Кубики зайцева польза и вред

Кубики зайцева польза и вред thumbnail

кубики зайцеваМетодика обучения чтению по кубикам Зайцева. Мнение логопеда.

«Читать и не понимать – то же, что совсем не читать».
Я.Коменский

Термин «раннее развитие» стал очень модным. В эту идею, лишившую покоя множество молодых родителей, также входит раннее обучение чтению. Одна из популярнейших и самых продаваемых — методика обучения чтению по кубикам Зайцева.

Что есть процесс чтения?

Человек учится читать, чтобы перерабатывать информацию, смысловую нагрузку, заложенную в тексте. Давайте кратко ознакомимся с механизмом чтения. Глаз видит буквы, т.е. знаки, символизирующие знакомые человеку звуки. В специальном отделе коры головного мозга — зрительном анализаторе — знаки объединяются в целое слово. Далее происходит речеслуховой и речедвигательный анализ (человек произносит слово и слышит его, либо делает это «про себя»), импульсы идут в отделы памяти мозга, и слово разыскивается в хранилищах памяти. Так прочитанное наделяется смыслом.

С какой целью начинаем обучение чтению?

Согласитесь, что цель удивлять окружающих читающим младенцем – странная цель. Ребенок, любящий читать, желающий получать и анализировать новую информацию – вот цель обучения чтению.

Встречали ли вы двухлетнего малыша, сидящего часами за книгой или рассуждающего на тему самостоятельно прочитанного рассказа? Такого и не может быть. Ведь это не соответствует его возрасту. Зачем же тогда обучать тому, что не пригодится человеку еще в течение минимум 2-3 лет?

В каком возрасте начать обучение чтению?

Методика Зайцева рекомендует обучать с рождения или даже во время беременности. Авторы предлагают спеть малышу попевки из складов, написанных в таблице, дать в руку гремящие и звенящие кубики, писать слова и устраивать выставки из карточек. Замечательно! Вашему ребенку это непременно понравится. Но если вы дадите погреметь ему погремушкой, споёте попевку про котика-кота, поставите на полочку яркие предметы, возьмете на руки малыша и рассмотрите вместе с ним их – эффект будет тот же. Малыш в восторге оттого, что вы, его родители, общаетесь и разговариваете с ним. То же касается и возраста от 6 месяцев до года. В этот период ведущая деятельность ребенка — эмоциональное общение со взрослым. А значит, ребенок реагирует на интонацию и вашу мимику, а не на смысл. Поэтому все усилия по обучению ребенка чтению уйдут, как вода сквозь песок.

Примерно в год вступает в свои права предметная деятельность, и берет свое начало развитие наглядно-действенного мышления. Малыш жаждет познания мира через манипулирование предметами и орудийные действия, т.е. применение предметов по назначению. Он берет их в руки, пробует на зуб. В памяти лучше откладывается то, что потрогали, погладили, а потом еще и постучали этим. Дайте ему кубики с буквами, и он примется их грызть, ощупывать и строить башню. И запомнит, что это кубики, из них строят дом. И всё.

В конце первого года жизни ребенок пробует произносить первые слова, начинает развиваться словесная речь. Малыш говорит еще мало, но знает уже достаточно много предметов.
По методике Зайцева предлагается приклеивать карточки со словами к крупным предметам в квартире – холодильнику, шкафу и т.д. Мало того, что обобщение понятий в этом возрасте еще на низком уровне и слово «стул» для некоторых детей будет обозначать лишь стул на кухне. Еще и написанное слово, прикрепленное к этому злосчастному стулу, может подменить само понятие данного предмета мебели! И на просьбу «покажи стул», Ваш малыш будет показывать на распечатку слова. А Вы будете думать, что он читает.

