Как назвали сельских жителей которые несли повинности в пользу князя

Как назвали сельских жителей которые несли повинности в пользу князя thumbnail

ВСЕ ТЕРМИНЫ ПО ДРЕВНЕЙ РУСИ

• Береста – березовая кора, использовавшаяся вместо бумаги.

• Бортничество – старейшая форма пчеловодства.

• Боярин – старший дружинник, крупный землевладелец, владелец вотчины.

• Былины – поэтические сказания о прошлом, в которых прославлялись подвиги русских богатырей.

• Варяги – наемные скандинавские воины.

• Волхвы – древнерусские языческие жрецы, осуществлявшие богослужения и жертвоприношения, предсказывающие будущее.

• Вотчина – наследственное земельное держание.

• Вервь – название общины в Древней Руси.

• Вече – народное собрание на Руси.

• Дань – натуральный или денежный побор с покоренных племен и народов.

• Династический брак – брак между представителями правящих династий разных государств.

• Дружина – княжеское войско.

• Древнерусская литература – литература восточных славян, зародившаяся на Руси в XI веке.

• Древнерусская народность – сформировалась на основе племенных союзов восточных славян в период Киевской Руси (люди перестали сравнивать себя с кем-либо, они стали

считать себя единым целым).

• Епископ – высшее духовное лицо в православной и других церквях, глава церковного округа.

• Житие – биография человека, причисленного церковью к лику святых.

• Закуп – разорившиеся общинники, попавшие в долговую кабалу за ссуду.

• Иудаизм – национальная религия евреев. Характерной чертой иудаизма, отличающего его от национальных религий других народов, является монотеизм – вера в единого

Бога. На основе иудаизма зародились две мировые религии: христианство и ислам.

• Ислам – одна из трех мировых религий. Возник в Аравии в начале VII в.

• Идолы – деревянные и каменные статуи языческих богов.

• Колонизация – мирное освоение, заселение пустующих земель.

• Купцы – люди, главным занятием которых являлась торговля.

• Князь – вождь племени, правитель государства.

• Мозаика – картина из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков.

• Миниатюра – художественное произведение, обычно живописное, малых размеров.

• Митрополит – титул главы Русской православной церкви в X-XVI вв.

• Наместник – глава местного управления, назначенный центральной властью.

• Народное ополчение – военное формирование, состоящее из граждан и создаваемое

на добровольных началах в случае военных действий.

• Переложная система земледелия – примитивная система земледелия; после снятия

нескольких урожаев землю (перелог) оставляли без обработки на 8-15 лет для восстановления плодородия почвы.

• Перун – языческий бог грома и молнии (а также войны и оружия).

• Печенеги – степные кочевники, в начале IX века прорвались через Волгу сквозь

хазарские поселения и обосновались на широких степных просторах Причерноморья.

• Подсечно-огневое земледелие – одна из примитивных древних систем земледелия

лесной зоны, основанная на выжигании леса и посадке на этом месте культурных растений.

• Полюдье – объезд киевским князем с дружиной своих земель для сбора дани.

• Погосты – места сбора дани. Были установлены реформой княгини Ольги.

• Правда Ярослава – письменный свод (сборник) законов, созданный Ярославом Мудрым.

• Посадник – назначаемый или выборный глава местной власти.

• Путь «из варяг в греки» – название водного торгового пути в Киевской Руси, связывавшего Северную Русь с Южной, Прибалтику и Скандинавию с Византией.

• Реформа – важное изменение в жизни людей.

• Соха – примитивное сельскохозяйственное орудие для вспашки земли (широкая крепкая доска с заостренными раздвоенными снизу концами, на которые надевали железные

наконечники – сошники).

• Старейшина – человек, выбираемый для руководства общиной из числа старших и

влиятельных ее членов.

• Смерды – сельские жители, которые несли повинности в пользу князя.

• Скань – орнамент или рисунок, нанесенный тонкой золотой или серебряной проволокой, которую также напаивали на металлическую поверхность.

• Слобода – городская окраина, где обитал ремесленный люд.

• Тысяцкий – военный предводитель городского или народного ополчения.

• Уроки – размер дани и сама дань в Древней Руси. Были установлены реформой княгини Ольги.

• Усобицы – княжеские раздоры на Руси.

• Финноугорские племена – жители лесного севера от Балтийского моря до Уральских

гор (чудь, меря, весь, мурома, черемисы, мордва и др.).

