Литература о вреде и пользе компьютера

В наши дни мало кто сомневается, что работа на персональном компьютере влияет на здоровье человека не самым лучшим образом. В то же время, мало у кого возникает мысль отказаться от работы с ПК ради спасения здоровья. Людям случалось не отказываться и от более вредных занятий, к тому же, пользы от ПК заметно больше, чем вреда.

В настоящее время практически ни одно предприятия не обходится без компьютера. Использование компьютерных технологий позволяет создавать базы данных, отчеты. Людям с ограниченными возможностями, инвалидам компьютер помогает получить образование, работать. С созданием всемирной сети Internet человек может получить практически любую информацию, сделать покупки и завести друзей, не выходя из дома. На многих крупных заводах всем производством управляют компьютерные программы. Именно за компьютерными технологиями будущее. Исследования космоса и морских глубин будут доверены компьютерам. Современная наука шагает семимильными шагами, и кто знает, какое изобретение последует дальше.

Жить в современном мире и быть далеким от компьютеров невозможно. Компьютер надолго вошел в нашу жизнь, и сможем ли мы существовать без него в будущем?

Всё больше становится людей, проводящих за компьютером по несколько часов ежедневно. Поэтому, всё важнее становится разобраться, как может пользователь снизить, а то и вовсе устранить, вред, причиняемый компьютером.

Цель нашей работы узнать о пользе и вреде компьютеров. Поэтому поводу постоянно ведутся дискуссии. Можно встретить восторженные отзывы о положительном влиянии компьютеров на человека. Но так ли это? Как можно уберечь себя от опасности?

Положительное влияние компьютера на человека

Положительное влияние компьютера на человека мы исследовали на примере компьютерных игр. Выяснили, что компьютерные игры развивают:

  • быстроту реакции,
  • мелкую моторику рук,
  • визуальное восприятие объектов,
  • память и внимание,
  • логическое мышление,
  • зрительно – моторную координацию.

А также компьютерные игры учат:

  • классифицировать и обобщать,
  • аналитически мыслить в нестандартной ситуации,
  • добиваться своей цели,
  • совершенствовать интеллектуальные навыки.

Человек, который с детства свободно ориентируется в компьютере, чувствует себя более уверенно, потому что ему открыт доступ в мир современных технологий.

Игры на компьютере – это те же занятия, а ребенка всегда легче привлечь к игре, чем заставить учить алфавит или, скажем, складывать цифры.

Играя в компьютерные игры, человек попадает в волшебную сказку, где существует свой мир. Этот мир так похож на настоящий! Когда герои компьютерной игры предлагают человеку починить стену дома (правильно сложив пазл) или расположить цифры по порядку, чтобы добраться до сокровищ, люди ощущают свою значимость. А если в конце задания играющему говорят «молодец, ты справился отлично», это вызывает у восторг, повышает самооценку.

Прекрасно нарисованные, веселые и добрые детские компьютерные игры несут в себе много интересного, умного, забавного и полностью направлены на то, чтобы малыши развивали и совершенствовали свои знания. А удобное и понятное управление и выполненное профессиональными актерами озвучивание сделают каждую игру настоящим праздником.

Негативное влияние компьютера на организм человека

Компьютеры влияют на разные системы органов организма человека. Особенно опасно влияние электромагнитных излучений, ухудшение зрения, нарушение психики (особенно у подростков), заболевания мышц и суставов. Разберем подробнее эти нарушения, объясним их появление и меры борьбы с ними.

Основные вредные факторы, действующие на человека за компьютером:

  • сидячее положение в течение длительного времени,
  • воздействие электромагнитного излучения монитора,
  • утомление глаз, нагрузка на зрение,
  • перегрузка суставов кистей,
  • стресс при потере информации.
  • Токсичность

Существует мнение, что компьютер может быть более или менее “ядовит”, и это имеет существенное значение для пользователя.

Почему, например, пользователя должно волновать наличие в компьютере тяжёлых и цветных металлов? Он же не собирается употреблять свой ПК в пищу. Те дозы, которые можно получить во время обычной работы, стоит рассматривать не как вредные металлы, а как полезные микроэлементы. Конечно, разбив монитор на рабочем месте можно суметь отравиться, однако на фоне общей экологической обстановки токсичностью компьютера можно пренебречь.

