Наставляй если наставление принесет пользу

Наставляй если наставление принесет пользу thumbnail

человек по своей природе всегда нуждается в наставлении и назидании, в каком бы положении он не находился.

человек по своей природе всегда нуждается в наставлении и назидании, в каком бы положении он не находился.

«Наставляй же людей, если напоминание принесет пользу».
(Сура «Агля, аят 9)

Цель направления заключается в доведении послания Всевышнего Аллаха, в наставлении и назидании людей. Наставление является одним из самых действенных способов распространения добра. Если задача наставления состоит в принесении пользы, то проводить наставление нужно в хорошем стиле. В противном случае, желая принести людям пользу, можно стать причиной душевной обиды.

Обращение Всевышнего Аллаха к нашему Пророку (мир ему и благословение Всевышнего!) в упомянутом выше аяте можно пояснить таким образом: «О мой Посланник! Доведи до людей Мои повеления и запреты, которые сообщены тебе путем божественного откровения, и постоянно напоминай им про них. Проповедуй и наставляй, чтобы научить людей тем предписаниям и знаниям, которые содержатся в Коране. Наставляй их Кораном на путь добра и истины. Но наставляя людей, наблюдай за их состоянием, чтобы задача назидания была выполнена, чтобы оно принесло пользу». Однако напоминание и наставление должны быть адресованы не только тем, кто извлечет из них пользу. Ведь миссия нашего Пророка (мир ему и благословение Всевышнего!) направлена ко всем людям. Тем более, что в наставлении и назидании в любом случае есть польза, даже если и не каждому.

Естественно, нельзя ждать от каждого исполнения того, что содержится в наставлении. Каждый сам сделает свой выбор в соответствии со свободной волей, дарованной человеку Аллахом. Кто захочет воспользоваться наставлением, тот найдет в нем пользу. У нашего Пророка не было задания принудительно заставить кого-либо принять послание. Ведь в Коране сказано: «Если бы твой Господь пожелал, то уверовали бы все, кто на земле. Разве ты стал бы принуждать людей обратиться в верующих?» (Йунус, 10:99). Его задача состояла лишь в том, чтобы наилучшим образом призывать людей к религии Аллаха. Вот как об этом сказано в аяте: «На Посланника возложена только ясная передача откровения» (Анкабут, 29:18).

Достопочтенный Пророк (мир ему и благословение Всевышнего!) полностью выполнил задачу распространения религии и до конца завершил свою миссию. После него люди оставлены наедине, в том положении, когда их действия могут быть разными. Также будет отличаться и конечный результат для каждого из них. Всевышний Аллах по своему усмотрению вознаградит людей или подвергнет наказанию в соответствии с их поведением в ответ на это наставление. Будут те, которые прислушаются к призыву Пророка (мир ему и благословение Всевышнего!) и получат пользу от наставления. Но будут и такие, кто заткнет уши и не услышит наставления, не извлечет из него необходимых уроков.

У кого в сердце есть божий страх, и кто знает, что вернется к Нему, тот сумеет извлечь урок от таблига нашего Пророка (мир ему и благословение Всевышнего!), от его наставлений. Даже сомневающиеся в данном вопросе будут иметь свою долю пользы, частично воспримут наставления. Только тем, кто будет настойчив в своем неверии и отрицании, будет упрямиться в своей неблагодарности, не посчастливится воспринять наставление. И от него не будет им никакой пользы. Выходит, чтобы человек мог воспользоваться религиозным наставлением, ему надо уверовать, раскрыть свое сердце и сознание к постижению цели божественного послания. В противном случае, ему не будет никакой пользы от сообщений Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение Всевышнего!).