Три года. Это серьезный этап в жизни ребенка. Время подводить небольшие итоги и ставить новые задачи. К трем годам активный и пассивный словарь обогащается всё новыми и новыми словами. Но то, что знает ребенок, сильно превосходит то, что он умеет высказать. В идеале ребенок говорит связными предложениями, т.е. общается наравне со взрослыми на знакомые ему темы. Он буквально впитывает всё, что происходит вокруг, задаёт множество вопросов. Накапливает словарь, может учить длинные стихи, но в какой-то мере этот багаж является результатом хорошей моторной памяти, характерной для этого возраста. Задача развития речи на этом этапе – объяснение смысла слов, рассуждение об их значении. Разучивание складов и их запоминание, возможно, пойдет весьма успешно. Но, повторюсь, благодаря хорошей моторной памяти. Т.е. это своего рода слуховое фотографирование, причем целой цепочки складов, — без умения разложить на составные части, поменять местами, поскольку способность к анализу и синтезу еще не развилась и разовьется только к 5-6 годам.

Авторы методики делают акцент на наглядности, использовании разных цветов, размеров кубиков. Но за принципом наглядности теряется второй, не менее важный принцип, характеризующий мышление дошкольника, – образность. А наглядно-образное мышление предполагает представление ситуации с предметами и явлениями мира, но никак не со знаковыми системами. Говоря другими словами, пропевание слова «собака» сформирует в мозгу ребенка образ конкретного животного или ряда животных, а ма-мо-му так и останется лишь простой бессмысленной песенкой.

И еще один спорный момент. В русском языке есть множество слов, которые произносятся не так, как пишутся. К примеру, склад «со» в безударной позиции будет читаться как «са» [сабака]. Такая путаница может привести к формированию неправильного произнесения слов ребенком. Например, он будет говорить корова, вместо [карова].

Предпосылки к овладению грамотой формируются у ребенка к 5-6 годам. Речь его пестрит сравнительными оборотами, словарь богат, развита монологическая и диалогическая речь. В идеале, к 5 годам ребенок произносит все звуки родного языка, может выделить первый и последний звуки в словах. Возникает интерес к чтению. В этом возрасте обучение по кубикам Зайцева вполне может быть успешным, особенно, если ребенок владеет звуковым анализом слова, а главное, желает читать. Но помните, что данная методика входит в конфронтацию с ведущей в России методикой обучения чтению, а именно с аналитико-синтетическим методом. По этому методу обучение ведется от звука к букве. Существует добуквенный период, в котором дети узнают о звуках, их классификации, составляют слова из условных обозначений (разноцветных квадратов) и анализируют слова по звуковому составу. И только в 6 лет ребенка знакомят с буквой как обозначением звука на письме.

Разногласия в методиках могут привести к проблемам ребенка при звуковом анализе слова в школе, когда он привычно будет делить слова на склады вместо слогов, а, к примеру, слово «заяц» для него будет начинаться на «за», вместо «з». При выраженной способности к освоению языка ребенок сможет быстро перестроиться, но при средней или низкой — столкнется с немалыми трудностями в обучении.

Кому на самом деле могут помочь кубики Зайцева, а кому навредить?

Помочь они могут в тех случаях, когда у ребенка есть определенные нарушения, при которых обучение чтению и письму строится сначала на моторном запоминании, а затем на осмыслении материала, который запомнили. Но напомню, что в подобных случаях по этой методике должен заниматься с ребенком только специалист, который выстроит работу сообразно проблеме ребенка и его психическим особенностям.

Читайте также:  Пользу книг ничем не измерить книга в жизнь открывает двери

Кому могут навредить? Детям со стойкими нарушениями звукопроизношения. Авторы утверждают, что многократное пропевание складов избавит ребенка от логопедических проблем. Да, избавит. Но лишь от тех, которые по сути своей проблемами не являются. И речь здесь идёт о физиологической дислалии – возрастных особенностях произношения.

При стойких же нарушениях, когда проблемы вызваны нарушениями тонуса языка, укорочениями уздечки, неразвитостью фонематического восприятия, многократное повторение складов с нарушенными звуками лишь укрепит неправильный артикуляционный уклад.

