Компьютер вред или польза опыты

Компьютер вред или польза опыты thumbnail

VII ОТКРЫТЫЙ КОНКУРС ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ПРОЕКТНЫХ  РАБОТ  

ДОШКОЛЬНИКОВ И УЧАЩИХСЯ 1-6 КЛАССОВ

МБОУ «УВАРОВЩИНСКАЯ СОШ»  

«НАЧАЛО»

_______________________________________________________

Номинация конкурса:  «Хочу все знать!»

Компьютер: вред или польза.

Исследовательский проект

Автор:

      Нефедова Ольга Олеговна,        

                                                                                  ученица 4 «а» класса

Научный руководитель:

Михеева Лариса Александровна,

                                                                       Учитель начальных классов

Образовательное учреждение:

Муниципальная бюджетная общеобразовательная организация

2-Гавриловская средняя общеобразовательная школа

с. Гавриловка 2-я  20

Содержание:

  1. Введение. Стр.3
  2. Основная часть. Стр.4
  1.  История возникновения компьютера. Стр.7
  2.  Польза от компьютера.  Стр.12
  3.  Вред от компьютера.
  4.  Компьютерная зависимость.
  1.  Исследовательская часть.
  1. Заключение.

     V. Литература.

Приложение.  Рекомендации для родителей.

I. Введение.

В наше время  жизнь без компьютера сложно себе представить. Компьютер – обычная вещь, как телевизоры, автомобили, электричество. Однако родителей очень волнует влияние компьютера на наше здоровье, здоровье их детей. Опасения родителей больше связаны не с тем, что  компьютер «излучает что-то страшное» и «может ударить током», а с тем, что дети зависимы от него. Бесконечное увлечение приносит большое влияние на физическое здоровье ребенка  (портится  зрение, искривляется позвоночник)  и психологическое (зависимость от электронной игрушки и  игромания). Так безопасен ли компьютер? Этот вопрос задают сейчас и врачи, и ученые, и простые пользователи компьютера. Мне бы тоже хотелось получить ответ на этот вопрос,  что и мотивировало меня провести исследовательскую работу.

Тип проекта: Информационно — исследовательский

Актуальность  проекта:  В последние годы компьютер стал нашим спутником на работе и дома. Не обходятся без компьютера и дети.                  Сейчас  без компьютера прожить невозможно. Но вместе с ним пришли новые понятия: интернет-зависимость и игромания.

   Цель проекта:   Выяснить положительные и отрицательные стороны влияния компьютера  на жизнь ребенка, а также узнать, какие правила надо соблюдать, чтобы сохранить свое здоровье.

Задачи:

  • Проанализировать литературу по избранной теме.
  • Познакомиться с историей появления компьютеров, чтобы

    узнать истинное предназначение этой машины для человека.

  • Изучить и обобщить информацию о влиянии компьютера на                  

      здоровье .

  • Составить анкеты для одноклассников.
  • Провести анкетирование в классе.
  • Полученные результаты проанализировать и обобщить.
  • Узнать, какие правила надо соблюдать, чтобы сохранить свое

     здоровье при работе за компьютером.

  • Сделать выводы.                                                                        

Гипотеза проекта:   Компьютер – польза, если использовать его в нужное время и в нужных целях.

Методы исследования:

Теоретический:

  • Изучение специальной литературы.
  • Работа  с Интернетом.

Практический:

  • Анкетирование одноклассников.
  • Анализ анкет.

     II. Основная часть.

1. История возникновения компьютера.

Слово ‘компьютер’ означает ‘вычислитель’, то есть устройство для вычислений. Первым счётным прибором древности стал абак, в переводе «пыль» или «мелкий песок». На специальной доске раскладывали в определённом порядке камешки и, чтобы они не скатывались, посыпали доску песком. Постепенно «вычислительные машины» усовершенствовались. Косточки для счёта нанизали на нити. Получившиеся «бусы» натянули на рамку. Получились счёты. В 17 веке замечательный французский учёный Паскаль изобрёл первую счётную машинку, которая называлась арифмометр.

В 20 веке механический арифмометр уже не поспевал. Где выход? Электрическая энергия – вот что помогло создать совершенно новые вычислительные машины. Так пришло время ЭВМ (электронно-вычислительных машин). Слово «компьютер» произошло от латинского слова, означающего «считать, вычислять». Они считали в 1000 раз быстрее механических счётных машин. 

