Какую пользу может извлечь человек опираясь на неадекватную картину мира

В этой рубрике я привожу свои заметки с лекций и ответы к домашним заданиям онлайн-курса «Персональное управленческое искусство. Технология крауд-тренинга, которая применяется на курсе, предусматривает, что после теоретической части необходимо:

  • дать развернутый ответ на вопрос автора на протяжении 3 дней;
  • дать оценку ответам другим слушателей;
  • прокомментировать ответ, который получил больше всего симпатий от слушателей на потоке;
  • дать оценку комментариям слушателей к лучшему ответу на потоке;
  • ознакомиться с видео ответом Владимира Тарасова и сравнить насколько ваш ответ был верен.

Вопрос к третьей лекции звучит так: какую пользу может для себя извлечь человек опираясь на неадекватную картину мира?

Обращаю внимание, что в последнее время участились случаи копирования моего текста для публикации ответов на домашние задания курса. Напоминаю:

  1. Мои ответы на вопросы курса опубликованы для того, чтобы у вас сложилось представление о том, как нужно отвечать на конкретный вопрос и для более полного разбора вопроса участниками курсах всех потоков и годов выпуска.
  2. Если вы скопируете ответ себе, то программа антиплагиата на курсе не пропустит ваш ответ.
  3. Если вы будете выполнять задания только копируя чьи то ответы, то ценность обучения упадет многократно.

Мой ответ на вопрос

Адекватная картина мира предполагает, что мы ясно видим в конкретной ситуации границу которая разделяет возможное и невозможное, этичное и неэтичное и т.д. Это символ порядка.

Неадекватная картина мира предполагает, что такая граница размыта или вообще отсутствует в нашем сознании. Это символ хаоса.

Имея неадекватную картину мира мы НЕ скованы теми границами, которые есть у нас при адекватной картине мира. В итоге человек может решить задачу на качественно ином уровне.

То есть, основная польза — это использование своего незнания, как фактора, который помогает выйти за рамки любых ограничений и решить задачу так, как ранее никто не догадывался.

Один из лучших ответов на потоке

Опираясь на неадекватную картину мира, человек может увидеть ситуацию совсем под другим углом, неожиданный взгляд на тот или иной вопрос, который может привести к гениальному и нестандартному решению вопроса / задачи.

Как простой пример можем вспомнить, как Ньютон или Архимед сделали свои открытия, о которых мы все знаем и которые сейчас для нас являются истиной и истинной картиной мира.

Опираясь на неадекватную картину мира, мы можем понять и допустить множественность решений. То есть я считаю, что надо делать только так, а столкновение с неожиданной реакцией реальности заставляет меня понять, что вариантов множество. И на мой взгляд, понимание этого, делает человека сильнее, гибче в принятии решений.

Также опираясь на неадекватную картину мира, мы можем выйти за рамки возможного (для нас самих). На одном из тренингов (и во многих книгах позже) я столкнулась с понятием «выход из зоны комфорта». Приведу свой пример, который я прорабатывала на тренинге.

Так сложилось, что всю жизнь я сама добивалась своих целей, зарабатывала и была уверена, что никто мне не поможет и надо всё делать самой. На тренинге моей задачей было попросить о помощи 5 различных людей, в детали не буду входить, но смысл в том, что для меня это было очень тяжело, абсолютно не соответствовало моей картине мира. Каково же было мое удивление, когда мне помогали. Т.е.опираясь на не «свою адекватную картину мира», а допустив другую, я получила в свои руки новый инструмент, новые возможности. Не могу сказать, что я сейчас пользуюсь помощью всех, я все равно надеюсь только на себя, НО я знаю, что существует и другие возможности и знание это делает меня свободнее, гибче и сильнее.

Мой комментарий к лучшему ответу с потока

Согласен с автором. Очень подробно и понятно. Предлагаю еще структурировать выводы таким образом. Опираясь на неадекватную картину мира, человек получает сразу две возможности:

  1. При негативном опыте расширить рамки адекватной картины и стать мудрее.
  2. При положительном опыте получить такие выгоды, которые другие не получали из-за своих ограничений.

Обратите внимание, что мы в таком случае попадаем в ловушку. Чем больше мы расширяем свою адекватную картину за счет ошибок, тем меньше мы замечаем новые возможности из-за ментальных ограничений. Как можно решить эту проблему?

  1. Изучение закономерностей, которые не меняются веками (физика, математика, этология и т.д) помогает разуму легко отличать правду и ложь, отделять твердое от пустого и ясно видеть ограничения, через которые нельзя переступать.
  2. Постоянное общение с профессионалами с разных сфер помогает неимоверно расширять свою картину мира и замечать тенденции, которые малозаметны сейчас, но будут иметь большое влияние в будущем.

Удавалось ли вам извлекать пользу из неадекватной картины мира?

Загрузка…

Иван Палий

Главный редактор, интернет-маркетолог, продакт-менеджер. Развиваю онлайн-продукты, пишу про социальные технологии и образование. Детальнее обо мне читайте здесь.

Источник

Мышление значительно влияет на жизнь не только отдельного человека, а и всего общества. К сожалению, мышление большинства людей в нашем обществе подвержено порокам, что крайне негативно влияет на их собственную жизнь и на жизнь всего общества.
Одна из главных проблем – это отсутствие адекватности. Дело в том, что восприятие мира человеком всегда в большей или меньшей степени отличается от объективной картины мира. Человек всегда субъективен, и все дело только в соответствии или не соответствии субъективности объективности.  У каждого человека своя субъективная картина мира, отличающаяся от объективной. Она формируется и меняется на протяжении всей жизни. В её формировании принимают участие множество факторов: воспитание, образование, окружение, образ жизни, доступность и качество информации. Кроме субъективности она также обладает и неполнотой, поскольку человек не может знать и видеть всё, и какая-то часть информации обязательно ускользнет от него или окажется недоступной. Адекватность мышления состоит в соответствии субъективной картины мира объективной реальности, достаточной для безопасного для человека и его окружения созидательной деятельности, способности прогнозировать последствия своих действий и внешних явлений и процессов, и адекватно на них реагировать.