Несомненный вред приносит обучение детей чтению в раннем возрасте. Вот цитата из классика отечественной нейропсихологии А.В. Семенович:

«Если задача, предлагаемая социумом ребенку, входит в противоречие с актуальной для его мозга ситуацией или просто опережает её, происходит энергетическое и информационное обкрадывание. Наиболее вредноносно это сказывается на статусе тех процессов, которые в этот конкретный момент времени активно развиваются. Ярким примером такого неадекватного перераспределения церебральной энергии является раннее (2-3 года) обучение ребенка буквам и цифрам… Многократно эмпирически доказано, что в этом случае реакция, которая может быть и отсроченной по времени, обнаруживает себя в различного рода эмоционально-личностных девиациях, склонности к частым заболеваниям, аллергических явлениях, элементах логоневроза, дизартрии, тиках и навязчивых движениях.… Опережающая нагрузка на кортикальные отделы мозга, которая неизбежна при обучении чтению, письму или счету, в силу своей энергоемкости „истощила“ находящиеся в сензитивном периоде развития субкортикальные образования… последние завершают свое морфофункциональное развитие очень рано и, таким образом, не имеют достаточных ресурсов для реадаптации…»
Другими словами, всему своё время.

Подумайте об этом и не принимайте поспешных решений.

Дарья Иванченко, логопед, Москва, Россия.

Источник

Кубики Зайцева

Вы наверняка слышали о методике Н. Зайцева по обучению чтению. Эта методика наделала много шума среди родителей и педагогов. Одни хвалят её. Утверждают, что с помощью данной методики легко можно научить читать 2-ух летнего ребёнка.

Другие, наоборот, говорят о том, что дети не воспринимают обучение по методике Н. Зайцева. Более того, те, кто обучался читать по данной методике, в школе испытывают серьёзные проблемы.

Я знакома с этой методикой давно и уже несколько лет учу дошкольников читать именно с помощью методики Н. Зайцева. Даже написала книгу об этой методике и разработала на её основе пособия для родителей и педагогов с конкретными упражнениями и готовыми материалами к ним.

В этой статье я расскажу вам всю правду о методике Н. Зайцева. И вы сами сможете сделать вывод, на сколько она хороша или плоха.

По методике Н. Зайцева можно учить читать 2-х летнего ребёнка

Учить читать ребёнка-дошкольника вообще нецелесообразно. Для качественного овладения навыка чтения необходимо обладать определённым уровнем развития мышления. Большинство детей дошкольного возраста таким уровнем не обладают в силу опять же своего возраста. Поэтому научить 2-х летнего ребёнка читать – это миф.

Мы учим детей читать противоестественным способом

Обучение дошкольников чтению имеет место быть только по той причине, что школа с этой задачей не справляется. А не справляется потому, что метод, с помощью которого обучают детей читать в школе, противоестественен природе ребёнка, а значит, непонятен ребёнку и труден. Поясню.

Когда ребёнок начинает говорить, то произносит не отдельные звуки, а НЕДЕЛИМЫЕ РЕЧЕВЫЕ ЕДИНИЦЫ. Вспомните: вместо “мама” – “ма”, вместо “дай” – “да”. В школе же ребёнка сначала учат членить слово на отдельные звуки, затем записывать звуки буквами и уже потом складывать эти буквы в слоги. То есть МА мы должны сначала разделить на М и А, а потом обратно это всё сложить и прочитать. Зачем такие сложности? Непонятно.

Обучение чтению по букварю

Да и слоги в русском языке тоже разные. Есть слоги маленькие, как неделимые речевые единицы – по, зы, ва и т.д. А есть слоги большие, из четырёх и даже из восьми букв. Такие слова прочесть даже пятикласснику бывает непросто. Говоря о дошкольниках, прочтение, например, слова “тетрадь” для большинства из них вызовет серьёзные трудности. ТЕТ-РАДЬ. Каждый слог состоит больше, чем из двух букв. Пока ребёнок дочитает слово до конца, он уже забудет, какие буквы были вначале. А ещё эти чёрточки, которые мешают целостному восприятию слова!

У Зайцева слово ТЕТРАДЬ состоит из 4-х кубиков, каждый из которых представляет ту самую понятную ребёнку неделимую речевую единицу: ТЕ Т РА ДЬ. И никаких чёрточек! Вот почему обучение чтению по данной методике даётся детям намного легче.

Гениальное решение

Взяв за единицу обучения чтению не слог, а склад, Н. Зайцев уже заслужил почёт и уважение. Но он пошёл дальше. Николай Александрович отказался от букварей и тетрадей. Он записал склады на КУБИКАХ! И это было вторым его гениальным решением.

