Какая польза нам от ней пушкин

Какая польза нам от ней пушкин thumbnail

Procul este, profani.*

Поэт по лире вдохновенной
Рукой рассеянной бряцал.
Он пел — а хладный и надменный
Кругом народ непосвященный
Ему бессмысленно внимал.

И толковала чернь тупая:
«Зачем так звучно он поет?
Напрасно ухо поражая,
К какой он цели нас ведет?
О чем бренчит? чему нас учит?
Зачем сердца волнует, мучит,
Как своенравный чародей?
Как ветер, песнь его свободна,
Зато как ветер и бесплодна:
Какая польза нам от ней?»

Поэт.

Молчи, бессмысленный народ,
Поденщик, раб нужды, забот!
Несносен мне твой ропот дерзкий,
Ты червь земли, не сын небес;
Тебе бы пользы все — на вес
Кумир ты ценишь Бельведерский.
Ты пользы, пользы в нем не зришь.
Но мрамор сей ведь бог!.. так что же?
Печной горшок тебе дороже:
Ты пищу в нем себе варишь.

Чернь.

Нет, если ты небес избранник,
Свой дар, божественный посланник,
Во благо нам употребляй:
Сердца собратьев исправляй.
Мы малодушны, мы коварны,
Бесстыдны, злы, неблагодарны;
Мы сердцем хладные скопцы,
Клеветники, рабы, глупцы;
Гнездятся клубом в нас пороки.
Ты можешь, ближнего любя,
Давать нам смелые уроки,
А мы послушаем тебя.

Поэт.

Подите прочь — какое дело
Поэту мирному до вас!
В разврате каменейте смело,
Не оживит вас лиры глас!
Душе противны вы, как гробы.
Для вашей глупости и злобы
Имели вы до сей поры
Бичи, темницы, топоры; —
Довольно с вас, рабов безумных!
Во градах ваших с улиц шумных
Сметают сор, — полезный труд! —
Но, позабыв свое служенье,
Алтарь и жертвоприношенье,
Жрецы ль у вас метлу берут?
Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.
_________________
* Procul este, profani (лат.) — Прочь, непосвященные.

Анализ стихотворения «Поэт и толпа» Пушкина

Поражение декабристов серьезно повлияло на взгляды Пушкина относительно роли и значения поэта в обществе. К тому же после восстания были официально запрещены малейшие упоминания о свободе и равенстве. Литературе отводилась роль развлечения, не имеющего серьезного значения. Пушкин часто подвергался упрекам критиков, которые пытались повлиять на его творчество и указывали «нужные» темы. Его ответом на эти упреки стало стихотворение «Поэт и толпа» (1828 г.).

Эпиграф к стихотворению Пушкин взял из «Энеиды» Вергилия. «Прочь, непосвященные» сразу же проводит резкую грань между автором и глупой толпой.

Следует заметить, что под «народом непосвященным» Пушкин подразумевал не темное крестьянство, а как раз образованные слои общества. Поэт на примере восстания декабристов видел, что возвышенные благородные идеи так и не нашли отклика в сердцах людей. «Чернь тупая» не интересуется богатым духовным миром, для нее важнее примитивные физические наслаждения. Горячие призывы поэта не смогли расшевелить зачерствевшие души. Люди даже не понимают, «о чем бренчит» поэт.

Это непонимание вызывает гнев Пушкина. Он обращается к народу с суровой обличительной речью, в которой называет его «поденщиком, рабом нужды». Поэт имеет в виду не физическое, а духовное рабство. Люди попадают в зависимость от материальных вещей, прежде всего, от денег. Это убивает в них самые лучшие человеческие качества и приводит к повсеместной лжи и обману. Главной ценностью современного общества Пушкин считает «печной горшок», который символизирует грубость и отсутствие духовных устремлений.

