Эссе о пользе и вреде ницше

Эссе о пользе и вреде ницше thumbnail

Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:

Эссе*

Код372924
Дата создания09 января 2018
Страниц 4

Мы сможем обработать ваш заказ 23 декабря в 12:00 [мск]

Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.

Описание

Анализ работы Ницше «Несвоевременные размышления: О пользе и вреде истории для жизни» …

Содержание

Неисторическое следует отличать от над-исторического.
Неисторический взгляд предполагает веру в лучшее будущее, взгляд на прошлое ради понимания настоящего и веры в лучшее будущее. История развивается от плохого к хорошему. Этот взгляд только кажется историческим, но по сути он неистоический.
Над-исторический взгляд предполагает «…мир в каждое отдельное мгновение… как бы остановившимся и законченным». Это значит, что акцент с прошлого переносится на настоящее, внутри которого необходимо сочинить, придумать, построить свое будущее не оглядываясь назад. События в прошлом, часто носили случайный характер, поэтому тратить время на выявление причин и закономерностей пустая трата времени. Чрезмерное внимание к прошлому ведет к пресыщению. События и люди перестают различаться и наводят скуку.
Тем не менее, в конце статьи Ницше приходит к выводу, что неисторическое и надисторическое могут быть лекарством против исторической болезни, т.е слепого преклонения перед историей.
Под неисторическим теперь понимается искусство и способность забывать.

Введение

Через все эссе, Ницше проводит мысль о том, что при избытке исторического сознания, при зацикленности на прошлом, жизнь разрушается, а вслед за ней умирает и история.
Зачем нужно знать историю ? Как к ней относится ? История это красивая антикварная драгоценность или она прямо влияет на нашу деятельность в настоящем ? История в качестве красивой антикварной безделушки вызывает у Ницше глубокую ненависть.
Животные счастливы, потому что не помнят о прошлом, они живут в настоящем. Человек не может научиться забвению, он прикован к нему намертво. Именно забвение, согласно Ницше, необходимое условие счастья. Куда бы ни пошел человек прошлое его преследует. Оно лежит на плечах тяжелым грузом, мешает идти вперед. Неспособность забывать приводит к потере себя, субъект рассыпается. Способностью помнить и забывать необходимо управлять. Память должна подчиняться человеку, а не человек памяти. Успеха добьется только тот, кто освоит навык управления памятью.
Где найти ту меру когда неспособность забвения оказывается опасной для сохранения жизни и в какой мере необходимо оставить способность помнить, чтобы не скатиться до уровня животного ? Помнить необходимо лишь то что пойдет на пользу. Найти необходимую границу поможет инстинкт или интуиция. Историческая память мешает вернуться к непосредственным желаниям и влечениям, мешает развитию здорового организма, но отказаться от нее совсем нельзя. Из неисторического рождаются самые великие дела.