В конце 20 века человечество вступило в стадию формирования глобальной информационной сети «Интернет», которая способна объединить возможности различных компьютерных систем.

2. Польза от компьютера.

Дошколятам, собственный компьютер, конечно, не требуется. Малышам вполне достаточно нечастого общения с родительским компьютером. Однако лучше не давать дошколёнку серьёзно «подсаживаться» на компьютерные игры, в этом возрасте, всё-таки, обычные настольные игры гораздо предпочтительнее. Многие родители верят в «миф» о том, что пользование компьютерной мышкой развивает у детей мелкую моторику. Это, конечно, преувеличение.

  Обычно, ребёнок 7-8 лет уже сознательно просит купить ему компьютер. Влияние компьютера на детей в этом возрасте очень благотворно. Например, психологи отмечают, что работа с компьютером развивает внимание, логическое и абстрактное мышление. Хорошо влияет компьютер и на творческие способности детей. При условии разумного использования компьютеры могут помочь развитию координации рук и глаз, а также других способностей ребёнка. 

Компьютер сейчас повсеместно используется и во время школьных занятий, поэтому наличие его дома помогает ребенку получать новые знания, искать информацию для выполнения домашних заданий, а также быть в курсе мировых событий, благодаря интернету . К тому же игра на компьютере помогает ребенку отвлечься, снять стресс и даже перебороть боль, ведь всем известно, что стоит только увлечься чем-то интересным, как мы тут же забываем, что у нас что-то болит.          

Игры на компьютере – это те же занятия, а ребенка всегда легче привлечь к игре, чем заставить учить алфавит или складывать цифры. А если в конце игры ему говорят «молодец, ты справился отлично», это вызывает у ребенка восторг!

Компьютерные игры имеют большое значение для развития моторики ребенка. В любых играх, от самых простых до самых сложных, детям необходимо научиться нажимать пальцами на определенные клавиши. Это развивает мелкую мускулатуру рук – тонкую моторику. Кроме того, действия рук необходимо сочетать с видимым действием на экране. Так развивается необходимая зрительно-моторная координация.

Ребенок, который с детства ориентируется в компьютере, чувствует себя более уверенно, потому что ему открыт доступ в мир современных технологий.

 Итак, компьютер развивает множество интеллектуальных навыков.

 3. Вред от компьютера.

    Все знают, что долго сидеть за компьютером вредно для здоровья, но в чем именно заключается вред, вряд ли могут объяснить.

 Плохо то, что при не соблюдении режима компьютер превращается из друга во врага. Нельзя забывать о том, что все хорошо в меру. Добрые замечательные игры, столь полезные для детей, могут стать и вредными для них.

Слишком длительное нахождение перед компьютером может привести к ухудшению зрения, а также к психологической зависимости ребенка от виртуального мира. Но в семьях, где не пренебрегают правилом золотой середины во всем, таких проблем никогда не возникнет.

Особенно опасно влияние электромагнитных излучений, ухудшение зрения, нарушение психики, заболевания мышц и суставов. Разберем подробнее эти нарушения, объясним их появление и меры борьбы с ними.

Вот основные вредные факторы, действующие на человека за компьютером:

  • сидячее положение в течение длительного времени;

От длительного сидения за компьютером развивается переутомление мышц, нарушается местное кровообращение, развивается дистрофия.

  • перегрузка мышечного аппарата рук;

Может быть искривление позвоночника, боли в пояснице и в основании шеи. Они могут привести  к болезням вен и суставов конечностей. Повышается утомляемость, снижается работоспособность.

Электромагнитное излучение увидеть невозможно, а представить не каждому под силу, и потому нормальный человек его почти не опасается. Одним из наиболее распространенных источников электромагнитного излучения является компьютер. Наибольшее излучение не со стороны монитора, а со стороны задней стенки.

  • утомление глаз, нагрузка на зрение;

Ухудшение зрения от работы за компьютером происходит практически у каждого человека. Происходит нехватка в организме витамина «А» так как  компьютер (при неправильном использовании) повышает потребность глаз в витамине “А”. Появляются симптомы зрительного утомления: покраснение глаз, зуд, боли, чувство тяжести, головные боли, головокружение, нарушение сна. Кроме того, могут возникнуть и более серьезные нарушения как снижение остроты зрения

  • стресс при потере информации; 
Читайте также:  Польза томатного сока с сельдереем

Самым уязвимым местом пользователя компьютера  являются  нервы. Мерцание экрана сильно напрягает нервную систему, шум вентиляторов, большой поток информации расшатывает нервы, появляется раздражительность.

