Молодежный сленг польза и вред

Молодежный сленг польза и вред thumbnail

«Молодежный сленг: за и против» (урок-суд)

Учитель: Ретина Я.В.

ОУ: ГБОУ СОШ «Центр образования» г. Чапаевска Самарской области

Предметная область: русский язык

Участники: 7-8 класс

Цель: познакомить учащихся с понятием «Сленг», сферами его употребления, через свою деятельность определить все плюсы и минусы сленга

Задачи:

  • формировать речевую компетенцию у учащихся, как одну из важнейших компетенций; умение вести монолог и диалог, отстаивать собственную точку зрения; навыки индивидуальной, коллективной работы, работы в группах и парах;

  • способствовать развитию исследовательских компетентностей учащихся, навыков работы с нужной информацией; развитию межпредметных связей.

  • побуждать учащихся самостоятельно оценивать результаты собственного труда и работы товарищей.

Аннотация (краткое описание работы): в наше время происходит активизация сленга среди детей и молодежи, поэтому в форме урока-суда учащиеся сами должны определить, нужно ли в своей речи употреблять сленговые выражения или это грубейшая ошибка. С помощью такой современной формы работы с учащимися, как урок-суд, в работу будут вовлечены все учащиеся, ребята сами будут строить суждения, стараться четко излагать свои мысли, научатся отстаивать свою позицию, доказывать ее приведенными аргументами, вести диалог, что поможет повысить познавательную активность детей, усилить интерес к предмету.

Подготовительный этап: необходимовыбратьребят, которые будут исполнять следующие роли: ведущий-секретарь, прокурор и помощники прокурора, судьи, адвокат и помощники адвоката, присяжные заседатели. Перед уроком ребята должны сами найти материал, написать обвинительную речь, выстроить план защиты и обвинения.

Оборудование: презентация, система Прокласс, таблички «Судьи», «Сторона защиты (Адвокат)», «Сторона обвинения (Прокурор)», «Присяжные заседатели», весы, мешочки.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний

Демонстрация нарезки сленговых выражений из мультфильмов и современных молодежных фильмов.

Учитель: Как вы думаете, с какой целью были показаны вам данные фрагменты? (происходит актуализация сленга в современное время, что даже демонстрируется на телевидении). Поэтому сегодняшний наш урок посвящен проблеме сленга. Мы должны определиться: вред или пользу несет сленг. Слово передается секретарю сегодняшнего суда.

Ведущий-секретарь: Сегодня, (дата), учащиеся ___ класса собрались для заслушивания дела, требующего незамедлительного решения. Для этого был выбран прокурор и его помощники, которые вынесут обвинение сленгу, адвокат и его помощники, которые будут защищать права сленга на существование в лексике современного человека. В ведении дела им просто необходимы судьи, провозглашающий справедливое решение, и присяжные, помогающие вынести вердикт. Прошу отнестись к рассматриваемому делу очень серьезно и помочь в разрешении возникшей проблемы, приняв активное участие в проведении следственных экспериментов. Просьба соблюдать тишину во время заседания суда. Встать, суд идет! Прошу садиться.

  1. Организация судебного процесса

Судьи: Слушаются материалы дела №1 о плюсах и минусах сленга. Уважаемый секретарь, прошу вас ознакомить присутствующих с выпиской из личного дела.

Секретарь (рассказывает о сленге)

История сленга

Доподлинно неизвестно время появления слова slang в английской речи, однако первое письменно зафиксированное упоминание этого слова в Великобритании датировано началом XIX веком. В то время оно являлось синонимом к слову оскорбление. Однако уже к 1850 годам слово сленг приобрело более широкое понятие и стало обозначать просторечие. Его стали отожествлять преимущественно с низшими слоями населения, которые его использовали. А с конца позапрошлого столетия, термин сленг стал общепринятым значением для обозначения разговорного языка.