В ответ черни автор вкладывает собственные представления об обществе. «Клеветники, рабы, глупцы» — так оценивает он современников. Естественно, образованное общество никогда бы не признало такой оценки. Вымышленный монолог черни позволяет Пушкину подчеркнуть свои взгляды. Толпа признает свое ничтожество и обращается к поэту с просьбой исправить эту ситуацию. Ведь поэт заявил, что ему доступно высшее знание, и он способен стать учителем и направить ближнего на истинный путь.

Но возражение поэта содержит еще больший гнев и раздражение. Все прошлые попытки изменить общество ни к чему не привели. В нем по-прежнему господствуют «глупость и злоба». Все благородные стремления разбиваются о людское равнодушие. Поэтому поэт глубоко разочаровался в людях, он призывает их и дальше «каменеть смело». Если его лира никому не нужна, то поэт отрекается от общества и посвящает всю оставшуюся жизнь «звукам сладким и молитвам».

Стихотворение «Поэт и толпа» — важный этап в становлении мировоззрения Пушкина, после которого его отчуждение от высшего общества только усиливалось.

  • Следующий стих → Сергей Есенин — Отговорила роща золотая
  • Предыдущий стих → Сергей Есенин — Нивы сжаты, рощи голы

Слушать аудио-стихотворение:

Читать стих поэта Александр Пушкин — Поэт и толпа на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Читайте также:  50 штрафа в пользу истца

Источник

Ïîýò è òîëïà» Àëåêñàíäð Ïóøêèí

Procul este, profani.

Ïîýò ïî ëèðå âäîõíîâåííîé
Ðóêîé ðàññåÿííîé áðÿöàë.
Îí ïåë — à õëàäíûé è íàäìåííûé
Êðóãîì íàðîä íåïîñâÿùåííûé
Åìó áåññìûñëåííî âíèìàë.

È òîëêîâàëà ÷åðíü òóïàÿ:
«Çà÷åì òàê çâó÷íî îí ïîåò?
Íàïðàñíî óõî ïîðàæàÿ,
Ê êàêîé îí öåëè íàñ âåäåò?
Î ÷åì áðåí÷èò? ÷åìó íàñ ó÷èò?
Çà÷åì ñåðäöà âîëíóåò, ìó÷èò,
Êàê ñâîåíðàâíûé ÷àðîäåé?
Êàê âåòåð, ïåñíü åãî ñâîáîäíà,
Çàòî êàê âåòåð è áåñïëîäíà:
Êàêàÿ ïîëüçà íàì îò íåé?»

Ïîýò.

Ìîë÷è, áåññìûñëåííûé íàðîä,
Ïîäåíùèê, ðàá íóæäû, çàáîò!
Íåñíîñåí ìíå òâîé ðîïîò äåðçêèé,
Òû ÷åðâü çåìëè, íå ñûí íåáåñ;
Òåáå áû ïîëüçû âñå — íà âåñ
Êóìèð òû öåíèøü Áåëüâåäåðñêèé.
Òû ïîëüçû, ïîëüçû â íåì íå çðèøü.
Íî ìðàìîð ñåé âåäü áîã!.. òàê ÷òî æå?
Ïå÷íîé ãîðøîê òåáå äîðîæå:
Òû ïèùó â íåì ñåáå âàðèøü.

×åðíü.

Íåò, åñëè òû íåáåñ èçáðàííèê,
Ñâîé äàð, áîæåñòâåííûé ïîñëàííèê,
Âî áëàãî íàì óïîòðåáëÿé:
Ñåðäöà ñîáðàòüåâ èñïðàâëÿé.
Ìû ìàëîäóøíû, ìû êîâàðíû,
Áåññòûäíû, çëû, íåáëàãîäàðíû;
Ìû ñåðäöåì õëàäíûå ñêîïöû,
Êëåâåòíèêè, ðàáû, ãëóïöû;
Ãíåçäÿòñÿ êëóáîì â íàñ ïîðîêè.
Òû ìîæåøü, áëèæíåãî ëþáÿ,
Äàâàòü íàì ñìåëûå óðîêè,
À ìû ïîñëóøàåì òåáÿ.

Ïîýò.

