Круиз контроль польза и вред

Круиз контроль польза и вред thumbnail

Одной из самых часто предлагаемых опций при покупке нового автомобиля у дилера является круиз-контроль. Несмотря на то, что опция достаточно дорогая, многие автовладельцы покупают её не из соображений необходимости, а «чтобы было», так как покупаемый автомобиль должен быть
«в полной комплектации».

Из этой статьи вы узнаете:

Так ли на самом деле полезен круиз-контроль, как о нём рассказывает менеджер в автосалоне и стоит ли переплачивать за эту дорогую опцию?

Что такое Круиз-контроль и как он работает?

Круиз-контроль предназначен для автоматического поддержания заданной скорости автомобиля без участия водителя, главным образом при «движении по прямой» (на загородных шоссе).

Это достаточно сложная система, которая способна контролировать подачу топлива и корректировать её во время движения автомобиля на подъем, под гору, а так же в зависимости от других факторов, оказывающих влияние на скорость движения машины, например, встречного ветра.

В случае появления какого-нибудь препятствия на дороге водителю необходимо самостоятельно (!) заранее увидеть его и нажать на педаль тормоза, что автоматически отключает работу системы контроля скорости.

Есть такие автовладельцы, которые считают, что автоматическая система контроля скорости способна даже в какой-то мере «заменить» водителя. Это не так, круиз-контроль только помогает водителю, но не заменяет его.

«Обычный» и «адаптивный» контроль скорости

Вслед за «обычным» круиз-контролем, появившимся уже достаточно давно, в 90-е годы прошлого века на автомобили высокого класса в массовом порядке начали устанавливать «адаптивный» (или «активный») контроль скорости.

Такая система не только способна поддерживать заданную скорость автомобиля, но так же способна «следить» за ситуацией на дороге при помощи специального радара, анализировать скорость впереди идущего автомобиля и, в зависимости от этого, корректировать собственную скорость – увеличивать или уменьшать её.

Сегодня практически все системы контроля скорости, устанавливаемые даже на сравнительно недорогие автомобили, являются «адаптивными», самостоятельно регулирующими безопасную дистанцию до впереди идущего автомобиля, притормаживая или ускоряясь соразмерно скорости движения потока.

Стоит отметить, что «уменьшение» скорости движения НЕ будет происходить до полной остановки автомобиля (при скорости ниже 40 км/ч система отключится), поэтому водителю не стоит рассчитывать на систему контроля скорости при появлении какого-либо препятствия, а самостоятельно следить за дорогой.

Кроме того, автовладельцу стоит знать, что не на всех автомобилях адаптивный контроль скорости способен распознавать небольшие транспортные средства (например мотоциклиста), поэтому водителю автомобиля, оснащённому такой системой, «расслабиться» за рулём вряд ли получится.

Типичная современная система управления контролем скорости, как правило, состоит из пяти кнопок, удобно расположенных на руле или подрулевом переключателе и выполняющих такие функции как – включить/выключить, установить скорость (эта же кнопка во время движения увеличивает скорость), восстановить прежнюю скорость, уменьшить скорость.

Польза и необходимость для водителя

Польза автоматического контроля скорости для водителя достаточно очевидна. А вот что касается его необходимости и целесообразности покупки за довольно большие деньги – здесь могут возникать определённые вопросы.

Отсутствие утомительной необходимости постоянно регулировать скорость машины во время дальней поездки – несомненно большое облегчение для водителя, отражающееся на его общем состоянии во время поездки.

Так же, подавляющее большинство водителей знают, что значит много часов подряд держать ногу на педали газа неподвижной, поддерживая нужную скорость. Ощущения не из приятных, в особенности у людей среднего возраста и старше – нога затекает, часто возникает желание размять её или даже остановиться и «встряхнуться».

Совсем иное дело с круиз-контролем: автомобиль сам способен поддерживать нужную скорость, водителю лишь остается внимательно следить за дорогой и не «забывать крутить руль» при прохождении поворотов.

Однако, далеко не все покупатели автомобиля с автоматическим контролем скорости задумывались, что преимущества этой системы водитель способен ощутить только в по-настоящему дальней поездке.