Сленг в лингвистике

С точки зрения лингвистики, сленг – это один из стилей языка, который является антиподом формального или официального языка. Он находится на последней ступени всех возможных языковых форм общения и включает различные формы речи, с помощью которых люди отожествляют себя с теми или иными культурными или социальными группами. Однако сленг играет важную роль в самоидентификации индивидов, которые связаны между собой определенными интересами и, так или иначе, используется всеми группами людей. 
Сленг состоит из новоформ и фразеологизмов, первоначально возникших и применявшихся только в определенных социальных группах, отображая их жизненную ориентацию. Со временем, такие слова став общедоступными, сохраняют свой эмоционально-оценочный характер. Из этого следует, что сленг первоначально использовался отдельными категориями социума, после чего перешел в общественное употребление. 

Слова-сленгизмы являются понятными для большей части носителей языка. Сегодня этот термин стал многозначным. Он относится к лексике узкого употребления – имеет неформальный характер и эмоциональную окрашенность. К такому виду лексики также принадлежат и другие термины, такие как профессиональная речь, жаргон и арго. Понятие «сленг» смешивается с такими понятиями как «диалектизм», «жаргонизм», «вульгаризм», «разговорная речь», «просторечие»

Современное определение сленга

В XXI веке наиболее удачным определением сленга является следующее: «Сленг – это такая разновидность речи, которая используется преимущественно в устном общении, и относиться к устойчивой социальной группе, которая имеет общие интересы по признаку профессии или возраста»или Сленг (англ. slang) — набор особых слов или новых значений уже существующих слов, употребляемых в различных группах людей (профессиональных, общественных, возрастных и т. д.)

https://www.kakprosto.ru/kak-834161-chto-takoe-sleng

https://ru.wikipedia.org/wiki/Сленг

Судьи: Спасибо за справку об обвиняемом. Какое обвинение вы выдвигаете?

Прокуратура: Уважаемый суд, господа присяжные, сегодня в открытом судебном заседании решается вопрос о том, чтобы понять, какой вред несет использование в речи человека сленг. В ходе расследования дела мы докажем, что он отрицательно влияет на культурное развитие нашего общества, и минусов в употреблении сленга намного больше плюсов. Мы считаем, что необходимо исключить из лексики понятие «сленга»

Адвокатура: Ваша честь, мы протестуем против выдвинутого обвинения. Мы считаем, что сленг не несет вреда русскому языку, а даже помогает ему, ведь он способствует пополнению словарного состава русского языка. Молодёжный сленг является продуктом речетворчества и мыслетворчества (Молодёжь отвергает в одежде, музыке, речи то, что обыденно, скучно, привычно, устанавливает свои правила, чтобы сделать жизнь ярче, интереснее, выразить протест миру взрослых, выражения нассыщены эмоциональностью, образностью, метафоричностью).

+ Сленг – игра, маска, попытка преодолеть обыденность.

Сленг быстро обновляется.

+ Сленг быстро обновляется, отражает определённую динамику развития лексики.

(Примеры: Кексовать – бояться, Кровельщик – психиатр, Венками запахло – назревание конфликта, драки)

Прокуратура:

– Сленг не может быть основой национальной культуры.Ведь одна из важнейших функций языка – сохранять национальную культуру.

Адвокатура: сленг обладает определённым лексическим и словообразовательным богатством,

+ определённое лексическое и словообразовательное богатство

(Черепа – родители, В ящик сыграть – умереть, Тащусь – восхищаюсь, Труба – мобильный телефон)

Прокуратура:

-Сленг ограничен тематически.

Исследователи насчитывают всего 10 тематических групп:

  1. названия людей;

  2. частей тела (причём, лидируют названия репродуктивных органов);

  3. одежды;

  4. обуви;

  5. денег;

  6. оценочные слова;

  7. -10 названия некоторых действий и состояний.

Адвокатура:

+ сленг используется в речи дикторов на телевидении, политиков, печатается в газетах

(доказательство в виде нарезок видео и газетные статьи)

-Сленговые слова не способны передать точную информацию, т.к. обладают размытым лексическим значением.