  1.  Компьютерная зависимость.

Компьютерная зависимость – пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее  к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми. Компьютерная зависимость наиболее часта в детском и подростковом возрасте, особенно у мальчиков. Признаком компьютерной зависимости является не само по себе время, проводимое за компьютером, а сосредоточение вокруг компьютера всех интересов ребенка отказ от других видов деятельности.

У младших школьников компьютерная зависимость обычно проявляется в форме пристрастия к компьютерным играм.

Признаки компьютерной зависимости.

– когда родители просят отвлечься от игры на компьютере, ребенок демонстрирует острый эмоциональный протест;

-ребенок раздражается при вынужденном отвлечении;

-ребенок не может спланировать окончание игры на компьютере;

-ребенок постоянно просит деньги для обновления программного обеспечения компьютера и приобретения новых игр;

-ребенок забывает о домашних делах и приготовлении уроков;

-у ребенка сбивается режим дня, режим питания и сна, он перестает заботиться о собственном здоровье;

-прием пищи происходит без отрыва от игры на компьютере;

-ощущение эмоционального подъема во время игры на компьютере;

-ограничение общения постоянным обсуждением компьютерной тематики с окружающими;

-нетерпение, предвкушение и продумывание заранее своего возвращения к компьютеру.

Первая стадия – интерес.

Друзья посоветовали, как отвлечься от проблем, «убить время», развлечься.

Вторая стадия – втягивание.

Воздержание сопровождается настоящими «ломками»: и скучно, и грустно, и дела не идут на ум.

Третья стадия – полная зависимость.

Люди с нарушенной психикой находят мир и покой в Интернете, потому что избавляются там от многих реальных проблем. Но и психически здоровые люди при чрезмерном увлечении Интернетом становятся зависимыми от него, а всякая зависимость в той или иной степени – нарушение психики.

III.  Исследовательская часть.

Однако подобную тему невозможно раскрыть без исследовательской части. Именно для этого я и решила провести исследование и выяснить что думают ученики нашей школы о пользе и вреде компьютера.

На первом этапе исследования мной ставилась задача составить  вопросы для анкеты. Я приготовила анкеты с вопросами ученикам нашей школы.

Далее ученикам были предложены анкеты со следующими

вопросами:

  1. Есть ли у тебя дома компьютер?
  2. Сколько  времени ты проводишь за компьютером?
  3. Тебя контролируют родители или ты проводишь  за компьютером неограниченное время?
  4. Что ты умеешь делать на компьютере?
  5. Чувствуешь ли ты усталость после работы за компьютером?

Всего опрошено 22 человека.

 Анкеты были обработаны и я увидела отношение всех учеников к компьютеру. 

Результаты анкетирования таковы:

1. Есть ли у тебя дома компьютер? 20 да , 2 нет.

Компьютер вред или польза опыты

  1. Сколько времени ты проводишь за компьютером? 9 учеников -2-3 часа, 8 – 1 час,4 более 3 часов, и только 1 ученик менее часа.

Компьютер вред или польза опыты

3. Тебя контролируют родители или ты проводишь за компьютером неограниченное время? 13 –нет, 9 -да

Компьютер вред или польза опыты

4. Что ты умеешь делать на компьютере? В основном, играть

Компьютер вред или польза опыты

5. Чувствуешь ли ты усталость после работы за компьютером?

14 –да, 6 — нет, 2 – иногда

Компьютер вред или польза опыты

– Исходя из результатов, можно сказать что:

  •  не все ученики нашего класса понимают, что часто нельзя играть в компьютерные игры, многие играют более 2-3 часов;
  •  не все видят проблемы со здоровьем из-за долгого просиживания перед экраном компьютера;
  •  не всегда родители контролируют сколько времени ребенок проводит за компьютером.

IV. Заключение.

В своей исследовательской работе я поверхностно коснулась вопроса положительных и отрицательных сторонах влияния компьютера  на детей младшего школьного возраста. Как выяснилось, при разумном подходе никакого вреда компьютер не принесёт, а вот польза будет. Ребёнок потихоньку научится что-то  понимать,  сможет завести свои творческие проекты.  Нельзя забывать о том, что все хорошо в меру!

Соблюдение несложных правил работы на компьютере  позволит сохранить здоровье и одновременно открыть ребёнку мир  огромных возможностей.