Особенности работы круиз-контроля заключаются в том, что он автоматически отключается при любом нажатии на педаль тормоза, а так же при снижении скорости ниже 40 км/час. То есть по-настоящему использовать его в городе (и ближайшем пригороде) вряд ли получится – движение в ритме «разгон-торможение» этого не позволит.

По большому счёту доплачивать за дорогую опцию контроля скорости имеет смысл только тогда, когда автовладелец изначально планирует регулярные поездки на дальние расстояния с достаточно длительными режимами «монотонного» движения. Во всех других случаях эта дорогая опция останется просто дополнительной игрушкой.

История появления

Как это ни странно, но при СССР удобство автоматического контроля скорости оценили ещё на заре развития автопрома – первым советским автомобилем, оснащенным функцией круиз-контроля, был советский ГАЗ-21, для которого подобная система была разработана в 1956 году.

Разработка была довольно примитивна, но эффективна – датчики считывали скорость вращения карданного вала и на основании этих показаний специальный соленоид осуществлял подачу топлива во впускной коллектор двигателя.

В дальнейшем системы автоматического контроля скорости стали развиваться, анализируя уже скорость вращения самих колес автомобиля, а так же показания спидометра и одометра, превратившись сегодня в сложные системы с мощными вычислительными комплексами, стоящие, порой, как целая микролитражка.

Наибольшее распространение получило название от английского «Cruise Control», но также встречаются названия «AutoSpeed», «AutoDrive» или от немецкого «Tempomat».

Источник

AutoBlogCar.Ru – Полезные статьи для автолюбителей | https://autoblogcar.ru/autoobzor/21-kia-sportage-stoit-li-ustanavlivat-podkrylki-lokery.html

Добрый день, сегодня мы узнаем, что называется автомобильной системой круиз-контроля, как она функционирует, какие существуют разновидности этой полезной опции, в чем заключается ее польза и как правильно пользоваться данным помощником при управлении транспортным средством. Кроме того, расскажем про основной принцип работы системы круиз-контроля автомобиля, какие преимущества и недостатки имеет эта полезная функция. В заключении мы поговорим о том, благодаря каким устройствам и механизмам обеспечивается работа системы круиз-контроля и что называется адаптивным авто драйвом.

Благодаря такой полезной системе, как круиз-контроль, которая относится к группе автомобильных помощников, поездки на длительное расстояние стали менее утомительными, чем ранее. Теперь водитель при длительных переездах подвержен меньшей усталости, а комфорт от управления транспортным средством вышел на новый уровень.

Перед тем, как приобретать автомобиль с системой круиз-контроля (авто драйвом), а также, как правильно необходимо ею пользоваться, нужно понимать, как она функционирует и для чего используется такой полезный помощник в том или ином транспортном средстве. Данные вопросы мы и обсудим в нашем рассказе, чтобы получить исчерпывающее представление об автомобильной системе круиз-контроля. Кроме того, рассмотрим часто задаваемый вопрос многими автовладельцами, чем отличается пассивный круиз-контроль от адаптивного и почему так полезна данная опция.

1. Понятие и особенности автомобильной системы круиз-контроль

Читайте также:  Чай лемонграсса польза и вред

Круиз-контролем называется специальное автомобильное устройство, которое поддерживает постоянную скорость транспортного средства, автоматически добавляя газ при понижении скорости движения и уменьшая ее при повышении, таким примером может служить спуск машины, без нахождения в ней водителя. Такая система устанавливается на транспортные средства, как с автоматической трансмиссией, так и с механической коробкой передач. Справочно отметим, что впервые в серийном плане помощник такого типа стал устанавливаться в середине 1970-ых годов 20 века на американские автомобили. Кстати, благодаря США, где он получил наибольшее распространение, круиз-контроль начал свое довольно быстрое распространение по всей планете. Такую популярность эта система получила благодаря большому количеству длинных автомагистралей, которые соединяют города, пригороды и крупные мегаполисы США.

