Классный час о пользе труда

Классный час о пользе труда thumbnail

Цели классного часа:

– расширить представление детей о значении труда в жизни общества;

– способствовать формированию положительной нравственной оценки таких качеств характера, как трудолюбие, самостоятельность, усидчивость;

– побуждать детей к развитию своих трудовых навыков, к участию в трудовых акциях, к самовоспитанию.

Подготовительная работа с детьми:

А) предложить детям подготовить  небольшие рассказы на тему «Профессии наших родителей» по плану:

– Чем занимаются ваши родители на работе?

– кто они по профессии7

– чем привлекает их эта профессия?

Б) назначить двух учеников на роль репортёров ( слова – в тексте сценария)

План классного часа.

  1. Проблемная ситуация «Два плуга»

  2. Интерактивная беседа.

  3. Мини-лекция «Что труд  даёт человеку».

  4. Игра «Окончание пословицы»

  5. Ринг профессий.

  6. Игра «Угадай профессию»

  7. Блиц-интервью «Моя любимая профессия»

  8. Устные рассказы «Профессии наших родителей»

  9. Заключительное слово.

  10. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа.

  1. Проблемная ситуация «Два плуга»

Классный руководитель.

         – Тема нашего классного часа «Труд красит человека». И начать наш разговор я хочу  с маленького рассказа К.Д. Ушинского , который называется «Два плуга». Послушайте пожалуйста этот рассказ.

Учитель читает рассказ.

           Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошёл в работу; а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились.  Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был ещё лучше, чем в то время, как он только вышел из мастерской. Плуг же пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.

        – Скажи, пожалуйста, от чего ты так блестишь?  – спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.

        – От труда, мой милый, – отвечал тот. – А если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что всё это время ты пролежал на боку, ничего не делая.

2.  Интерактивная беседа.

Классный  руководитель:

– Думаю, все хорошо поняли, какое отношение имеет этот рассказ к теме нашего классного часа.

– Почему плуг, который попал к земледельцу, блестел, как серебро? (Потому что он трудился).

– Что случилось с плугом, который пролежал без дела?  (Потемнел и покрылся ржавчиной).

– Как вы считаете, о ком этот рассказ? Кого подразумевает Ушинский, говоря о плугах (Труженика и лентяя).

– Какой вывод можно сделать, прослушав этот рассказ?

Примерные ответы детей:

 Труд красит человека, а  безделье его уродует.

 Только в труде можно проявить все свои самые лучшие качества.

 Только в труде человек может раскрыться.

 – Без труда человек заржавеет и заболеет.

3. Мини-лекция  «Что труд даёт человеку»

Классный руководитель.

        – Издавна люди придавали огромное значение труду. Русская традиция – это благоговейное отношение к труду. Многие древние авторы рассматривали труд как нравственный подвиг, как высокий долг человека. Помните  «Поучение Владимира Мономаха»? В нём труд  – высшее мерило богоугодности человека. Ещё один древний источник – «Домострой». По этой книге устраивали свою жизнь и князья, и крестьяне. Идеал трудовой жизни наших предков – это трудолюбие, бережливость, порядок и чистота в хозяйстве. Нигде не говорится, что человек должен работать, чтобы окружить себя роскошью и излишествами. И в наше время человек в обществе ценится по руду.

          Труд – это источн6ик радости, удовольствия.  В трудовом коллективе человек  учится общению с другими людьми, получает возможность ощутить силу коллектива. В труде человек мужает как  физически, так и нравственно. От труда зависит его благополучие. Труд имеет и большое личное значение. Мы знаем, как счастливы люди, которые многое умеют делать своими руками, и как несчастны и беспомощны те, которые ничему не научились.

4 Игра «Окончание пословицы»

Классный руководитель.

       – в русском народе детей с самого раннего детства приучали к труду. В качестве правил трудового поведения выступали пословицы и поговорки. Знаете ли вы пословицы и поговорки о труде? Сейчас мы это проверим. Я читаю начало пословицы, а вы продолжаете. Можно отвечать хором. Учитель читает пословицы, дети хором отвечают.

        – Деревья смотри в плодах,…(а людей смотри в делах)

          Терпенье и труд…(всё перетрут)

          Под лежачий камень…(и вода не течёт)

          Маленькое дело…(лучше большого безделья)

          Горька работа…(да сладок хлеб)

         Не везде сила: где уменье….(а где и терпенье)

         Не сиди, сложа руки,…(не будет и скуки)

         Не спеши язык,… (спеши делом)

         Любишь кататься…, (люби и саночки возить)

         Делу время,…(потехе час)

          Всякое дело человеком ставится,…(и человеком славится)

          Ищи невесту не в хороводе,…(а в огороде)

5. Ринг профессий.

Классный руководитель.