Большинство моих одноклассников знакомы с правилами работы за компьютером, но не все их соблюдают.

Я пришла к выводу, что:

–  компьютер сейчас нужен везде и всем, все больше и больше;

– компьютерные игры – явление очень сложное, и нельзя однозначно   сказать: полезны они или вредны для детей (мне хочется отдельно исследовать  этот вопрос в дальнейшем) ;

– дети, умеренно играющие в компьютер, имеют более развитое мышление, быстрее переключают внимание с одного объекта на другой;

–  «общение» с компьютером необходимо, полезно в работе, облегчает поиск и работу с информацией, но требует жесткой установки рабочего времени и выполнения санитарных правил.

 Это важно, чтобы уменьшить отрицательное воздействие  компьютера на детский организм.

Моя гипотеза о том, что компьютер  – польза, если использовать его в нужное время и в нужных целях,  подтвердилась. При разумном подходе компьютер для ребёнка никакого вреда не принесёт, а польза будет существенной и неоценимой.

Не нужно бояться умных машин,
Ведь пользу большую несут они в жизнь.
“Лишь ты позаботься о личном здоровье”, –
Такие компьютер нам ставит условия.

  1. Литература

Леонтьев В.П. Персональный компьютер 2000-2001. Windows 98/Me и служебные программы. М.: Олма-пресс, 2001.

Марысаев В.Б. 1001 вопрос и ответ про компьютер.-М.: Терра, 2000.-384с.:ил.

Метьюз М., Метьюз К. – Windows 98: книга ответов. СПб: Издательство «Питер», 1999.

Петрова Н.П. Виртуальная реальность: Современная компьютерная графика и анимация. М.: Аквариум, 1997.

Степанова М. Как обеспечить безопасное общение с компьютером. // Народное образование. – 2003, № 2.

   https://www.protvino-forum,ru/showthread.php?t=3894

Приложение.

  Рекомендации для родителей.

 Какие правила надо соблюдать, чтобы сохранить здоровье при работе за компьютером.

Организуйте  рабочее место

                Позаботьтесь о том, чтобы  ребёнку было комфортно и удобно сидеть за компьютерным столом. Мебель должна подходить ребенку по росту, расстояние до монитора не должно быть меньше 70 см. Не ставьте компьютерное место рядом с окном, ведь монитор не должен бликовать.

Не экономьте на компьютере

Современные компьютеры не столь опасны для здоровья, как их предшественники. Особое внимание уделите монитору. Самый безопасный вариант – это плазменный экран. И обязательно отрегулируйте цвета и контрастность, чтобы лично вашим глазам было максимально комфортно.

Не ставьте компьютер в детской

По крайней мере, до тех пор, пока  ребенку не достигнет 8-9 лет. Свой компьютер – это, можно сказать, личное, пространство, и оно необходимо.
     Строго определите временные рамки

Для детей до 6 лет – 10-15минут, для детей постарше – не более получаса работы на ПК с перерывом на отдых.

Физкультминутки для глаз

Упражнения рекомендуется выполнять ежедневно. Во время выполнения следует отвернуться от монитора или выйти из помещения, где находится компьютер.

Источник

(СЛАЙД 1 )

Представление

Здравствуйте, меня зовут Белоусова Ангелина. Я учусь в 1-В классе, школы № 8. Я представляю Вам свою исследовательскую работу на тему: «Компьютер в жизни школьника: Вред или польза»

Научный руководитель: Даштиева Таисия Мусаевна

(СЛАЙД 2)   

Почему я выбрала эту тему?

Компьютерный мир так заманчив, красочен и моден. И я не пойму, почему некоторые взрослые  так много говорят о его вреде компьютера, и никто не говорит о его пользе. Вот и от своей мамы я часто слышу: «Хватит сидеть за компьютером, иди, поиграй с братом» и ни разу не услышала: «Иди, поиграй на компьютере, хватит сидеть с братом». Кстати мой младший брат тоже очень любит компьютер и часто смотрит, как я играю, даже пытается нажать какую-нибудь кнопочку, пока я не вижу.  Поэтому я решила выяснить, а действительно ли компьютер так вреден для ребенка или  родители ошибаются, и в компьютере нет никакого вреда, а наоборот только польза. Попробуем в этом разобраться.

(СЛАЙД 3) 

Исследование я начала с определения цели, задач и выдвижения своей гипотезы: Компьютер не может быть вредным, так как с его помощью можно многому научиться.

