Йоги стойка на голове вред или польза

Йоги стойка на голове вред или польза thumbnail

Ширшасана — королева асан. Асана названа так неслучайно. Существует мнение, что выполнение асаны сочетает в себе эффект выполнения всех других асан, которые существуют в йоге. Стойка на голове в йоге считается одной из наиболее сложных и травмоопасных асан, однако при последовательном освоении и правильном выполнении она принесёт только пользу. Однако для выполнения асаны всё же существуют противопоказания. Не рекомендуется выполнять стойку на голове людям, страдающим гипертонией, проблемами с сердцем и сердечно-сосудистой системой, тяжёлыми формами вегето-сосудистой дистонии, так как подобные недуги могут обостриться во время выполнения асаны и привести к печальным последствиям, вплоть до инсульта и нарушений в головном мозге. Однако не стоит отчаиваться. Вышеописанные проблемы со здоровьем можно решить с помощью других, менее сложных асан, после чего можно будет приступить к выполнению стойки на голове. Всему своё время.

Также стоит отметить, что стойка на голове в йоге требует развитой мускулатуры определённых частей тела и следует учитывать свои физические возможности. В случае недостаточной развитости мышц шеи, рук и плечевого пояса, долгое и правильное удержание асаны будет невозможно. Прежде чем приступать к выполнению стойки на голове, следует укрепить мышцы с помощью других асан, а со временем начать освоение стойки на голове.

Стойка на голове: польза

Подобно тому, как чудодейственный эликсир алхимиков дарует посвящённым вечную жизнь, так и выполнение стойки на голове может обратить вспять процессы старения. Об этом сказано в «Хатха-йога Прадипике»: «Тело стареет от того, что Солнце потребляет и разрушает весь божественный нектар — амриту, производимый Луной». Луна, о которой идёт речь в данном тексте, находится в области нёба или, по другим данным, в области лба, а Солнцем названа Манипура — огненная чакра, отвечающая за огонь пищеварения. Именно в этом огне, сгорает так называемый «лунный нектар» — амрита, производимая Луной. 

Именно процесс сгорания амриты и обуславливает старение. И чтобы обратить вспять процессы старения, следует принять перевёрнутое положение, и тогда движимый силой земного притяжения «лунный нектар» будет двигаться обратно — в сторону головы, где и будет накапливаться. С точки зрения современной науки, когда тело принимает перевёрнутое положение, кровь совершает отток от ног и внутренних органов и под действием силы земного притяжения движется к голове и сердцу. Это облегчает работу сердца и сердечно-сосудистой системы. Головной мозг получает обильное кровообращение, что улучшает обмен веществ в клетках головного мозга, и это в свою очередь улучшает мозговую деятельность, а также балансирует выработку гормонов. В частности, перевёрнутое положение тела стимулирует шишковидную железу, которая отвечает за важнейшие функции организма.

ширшасана, стойка на голове

В первую очередь, за омоложение и восстановление как физического тела, так и нашей психики. Шишковидная железа вырабатывает гормон мелатонин, который участвует в ряде важных процессов в организме. С возрастом производство мелатонина существенно снижается, поэтому стойка на голове, способная простимулировать шишковидную железу и увеличить производство мелатонина, способна творить чудеса. Также шишковидная железа отвечает за интеллектуальные и творческие способности человека, и они напрямую зависят от её активности.

Таким образом, стойка на голове может улучшить мыслительную деятельность и даже пробудить творческие способности. Развитость и функциональность шишковидной железы напрямую влияет на способность к высшим формам медитации и способности к глубокой концентрации. Так что если есть трудности с медитативными практиками, стойка на голове — лучшее средство. С точки зрения нашего энергетического тела, стойка на голове способствует движению энергии снизу вверх, что невероятно позитивно сказывается на нашем духовном развитии и способствует скорейшему духовному росту. Стойка на голове стимулирует Аджна-чакру и Сахасрара-чакру, которые являются наиболее важными для духовного развития. 

Перевёрнутые асаны, главным образом стойка на голове, позволяют развивать эти чакры. Стоит отметить, что эти чакры отвечают за творческие способности и сверхспособности человека, такие как ясновидение, яснослышание, а также возможность управлять сознанием других живых существ и «продавливать» реальность.