• Феодальные владения – присвоенные князем общинные земли или объявленные

своей собственностью свободные земли.

• Фреска – картина, написанная водяными красками по сырой штукатурке.

• Христианство – мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа,

описанных в Новом Завете.

• Холопы – зависимое население Древней Руси, близкое по положению к рабам.

• Язычество – религиозные верования, отличающиеся тем, что у каждого народа, племени было множество собственных богов.

Читайте также:  Вай фай польза и вред для человека

Источник

В Древней Руси были князья и простолюдины. Сельское население, преимущественно, называлось смердами. Термин “смерд” уходит в седую даль времен, к тем временам, когда люди разных племен чаще всего называли себя просто “люди”. Конечно, это слово в разных языках звучало различно: “мар”, “мард”, “мер”, “морд”, “мурд”. Но оно характерно и для индоевропейских языков (иранское murd – муж, человек; французское mari – муж) и для финно-угорских, где мы встречаем его в названиях мордва, меря, мурома, мари, удмурты. Слово “смерд” отложилось и в названиях многих географических пунктов самых различных мест Восточной и Центральной Европы. В качестве примера можно привести такие названия, как “Смерды”, “Смердино”, “Смурд”, “Смердина”,

“Смердовское” и др.

Постепенно термин “смерд” начинает обозначать то же, что и “люди”, “простая чадь” сел и весей. Позднее он вытеснится словом “крестьянин”. В источниках XII-XIII вв. мы уже часто встречаем термин “смерд”, обозначающий сельское население вообще (смерды – данники, поданные; смерды – жители сел; смерды – работники, землепашцы, страдники и т. п.) . Как и позднее термин “крестьянин”, слово “смерд” в древней Руси имело несколько значений. Смердом именовали свободного общинника-земледельца, обязанного лишь платить дань князю и выполнять некоторые повинности. Смердом называли вообще любого поданного, буквально “находящегося под данью”, подчиненного, зависимого. Смердом назывался в недалеком прошлом еще свободный данник, ныне княжеским повелением, т. е. путем внеэкономического принуждения, ставший рабочей силой княжеской или боярской вотчины. Такое разнообразие значения термина “смерд” обусловлено тем, что по мере развития феодальных отношений усложнялось положение тех категорий сельского населения, которые выступали под этим названием.

Позднее термин “смерд” в устах феодальной верхушки приобретает оттенок пренебрежения. Еще позже он заменится словом “мужик”. “Беззаконники из племени смердья”, – говорит Ипатьевская летопись о двух неугодных князю галицких боярах.

Основную массу населения древней Руси составлял сельский люд. Древняя Русь знала рабов. Труд рабов-холопов широко использовался в хозяйстве князей, бояр, дружинников и прочих “лучших мужей”.

В древнейших, дошедших до нас источниках, в договорах князей Олега и Игоря с Византией, заключающих в себе отрывки еще более древнего “Закона Русского”, в “Русской Правде” Ярослава говорится о холопах (рабах) и челяди.

Челядь – древнейший термин, обозначающий всякого рода зависимый люд. “Челядь” – прежде всего рабы, приобретаемые главным образом в результате захвата в плен (“полона”), в процессе войн. Но понятие “челядь” несколько шире, чем собственно раб – “холоп” или “роба”.

Но не челядь составляла основную массу сельского населения.

В глубокой древности для обозначения его существовал один термин – “люди”. Термин “люди” в обозначение сельского населения, несомненно, уходит в первобытную древность и среди славян был широко распространен от Ладожского и Онежского озер до Балкан и Эгейского моря, где болгарское слово “люднэ” обозначало сельское население в целом. Термин “люди” в смысле “сельское население”, “данники”, существовал и на севере, в новгородских землях, где, заимствованный из русского языка, он стал самоназванием вепсов (“людики”), вошедших в состав карельской народности.

Источник

Контрольная работа по истории 6 класса, III четверть.

Вариант 1.

Часть А.

1. 988 год – это год:

1) призвание варягов на Русь,

2) крещение Руси,

3) объединения Киева и Новгорода,

4) начало княжения Святослава.

2. Любечский съезд князей, принявший решение: “Каждый да держит отчину свою”-состоялся в:

1) 945.

2) 1019.

3) 1097.

4) 1113.

3. Укажите годы правления князя Игоря.

1) 879-912.

2) 912-945.

3) 962-972.

4) 980-1015.

4. Какой князь объединил Киев и Новгород в IX в.

1) Рюрик.

2) Святослав.

3) Игорь.