Фрагмент работы для ознакомления

Историческое событие познанное историком целиком и полностью становится мертвым, т.к вопросов больше не остается. Оно становится не интересно. Хотя и сохраняет потенциальную силу повлиять на историка как на человека, а не ученого. История должна служить жизни, а не наоборот. История как строгая наука принесет больше вреда чем пользы.
В какой мере жизнь нуждается в истории ? Жизнь нуждается в услугах истории, но всегда важно помнить, что «избыток истории вредит жизни».
Ницше различает три рода истории — монументальный, антикварный и критический.
Монументальная история принадлежит человеку «деятельному и стремящемуся», антикварная «охраняющему и почитающему», критическая «страждущему и нуждающемуся в освобождении».
В целом «История принадлежит прежде всего деятельному и мощному, тому, кто ведет великую борьбу…» Человек идущий вперед, способный двигать историю вперед оглядывается на прошлое только чтобы перевести дух. Его цель счастье целого народа, история для него средство против покорности судьбе. Покорность судьбе его главный враг, он должен сам построить свою судьбу или умереть. Жизнь только ради жизни не стоит того, чтобы волноваться о ней. Это возвышает до олимпийских богов и научает снисходительному презрению.
Великие свершения прошлого могут служить примером и поводом к действиям великого человека. Если они были возможны в прошлом значит могут быть возможны сейчас. Но важно помнить, что монументальная история вдохновляющая смелые натуры на подвиги может оказаться в руках эгоистов и злодеев. Воодушевление превращается в фанатизм. Эгоисты и злодеи способны только на одиозные поступки, особенно в масштабах мировой истории.
Антикварное отношение к истории способно только сохранять жизнь, точнее бальзамировать ее как египетскую мумию, но не способно давать жизнь новому как это возможно при монументальном отношении. При антикварном отношении историков любая мелочь из прошлого превращается в сокровище лишь благодаря своему возрасту и ореолу святости, который ее окружает. Здесь совсем нет чуткости к новому, которая есть в монументальном отношении.
Отношение к событиям прошлого хорошо видно на примере искусства. Многие думают, что шедевры прошлого сделаны, чтобы их слепо копировали и лишь немногие понимают, что они сделаны вопреки своему настоящему, они нарушают правила принятые в их время и именно через нарушение развивается искусство. Художник настоящего должен понимать, что на шедевры прошлого можно равняться только в смысле их смелости, инаковости общепринятому канону. Современный художник должен создать свой собственный шедевр через отрицание общепринятого.
Критическое отношение к истории предполагает способность «…разбивать и разрушать прошлое, чтобы иметь возможность жить дальше…» Ради этого он должен судить историю как за все хорошее так и за все плохое что в ней было.
Благодаря критическому взгляду часто можно увидеть сколько несправедливости заключается в существовании какой-либо вещи, например, династии или практики в широком смысле слова. Такая вещь должна быть уничтожена без сожаления и сантиментов.
Современный человек привык иметь дело с множеством разрозненных исторических фактов, которые превращают его в «ходячую энциклопедию».
Как правило, такие люди совершенно не видят связи истории, которую они вызубрили и жизнь, которой они живут. Такого понимания от них никто и не требует. Многознание исторического знания ее пониманию не научает. Понять историю значит видеть ее прямую связь с поступками людей, с тем как они жили, что делали и чего не делали. Напротив, у тех современников, кто привык действовать наблюдается не знание и не понимание закономерностей исторических процессов. Между ними стоит требование понимать историю как строгую науку, т.е объект академического изучения в рамках институтов.
История как наука превращается в архив бесполезных, разрозненных сведений. Таким образом, мы можем наблюдать с одной стороны знание истории, но не желание что-то делать, а с другой, желание делать, но не знание истории.
Знание множества исторических фактов без понимания значения хотя бы одного приводит к поверхностному отношению к истории вообще. Как следствие отсюда слабость личности, не желание что-то менять в жизни. Избыток исторического знания рождает иллюзию знания справедливости, иронию к себе, цинизм и эгоизм. В идеале разрыв между формой и содержанием, внутренним и внешним должен быть преодолен. Современный человек превращается в пассивного созерцателя исторических событий. История подавляет инстинкты, превращает личность в собственную тень, заставляет человека носить маски удобные для социума. Иными словами, мешает быть самим собой. Вместо того, чтобы учить человека быть честным с самим собой и с другими, история обманывает его сообщая только хорошее. Обманутые люди не смогут построить культуру отвечающую их действительным потребностям.
Философия теряет свой смысл когда превращается только в историю философии. Античные философы шли на смерть за свои убеждения, поэтому их слова стоили дорого, слова современных мыслителей ничего не стоят, потому что не связаны ни с каким действием и оттого похожи больше на пустую, наукообразную болтовню.
Понять историю могут только сильные личности, слабых она превращает в форму людей, слабый человек становится собственной функцией, играет роль человека нежели живет человеком с большой буквы.