Кубики для ребёнка – это игровой материал. Играя с кубиками, ребёнок сам того не замечая, учится читать. Всё происходит естественно, без навязывания, с интересом и желанием со стороны ребёнка.

Понятно, что чем раньше мы дадим ребёнку поиграть с такими кубиками, тем быстрее он научится читать. Играть с кубиками можно начинать с 2-х летнего возраста, а вот целенаправленно учить читать надо не раньше, чем с 4-х лет. И только с помощью кубиков Зайцева.

Кубики Зайцева – одновременно игровой и учебный материал

Это какой согласный: мягкий или твёрдый?

Некоторые педагоги утверждают и уверяют родителей, что дети, которые учатся читать по методике Н. Зайцева, испытывают трудности в составлении звуковых схем. “В схемах, – говорят они, – каждый звук обозначается своим цветом: гласный – красным, мягкий согласный – зелёным, твёрдый согласный – синим. А у Зайцева кубики жёлтые, коричневые и серые. Ребёнок точно запутается”.

Открою вам “секрет”, что цвет кубиков НИКАК не связан с мягкостью и твёрдостью согласных. У Зайцева кубики с мягкими согласными маленькие, а с твёрдыми – большие. И в школе составлять звуковые схемы все дети учатся на равных условиях.

МА или МЯ?

Различать, где мягкий согласный, а где твёрдый, учат в школе для того, чтобы ребёнок мог правильно подобрать гласную букву. Например, в слове МАМА первый звук – твёрдый согласный, значит, после М запишем А. В слове МЯСО первый звук – мягкий согласный, значит, после М запишем Я. Также ребёнок должен рассуждать, когда встаёт вопрос: нужно писать мягкий знак на конце слова ЛОСЬ или нет.

Вот пишу, а у самой от этих рассуждений голова идёт кругом. Ну разве под силу маленькому ребёнку делать такие умозаключения?! Конечно, нет. И большинство детей в школе, поверьте, выбирают букву наугад. Отсюда катастрофическое количество ошибок в тетрадях учеников.

Читайте также:  Щавелевые щи польза и вред

По методике Н. Зайцева такие рассуждения строить не надо. Для ребёнка очевидно, что МА и МЯ – это РАЗНЫЕ склады. Перепутать никак нельзя. Моя ученица-дошкольница долго смеялась над фразой, которую написала её подруга-сверстница: МАМА, Я ТИБА ЛУБЛУ. Она искренне удивлялась, как так можно было написать.

У детей, которые учились читать по методике Н. Зайцева, не только не возникает трудностей в написании слов с мягкими и твёрдыми согласными. Эти дети вообще ОЧЕНЬ ГРАМОТНО пишут. В чём секрет? Да в том, что обучение построено на запоминании зрительного образа слова, а не слухового. Ребёнок с самого начала запоминает, что вода – это не “ВАДА”, а “ВОДА”.

А есть ли минусы?

В каждой методике есть плюсы и минусы. Методика Н. Зайцева не исключение.

Одним из “минусов” можно назвать высокую цену основного пособия. На официальном сайте “Методики Н. Зайцева” кубики можно купить за 4 200 руб. (без доставки). Но это на официальном сайте.

Кубики довольно прочные, поэтому подержанные кубики тоже подойдут. Их можно купить на сайтах типа Авито. Много случаев, когда одни родители отдают кубики другим родителям абсолютно бесплатно.

Основное пособие по обучению чтению Н.Зайцева

Помимо кубиков в основное пособие входят ещё серия настенных таблиц, диск с попевками и “Учебник для родителей, воспитателей и учителей”.

Так что этот “минус” так себе.

Есть ещё один “минус”. Создавая свою методику, Н. Зайцев сознательно не стал составлять никаких методических пособий с конспектами занятий, с планированием. Он решил, что каждый педагог должен сам спланировать занятия, опираясь на свой опыт и профессионализм.

Ну хорошо, педагог, допустим, сможет это сделать (хотя это не так просто!). А как же быть с родителями? А никак. Отсутствие таких пособий – действительно большая проблема для родителей, да и для многих педагогов тоже.