Конечно, содержание, например, свинца скажется, когда пользователь будет выбрасывать ПК на свалку, но в настоящее время утилизация ПК не способна заметно повлиять на состояние российских свалок.

С некоторой натяжкой можно считать токсичными вещества, которые некоторое время выделяются из пластиковых деталей ПК. Тот самый характерный “запах нового компьютера”. Практика показывает, что целый день, проведённый в душном помещении, заваленном новыми корпусами ПК, может оказать заметное отравляющее воздействие. Этот запах стоит учитывать как вредный, но важно помнить, что он исчезает за несколько дней, в крайнем случае, недель.

Шум

Тому, кто простоял хотя бы одну смену в среднестатистическом цеху, трудно объяснить, что шум компьютеров вреден. Действительно, не так уж они и шумят. Однако, утомление от такого шума – это легко наблюдаемый факт. Вопрос только в том, что больше влияет на утомляемость, конкретная модель вентилятора или, например, акустика комнаты. Даже сами представители “авторитетных” комиссий не смогут это точно определить. С другой стороны, степень износа вентилятора и количество смазки в нём значительно больше влияют на шум, чем изначальный выбор модели.

В свете появления систем водяного охлаждения и вентиляторов с уровнем шума менее 20 дб, стоит начать говорить не об уровне и характере шума, а о наличии его вообще, однако авторитетные борцы за здоровье уделяют этой теме слишком мало внимания. Вероятно, это происходит потому, что доля вентиляторов в стоимости ПК относительно небольшая.

Электромагнитное излучение

Слово “радиация” (radiation) в документации к ПК означает всего лишь “излучение”. Такое же, как у Солнца.

Электромагнитное излучение увидеть невозможно, а представить не каждому под силу, и потому нормальный человек его почти не опасается. Одним из наиболее распространенных источников электромагнитного излучения является компьютер. Наибольшее излучение не со стороны экрана монитора, а со стороны задней стенки.

Источник

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Введение.                                                                                      2 – 3 стр.                                                                              
  2. Вред и польза компьютерных игр:                                             4 – 11 стр.
  • история возникновения компьютера
  • кто создает  компьютерные игры;
  • виды компьютерных игр; их вред и польза;
  • опрос одноклассников;
  • рекомендации.
Читайте также:  Peanut butter польза и вред

      3. Заключение.                                                                                   12-13 стр.

      4. Список литературы.                                                                      14 стр.

      5. Приложение.                                                                                  15 – 16 стр.

ВВЕДЕНИЕ

С экрана телевизора, от родителей часто слышу, что компьютерные игры бесполезны и вредны, компьютерные игрушки отнимают много драгоценного времени, отвлекают от учебы и общения со сверстниками. Но мне всегда казалось, что это ужасно интересно, развивает память, занимает в свободное время. Я решила изучить этот вопрос. Исследование я начала с изучения теории; узнала историю возникновения компьютера и компьютерных игр. Прочитала мнения специалистов о вреде и пользе компьютерных игр. Среди  учащихся нашей школы провела опрос с целью, узнать их мнение о пользе и вреде компьютерных игр. В результате выработаны мною рекомендации для детей по работе с компьютером и по выбору игр для использования их с пользой для развития, а также советы для родителей. Одна известная фирма по производству игрушек проводила опрос мальчиков от 5 до 12 лет на тему: «Какие игры вы любите?». Результат: 80 % опрошенных ответили: «Компьютерные игры». Вопрос о вреде компьютера и компьютерных игр для детей обсуждается очень часто. Некоторые особо боязливые родители по этой причине сразу запрещают детям играть, порой только вызывая ещё больший интерес мальчишек и девчонок к компьютерным играм. Бывает и другая крайность: родители вовсе не смотрят, во что именно играет их сын или дочь. Узнав эти интересные факты, я решила больше узнать о компьютерных играх.

Проблема:

Хочу узнать – компьютерные игры отнимают, время, влияют на здоровье, отвлекают от учебы  или приносят пользу.

Актуальность:

На сегодняшний момент с хроническими заболеваниями, в том числе с резким ухудшением зрения, появляется все больше школьников. Это происходит потому, что школьники слишком много времени проводит за компьютером. Влияния компьютера на организм ребенка – актуальнейшая проблема современности.