Читайте также:  Наставляй если наставление принесет пользу

Список литературы

Список литературы
Ф. Ницше «Несвоевременные размышления: О пользе и вреде истории для жизни»
https://nietzsche.ru/works/main-works/history/

Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.

* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.

Источник

Р. И. Фаезова, Г. Б. Сайфутдинова Казанский государственный энергетический университет, г. Казань, Республика Татарстан, Россия

Summary. A work of Friedrich Nietzsche, “On the Use and Abuse of History for Life” was written in October – November 1873 and published in February 1874.

In this paper contains a critical analysis of the overall situation in historical scholarship in the second half of XIX century, examines the influence of history on the formation of the world people as well as present their own view of history of Friedrich Nietzsche.

Key words: critical analysis of the general situation in a historical science; the concept of the history of Friedrich Nietzsche.

В cвоей работе «О пользе и вреде истории для жизни» Ницше выступает с позиций идеализма против отношения к истории как к науке. Он противопоставляет этому взгляду собственную концеп­цию, основанную на интуитивном понимании истории и философии жизни. Также характеризуются и критически оцениваются попу­лярные во времена Ницше концепции истории Гегеля и Эдуарда фон Гартмана. Работа Ницше интересна современному историку не только своей оригинальностью, но и тем, что некоторые её положе­ния актуальны до сих пор, а также тем, что отражение взглядов Ницше можно видеть в современной ситуации в теории и методоло­гии истории [1]. Служить жизни – основное требование Ницше к ис­тории. Он связывает появление истории с психологической способ­ностью человека помнить то, что уже произошло. В результате, он считает, что история зависит от психологических особенностей лю­дей и должна соответствовать их определённым психологическим запросам. На основе этого деления людей на психологические типы он выделяет три «рода» истории: монументальный, антикварный и критический. Монументальная история нужна деятельному челове­ку, который ведёт борьбу и нуждается в образцах для подражания, учителях, которых не может найти среди современников.

Читайте также:  Вчерашние ошибки пойдут нам на пользу

Польза этого рода истории заключается в том, что человек учится пони­мать, «что-то великое, что некогда существовало, было, во всяком случае, хоть раз возможно», и это даёт ему силы пройти свой путь с большим мужеством [2]. Антикварная история необходима для вос­питания уважения к прошлому своего народа, с детства прививает человеку любовь к Родине, предкам, чувство общности судьбы со своим народом. Благодаря этому виду истории люди хранят и бере­гут свидетельства истории, памятники прошлых лет. Ницше так ха­рактеризует критическую историю: «человек должен обладать и от времени до времени пользоваться силой разбивать и разрушать прошлое, чтобы иметь возможность жить дальше; этой цели дости­гает он тем, что привлекает прошлое на суд истории, подвергает по­следнее самому тщательному допросу и, наконец, выносит ему при-говор.»[2]. Некоторые положения работы Ницше признаются и со­временными учёными как актуальные.

Библиографический список

1. Коломийцев В. Ф., Блок М., Поппер К., Медушевский О. М., Тош Д. Филосо­фия и методология истории. – М., 2002.

2. Ницше Ф. «О пользе и вреде истории для жизни» // Сочинения. – В 2 т. -М., 1990. – Т. 1. – С. 159.