Размывает конкретный смысл высказываний, да и говорить о серьезных вещах невозможно на сленге.Большинство жаргонных слов и выражений имеет грубоватую, пренебрежительную, ироническую окраску.

– сленг обладает ограниченной эмоциональной окрашенностью, не исчерпывает весь спектр человеческих эмоций.

Обмен мыслями, эмоциямисводится к примитивной коммуникации, приближая слова различных частей речи к междометьям. (матрёха, чувиха – девушка, лохануться – ошибиться).

– сводит общение к примитивной коммуникации.

Судья: Ну что ж, мы заслушали все выступления. У вас, прокурор и адвокат, есть возражения? Может, вы что-то хотите добавить к делу? Если нет, то прошу присяжных посовещаться и вынести свое решение.

(Присяжные высказывают свое мнение с помощью голосования (система Прокласс)

Судья: Спасибо, господа присяжные. Итак, суд выносит окончательный вердикт: это интересное явление, имеющее много плюсов. Это игра, маска, попытка преодолеть обыденность; обладает «внутри себя» определенным лексическим и словообразовательным богатством и эмоционально окрашен. Но когда сленг охватывает все сферы деятельности, и «входит» в речь дикторов, политиков, педагогов – это говорит о серьезной проблеме социального общества, и в целом влияет на культурное развитие нашей страны, к сожалению, не в лучшую сторону. Так как сленг ограничен тематически; не может быть основой национальной культуры; имеет «размытое» лексическое значение и не может передать точную информацию; не передает весь спектр эмоций; сводит общение к примитивной коммуникации. И потому мы говорим: «Грамотную речь – в моду!».

Читайте также:  Соевые продукты польза и вред для мужчин как принимать

Секретарь: На этом наше заседание окончено. Приговор вынесен.

  1. Рефлексия

Учитель: Сегодня на чашу весов вы клали аргументы в защиту и против молодежного сленга. Победила правда и знания. На столе стоят весы, на которые вы должны положить свой мешочек со знаниями (если вам урок понравился, вы все поняли и вам было интересно, то положите свой мешочек на правую чашу весов, если ничего не понравилось, ничего не поняли, не было интересно, то – на левую). Урок хотелось бы окончить знаменитым высказыванием Тургенева Ивана Сергеевича: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса». Спасибо за урок!

Источник

Если рассмотреть последние социологические опросы, то можно чётко увидеть, что большинство людей выделяют и положительные, и отрицательные качества жаргонизмов и жаргонных выражений, нужно отметить конкретные плюсы и минусы их использования. Начнём с плюсов. Прежде всего жаргонизмы способствуют самовыражению личности и подчеркивают её индивидуальность. В современном обществе это крайне важно, так как каждый стремится выделиться из общей толпы, чтобы не быть похожим ни на кого. Кроме того, чтобы влиться в какую-либо группу, особый круг людей, нужно уметь наладить контакт со сверстниками. В этом как раз и помогают жаргонизмы, эмоционально окрашивая речь и способствуя выражению чувств. Сленг позволяет значительно сократить длинные фразы, сохраняя их смысл. А главное, жаргонизмы не требуют тщательного подбора слов в неформальной обстановке.

Теперь минусы жаргона. Они очевидны — сленг засоряет наш язык, делает его непонятным старшему поколению. Также некоторые слова или выражения могут быть непонятны людям, живущим в разных городах или областях страны, так как жаргон имеет особенность распространяться на определенных территориях, иногда не выходя за их пределы. Засорение нашей речи сленгом вызывает ещё одну проблему, а именно замещение литературных выражений. Чем больше люди пользуются жаргонизмами, тем меньше они говорят на литературном художественном языке. В свою очередь и это приводит к определенной проблеме: не во всех жизненных ситуациях применим жаргон. В определённых кругах людей можно говорить только литературным или официально-деловым языком, где сленг не приемлем. Есть и другие минусы. Например, некоторые люди не знают значения жаргонизмов и используют их неправильным образом. Основной же проблемой и существенным недостатком, по моему мнению, является скудный словарный запас некоторых людей. Со временем запас слов и вовсе перестает пополняться. Молодежь даже в среде своих друзей, с которыми уже налажен общий язык, иногда не может подобрать нужные слова. Но в общем счете, количество минусов и плюсов примерно равно.