Адекватность мышления может нарушаться иллюзиями, туннельным и шаблонным мышлением. Иллюзии – это существенные искажения элементов картины мира или образование несуществующих в объективной реальности элементов. Иногда человеку кажется, что всё не так, как на самом деле, или даже он видит то, чего в реальности нет. Иллюзии существенно влияют на адекватность, и при их значительном количестве делают картину мира, а значит человека и его мышление неадекватными. Шаблоны – это стандартные мыслительные действия и реакции на схожие явления и процессы. Шаблоны помогают легче воспринимать действительность, категорируя однотипные явления и процессы. Но только лишь при их адекватности и гибкости. Даже соответствующий реальности шаблон может со временем потерять свою адекватность в следствии изменения объективной реальности, и потребовать его изменения или ликвидации.
Картина мира складывается из информационных элементов – отдельных фактов о событиях и явлениях. Их количеством, качеством и взаимосвязями и определяется мышление человека. Количество и качество информационных элементов во многом зависит от источника. Человеку поступает множество различной информации из различных источников. Эта информация очень разнообразна и часто противоречива. И здесь человек должен отсеять ненужную информацию. В этом процессе решающую роль играют критерии отбора информации и её источников. Информация делится на правдивую, частично правдивую и лживую. Частично правдивая информация сообщает лишь часть правды зачастую оставляя без внимания важные подробности. Проверять информацию лучше всего непосредственно. Но далеко не всегда это возможно. Здесь играет важную роль источник информации. Прежде чем доверится источнику информации следует тщательно его проверить. Следует изучить информацию, которую он предоставляет, опираясь на ту, которую можно проверить непосредственно, и информацию из ранее проверенных надежных источников.  Частично правдивую информацию из одного источника можно дополнить информацией из другого, получив более полную и правдивую картину события, явления или процесса. Следует с осторожностью относится к проверке одного источника другим, даже если они внешне не связаны. Информацию следует разделять на правдивую, лживую, неопределенную и незначимую. Неопределенная – информация которую на данный момент невозможно ни опровергнуть не подтвердить. Незначимая – неопределенная информация которая на данный момент не имеет значения для человека и не влияет на его поведение.
Взаимосвязи информационных элементов имеют важнейшее значение для мышления и построения адекватной картины мира. Кроме того, что информационные элементы должны быть правдивы, они должны быть взаимосогласованными, то есть взаимно непротиворечивыми. Элементы должны согласовываться и состыковываться друг с другом, как элементы пазла, формируя целостную и адекватную картину мира. Складывать картину мира необходимо только из проверенных правдивых и непротиворечивых информационных элементов. Элементы этого мировоззренческого пазла могут быть где-то неполны, потому как абсолютно все знать и во всем разбираться нельзя в силу природы человека, но они не должны быть лживыми или противоречивыми.  Целостность и непротиворечивость– важнейшие признаки адекватности картины мира. Также соответствие целостной картине мира является ещё одним из критериев определения правдивости информации при невозможности непосредственной проверки. В нынешнем обществе, когда на человека сваливается огромный поток информации, человек необходимо уметь отсеивать ненужную и лживую информацию. Необходимо иметь информационный фильтр, который отсеивает информационный мусор и пропускает действительно важное и ценное. Также необходимо выработать информационный иммунитет, который не позволит человеку поддаться на провокации и последовать за ложными идеями, даже если они популярны и «модны».
Часто критерием оценки информации и её источника является личная эмоциональная оценка. Человек определяет правдивость информации по тому, нравится она или её источник ему или нет. Зачастую, такой человек ищет доводы в пользу своих эмоциональных суждений, при этом подбирая факты под суждения,а не наоборот, как должно быть при разумном и адекватном мышлении. Такой подход является следствием лени, эгоизма и туннельного мышления, и, конечно же, не может привести к построению целостной и адекватной картины мира.
Картина мира имеет определяющие значение для поведения человека и его действий или бездействий. В конечном итоге именно на её основе человек определяет для себя понятия добра и зла. Делать выводы и производить действия надо только на основе проверенной достоверной информации, а не как на основе непроверенных фактов и эмоциональных выводов. Необходимо осознавать мотивы своих действий и поступков, а не тупо автоматически следовать «ритуалам», действовать «как все». Построение целостной и адекватной картины мира и выработка информационного иммунитета наряду с избавлением от пороков является необходимыми условиями развития общества и построение разумного общества.

Читайте также:  Бокал красного сухого вина каждый день польза и вред

Источник

Мы идем по лабиринту жизни и не знаем, что нас ждет впереди. Мы только предполагаем, но никто точно не может предугадать будущее. Но жизненный лабиринт все равно остается лабиринтом: в нем есть тупики, непредсказуемые повороты и преграды. А наше представление об этом лабиринте жизни и есть Картина мира.

В лабиринте множество стен: прочные, мягкие; есть и такие, которые рассыпаются в прах при малейшем дуновении ветра.

Картина мира включает не только наши представления о своем мировоззрении. Она отображает и наше представление о Картинах мира других людей, а также их представление о нашей Картине мира.

Можно тянуть человека по своему лабиринту, можно даже силу применить. Но его Картина мира отличается от нашей, он даже может видеть в ней тупик. Поэтому человек не хочет идти в этом направлении. Наша задача – не тащить силой, а сделать так, чтобы в его Картине мира исчез тупик, а значит, изменить ее.

Человек может отвергнуть вашу Картину мира, но в свою Картину ему вернуться уже будет сложно. Информация, которую он получил от вас, поменяет его Картину мира, лишив его таким образом права на незнание.

Картина мира человека может быть адекватной или неадекватной. О неадекватности Картины мира говорит столкновение с неожиданностью: приятной или неприятной. Но именно столкновение говорит о том, что наша предыдущая Картина мира была неверной. Причем столкновение с приятной неожиданностью должно также настораживать. Оно говорит о том, что нужно пересмотреть Картину мира, иначе в будущем не исключено столкновение с неприятным неожиданным.

Что такое продление Картины мира в будущее? Это очень распространенный прием, однако его эффективность зависит от того, насколько другие верят вашим прогнозам относительно событий в будущем. Для того чтобы продление Картины мира в будущее стало более эффективным, необходимо показать цепочку действий в настоящем и неизбежное следствие этих действий в будущем.

Например, человек идет по лабиринту. Вдруг он видит на карте, что через два перехода будет река, у берега которой пришвартована лодка. Он хочет добраться до реки, так как думает, что выйдет таким образом из лабиринта. Но вы ему говорите, что в лодке есть пробоина, а в глубокой реке водятся крокодилы. Шансов переплыть реку немного – даже если человек не утонет, все равно его ждет гибель. После этого разговора человек уже не хочет идти в направлении реки – он знает, какие последствия его ждут в будущем.