  1. КРАТКИЙ анализ работы м. вебера
  2. 1 Понятие жизни в философии Ф. Ницше. “Воля к власти”
  3. Ситуация для анализа «Любите ли вы свою работу?»[1]
  4. В наши задачи в рамках настоящей работы не входит подробный позитивный экономический анализ истории права.
  5. ГЛАВА 7 ПОЛЬЗА ДУШЕВНОГО ЗРЕНИЯ В ЖИЗНИ
  6. 2. Изменение текущего состояния спасателя при ведении работ в условиях риска, опасности для жизни, длительных и интенсивныхфизических нагрузок, острых эмоциональных воздействий:
  7. «Активное воображение» — это метод, который ис­пользуется в работе с бессознательными содержаниями.
  8. Нужна ли смерть жизни (для жизни)?
  9. 2.2.3. Нужна ли смерть жизни (для жизни)?
  10. КРАТКИЙ СПИСОК КНИГ ПО ИСТОРИИ СОЦИАЛИЗМА-
  11. 3.2.2. Краткий анализ исследований психогенных расстройств в экстремальных ситуациях
  12. И. Г. Гердер МЫ УЧИМСЯ ДЛЯ ЖИЗНИ, А НЕ ДЛЯ ШКОЛЫ (1800 г.)
  13. Краткая история библейского кода
  14. Краткая история английской контактерши
  15. Краткая история китайского самородка

Источник

Введение

Эссе Фридриха Ницше «О пользе и вреде истории для жизни» было написано в октябре – ноябре 1873 года и опубликовано в феврале 1874 года. Это эссе должно было стать вторым по счету в серии критических эссе под общим названием «Несвоевременные размышления». В этой серии Ницше планировал написать эссе, посвященные Давиду Штраусу, ситуации в философии, литературе, искусстве, высшей школе, филологии, религии и др. Но из задуманного было написано лишь четыре очерка: «Давид Штраус, исповедник и писатель» (1873), «О пользе и вреде истории для жизни» (1874), «Шопенгауэр как воспитатель» (1874), «Рихард Вагнер в Байрете» (1875-1876).

Эссе «О пользе и вреде истории для жизни» является в данном ряду одним из самых интересных произведений Ницше. В этой работе содержится критический анализ общей ситуации в исторической науке во второй половине XIX века, рассматривается влияние истории на формирование мировоззрения людей, а также излагается собственная концепция истории Фридриха Ницше.

ХIХ век по праву считают «веком исторической революции», это было время, когда закладывались основы современной теории и методологии истории. Вплоть до середины ХIХ в. история рассматривалась как одна из отраслей литературы, и только благодаря усилиям таких выдающихся философов как И.Т. Гердер, Гегель, К. Маркс, Ф. Энгельс, О. Конт, Л. Ранке и др. изменилось отношение к истории, за ней признали право называться наукой.

Особый вклад в дело разработки теории и методологии истории во второй половине XIX века внесли позитивисты, одним из
видных представителей которых был немецкий историк Леопольд Ранке. Критика концепции истории позитивистов и, прежде всего, Ранке, занимает основное место в эссе «О пользе и вреде истории».

Позитивисты путем тщательного анализа и критики источников старались поставить историю на уровень точной науки подобной естествознанию. Для них исторический метод был синонимом критического анализа источников. Главный посыл историков-позитивистов заключался в «уникальности» исторических событий. Леопольд Ранке отрицал причинность в историческом процессе, для него задачей исследователя было простое описание уникальных и неповторимых исторических событий. По словам современного историка В.Ф. Коломийцева, «позитивисты не считали исторический факт сложной проблемой. Свою задачу они видели в кропотливом сборе фактов, которые как бы «говорили сами за себя»»[1].  

Читайте также:  Польза тунца для организма человека

Таким образом, внимание позитивистов сосредоточено на мельчайших исторических фактах, из которых они создавали относительно связные и устойчивые исторические комплексы.

Благодаря научным разработкам позитивистов, а также К.Маркса и Ф. Энгельса, история начинает отстаивать свое право называться наукой, разрабатываются основные идеи философии истории как науки, формулируются основные положения методологии истории. Но были и противники этого процесса, отказывающиеся признать за историей право называться наукой, настаивающие на том, что история по своей сути ближе к искусству, чем к науке. Одним из этих противников и выступил Фридрих Ницше. В этом споре нашла свое отражение продолжающаяся по сей день борьба в понимании истории между материалистами и идеалистами. Это борьба идет не только вокруг проблемы, является ли история наукой, но и вокруг того, может ли быть достигнута исследователем объективная истина.