       – Незаметно пролетят годы, и вы будете выбирать профессию. Сейчас мы проверим, много ли профессий вы знаете. Мы поиграем в игру  «Ринг профессий».

         В игре участвуют 6 команд 9по количеству рядов0. Приглашаю к доске по одному представителю от каждой команды. ( Дети входят к доске).

         По моему сигналу вы должны по очереди называть по одной профессии. Если возникают затруднения, можете просить помощи у своих команд. Если команда не вспомнит название профессии в течение трёх секунд, она выбывает из игры. Игра продолжается пять минут. Побеждает тот, кто остался на ринге. Внимание – начали!

Читайте также:  Леонов рассказывает про пользу алкоголя

Дети по очереди называют профессии. Проигравшие выбывают и садятся на свои места.

Игра закончилась, Победил (номер) ряд. Здесь сидят самые крупные специалисты в области профессий.

Победитель садится на место.

6. Игра «Угадай профессию»

Классный руководитель.

          – Много профессий есть в мире, и среди них есть одна – самая полезная для души человека. Так говорил об этой профессии выдающийся православный проповедник Иоанн Златоуст. Он называл её «поистине праведным искусством»

             Попробуйте угадать, что это за искусство. Я дам вам 4 подсказки об этой профессии.

           – Это самое необходимое искусство, которому научил человека сам бог.

           – Это самое нужное искусство, ибо необходимо и царю, и вельможе, и бедняку.

           – оно не заставляет ни лгать, ни красть, ни обманывать, тогда как другие искусства редко обходятся без греха.

           – Всякое искусство, всякая профессия кормит только самого работника, а эта профессия питает всех. (Земледелие)

             К сожалению, многие сейчас не хотят заниматься земледелием, считают, что это непрестижная, грязная работа. Даже стыдятся её. А между тем Л.Н.Толстой писал, что «стыдиться» можно и должно не какой-либо работы, хотя бы самой нечистой, а только одного: праздной жизни.

7. Блиц-интервью «Моя любимая профессия»

Классный руководитель.

            – А сейчас мы узнаем ваши вкусы и предпочтения в мире профессий. К нам пожаловали представители прессы. Я приглашаю их сюда.

             К учителю подходят два репортёра.

Репортёр 1.  Здравствуйте, мы получили задание редакции взять интервью у каждого ученика нашего класса.

Репортёр 2.  Нас интересует, каким профессиям отдают симпатии девятиклассники.

Репортёр 1.   У нас ко всем вам два вопроса. Какая профессия вам больше всего нравится?

Репортёр 2.   И чем она вас привлекает?

Репортёры подходят к каждому ученику, дети отвечают. Если дети забывают ответить  на второй вопрос, репортёры напоминают его.

8.  Устные рассказы. «Профессии наших родителей»

Классный руководитель.

            – Многие ребята, мечтая о взрослой жизни, ищут для себя какой-то идеал для подражания, выбирают человека, на которого хочется быть похожим. Чаще всего в качестве такого идеала выступают звёзды шоу- бизнеса, герои телевизионных тусовок, скандалов, реклам. А ведь истинные герои живут среди нас – это ваши родители, бабушки, дедушки. Из дня в день они скромно делают свою работу: учат, лечат, строят, перевозят, продают, убирают, кормят – делают всё то, без чего мы не можем жить. Чем занимаются ваши родители на работе? Кто они по профессии? Чем привлекает их эта профессия? Слушаем ваши рассказы.

               Дети рассказывают о профессиях родителей.

9. Заключительное слово.

Классный руководитель.

              – В наше время, к сожалению, упал престиж труда. Зачем трудиться, если можно выиграть на «Поле чудес», или стать миллионером в телевизионной игре, или поймать своё счастье в очередной лотерее? Но никакой выигрыш или приз не дадут человеку такой радости, такого счастья, которое может подарить труд. Мы начали классный час со слов К.Д. Ушинского и закончим его тоже словами великого педагога. Он писал: «Воспитывать детей надо не для счастья, а для труда – это и принесёт им счастье»

10. Подведение итогов (рефлексия).

Классный руководитель.

               – Наша беседа подошла к концу. Какие моменты остались в вашей памяти? Какие мысли запомнились?  Над чем хочется задуматься?

Примерные ответы детей.

              – Запомнилась сказка о двух плугах, потому что она говорит о плугах.

              – Запомнилась  пословица про невесту, которую надо искать  в огороде, а не в хороводе.

             – Удивило, что мы знаем профессии, связанные в основном, с шоу-бизнесом, а не с обычной жизнью.

             – Запомнились слова о профессии земледельца, что она самая лучшая.

             – Заставили задуматься слова о земледелии. Эта профессия, действительно самая  полезная для души.

             – Подумаем, какие ещё профессии могут быть полезными для души.