Так что же: пора переходить в обучении чтению на методику Н. Зайцева или нет?

Начав обучать детей по методике Н. Зайцева, я быстро поняла, что для эффективного обучения чтению даже такой замечательной методики маловато. Поэтому в настоящее время в своей работе я использую и другие методики – “школьную”и методику Г. Домана. А также свои авторские пособия по развитию речи, навыка чтения и мелкой моторики.

Какую бы методику вы не выбрали, главное – соблюдать три условия:

1. Дети не должны испытывать серьёзные трудности.

2. Детям должно быть интересно.

3. Должны в обязательном порядке учитываться индивидуальные и возрастные особенности ребёнка. (Особенности дошкольников: ведущая деятельность – игра, преобладание наглядно-образного и наглядно-действенного мышления, огромная потребность в движении).

Источник

кубики зайцева методика обучения

Кубики Зайцева — это качественно новая методика обучения. Основной принцип — выдать ребенку «все и сразу». Как? Посмотрите сами. Обучаясь чтению, ребенок узнает сразу все склады русского языка, а не по одной букве, как это принято в обычной системе обучения.

При обучении счету малышу предлагаются все числа до ста, а затем и до миллиона. Не вредно ли такое изобилие информации сразу? Нет! Вопреки опасениям ребенок от такого изобилия информации не устает и не теряется.

Ребенок сразу устанавливает необходимые связи между складами или числами. Зайцев уверяет, что дети устают как раз от примитивных развлечений. По методике Зайцева весь русский язык дается ребенку в складах на кубиках и настенных таблицах.

Кубики Зайцева — это русский язык, которым можно поиграть: его можно взять в руки, рассмотреть, вертя в руках, ощутить его вес. Особое внимание автор методики уделяет таблицам.

Самые сложные правила и законы благодаря его систематизации таблиц становятся четкими, понятными и легко запоминаемыми. Кроме того, таблицу можно назвать тренажером для зрения и осанки.

Не нужно неподвижно сидеть, можно ходить и бегать вдоль таблиц в поисках решения. Обучение похоже на путешествие. Таблица — как карта, на которой можно сделать много открытий. Таблица находится всегда перед глазами, информация работает постоянно, повторяется столько раз, сколько ребенок смотрит на таблицу.

Читайте также:

Методика раннего развития Монтессори

Занятия по методике Монтессори

Как научить ребенка читать

Кубики Зайцева, методика обучения чтению

Чтобы разобраться в методике Зайцева, вспомним, что в русском языке есть согласные и гласные звуки, вместе они образуют склады (не путайте со слогами!).

Что такое склад в методике Зайцева?

Итак, существуют согласные и гласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие звуки. Нет-нет, вам не понадобится это объяснять ребенку, в этом просто нет необходимости. Эти термины нужно немного вспомнить вам, так как они иногда будут встречаться в описаниях кубиков.

Склады могут совпадать со слогами, но могут и отличаться. Например, в слове «МАМА» — два склада и два слога, а в слове «СЛОН» — один слог, но три склада — С-ЛО-Н. Или слово «ВДРУГ» —- один слог, но четыре склада — В-Д-РУ-Г.

Как вы видите, склад может состоять:

  • из согласного и гласного (БА, ВУ, РЕ, МА и т. п.);
  • из согласного и мягкого или твердого знаков (РЬ, ДБ, ВЪ, СЪ и т. п.);
  • только из согласного: (Н, П, С и т. п.);
  • только из гласного (А, О, У и т. п.);
  • никогда не образуют склады два согласных вместе или два гласных (СД, ОУ, ВД и т. п.).

Попробуйте разбить самостоятельно на склады слова: ОН, ДЕТИ, КНИГА, КОТ, АИСТ, а теперь проверьте себя: о-н, де-ти, к-ни-га, ко-т, а-и-с-т.

Склады написаны на гранях кубиков Зайцева.

Кубики Зайцева — это игра-пособие по обучению чтению

Комплект игры состоит из:

  • кубиков (или, из картонной развертки, которую надо сложить в кубик);
  • наполнителей для кубиков (металлические пробки «деревянные палочки);
  • таблиц;
  • книги — методички для родителей;
  • аудиокассеты с песенками, которые используются при обучении.