Ïîäèòå ïðî÷ü — êàêîå äåëî
Ïîýòó ìèðíîìó äî âàñ!
 ðàçâðàòå êàìåíåéòå ñìåëî,
Íå îæèâèò âàñ ëèðû ãëàñ!
Äóøå ïðîòèâíû âû, êàê ãðîáû.
Äëÿ âàøåé ãëóïîñòè è çëîáû
Èìåëè âû äî ñåé ïîðû
Áè÷è, òåìíèöû, òîïîðû; —
Äîâîëüíî ñ âàñ, ðàáîâ áåçóìíûõ!
Âî ãðàäàõ âàøèõ ñ óëèö øóìíûõ
Ñìåòàþò ñîð, — ïîëåçíûé òðóä! —
Íî, ïîçàáûâ ñâîå ñëóæåíüå,
Àëòàðü è æåðòâîïðèíîøåíüå,
Æðåöû ëü ó âàñ ìåòëó áåðóò?
Íå äëÿ æèòåéñêîãî âîëíåíüÿ,
Íå äëÿ êîðûñòè, íå äëÿ áèòâ,
Ìû ðîæäåíû äëÿ âäîõíîâåíüÿ,
Äëÿ çâóêîâ ñëàäêèõ è ìîëèòâ.
====

Àíàëèç ñòèõîòâîðåíèÿ Ïóøêèíà «Ïîýò è òîëïà»

Ïóøêèí íåîäíîêðàòíî çàäàâàëñÿ âîïðîñîì î òîì, êàêîâà æå ðîëü ïîýòà â ñîöèóìå. Îí ïîíèìàë, ÷òî ðèôìîâàííûå ñòðîêè ìîãóò ïîëíîñòüþ èçìåíèòü ìèð è çàñòàâèòü ëþäåé ìûñëèòü ïî-èíîìó. Ïðèìåðîì òîìó ÿâëÿëîñü âîññòàíèå äåêàáðèñòîâ, ëèòåðàòóðíûì âäîõíîâèòåëåì êîòîðîãî è ÿâëÿëñÿ Ïóøêèí. Îäíàêî ïðîâàë òàéíîãî çàãîâîðà íå òîëüêî ñòàë äëÿ ïîýòà ñàìûì áîëüøèì æèçíåííûì ðàçî÷àðîâàíèåì, íî è çàñòàâèë ïåðåîñìûñëèòü ñâîå ïðåäíàçíà÷åíèå.  1828 ãîäó Ïóøêèí íàïèñàë ñòèõîòâîðåíèå «Ïîýò è òîëïà», â êîòîðîì ïðîâåë î÷åíü ÷åòêóþ ãðàíü ìåæäó òâîð÷åñêèìè ëþäüìè è «÷åðíüþ», êîòîðàÿ â áîëüøèíñòâå ñâîåì îòíîñèòñÿ ê ñòèõàì ïðåíåáðåæèòåëüíî è íå ïûòàåòñÿ âíèêàòü â èõ ñìûñë. Ïîýò â ïðîèçâåäåíèè àâòîðà ïðåäñòàâëåí êàê âûñøåå ñóùåñòâî, êîòîðîìó íåò íèêàêîãî äåëà äî «õëàäíîãî è íàäìåííîãî» íàðîäà, íå ïîíèìàþùåãî, äëÿ ÷åãî âîîáùå íóæíû ñòèõè.