4) Олег.

5. Слова летописи: “Ты, князь, ищешь чужой земли, а свою покинул” – обращены к князю:

1) Святославу.

2) Олегу.

3) Владимиру Мономаху.

4) Игорю.

6. В Древней Руси сельские жители, которые несли повинности в пользу князя, назывались:

1) смердами,

2) рекрутами,

3) посадниками,

4) волхвами.

7. Объясните значение слово вотчина:

1) форма взимания дани, введённая Ольгой;

2) погодная запись событий;

3) крупная земельная собственность, передаваемая по наследству;

4) налог в пользу христианской церкви.

8. Походы князя Владимира Мономаха привели:

1) к разгрому половцев,

2) к разгрому печенегов,

3) к победе над шведами,

4) к присоединению вятичей.

9. Храм Святой Софии был возведён в Киеве в XI в. в честь разгрома:

1) хазар,

2) шведов,

3) печенегов.

4) немцев.

10. Князь Владимир Мономах написал:

1) “Слово о полку Игореве”.

2) “Поучение детям”.

3) “Правда Ярославичей”.

Читайте также:  Компот из дикой груши польза

4) ” Житие Бориса и Глеба”.

Часть В.

1. Соотнеси имена князей и время их правления.

1) Игорь.

2) Владимир Мономах.

3) Рюрик.

4) Святослав.

А) 862-879.

Б) 912-945.

В) 1054-1068.

Г) 962-972.

Д) 1113-1125.

2. Назови авторов произведений Древней Руси.

1) “Поучение детям”.

2) “Повесть временных лет”.

3) “Слово о законе и Благодати”.

4) “Слово о полку Игореве”.

3. К восточным славянам относятся:

А) поляки,

Б) болгары,

В) русские,

Г) украинцы,

Д) словаки,

Е) белорусы.

Выбери правильный ответ:

1) АБВ.

2) БВГ.

3) АГД.

4) ВГЕ.

4. Щит на ворота Царьграда прибил князь_______________

5. Сбор дани с подвластного населения назывался___________

Часть С.

Изучите документ и ответьте на вопросы:

Древний летописец наш повествует, что не только христианские проповедники, но и магометане, вместе с иудеями, обитавшие в земле хазарской или в Тавриде, присылали в КИЕВ мудрых законников склонять Владимира к принятию веры своей и что великий князь охотно выслушивал их учение.

Первые послы были из волжских или камских болгаров. На восточных и южных берегах Каспийского моря уже давно господствовала вера магометанская, утверждённая там счастливым оружием аравитян. Описание Магометова рая и цветущих гурий пленило воображение сластолюбивого князя; но обрезание казалось ему ненавистным обрядом и запрещение пить вино – уставом безрассудным. Вино, сказал он, есть веселие для русских: не может быть без него – Послы немецких католиков говорили ему о величии невидимого вседержителя и ничтожности идолов. Князь ответствовал им: Идите обратно: отцы наши не принимали веры от папы. Выслушав иудеев, он спросил, где их Отечество. “В Иерусалиме,- ответствовали проповедники:- но бог во гневе расточил нас по землям чуждым” И вы, наказываемые богом, дерзаете учить других? Сказал Владимир: мы не хотим, подобно вам, лишиться своего Отечества.- Наконец, безымянный философ, присланный греками, опровергнув в немногих словах другие веры, рассказал Владимиру содержание Библии, Ветхого и Нового Завета: историю творения, рая, греха, первых людей, потопа, народа избранного, искупления, христианства, семи Соборов, и в заключении показал ему картину Страшного Суда с изображением праведных, идущих в рай, и грешных, осуждённых на вечную муку. Поражённый сим зрелищем, Владимир вздохнул и сказал: Благо добродетельным и горе злым! Крепися, ответствовал философ – И будешь в раю с первыми.

