Классный час о пользе труда
Цели классного часа:
– расширить представление детей о значении труда в жизни общества;
– способствовать формированию положительной нравственной оценки таких качеств характера, как трудолюбие, самостоятельность, усидчивость;
– побуждать детей к развитию своих трудовых навыков, к участию в трудовых акциях, к самовоспитанию.
Подготовительная работа с детьми:
А) предложить детям подготовить небольшие рассказы на тему «Профессии наших родителей» по плану:
– Чем занимаются ваши родители на работе?
– кто они по профессии7
– чем привлекает их эта профессия?
Б) назначить двух учеников на роль репортёров ( слова – в тексте сценария)
План классного часа.
Проблемная ситуация «Два плуга»
Интерактивная беседа.
Мини-лекция «Что труд даёт человеку».
Игра «Окончание пословицы»
Ринг профессий.
Игра «Угадай профессию»
Блиц-интервью «Моя любимая профессия»
Устные рассказы «Профессии наших родителей»
Заключительное слово.
Подведение итогов (рефлексия).
Ход классного часа.
Проблемная ситуация «Два плуга»
Классный руководитель.
– Тема нашего классного часа «Труд красит человека». И начать наш разговор я хочу с маленького рассказа К.Д. Ушинского , который называется «Два плуга». Послушайте пожалуйста этот рассказ.
Учитель читает рассказ.
Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошёл в работу; а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был ещё лучше, чем в то время, как он только вышел из мастерской. Плуг же пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.
– Скажи, пожалуйста, от чего ты так блестишь? – спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.
– От труда, мой милый, – отвечал тот. – А если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что всё это время ты пролежал на боку, ничего не делая.
2. Интерактивная беседа.
Классный руководитель:
– Думаю, все хорошо поняли, какое отношение имеет этот рассказ к теме нашего классного часа.
– Почему плуг, который попал к земледельцу, блестел, как серебро? (Потому что он трудился).
– Что случилось с плугом, который пролежал без дела? (Потемнел и покрылся ржавчиной).
– Как вы считаете, о ком этот рассказ? Кого подразумевает Ушинский, говоря о плугах (Труженика и лентяя).
– Какой вывод можно сделать, прослушав этот рассказ?
Примерные ответы детей:
– Труд красит человека, а безделье его уродует.
– Только в труде можно проявить все свои самые лучшие качества.
– Только в труде человек может раскрыться.
– Без труда человек заржавеет и заболеет.
3. Мини-лекция «Что труд даёт человеку»
Классный руководитель.
– Издавна люди придавали огромное значение труду. Русская традиция – это благоговейное отношение к труду. Многие древние авторы рассматривали труд как нравственный подвиг, как высокий долг человека. Помните «Поучение Владимира Мономаха»? В нём труд – высшее мерило богоугодности человека. Ещё один древний источник – «Домострой». По этой книге устраивали свою жизнь и князья, и крестьяне. Идеал трудовой жизни наших предков – это трудолюбие, бережливость, порядок и чистота в хозяйстве. Нигде не говорится, что человек должен работать, чтобы окружить себя роскошью и излишествами. И в наше время человек в обществе ценится по руду.
Труд – это источн6ик радости, удовольствия. В трудовом коллективе человек учится общению с другими людьми, получает возможность ощутить силу коллектива. В труде человек мужает как физически, так и нравственно. От труда зависит его благополучие. Труд имеет и большое личное значение. Мы знаем, как счастливы люди, которые многое умеют делать своими руками, и как несчастны и беспомощны те, которые ничему не научились.
4 Игра «Окончание пословицы»
Классный руководитель.
– в русском народе детей с самого раннего детства приучали к труду. В качестве правил трудового поведения выступали пословицы и поговорки. Знаете ли вы пословицы и поговорки о труде? Сейчас мы это проверим. Я читаю начало пословицы, а вы продолжаете. Можно отвечать хором. Учитель читает пословицы, дети хором отвечают.
– Деревья смотри в плодах,…(а людей смотри в делах)
Терпенье и труд…(всё перетрут)
Под лежачий камень…(и вода не течёт)
Маленькое дело…(лучше большого безделья)
Горька работа…(да сладок хлеб)
Не везде сила: где уменье….(а где и терпенье)
Не сиди, сложа руки,…(не будет и скуки)
Не спеши язык,… (спеши делом)
Любишь кататься…, (люби и саночки возить)
Делу время,…(потехе час)
Всякое дело человеком ставится,…(и человеком славится)
Ищи невесту не в хороводе,…(а в огороде)
5. Ринг профессий.
Классный руководитель.