Если мы осмыслим рассматриваемый аят вместе с предыдущими и последующими аятами, повеление и рекомендации Всевышнего Аллаха нашему Пророку (мир ему и благословение Всевышнего!) обретут такой смысл: «О мой Посланник!  Ты совершай таблиг, призывай людей к Моей религии. Но будь осторожен, не создавай себе затруднений, стараясь, чтобы люди тебя услышали. Не ставь себя в трудное положение, считая себя ответственным за то, за что ты не являешься ответственным. Ты не сможешь воскресить мертвых. Ты не обязан заставить глухих услышать, а слепых увидеть. Мы облегчили твое задание. Ты продолжай объяснять тем, кто прислушивается к тебе. У кого в сердце есть божий страх, те обязательно найдут пользу в наставлении. Но ты не огорчайся по поводу тех, которые бесчувственны к предупреждению. Ты не отвечаешь за них, не затрудняй свою задачу. Сколько бы ты ни старался, такие люди все равно будут избегать наставлений. Из-за демонстрируемого ими поведения им не посчастливится извлечь необходимый урок из твоего наставления».

В заключение можем сказать, что человек по своей природе всегда нуждается в наставлении и назидании, в каком бы положении он не находился. Большая часть тех людей, которые не прислушиваются к посланию, доставленному пророками, отрицают его лишь на словах. Исходя из этого, мы можем прийти к выводу, что большинство людей испытывают воздействие религиозного наставления. А это делает действительной неизбежность наставления. В таком случае, основным в наставлении является принцип постоянства и продолжительности. Но вместе с тем, религиозное наставление нужно вести в интересной манере, ненадоедливо, не нанося обид.

Прежде чем начать наставление, нужно узнать о материальных нуждах и духовных потребностях человека, поинтересоваться его делами. А затем постараться поставить себя на место слушателя и таким образом проконтролировать свое поведение. Надо подумать об отражении в себе тех советов и рекомендаций, о которых собираемся говорить. Иногда один хороший поступок становится лучшим наставлением, чем сотни слов, и оказывает более сильное воздействие. Не нужно забывать о том, насколько бы люди не были испорчены, насколько бы не ожесточились сердца, насколько бы больше не стало препятствий, все равно ни одно поколение не потеряет полностью способность восприниать религиозное наставление.

Islam-Today

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

Источник

Многие люди объясняют свою склонность указывать другим на их недостатки и недочеты в поведении, поступках и убеждениях желанием сделать их лучше, желанием «сделать напоминание». И часто цитируется аят, в котором говорится: «И напоминай, ибо напоминание приносит пользу верующим» (сура «аз-Зарият», «Рассеивающие», аят 51).

Читайте также:  Исландский мох вред и польза и вред

Но в другом аяте Корана сказано: «Наставляй же людей, если напоминание принесет пользу» (сура «аль-Аъля», «Сгусток крови», аят 9). Одно из толкований этого аята: «Обучай людей шариату Аллаха и Его писанию, если они примут твое учение и прислушаются к твоим проповедям, независимо от того, добьешься ты своей цели целиком или частично. Из этого аята понимается, что если напоминание не приносит пользы, а лишь увеличивает вред, то его не следует сообщать людям. Напротив, Аллах запрещает поступать так». То есть сделать наставление еще не значит достигнуть результата – иногда это, наоборот, вызывает отторжение.

Поэтому важно учитывать опыт Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который своей мудростью и благонравием в отношениях с людьми достигал большего, чем просто словами… Хорошее отношение Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, его доброта и мягкосердечность побуждали окружающих к большим переменам, нежели просто наставления и упреки в грехах.

Такой подход, отношение к другим действительно являются эффективными катализаторами их роста и развития, в том числе и духовного. Как гласит «парадоксальный закон изменений», пользующийся популярностью среди практикующих психологов, «чтобы что-то изменилось, надо принять его таким, какое оно есть», то есть беспристрастно и по возможности – доброжелательно. Он действует и в отношении людей. Порой достаточно проявить понимание в отношении человека, услышать его боль и страдания, стоящие за его деструктивным поведением, чтобы он осознал пагубность своих действий и чтобы у него высвободились силы для совершения изменений.