Äåéñòâèòåëüíî, â ïåðâîé ïîëîâèíå 19 âåêà ëèòåðàòóðíîå òâîð÷åñòâî íå íåñëî â ñåáå êàêîé-ëèáî ñîöèàëüíîé çíà÷èìîñòü, åãî çàäà÷è ñâîäèëèñü ê òîìó, ÷òîáû ðàçâëåêàòü ëþäåé. È èìåííî òàê ê ñòèõàì îòíîñèëèñü âñå áåç èñêëþ÷åíèÿ ñëîè ðîññèéñêîãî îáùåñòâà. Äëÿ íèõ «ïåñíü ïîýòà» áûëà ñâîáîäíîé è, â òî æå âðåìÿ áåñïëîäíîé, «êàê âåòåð», ò.å. íå ïðåäñòàâëÿëà êàêîé-ëèáî öåííîñòè. Ìåæäó òåì, ñàì ïîýò ñ÷èòàë, ÷òî ýòî äàëåêî íå òàê. Ïðîñòî ëþäè åùå íå ãîòîâû ïðèçíàâàòü çà ëèòåðàòîðàìè ïðàâî áûòü ïðîðîêàìè è ôîðìèðîâàòü îáùåñòâåííîå ìèðîâîççðåíèå. Ïîýòîìó, îòâå÷àÿ â ñâîåì ñòèõîòâîðåíèè ñîîòå÷åñòâåííèêàì íà âîïðîñ, ÷òî æå íåñåò â ñåáå ñîâðåìåííàÿ ïîýçèÿ, Ïóøêèí îòìå÷àåò: «Ìû ðîæäåíû äëÿ âäîõíîâåíüÿ, äëÿ çâóêîâ ñëàäêèõ è ìîëèòâ». Ðàñøèôðîâêà ýòîé ôðàçû äîñòàòî÷íî ïðîñòà – ïîýò óáåæäåí, ÷òî îñíîâíîé ïðîáëåìîé îáùåñòâà ÿâëÿåòñÿ åãî ïðèçåìëåííîñòü è áåçäóøèå. Ëþäè ïîãðÿçëè â ìèðñêèõ äåëàõ è çàáîòàõ íàñòîëüêî, ÷òî äàæå â ñòèõàõ ïûòàþòñÿ îòûñêàòü íåêîå ðàöèîíàëüíîå çåðíî. Òî÷íî òàê æå îíè íå ìîãóò íàñëàæäàòüñÿ äðóãèìè ïðîèçâåäåíèÿìè èñêóññòâà, ïîòîìó ÷òî «ïå÷íîé ãîðøîê òåáå äîðîæå, òû ïèùó â íåì ñåáå âàðèøü».

Ïóøêèí îòêðûòî ïðèçíàåòñÿ â òîì, ÷òî «ìû ìàëîäóøíû, ìû êîâàðíû, áåññòûäíû, çëû, íåáëàãîäàðíû», îòìå÷àÿ, ÷òî ýòèìè êà÷åñòâàìè îáëàäàåò ïîäàâëÿþùåå áîëüøèíñòâî ëþäåé. Îíè íàñòîëüêî äàëåêè îò äóõîâíîé æèçíè, ÷òî ïîýò ïðîñòî îòêàçûâàåòñÿ äîñòó÷àòüñÿ äî èõ ñåðäåö, çàÿâëÿÿ: «Äîâîëüíî ñ âàñ, ðàáîâ áåçóìíûõ!». Ïðè ýòîì àâòîð ñ÷èòàåò ðàáñòâîì íå ôèçè÷åñêóþ, à èìåííî äóõîâíóþ çàâèñèìîñòü îò ìàòåðèàëüíûõ áëàã, íà ôîíå êîòîðîé ëþäè ïîïðîñòó òåðÿþò ñïîñîáíîñòü âèäåòü ïðåêðàñíîå è äåãðàäèðóþò èç ïîêîëåíèÿ â ïîêîëåíèå, ëèøàÿ ñåáÿ áóäóùåãî. Ýòà òåíäåíöèÿ õàðàêòåðíà íå òîëüêî äëÿ íèçøèõ ñëîåâ îáùåñòâà, êîòîðûå âûíóæäåíû êàæäûé äåíü áåñïîêîèòüñÿ î õëåáå íàñóùíîì, ÷òîáû âûæèòü, íî è äëÿ çíàòè, êîòîðàÿ ïîãðÿçëà â ïîðîêàõ è ðàçâëå÷åíèÿõ, ïåðåñòàâ ðàçëè÷àòü, ÷òî ïî-íàñòîÿùåìó ÿâëÿåòñÿ öåííûì, à ÷òî – âðåìåííûì è ïðèõîäÿùèì. Îáðàùàÿñü ê ñâîåìó íàðîäó, ïîýò îòìå÷àåò: «Òû ÷åðâü çåìëè, íå ñûí íåáåñ; òåáå áû ïîëüçû âñå – íà âåñ».