Эти оригинальные кубики различаются по 46 признакам, в том числе и по весу. Кубики делятся на большие и маленькие, «железные» и «деревянные», «золотые» кубики с гласными.

  • Маленькие — «мягкие» склады.
  • «Железные» — это «звонкие» склады.
  • «Деревянные» — это «глухие» склады.

Отдельно стоят пять двойных кубиков. Это склады с теми согласными, которые сочетаются не со всеми гласными (например, «ж», «ч»)
Склады Зайцева отлично ложатся на мелодию. Автор методики предложил пропевать склады, а затем и выпустил аудиокассету, на которой под разные мелодии склады пропеваются.

Запомнив попевки, со временем ребенок без труда найдет нужный склад, пропевая (проговаривая) и следя пальчиком по складам в таблице или поворачивая грани самого кубика.

Конечно, правильно поворачивать кубики могут только дети старшего дошкольного возраста и взрослые, а вот искать нужные склады на таблице малыши в состоянии уже в два-три года.

Читайте также:  Чай из ромашки польза сколько пить

Кубики Зайцева комплектация

Методика чтения по складам

Вам доводилось слышать хоть раз от знакомых, что ребенок знает все буквы, но пока не читает? Или «читает» по буквам, не складывая в слово. Складовый метод позволяет избежать таких проблем, так как ребенок сразу видит склад и произносит его.

Например, малыш читает не «кэ-о», а «ко» и не задает вопросы, почему это «бэ» и «ю», а вместе почему-то читается «бю». Если правильно подать материал, то склад проще запомнить и узнавать, чем букву.

Кубики и таблицы предъявляются все сразу. И сразу же показываются в действии. Начинают складываться слова, которые можно прописывать указкой по таблице.

Почему все сразу? Зайцев — противник поэтапного знакомства с буквами, долгого «обыгрывания» одного и того же. Все кубики сразу — это один из основных принципов его методики.

Могут ли усвоить сразу такой объем информации дети? Этот вопрос самый популярный среди родителей. Автор методики считает, что не только могут, но и усваивают все с легкостью. В качестве примера он приводит, как это ни странно, игры в карты.

Многие дети четырех-пяти лет с удовольствием играют в «Дурака», «Пьяницу» и прочие игры и на 36, и на 52 картах. Карты берутся и запоминаются ими все сразу. Почему же 33 буквы нельзя выучить за несколько месяцев?

Дело в том, считает Зайцев, что карты — «гениальная дизайнерская и методическая разработка». Буквы же маленькие, все черненькие. Конечно, они не похожи друг на друга, но искать в них различия скучно и трудно. А карты легко запоминаются, они яркие, мгновенно откладываются в памяти.

Созданные Зайцевым кубики различаются по 46 признакам. Предъявляйте их ребенку, как карты, — все сразу, а не по 1—2 кубика за занятие.

  • Во-первых, почти все кубики понадобятся вам, чтобы начать писать слова. Это можно и нужно делать уже на первом занятии.
  • Во-вторых, играя со всеми кубиками, ребенку проще их запомнить — включаются в работу те самые 46 признаков — сигналов.

Зайцев против!

Азбука

Зайцев выступает против многочисленных азбук, где названия букв привязаны к картинкам: арбуз — А, банан— Б, ведро — В, гусь — Г и т. п. Встретив слово СТУЛ, к примеру, ребенок вспомнит сову, тигра, утку, лягушку, которых нужно перекодировать в предмет мебели. Непростая задача, не так ли?

Термины

Кроме этого, автор кубиков подвергает сомнению раннее знакомство детей с терминами.

«Буквы еще ни одной не ввели, а термины уже все выложили: твердые, мягкие, звонкие, глухие, гласные, согласные», — пишет Зайцев.

Получается, что обучение идет не от конкретного к абстрактному, а наоборот.

Методические сказки

Подвергает критике автор кубиков и всевозможные методические сказки. Достаточно бегло просмотреть текст, столкнуться с рядом выдуманных названий, чтобы понять безжизненность таких идей для обучения ребенка.