Очень часто – именно доброе отношение к человеку воздействует на него более благотворно, чем правильные слова и наставления. Это не странно. Потому что истинные перемены происходят не на уровне ума, а на уровне сердца – в самом сердце, до которого невозможно достучаться тестами и словами, до него прежде всего нужно добираться теплотой и милосердием к человеку. Когда он знает, что то, что ему говорят, идет прежде всего из заботы и веры в него, тогда ему легче это принять, задуматься и перерешить.

Нужно при этом учитывать, что эта забота должна быть уместной и «на равных», а не навязчивой и адресованной с «праведного и знающего верха недалекому и маловерному низу». Очень важно быть доброжелательным, искренне любить этого человека в смысле «быть активно заинтересованным в его жизни и развитии». Важно воспринимать его как равного, достойного, способного, близкого к тебе.

Принимать человека не значит принимать грех. Если и осуждать, то это должно коснуться только самого поступка, а не личности совершившего. Иначе, как говорил Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, наставляющий будет близок к потере: «Если ты станешь выискивать недостатки людей, ты испортишь их или будешь близок к тому, чтобы испортить их» (хадис от Абу Дауда).

Верующие различны по своим намерениям, возможностям, способностям. Поэтому те тонкости духовно-нравственного совершенствования, которым следует один мусульманин, могут казаться непосильными другому. Для кого-то обязательная молитва – подвиг, а для кого-то регулярное совершение ночной молитвы – постоянная практика. И подход к каждому должен быть с учетом его особенностей, опыта и даже лояльности. Нельзя задевать чувства и достоинство человека, нельзя нагружать его так, что это вконец вызовет у него раздражение и отторжение.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Облегчайте и не усложняйте, радуйте и не вызывайте отвращения, не отталкивайте» (хадис от Анаса; Бухари, Муслим, Ахмад и ан-Насаи).

Все-таки Ислам был послан для облегчения и улучшения жизни, а не для печали, тревог и подавления. Очень важно не терять это ядро, засеивая поля человеческих душ назиданием и напоминанием. В ином случае мы добьемся только подражательства, показухи и бессознательного следования установкам, без размышлений и понимания происходящего.

Источник

Многие люди объясняют свою склонность указывать другим на их недостатки и недочеты в поведении, поступках и убеждениях желанием сделать их лучше, желанием «сделать напоминание». И часто цитируется аят, в котором говорится: «И напоминай, ибо напоминание приносит пользу верующим» (сура «аз-Зарият», «Рассеивающие», аят 51).

Но в другом аяте Корана сказано: «Наставляй же людей, если напоминание принесет пользу» (сура «аль-Аъля», «Сгусток крови», аят 9). Одно из толкований этого аята: «Обучай людей шариату Аллаха и Его писанию, если они примут твое учение и прислушаются к твоим проповедям, независимо от того, добьешься ты своей цели целиком или частично. Из этого аята понимается, что если напоминание не приносит пользы, а лишь увеличивает вред, то его не следует сообщать людям. Напротив, Аллах запрещает поступать так». То есть сделать наставление еще не значит достигнуть результата – иногда это, наоборот, вызывает отторжение.

Поэтому важно учитывать опыт Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который своей мудростью и благонравием в отношениях с людьми достигал большего, чем просто словами… Хорошее отношение Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, его доброта и мягкосердечность побуждали окружающих к большим переменам, нежели просто наставления и упреки в грехах.

Такой подход, отношение к другим действительно являются эффективными катализаторами их роста и развития, в том числе и духовного. Как гласит «парадоксальный закон изменений», пользующийся популярностью среди практикующих психологов, «чтобы что-то изменилось, надо принять его таким, какое оно есть», то есть беспристрастно и по возможности – доброжелательно. Он действует и в отношении людей. Порой достаточно проявить понимание в отношении человека, услышать его боль и страдания, стоящие за его деструктивным поведением, чтобы он осознал пагубность своих действий и чтобы у него высвободились силы для совершения изменений.