Владимир, отпустив философа с дарами и с великою честию, собрал бояр и градских старцев, объявил им предложения магометан, иудеев, католиков, греков и требовал их совета. “Государь! – сказали бояре и старцы:- всякий человек хвалит веру свою: ежели хочешь избрать лучшую, то пошли умных людей в разные земли, испытать, который народ достойнее поклоняется божеству” – и великий князь отправил 10 благоразумных мужей для сего испытания. Послы видели в стране болгаров храмы скудные, моления унылые, лица печальные; в земле немецких католиков богослужение с обрядами, но, по словам летописи, без всякого величия и красоты: наконец прибыли в Константинополь. Да созерцают они славу бога нашего! Сказал император и зная, что грубый ум пленяется более наружным блеском, нежели истинными отвлечениями, приказал вести послов в Софийскую церковь, где сам патриарх, облачённый в святительские ризы, совершил литургию. Великолепие храма, присутствие всего знаменитого духовенства греческого, богатые одежды служебные, убранство алтарей, красота живописи, благоухание фимиама, сладостное пение клироса, безмолвие народа, священная важность и таинственность обрядов изумили россиян; им казалось, что сам всевышний обитает в сем храме и непосредственно с людьми соединяется…

Возвратясь в Киев, послы говорили князю с презрением о богослужении магометан, с неуважением о католическом и с восторгом о византийском, заключая словами: “Всякий человек, вкусив сладкое, имеет уже отвращение от горького; так и мы, узнав веру греков, не хотим иной!”. Владимир желал слышать мнение бояр и старцев. “Когда был закон греческий,- сказали они,- не был бы лучше других, то бабка твоя, Ольга, мудрейшая всех людей, не вздумала бы принять его”. Великий князь решился быть христианином.

(Карамзин Н.М. “История государства Российского” Т1.Гл.9)

Вопросы.

1-3. Почему Владимир отверг ислам, католическую религию, иудаизм?

4. Что поразило Владимира в рассказе византийского философа?

5. Почему великий князь остановил свой выбор на вере греков

Контрольная работа по истории 6 класса, III четверть.

Вариант 2.

Часть А.

1. 882 г. – это год:

1) призвание на Русь варягов,

2) начала княжения Игоря,

3) съезда князей в Любече,

4) объединения Новгорода и Киева.

2. Укажите дату восстания древлян:

1) 912.

2) 945.

3) 962.

Читайте также:  Кальций д3 польза для волос

4) 980.

3. Укажите годы правления Владимира Мономаха:

1) 962-972.

2) 980-1115.

3) 1019-1054.

4) 1113-1125.

4. Принятие христианства на Руси связано с именем князя:

1) Владимира Святославича.

2) Ярослава Мудрого.

3) Владимира Мономаха.

4) Святослава Игоревича.

5. Создание первого письменного свода законов Древней Руси – “Русской правды” – связано с именем князя:

1) Юрия Долгорукого.

2) Владимира Мономаха.

3) Ярослава Мудрого.

4) Олега Вещего.

6. Зависимое население Древней Руси, близкое по своему положению к рабам, называлось:

1) холопами,

2) смердами,

3) рядовичами,

4) закупами.

7. Полюдьем в Древней Руси называли:

1) походы в Византию,

2) походы против степняков – кочевников,

3) сход общинников в Древней Руси,

4) форму взимания дани с подвластного населения.

8. Что было следствием принятия “Русской правды” Ярослава Мудрого?

1) Кровную месть заменили штрафом – вирой.

2) Были введены “заповедные лета”.

3) Были введены “урочные лета”.

4) Полюдье было заменено повозом.

9. К памятникам зодчества Древней Руси IX-XII вв. относится:

1) Десятинная церковь в Киеве;

2) Троице- Сергиев монастырь;

3) храм Василия Блаженного;

4) церковь Вознесения в Коломенском.

10.”Откуда есть пошла земля Русская, кто в Киеве начал первым княжить” – Этими словами начиналась (лось):

1) “Задонщина”.

2) “Повесть временных лет”.

3) “Поучение детям.

4) “Слово о полку Игореве”.

Часть В.

1. Соотнесите имена князей и время их правления:

1) Олег.

2) Владимир Красное Солнышко.

3) Ярослав Мудрый.

4) Ольга.

А) 1019-1054.

Б) 945-962.

В) 1125-1132.

Г) 879-912.

Д) 980-1015.

2. Правильно назови первое строение каменного зодчества Киевской Руси.

1) Первая каменная церковь в Киеве.

2) Собор, заложенный в честь победы Ярослава над печенегами.

3) Первый крупный монастырь на Руси.

4) Красивейшие ворота при въезде в Киев.

3. Во времена КИЕВСКОЙ Руси шла борьба с кочевыми племенами:

А) половцами,

Б) Тиверцами,

В) кривичами,

Г) печенегами,

Д) хазарами,

Е) древлянами.

Найди правильный ответ:

1) АБВ.

2) ГДЕ.

3) БГЕ.

4) АГД.

4. “Иду на вы” – предупреждал врагов о начале войны князь____________________

5. Собрание на Руси, в котором участвовало всё мужское население________________

Часть С.

