахождение червей в почве влияет на рост растений.
  1. Гипотеза исследования.

Дождевые черви перерабатывают органические вещества, находящиеся в почве, превращая их в питательные элементы, которые с легкостью впитываются растениями, растения лучше растут.

  1. Методы исследования.

Методы исследования, которыми я пользовалась: 

-эмпирические: наблюдение, систематизация, описание.

  1. Актуальность темы исследования.

Оригинальность своего исследования я вижу в том, многие люди мало задумываются о гармонии в мире природы. Некоторые считают себя выше других существ на планете Земля. Маленькие дождевые черви кажутся им бесполезными животными. Но в природе, даже такое маленькое существо, как дождевой червь, играет огромную роль. Я хочу, чтобы люди задумались о сохранности нашей планеты Земля.

  1. Основная часть. 

Для начала я решила найти информацию о дождевых червях в дополнительных источниках. Я была удивлена.

2.1. Описание дождевых червей.

Оказывается, что земляные или дождевые черви обитают на всех континентах кроме Антарктиды. Длина тела – от 2 см до 3 м. При передвижении дождевые черви опираются на короткие щетинки, расположенные на каждом сегменте кроме переднего.

  1. Жизнедеятельность дождевых червей.

На протяжении миллиарда лет, земляные или дождевые черви трудятся на благо земли, создавая плодородную почву. Польза червей велика! В лесах, на лугах постоянно накапливается много засохших, увядших растений, останков животных. дождевые черви поглощают все органические отходы (это сухие листья, корни, умершие животные), превращая их в бесценный гумус. Гумус доставляет растениям необходимые питательные вещества, обогащая почву, делая ее плодородной. Земляные черви роют ходы, рыхлят землю. По этим ходам к корням растений легко проходят вода и воздух. На такой земле лучше растут травы, деревья. Так что черви должны быть желанными гостями на наших огородах. Чем больше их будет, тем богаче станет почва на грядках, а от этого будет лучше урожай.

  1. Вред, который приносят дождевым червям люди.

К сожалению, дождевые черви сейчас находятся в большой опасности. Виной тому активное применение в сельском хозяйстве химических веществ. Обрабатывая поля различными ядохимикатами для борьбы с вредителями, люди уничтожают и таких полезных червей. Большой урон червям приносит перекапывание почвы. В этом случае земля пересыхает под палящим солнцем и черви, испытывая недостаток влаги, погибают. Весной на перекопанной земле, черви становятся легкой мишенью для птиц. Перекопав землю поздней осенью, люди разрушают норки червей, успевших устроиться зимовать.

  1. Практическая часть.
  1. Наблюдения за дождевыми червями.

Я подумала, что рассказать одноклассникам всё это будет недостаточно. И тогда я решила провести наблюдения за дождевыми червями в классе вместе с ребятами.  Первое, что я хотела доказать – это пользу дождевых червей. Так как я побаивалась червей, то попросила знакомую девочку Наташу мне их накопать в огороде. Червей я поместила в два горшочка. Один с землёй, а в другой насыпала смесь глины, песка и неплодородной земли. Я решила понаблюдать, действительно ли дождевые черви могут переработать органические вещества и превращать их в гумус. Третий горшочек был просто с землёй, подобной той, которая была в горшочке с червями.

Так же я взяла два кашпо с одинаковыми растениями – цикломенами. Я решила пересадить через два месяца растения в землю, в которой находились черви, и в землю, где червей не было.

Наблюдая за ростом растений, я могла доказать, действительно ли почва, в которой жили черви, наиболее плодородна.

  1. Результаты наблюдений.

Свои опытные наблюдения я начала в сентябре 2015 года. Я не забывала увлажнять раз в неделю почву в горшочках. Так же в горшочки я положила для питания червям листья и корешки.