Очень часто – именно доброе отношение к человеку воздействует на него более благотворно, чем правильные слова и наставления. Это не странно. Потому что истинные перемены происходят не на уровне ума, а на уровне сердца – в самом сердце, до которого невозможно достучаться тестами и словами, до него прежде всего нужно добираться теплотой и милосердием к человеку. Когда он знает, что то, что ему говорят, идет прежде всего из заботы и веры в него, тогда ему легче это принять, задуматься и перерешить.

Читайте также:  Корм собака сухой польза вред

Нужно при этом учитывать, что эта забота должна быть уместной и «на равных», а не навязчивой и адресованной с «праведного и знающего верха недалекому и маловерному низу». Очень важно быть доброжелательным, искренне любить этого человека в смысле «быть активно заинтересованным в его жизни и развитии». Важно воспринимать его как равного, достойного, способного, близкого к тебе.

Принимать человека не значит принимать грех. Если и осуждать, то это должно коснуться только самого поступка, а не личности совершившего. Иначе, как говорил Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, наставляющий будет близок к потере: «Если ты станешь выискивать недостатки людей, ты испортишь их или будешь близок к тому, чтобы испортить их» (хадис от Абу Дауда).

Верующие различны по своим намерениям, возможностям, способностям. Поэтому те тонкости духовно-нравственного совершенствования, которым следует один мусульманин, могут казаться непосильными другому. Для кого-то обязательная молитва – подвиг, а для кого-то регулярное совершение ночной молитвы – постоянная практика. И подход к каждому должен быть с учетом его особенностей, опыта и даже лояльности. Нельзя задевать чувства и достоинство человека, нельзя нагружать его так, что это вконец вызовет у него раздражение и отторжение.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Облегчайте и не усложняйте, радуйте и не вызывайте отвращения, не отталкивайте» (хадис от Анаса; Бухари, Муслим, Ахмад и ан-Насаи).

Все-таки Ислам был послан для облегчения и улучшения жизни, а не для печали, тревог и подавления. Очень важно не терять это ядро, засеивая поля человеческих душ назиданием и напоминанием. В ином случае мы добьемся только подражательства, показухи и бессознательного следования установкам, без размышлений и понимания происходящего.

Источник

Многие люди объясняют свою склонность указывать другим на их недостатки и недочеты в поведении, поступках и убеждениях желанием сделать их лучше, желанием «сделать напоминание». И часто цитируется аят, в котором говорится: «И напоминай, ибо напоминание приносит пользу верующим» (сура «аз-Зарият», «Рассеивающие», аят 51).

Но в другом аяте Корана сказано: «Наставляй же людей, если напоминание принесет пользу» (сура «аль-Аъля», «Сгусток крови», аят 9). Одно из толкований этого аята: «Обучай людей шариату Аллаха и Его писанию, если они примут твое учение и прислушаются к твоим проповедям, независимо от того, добьешься ты своей цели целиком или частично. Из этого аята понимается, что если напоминание не приносит пользы, а лишь увеличивает вред, то его не следует сообщать людям. Напротив, Аллах запрещает поступать так». То есть сделать наставление еще не значит достигнуть результата – иногда это, наоборот, вызывает отторжение.

Поэтому важно учитывать опыт Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который своей мудростью и благонравием в отношениях с людьми достигал большего, чем просто словами… Хорошее отношение Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, его доброта и мягкосердечность побуждали окружающих к большим переменам, нежели просто наставления и упреки в грехах.

Такой подход, отношение к другим действительно являются эффективными катализаторами их роста и развития, в том числе и духовного. Как гласит «парадоксальный закон изменений», пользующийся популярностью среди практикующих психологов, «чтобы что-то изменилось, надо принять его таким, какое оно есть», то есть беспристрастно и по возможности – доброжелательно. Он действует и в отношении людей. Порой достаточно проявить понимание в отношении человека, услышать его боль и страдания, стоящие за его деструктивным поведением, чтобы он осознал пагубность своих действий и чтобы у него высвободились силы для совершения изменений.