Цель: 

Выяснить, пользу или вред приносят компьютерные игры ученику.

Задачи:

  • узнать историю возникновения компьютера;
  • выяснить, кто создает компьютерные игры;
  • узнать, какие виды компьютерных игр существуют;
  • выяснить мнение специалистов о пользе и вреде компьютерных игр в развитии детей;
  • узнать, в какие игры больше играют дети, и что они думают о вреде и пользе компьютерных игр;
  • составить рекомендации для учеников по выбору компьютерных игр.

Гипотеза:

Допустим, что играть в компьютерные игры полезно для детей.

Методы исследования:

  • изучение литературы
  • опрос
  • наблюдение

Для исследований я выбрала компьютерные игры, так как, во-первых, как наиболее распространенные и часто используемые игры, во-вторых, потому что мнения о пользе и вреде родителей и детей расхожи.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

История возникновения компьютера

Слово ‘компьютер’ означает ‘вычислитель’, то есть устройство для вычислений. Многие тысячи лет назад для счета использовались счетные палочки, камешки … Более 1500 лет тому назад (а может быть и значительно раньше) для облегчения вычислений стали использоваться счеты. Первая настоящая счетная машина появилась лишь в 1642г. Её изобрел французский математик Паскаль.

Идея создания компьютера появилась у двух физиков из американского штата Айова. Это были Джон В. Атанасов и Клиффорд Берри. Они занимались созданием компьютера с 1937 по 1942 годы. Это и был самый первый компьютер. Компьютер был назван в честь ученых АВС (Atanasoff Berri Computer).

Кто создает компьютерные игры?

Создание компьютерных игр – совсем не детская забава. В крупной фирме игру создают не один и не два человека. В коллективе разработчиков должен быть дизайнер игры, программисты, художники и даже композиторы. Основная роль в команде принадлежит не программистам, как это часто считается, а дизайнерам игры. Дизайнер должен быть чем-то вроде «ходячей энциклопедии», очень хорошо разбираться в программировании. Компьютерный художник должен уметь рисовать не на холсте, а на экране. Он должен уметь при этом обходиться 16 цветами. Требуется, чтобы изображение было легко распознаваемым и красивым. Компьютерный художник работает не кистью, а мышью.

Компьютерные композиторы еще более редкие профессионалы. Они должны разбираться в различных звуковых платах и уметь использовать поставляемые с ним программы.

Виды компьютерных игр, их вред и польза.

Я пришла в магазин и растерялась, увидев огромное количество компьютерных игр для детей всех возрастов, характеров и интересов. Что же, пришлось срочно повышать свой уровень знаний в этом вопросе, хотя бы для того, что бы знать, какими бывают компьютерные игры для детей. Результатами этих знаний я и спешу поделиться с вами.

Все компьютерные игры могут быть динамическими и нединамическими. Если Вы в любой момент можете отойти от компьютера, скажем, на час, а затем вернуться и продолжить прерванную игру с того места, то эта игра нединамическая. Динамические игры не предоставляют времени на размышления, в таких играх нельзя отвлекаться не то что на час, но даже на секунду. Такие игры требуют быстрой реакции и хорошего владения клавиатурой.

Читайте также:  Взыскание алиментов пользу детского дома

Компьютерные игры делятся на несколько основных классов:

  • спортивные игры; самые простые динамические игры;
  • головоломки-игры, в которых компьютер лишь дает задания игроку, а не управляет его противниками;
  • логические игры, в этих играх играющий имеет всю информацию о текущем состоянии игры;
  • азартные игры абсолютно бесполезны и часто малоинтересны;
  • «стрелялки»- примитивные боевые игры;
  • экономические, основной целью игры является зарабатывание денег.  
  • тренажерные игры, где игроку дается возможность посидеть за штурвалом самолета, рулем автомобиля или пультом космического корабля;
  • военные игры имеют чисто военную тематику, игрок является генералом, адмиралом и должен одержать победу в войне.
  • стратегические игры немногочисленны, но практически каждая из них является шедевром. В такие игры можно играть бесконечно долго.
  • обучающие (педагогические) игры создаются огромным количеством педагогов, психологов, программистов, эти игры могут в игровой форме дать знания в области истории, математики и других наук.
  • приключенческие игры очень популярны, играющий в такую игру не может накопить никакого опыта, они позволяют погрузиться в фантастический мир, стать участником интересных событий, выполнить какое-нибудь важное задание; среди приключенческих игр есть и игры класса survival-horror (в переводе с английского – «выживание в ужасе») –их сюжет похож на сюжет фильма ужасов, о влиянии таких игр стоит задуматься;
  • ролевые игры.