Ïðè ýòîì àâòîð íå âèäèò âîçìîæíîñòè ïåðåëîìèòü îáùåñòâåííîå ñîçíàíèå, ïîýòîìó óòâåðæäàåò: «Íå îæèâèò âàñ ëèðû ãëàñ!». Îí ðàçî÷àðîâàí â òîì, ÷òî ïîýòó â îáùåñòâå ïî-ïðåæíåìó îòâîäèòñÿ ðîëü øóòà, è íèêîãî íå èíòåðåñóåò, êàêèå èìåííî ÷óâñòâà è ìûñëè îí âêëàäûâàåò â ñâîè ïðîèçâåäåíèÿ. Òàêèì îáðàçîì, Ïóøêèí îñîçíàííî îòðåêàåòñÿ îò òîãî ìèðà, â êîòîðîì æèâåò, òàê êàê ïîíèìàåò, ÷òî åìó ñóæäåíî áûòü óñëûøàííûì ëèøü åäèíèöàìè. Îäíàêî îí íå îòêàçûâàåòñÿ îò òâîð÷åñòâà è ïðîäîëæàåò ïèñàòü ñòèõè «íå äëÿ æèòåéñêîãî âîëíåíüÿ, íå äëÿ êîðûñòè, íå äëÿ áèòâ», à äëÿ òîãî, ÷òîáû ñäåëàòü ìèð íåìíîãî ïðåêðàñíåå è ðàçáóäèòü â äóøàõ õîòü íåêîòîðûõ ëþäåé áëàãîðîäíûå, ÷èñòûå è ñâåòëûå ÷óâñòâà.

Читайте также:  Кукуруза в банках польза вред

https://pishi-stihi.ru/poet-i-tolpa-pushkin.html

Äðóãèå ñòàòüè â ëèòåðàòóðíîì äíåâíèêå:

  • 30.11.2016.  íóìåðîëîãèè êàæäîå ÷èñëî èìååò ñâîþ ñèìâîëèêó
  • 19.11.2016. Ïîýò è òîëïà À. Ïóøêèí
  • 17.11.2016. Íå ãîðþé…
  • 07.11.2016. Ñíîâà äîæäü…
  • 06.11.2016. È êðóæèëàñü ïòè÷êà Áîæüÿ
  • 04.11.2016. Àêâàðåëü
  • 01.11.2016. Ìàëîå â áîëüøîì

Источник

ПОЭТ И ТОЛПА

Procul este, profani.
{См. перевод}

    Поэт по лире вдохновенной
Рукой рассеянной бряцал.
Он пел — а хладный и надменный
Кругом народ непосвященный
Ему бессмысленно внимал.

     И толковала чернь тупая:
«Зачем так звучно он поет?
Напрасно ухо поражая,
К какой он цели нас ведет?
О чем бренчит? чему нас учит?
Зачем сердца волнует, мучит,
Как своенравный чародей?
Как ветер песнь его свободна,
Зато как ветер и бесплодна:
Какая польза нам от ней?»

Поэт

      Молчи, бессмысленный народ,
Поденщик, раб нужды, забот!
Несносен мне твой ропот дерзкий,
Ты червь земли, не сын небес;
Тебе бы пользы всё — на вес
Кумир ты ценишь Бельведерский,
Ты пользы, пользы в нем не зришь,
Но мрамор сей ведь бог!.. так что же?
Печной горшок тебе дороже:
Ты пищу в нем себе варишь.

Чернь

   Нет, если ты небес избранник,
Свой дар, божественный посланник,
Во благо нам употребляй:
Сердца собратьев исправляй.
Мы малодушны, мы коварны,
Бесстыдны, злы, неблагодарны;
Мы сердцем хладные скопцы,
Клеветники, рабы, глупцы;
Гнездятся клубом в нас пороки.
Ты можешь, ближнего любя,
Давать нам смелые уроки,
А мы послушаем тебя.

