Кружки для детей польза и вред

Кружки для детей польза и вред thumbnail

Содержание:

  • Тревога за развитие
  • Рынок услуг дополнительного образования: ресурс или искушение?
  • Время на игру
  • Время переварить информацию
  • Отсутствие мотивации: на что оно влияет?
  • Дети и усталость: что дальше?
  • Нагружать или не нагружать?

Начало учебного года — это еще и время записи в кружки и секции. Многие родители именно в эти дни планируют нагрузку своих детей основным и дополнительным образованием. По каким критериям стоит составлять график занятий? Чем опасно для ребенка отсутствие времени на игру и прогулки? Почему возникают перегрузки и как их избежать? Советы психолога — родителям дошкольников и младших школьников.

Тревога за развитие

Последние годы все более популярными становятся занятия для детей-дошкольников — в больших городах это целый бизнес. Каждый развивающий центр бомбардирует сознание родителей в своих рекламных буклетах: “Посетив наши занятия… пройдя программу нашего центра… ваш ребенок достигнет… сделает… сможет…”. Прослеживается подтекст: без занятий ребенок не достигнет, не сделает, не сможет.

Тексты могут быть составлены более или менее грамотно, реклама сарафанного радио может давать четкие или расплывчатые рекомендации. И все это только укрепляет родителей в мысли, что в наше время без дополнительного образования никак. Без него ребенок и “не разовьется”, и “никем не станет”.

Идея о том, что дети растут и развиваются сами, непопулярна в наше время. Конечно же, ребенок развивается благодаря занятиям и обучающим программам.

Это один из популярнейших и малоосознаваемых мифов современной российской жизни. Он лежит в основе успешного бизнеса многих детских досуговых центров и очень мешает родителям оценить: насколько же занятия, которые они выбирают для своих детей, хороши? Соответствует ли цена качеству? Стоит ли данное занятие времени и сил, которые будут потрачены и родителями, и детьми на то, чтобы их посещать?

Трудность еще и в том, что чувство меры, ощущение золотой середины — это почти начисто отсутствующие у современного родителя добродетели.

Рынок услуг дополнительного образования: ресурс или искушение?

Конечно же, в наше время возможностей масса. И в супермаркетах, и в магазинах одежды, и в туристических агентствах.

Но про еду большинство понимает, что никуда она с полок не убежит. С изобилием одежды народ постепенно учится справляться и вырабатывать чувство меры. Что касается поездок, тут у многих бюджет проставляет определенные ограничения.

Но с изобилием услуг образования картина иная. Очень мощно работает принцип “все лучшее — детям”. В смысле: детям — ВСЕ лучшее. Сразу. Или так быстро, как только возможно.

На детских площадках, в раздевалке садика, школы или клуба можно услышать примерно такой разговор:

— Что у вас в среду?

— Ой, ну среда просто невозможный день, ни минуты свободной. С утра развивающие занятия, потом каток, а после сна приходит логопед.

— А в четверг?

— В четверг еще хуже — с утра сад, потом английский и вечером бассейн.

И мама, у ребенка которой занятий чуть меньше, начинает сомневаться, права ли она, или же стоит нагрузить чадо посильнее.

Я не противник развития. Но ведь никто не кормит ребенка обедом через полчаса после завтрака, а еще через час — ужином. Мы понимаем, как важны интервалы и размеренность, иначе пища не переварится, не усвоится и толку не будет.

С выбором занятий для ребенка тоже стоит придерживаться определенной “диеты”. Предлагаю сменить подход и строить недельную программу ребенка не исходя из того, сколько занятий можно в каждый день впихнуть, а наоборот — “методом вычитания”. Как это может выглядеть?

Время на игру

Как мы помним, ведущей психологической деятельностью в дошкольном возрасте является игра. Игра творческая, фантазийная и игра с ровесниками. Но если игра так важна, то на времени для нее экономить нельзя. То есть ребенок-дошкольник должен иметь возможность пару раз в день полноценно играть (не менее 40-45 минут каждый раз). Это, так сказать, основной урок — урок игры.

А еще для того чтобы дошкольник полноценно развивался личностно и интеллектуально, ему необходимо достаточное количество кислорода и движения. Особенно важно это для городских деток, с малых лет попадающих в группу риска по статье “гиподинамия”.