– Незаметно пролетят годы, и вы будете выбирать профессию. Сейчас мы проверим, много ли профессий вы знаете. Мы поиграем в игру «Ринг профессий».
В игре участвуют 6 команд 9по количеству рядов0. Приглашаю к доске по одному представителю от каждой команды. ( Дети входят к доске).
По моему сигналу вы должны по очереди называть по одной профессии. Если возникают затруднения, можете просить помощи у своих команд. Если команда не вспомнит название профессии в течение трёх секунд, она выбывает из игры. Игра продолжается пять минут. Побеждает тот, кто остался на ринге. Внимание – начали!
Дети по очереди называют профессии. Проигравшие выбывают и садятся на свои места.
Игра закончилась, Победил (номер) ряд. Здесь сидят самые крупные специалисты в области профессий.
Победитель садится на место.
6. Игра «Угадай профессию»
Классный руководитель.
– Много профессий есть в мире, и среди них есть одна – самая полезная для души человека. Так говорил об этой профессии выдающийся православный проповедник Иоанн Златоуст. Он называл её «поистине праведным искусством»
Попробуйте угадать, что это за искусство. Я дам вам 4 подсказки об этой профессии.
– Это самое необходимое искусство, которому научил человека сам бог.
– Это самое нужное искусство, ибо необходимо и царю, и вельможе, и бедняку.
– оно не заставляет ни лгать, ни красть, ни обманывать, тогда как другие искусства редко обходятся без греха.
– Всякое искусство, всякая профессия кормит только самого работника, а эта профессия питает всех. (Земледелие)
К сожалению, многие сейчас не хотят заниматься земледелием, считают, что это непрестижная, грязная работа. Даже стыдятся её. А между тем Л.Н.Толстой писал, что «стыдиться» можно и должно не какой-либо работы, хотя бы самой нечистой, а только одного: праздной жизни.
7. Блиц-интервью «Моя любимая профессия»
Классный руководитель.
– А сейчас мы узнаем ваши вкусы и предпочтения в мире профессий. К нам пожаловали представители прессы. Я приглашаю их сюда.
К учителю подходят два репортёра.
Репортёр 1. Здравствуйте, мы получили задание редакции взять интервью у каждого ученика нашего класса.
Репортёр 2. Нас интересует, каким профессиям отдают симпатии девятиклассники.
Репортёр 1. У нас ко всем вам два вопроса. Какая профессия вам больше всего нравится?
Репортёр 2. И чем она вас привлекает?
Репортёры подходят к каждому ученику, дети отвечают. Если дети забывают ответить на второй вопрос, репортёры напоминают его.
8. Устные рассказы. «Профессии наших родителей»
Классный руководитель.
– Многие ребята, мечтая о взрослой жизни, ищут для себя какой-то идеал для подражания, выбирают человека, на которого хочется быть похожим. Чаще всего в качестве такого идеала выступают звёзды шоу- бизнеса, герои телевизионных тусовок, скандалов, реклам. А ведь истинные герои живут среди нас – это ваши родители, бабушки, дедушки. Из дня в день они скромно делают свою работу: учат, лечат, строят, перевозят, продают, убирают, кормят – делают всё то, без чего мы не можем жить. Чем занимаются ваши родители на работе? Кто они по профессии? Чем привлекает их эта профессия? Слушаем ваши рассказы.
Дети рассказывают о профессиях родителей.
9. Заключительное слово.
Классный руководитель.
– В наше время, к сожалению, упал престиж труда. Зачем трудиться, если можно выиграть на «Поле чудес», или стать миллионером в телевизионной игре, или поймать своё счастье в очередной лотерее? Но никакой выигрыш или приз не дадут человеку такой радости, такого счастья, которое может подарить труд. Мы начали классный час со слов К.Д. Ушинского и закончим его тоже словами великого педагога. Он писал: «Воспитывать детей надо не для счастья, а для труда – это и принесёт им счастье»
10. Подведение итогов (рефлексия).
Классный руководитель.
– Наша беседа подошла к концу. Какие моменты остались в вашей памяти? Какие мысли запомнились? Над чем хочется задуматься?
Примерные ответы детей.
– Запомнилась сказка о двух плугах, потому что она говорит о плугах.
– Запомнилась пословица про невесту, которую надо искать в огороде, а не в хороводе.
– Удивило, что мы знаем профессии, связанные в основном, с шоу-бизнесом, а не с обычной жизнью.
– Запомнились слова о профессии земледельца, что она самая лучшая.
– Заставили задуматься слова о земледелии. Эта профессия, действительно самая полезная для души.