Но всё же чем состоит опасность жаргонизации? Дело в том, что и в языке, и в жаргоне отражается картина мира, сознание говорящих. Общество в целом может не принимать картину мира, отраженную в воровском жаргоне. Но даже отдельные словечки и выражения, которые мы бездумно используем как экспрессивные, выразительные средства, могут нести в себе «заряд» психологии уголовного мира — «паханов» (хозяев зоны), «шпаны» (их подчиненных), «штырей», «сявок», «шестерок» и «стукачей». «Растоптали и замусорили русский язык»,— говорил А. И. Солженицын, имея в виду в первую очередь засилье элементов блатной музыки, лагерного жаргона.

Среда влияет на язык, на повседневную речь и может приводить к их спаду, снижению. Но и язык — высокий, чистый, нравственный — может и должен влиять в свою очередь на среду, на ее формирование, ее улучшение, духовное наполнение и преображение.

Правильно говорят: надо беречь природу, и тогда непременно повысится уровень материальной жизни. Почти то же самое можно сказать и о языке. Надо беречь и развивать язык, совершенствовать и возвышать его как средство общения, орудие мысли. Тогда поднимется и уровень культуры и будет накапливаться богатство добрых отношений между людьми, будут укрепляться нравственные устои жизни.

Следует всегда помнить о том, что культура языка — составная часть национальной культуры, важная примета нашего современного образа жизни, сокровищница накопленных веками духовных богатств народа. Задача всех нас — обогащать и творчески развивать великий и могучий русский язык — это великое достояние, завещанное нам нашими предшественниками.

В борьбе с жаргонизмами и «черными» словами очень важным оказывается и собственно экологический подход. Так же как в природе существуют предельные уровни радиации, загазованности атмосферы, загрязнения водной среды, выше которых могут начаться необратимые процессы разрушения, так и в языке есть пределы его искажения, огрубления и стилистического снижения, дальше которых говорить о нем как о «важнейшем средстве общения» попросту не приходится. Зло и злое, грубое слово порождают новое зло, накапливаются (подобно двуокиси углерода в атмосфере) в общей «языковой атмосфере», становясь губительными для их носителей (которые наивно полагают, что просто «отторгли» это зло от себя, направив стрелою на других). Засорение языковой среды подобно загазованности воздуха, нарастанию токсичности, отравленности, когда они становятся опасными для жизни человека.

Наша среда существования — в том числе и языковая — должна быть здоровой, очищенной от вредных примесей, годной для самовозрождения и обновления. Значит, борьба за языковую культуру, за здоровый речевой быт приобретает морально-нравственный аспект, перерастая в задачу общекультурную, воспитательную, личностную. От каждого из нас зависит в той или иной мере здоровье общей языковой среды, которую мы хотим сохранить для новых поколений в чистоте и свежести.

Заключение

Итак, в заключении можно ответить на несколько вопросов.

Во-первых, действительно ли жаргонизмы так плохи, и правда ли нужно избегать их употребления? И да, и нет. Разобрав функции жаргонизмов можно сделать вывод, что жаргон может влиять как положительно, так и отрицательно на разные стороны жизни человека. А значит, в каких-то ситуациях их использование стоит избегать, а в каких-то это не обязательно, иногда их применение запрещено, а иногда вполне допустимо. Главное – чувствовать грань между тем, что допустимо, а что нет.

Во-вторых, какая из гипотез верна? Первая, что жаргонизмы обогащают нашу речь и способствуют неформальному общению, или вторая, что жаргонизмы искажают речь и заменяют литературные слова? Вывод один – верны обе.