Кроме путаницы в голове, потраченного времени на глупые сказки и ненужные термины, такая «литература» не дает больше ничего. «Азбуковедение», «Ошибкоопасное место», «Ошибия», «Таинственная Фонема», «Буквинск», «Складиск», «Числяндия» и т. п., по мнению Зайцева, не должны окружать ребенка.

Знакомство с кубиками Зайцева

Первое знакомство — только с имени, считает Зайцев. Напишите имя малыша кубиками, покажите, покрутите кубики — имя может и измениться.

Написали имя. Теперь можно составить из кубиков и прописать указкой по таблице МА-МА, ПА-ПА, БА-БУ-Ш-КА, КО-Т, КУ-К-ЛА, имена мамы, папы, друзей.

Теперь ребенок сам выбирает слово, которое вы ему напишите кубиками, а потом покажете по таблице. Все быстро, аккуратно, не требуется ни доски, ни мела, ни карандашей и бумаги.

И самое главное — пишут сами кубики!

Математика по методике Зайцева

Беда всех начальных математических программ и вытекающих из них пособий и учебников, считает Зайцев, это их общая установка сначала разделять «один» и «много», затем длительное время считать в пределах 10, затем 20 и т. д.

Зайцев поступает проще. Его пособие «Тысяча плюс и еще…» обучает детей счету в пределах тысячи.

Это четырехцветная лента из картона с числами от 0 до 99 в цифрах и в виде сгруппированных объектов — кружочков и квадратиков. Даже трехлетки довольно скоро от начала занятий начинают находить на ленте любое названное число. Четные и нечетные различаются по цвету. Каждому ясен и состав числа: количество десятков, единиц.

Разрезные карточки представляют число в его отношении к сотне (например, в матрице 10 х 10 клеток 54 закрашенных квадратика и 46 не закрашенных).

Дети четырех-пяти лет легко переходят к сложению и вычитанию в пределах ста.

Шесть кубиков и вторая таблица помогут детям освоить запись и чтение трехзначных чисел, создадут образные представления об их составе — количестве сотен, десятков, единиц.

Третья таблица знакомит детей с записью и названием многозначных чисел.

Кубики зайцева польза и вред

Самое главное, предупреждает Зайцев, не надоедать ребенку с якобы методическими подходами: что больше, что меньше, на сколько, состав десятка, состав числа и пр. А вот походить вдоль ленты, посчитать по ней, переводя при назывании следующего числа указку в соседнюю правую клетку, поискать задаваемые числа детям совершенно необходимо.

Чем интересна методика Зайцева

Методика обучения по кубикам Зайцева, безусловно, интересна и необычна. Интересен сам по себе «складовой принцип» обучения чтению. Действительно, малышу не потребуется разбивать слово на слоги (слогов очень много, и не всегда их можно выделить безошибочно), складывать буквы, чтобы получить слог, задумываясь, что же получится из «п», «а», «п», «а».

Зайцев включает в работу все каналы восприятия информации у ребенка, а ребенок уже сам выбирает «подходящие» для него. Визуалы могут рассматривать материал, кинестетики — трогать, крутить в руках, аудиалы — слушать и проговаривать (пропевать).

Занятия по системе этого автора не предполагают сидения за партами. Дети много двигаются и свободны принимать удобные для них позы.

Занимаясь математикой, ребенок довольно быстро переходит к операциям с двухзначными числами, благодаря математическим таблицам с первых уроков знакомятся с десятками.

Сомнения и недостатки методики Зайцева

Есть мнение ряда учителей, что дети, обученные чтению по методике Зайцева, впоследствии испытывают трудности в морфологических разборах слов (по составу). Им бывает сложно выделять приставки и корни, суффиксы и окончания.

У многих это влечет за собой непонимание орфограмм и неграмотное письмо. Этот факт не доказан, однако мнение существует и довольно часто приводится противниками методика Зайцева.

К минусам в исполнении наглядного материала по этой методике можно отнести непрочность кубиков. Даже укрепленные дополнительными вкладышами кубики в руках двухлетки быстро могут прийти в негодность. Отсюда нежелание многих родителей давать материал в руки крохе, что противоречит подходу Зайцева «давать все и сразу».

Источник