Читайте также:  Антибиотики вред или польза исследовательская работа

Самый простой пример, научиться читать, кстати, я именно с помощью компьютера и научилась читать.

Изучив теоретический материал на заданную тему, проведя «опыты» на себе и опросив учеников своего класса, я выяснила:

 (СЛАЙД 4) 

Цель и задачи исследования.

Цель исследования

  • Выяснить «причины» негативного отношения взрослых к компьютеру.
  • Определить, вреден компьютер для здоровья или нет.

Задачи исследования:

1. Изучение имеющейся литературы по заданному вопросу.

2. Проведение анкетирования школьников с целью выявления роли компьютера в их жизни.

3. Разработка рекомендаций при работе за компьютером.

4. Распространение памятки с гимнастикой для глаз.

(СЛАЙД 5)

Что такое компьютер?

Компьютер – это электронная машина, которая хранит информацию, обрабатывает ее, выдает эту информацию на монитор так, чтобы можно было прочитать ее.

Компьютер состоит из четырех основных частей:

Компьютер (англ, computer – вычислитель) представляет собой программируемое электронное устройство, способное обрабатывать данные и производить вычисления, а также выполнять другие задачи манипулирования символами.

(СЛАЙД 6)

Три мифа о влиянии компьютера на ребёнка

Хочу развеять некоторые мифы о влиянии компьютера на ребёнка, которые так прочно сидят в сознании большинства родителей.

Миф Первый

«Общение с компьютером портит детское здоровье»

Многие из вас, я уверена, мучаются угрызениями совести, глядя на увлечённо играющего на компьютере малыша, потому что все слышали о вреде компьютерных игр на здоровье детей.

Самое главное – знать, как влияет компьютер на детский организм и сколько времени ребёнок может проводить за монитором без вреда для здоровья. Существуют четыре основных вредных фактора: нагрузка на зрение, стеснённая поза, нагрузка на психику, излучение. Давайте разберём каждый из них по порядку:

Нагрузка на зрение

Продолжительная работа на компьютере приводит к зрительному переутомлению, что, в свою очередь, может привести к снижению остроты зрения. Ребёнок может проводить за компьютером не более 10-25 минут, после чего необходимо сделать перерыв и небольшую гимнастику для глаз. Если у малыша проблемы со зрением, то садиться за монитор ему можно только в очках.

Ни в коем случае нельзя работать за компьютером в темноте.  Дисплей должен располагаться так, чтобы свет из окна не падал на экран и не светил в глаза. Расстояние от  глаз до экрана должно составлять 50-70 см.

И помните: компьютер не является основной причиной развития близорукости у детей. Огромную роль в этом играют наследственность, телевизор и чтение в темноте. При грамотном подходе и организации рабочего места ребёнка, его зрению ничего не угрожает.

Стеснённая поза

Сидя за компьютером, ребёнок смотрит с определённого расстояния на экран и одновременно держит руки на клавиатуре или органах управления. Это вынуждает его принять определённое положение и не изменять его до конца игры. Проследите, чтобы кисти рук малыша находились на уровне локтей, а запястья – на опорной планке. Также необходимо сохранять прямой угол (90 градусов) в области суставов.

Между компьютерными играми ребёнок должен играть в подвижные игры, гулять, заниматься спортом. Нельзя перекусывать за компьютером: эта вредная во всех смыслах привычка может остаться на всю жизнь.

Психическая нагрузка

Компьютер требует не меньшей сосредоточенности, чем вождение автомобиля. Интересные игры требуют огромного напряжения, которого практически не бывает в обычных условиях. И всё же психическую нагрузку можно уменьшить. Во-первых, в работе следует делать перерывы, а во-вторых, необходимо следить за содержательной стороной игр.

Легче всего для детского восприятия статическое, крупное цветное изображение в сопровождении звука. Достаточно безопасно рассматривать картинки или фотографии в сопровождении дикторского текста. Хуже для психики и для глаз воспринимается рисование на компьютере: здесь звук не играет отвлекающей роли, а всю работу выполняют глаза. Напрягая зрение, ребёнок напрягается сам. Всё это происходит и во время чтения с экрана текста, поэтому поиск информации в Интернете нужно дозировать. Ну и, наконец, настоящие вредители – игры, содержащие движущееся на высокой скорости изображение и мелкие элементы. Поэтому игры нужно выбирать с хорошим изображением и нормальной скоростью.