Очень часто – именно доброе отношение к человеку воздействует на него более благотворно, чем правильные слова и наставления. Это не странно. Потому что истинные перемены происходят не на уровне ума, а на уровне сердца – в самом сердце, до которого невозможно достучаться тестами и словами, до него прежде всего нужно добираться теплотой и милосердием к человеку. Когда он знает, что то, что ему говорят, идет прежде всего из заботы и веры в него, тогда ему легче это принять, задуматься и перерешить.

Нужно при этом учитывать, что эта забота должна быть уместной и «на равных», а не навязчивой и адресованной с «праведного и знающего верха недалекому и маловерному низу». Очень важно быть доброжелательным, искренне любить этого человека в смысле «быть активно заинтересованным в его жизни и развитии». Важно воспринимать его как равного, достойного, способного, близкого к тебе.

Принимать человека не значит принимать грех. Если и осуждать, то это должно коснуться только самого поступка, а не личности совершившего. Иначе, как говорил Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, наставляющий будет близок к потере: «Если ты станешь выискивать недостатки людей, ты испортишь их или будешь близок к тому, чтобы испортить их» (хадис от Абу Дауда).

Верующие различны по своим намерениям, возможностям, способностям. Поэтому те тонкости духовно-нравственного совершенствования, которым следует один мусульманин, могут казаться непосильными другому. Для кого-то обязательная молитва – подвиг, а для кого-то регулярное совершение ночной молитвы – постоянная практика. И подход к каждому должен быть с учетом его особенностей, опыта и даже лояльности. Нельзя задевать чувства и достоинство человека, нельзя нагружать его так, что это вконец вызовет у него раздражение и отторжение.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Облегчайте и не усложняйте, радуйте и не вызывайте отвращения, не отталкивайте» (хадис от Анаса; Бухари, Муслим, Ахмад и ан-Насаи).

Все-таки Ислам был послан для облегчения и улучшения жизни, а не для печали, тревог и подавления. Очень важно не терять это ядро, засеивая поля человеческих душ назиданием и напоминанием. В ином случае мы добьемся только подражательства, показухи и бессознательного следования установкам, без размышлений и понимания происходящего.

Читайте также:  Польза сельдерея с лимоном и медом

Источник

человек по своей природе всегда нуждается в наставлении и назидании, в каком бы положении он не находился.

«Наставляй же людей, если напоминание принесет пользу».
(Сура «Агля, аят 9)

Цель направления заключается в доведении послания Всевышнего Аллаха, в наставлении и назидании людей. Наставление является одним из самых действенных способов распространения добра. Если задача наставления состоит в принесении пользы, то проводить наставление нужно в хорошем стиле. В противном случае, желая принести людям пользу, можно стать причиной душевной обиды.

Обращение Всевышнего Аллаха к нашему Пророку (мир ему и благословение Всевышнего!) в упомянутом выше аяте можно пояснить таким образом: «О мой Посланник! Доведи до людей Мои повеления и запреты, которые сообщены тебе путем божественного откровения, и постоянно напоминай им про них. Проповедуй и наставляй, чтобы научить людей тем предписаниям и знаниям, которые содержатся в Коране. Наставляй их Кораном на путь добра и истины. Но наставляя людей, наблюдай за их состоянием, чтобы задача назидания была выполнена, чтобы оно принесло пользу». Однако напоминание и наставление должны быть адресованы не только тем, кто извлечет из них пользу. Ведь миссия нашего Пророка (мир ему и благословение Всевышнего!) направлена ко всем людям. Тем более, что в наставлении и назидании в любом случае есть польза, даже если и не каждому.

Естественно, нельзя ждать от каждого исполнения того, что содержится в наставлении. Каждый сам сделает свой выбор в соответствии со свободной волей, дарованной человеку Аллахом. Кто захочет воспользоваться наставлением, тот найдет в нем пользу. У нашего Пророка не было задания принудительно заставить кого-либо принять послание. Ведь в Коране сказано: «Если бы твой Господь пожелал, то уверовали бы все, кто на земле. Разве ты стал бы принуждать людей обратиться в верующих?» (Йунус, 10:99). Его задача состояла лишь в том, чтобы наилучшим образом призывать людей к религии Аллаха. Вот как об этом сказано в аяте: «На Посланника возложена только ясная передача откровения» (Анкабут, 29:18).