Как сделать стойку на голове

Вдохновившись теми чудесными свойствами, которыми обладает Ширшасана, у многих возникает вопрос: «Как же её правильно и безопасно выполнить?» На самом деле, это далеко не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Для начала следует отметить, что вопреки своему названию, стойка на голове вовсе не является стойкой на голове. То есть вес тела ни в коем случае нельзя переносить на голову, это может привести к серьёзным травмам шеи. Вес тела необходимо удерживать за счёт мышц рук и плечевого пояса, а опираться во время выполнения асаны следует на локти, поставленные возле головы. Под голову следует положить что-нибудь мягкое, к примеру, сложенное в несколько раз одеяло или плед. Следует поставить голову между рук, постепенно перенося вес тела на локти, и выпрямить ноги вверх. В таком положении следует попытаться поймать точку равновесия и удерживать такое положение в течение нескольких минут. На начальном этапе достаточно будет находиться в асане 30–40 секунд.

Читайте также:  Куркума что это такое польза и вред

Стойка на голове: техника выполнения

Во время выполнения асаны, следует избегать типичных ошибок, чтобы не причинить себе больше вреда, чем пользы. В первую очередь следует обратить внимание на шею — не должно быть какого-либо дискомфорта в этой области или излишней нагрузки. Вес тела следует удерживать за счёт рук и плечевого пояса. Локти не следует сдвигать слишком узко или, наоборот, раздвигать слишком широко — это создаст дополнительную нагрузку на шею и помешает достичь равновесия при выполнении асаны. Входить в асану и выходить из неё следует медленно, не допуская каких-либо рывков — ни к чему хорошему резкие движения в данном случае не приведут. Выходить из асаны также следует, медленно опуская ноги на пол, а не падая, словно мешок. Если такое происходит, это говорит о том, что мышцы ещё слабые и не могут позволить медленно поднимать-опускать ноги, в таком случае прежде следует укрепить мышцы спины выполнением других асан.

Йоги стойка на голове вред или польза

Что дает стойка на голове

Итак, подведём итог. Что же даёт стойка на голове?

  • Омолаживает и укрепляет организм.
  • Стимулирует щитовидную и шишковидную железу.
  • Способствует выработке мелатонина.
  • Обеспечивает отток крови от ног, что позволит быстро снять усталость и облегчить состояние при варикозе.
  • Перевёрнутое положение тела даёт отдых сердцу.
  • Прилив крови к голове обеспечивает оздоровление глаз и со временем даже исчезновение седых волос.
  • Прилив крови к голове улучшает кровообращение головного мозга.
  • Удерживание тела в перевёрнутом положении развивает концентрацию и повышает способность к медитативным практикам.
  • На энергетическом уровне — позволяет поднять энергию из нижних чакр в верхние, что способствует более гармоничному развитию личности.
  • Выполнение асаны развивает мышцы шеи, рук и плечевого пояса.
  • Омоложение и очищение органов пищеварения, вследствие улучшения кровообращения.
  • При длительной и регулярной практике разглаживаются морщины.

Для начинающих: как сделать стойку на голове

Тем, кто только делает первые шаги в йоге, не рекомендуется фанатично подходить к вопросу освоения стойки на голове. Для начала следует освоить менее сложные перевёрнутые асаны, чтобы прочувствовать на личном опыте принципы нахождения в них и отследить какие ощущения возникают в уме и теле, а также выбрать оптимальное для себя нахождение в состоянии перевёрнутого положения тела. 

Первым делом стоит освоить Халасану, а затем — Сарвангасану. Когда удалось достичь стабильного устойчивого положения в Сарвангасане, следует попробовать освоение стойки на голове. Начинающему рекомендуется осваивать стойку на голове возле стены, чтобы не было опасности потерять равновесие тела и упасть назад, на спину. Однако не стоит долго задерживаться на данном этапе освоения и со временем переходить к полноценному выполнению асаны. Стоит ещё раз отметить, что во время выполнения асаны вес тела, вопреки её названию, должен быть не на голове, а на локтях и плечевых суставах.

ширшасана, стойка на голове

Голова должна соприкасаться с полом в определённой точке, эта точка находится примерно на расстоянии 4–5 см от линии роста волос. Положите ладони себе на локти — в таком положении расстояние между локтями будет тем расстоянием, которое необходимо соблюдать при выполнении стойки на голове. Итак, встаньте на колени возле стены, локти расположите на том расстоянии, которое описано выше, руки сцепите в замок, затылок поместите в образовавшийся замок, голова должна соприкасаться с полом в точке, которая описана выше — 4–5 см от линии роста волос. 