Излучение

Изначально все родители боятся радиации от компьютерного монитора. Но ведь у современных мониторов предусмотрены все меры безопасности: в частности то, что называется радиацией (гамма-лучи и нейтроны), монитор вообще не производит. В нём просто нет устройств со столь высокой энергией. Также ничего не излучает системный блок. Но вы наверно заметили, что нигде в квартире пыль не скапливается с такой скоростью, как на компьютерном столе. Следовательно, необходимо постоянно снижать количество пыли в помещении посредством влажной уборки. А ребёнка, вставшего из-за компьютерного стола, следует умыть прохладной водой или протереть лицо влажной салфеткой.

Миф Второй

«Компьютерные игры приносят только вред».

Если в семье решено применять компьютер с целью воспитания и развития ребёнка, то взрослые должны понимать, как, зачем и во что играют современные дети, быть в курсе игровых новинок и уметь совместно обсудить содержание новой игры. И поможет нам в данном вопросе знание жанровой классификации игр.

Основных жанров компьютерных игр несколько, но в каждом жанре существуют свои разновидности, так что разных видов компьютерных игр гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд.

Условно всё многообразие компьютерных игр можно классифицировать следующим образом:

Приключенческие (брадилки)

Визуально подобные игры оформлены как мультипликационный фильм, но с интерактивными свойствами – возможностью управления ходом событий. Для решения поставленных в них задач необходимо обладать хорошей сообразительностью и развитым логическим мышлением.

Главным подспорьем в этих играх служат находки – различные предметы, которые встречает персонаж, путешествуя в игровом пространстве многочисленных уровней. При выборе таких игр, необходимо знать, что немаловажное значение для занимательности имеет баланс между сложностью и простотой решения головоломок.

Если задачи окажутся, слишком сложны для ребёнка, то он быстро потеряет интерес к игре; если слишком легки – быстро пройдёт всю игру и не испытает чувства удовлетворения, свойственного человеку от преодоления сложных препятствий.

Стратегии

Основная цель стратегических игр – управление войсками, энергией, полезными ископаемыми или другими подобными ресурсами. При этом зачастую необходимо осуществлять не только долговременное планирование, но и следить за текущей ситуацией. Конечной целью игры-стратегии является завоевание вражеских поселений, заключение необходимого союза или набор фиксированного количества очков.

Эти игры достаточно сложны, но именно они развивают в ребёнке усидчивость и  способность к планированию своих действий, а также тренируют многофакторное мышление.

Аркадные

Эта разновидность компьютерных игр перекочевала в наши персональные компьютеры с игровых автоматов и различных приставок. Характерной особенностью аркадных игр является поуровневое дробление игры, когда наградой и целью является право перехода к следующему эпизоду или миссии. Как правило, в конце каждой миссии игроку необходимо одержать главную победу. Также для данных игр характерна система набора очков и бонусов (дополнительных наград), предоставляемых за быстроту прохождения, победу над соперником либо нахождение секретных дверей или предметов.

Аркадные игры тренируют глазомер, внимание, скорость реакции, но для детей дошкольного возраста рекомендуются ограничения по времени игры.

Ролевые

В играх этого жанра в распоряжении игрока имеется небольшой отряд персонажей, каждый из которых выполняет свою отдельную роль или функцию. Цель героев – совместными усилиями исследовать виртуальный мир и выполнить поставленную в начале игры задачу. Задачей может быть отыскание определённого клада, сокровища или заклинания. Путь к достижению намеченной цели обычно преграждают различные препятствия и вредители разных мастей, которых необходимо одолеть силой или хитростью. Здесь и проявляется главный принцип ролевой игры – использование нужного персонажа в нужное время и в нужном месте.

Логические (обучающие)

Большинство детей старшего дошкольного возраста интересуются головоломками, если, конечно, они доступны для них. Полезность логических игр в том, что они развивают навыки логического мышления. Чаще всего такая игра представляет собой одну задачу или набор нескольких головоломок, которые необходимо решить. Типичными представителями этого жанра являются разнообразные задачи на перестановку фигур или составление рисунка. В последнее время российские фирмы-производители выпускают много качественных разнообразных логических игр, рассчитанных на дошкольный возраст, с целью обучения детей счёту, чтению, письму и другим предметам.