Жаргон – это особый социолект, возникший из языка коробейников-офеней, который отличается специфической лексикой, фразеологией и экспрессивностью оборотов. Две основные разновидности – это профессиональный жаргон и молодёжный сленг. Жаргонизмы осуществляют три функции: коммуникативную, экспрессивную, контактную – которые способствуют быстрому обмену информацией, установлению контакта с собеседником и выражению своих эмоций. Кроме повседневной речи, жаргонизмы употребляются в художественной литературе как средство создания образа, преимущественно отрицательного. Люди используют жаргонизмы для разных целей, и большинство согласно, что есть как плюсы, так и минусы жаргона.

Вывод:однозначно относиться к влиянию жаргона на речь нельзя, запрещать употреблять жаргонизмы бессмысленно, но и так же нельзя не видеть опасные тенденции жаргонизации литературного языка.

Список использованной литературы

1. Береговская, Э.М. Молодежный сленг: формирование и функционирование // Вопр. языкознания. 1996. № 3. 241 с.

2. Будагов, Р.А. Введение в науку о языке. М., 1996. 536 с.

3. Скворцов, Л.И. Взаимодействие литературного языка и социальных диалектов (на материале русской лексики послеоктябрьского периода). М., 1996. 284 с.

4. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – Москва: ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», 2003.

5. https://ru.wikipedia.org;

6. https://literary.ru.

Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-13
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Читайте также:  Все о пользе молока красоты


Поиск по сайту:

Источник

МОУ «Лащ-Таябинская СОШ им. »

Яльчикского района Чувашской Республики

НАУЧНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Сленг: за и против

(Ученический проект)

Выполнила ученица 10 класса

Руководитель: учитель русского

языка и литературы

с. Лащ-Таяба-2011

Содержание

Введение

1.  Исследование особенностей сленга как явление языка

2.  Выявление речевой проблемы в современном обществе

3.  Влияние сленга на культурное развитие общества

4.  Методы борьбы за правильную речь

Заключение

Список литературы

Приложение

Сленг нашей школы

Введение

Язык сегодняшней молодежи изобилует многочисленными непонятными словечками. На уроках русского языка мы получаем представление о том, что сленг – это слова или выражения ограниченной сферы употребления, применяемые в различных ситуациях в зависимости от возрастных групп, профессий, классовых прослоек. Сленг – стихия. А стихию ни запретить, ни уничтожить нельзя. Но их можно попытаться «вводить в берега», стараться ограничивать наносимый ими вред и, напротив, использовать их энергию во благо, на пользу человеческой культуре. Надо сделать все, чтобы употребление сленга не препятствовало формированию навыков литературной речи, не разрушало их. Нужно, чтобы все знали, где именно уместен сленг, и чувствовали, где его умеренное и локальное применение может обогатить литературную речь, а где – погубить. Но чтобы управлять стихией, необходимо хорошо понимать управляющие ею закономерности и непрестанно следить за происходящими в ней изменениями. И если постижение законов сленга под силу высокообразованному ученому, то отслеживать его могут и хорошо проинструктированные грамотные любители. Но анализ данного определения позволяет выйти на серьезную проблему: одна из характерных проблем нашего времени – активизация сленга, выход его за рамки молодежной среды. Множество подобных примеров можем привести и мы сами, достаточно вспомнить хотя бы известные рекламные ролики: нам предлагается «оторваться по полной», «затусоваться», «понаклеить там и тут прикольные татушки»…

В этом мы видим актуальность данной темы.

Молодежный сленг имеет свои «за», которые мы, несомненно, отметим в своей работе. Но, на наш взгляд, то «против», что несет в себе сленг в настоящее время, отрицательно влияет на культурное развитие нашего общества. И поэтому цель нашей работы – выявить речевую проблему в современном обществе, предложить методы борьбы за правильную речь. Для достижения цели работы мы поставили следующие задачи: исследовать особенности сленга как явление языка; определить место молодежного сленга в современной культуре и влияние сленга на культурное развитие общества.

Наша работа состоит из введения, 4-х глав, заключения, списка литературы и приложения.