Далее следует выпрямить ноги и постараться образовать максимально острый угол между ногами и туловищем. Теперь следует поднять ноги вверх — не бойтесь опрокинуться назад, ведь за спиной у вас стенка, а в случае если будете падать вперёд, инстинктивно всегда успеете выпрямить ноги. Когда удалось поднять ноги вверх, следует найти точку равновесия и постараться поймать баланс, чтобы стоять без напряжения и страха упасть. В случае, если не получается сразу поднять ноги вверх, можно попробовать следующие варианты:

  • Когда удалось оторвать стопы от пола, попробуйте поднять согнутые ноги и, возможно, пока практиковать такой вариант, постепенно продвигаясь к конечному положению с выпрямленными вверх ногами.
  • Если теряете равновесие, сразу же при отрыве носков от пола попробуйте поднять только одну ногу, а вслед за ней приподнимайте вторую, при этом постарайтесь удерживать равновесие. Если и это не удается, значит, слабые мышцы спины не позволяют этого сделать. Следует укрепить мышцы спины практикой Сарвангасаны и других асан, которые направлены именно на развитие мышц спины, к примеру, Бхуджангасаны или Чакрасаны.
Читайте также:  Масло виноградных косточек польза для кожи лица

Напоследок стоит ещё раз предостеречь от фанатизма в вопросе освоения сложных асан. Если выполнение асаны по каким-то причинам не получается, следует выяснить причину и поработать над теми частями тела, недостаточная развитость которых препятствует выполнению асаны. Стойка на голове полезна только в случае правильного её выполнения. В случае же ошибок при выполнении, эффект может быть, мягко говоря, не совсем тот, который ожидается.

Йоги стойка на голове вред или польза

Источник

Напрасно пытаться посредством большего делать то, что может быть сделано посредством меньшего (Уильям Оккам)

Этот пост является продолжением поста «Йога для жизни или жизнь для йоги»

Известный учитель йоги Б.К.С. Айенгар (его школа йоги и на сегодня одна из самых популярных на Западе) был приглашен на прием к королеве Бельгии, которой в то время исполнилось 85 лет. Королева захотела встать на голову, причем немедленно. Айенгар (как он пишет «с колебаниями») поставил королеву на голову, и что более важно, он благополучно смог ее вернуть обратно на ноги. В дальнейшем королева под руководством Айенгара научилась выполнять стойку на голове самостоятельно.

Это история показывает, насколько я понимаю йогу отлично от Айенгара. С моей точки зрения Айенгар находился под счастливой звездой. Видимо, Высшие Силы были заинтересованы в распространении йоги на Западе (это было в 1958), и обеспечили успех этого рискованного эксперимента.

Почему королева захотела встать на голову – понятно. Это асана стала визитной карточкой йоги — наряду с позой лотоса. Скажем так – встать на голову – это «круто», это достижение.

Впрочем, и свою книгу по йоге Айенгар написал по принципу “чем сложнее, тем лучше”. В его учебнике йоги всем асанам присвоен номер сложности, и сам он стремился к максимальной сложности.

Айенгар был возможно первым учителем йоги из Индии, который привез на Запад не только стойку на голове, но и другие разные суперсложные асаны. Сегодня этим никого не удивишь, инструктора йоги придумывают все более сложные варианты этих асан, а йога-спортсмены соревнуются на проводимых чемпионатах мира по йоге (да, есть и такие). Далее в спортивных клубах по всему миру эти инструкторы обучают обычных людей вроде нас и передают нам понимание, что в йоге чем сложнее, тем лучше. Это понимание хорошо ложится на конкурентность нашей натуры, и в итоге йога становится спортом – чем-то наподобие художественной гимнастики или фигурного катания. Мы стремимся, а инструктора нас подталкивают выполнять самые сложные асаны из тех, что нам доступны.

О бесполезности современной йоги

В спортивных клубах и центрах йогу часто преподают бывшие спортсмены — лет 30 или немногим больше.

На их психологию представления, что «чем сложнее, тем лучше» ложатся хорошо. Ведь в спорте именно так. Чем сложнее асана, тем она «полезнее» (неясно правда для чего). Идет соревнование, кто сможет выполнить более сложную асану, и более эффектно закинуть ноги себе за голову.

Инструкторы по йоге обязаны получить сертификаты, для чего необходимо сдать экзамены, на которых надо продемонстрировать эти самые асаны. Система воспроизводит саму себя.

И вот затем этим асанам учат пришедших на занятия йогой людей совершенно разного возраста. Все принимают принцип “чем сложнее, тем лучше” как само собой разумеющееся. Мы к нему привыкли. Ни у кого не возникает вопрос — а зачем вообще сложные асаны нужны, и чем они лучше простых. Хорошо еще, если внимание уделяется безопасности при достижении асан.

В других школах используют гипервентиляционное дыхание “с плеча и без оглядки”. Я лично был свидетелем, как одна йогиня в очень известном йоговском центре Москвы (только что приехавшая из Индии) давала на занятии бхастрику в громадных количествах. Среди занимающихся был джентльмен лет 70, который пропустил предыдущие 2 месяца занятий из-за воспаления легких. Ни мысль о возрасте джентльмена (при котором от таких упражнений можно получить серьезные проблемы), ни то, что само воспаление легких как-то возможно было связано с таким неумеренным дыханием, не приходили в светлую голову инструктора.