Читайте также:  Душ шарко противопоказания и польза

Симуляторы

Игра-симулятор (иначе – имитатор) имеет в своём названии какую-нибудь приставку, например: авто-, авиа-, спортивный и др. Желание ребёнка попробовать свои силы в чём-то новом – очень сильное чувство, и компании, которые выпускают компьютерные игры для детей, об этом хорошо осведомлены. Сегодня в продаже можно найти имитаторы

практически любых технических средств – парусных кораблей, дирижаблей, самолётов и вертолётов, танков, подводных лодок, реальных и фантастических космических аппаратов. В этих играх разработчики большое значение придают реализму ответных реакций окружающей виртуальной среды, вплоть до мельчайшего соблюдения технических показателей.

Существуют и другие классификации компьютерных игр, но нельзя категорически заявлять, что одни игры плохи в плане воспитания, а другие хороши. Здесь не всё так просто, многое зависит от конкретной игры.

Самое главное – отношение к игре ребёнка, а для того, чтобы не заблудиться в безбрежном море виртуальных развлечений, необходимо иметь информационную культуру и прививать её детям.

Миф Третий

«Компьютер – только для игр и развлечений»

Это довольно распространённое заблуждение, несмотря на обилие развивающих программ для детей разного возраста на прилавках наших магазинов. Основное, в чём может помочь компьютер родителям дошколёнка – это, конечно, подготовка малыша к школе.  Использование компьютера в качестве помощника в подготовке дошкольника к обучению в школе не только возможно, но и необходимо: оно способствует повышению интереса к учёбе, её эффективности и развивает ребёнка всесторонне.

Одним из важных моментов применения компьютера в работе со  старшими дошкольниками является то, что ребёнок, управляя обучающей игровой программой, начинает сначала думать, а потом действовать. Казалось бы, ничего особенного в этом нет, однако это очень важный момент, связанный с дальнейшим обучением в школе. В «докомпьютерную эпоху» ни детский сад, ни семья не отправляли в школу ребят, которые могли бы сначала думать, а потом действовать. Учительница начальных классов постоянно призывала практически каждого ученика: «Сначала подумай, а потом говори!»; «Сначала подумай, а потом пиши!»; «Сначала подумай, а потом делай!» и т.д. до бесконечности. В чём же дело? А всё дело в том, что у ребёнка нет теоретического мышления, оно ещё не сформировалось, так как ни детский сад, ни начальная школа не имели надёжного средства для его выработки. Теоретическое мышление в первую очередь связано с осознанием способа действия, необходимого для решения учебной, игровой, изобразительной или любой другой задачи. Компьютер же, благодаря своему устройству и функциям, развивает такое мышление, осуществляя интеллектуальную подготовку малыша к школе.

Другая важная роль подготовки ребёнка к школе с помощью компьютерных программ – это приобщение малыша к исследовательской работе. Компьютерные игры и программы устроены так, что процесс их освоения побуждает ребёнка пробовать, проверять, уточнять, делать выводы, корректировать свои действия в соответствии с текущей ситуацией. Компьютерные игры приучают к этому довольно быстро, и успех в освоении игровых программ в дошкольном возрасте непременно даст отдачу в быстром и эффективном освоении прикладных программ в школе. Часы и дни, потраченные на развивающие компьютерные игры, вполне способны сэкономить месяцы работы по освоению сложных программных систем в будущем.

А вот какие замечательные стихи можно найти на просторах Интернета:

Я знаю, в компьютере каждом живёт

Живой, настоящий компьютерный кот.

Мурлычет, фырчит и когтями скребёт,

Мы это отчётливо слышим.

Не знает покоя компьютерный кот,

Пытаясь добраться все дни напролёт

До вкусной компьютерной мыши.

(Л. Уланова)

(СЛАЙД 7)

Анкетирование

Анкетирование я проводила среди своих одноклассников, учащихся 1-Вкласса. Анкетировано 20 человек (из них мальчиков – 11, девочек – 9) Проведена обработка данных по выявлению роли компьютера в жизни школьника.

(СЛАЙД 8)

Анкета содержала следующие вопросы:

  1. Есть ли у тебя дома компьютер или ноутбук?  
  2. Разрешают ли тебе родители садиться за компьютер?         
  3. Чем ты занимаешься за компьютером?    
  4. В какие игры ты предпочитаешь играть?
  5. Сколько времени ты проводишь за компьютером?
  6.  Хочешь ли ты постоянно играть в компьютерные игры?    
  7. Ты кушаешь, пьешь чай, делаешь уроки у компьютера?
  8. Придя домой, ты сразу садишься за компьютер
  9. Что тебе больше нравится?
  10. Устают ли у тебя глаза при занятиях на компьютере?
  11. Делаешь ли ты гимнастику для глаз?