Раскрашивание Картины мира не меняет ее суть, но влияет на приоритетность некоторых попутных решений. Если Картину мира раскрасить в яркие оттенки, более приглушенные цвета будут отходить на задний план. Окрашенные детали могут настолько отвлекать внимание, что вопросов о существовании других элементов не будет даже возникать.

Человек очень хочет выйти из лабиринта. Мы говорим ему, чтобы он шел в этом направлении и через 100 шагов будет оазис. Это прекрасное место: там прохладно, есть вода, еда и удобный лежак для отдыха. В этом месте есть и слуги, которые будут обслуживать посетителя и выполнять все его пожелания. О том, что рядом с оазисом расположен выход из лабиринта, мы не говорим. Человек находит оазис, наслаждается отдыхом и просто не видит выхода, который находится в двух шагах от него.

Читайте также:  Польза белого чая для волос

Картина мира имеет еще множество граней, которые нужно изучить каждому человеку. Применение эффективных методик поможет скорректировать мировоззрение на определенном жизненном этапе, чтобы не допустить ошибок. О том, как изменить неадекватную Картину мира, какие технологии применять для ее прояснения, а также много других методик и приемов Вы узнаете на онлайн-курсе Владимира Тарасова «Персональное управленческое искусство»

Статья написана по авторским материалам Владимира Тарасова.

Поделиться в социальных сетях:

Источник

Ââåäåíèå

Çàäà÷à ýòîé çàìåòêè – ïîçíàêîìèòü ÷èòàòåëÿ ñ îñíîâíûìè òåõíîëîãèÿìè
ýôôåêòèâíîãî äåéñòâèÿ â ñèòóàöèÿõ êîíêóðåíöèè, áîðüáû, íåîïðåäåëåííîñòè.
Îñíîâíîé ðåçóëüòàò, êîòîðûé ÷èòàòåëü ìîæåò âûíåñòè èç çàìåòêè: ïîíèìàíèå
çàêîíîìåðíîñòåé áîðüáû, óìåíèå áîðîòüñÿ êîãäà ýòî íóæíî, óìåíèå íå
áîðîòüñÿ
êîãäà ýòî íå íóæíî, è óìåíèå îïðåäåëÿòü, êîãäà èìåííî íóæíà áîðüáà è â
êàêèõ îáúåìàõ.

Çàìåòêà íå ïðåòåíäóåò íà íîâèçíó áîëüøèíñòâà ïðåäëàãàåìûõ èäåé – â
îñíîâíîì ýòî ÷ðåçâû÷àéíî ñæàòîå èçëîæåíèå êíèãè Â.Ê.Òàðàñîâà «Èñêóññòâî
óïðàâëåí÷åñêîé áîðüáû». Âëàäèìèð Êîíñòàíòèíîâè÷, â ñâîþ î÷åðåäü, áàçèðóåòñÿ
íà êëàññè÷åñêîé êèòàéñêîé ñòðàòåãèè, î÷åíü óäà÷íî ïåðåâîäÿ åå ñ äðåâíåãî îáðàçíîãî
ÿçûêà íà ñîâðåìåííûé ñèñòåìíûé, è îò÷àñòè íà òåõíîëîãèÿõ ÍËÏ (â ÷àñòè ðàáîòû ñ
êàðòèíîé ìèðà). Ñîáñòâåííî íàì â ýòîé çàìåòêå ïðèíàäëåæàò ïàðàëëåëè ñ ÒÐÈÇ è
ïðèâëå÷åíèå äîïîëíèòåëüíîãî èëëþñòðàòèâíîãî ìàòåðèàëà. Êðîìå òîãî, îïðåäåëåííûì
âêëàäîì íàøåé çàìåòêè â ðàçâèòèå èäåé ìýòðà ìîæíî ñ÷èòàòü ñõåìû, ñ
ïîìîùüþ êîòîðûõ ìû èëëþñòðèðóåì åãî òåçèñû è êîòîðûå äàþò ïðîñòîé è ìîùíûé
èíñòðóìåíò äëÿ ðàçðàáîòêè ñòðàòåãèè è ïîâûøåíèÿ àäåêâàòíîñòè êàðòèíû ìèðà. Â
ñî÷åòàíèè ñ èíñòðóìåíòàìè ÒÐÈÇ òàêèå ñõåìû ìîãóò ñòàòü îñíîâîé öåëîñòíîé
òåõíîëîãèè àíàëèçà ñèòóàöèé êîíêóðåíöèè è âûðàáîòêè ñòðàòåãèé áîðüáû.

 çàêëþ÷åíèå çàìåòèì, ÷òî êàê è äëÿ ëþáûõ äðóãèõ ñëîæíûõ òåõíîëîãèé,
îïòèìàëüíûì ïóòåì îñâîåíèÿ è ïðèìåíåíèÿ óïðàâëåí÷åñêîé áîðüáû ÿâëÿåòñÿ åå
ïåðâîíà÷àëüíîå ñîçíàòåëüíîå íåòîðîïëèâîå àïðîáèðîâàíèå íà êàêîì-òî íàáîðå çàäà÷ ñ
ïîñëåäóþùèì ïîñòåïåííûì ïåðåõîäîì ñîîòâåòñòâóþùèõ èíñòðóìåíòîâ â
«íåîñîçíàííîå çíàíèå», èíòóèòèâíîå ïðèìåíåíèå. Ýòèì ñíèìàåòñÿ
òèïè÷íîå âîçðàæåíèå «â æèçíè âñå ñëîæíåå è îäíîâðåìåííî ïðîùå, òàì íåêîãäà
çàäóìûâàòüñÿ î äèíàìè÷åñêèõ ñòåðåîòèïàõ, ïðîñ÷èòûâàòü êàðòèíû ìèðà ó÷àñòíèêîâ,
èòï». Âïðî÷åì, ýòî âîçðàæåíèå ïðèëîæèìî ê ëþáîé òåõíîëîãèè òàêîãî ðîäà, è
îäèíàêîâî áåñïîëåçíî äëÿ ïðàâèëüíîãî ïîíèìàíèÿ è ïðèìåíåíèÿ ëþáîé èç íèõ.