Чего стоит отсутствие времени на игру? Если в силу общей загруженности его не остается, существенно снижается скорость развития воображения и фантазии. А именно эти способности у дошкольников — предтечи интеллектуальной активности.

Ведь пока ребенку не исполнилось 7 лет, время непосредственной интеллектуальной активности еще не настало. Мозг не готов еще к нормальным и привычным для школьников “левополушарным” занятиям: сидению над прописями и учебниками, выполнению рутинных заданий.

Не давая ребенку играть, пока он мал, мы лишаем его некоторых “дивидендов” в виде накопленного опыта пройденных в игре ситуаций. Это станет заметно позднее — по снижению социального интеллекта и по отсутствию интегративных связей между отдельными разрозненными областями знаний.

Время переварить информацию

Именно в игре, а вовсе не над энциклопедиями дошкольник постигает сложнейшие взаимосвязи окружающего мира и начинает ориентироваться в жизни взрослых людей. Сюжетная игра и спонтанный (в смысле — не по заданию сделанный) рисунок — это главные для ребенка возможности переварить то огромное количество неизвестного, которое его окружает.

Более того: если жизнь ребенка устроена так, что впечатлений и получаемой информации больше, чем необходимо, он может — сам того не осознавая — выработать стратегию поверхностного восприятия любой информации. Ребенок вроде и слушает, но вполуха, не вдаваясь особенно в детали. А главное — не запоминает. Психика защищается от перегрузок, сбрасывая лишние знания как балласт.

И если раньше подобные особенности можно было наблюдать лишь у загруженных старшеклассников, то последние годы, в связи с изменением обучающих программ и общего подхода к воспитанию, педагоги и психологи бьют тревогу. Потому что дети, только готовящиеся начать обучение в школе, обладают многими качествами “заучившихся” подростков.

Читайте также:  Йогурт и кефир польза и вред

Да, общая информированность и общий интеллектуальный уровень нынешних первоклассников выше, чем у детей такого же возраста 20-30 лет назад. Но их желание учиться, учебная мотивация выражены хуже.

Отсутствие мотивации: на что оно влияет?

Спросите любого педагога, каково это — учить способного ребенка, который не желает учиться. Даже если у такого ученика есть дарования, он не может их использовать. Просто потому, что не хочет и сам не понимает, какой природы это нежелание. Мы, родители, подвергнув ребенка системным перегрузкам, можем, сами того не желая, включить у него “автоматически срабатывающую систему предохранения” — выключение мотивации к обучению, отсутствие интереса к новым знаниям.

А если подобная система не включится, а перегрузки продолжатся, ребенок рискует приобрести невротические симптомы или соматическое заболевание.

Если за обильным столом вы не удержались и съели больше, чем обычно, легкое расстройство желудка весьма вероятно. И это все понимают. Последствия же перегрузки информацией и впечатлениями до сих пор неочевидны для большинства родителей. Отчасти это происходит потому, что в сознании работает мощный дискурс “нужно успеть дать ребенку как можно больше как можно раньше”.

Я намеренно немного сгущаю краски, но каждый учебный год у меня в консультации бывает не по одному десятку обращений именно с перегрузками — и парадоксальными реакциями детей на них.

И роднит эти — такие разные — сюжеты то, что родители особенной нагрузки-то и не видят.

Дети и усталость: что дальше?

Быстрее, быстрее, темп жизни увеличился, и на мировом рынке труда нишу занять не так просто. К этому с младенчества надо готовиться. Отложи машинки и бегом на немецкий!

“Ой, знаете, у меня самый нелюбимый день — четверг! Потому что там у меня сначала логопед (это такая тетя, которая домой приходит), потом флейта, но на нее идти надо три остановки, и там учительница о-очень злая, а потом вечером еще английский! А я так по своим куклам соскучилась, и они без меня сидят и плачут”.

Детство перестало быть временем праздности, и мысль о том, что взрослым-то он еще побудет, и довольно долго, а вот ребенком — уже никогда, посещает далеко не всех родителей.

Игра и чтение книг перестали быть самодостаточными нормальными детскими занятиями. Последствия этого станут заметны лет через 15-20, когда на рынок труда выйдет поколение, недобравшее праздности в детстве.