Как правило, в большинстве случаев, система автодрайва или как мы привыкли уже слышать круиз-контроля, применяется во время движения по трассам общего пользования. В городском потоке, где скорость перемещения автомобилей переменчивая, данная система не актуальна. Отметим, что в целях безопасности, система круиз-контроля автоматически перестает функционировать, как только мы даже легонько касаемся педали тормоза. Кроме того, данный помощник на большинстве современных моделях автомобилей не активируется на скорости менее 40 километров в час.

2. Принцип работы и правила пользования системой круиз-контроль

Чтобы рассматривать принцип работы системы круиз-контроля, необходимо первоначально понимать из каких компонентов она состоит. В свой комплект автомобильный помощник включает 4 или 5 основных кнопок, такие как: кнопка включения (“On“), кнопка выключения (“Off“), кнопка установки или увеличения скорости движения (“Set/Accel“), кнопка восстановления настроек (“Resume“), а также кнопка понижения скорости движения (“Coast“), которые располагаются на рулевом колесе. Ниже на изображении наглядно показано, как  и где располагаются кнопки управления системой круиз-контролем в легковом автомобиле Opel Astra J.

Что касается кнопок включения и выключения системы, то тут разберется даже ребенок. А вот например, чтобы нам зафиксировать текущую скорость движения, необходимо воспользоваться кнопкой установки или увеличения скорости движения (“Set/Accel“). Если мы повторно нажмем данную кнопку, то наша скорость повысится ровно на 2 километра в час. В том случае, когда мы тормозили, то для того, чтобы восстановить сброшенную скорость, необходимо воспользоваться кнопкой восстановления настроек (“Resume“). А при удержании кнопки понижения скорости движения (“Coast“), наша скорость будет снижаться.

Что касается органов управления системой круиз-контроль то тут в принципе должно быть все понятно. А теперь мы разберем основные узлы и механизмы, которые, как правило, располагаются в подкапотном пространстве того или иного автомобиля. Они то в основном и отвечают за все наши настройки, которые мы делаем на рулевом колесе или подрулевом лепестке. А под капотом транспортного средства при наличии такого помощника, как автодрайв располагается сервомотор, который при помощи тяги или специального троса механическим способом связан с сектором газа на карбюраторе или инжекторе двигателя.

Когда автомобиль движется с определенной скоростью и постоянным углом наклона педали газа, то есть углом поворота сектора газа, водителем автоматически включается специальный режим стабилизации. При этом происходит запоминание электронным блоком управления текущего угла поворота сектора газа. Когда происходит снижение скорости движения транспортного средства, то сигнал электрического типа, который поступает с внешних датчиков движения, таких как: коробка передач, спидометр, электронный блок управления двигателя, просто сбрасывается. А сигнал, который поступает на электронный блок системы круиз-контроля, в свою очередь подает команду на сервомотор, который вступает в работу и перемещает сектор, в том числе педаль газа, на увеличение впрыска топлива.

Затем в зависимости от поступающего сигнала происходит рассогласовывание угла поворота сектора, который начинает увеличиваться до тех пор, пока скорость транспортного средства не достигнет определенного показателя, либо сектор упрется в ограничительный упор. Отметим, что ограничительный упор срабатывает в том случае, если на автомобиле установлена автоматическая трансмиссия, которая раньше, чем механическая перейдет на пониженную передачу, что говорит о заложенной в нее специальной программы. Когда достигается заданная скорость движения, такое устройство, как сервомотор просто останавливает дальнейшее перемещение вышеописанного сектора газа.

В том случае, когда возникает повышение скорости движения выше той, которая задана сервомотором, происходит перемещение сектора газа в сторону понижения впрыска топлива в камеры двигателя, вплоть до специального механического упора по холостому ходу, что в свою очередь вызывает торможение мотором. А в случае дальнейшего повышения скорости управляющему транспортным средством нужно будет подтормаживать самому, потому что система не будет иметь связи с тормозным узлом машины.