Êàðòèíà ìèðà

Ëàáèðèíò æèçíè è êàðòèíà ìèðà

Ñîâîêóïíîñòü îáñòîÿòåëüñòâ, â êîòîðûõ
íàì ïðèõîäèòñÿ äåéñòâîâàòü, ìîæíî ñðàâíèòü ñ ëàáèðèíòîì (ñì. ëåâóþ ÷àñòü ðèñ.).
Ñòåíêè ëàáèðèíòà – íàøè íåâîçìîæíîñòè – òåõíè÷åñêèå,
ôèçè÷åñêèå, ýêîíîìè÷åñêèå, ïñèõîëîãè÷åñêèå, ýòè÷åñêèå, è ò.ä. Ïðî÷íîñòü ñòåíîê
ìîæåò áûòü ðàçëè÷íîé – íàïðèìåð, ýòè÷åñêàÿ íåâîçìîæíîñòü äëÿ êîãî-òî ìîæåò
áûòü êàìåííîé ñòåíîé, à äëÿ êîãî-òî – ëåãêîé ïåðåãîðîäêîé.

Êàðòèíà ìèðà (ñì. ïðàâóþ ÷àñòü ðèñ.) – ýòî íàøà êàðòà ëàáèðèíòà,
ïðåäñòàâëåíèå î ìèðå è ñâîèõ âîçìîæíîñòÿõ è íåâîçìîæíîñòÿõ â íåì; íàøè ïðèíöèïû,
íîðìû, ñòåðåîòèïû, è ò.ä. Îáðàòèòå âíèìàíèå, ÷òî êàðòà ëàáèðèíòà íèêîãäà íå
îòðàæàåò åãî ñî 100%-íîé òî÷íîñòüþ.

Óïðàâëÿÿ ÷åëîâåêîì, â ÷àñòíîñòè â ñèòóàöèè áîðüáû, íåò ñìûñëà äîáèâàòüñÿ îò
íåãî äåéñòâèé, óïèðàþùèõñÿ â íåâîçìîæíîñòü â åãî êàðòèíå ìèðà.
Ýôôåêòèâíåå ïîìåíÿòü åìó êàðòèíó ìèðà, ÷òîáû âìåñòî íåïðîáèâàåìîé ñòåíêè îí
óâèäåë âñåãî ëèøü ëåãêóþ çàíàâåñêó. Êàê ýòî äåëàåòñÿ, áóäåò ñêàçàíî äàëüøå. Â
÷àñòíîñòè, ó êàæäîãî ÷åëîâåêà åñòü ãðàäóñíèêè – ïðèáîðû, ñ ïîìîùüþ
êîòîðûõ îí îöåíèâàåò îêðóæàþùóþ ñðåäó, è ñîîòâåòñòâóþùèå çíà÷èìûå ýëåìåíòû
ñðåäû. Íàïðèìåð, äëÿ îäíîãî ÷åëîâåêà «ãðàäóñíèêîì» ïðè îöåíêå ïðîåêòà
ìîæåò áûòü óðîâåíü ðèñêîâ, à äëÿ äðóãîãî – àêêóðàòíîñòü ïàïêè ñ äîêóìåíòàìè
(Nota bene: ãðàäóñíèê ìîæåò áûòü ïðèìåíÿåì è íåîñîçíàííî). Òàêèì îáðàçîì,
èçìåíåíèå êàðòèíû ìèðà â íóæíóþ ñòîðîíó ìîæåò áûòü äîñòèãíóòî îòûñêàíèåì
ñîîòâåòñòâóþùåãî ãðàäóñíèêà è ïðàâèëüíûì âîçäåéñòâèåì íà íåãî.

Ïîíÿòèå, êîòîðîå îòñóòñòâóåò ó Â.Ê.Òàðàñîâà è êîòîðîå ìû ñ÷èòàåì íóæíûì
äîáàâèòü – ôèëüòðû âîñïðèÿòèÿ. Ýòî ñòåðåîòèïû, ïðåäóáåæäåíèÿ,
óñòàíîâêè, ïñèõîëîãè÷åñêèå îñîáåííîñòè, îòâå÷àþùèå çà îòáîð âõîäÿùåé èíôîðìàöèè
è âñòðàèâàíèå åå â êàðòèíó ìèðà. Ïîëüçà ôèëüòðîâ: áåç íèõ ÷åëîâåê ïîòåðÿëñÿ áû â
ìíîãîîáðàçèè èíôîðìàöèè è íå ñìîã áû ïî íåáîëüøèì äåòàëÿì âîññòàíàâëèâàòü
îáùóþ êàðòèíó. Âðåä ôèëüòðîâ: ïðè íåóìåíèè ÷åëîâåêà îñîçíàâàòü èõ è ãèáêî ñ íèìè
ðàáîòàòü ôèëüòðû èñêàæàþò ïðåäñòàâëåíèå ÷åëîâåêà î ðåàëüíîñòè íàñòîëüêî, ÷òî åãî
äåéñòâèÿ ñòàíîâÿòñÿ íåàäåêâàòíûìè ýòîé ðåàëüíîñòè.

Àäåêâàòíîñòü êàðòèíû ìèðà

Àäåêâàòíîñòüþ êàðòèíû ìèðà áóäåì íàçûâàòü ñîîòâåòñòâèå «êàðòû»
«ëàáèðèíòó», íàøèõ ïðåäñòàâëåíèé î ìèðå – åãî ðåàëüíîìó
óñòðîéñòâó. Ïîñêîëüêó ÷åëîâåê æèâåò âî âðåìåíè, «èäåò» ïî ëàáèðèíòó
æèçíè, àäåêâàòíîñòü åãî êàðòèíû ìèðà ëåãêî âèäíà èç òîãî, íàñêîëüêî ÷àñòî îí
âñòðå÷àåòñÿ ñ íåîæèäàííîñòÿìè – êàê ïðèÿòíûìè, òàê è íåïðèÿòíûìè.
×åì áîëüøå íåîæèäàííîñòåé, òåì ìåíåå àäåêâàòíà áûëà êàðòèíà ìèðà.