Достопочтенный Пророк (мир ему и благословение Всевышнего!) полностью выполнил задачу распространения религии и до конца завершил свою миссию. После него люди оставлены наедине, в том положении, когда их действия могут быть разными. Также будет отличаться и конечный результат для каждого из них. Всевышний Аллах по своему усмотрению вознаградит людей или подвергнет наказанию в соответствии с их поведением в ответ на это наставление. Будут те, которые прислушаются к призыву Пророка (мир ему и благословение Всевышнего!) и получат пользу от наставления. Но будут и такие, кто заткнет уши и не услышит наставления, не извлечет из него необходимых уроков.

У кого в сердце есть божий страх, и кто знает, что вернется к Нему, тот сумеет извлечь урок от таблига нашего Пророка (мир ему и благословение Всевышнего!), от его наставлений. Даже сомневающиеся в данном вопросе будут иметь свою долю пользы, частично воспримут наставления. Только тем, кто будет настойчив в своем неверии и отрицании, будет упрямиться в своей неблагодарности, не посчастливится воспринять наставление. И от него не будет им никакой пользы. Выходит, чтобы человек мог воспользоваться религиозным наставлением, ему надо уверовать, раскрыть свое сердце и сознание к постижению цели божественного послания. В противном случае, ему не будет никакой пользы от сообщений Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение Всевышнего!).

Если мы осмыслим рассматриваемый аят вместе с предыдущими и последующими аятами, повеление и рекомендации Всевышнего Аллаха нашему Пророку (мир ему и благословение Всевышнего!) обретут такой смысл: «О мой Посланник!  Ты совершай таблиг, призывай людей к Моей религии. Но будь осторожен, не создавай себе затруднений, стараясь, чтобы люди тебя услышали. Не ставь себя в трудное положение, считая себя ответственным за то, за что ты не являешься ответственным. Ты не сможешь воскресить мертвых. Ты не обязан заставить глухих услышать, а слепых увидеть. Мы облегчили твое задание. Ты продолжай объяснять тем, кто прислушивается к тебе. У кого в сердце есть божий страх, те обязательно найдут пользу в наставлении. Но ты не огорчайся по поводу тех, которые бесчувственны к предупреждению. Ты не отвечаешь за них, не затрудняй свою задачу. Сколько бы ты ни старался, такие люди все равно будут избегать наставлений. Из-за демонстрируемого ими поведения им не посчастливится извлечь необходимый урок из твоего наставления».

В заключение можем сказать, что человек по своей природе всегда нуждается в наставлении и назидании, в каком бы положении он не находился. Большая часть тех людей, которые не прислушиваются к посланию, доставленному пророками, отрицают его лишь на словах. Исходя из этого, мы можем прийти к выводу, что большинство людей испытывают воздействие религиозного наставления. А это делает действительной неизбежность наставления. В таком случае, основным в наставлении является принцип постоянства и продолжительности. Но вместе с тем, религиозное наставление нужно вести в интересной манере, ненадоедливо, не нанося обид.

Прежде чем начать наставление, нужно узнать о материальных нуждах и духовных потребностях человека, поинтересоваться его делами. А затем постараться поставить себя на место слушателя и таким образом проконтролировать свое поведение. Надо подумать об отражении в себе тех советов и рекомендаций, о которых собираемся говорить. Иногда один хороший поступок становится лучшим наставлением, чем сотни слов, и оказывает более сильное воздействие. Не нужно забывать о том, насколько бы люди не были испорчены, насколько бы не ожесточились сердца, насколько бы больше не стало препятствий, все равно ни одно поколение не потеряет полностью способность восприниать религиозное наставление.

Islam-Today

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

Источник

Источник