Итак, в безбрежном мире компьютерных игр можно найти что угодно, есть там и такие, без которых ребёнок смог бы прекрасно обойтись: они содержат сцены насилия, герои этих игр ругаются матом, и прочий кошмар. Конечно, такие игры просто-напросто не являются детскими. И ограждать от них детей надо так же, как от подобных фильмов и передач по ТВ. На некоторых компьютерных играх для детей есть специальный «родительский фильтр», позволяющий сократить уровень жестокости, а льющуюся кровь превратить, например в цветы.

Пагубно действуют на психику «бродилки» и «леталки». Это преимущественно динамические игры, от них очень тяжело оторваться ввиду их безостановочного сюжета. Смысл их подавляющего большинства заключается в том, чтобы как можно быстрее и больше убить или взорвать. В этих игрушках льётся кровь, а информационной начинки практически никакой.

Самой вредной, безусловно, считается «Counter Strike». Миллионы тинэйджеров по всему миру рубятся в неё сутками, и не всегда «запросто так». Единицы на турнирах по «каунтеру» выигрывают деньги, и довольно крупные суммы, но миллионы и миллионы их же и проигрывают, не задумываясь, что проигрывают не только деньги, но и время, и свою молодость.

Меньше воздействуют на психику «гонки» и «спортивные» игры, типа футбольных «Fifa» или баскетбольных «NBA Live». Есть ещё хоккейные, бейсбольные и другие. Эти игрушки по психическому воздействию примерно нейтральны – вреда не приносят, но и пользы от них тоже никакой, только напрасная трата времени.

Приближаюсь к гордости творения «игрушечных» программистов – стратегии! Эти виды игрушек признаны большинством не только не вредными, но даже полезными! Характер их предусматривает проблему, которая должна решаться не за счёт быстрого и точного нажатия клавиш, а за счёт выбора верной стратегии и тактики ведения действий, то есть самого настоящего интеллекта, мозгов игрока. Кто не верит – попробуйте сами поиграть хотя бы в мирную «Сivilization» или «Sim sity».

Кстати, войны не всегда вымышленные. Играя, например, в «Козаки» («Cossacs»), можно неплохо пополнить свои познания в истории. Кроме того, появляется настоящий интерес изучить историю того самого периода, в котором происходит игровое действие.

Подводя итог, классифицирую все игрушки: вредные – «бродилки» (стрелялки), «леталки», безвредные – «спортивные» и «гонки» и полезные – «стратежки» и любые с ними «симбиаты», а также «головоломки», например, шахматы.

Приведенные ниже факты помогут сделать правильный выбор.

Польза

Компьютерные игры развивают у ребенка:

  • быстроту реакции;
  • мелкую моторику рук;
  • визуальное восприятие объектов;
  • память и внимание;
  • логическое мышление;
  • зрительно-моторную координацию.

Компьютерные игры учат ребенка:

  • классифицировать и обобщать;
  • аналитически мыслить в нестандартной ситуации;
  • добиваться своей цели;
  • совершенствовать интеллектуальные навыки.

Ребенок, который с детства ориентируется в компьютере, чувствует себя более уверенно, потому что ему открыт доступ в мир современных технологий.

Игры на компьютере – это те же занятия, а ребенка всегда легче привлечь к игре, чем заставить учить алфавит или, скажем, складывать цифры.

Играя в компьютерные игры, ребенок попадает в волшебную сказку, где существует свой мир. Этот мир так похож на настоящий! Когда герои компьютерной игры предлагают малышу починить стену домика (правильно сложив пазл) или расположить цифры по порядку, чтобы добраться до сокровищ, дети ощущают свою значимость. А если в конце задания ему говорят «молодец, ты справился отлично», это вызывает у ребенка восторг!

А какой же тогда вред?

Плохо то, что при не соблюдении режима компьютер превращается из друга во врага. Нельзя забывать о том, что все хорошо в меру. Добрые замечательные игры, столь полезные для детей, могут стать и вредными для них.