Ïðîàíàëèçèðîâàòü ëàáèðèíò, êàðòó è èõ ñîîòâåòñòâèå ïîçâîëÿþò ïîíÿòèÿ
«òâåðäîãî» è «ïóñòîãî», øèðîêî èñïîëüçóåìûå â êëàññè÷åñêîé
êèòàéñêîé ñòðàòåãèè. Òâåðäîå (íàïðèìåð, ñòåíêè êóâøèíà) – ýòî òî, ÷òî
ìîæíî èñïîëüçîâàòü. Ïóñòîå (íàïðèìåð, ïîëîñòü êóâøèíà) – ýòî òî, áëàãîäàðÿ
÷åìó
ìîæíî èñïîëüçîâàòü òâåðäîå. Íàïðèìåð, òâåðäîå ìåíåäæåðà – åãî
àäìèíèñòðàòèâíûé ðåñóðñ, óìåíèÿ, ñïîñîáíîñòè, êîòîðûìè îí ìîæåò áûòü ïîëåçåí
îêðóæàþùèì. Ïóñòîå ìåíåäæåðà – åãî íåäîñòàòêè, áëàãîäàðÿ êîòîðûì
îêðóæàþùèå ìîãóò èñïîëüçîâàòü åãî äîñòîèíñòâà ïîìèìî åãî ñîçíàòåëüíîãî
æåëàíèÿ
.

Ìû îïðåäåëèëè òâåðäîå è ïóñòîå â
ðåàëüíîñòè, â ïîçèöèÿõ ñòîðîí. Òâåðäîå è ïóñòîå â êàðòèíå ìèðà – ýòî
èíôîðìàöèÿ, ñîîòâåòñòâåííî àäåêâàòíàÿ è íåàäåêâàòíàÿ ðåàëüíîñòè. Åùå îäíà
ìåòàôîðà, ïîçâîëÿþùàÿ ïîíÿòü ñóòü ðàçëè÷åíèÿ òâåðäîãî è ïóñòîãî: íà òâåðäîå ìîæíî
îïèðàòüñÿ, íà ïóñòîå – íåëüçÿ (ïðîâàëèøüñÿ). Ýòî êàñàåòñÿ òâåðäîãî è
ïóñòîãî êàê â ðåàëüíîñòè, òàê è â êàðòèíå ìèðà.

Íà ðèñóíêå òâåðäîå â ïîçèöèÿõ èçîáðàæåíî ñòåíêàìè, çàùèùàþùèìè ïîçèöèþ
÷åëîâåêà; ïóñòîå – äûðàìè èëè ìíèìûìè, òîëüêî ñ âèäó íàäåæíûìè ñòåíêàìè,
ýòó ïîçèöèþ îñëàáëÿþùèìè.  êàðòèíå ìèðà ÷åëîâåêà åãî ïðåäñòàâëåíèÿ î òâåðäîì è
ïóñòîì â ïîçèöèÿõ ñâîåé è ïðîòèâíèêà, êàê ìû âèäèì íà ñõåìå, ìîãóò îòëè÷àòüñÿ îò
äåéñòâèòåëüíîñòè. Ýòî è åñòü ïóñòîòà â êàðòèíå ìèðà, ÿâëÿþùàÿñÿ íå ìåíåå âàæíîé,
÷åì ïóñòîòà â ïîçèöèè. Çàìåòèì, ÷òî ïóñòîå (íåàäåêâàòíîå) ïðåäñòàâëåíèå î òâåðäîì â
ñîáñòâåííîé ïîçèöèè (÷åëîâåê íà ñõåìå îøèáî÷íî ïîëàãàåò, ÷òî åãî «íèç»
íåçàùèùåí) ÿâëÿåòñÿ ïóñòûì. Ò.å. ïðîèçâåäåíèå òâåðäîãî íà ïóñòîå äàåò ïóñòîå. Ýòîé
ïóñòîòîé â êàðòèíå ìèðà ìîæåò âîñïîëüçîâàòüñÿ ïðîòèâíèê – íàïðèìåð, åñëè
«çàùèùåííûé íèç» – ýòî âåðíûé ïîìîùíèê íà÷àëüíèêà, à ïóñòîå â
êàðòèíå ìèðà – ïðåäñòàâëåíèå íà÷àëüíèêà î åãî íåëîÿëüíîñòè, òî ïðîòèâíèê
ìîæåò ïîíÿòíûì îáðàçîì âîñïîëüçîâàòüñÿ ýòîé ïóñòîòîé, ÷òîáû îñëàáèòü ïîçèöèè
íà÷àëüíèêà.

Îäèí èç ãëàâíûõ ñïîñîáîâ ïîâûøåíèÿ àäåêâàòíîñòè êàðòèíû ìèðà –
«ïðèáëèæåíèå ê îëåíþ» (÷åì áëèæå âû ïîäîøëè ê îëåíþ, òåì âûøå
âåðîÿòíîñòü â íåãî ïîïàñòü). Ýòî êîãäà âû ñïðàøèâàåòå ñàìè, ÷èòàåòå ñàìè,
çàãëÿäûâàåòå ñàìè, è ò.ä. Óäèâèòåëüíî, êàê íåìíîãî áûâàåò íóæíî ìåíåäæåðó äëÿ
ðàçîáëà÷åíèÿ øàðëàòàíñòâà âåá-äèçàéíåðîâ, ïðîãðàììèñòîâ, áóõãàëòåðîâ, þðèñòîâ, è
ò.ä. Íåñêîëüêî ÷àñîâ íà ñàìîñòîÿòåëüíîå ïðî÷òåíèå ïàðû îáçîðíûõ ñòàòåé ïî òåìå,
ñîîòâåòñòâóþùèõ ïàðàãðàôîâ ÃÊ ÐÔ, íåêîòîðîå êîëè÷åñòâî áåñöåðåìîííîñòè â
çàäàâàíèè íàèâíûõ âîïðîñî⠖ è òî, ÷òî êàçàëîñü íåâîçìîæíûì èëè î÷åíü
äîðîãèì, îêàçûâàåòñÿ âïîëíå âîçìîæíûì è ñóùåñòâåííî áîëåå äåøåâûì. Îòìåòèì
òàêæå, ÷òî ÷åëîâåê â öåëîì (âêëþ÷àÿ ïîäñîçíàíèå, ÷óâñòâà, èòä) óìíåå ñâîåãî óìà,
ïîýòîìó áûâàåò ïîëåçíî ëè÷íî ñúåçäèòü, ñîáñòâåííûìè ðóêàìè ïîùóïàòü, ñâîèìè
ãëàçàìè ïîñìîòðåòü è îáðàòèòü âíèìàíèå íà ìåëî÷è (à ìåëî÷è – ýòî òî, çíà÷åíèå
÷åãî ìû ïîêà íå ïîíèìàåì), è ò.ä.