Отметим, что какого бы типа или вида не была система круиз-контроля, она не предназначена для сложных условий движения, особенно плотного городского цикла. Круиз-контроль рекомендуется использовать водителем только на загородных, прямых и пустых трассах исключительно в равнинной местности, потому что используя ее в условиях горного серпантина можно с легкостью попасть в аварийную ситуацию. Для того, чтобы произвести экстренное отключение системы криз-контроля нужно всего лишь немного надавить на педаль тормоза. Кроме того, в современных автомобилях дополнительно предусматриваются специальные кнопки на панели приборов или рулевом колесе в виде кнопок или подрулевого лепестка, которые предусматривают быстрое отключение системы.

3. Что называется адаптивным круиз-контролем и как он работает

Читайте также:  Какую пользу может извлечь человек опираясь на неадекватную картину мира

Последним поколением или видом системы круиз-контроля является адаптивный тип устройства, который следит за скоростью движения впереди идущего транспортного средства и корректирует скорость движения нашего автомобиля для того, чтобы сохранить безопасную дистанцию до него. В народе такой тип круиз-контроля еще называют активным, в отличие от классического вида, который прозвали пассивным, из-за отсутствия дополнительной функции слежения за дистанцией. 

Автомобильные компании такие, как Мерседес-Бенц, БМВ, Вольво и Ауди первыми, кто внедрил на свои автомобили систему активного круиз-контроля. Данный помощник поддерживает постоянную скорость транспортного средства, а в дополнение еще регулирует динамику машины, в зависимости от скорости впереди идущего автомобиля, обеспечивая безопасную дистанцию между ними. Адаптивный или активный круиз-контроль оснащен специальным радаром и цифровым процессором, который моментально обрабатывает поступающий сигнал.

Чтобы лучше понять, как работает адаптивный круиз-контроль, необходимо разобрать пример его функционирования в действии. Мы предлагаем это сделать на примере автомобилей марки Мерседес-Бенц. Система на данных автомобилях работает таким образом, что когда мы едем за впереди идущей машиной, то при помощи специальной видеокамеры, которая установлена возле решетки радиатора, происходит считывание номерного знака помехи спереди. После этого происходит, как бы слежка за впереди идущей машиной, до тех пор пока она не сменит полосу движения или не изменится дорожная обстановка.

Такой круиз-контроль способен работать на скоростях от 25 до 220 километров в час. Однако при использовании помощника такого типа, важным условием его работы является то, что руки водителя в обязательном порядке должны находится на рулевом колесе. В противном случае датчики, которые расположены в салоне автомобиля, просигнализируют об нарушении в управлении транспортным средством бортовому компьютеру и система отключится автоматически. 

На сегодняшний день также встречаются необычные виды адаптивного круиз-контроля, когда транспортное средство, а точнее его камера с датчиками следят за дорожной разметкой и автомобиль передвигается в пределах своей полосы, тем самым система в этом случае не занимается поисками другой машины. Кроме того, заметим, что если впереди идущий автомобиль начал замедлять ход, то данная система посылает молниеносный сигнал бортовому компьютеру на снижение скорости движения, а когда дорога снова освобождается, происходит автоматическое восстановление скорости до первоначальной.

В заключении отметим, что система пассивного и активного криз-контроля призвана обеспечивать комфорт водителю транспортного средства при длительных поездках по загородным трассам общего пользования. Кроме того, система адаптивного круиз-контроля призвана также помогать водителю в плане избежания столкновения с впереди идущим автомобилем. В том случае, когда система не успевает среагировать и снизить вовремя скорость движения при появлении вероятности столкновения, то она молниеносно подает специальный сигнал водителю о нажатии на педаль тормоза или принятии влево/вправо, в зависимости от ситуации. В самых последних версиях устройства, адаптивный круиз-контроль способен даже самостоятельно решить за водителя, как поступить в той или иной ситуации, затормозить или уйти в сторону.