Поэт

    Подите прочь — какое дело
Поэту мирному до вас!
В разврате каменейте смело:
Не оживит вас лиры глас!
Душе противны вы, как гробы.
Для вашей глупости и злобы
Имели вы до сей поры
Бичи, темницы, топоры;—
Довольно с вас, рабов безумных!
Во градах ваших с улиц шумных
Сметают сор,— полезный труд!—
Но, позабыв свое служенье,
Алтарь и жертвоприношенье,
Жрецы ль у вас метлу берут?
Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.

Переводы иноязычных текстов

  1. Прочь, непосвященные. (Латин.)

Примечания

  1. ПОЭТ И ТОЛПА. Напечатано под названием «Чернь» в «Московском вестнике», 1829 г., ч. I. Настоящее название стихотворению дано Пушкиным в 1836 г. при подготовке нового издания стихотворений, не вышедшего в свет.

  2. Эпиграф — восклицание жреца из 6-й песни «Энеиды» Вергилия.

    Стихотворение является ответом на требования дидактического морализма, какие предъявлялись Пушкину. Еще в начале 1828 г. в «Московском вестнике», к редакции которого тогда близок был Пушкин, отмечались обращенные к Пушкину советы «строгих Аристархов» преподавать уроки нравственности». Но не столько на страницах журналов, сколько в самом обществе, особенно в кругах, близких правительству, было заметно стремление «направить» перо поэта для служения практическим целям и интересам, далеким от тех идеалов, какие ставил себе Пушкин в своем творчестве. Было бы ошибочно видеть в этом стихотворении проповедь так называемого «искусства для искусства». Этому противоречит всё творчество Пушкина, взятое в целом.

Из ранних редакций

Первоначально Пушкин начал стихотворение следующими стихами:

Толпа холодная поэта окружала
И равнодушные хвалы ему жужжала.
Но равнодушно ей, задумчив, он внимал
И звучной лирою рассеянно бряцал.

В рукописи в заключительном обращении поэта к толпе вместо стиха «Довольно с вас, рабов безумных!»:

Довольно с вас. Поэт ли будет
Возиться с вами сгоряча
И лиру гордую забудет
Для гнусной розги палача!
Певцу ль казнить, клеймить безумных?

Источник

article438792.jpg

«Поэт и толпа» 

Procul este, profani.

Поэт по лире вдохновенной

Рукой рассеянной бряцал.

Он пел — а хладный и надменный

Кругом народ непосвященный

Ему бессмысленно внимал.

И толковала чернь тупая:

«Зачем так звучно он поет?

Напрасно ухо поражая,

К какой он цели нас ведет?

О чем бренчит? чему нас учит?

Зачем сердца волнует, мучит,

Как своенравный чародей?

Как ветер, песнь его свободна,

Зато как ветер и бесплодна:

Какая польза нам от ней?»

Поэт.

Молчи, бессмысленный народ,

Поденщик, раб нужды, забот!

Несносен мне твой ропот дерзкий,

Ты червь земли, не сын небес;

Тебе бы пользы все — на вес

Читайте также:  Магний в порошке его польза

Кумир ты ценишь Бельведерский.

Ты пользы, пользы в нем не зришь.

Но мрамор сей ведь бог!.. так что же?

Печной горшок тебе дороже:

Ты пищу в нем себе варишь.

Чернь.

Нет, если ты небес избранник,

Свой дар, божественный посланник,

Во благо нам употребляй:

Сердца собратьев исправляй.

Мы малодушны, мы коварны,

Бесстыдны, злы, неблагодарны;

Мы сердцем хладные скопцы,

Клеветники, рабы, глупцы;

Гнездятся клубом в нас пороки.

Ты можешь, ближнего любя,

Давать нам смелые уроки,

А мы послушаем тебя.

Поэт.

Подите прочь — какое дело

Поэту мирному до вас!

В разврате каменейте смело,

Не оживит вас лиры глас!