Даже Виктор Бойко (школа йоги Виктора Бойко) — сторонник более медитативной практики — идет по тому же пути. В своей книге он рассматривает стойку на голове, объясняя, как наиболее правильно и безопасно к ней подойти (например, надо сначала укрепить шею). Все это очень верно, только не ставится вопрос, а нужна ли стойка на голове вообще?

Читайте также:  Мочегонные травы польза или вред

Не так давно на одном из форумов я прочел слова бывшего инструктора йоги из одного российского регионального города. “Я был главным йогом города, легко мог закидывать ноги за голову. Теперь суставы ни к черту, лечусь. Лучше бы я вместо йоги за бабами бегал.”

Нужно ли стоять на голове?

Итак – чем сложнее, тем лучше – это лозунг подавляющего большинства в основном течении современной йоги.

Только вот лучше для чего? Ни в художественную гимнастику, ни в фигурное катание, ни в цирковое искусство никто не идет за здоровьем или ресурсом.

Вернемся к стойке на голове. Почти в каждой книге по йоге есть внушительный список заболеваний, которые эта асана излечивает. Однако в древности она использовалась совсем для другого. Йоги древности выяснили, что длительное пребывание в положении вниз головой останавливает мыслительные процессы и приводит к измененным состояниям сознания. В этих целях они стояли на голове по часу и более. Или свисали с деревьев, привязывая себя к веткам.

Несомненно, инверсные асаны (где голова находится ниже ног) в целом полезны для здоровья и энергетики. Также несомненно, что стойка на голове обладает сильным эффектом. Только нужно помнить, что этот эффект может привести как к излечению от болезней и увеличению ресурса, так и к уменьшению ресурса и возникновению болезней. Для большинства из нас эта асана не подойдет – она слишком сильная. Здесь мы приходим к важнейшему правилу о том, что сильное не значит лучшее.

Вернемся к цели – для чего мы занимаемся. Нам нужно увеличить энергетику и ресурс, верно? А совсем не получить разряд по йоге. И не доказать себе, что я тоже так могу. И не прийти к альтернативным состояниям сознания. Так есть другие, гораздо более легкие и более безопасные инверсные асаны в той же хатха йоге. Или различных современных системах.

Ниже я сформулирую основные правила, которые я выработал для себя.

Правило 1. В практике йоги использовать следует самые простые из тех упражнений (асан), которые дают требуемый эффект

Правило 2. Переходить к более сложному упражнению следует только тогда, когда аналогичное более простое перестало оказывать этот эффект (а совсем не тогда, когда тело приспособится, как этому учат современные инструкторы)

Эти 2 правила хорошо выражаются простой пословицей «тише едешь – дальше будешь». Если их грамотно соблюдать, то скорее всего дело до стойки на голове просто не дойдет. Пока вы не решите заниматься йогой профессионально и перейти к Большой Йоге.

Выбор инструктора и школы

Это сложный вопрос, но несколько маленьких наблюдений.

Я бы рекомендовал посмотреть на то, как инструктор себя позиционирует. У него есть сайт или можно посмотреть его фотографию на сайте школы (клуба).

Вот если на этом фото он выполняет что-то сложное похожее на фотографию вверху — бегите от него как черт от ладана. Он не понимает, что он делает и зачем.

Нормальный инструктор будет себя позиционировать в медитативной асане или просто без всякой асаны.

Любая йога должна быть медитативной. Не обязательно медленной и плавной, всегда возможны варианты (скажем, Йогананда учил системе Йогода — сильных статических напряжений). Медитативной в смысле цели и критерия практики.

Да, йога это по сути медитация. Также как и цигун, который является динамической медитацией.

И как правило лучше, если инструктору йоги за 40. Или за 50 ((конечно, бывают исключения). Все-таки йога — это не спорт.

С возрастом мы становимся мудрее (пусть немного, но все же). Приобретаем жизненный опыт. И нам становится понятнее, что:

Резюме

  • Йога — это успокоение ума и повышение энергетики. Это одновременно цель и критерий практики. Любая другая йога неверна.
  • Сложнее – не значит лучше. Важно продвижение к цели, а совсем не сложность. Оставим сложность тем, кто хочет участвовать в соревнованиях.
  • Йога по своей сути эта медитация в движении, и должна практиковаться таким образом. Состояние сознания – это главное, все остальное второстепенное.

Этот пост является продолжением поста «Йога для жизни или жизнь для йоги»

Источник