1. Исследование особенностей сленга как явление языка

Каково же происхождение сленга и что это за явление языка? По мнению лингвистов, в незапамятные времена бродили по Древней Руси коробейники, или офени, как их тогда называли. Торговали в городах и селах разными вещами. А на пути к этим городам и селам на них зачастую нападали разбойники. Чтобы уберечь товар и выручку о сохранить в тайне свой маршрут, офени придумали собственный язык. Именно от него и берут начало всевозможные жаргоны и сленги. Причем отголоски языка офеней слышны и до сих пор – например, слово «клевый», широко использующееся не одним поколением Россиян, родом из того самого языка торговцев. Обозначало оно тогда, кстати, примерно то же, что и сегодня, – «отлично», «здорово».

По мнению филологов, молодежный сленг – явление во времени не столь устойчивое, и «говор» современных девятиклассников все же отличается от «словарного запаса» их родителей в том же возрасте. Это средство общения людей, условно объединенных возрастом от 11 до 30 лет. Это смешение многих жаргонов: криминального – «шмонать», «базарить», «шмотки», «стрелка»; компьютерного – «винды», «драйв»; нормативной и ненормативной лексики – «хилять», «бакланить», а также других слов образованных присоединением нецензурных частей к установившимся жаргонным. Лексика жаргона ограничена интересами тех, кто его использует. В данном случае это школа или институт, представители противоположного пола, музыка, досуг. Свой язык есть у рокеров, панков, хиппи, футбольных фанатов. Выделить ту или иную разновидность сленга сложно, а подчас невозможно – слова одной социальной группы легко заимствуются другой. Слово «тусовка», например, употребляется в печати как типичное молодежное, в то время как на самом деле своим происхождением оно обязано уголовной среде и обозначает «собрание воров». Иностранные языки («сайз» – размер, «хаер» – волосы, «мани» – деньги, «литловский» – маленький), заимствование из языка музыкантов, спортсменов и компьютерная терминология также являются источником пополнения молодежного сленга. Впрочем, как раньше, так и теперь источником сленга служит обычный литературный язык. Просто смысл отдельных слов нормальной речи переиначивается. Например, «белая», «беляк» – компьютерная мышь, «клон» – от клонировать, то же самое «скан» – скопированное, списанное, «мобила» – телефон, связь, «симка» или «самса» (от аббревиатуры SMS) – способ мобильной связи, «глюк» – ошибка, незавершенность в компьютерной программе. Переделывание имен знаменитостей делается для более легкого произношения и восприятия. Например, Паша Макаров – Пол Маккартни, Ленин – Джон Леннон, Макар – Андрей Макаревич.

2. Выявление речевой проблемы в современном обществе

Излишнее увлечение сленгом провоцирует отсутствие навыков общения на деловом или научном уровнях, ведет к упрощению личностных качеств человека. Отсюда отсутствие элементарной коммуникабельности, что в дальнейшем может существенно повредить, например, при приеме на работу многие не проходят собеседование, потому что работодатели за обилием совершенно незнакомых им выражений понимают из их слов только пару фраз, или же просто вызвать трудности в общении. А между тем, понятие «культурный человек» предполагает в том числе умение грамотно говорить, четко и правильно излагать свои мысли. Молодежь должна не только оперировать сленговыми словечками, но и прекрасно владеть литературной речью. Пока же такой языковой уровень, увы, невысок. Ведь порой даже сама школа отбивает интерес к литературе и русскому языку из-за отсутствия хороших специалистов-словесников. Сегодня же прекрасные методики позволяют поднять уровень грамотности детей. Но лучшие педагоги, способные заинтересовать и научить, уходят из школы – работать за копейки никто не хочет. Без государственной политики в этой области не обойтись.

Неплохо когда сленговые выражения используются в бытовом общении – на улице, дома, в магазине – это естественно. Их употребление объясняется тем, что жаргонизмы обладают повышенной экспрессивностью, выразительностью. Отчасти оправданно употребление сниженной лексики в художественных произведениях. А вот излишнее использование подобных элементов в средствах массовой информации неблагоприятно влияет на развитие русского языка, потому что тексты СМИ со сниженной лексикой зачастую осознаются аудиторией как совершенно нормальные. И грань между литературными и нелитературными словами, которые любой человек должен разграничивать, стирается, а это уже тревожно.