– Подумаем, какие ещё профессии могут быть полезными для души.
Классный час на тему: «Труд украшает человека»
Цель: расширить представление детей о значении труда в жизни общества.
Задачи:
привить уважение и любовь к труду и людям труда;
показать необходимость труда в жизни человека;
убедить учащихся в том, что их главная цель – учеба.
Оборудование: презентация, иллюстрации.
Ход
I. Проблемная ситуация. «Два плуга»
– Тема нашего классного часа «Труд красит человека». И начать наш разговор я хочу с маленького рассказа К.Д. Ушинского, который называется «Два плуга». Послушайте, пожалуйста, этот рассказ.
Учитель читает рассказ.
Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел о работу; а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был еще лучше, чем в то время, как он только вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.
Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? – спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.
От труда, мой милый, – отвечал тот. – А если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что все это время ты пролежал на боку, ничего не делая.
II. Интерактивная беседа
Думаю, все хорошо поняли, какое отношение имеет этот рассказ к теме нашего классного часа.
Почему плуг, который попал к земледельцу, блестел, как серебро? (Потому что он трудился.)
Что случилось с плугом, который пролежал без дела? (Потемнел и покрылся ржавчиной.)
Как вы считаете, о ком этот рассказ? Кого подразумевает Ушинский, говоря о плугах?(Труженика и лентяя.)
Какой вывод можно сделать, прослушав этот рассказ?
Примерные ответы детей:
Труд красит человека, а безделье его уродует.
Только в труде можно проявить все свои самые лучшие качества.
Только в труде человек может раскрыться.
Без труда человек заржавеет и заболеет.
Труд – основа нашей жизни,
Он любой украсит день.
Нет стыднее укоризны,
Что тебе трудиться лень.
По душе найди работу,
Будь в ней Мастером, твори,
Не стесняйся грязи, пота,
Грубых слов не говори!
Труд любой нам очень важен,
Постарайся все пройти,
И душою будь отважен,
Постигая труд в пути.
III. Мини-лекция «Что труд дает человеку?»
Издавна люди придавали огромное значение труду. Русская традиция – это благородное отношение к труду.
Труд – это источник радости, удовольствия. В трудовом коллективе человек учится общению с другими людьми, получает, возможно, ощутить силу коллектива. В труде человек мужает как физически, так и нравственно. От труда зависит его благополучие. Труд имеет и большое личное значение. Мы знаем, как счастливы люди, которые многое умеют делать своими руками, и как несчастны и беспомощны которые ничему не научились.
IV. Игра «Окончание пословицы»
В русском народе детей с самого раннего детства приучали к труду. В качестве правил трудового поведения выступали пословицы и поговорки. Знаете ли вы пословицы и поговорки о труде?
Сейчас мы это проверим. Я читаю начало пословицы, а вы продолжаете. Можно отвечать хором.
Читаю пословицы, дети хором отвечают.
Деревья смотри в плодах,… (а людей смотри в делах).
Терпенье и труд… (все перетрут).
Под лежачий камень… (и вода не течет).
Маленькое дело… (лучше большого безделья).
Горька работа,… (да сладок хлеб).
Не везде сила: где уменье,… (а где и терпенье).
Не сиди сложа руки – … (не будет и скуки).
Не спеши языком – … (спеши делом).
Любишь кататься – … (люби и саночки возить).
Делу время,… (потехе час).
Всякое дело человеком ставится… (и человеком славится).
1. Скажите, кто так вкусно 2. С огнем бороться мы должны –
Готовит щи капустные, Мы смелые и храбрые,
Пахучие котлеты, Мы очень людям всем нужны.
Салаты, винегреты, Так кто же мы?
Все завтраки, обеды? (Повар) (Пожарные)
3. Кладет кирпич за кирпичом – 4. Встаем мы рано,
Растет этаж за этажом, Ведь наша забота –
И с каждым часом, с каждым днем Всех отвозить по утрам на работу.
Все выше, выше новый дом. (Шофер)
(Строитель)
5. Кто нас одевает в красивые платья, 6. Мастер, мастер, помоги –
Кто шьет нам наряды, Прохудились сапоги.
Чтоб было приятно? Забивай покрепче гвозди –
(Швея) Мы пойдем сегодня в гости!
(Сапожник)
7. Поет рожок, поет рожок! 8. Мы учим детишек читать и писать,
Мы гоним стадо на лужок. Природу любить, стариков уважать.
Пасем коров мы целый день, (Учитель)
Лишь станет жарко – гоним в тень.
(Пастух)
9. Кто знает дороги отлично воздушные
И нас перевозит туда, куда нужно?