Читайте также:  Батут занятия на батуте польза

Ïðèáëèæàòüñÿ ê îëåíþ ìîæíî è ÷åðåç äðóãîãî ÷åëîâåêà. Ïðè ýòîì, îñîáåííî ïðè
ñîìíåíèÿõ â äîñòîâåðíîñòè ïîñòàâùèêà èíôîðìàöèè, ìîæåò áûòü ïîëåçíûì
çàïðàøèâàòü íå òó èíôîðìàöèþ, êîòîðàÿ âàñ èíòåðåñóåò, à òó, âìåñòå ñ êîòîðîé âàì
íåìèíóåìî âûäàäóò èíòåðåñóþùóþ. Ïðèìåð èç Òàðàñîâà: «Ñêàæèòå, ñêîëüêî
÷åëîâåê áóäåò â ãðóïïå? – Ïÿòüäåñÿò. – Ðîâíî ïÿòüäåñÿò? –
Ìèíóòêó… Ñîðîê âîñåìü. – À ãîñïîäèí Ôðîëîâ îïëàòèë ýêñêóðñèþ? –
Ìû íå çíàåì, ó íàñ åùå íåò ñïèñêîâ. – Îòêóäà æå òîãäà çíàåòå, ÷òî ñîðîê âîñåìü?
– Íó-óó, ýòî æå ïðèáëèçèòåëüí

Àäåêâàòíàÿ êàðòèíà ìèðà äîëæíà
âêëþ÷àòü â ñåáÿ ïðåäñòàâëåíèå î êàðòèíàõ ìèðà äðóãèõ ó÷àñòíèêîâ áîðüáû, â òîì ÷èñëå
î òîì, êàê îíè ïðåäñòàâëÿþò ñåáå âàøó êàðòèíó ìèðà. ×åëîâåê – ðåôëåêñèâíàÿ
ñèñòåìà, ò.å. åãî äåéñòâèÿ îáóñëîâëåíû íå òîëüêî îáúåêòèâíûìè ôàêòîðàìè, íî è
ñóáúåêòèâíûìè ïðåäñòàâëåíèÿìè ÷åëîâåêà îá ýòèõ ôàêòîðàõ, î äðóãèõ ó÷àñòíèêàõ
ñèòóàöèè, îá èõ ñóáúåêòèâíûõ ïðåäñòàâëåíèÿõ, è ò.ä. Èìåííî ïðåäñòàâëåíèå î
ðåôëåêñèâíîñòè ÷åëîâåêà ïîçâîëèëî ãîñïîäèíó Ñîðîñó çàðàáîòàòü ñâîè ìèëëèàðäû, ò.ê.
êðîìå îáúåêòèâíûõ çàêîíîìåðíîñòåé ôèíàíñîâûõ ðûíêîâ îí ñòàë ñèñòåìàòè÷åñêè
ó÷èòûâàòü îæèäàíèÿ ó÷àñòíèêîâ, âëèÿþùèå íà ñîñòîÿíèå ðûíêîâ.

ßñíî, ÷òî ó÷åò ðåôëåêñèâíîñòè ÿâëÿåòñÿ îäíèì èç âàæíåéøèõ ýëåìåíòîâ
ôîðìèðîâàíèÿ àäåêâàòíîé êàðòèíû ìèðà. Íàïðèìåð, åñëè æåíà çíàåò, ÷òî ìóæ
ïðèäåðæèâàåòñÿ ïîãîâîðêè «ïîñëóøàé æåíùèíó è ñäåëàé íàîáîðîò», òî
ñêîðåå âñåãî îíà áóäåò âûäàâàòü åìó èíôîðìàöèþ, ïðîòèâîïîëîæíóþ òîìó, ÷åãî îíà
õîòåëà áû äîáèòüñÿ. Íî åñëè ìóæ äîãàäûâàåòñÿ, ÷òî æåíà çíàåò, ÷òî… Âîïðîñ: äî
êàêîé ãëóáèíû ñëåäóåò ó÷èòûâàòü ýòè âçàèìíûå îòðàæåíèÿ çåðêàë äðóã â äðóãå, ÷òîáû
íå äîêàòèòüñÿ äî øèçîôðåíèè? Â.Ê.Òàðàñîâ íå óãëóáëÿåòñÿ â ýòîò âîïðîñ; ïîäðîáíî è
ìàòåìàòèçèðîâàííî îí ðàññìîòðåí â êíèãå Â.À.Ëåôåâðà «Êîíôëèêòóþùèå
ñòðóêòóðû».

Õîðîøèì è ïðîñòûì îòâåòîì, íà íàø âçãëÿä, ñëóæèò ïðèìåð ìîäåëèðîâàíèÿ
áîðüáû àâòîìàòîâ çà êîðìóøêè (ïðîãðàììà àâòîìàòà – ñúåñòü ìàêñèìóì êîðìà;
êîëè÷åñòâî êîðìà â êîðìóøêàõ è ìàêñèìàëüíîå êîëè÷åñòâî àâòîìàòîâ ó êàæäîé
êîðìóøêè ðåãëàìåíòèðîâàíî). Àâòîìàòû íóëåâîãî óðîâíÿ óìåþò ó÷èòûâàòü òîëüêî
ñèòóàöèþ (êîíôèãóðàöèþ êîðìóøåê, ÷èñëî àâòîìàòîâ). Àâòîìàòû ïåðâîãî óðîâíÿ
ó÷èòûâàþò êðîìå ñèòóàöèè åùå è ïðåäïîëàãàåìîå ïîâåäåíèå äðóãèõ àâòîìàòîâ (ñ÷èòàÿ
èõ àâòîìàòàìè íóëåâîãî óðîâíÿ). Àâòîìàòû âòîðîãî óðîâíÿ ó÷èòûâàþò ïîâåäåíèå
äðóãèõ àâòîìàòîâ, ñ÷èòàÿ èõ àâòîìàòàìè ïåðâîãî óðîâíÿ.