Душе противны вы, как гробы.

Для вашей глупости и злобы

Имели вы до сей поры

Бичи, темницы, топоры; —

Довольно с вас, рабов безумных!

Во градах ваших с улиц шумных

Сметают сор, — полезный труд! —

Но, позабыв свое служенье,

Алтарь и жертвоприношенье,

Жрецы ль у вас метлу берут?

Не для житейского волненья,

Не для корысти, не для битв,

Мы рождены для вдохновенья,

Для звуков сладких и молитв.

Анализ стихотворения Пушкина «Поэт и толпа»

Пушкин неоднократно задавался вопросом о том, какова же роль поэта в социуме. Он понимал, что рифмованные строки могут полностью изменить мир и заставить людей мыслить по-иному. Примером тому являлось восстание декабристов, литературным вдохновителем которого и являлся Пушкин. Однако провал тайного заговора не только стал для поэта самым большим жизненным разочарованием, но и заставил переосмыслить свое предназначение. В 1828 году Пушкин написал стихотворение «Поэт и толпа», в котором провел очень четкую грань между творческими людьми и «чернью», которая в большинстве своем относится к стихам пренебрежительно и не пытается вникать в их смысл. Поэт в произведении автора представлен как высшее существо, которому нет никакого дела до «хладного и надменного» народа, не понимающего, для чего вообще нужны стихи.

Действительно, в первой половине 19 века литературное творчество не несло в себе какой-либо социальной значимость, его задачи сводились к тому, чтобы развлекать людей. И именно так к стихам относились все без исключения слои российского общества. Для них «песнь поэта» была свободной и, в то же время бесплодной, «как ветер», т.е. не представляла какой-либо ценности. Между тем, сам поэт считал, что это далеко не так. Просто люди еще не готовы признавать за литераторами право быть пророками и формировать общественное мировоззрение. Поэтому, отвечая в своем стихотворении соотечественникам на вопрос, что же несет в себе современная поэзия, Пушкин отмечает: «Мы рождены для вдохновенья, для звуков сладких и молитв». Расшифровка этой фразы достаточно проста – поэт убежден, что основной проблемой общества является его приземленность и бездушие. Люди погрязли в мирских делах и заботах настолько, что даже в стихах пытаются отыскать некое рациональное зерно. Точно так же они не могут наслаждаться другими произведениями искусства, потому что «печной горшок тебе дороже, ты пищу в нем себе варишь».

Пушкин открыто признается в том, что «мы малодушны, мы коварны, бесстыдны, злы, неблагодарны», отмечая, что этими качествами обладает подавляющее большинство людей. Они настолько далеки от духовной жизни, что поэт просто отказывается достучаться до их сердец, заявляя: «Довольно с вас, рабов безумных!». При этом автор считает рабством не физическую, а именно духовную зависимость от материальных благ, на фоне которой люди попросту теряют способность видеть прекрасное и деградируют из поколения в поколение, лишая себя будущего. Эта тенденция характерна не только для низших слоев общества, которые вынуждены каждый день беспокоиться о хлебе насущном, чтобы выжить, но и для знати, которая погрязла в пороках и развлечениях, перестав различать, что по-настоящему является ценным, а что – временным и приходящим. Обращаясь к своему народу, поэт отмечает: «Ты червь земли, не сын небес; тебе бы пользы все – на вес».

При этом автор не видит возможности переломить общественное сознание, поэтому утверждает: «Не оживит вас лиры глас!». Он разочарован в том, что поэту в обществе по-прежнему отводится роль шута, и никого не интересует, какие именно чувства и мысли он вкладывает в свои произведения. Таким образом, Пушкин осознанно отрекается от того мира, в котором живет, так как понимает, что ему суждено быть услышанным лишь единицами. Однако он не отказывается от творчества и продолжает писать стихи «не для житейского волненья, не для корысти, не для битв», а для того, чтобы сделать мир немного прекраснее и разбудить в душах хоть некоторых людей благородные, чистые и светлые чувства.

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Источник