(Летчик)
1уч. Если хочешь строить мост,
Наблюдать движенье звёзд,
Управлять машиной в поле,
Иль ввести машину ввысь,
Хорошо работай в школе
Добросовестно учись.
2уч. Кто любит труд,
Тот всегда найдёт
Дело нужное и полезное.
Всегда найдётся дело
Для умных рук,
Если хорошенько посмотреть вокруг.
3уч. Телёнка надо напоить
Котёнка надо накормить
И посуду перемыть.
Не трудно, ребята
Вам песенку спеть.
Не трудно , но всё таки надо уменье
За что ни возьмись-
Нужно мастером стать
И дело любое умей выполнять.
4уч. Всё делать должны сами,
Умелыми руками.
Ничто и никогда
Не даётся без труда.
VI. Игра «Угадай профессию».
Много профессий есть в мире, и среди них есть одна – самая лучшая и самая полезная для души человека. Так говорил об этой профессии выдающийся православный проповедник Иоанн Златоуст. Он называл ее «поистине праведным искусством».
Попробуйте угадать, что это за искусство. Я дам вам 4 подсказки об этой профессии.
Это самое необходимое искусство, которому научил человека сам Бог.
Это самое нужное искусство, оно необходимо и царю, и вельможе, и бедняку, и нам с вами.
Оно не заставляет ни лгать, ни красть, ни обманывать.
Всякое искусство, всякая профессия кормит только самого работника, а эта профессия питает всех. (Земледелие.)
К сожалению, многие сейчас не хотят заниматься земледелием, считают, что это не престижная, грязная работа. Даже стыдятся ее. А между тем Л.Н. Толстой писал, что «стыдиться можно и должно не какой-либо работы, хотя бы самой нечистой, а только одного: праздной жизни».
VII. Видеоролик «Профессии в нашей школе».
А сейчас мы узнаем, какие профессии есть в нашей школе.
VIII. Устные рассказы. «Профессии наших родителей».
Многие ребята вы, мечтая о взрослой жизни, ищите для себя какой-то идеал для подражания, выбираете человека, на которого хочется быть вам похожим. Чаще всего в качестве такого идеала выступают звезды шоу-бизнеса, герои телевизионных тусовок, рекламы. А ведь истинные герои живут среди нас – это ваши родители, бабушки, дедушки. Изо дня в день они скромно делают свою работу: учат, лечат, строят, перевозят, продают, убирают, кормят – делают все то, без чего мы не можем жить.
Чем занимаются ваши родители на работе?
Кто они по профессии?
Чем привлекает их эта профессия? Слушаем ваши рассказы.
Дети рассказывают о профессиях родителей .
IX . Конкурс Аукцион профессий».
– Скажите, в какой профессии нельзя обойтись без следующих предметов:
Кисти, краски, мольберт, палитра. (художник)
Парик, костюм, грим, сцена. (актёр)
Молоток, гвозди, рубанок. (столяр)
Овощи, кастрюля, плита. (повар)
Расчёска, ножницы. (парикмахер)
Письма, газеты, телеграммы, сумка. (почтальон)
Градусник, шприц, белый халат. (врач)
Ножницы, игла, сантиметровая лента, нитки, ткань. (швея)
Кирпич, мастерок, раствор. (строитель)
X. Заключительное слово.
Ребята, каждому из вас хочется совершить что-то хорошее в жизни. Оставить свой след на земле. Это желание понятное. Но всегда ли вы задумываетесь над тем, в результате чего можно достигнуть поставленной цели?
– Скажите, пожалуйста, будет ли хороший работник из тех, кто сейчас учится плохо? Именно сейчас вы должны хорошо учиться.
Чем лучше ученик будет учиться, тем лучше он будет работать.
– И пусть девизом вашей жизни станут слова:
«Землю солнце красит, а человека-труд».
Подведение итогов (рефлексия).
Слушайте, смотрите, мотайте на ус-
Выбирайте работу по душе на любой вкус!
Да нельзя, конечно, сразу
Стать пилотом и врачом,
Водолазом,
Скалолазом,
Знаменитым скрипачом,
Стать полярником отважным,
К дальним звездам улетать.
Самым лучшим,
Самым нужным,
Самым важным сразу стать.
Да, нельзя…
Но можно сразу
И учиться,
И мечтать!
Каждый может выбрать дело,
Чтоб оно в руках кипело.
Мы будем учиться,
Мы будем трудиться,
Чтоб Родина нами
Могла бы гордиться!
Трудитесь! Мир не будет раем для тех, кто хочет жить лентяем.