В своем эссе «О пользе и вреде истории для жизни» Ницше выступает с позиций идеализма, против отношения к истории как к науке. Он противопоставляет этому взгляду собственную концепцию, основанную на интуитивном понимании истории и философии жизни. Также в эссе характеризуются и критически оцениваются популярные во времена Ницше концепции истории Гегеля и Эдуарда фон Гартмана.

 Концепция истории Ницше интересна современному историку не только своей оригинальностью, но и, тем, что некоторые ее положения актуальны до сих пор, а также тем, что отражение взглядов Ницше можно видеть в современной ситуации в теории и методологии истории.

Отдельных научных работ посвященных этому эссе нет, но есть работы, посвященные общему анализу философии Ницше, которые затрагивают среди прочих вопросов, взгляды философа на историю. Одной из научных работ по этому вопросу является книга Артура Данто «Ницше как философ». В ней подробно и тщательно анализируются взгляды Ницше на искусство и мораль, дается оценка таким основополагающим положениям его философии, как воля к власти, вечное возвращение, сверхчеловек. Также следует отметить таких авторов, как Карл Левит, Фридрих Юнгер, Евгений Трубецкой[2], чьи работы позволяют получить достаточно целостное представление о философии Фридриха Ницше.

Немало работ, посвященных разработке взглядов на историю так называемых «философов жизни», одним из которых являлся и Фридрих Ницше. Это, прежде всего, раздел, написанный А.И. Василенко в «Философии истории» под редакцией А.С. Панарина, также статья И.И. Блауберга в «Философском словаре» под редакцией И.Т. Фролова[3].

Получить представление о состоянии современной теории и методологии истории позволяют труды В.Ф. Коломийцева, М. Блока, К. Поппера, О.М. Медушевской, Д. Тоша, авторов сборника «Философия и методология истории», выпущенного Благовещенским Гуманитарным колледжем им. И.А. Бодуэна де Куртенэ и др.[4]

Таким образом, данная тема обеспечена достаточным количеством литературы для того, чтобы понять и проанализировать концепцию истории Ницше как в контексте его времени, так и точки зрения современности, что и является целью данного реферата.

Для достижения этой цели было необходимо решить следующие задачи:

Раздел: История
Количество знаков с пробелами: 46631
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

… самоосознанию в себе человека-рока. Но вряд ли следует считать, что эта поэма означает начало третьего, уже собственно “ницшеанского” этапа его творчества, ибо “Заратустра” вообще стоит особняком в творчестве Ницше. Эта необыкновенная музыкально-философская книга вообще не укладывается в привычные каноны анализа. Ее органическая музыкальность требует не столько осмысления, сколько сопереживания. …

… раздражающим диссонансом на фоне бравурного грохота литавр, возвещавших эру расцвета культуры, как произошло это с древними греками после окончания персидских войн во времена Перикла. В статье “Господин Фридрих Ницше и немецкая культура” лейпцигская газета объявила его “врагом Империи и агентом Интернационала”. Поистине, трудно представить что-либо более комичное, нежели последнее обвинение, но …

… этот мир! Однако, в “Заратустре” эта мысль еще не развивается, из-за невозможности мгновенного, но осознанного и разумного построения всей гипотезы; здесь Ницше преследует мысль о Сверхчеловеке – символе настоящего, определяющего все явления прогресса, и обещания возможного освобождения от случая и рока. Сверхчеловек – смысл всего произведения, в нем он видит принцип действия, надежду спасения. …

… — первой половины XX веков расовая теория занимает законное место, наряду с теорией эволюции и учением о классовой борьбе. Периоды развития философии Ф.Ницше Рассмотрим периоды развития философии Ницше с целью рассмотрения осмысления теории искусства на каждом из этапов развития. Исследователи, в частности А. Одуев, в философии Ницше выделяют три периода развития его философии: первый или …

Источник