Источник

Классный час на тему: «Труд украшает человека»

Цель:  расширить представление детей о значении труда  в жизни общества.

Задачи:

  • привить уважение и любовь к труду и людям труда;

  • показать необходимость труда в жизни человека;

  • убедить учащихся в том, что их главная цель – учеба.

Оборудование: презентация, иллюстрации.

Ход

I. Проблемная ситуация. «Два плуга»

– Тема нашего классного часа «Труд красит человека». И начать наш разговор я хочу с маленького рассказа К.Д. Ушинского, который называется «Два плуга». Послушайте, пожалуйста, этот рассказ.

Учитель читает рассказ.

Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел о работу; а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был еще лучше, чем в то время, как он только вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.

  • Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? – спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.

  • От труда, мой милый, – отвечал тот. – А если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что все это время ты пролежал на боку, ничего не делая.

Читайте также:  Овощная запеканка польза и вред

II. Интерактивная беседа

Думаю, все хорошо поняли, какое отношение имеет этот рассказ к теме нашего классного часа.

  • Почему плуг, который попал к земледельцу, блестел, как серебро? (Потому что он трудился.)

  • Что случилось с плугом, который пролежал без дела? (Потемнел и покрылся ржавчиной.)

  • Как вы считаете, о ком этот рассказ? Кого подразумевает Ушинский, говоря о плугах?(Труженика и лентяя.)

  • Какой вывод можно сделать, прослушав этот рассказ?

Примерные ответы детей:

  • Труд красит человека, а безделье его уродует.

  • Только в труде можно проявить все свои самые лучшие качества.

  • Только в труде человек может раскрыться.

  • Без труда человек заржавеет и заболеет.

Труд – основа нашей жизни,        

 Он любой украсит день.

 Нет стыднее укоризны,

 Что тебе трудиться лень.

 По душе найди работу,

 Будь в ней Мастером, твори,

 Не стесняйся грязи, пота,

 Грубых слов не говори!

 Труд любой нам очень важен,

 Постарайся все пройти,

 И душою будь отважен,

 Постигая труд в пути.

III. Мини-лекция «Что труд дает человеку?»

Издавна люди придавали огромное значение труду. Русская традиция – это благородное отношение к труду.

Труд – это источник радости, удовольствия. В трудовом коллективе человек учится общению с другими людьми, получает, возможно, ощутить силу коллектива. В труде человек мужает как физически, так и нравственно. От труда зависит его благополучие. Труд имеет и большое личное значение. Мы знаем, как счастливы люди, которые многое умеют делать своими руками, и как несчастны и беспомощны которые ничему не научились.

IV. Игра «Окончание пословицы»

В русском народе детей с самого раннего детства приучали к труду. В качестве правил трудового поведения выступали пословицы и поговорки. Знаете ли вы пословицы и поговорки о труде?

Сейчас мы это проверим. Я читаю начало пословицы, а вы продолжаете. Можно отвечать хором.

Читаю пословицы, дети хором отвечают.

Деревья смотри в плодах,… (а людей смотри в делах).

Терпенье и труд… (все перетрут).

Под лежачий камень… (и вода не течет).

Маленькое дело… (лучше большого безделья).

Горька работа,… (да сладок хлеб).

Не везде сила: где уменье,… (а где и терпенье).

Не сиди сложа руки – … (не будет и скуки).

Не спеши языком – … (спеши делом).

Любишь кататься – … (люби и саночки возить).

Делу время,… (потехе час).

Всякое дело человеком ставится… (и человеком славится).

         1.  Скажите, кто так вкусно                   2. С огнем бороться мы должны –

              Готовит щи капустные,                         Мы смелые и храбрые,

              Пахучие котлеты,                                   Мы очень людям всем нужны.

              Салаты, винегреты,                               Так кто же мы?

              Все завтраки, обеды? (Повар)                                                (Пожарные)

3. Кладет кирпич за кирпичом –               4. Встаем мы рано,

     Растет этаж за этажом,                               Ведь наша забота –

     И с каждым часом, с каждым днем          Всех отвозить по утрам на работу.

     Все выше, выше новый дом.                                                             (Шофер)

                         (Строитель)

  5. Кто нас одевает в красивые платья,           6. Мастер, мастер, помоги –

      Кто шьет нам наряды,                                      Прохудились сапоги.

      Чтоб было приятно?                                         Забивай покрепче гвозди –

                          (Швея)                                            Мы пойдем сегодня в гости!

   (Сапожник)

7. Поет рожок, поет рожок!                     8. Мы учим детишек читать и писать,

    Мы гоним стадо на лужок.                      Природу любить, стариков уважать.

    Пасем коров мы целый день,                                                      (Учитель)

    Лишь станет жарко – гоним в тень.

                                                 (Пастух)                                          

Читайте также:  В чем польза ингаляций физраствором

9. Кто знает дороги отлично воздушные

    И нас перевозит туда, куда нужно?