Смогут ли они, вынужденные с детских лет функционировать с перегрузкой и почти лишенные периода нормальной детской праздности, работать лучше нас? Используют ли выросшие дети предоставленную родителями “фору”? Благо или зло — форсированное обучение и развитие?

Ответ может дать только сама жизнь. А пока многие из нас ставят на собственных детях, занимая их сверх меры, лонгитюдный эксперимент с неясным прогнозом.

Нагружать или не нагружать?

Развивать или пусть слоняется без дела? Так ведь еще в компьютер залезет — не вытащишь… Никому кроме самих папы и мамы нельзя передоверить ответ на данный вопрос. В целом известно, что:

  • если решение о еженедельной нагрузке ребенка принимается не коллегиально (всей семьей), а одной только мамой, то оно рискует стать однобоким;
  • если прогулки заложены лишь в выходные или как время перебежки с одного занятия на другое, то ребенок будет лишен возможности подвигаться, сбросить мышечное напряжение, подкормить мозг кислородом;
  • если у ребенка нет времени на игру, то он будет склонен к истеричному поведению или замедленным реакциям (в зависимости от темперамента);
  • уровень и характер нагрузки должен соответствовать возрасту, темпераменту, характеру ребенка, а главное — его образовательным способностям и потребностям;
  • составляя паззл учебной и неучебной нагрузки ребенка, полезно понимать, насколько вы “проецируетесь”, то есть ожидаете, что ребенок выполнит и реализует то, что вам в свое время не удалось.

Искренне желаю вам решить эту задачу со многими неизвестными успешно!

Источник

Валерия Бригадина
Консультация психолога для родителей «Кружки и секции для ребенка: польза и вред»

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА

КРУЖКИ И СЕКЦИИ ДЛЯ РЕБЕНКА: ПОЛЬЗА И ВРЕД

Каждый родительрано или поздно сталкивается с вопросами: а нужно ли отдавать ребёнка в секцию или кружок? Не станет ли это для него чрезмерной нагрузкой? В какой именно кружок записать ребёнка? Как выбрать именно тот, который ребенок будет посещать и с удовольствием, и с пользой для себя? Определённого ответа на эти вопросы дать нельзя. Поэтому родителям в каждом конкретном случае придется взвешивать все «За» и «Против».

Аргументы «ЗА»:

– смена вида деятельности. Если ваш ребенок посещает спортивную секцию, умственная активность здесь сменяется физической. Если это музыкальная школа или художественный кружок – творческой;

– смена обстановки. Помещения, предназначенные для занятий с детьми, в детских клубах стараются оборудовать с учетом их интересов. Их оснащают играми, игрушками, материалами для творчества, спортивными снарядами;

– это общение. Родителям застенчивого, стеснительного ребенка психологи часто рекомендуют записать его в какой-нибудь кружок. Как правило, дети в кружке более схожи между собой, поскольку у них общие интересы, что облегчает установление дружеских отношений.

– это формирование ответственности, самостоятельности. Если ребенок хочет посещать любимый кружок, значит, он должен научиться запоминать и контролировать множество вещей сразу;

– развитие способностей. Если вы точно знаете, к чему у ребенка способности, тогда вы отдаете его в секцию, занятия в которой направлены на их развитие;

Читайте также:  Польза от плавания для девушек

а если ни вы, ни ребенок пока точно не определились, чем он хочет и может заниматься – пусть попробует себя в разных кружках, меняя их периодически – в этом случае его способности тоже будут развиваться;

– повышение самооценки. Посещая секцию, заниматься в которой действительно интересно, даже самый неуверенный в себе ребенок обязательно добьется успеха, пусть небольшого, но очень важного для него.

Но есть, конечно, и аргументы «ПРОТИВ»

1. Занятия в кружке, секции требуют дополнительного времени. К сожалению, чаще всего из-за дополнительных занятий дети лишены прогулок и времени на игру, которые не менее важны для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

2. Занятия в кружке, секции – это дополнительные нагрузки. Действительно, даже у дошкольника они и так немалые. Поэтому, выбирая ребенку кружок, следует соблюдать умеренность. Для ребенка дошкольного возраста это 1-2 кружка разной направленности, например, спортивный и художественный. Не записывайте дошкольника в секции, где предполагаются ежедневные тренировки по несколько часов. Для организации досуга вполне достаточно двух занятий по 30-45 минут в неделю.