Читайте также:  Аюрведа о пользе горячей воды

 Свои первые открытия я сделала в конце ноября. Вместе с ребятами мы рассмотрели землю в горшочках и обнаружили в горшочке с землёй маленькие шарики. Как оказалось, это были личинки дождевых червей. Возможно они попали в горшочки вместе с землёй из сада, а может их отложили и те черви, которых я положила в горшок. Каково же было наше удивление, когда смесь песка, глины и земли стала наиболее рыхлой.

-Вот видите, -сказала я ребятам,- как изменилась земля. Она действительно становится лучше и плодороднее. Они согласились со мной.

Наблюдая за червями в декабре, я обнаружила, что они малоподвижны. Я испугалась, что они заболели. Но учительница сказала, что они впали в спячку. И до весны наши наблюдения за червями нужно отложить.

Поэтому я перешла к наблюдению за растениями.

Я осторожно вынула червей из горшочка и поместила их в ящичек с землёй. Ящик поместила в тёмное место до весны. В горшочек я пересадила один из цикломенов, которые приготовила с осени. Второй цикломен я пересадила в горшочек, в котором черви не жили. Я наблюдала за цветами до середины февраля.

Наблюдая за кашпо с цветами, я сделала следующие выводы:

-земля, где находились червяки, менее усела, чем в кашпо без червяков, следовательно, она менее плотная, в ней содержится больше воздуха;

-цикломен в кашпо с червяками в середине февраля набрал цвет и готов зацвести, а цветок в другом кашпо видимо зацветёт позже, следовательно, земля в кашпо с червяками более плодородна.

Я с уверенностью уже могу сказать, что моя гипотеза подтвердилась. Дождевые черви перерабатывают органические вещества, находящиеся в почве, превращая их в питательные элементы, которые с легкостью впитываются растениями.

Следовательно, обогащая почву, дождевые черви приносят пользу человеку, так как земля кормит человека. Поэтому дождевой червь нуждается в охране.

Мой одноклассник Ваня обещал больше никогда не обижать дождевых червей, а ребята решили, что во время дождя мы будем просто смотреть под ноги, чтоб не раздавить наших младших друзей – червей.

В приложении 1 к своей работе я разместила памятку «Как беречь дождевых червей на садовом участке», которую настоятельно рекомендую прочитать взрослым.

Приложение 1

Памятка «Как беречь дождевых червей на садовом участке»

Главный враг дождевых червей – неразумный человек. Неразумными действиями и ядохимикатами человек может погубить червей и разрушить плодородие почвы. Поступайте следующим образом:

  • сведите к минимуму использование ядохимикатов, черви очень чувствительны к ним;
  • используйте для перекопки не лопату, а вилы, так как разрубленные лопатой черви погибают;
  • переуплотнение почвы губит червей, почва должна быть рыхлой;
  • необходимо поддерживать достаточно высокую влажность почвы, черви не боятся затопления.

Источник

Номинация: естественнонаучная

                   Автор: Власенко Диана Андреевна,

ученица 2 класса

Руководитель: Паладьева

Татьяна Валерьевна,

МКОУ «Самарская СОШ»,

учитель начальных классов

2014-2015гг.

Нет сомнения, что вряд ли есть еще другие животные,

которые сыграли бы столь важную роль в истории мира,

как эти низкоорганизованные существа.

Чарльз Дарвин , (1881)

Введение…………………………………………………………………………………3 
Глава 1. Теоретическая часть…………………………………………………..5
1.1 Кто такие дождевые черви?                                                                                                      1.2 Виды дождевых червей…………………………………………6
1.3 Жизнь дождевых червей……………………………………………………..7
1.4 Польза червей……………………………………………………………………..8
1.5 Интересные факты из жизни червей…………..…………………. 9                                      

Глава 2. Практическая часть
2.1 Анкетирование………………………………………………………………….10
2.2 Эксперимент……………………………………………………………………..11
2.3 Интервьюирование…………………………………………………………….12
Заключение………………………………………………………………………………13
Список литературы……………………………………………………………………14
Приложения
Приложение 1…………………………………………………………15
Приложение 2…………………………………………………………16

Введение

    Кто не видел дождевых червей? Да наверное все. Однако многие даже не догадываются, какую пользу они нам принесли и несут. Эти животные являются главными «улучшателями» почвы, и польза от них никем и ничем не может быть заменена полностью. Дождевые черви мне, представлялись существами загадочными: как они, такие мягкие и нежные, живут в земле? Зачем они?