Ðåçóëüòàòû ýêñïåðèìåíòà: â áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ àâòîìàòû íóëåâîãî óðîâíÿ
ïðîèãðûâàþò àâòîìàòàì ïåðâîãî óðîâíÿ, àâòîìàòû ïåðâîãî óðîâíÿ – àâòîìàòàì
âòîðîãî óðîâíÿ. Íî àâòîìàòû âòîðîãî óðîâíÿ ïðîèãðûâàþò àâòîìàòàì íóëåâîãî
óðîâíÿ
. Èíà÷å ãîâîðÿ, íóæíî áûòü ðåôëåêñèâíåå ïðîòèâíèêà, íî íå íàìíîãî
– èíà÷å ðèñêóåøü çàïóòàòüñÿ â ñîáñòâåííûõ ñåòÿõ.

Îïåðàöèè ñ êàðòèíîé ìèðà

Âíèìàíèå ÷åëîâåêà ïîõîæå íà ëó÷ ôîíàðÿ â ïåùåðå: íàèáîëåå ÿðêî îíî
âûñâå÷èâàåò ñðàâíèòåëüíî íåáîëüøóþ îáëàñòü; îêðóæàþùåå îñâåùàåòñÿ â ìåíüøåé
ñòåïåíè; âñå îñòàëüíîå ñêðûâàåòñÿ â òåìíîòå. Íàèáîëåå ïðîñòûå îïåðàöèè ñ êàðòèíîé
ìèðà ïîñòðîåíû íà ìàíèïóëèðîâàíèè ëó÷îì ýòîãî ôîíàðÿ.

Îïåðàöèè «â
ïðîñòðàíñòâå»
– ñóæåíèå è ðàñøèðåíèå êàðòèíû ìèðà;
ðàñêðàøèâàíèå îäíîãî èç åå ó÷àñòêîâ. Íà ðèñ. ñëåâà èçîáðàæåíî ðàñøèðåíèå êàðòèíû
ìèðà – ïðèâëå÷åíèå âíèìàíèÿ ê íàõîäèâøèìñÿ âíå ïîëÿ çðåíèÿ ÷åëîâåêà
àñïåêòàì ñèòóàöèè, â ÷àñòíîñòè ñ ïîìîùüþ ïåðåìåùåíèÿ ôîêóñà åãî âíèìàíèÿ
(ïîñëåäíèé èçîáðàæåí çâåçäî÷êîé). Ñóæåíèå ïðîèñõîäèò àíàëîãè÷íî: ïðèâëå÷åíèå
âíèìàíèÿ ÷åëîâåêà ê îïðåäåëåííûì ó÷àñòêàì êàðòèíû ìèðà ïîçâîëÿåò ïðåäñòàâèòü èõ â
íîâîì ñâåòå, èëè îòâëå÷ü âíèìàíèå îò íåáëàãîïðèÿòíûõ äëÿ íàñ ó÷àñòêîâ åãî êàðòèíû
ìèðà. Íàêîíåö, ðàñêðàøèâàíèå ó÷àñòêîâ êàðòèíû ìèðà, íå ìåíÿÿ èõ ïî ñóùåñòâó,
ïîçâîëÿåò èçìåíèòü îòíîøåíèå ê íèì. Íàïðèìåð, äðóã Íîâîãî íà÷àëüíèêà
îòäåëà ïðîäàæ ïî ïðîñüáå ïîñëåäíåãî ãîâîðèò Ïðîèãðàâøåìó ïðåòåíäåíòó íà òó æå
äîëæíîñòü – «Ñî÷óâñòâóþ NN – ñ òåõ ïîð êàê åãî áèã áîññîì ñäåëàëè,
ñâåòà áåëîãî íå âèäèò, ïðî âûõîäíûå çàáûë, çà âàëåðüÿíêó âñå ÷àùå õâàòàåòñÿ…
Òî ëè äåëî ìû ñ òîáîé – ïðîñòûå ñåéëû, ñâîáîäíûå ëþäè – ñïîêîéíî
ðàáîòàåøü ñ êëèåíòàìè, çàðàáàòûâàåøü äåíüã腻

Îïåðàöèè «âî âðåìåíè» – ïðîäëåíèå êàðòèíû ìèðà â
ïðîøëîå è â áóäóùåå. Íà ðèñóíêå èçîáðàæåíî ïðîäëåíèå â áóäóùåå – íàïðèìåð,
óêàçàíèå ÷åëîâåêó íåî÷åâèäíûõ äëÿ íåãî íà äàííûé ìîìåíò ïîñëåäñòâèé åãî äåéñòâèé,
çàñòàâëÿþùåå åãî ïåðåîñìûñëèòü ñèòóàöèþ. Ïðîäëåíèå êàðòèíû ìèðà â ïðîøëîå
– óêàçàíèå íà ïðè÷èíû è ïðåäïîñûëêè íûíåøíåé ñèòóàöèè, ïðåäñòàâëÿþùèå åå â
íîâîì ñâåòå. Ïîñëåäíèé ïðèåì áëèçîê ê ìåòîäîëîãè÷åñêîé òåõíèêå ïðîáëåìàòèçàöèè,
êîãäà äëÿ îïðîâåðæåíèÿ òåçèñà âûÿâëÿþòñÿ ïðåäïîñûëêè, íà êîòîðûõ îí áàçèðóåòñÿ, è
äåìîíñòðèðóåòñÿ èõ íåñîñòîÿòåëüíîñòü, íåñîîòâåòñòâèå ñèòóàöèè, è ò.ä.

×èòàòåëü, çíàêîìûé ñ ÒÐÈÇ, íàâåðíÿêà çàìåòèë ñõîäñòâî ýòèõ îïåðàöèé ñ
íåêîòîðûìè ïðèåìàìè ðàçðåøåíèÿ ïðîòèâîðå÷èé. Ïðèâëå÷åíèå òðèçîâñêîãî
èíñòðóìåíòàðèÿ ê îïåðàöèÿì ñ êàðòèíîé ìèðà (ò.å. ðàññìîòðåíèå êàðòèíû ìèðà
ïðîòèâíèêà êàê ñèñòåìû, ê êîòîðîé ïðèëîæèìû ñîîòâåòñòâóþùèå òåõíîëîãèè)
äàåò âîçìîæíîñòü áîëåå ýôôåêòèâíî ðåøàòü ñîîòâåòñòâóþùèå ïðîáëåìû. Êðîìå òîãî,
îòìåòèì, ÷òî ýïèçîäè÷åñêè ïîÿâëÿþùååñÿ ó Òàðàñîâà ïðåäñòàâëåíèå î ñòðóêòóðå
âíèìàíèÿ (ôîíàðèê â ïåùåðå) ïðè ïðèìåíåíèè ìåòîäà ñòðóêòóðèðîâàíèÿ âíèìàíèÿ
ìîæåò äàòü äîïîëíèòåëüíûå ñïîñîáû ýôôåêòèâíîé ðàáîòû ñ êàðòèíîé ìèðà.