(СЛАЙД 9)

Результаты анкетирования:

Проведя анкетирование, я получила следующие результаты:

  1. Большинство детей (100%) имеют дома компьютер
  2. Большинству детей (90%) разрешают им пользоваться
  3. Большинство детей (60%) играют на компьютере в игры
  4. Меньшинство детей (45%) предпочитают игры-стрелялки
  5. Меньшинство детей (40%) проводят за компьютером по 1 часу
  6. Меньшинство детей (40%) едят и делают уроки за компьютером
  7. Меньшинство детей (40 %) хотят играть на компьютере постоянно
  8. Меньшинство детей (10%) придя домой сразу садятся за компьютер
  9. Меньшинство детей (40%) предпочитают игры на компьютере, чтению книг
  10. Меньшинство детей (20%) ответили «да» на вопрос об усталости глаз
  11. Меньшинство детей (25%) делают гимнастику для глаз

Из которых видно, что большинство детей имеют дома компьютер, пользуются им и играют в игры. Но любят они также, и читать книги, и гулять на улице и т.д.  

(СЛАЙД 10)

Рекомендации

  1.  При слабом зрении садиться за компьютер только в очках.
  2.  Соблюдать расстояние от глаз до экрана (50-70 см). Смотреть на монитор надо слегка сверху вниз.
  3.  Делать перерывы в работе и гимнастику для глаз через каждые 15-25 минут работы перед монитором, желательно встать, размяться, давая отдых мышцам спины и шеи.
  4.  Соблюдать правильную рабочую позу.
  5.  Не работать на компьютере в темноте.
  6. Следить за содержательной стороной игр и программ.
  7.  После занятий умыться прохладной водой.
  8. Выбирать жанр игры в соответствии с темпераментом и склонностями ребёнка: одним детям лучше подходят спокойные, размеренные игры, другим – активные, динамические.
  9.  Выбирать игры с исследовательским содержанием, чем с развлекательным. Если ребёнок проявляет инициативу, пытается разрешить возникшую проблему, анализирует сложившуюся ситуацию и делает из неё выводы – такая игра, несомненно, содержит элементы исследования.
  10.  Продолжительность игры выбирайте в соответствии с возрастом ребёнка и характером игры. Ритм и продолжительность игры должны быть сбалансированы: если ритм игры напряжён, то игра не должна быть продолжительной.
  11.  Не прерывайте игру ребёнка до завершения эпизода – ребёнок должен покидать   компьютер с сознанием успешно выполненного дела.
  12.  Нельзя играть в игры в ущерб жизненно важным занятиям, таким как сон, еда, отдых, физкультура, игры на свежем воздухе и др.

(СЛАЙД 11)

Выводы         

В ходе проведения исследования выявлена причина негативного отношения взрослых к компьютеру, это недостаточность знаний о компьютере и его возможностях, а также наличие мифов о вреде здоровью.

Вред здоровью, конечно же, может быть, от неразумного и неправильного пользования компьютером, впрочем, как и телевизором и любым другим средством.

А в разумном использовании компьютер, очень даже полезен.

Проведя анкетирование, я получила следующие результаты:

  1. Большинство детей (100%) имеют дома компьютер
  2. Большинству детей (90%) разрешают им пользоваться
  3. Большинство детей (60%) играют на компьютере в игры
  4. Меньшинство детей (45%) предпочитают игры-стрелялки
  5. Меньшинство детей (40%) проводят за компьютером по 1 часу
  6. Меньшинство детей (40%) едят и делают уроки за компьютером
  7. Меньшинство детей (40 %) хотят играть на компьютере постоянно
  8. Меньшинство детей (10%) придя домой сразу садятся за компьютер
  9. Меньшинство детей (40%) предпочитают игры на компьютере, чтению книг
  10. Меньшинство детей (20%) ответили «да» на вопрос об усталости глаз
  11. Меньшинство детей (25%) делают гимнастику для глаз

Из этих результатов видно, что большинство детей имеют дома компьютер, пользуются им и играют в игры. Но любят они также, и читать книги, и гулять на улице и т.д.

Следовательно, роль компьютера в жизни школьника велик?