Как возникла тема  работы?

   Весной мы с родителями работали на огороде. Папа перекапывал землю, а я наблюдала, как папа аккуратно копает, чтоб не поранить дождевых червей. На нашем огороде их достаточно много. Я поинтересовалась, почему он так обращается с червями? Он ответил, что они приносят огромную пользу почве, растениям. Мне стало очень интересно, как такие маленькие существа могут приносить пользу.

Объектом исследовательской работы является дождевой червь.
Предметом исследования является роль и значение дождевого червя в природе.

Целью работы является рассмотрение полезной деятельности дождевого червя.

Для достижения этой цели передо мной стоял ряд следующих задач:

1. Изучить литературу по данной теме.

2. Уточнить представление о дождевом черве, его приспособленности к жизни под землей и проследить за жизнью червей на поверхности.

3. Выяснить, какую роль играют в нашей окружающей среде дождевые черви.

В работе были использованы различные методы: 

1. Изучение литературы по данной теме.

2. Сбор информации в сети Интернет.

3. Анкетирование.

4. Интервьюирование.

5. Эксперимент.

Актуальность проблемы

   Почвенный покров — главный источник получения продуктов питания. Сохранение почвенного покрова — одно из условий обеспечения и поддержания экологического равновесия в биосфере. Важнейшим показателем плодородия почвы является содержание в ней органического вещества — гумуса.

Читайте также:  Польза можжевельника для организма человека

   В результате сельскохозяйственной деятельности человека происходит загрязнение почвы, и даже её уничтожение.  Перепахивание земель, применение химикатов, все это ведет к ухудшению почвы.

   Влияние микроорганизмов и других живых организмов на улучшение почвы очень велико, например дождевые черви принимают участие в образовании перегноя, который повышает плодородие почвы.

Гипотеза.
   Мы считаем, что деятельность дождевого червя способствует  повышению плодородия почвы и наилучшему росту растений. 

Исследовательская работа проводилась в с.Самарка  Локтевского района.

1. Теоретическая часть

1.1. Кто такие дождевые черви?

   Слово «червь» не имеет строгого научного значения – так обычно называют самых разных беспозвоночных животных с вытянутым мягким телом.

    Определение в энциклопедии дождевые  черви – земляные черви, общее название ряда семейств кольчатых червей, класс малощетинковых. Тело состоит из колец или сегментов (от 80 до 300).  Все сегменты, кроме переднего, несут по 8 коротких щетинок, служащих опорой при ползании.

1.2. Виды дождевых червей.

    Дождевых червей, которые обитают в нашей стране можно разделить на два вида, которые отличаются по биологическим особенностям. К первому виду можно отнести червей, которые питаются на поверхности почвы (подстилочные), а ко второму, которые обитают и питаются в слоях почвы (норные).                              

    Первый вид обитает постоянно на поверхности почвы, его представители не опускаются в слои почвы, которые находятся ниже 10-20 сантиметров.                                                                              

    Представители червей, которые относятся ко второму виду, разворачивают свою деятельность исключительно на глубине до 1 и более метров. При необходимости они высовывают из земли лишь переднюю часть тела.

1.3. Жизнь дождевых червей

   Черви ведут ночной образ жизни. Днем червь прячется в норке (норка – это узкий длинный канал, который в жаркое лето может достигать глубины 1,5 метров, с расширением в конце для разворота) головой к входу, который прикрыт листьями, хвойными иглами и прочим мусором.

   Ночью они поедают большую часть корма. Продвигаясь вперед, дождевые черви заглатывают землю, пропуская ее через кишечник, и выбрасывает позади себя, измельчая, перемешивая и обогащая перегноем. Мелкие частички пищи они могут затаскивать к себе в норы. У червей наблюдается очень большой аппетит. Только за одни сутки он может съесть объём корма, который сопоставим с ним по массе, то есть 3-5 грамм.