Слишком длительное нахождение перед компьютером может привести к ухудшению зрения, а также к психологической зависимости ребенка от виртуального мира. Но в семьях, где не пренебрегают правилом золотой середины во всем, таких проблем никогда не возникнет.        

          Опрос учащихся школы

После того, как я убедилась, что не все компьютерные игры для детей полезны, я решила узнать, а что думают, учащиеся нашей школы о пользе и вреде компьютерных игр и в какие игры они играют. Я раздала анкеты с вопросами 37 ученикам. Анкеты были мной обработаны и я увидела отношение учащихся школы к компьютерным играм.

Вот результаты опроса.

1. Как часто ты играешь в компьютерные игры?

Каждый день – 8   чел.

Не каждый день –  19  чел.

Не играю – 10  чел.

2. Сколько часов непрерывно ты играешь в компьютерные игры?

        Менее 1 часа – 14 чел.

        1-2 часа – 10 чел.

        Более 2 часов – 7 чел.

3. Как ты думаешь, полезно ли играть в компьютерные игры?

Полезно – 4 чел.

Вредно – 23 чел.

Не знаю – 10 чел.

4. Как ты думаешь, какую пользу и какой вред приносят компьютерные игры?

Вред: .

  • ухудшает зрение;  29 чел.
  • получаешь облучение; 11 чел.
  • ухудшается память;  9чел.
  • болит голова. 18 чел
Читайте также:  Мушмула фото польза и вред

Польза:

  • отдых, 11 чел. улучшается мышление,  7 чел,  моторика, 6 чел, поднимается настроение 14 чел.

5. Ты играешь в компьютерные игры с разрешения родителей?

Да – 15 чел.

Нет –13 чел.

Не всегда – 8 чел.

6. Родители интересуются, в какие игры ты играешь?

Да – 15 чел.

Нет – 16 чел.

7. В какие игры тебе больше всего нравится играть?

Самые распространенные ответы:

  • стрелялки;  8 чел
  • стратегии; 8 чел
  • симс; 5 чел
  • контрстайк;  6 чел
  • гонки. 13 чел
  • другие игры – 8 чел.

 Вывод по опросу:

  • Ребята понимают, что часто нельзя играть в компьютерные игры. Большинство детей играют менее одного часа за сеанс.
  • Почти все осознают, что играть в компьютерные игры долго и в агрессивные игры – это вредно.
  • Видят все проблемы со здоровьем из-за долгого просиживания перед экраном компьютера.
  • 52%  учащихся с разрешения родителей в компьютерные игры.
  • 52 % родителей учащихся  интересуются, во что играют их дети.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вопросы о вреде и пользе компьютерных игр для детей, это такие вопросы на которых не существует однозначных ответов. Совершенно очевидно одно – все хорошо в меру. Компьютерные игры могут приносить вред, если ребенок сидит за ними целыми днями, не отрываясь ни на что другое, портя свою осанку, зрение и нервную систему. При разумном же подходе, польза от детских компьютерных игр может быть явной: ведь одни игры – это лучший способ расслабиться, другие развивают у детей скорость реакции и логическое мышление, третьи – дают возможность выплеснуть накопившуюся энергию. А совместные игры детей, посредством Интернета или локальной сети, развивают навыки общения. Компьютерные игры для детей могут быть отличным хобби, которое станет предметом гордости их родителей: пару лет назад мир облетела новость, что четверо российских мальчишек победили в международном соревновании по одной из компьютерных игр и получили, в качестве приза, не малые деньги. Исследуя проблему влияния компьютера на здоровье человека, становится очевидным, что средства современных информационных технологий безусловно влияют на организм пользователя и «общение» с компьютером требует жесткой установки рабочего времени и разработки санитарно-гигиенических правил по уменьшению и профилактике такого рода воздействий.

Я предлагаю рекомендации для родителей, потому что их контроль за детьми необходим для того, чтобы компьютер из друга не превратился во врага.

Рекомендации для родителей

  1. Предлагайте ребенку только качественную продукцию соответствующую его возрастным и индивидуальным возможностям.
  2. Прежде, чем предложить ребенку поиграть в новую игру, просмотрите сами все задания, оцените их с точки зрения интересов, навыков, знаний своего сына или дочери.
  3. Для обеспечения контроля и личностного общения участвуйте в игре вместе с ребенком.
  4. Соблюдайте возрастные и психолого-педагогические ограничения в использовании компьютерных игр.
  5. Категорически нежелательно допускать неограниченной по времени самостоятельной игры. Ребенок может играть не более 15-20 минут 2-3 раза в неделю.