AutoBlogCar.Ru – Полезные статьи для автолюбителей | https://autoblogcar.ru/autoobzor/21-kia-sportage-stoit-li-ustanavlivat-podkrylki-lokery.html

Источник

Немногие водители знают, что такое круиз-контроль в автомобиле. А между тем это старая система, которая ранее могла только лишь поддерживать скорость движения автомобиля, и водителю при этом не приходилось держать педаль газа. Данная система обеспечивала дополнительное удобство и комфорт при езде на трассах и автомагистралях. В результате использования круиз-контроля водитель за рулем устает меньше. Также в теории это помогает снизить расход топлива, так как двигатель при использовании системы работает равномерно, и его обороты не прыгают.

круиз контроль в автомобиле что это такое

Для чего нужен круиз-контроль в автомобиле?

Эта система нужна для обеспечения дополнительного удобства при поездках на большие расстояния. К примеру, если водителю нужно добраться из одного города в другой, преодолев при этом 500-600 километров, то на автомобиле без данной системы ему придется в течение 5-6 часов (в зависимости от скорости движения) держать педаль газа, что фактически равно держанию правой ступни в неудобном положении. В течение всего времени путешествия хочется сменить положение ноги, но делать этого нельзя. Кажется, что это мелочь, но держать педаль газа 5-6 часов на самом деле очень сложно.

круиз контроль что это такое в автомобиле

Активировав функцию круиз-контроля в автомобиле, водитель может позволить себе отпустить педаль газа. Система будет подавать топливо в камеры сгорания не через педаль газа, а через специальные пневматические приводы. Регулировать скорость движения водитель сможет с помощью кнопок, которые располагаются на руле (обычно есть 5 кнопок).

Управление системой

для чего нужен круиз контроль в автомобиле

Теперь, когда мы поняли, что это такое – круиз-контроль в автомобиле, можно разобраться с тем, как он работает. Обычно для управления данной системой есть 5 кнопок на руле:

  1. Кнопка On/Off, которая активирует и деактивирует систему.
  2. Переключатель фиксации скоростного режима и увеличения скорости. То есть после разгона до требуемой скорости водитель может переключателем зафиксировать текущую скорость движения и отпустить педаль газа. Последующие нажатия на эту кнопку будут увеличивать скорость движения на 1 км в час.
  3. Если во время использования круиз-контроля водителю пришлось резко разогнаться или затормозить, нажав на педаль газа или тормоза, то параметры данной системы сбрасываются. Чтобы быстро активировать круиз-контроль и вернуться к скорости движения, установленной ранее, водителю нужно нажать кнопку Resume.
  4. Кнопка снижения скорости Coast. Каждое нажатие на кнопку снижает скорость движения на 1 км. В некоторых моделях шаг снижения и прибавления скорости составляет 1.5 км.
  5. Кнопка Cancel деактивирует систему.
Читайте также:  Кефирный хлеб польза и вред

В зависимости от модели автомобиля эта система может быть представлена и другими кнопками, шаг набора и сбавления скорости может отличаться. Но принцип выглядит именно так, как описано выше.

 автомобили с адаптивным круиз контролем

Виды

Всего существует несколько видов круиз-контроля в автомобиле. Что означает пассивный или активный тип? В первом случае водитель имеет возможность лишь установить скорость движения машины. Однако второй тип предполагает использование сложных электронных устройств, которые сканируют пространство перед машиной, что открывает дополнительные возможности управления транспортным средством в зависимости от условий движения.

Пассивный тип (PPC)

Как мы уже выяснили, пассивный круиз-контроль позволяет держать заданную скорость, что удобно при длительных поездках на большие расстояния. За счет неизменного скоростного режима работы двигателя обеспечивается экономия топлива.

Выключение контроля осуществляется при слабом нажатии водителя на педаль газа. Конструкция такой системы имеет специальный пневматический привод, который регулирует поступление в камеру сгорания воздушно-топливной смеси через дроссельный клапан. Это исключает необходимость использовать педаль газа.

Активный (или адаптивный) тип

Адаптивный круиз-контроль представляет собой усовершенствованную версию активного типа. Кроме возможности поддержания скоростного режима без нажатия на педаль газа автомобили с адаптивным круиз-контролем могут просчитывать расстояние до впереди идущей машины, а также снижать или прибавлять скорость в зависимости от сложившейся на дороге ситуации. То есть если система определяет, что расстояние до идущей впереди машины снижается, то и система сбавляет скорость движения. Сбавление скорости осуществляется до того момента, пока промежуток между автомобилями, по мнению системы, не станет оптимальным. Если датчик перестает видеть препятствие впереди, то машина набирает скорость и держит данный скоростной режим.