                                        (Летчик)

1уч. Если хочешь строить мост,  

        Наблюдать движенье звёзд,

        Управлять машиной в поле,

        Иль ввести машину ввысь,

        Хорошо работай в школе

        Добросовестно учись.

2уч. Кто любит труд,  

        Тот всегда найдёт

        Дело нужное и полезное.

        Всегда найдётся дело

        Для умных рук,

        Если хорошенько посмотреть вокруг.

3уч. Телёнка надо напоить            

         Котёнка надо накормить

         И посуду перемыть.

         Не трудно, ребята

         Вам песенку спеть.

         Не трудно , но всё таки надо уменье

         За что ни возьмись-

         Нужно мастером стать

         И дело любое умей выполнять.

4уч. Всё делать должны сами,          

        Умелыми руками.

        Ничто и никогда

        Не даётся без труда.

VI.        Игра «Угадай профессию».

Много профессий есть в мире, и среди них есть одна – самая лучшая и самая полезная для души человека. Так говорил об этой профессии выдающийся православный проповедник Иоанн Златоуст. Он называл ее «поистине праведным искусством».

Попробуйте угадать, что это за искусство. Я дам вам 4 подсказки об этой профессии.

  • Это самое необходимое искусство, которому научил человека сам Бог.

  • Это самое нужное искусство, оно необходимо и царю, и вельможе, и бедняку, и нам с вами.

  • Оно не заставляет ни лгать, ни красть, ни обманывать.

  • Всякое искусство, всякая профессия кормит только самого работника, а эта профессия питает всех. (Земледелие.)

К сожалению, многие сейчас не хотят заниматься земледелием, считают, что это не престижная, грязная работа. Даже стыдятся ее. А между тем Л.Н. Толстой писал, что «стыдиться можно и должно не какой-либо работы, хотя бы самой нечистой, а только одного: праздной жизни».

VII. Видеоролик «Профессии в нашей школе».

А сейчас мы узнаем, какие  профессии есть в нашей школе.

VIII.        Устные рассказы. «Профессии наших родителей».

Многие ребята вы, мечтая о взрослой жизни, ищите для себя какой-то идеал для подражания, выбираете человека, на которого хочется быть вам похожим. Чаще всего в качестве такого идеала выступают звезды шоу-бизнеса, герои телевизионных тусовок,  рекламы. А ведь истинные герои живут среди нас – это ваши родители, бабушки, дедушки. Изо дня в день они скромно делают свою работу: учат, лечат, строят, перевозят, продают, убирают, кормят – делают все то, без чего мы не можем жить.

Чем занимаются ваши родители на работе?

Кто они по профессии?

Чем привлекает их эта профессия? Слушаем ваши рассказы.

Дети рассказывают о профессиях родителей .

IX . Конкурс  Аукцион профессий».

– Скажите, в какой профессии нельзя обойтись без следующих предметов:

Кисти, краски, мольберт, палитра.                                (художник)

Парик, костюм, грим, сцена.                                           (актёр)

Молоток, гвозди, рубанок.                                              (столяр)

Овощи, кастрюля, плита.                                                 (повар)

Расчёска, ножницы.                                                           (парикмахер)

Письма, газеты, телеграммы, сумка.                              (почтальон)

Градусник, шприц, белый халат.                                    (врач)

Ножницы, игла, сантиметровая лента, нитки, ткань. (швея)

Кирпич, мастерок, раствор.                                              (строитель)

          X. Заключительное слово.

Ребята, каждому из вас хочется совершить что-то хорошее в жизни. Оставить свой след на земле. Это желание понятное. Но всегда ли вы задумываетесь над тем, в результате чего можно достигнуть поставленной цели?

– Скажите, пожалуйста, будет ли хороший работник из тех, кто сейчас учится плохо?   Именно сейчас вы должны хорошо учиться.

Чем лучше ученик будет учиться, тем лучше он будет работать.

– И пусть девизом вашей жизни станут слова:

               «Землю солнце красит, а человека-труд».

  1. Подведение итогов (рефлексия).

          Слушайте, смотрите, мотайте на ус-

Выбирайте работу по душе  на любой вкус!

Да нельзя, конечно, сразу

Стать пилотом и врачом,

Водолазом,

Скалолазом,

Знаменитым скрипачом,

Стать полярником отважным,

К дальним звездам улетать.

Самым лучшим,

Самым нужным,

Самым важным сразу стать.

Да, нельзя…

Но можно сразу

И учиться,

И мечтать!

Каждый может выбрать дело,

Чтоб оно в руках кипело.

Мы будем учиться,

Мы будем трудиться,

Чтоб Родина нами

Могла бы гордиться!

         Трудитесь! Мир не будет раем для тех, кто хочет жить лентяем.

Источник