   Черви постоянно занимаются роющей деятельностью, в результате чего слой земли всегда находится в движении.

   Деятельность червей не одинакова в разные сезоны. При наступлении неблагоприятных погодных условий они опускаются глубоко в почву и впадают в пассивное состояние: перестают питаться, свертываются в клубок, все их жизненные функции приостанавливаются. Свертывание в клубок и образование капсулы способствуют сохранению необходимой  влаги и уменьшают теплоотдачу.

1.4. Польза червей

    Польза дождевых червей заключается в быстром восстановлении земли от химических ожогов и других неблагоприятных воздействий.

    Заслуга дождевых червей в природе очень велика и вряд ли чем-то может быть заменена. Огромная роль в разложении органических веществ – принадлежит червям. Дождевые черви обогащают почву ценнейшим удобрением – гумусом. Дождевые черви, проделывая норки, способствуют проникновению в глубь почвы воды и воздуха, необходимых растениям.

    В живой природе черви держатся мест, где большое количество органических отходов. В  пример можно привести лес. Когда осенью выпадет листва, её необходимо будет куда-то девать. На помощь тут придут,  конечно же, дождевые черви, разложат её до стадии компоста, и внесут это ценнейшее удобрение в почву. Так и происходит почвообразование.  Наличие червей в почве это  показатель ее плодородия и здоровья.

    Помимо пользы, которую земляные черви приносят растениям, они также служат кормом для птиц.

1.5.Интересные факты, о червях.

1.В почве сада на каждом гектаре проживает до 100 тысяч червей. Общими усилиями они перемещают за год более 30 тонн земли.

2.Ученые открыли в коже дождевого червя клетки, которые заменяют ему глаза. Такие клетки расположены по всему телу.

3.Дождевые черви работают двадцать четыре часа в сутки.

4.Дождевые черви – гермафродиты,  они сами оплодотворяют свои яйца, после чего откладывают их в своей норке в виде коконов.

2. Практическая часть

2.1. Анкетирование

    Чтобы выяснить, знают ли, мои одноклассники о пользе дождевого червя мы провели анкетирование. (Приложение 1)                                               Анкетирование проводилось среди учеников начальных классов по следующим вопросам.                                                                                                             1. Встречались ли вам дождевые черви? (да, нет)

2. Где вы их видели? (на грядках, в навозе, на дорогах)

3. Как вы думаете,  где они живут? (под землей, в огороде, в навозе)

4. Знаете ли вы, почему червей называют дождевыми? (они выходят наружу во время дождя, они любят дождь, они всегда мокрые)

Читайте также:  Польза активированного угля для почек

5. Как вы думаете, полезны ли эти черви? (да, нет, не знаю)

6. Почему выползают черви после дождя на поверхность? (Им тяжело дышать под землёй, умываться, купаться, подышать свежим воздухом)

    Нами установлен следующий результат: 38% считают, что червь полезен; 42% считают, что червь не полезен; 20% – не знают, полезен или нет.

   Рис. 1 Соотношение учеников начальной школы, при анкетировании.

   Можно сделать следующий вывод: наша работа позволит познакомить учеников с полезной деятельностью дождевого червя.

2.2. Эксперимент

   Изучили литературу, провели анкетирование, осталось  провести эксперимент. (Приложение 2)             

   Мы посадили 2 июня картофель одинакового размера и сорта в разных местах. В одном месте достаточное количество червей, а в другом их нет вообще.

   Первые всходы появились 14 июня у картофеля в месте, где есть дождевые  черви, другой картофель взошел позже 18 июня.

   Уже 21 июня мы измерили высоту кустов, первый куст был 15 см, а второй – 5 см. В этот же день мы окучили картофель.

   С 15 по 20 июля обильно цвел куст, который взошел первым. Второй же, так и не зацвел. 2 августа мы еще раз измерили высоту наших кустов картофеля, первый – 90 см, а второй – 50 см.