круиз контроль установка на автомобиль

Безопасность

Адаптивная установка круиз-контроля на автомобиле является достаточно умной, она обеспечивает не только комфорт при движении на трассах и магистралях, но и безопасность водителя, который может слишком расслабиться на дороге.

К тому же эта система может производить не только экстренное торможение, но и маневры уклонения. Это в значительной степени увеличивает безопасность при движении, и часто такие системы сохраняли жизнь людей и целостность самого автомобиля при различных ситуациях на дорогах.

Отметим, что адаптивный (или активный) круиз-контроль тесно связан с работой систем ABS и ESP (системы стабилизации и антибуксировки), и если хотя бы одна из них перестает работать, то активировать круиз-контроль также нельзя.

Динамический тип

Кроме адаптивного и пассивного круиз-контроля есть еще и динамический. Он представляет собой одну из разновидностей пассивного типа. Особенностью этой системы является контроль работы двигателя, что позволяет экономить топливо и ресурс мотора.

функция круиз контроль в автомобиле

К примеру, при подъеме на горку система притормаживает и сбавляет скорость, что оберегает мотор от излишних нагрузок. Также скорость снижается и при возникновении каких-либо неполадок с двигателем и при вхождении автомобиля в повороты. После прохождения поворота прежняя скорость восстанавливается.

Теперь мы разобрались, что это такое – круиз-контроль в автомобиле. Определим его основные преимущества и недостатки.

Плюсы

Преимущества этой системы очевидны каждому водителю. В первую очередь это удобство при езде и снижение нагрузок на спину за счет отсутствия необходимости держать ногу на педали газа. Некоторые водители отмечают экономию топлива как достоинство подобной системы. В теории экономия достигается за счет обеспечения равномерности работы мотора и отсутствия перепадов на впрыске топлива. К тому же если установлен адаптивный круиз-контроль, то он обеспечивает еще и дополнительную безопасность движения транспортного средства.

Недостатки

Основной недостаток – это дороговизна системы. Автомобили с системами круиз-контроля являются дорогими и недоступны большинству потребителей. Впрочем, машины с обычными пассивными системами уже доступны среднему классу потребителей.

Если верить отзывам некоторых водителей, активно использующих эту систему, экономия топлива отсутствует полностью, а в некоторых случаях имеет место даже повышенной расход. Еще одним серьезным недостатком является небезопасность использования системы из-за того, что водитель может слишком расслабиться за рулем автомобиля. Постоянно держа ступню на педали газа, сильно расслабиться не получится.

что означает круиз контроль в автомобиле

Следующим недостатком является невозможность использования системы на дорогах с частыми спусками и поворотами, а также на трассах с интенсивным автомобильным потоком. Про использование системы в городе вообще говорить не приходится.

Многие водители не рекомендуют применять данную систему на дорогах после или во время дождя, так как при торможении водителю нужно чувствовать автомобиль. В противном случае это может привести к ДТП. Подходит эта система только тем водителям, которые часто путешествуют из города в город. При городском движении функция практически бесполезна, поскольку в городе отсутствуют длинные участки трассы, где можно было бы долго держать стабильную скорость.

Заключение

Теперь мы окончательно понимаем, что это такое в автомобиле – круиз-контроль. Подобная система действительно полезна и нужна – она должна быть в каждой машине. Постепенно такие системы появляются и в машинах среднего и даже бюджетного класса, но пока что это всего лишь пассивные разновидности. К тому же установить эту систему можно даже на автомобиль, в котором заводом-производителем не предусмотрена данная технология. Специальные установки продаются в автомагазинах.

На этом можно ставить точку. Мы разобрались, что это такое – круиз-контроль в автомобиле. Технология – полезная в ряде случаев, но увлекаться ею не стоит, так как водителю нельзя терять концентрацию на дороге.

Источник