3. При отсутствии мотивации (желания посещать ту или иную секцию) для ребенка эта деятельность может стать ненавистной, ребенок рискует приобрести невротические симптомы или соматическое заболевание.

4. Ребенка кто-то должен отводить на занятия, а после их окончания – встречать.

Вот еще несколько рекомендаций:

– если решение о еженедельной нагрузке ребенка принимается не коллегиально (всей семьей, а одной только мамой, то оно рискует стать однобоким;

– составляя паззл нагрузки ребенка, полезно понимать, насколько вы “проецируетесь”, то есть ожидаете, что ребенок выполнит и реализует то, что вам в свое время не удалось;

Самое главное, выбирая кружок или секцию для ребёнка, обязательно учитывайте его интересы, желание и способности.

Источник

«Ты представляешь, я для Маши ежедневник купила» – сообщила мне знакомая, пока мы вместе  ждем детей в коридоре музыкальной школы. –  «Вчера вместо гимнастики на рисование ее повела, совсем в расписании занятий запуталась». Из этих слов можно подумать, что Маша – успешная бизнес-вумен или восходящая звезда, но пока это не так. Это худенькая девочка 8 лет, с русыми косичками и большими глазами. В этом году Маша пошла во второй класс, а помимо школы занимается гимнастикой, рисованием, хореографией, английским и даже шахматами.

Сколько кружков и секций посещать?

Глядя на всю эту картину с растерянными детьми, которые сами не всегда помнят, какое у них сегодня занятие, у меня появился вопрос: а действительно ли так нужны все эти кружки, секции нашим детям или нам это мнение навязывает общество? Действительно ли от них столько пользы, или мы сами себе это придумали, чтобы почувствовать себя «хорошей мамой»?

Многие глянцевые журналы и популярные СМИ нам рассказывают, что у успешного человека не должно быть свободной минуты, все его дела должны быть запланированы на месяц вперед, и обязательно должно уделяться внимание саморазвитию.  Не переносим ли мы эти взрослые правила на детей?

Зачем нужны кружки родителям?

  1. Развитие ребенка, или я «хорошая мама» 

Все чаще сталкиваюсь с мнением, что «хорошесть» мамы начинают ассоциировать с количеством посещаемых кружков и количеством потраченных на это денег. Чем дороже секция – тем она круче. Обратите внимание, что дорогие секции посещают в разы больше детей, чем бесплатные. Думаете, что они хуже? Нет, но посещая бюджетный кружок, вы считаете, что ваш ребенок теряет в статусе, а вместе с ним – и вы. Вы же «хорошая мама» и для любимого ребенка вам никаких денег не жалко. Особенно такое поведение заметно у мам совсем маленьких детей. Группы раннего развития с 6 месяцев, английский с пеленок, результаты у таких занятий очень сомнительные, но мама может поставить себе галочку, что выполнила еще одно условие, чтобы быть «хорошей мамой».

  1. Я ворона…

Вы вполне довольны своей жизнью и развитием вашего ребенка. Не ставите перед малышом задачи стать лучшим в мире футбола или через 10 лет поехать на международный конкурс певцов защищать страну, понимая, что склонностей ни к одному, ни к другому у вашего чада нет. Понимать-то понимаете, но в секцию футбола и на уроки вокала сына все равно записываете. Все дело в том, дети из вашего окружения тянут эту нелегкую ношу, а чем же ваш ребенок хуже? И для большинства родителей вовсе не важно, хочет их сын пинать мяч или учить ноты, важно, что им будет чем похвастаться перед окружением.  

  1. Снимаем с себя ответственность
Читайте также:  Что значит проводить время с пользой

Многие из тех людей, кто сейчас стали родителями, росли в 80-90 годы. Тогда в стране такого обилия секций не было, были пара-тройка кружков при школе и столько же при Доме пионеров. Из-за того, что многие родители работали допоздна, дети заботились о себе сами, сами искали себе увлечения: кто-то ходил на рисование, кто-то был юным натуралистом. Дети сами организовывали свой досуг, по своим интересам и инициативе выбирали, куда записаться. Если интерес к увлечению терялся, то без лишних колебаний расставались с этим занятием и искали что-то новое.  Хорошо это или плохо – однозначно сказать нельзя, но у ребенка всегда было право выбора.