   Пришло время собирать урожай. Мы выкопали наш картофель 20 сентября и вот, каков результат: с куста, посаженного в месте, где много червя урожай  составил 4 кг 355 г, а с куста, где в земле нет червей – 1 кг 29 г.

   Таким образом, можно  сделать вывод, что деятельность дождевого червя способствует  повышению плодородия почвы и наилучшему росту растений. Наша гипотеза подтвердилась. Следовательно, можно доказать что деятельность маленького существа – очень велика.

   Еще необходимо учитывать, что картофель, посаженный в месте без дождевого червя, постоянно получал уход – его регулярно поливали и рыхлили.  А вот большой урожай собрать с другого куста получилось, благодаря маленьким «труженикам».

2.3. Интервьюирование

   В рамках данного исследования мы взяли интервью у учителя биологии Поповой Олеси Николаевны. Она рассказала, что червей называют «плугом земли», потому что они начали рыхлить землю раньше, чем человек. Их называют «санитарами земли», потому что, пропуская землю через свой желудок, они избавляют нас от вредных микроорганизмов, а значит, и от болезней. О них говорят – «живые удобрения» для растений, потому что они обогащают почву питательными веществами. А значит, их можно назвать «сокровищами, живущими под землей».
   Олеся Николаевна также рассказала нам теорию о червях и о том, почему черви выползают на поверхность после дождя. Она предложила нам книги, в которых рассказывается о червях.
Взяв интервью, мы пришли к выводу, что наша гипотеза подтверждается.

Заключение

     Мы очень рады, что данный эксперимент подтвердил наши ожидания. Предметом нашего дальнейшего исследования будет  разведение дождевых червей на своем участке, с целью повысить урожай на всей площади своего огорода.                                    

    Очень большую пользу с помощью червей можно принести своему огороду, саду или небольшому приусадебному хозяйству. Для этого нужно лишь научиться, самому  разводить червей, а сделать это очень просто. Достаточно выкопать в огороде яму и складывать туда все органические отходы. Со временем черви там появятся сами.

    Знания, полученные при проведении самостоятельных наблюдений, помогут мне и другим обучающимся понять значение деятельности дождевых червей в процессе почвообразования, применять свои знания во время практики на пришкольном участке.

Список литературы

1. Биология: Животные: Учеб. Для 7-8 кл. общеобразоват. учреждений /Б.Е. Быховский, Е.В. Козлова, М. А. Козлов и др.; Под ред. М. А. Козлова. – 25-е изд. – М.: Просвещение, 1997.
2. Биология: Справ. материалы. Учеб. пособие для учащихся /Д.И. Трайрак, Н.И. Клинковская, В.А. Карьенов, С.И. Балуев; Под ред. Д.И. Трайрака. – М.: Просвещение, 1983. – 208 с.
3. Захаров В. Б., Сонин Н. И. Многообразие живых организмов: Учеб. Для общеобразоват. учеб. заведений. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001.

4. Грин Пик . https://www.green-pik.ru/sections/6.html 

5. Gardenia.ru   Зиборова Е.Ю. https://www.gardenia.ru/pages/4ervi_001.htm

6.  Ботаничка.ru https://www.botanichka.ru/blog/2010/03/20/earthworm/

Приложение 1

Анкета

1.Встречались ли вам дождевые черви?                              

а) да                 б) нет

2. Где вы их видели?                                          

 а) на грядках           б) в навозе         в) на дорогах

3. Как вы думаете,  где они живут?

 а) под землей              б) в огороде      в)  в навозе

4. Знаете ли вы, почему червей называют дождевыми? 

а) они выходят наружу во время дождя                        

б) они любят дождь

в) они всегда мокрые

5. Как вы думаете, полезны ли эти черви? 

а) да            б) нет           в) не знаю

6. Почему выползают черви после дождя на поверхность? 

а) им тяжело дышать под землёй            

б) умываться

в) купаться подышать свежим воздухом

Источник