Áîëåå ñëîæíûå îïåðàöèè ñ êàðòèíîé ìèðà ñòðîÿòñÿ ñ ïîìîùüþ ñî÷åòàíèÿ ïðîñòûõ
ïðèåìîâ. Íàïðèìåð, ÷èòàòåëü ìîæåò ñàì âûÿâèòü íàáîð ïðîñòûõ ïðèåìîâ â
«ïðèñîåäèíåíèè ê êàðòèíå ìèðà» è «ñîâìåñòíîì ïóòåøåñòâèè ïî
ïåòëå è ðàçâîðà÷èâàíèè êàðòèíû ìèðà», êîòîðûå Â.Ê.Òàðàñîâ ïðîäåëàë ñî ñâîèì
íà÷àëüíèêîì â îòâåò íà ðàñïîðÿæåíèå î äîëãîì, ñëîæíîì è ñîâåðøåííî íå íóæíîì
îáñëåäîâàíèè ðåãèîíîâ íà ïðåäìåò ñîñòîÿíèÿ âû÷èñëèòåëüíîé òåõíèêè.
Ïðèñîåäèíèâøèñü ê êàðòèíå ìèðà íà÷àëüíèêà, îí ñêàçàë, ÷òî ñîãëàñèëñÿ çàíÿòüñÿ ýòèì
îáñëåäîâàíèåì è ÷òî ó íåãî ïîÿâèëñÿ ðÿä èäåé ïî ýòîìó ïîâîäó. Íà÷àëüíèêó åãî
ñîãëàñèå ïîíðàâèëîñü, ïîñêîëüêó îí îæèäàë ñêîðåå íåãàòèâíîé ðåàêöèè. Èäåè æå
ñâîäèëèñü ê òîìó, ÷òî ðåçóëüòàòû îáñëåäîâàíèÿ áåññìûñëåííû áåç ñîçäàíèÿ
ñîîòâåòñòâóþùåé ìàòåìàòè÷åñêîé ìîäåëè è êîìïüþòåðíîé ïðîãðàììû îáðàáîòêè
äàííûõ, êîðî÷å ãîâîðÿ – áåç ïðåäâàðèòåëüíîé íàó÷íî-èññëåäîâàòåëüñêîé ðàáîòû.
Âñå ýòî Òàðàñîâ ðàññêàçûâàë ñ äåìîíñòðàöèåé íàáðîñêà ÒÇ íà ñîîòâåòñòâóþùóþ
ïðîãðàììó, è ò.ï. Â ðåçóëüòàòå áûëè ñîçäàíû ñîîòâåòñòâóþùèå ïîäðàçäåëåíèÿ ñ
Òàðàñîâûì âî ãëàâå, à ïðî ãðàíäèîçíîå îáñëåäîâàíèå ðåãèîíîâ ïîñòåïåííî çàáûëè.

 çàêëþ÷åíèå çàìåòèì, ÷òî îïèñàííûå ïðèåìû ÿâëÿþòñÿ ìàíèïóëÿòèâíûìè, ò.å. íå
èçìåíÿþùèìè ãëóáîêî è âñåðüåç ÷åëîâåêà è åãî óáåæäåíèÿ, íî ëèøü
ïîâîðà÷èâàþùèìè èõ â íóæíîì íàïðàâëåíèè. Àëüòåðíàòèâîé òàêîìó
ìàíèïóëèðîâàíèþ ÿâëÿåòñÿ àêòóàëèçàöèÿ, ò.å. îòêðîâåííîå, ãëóáîêîå è ÷åñòíîå
îáñóæäåíèå ñïîðíûõ âîïðîñîâ. Ïîäðîáíî ñ ñîîòâåòñòâóþùèìè ïðèíöèïàìè ìîæíî
îçíàêîìèòüñÿ â êíèãå Ý.Øîñòðîìà «Àíòè-Êàðíåãè èëè ×åëîâåê-
ìàíèïóëÿòîð». Ïðè óñòàíîâëåíèè áàëàíñà ìåæäó ìàíèïóëÿòèâíûìè è
àêòóàëèçèðóþùèìè ñòðàòåãèÿìè âçàèìîäåéñòâèÿ ñòîèò ó÷èòûâàòü óðîâåíü ðàçâèòèÿ
êîíòðàãåíòà è åãî ãîòîâíîñòè ê àêòóàëèçèðóþùèì îòíîøåíèÿì, à òàêæå ðèñêè (êàê
ïîëîæèòåëüíûå, òàê è îòðèöàòåëüíûå), êîòîðûå â ñëó÷àå àêòóàëèçàöèè îáû÷íî âûøå.
Êðîìå òîãî, íåîáõîäèìî ðàçëè÷àòü «çàòî÷åííîñòü» ýòèõ ñòðàòåãèé ïîä äâà
ðàçëè÷íûõ îòíîøåíèÿ ê äðóãîìó ÷åëîâåêó: êàê ê èíñòðóìåíòó äëÿ äîñòèæåíèÿ
ñîáñòâåííûõ öåëåé è êàê ê ëè÷íîñòè, ãëàâíàÿ öåííîñòü êîòîðîé ñîñòîèò â íåé ñàìîé, è
ñîîòâåòñòâåííî â áåñêîðûñòíîì îáùåíèè ñ íåé. Êàê ïðàâèëî, äâà ýòèõ îòíîøåíèÿ íå
ñóùåñòâóþò â ÷èñòîì âèäå, íî ñìåøèâàþòñÿ â òîé èëè èíîé ïðîïîðöèè.

Óçíàòü åùå áîëüøå î òàéì-ìåíåäæìåíòå Âû ñìîæåòå èç êíèã Ãëåáà Àðõàíãåëüñêîãî. Ïîëó÷èòü ÁÅÑÏËÀÒÍÎ!

Источник