Сейчас дело обстоит немного иначе. Если секция перестала приносить удовольствие и стала в тягость, единицы родителей разрешат не ходить на ненавистные занятия. Во-первых, чтобы посещать занятия, необходимо оплатить месяц или приобрести абонемент. Как же можно бросить занятия, если все на месяц вперед оплачено? Правда, почти всегда забываем, что оплатили себе годовое посещение спортивного зала, а сходили только на два занятия.

Во–вторых, вместе с тем, как мы взрослеем – у нас появляется чувство, что если бы не бросили в третьем классе в кружок по вышиванию или плетению макраме, то у нас обязательно была бы совсем другая, более успешная и интересная жизнь. Поэтому давим на ребенка, несмотря на его мольбы оставить танцы, мы продолжаем его водить на занятия, учим вместе с ним ненавистные позиции, приговаривая «потом спасибо скажешь».  По статистике, более восьмидесяти процентов детей, которые закончили музыкальную школу из-под палки, после окончания учебы никогда не берут в руки музыкальный инструмент. К моему сожалению, я попала в эти 80%.  Музыкальную школу по классу аккордеона я закончила в 1999 году, мне тогда было 12 лет, играть на нем до сих пор желания не появилось.

  1. Реализуем свои амбиции

Вы замечали, что если мама в детстве мечтала стать балериной, то на 99% ее дочь мы увидим в хореографическом классе?  Хорошо, если желание ребенка и родителя совпадают, а если нет, то жди беды.  С одной стороны, ребенок не понимает, зачем ему стоять у балетного станка, если он хочет рисовать вазу и яблоко на кружке ИЗО. С другой стороны, мама, которая считает, что она лучше знает, что лучше для ее ребенка, а разговор, о том, что секция совсем не нравится, подобен предательству Родины.

Зачем нужны занятия детям?

  1. Общение

Психологи бьют во все колокола: несмотря на то, что мы все живем в социуме, каждый второй человек испытывает дефицит общения.  Современные гаджеты, социальные сети и интернет заменили нам встречи с друзьями, общение с близкими. Для полноценного развития ребенка очень важно научить его выстраивать коммуникации с другими. Если ребенок не ходит в садик или школу, то посещение секции просто необходимо. Во-первых, это поможет малышу завести новых друзей и знакомых, во–вторых, оказаться в среде, где он может самостоятельно решить какие-то вопросы, без участия родителя.

  1. Желание ребенка

Ребенок любит рисовать, с удовольствием ходит на занятия, вы ждете от него результат согласно его способностям, а не только вашим требованиям.  От таких занятий будет только польза. Ребенок  будет развиваться,  во многих  случаях любимое  занятие поможет справиться со стрессом и снять нервное напряжение.

  1. Право выбора

Пока ребенок  растет и развивается, ему интересно попробовать многое. Помните, как в известной пословице: “И швец, и жнец, и на дуде игрец”. Это вовсе не значит, что посетив 2-3 занятия, ребенок не может оставить  секцию, которая ему не по душе, чтобы попробовать что-то другое. Прислушивайтесь к своему ребенку, разговаривайте с ним, постарайтесь понять его желания.

  1. Пользы ради

Если ребенок часами просиживает за компьютером, появляется лишний вес, то ничего нет лучше, чем любой командный вид спорта, будь то футбол или водное поло. Во-первых, это двигательная активность, которая при правильном подходе всегда на пользу. Во-вторых, умение работать в команде. 

В качестве послесловия

Если вы  после работы бежите домой,  чтобы успеть отвести ребенка в очередную секцию, а домой возвращаетесь поздно  вечером – подумайте,  кому нужны такие усилия? Может, в условиях нашей тотальной занятости, лучше посвятить эти несколько часов общению с ребенком? Слепить поделку из пластилина, собрать осенние листья в гербарий, покататься на санках и поиграть в снежки? Ведь для каждой мамы важно, чтобы ее ребенок был счастлив независимо от того, умеет ли он играть на скрипке.

Фото – фотобанк Лори

Источник