Прочитай отрывок из рукописи на персидском языке, относящейся к первой половине IX в

“Эта страна обширна, её жители непокорны, держаться вызывающе, воинственна одна часть их (руссов) – рыцарство.

Жрецы пользуются у них уважением. Они ежегодно платят правительству девятую часть своих доходов и торговой прибыли. Город Куяба(Киев) – место пребывания царя. Там в(Киеве ) выделываются разнообразные меха и ценные мечи”.

Назовите факты, указывающие на наличие государственности Руси.

Какие факты опровергают норманнскую теорию?

Почему многие историки называют Киевскую Русь раннефеодальным государством?

Когда возникло государство Киевская Русь?

Источник

  • Главная 
  • Вопросы & Ответы 
  • Вопрос 6801781

Васян Коваль

более месяца назад

Просмотров : 80 Ответов : 1

Лучший ответ:

Таня Масян

ответ – смердами

более месяца назад

Ваш ответ:

Комментарий должен быть минимум 20 символов

Чтобы получить баллы за ответ войди на сайт

Как назвали сельских жителей которые несли повинности в пользу князя

Лучшее из галереи за : неделю месяц все время

Как назвали сельских жителей которые несли повинности в пользу князяКак назвали сельских жителей которые несли повинности в пользу князяКак назвали сельских жителей которые несли повинности в пользу князяКак назвали сельских жителей которые несли повинности в пользу князяКак назвали сельских жителей которые несли повинности в пользу князяКак назвали сельских жителей которые несли повинности в пользу князяКак назвали сельских жителей которые несли повинности в пользу князяКак назвали сельских жителей которые несли повинности в пользу князяКак назвали сельских жителей которые несли повинности в пользу князяКак назвали сельских жителей которые несли повинности в пользу князяКак назвали сельских жителей которые несли повинности в пользу князяКак назвали сельских жителей которые несли повинности в пользу князяКак назвали сельских жителей которые несли повинности в пользу князяКак назвали сельских жителей которые несли повинности в пользу князяКак назвали сельских жителей которые несли повинности в пользу князяКак назвали сельских жителей которые несли повинности в пользу князяКак назвали сельских жителей которые несли повинности в пользу князяКак назвали сельских жителей которые несли повинности в пользу князяКак назвали сельских жителей которые несли повинности в пользу князяКак назвали сельских жителей которые несли повинности в пользу князяКак назвали сельских жителей которые несли повинности в пользу князяКак назвали сельских жителей которые несли повинности в пользу князяКак назвали сельских жителей которые несли повинности в пользу князяКак назвали сельских жителей которые несли повинности в пользу князя

Как назвали сельских жителей которые несли повинности в пользу князя

Вы можете из нескольких рисунков создать анимацию (или целый мультфильм!). Для этого нарисуйте несколько последовательных кадров и нажмите кнопку Просмотр анимации.

Другие вопросы:

Онтонио Веселко

Установите соответствие между растением и способом его вегетативного размножения. Растение 1. Яблоня 2. Картофель Установите соответствие между растением и способом его вегетативного размножения.

Растение

1. Яблоня

2. Картофель

3. Ирис

4. Тюльпан

Способ вегетативн…

более месяца назад

Смотреть ответ Просмотров : 91 Ответов : 1

Главный Попко

Спорами размножаются 1) бактерии 2) мох брий 3) папоротник 4) гидра Спорами размножаются

1) бактерии

2) мох брий

3) папоротник

4) гидра

5) гриб рыжик

6) эвглена

более месяца назад

Смотреть ответ Просмотров : 185 Ответов : 1

Энджелл

Верны ли следующие утверждения? А. В бесполом размножении принимают участие две особи. Верны ли следующие утверждения?

А. В бесполом размножении принимают участие две особи.

Б. К формам бесполого размножения относят деление, почкование, вегетативное размножение и спорообразова­ние.

более месяца назад

Смотреть ответ Просмотров : 30 Ответов : 1

Зачетный Опарыш

Цветковое растение тюльпан размножается с помощью Цветковое растение тюльпан размножается с помощью

более месяца назад

Смотреть ответ Просмотров : 27 Ответов : 1

Васян Коваль

Использование участков побегов с почками у цветковых растений – это пример размножения путём Использование участков побегов с почками у цветковых растений – это пример размножения путём

более месяца назад

Смотреть ответ Просмотров : 134 Ответов : 1

Источник