Чтобы игра имела действительно обучающее действие необходимо участие взрослого, который поясняет, комментирует ребенку задания, поддерживает его мотивацию. Кроме того, как в любой игре у ребенка обязательно должен быть партнер, товарищ и не только виртуальный, а реальный близкий человек.

Кроме того, только присутствуя при игре, Вы можете реально оценить, насколько ребенок перевозбуждается и устает во время игры. Нежелательно использовать компьютерные игры раньше 5-6 летнего возраста. Нежелательно использовать игры – “бродилки” с однообразной игровой задачей, без активизации интеллектуальных и творческих способностей ребенка.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  • Современная энциклопедия для мальчика/Авт.- сост. Н.В.Белов.- Мн.: Современный литератор, 2007.
  • Я познаю мир: Детская энциклопедия: Математика/ Сост. А.П. Савин, В.В. Станцо, А.Ю. Котова:-М.:ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2000.
  • Новоселов С.Л., Петку Г.П., Компьютерный мир дошкольника – М: Новая школа, 2005г, с. 71-81.
  • Козак Т., Ребенок и компьютер, https://web.unl.udm.ru
  • Ресурсы Интернет

ПРИЛОЖЕНИЕ

Для снятия усталости можно выполнить упражнения для глаз и мышц тела.

Упражнение 1. Сидя за компьютером, примите максимально удобную позу: расслабьтесь, не напрягайтесь; мягко, не спеша, выпрямите спину (не сутультесь); закрыв глаза, мягко, не сжимая, сомкните веки; с закрытыми глазами смотрите только прямо перед собой – глаза, не напрягая; голову держите легко, не напрягая, без усилий; тело не напрягайте и выполняйте легкие наклоны головы: к груди, назад; по очереди к левому и правому плечу.

Упражнение 2. Закройте глаза и помассируйте пальцами, делая легкие круговые поглаживающие движения от носа наружу, надбровные дуги и нижнюю часть глазниц 20 – 30 секунд. Затем посидите с закрытыми глазами 10 – 15 секунд.

Упражнение 3. Посмотрите вдаль 2 – 3 с., затем переведите взгляд на кончик носа, замрите на  2 – 3 с. Повторить 6 – 8 раз.

Упражнение 4. Если есть возможность, поднимите руки вверх, напряженно разведите пальцы, напрягите все мышцы тела, задержите дыхание на 7 – 8 с.         С поворотом тела «уроните» руки и расслабьте все тело на 7 – 8 с. Повторите 3 – 5 раз.

Центр электромагнитной безопасности (Москва) разработал следующие рекомендации:

  • Нижний уровень экрана должен находиться на 20 см ниже уровня глаз, уровень верхней кромки экрана должен быть на высоте лба.
  • Высоту клавиатуры надо отрегулировать так, чтобы кисть пользователя располагалась горизонтально.
  • Спинка кресла должна поддерживать спину пользователя.
  • Угол между бедрами и позвоночником должен составлять 90 градусов.
  • Подставку с оригиналом документа следует установить в одной плоскости с экраном и на одной с ним высоте.
  • Следует увеличить влажность в помещении: разместить цветы, аквариум в радиусе 1,5 м от компьютера; оптимальная влажность 60% при температуре 210С.
  • Рекомендуемая полная продолжительность рабочего времени за экраном монитора взрослого пользователя, использующего обычный монитор только с защитным экраном, 4 ч за 8-часовой рабочий день.
  • В конце каждого часа работы необходимо делать 5-минутный перерыв, а через 2 ч – 15-минутный, выключать монитор и покидать рабочее место.

Из американских рекомендаций по работе с компьютером отметим следующие:

  • Легче всего читаются темные буквы на светлом фоне.
  • Каждые 10 мин отводите взгляд на 5 – 10 сек.  в сторону от экрана.

После каждых 40 – 45 мин работы необходима физкультурная пауза – вращение глазами по часовой стрелке и обратно, простые гимнастические упражнения для рук.

Источник