Раньше речь дикторов и телеведущих была эталоном грамотности, жестко подчинялась правилам русского языка. Сегодня в средствах массовой информации преобладает речь, богатая на всевозможные вульгаризмы, стилистические погрешности или просто ляпы. Тревожно то, что все это и считается сейчас нормой.

Кладезем всевозможных языковых огрехов, «уличных» выражений являются выступления многих депутатов на теле – и радиоканалах. Речь даже весьма солидных чиновников засорена, видимо, по их представлению, сочными словечками: «лажа», «облом», «фигня». Как-то в одной из передач телевидения участвовал иностранный ученый, и я обратила внимание на то, что в отличии от телеведущих и политиков, ведущих дискуссию, он продемонстрировал хороший русский язык. Слушать его было настоящим удовольствием. Чего не скажешь о большинстве Россиян. Их речь в последние годы стала, очевидно, более вульгарной. Все это вызывает у нас один вопрос: почему наша речь стала такой? Раньше сленгом пользовалась определенная группа лиц. Ну, разве что интеллигент мог пропустить что-нибудь эдакое для красного словца. Но это слово было «красным», то есть резко выделялось на общем фоне. Сейчас же сленговые выражения на устах у всех – политика, профессора, школьника, депутата, уголовника. Все это говорит об одной серьезной проблеме в обществе.

Читайте также:  Миф о витаминах как вышло что мы поверили в их пользу

3. Влияние сленга на культурное развитие общества

Главное в молодежном сленге – отход от обыденности, игра, ирония, маска. Непринужденный молодежный язык стремиться уйти от скучного мира взрослых, родителей, учителей. Молодежный сленг подобен его носителям он резкий, громкий, дерзкий. Он результат своеобразного желания переиначить мир на иной манер, а так же знак «я свой». Язык здесь отражает внутренние устремления молодых ярче и сильнее, чем одежда, прически образ жизни. После 11 лет индивидуальное сознание ребенка перерастает в более сложное соединение центростремительных и центробежных тенденций. Начинается формироваться антагонистическое сознание – «не быть как все» и кооперативное «быть своим». Так создается специфическая лексика подростков, тинэйджеров, а именно сленг подростков, объединенных общими интересами, территорией, образом жизни. К подростковым относятся и сленг панков, металлистов, хиппи с их своеобразным лексиконом – причудливой смесью англизированных и воровских по происхождению слов – «аскать» – просить, «герла» – девушка и т. д. Молодежный сленг легко вбирает в себя слова из разных языков (из английского – шузы, бег, мен, хаер; из немецкого – конф; из французского – шершерить – искать) из разных диалектов ( берлять, ухайдокать), из уголовного языка (круто, шмон, беспредел). Поколение молодых сменяется через 5-7 лет, а с ними меняется и сленг. Никто сейчас уже не понимает оценок «потрясно, железно» – хорошо или оценок, таких как «пшено» – плохо, так распространенных в 60-70 годах 20 века. С помощью сленга говорящий может наиболее полно и свободно выразить свои чувства и эмоции. Сленг является языком нового поколения. Кто-то относится к этому положительно, кто-то отрицательно. Существует мнение, что сленг становится причиной, выступая как поражение бездарности, безграмотности. Развитие этого языкового явления и его распространение среди все большего числа носителей русского и американского языков обуславливается внедрением «забугренности» в жизнь современного общества. И молодежный сленг начинают употреблять не только молодые, но и люди, не имеющие к ним никакого отношения. Учащиеся обладают достаточными знаниями русского молодежного сленга. Как показал опрос учеников старших классов, многие из них, а это (79%) знакомы с некоторыми словами и выражениями на американском молодежном сленге. Они известны им по американским песням, фильмам, молодежным журналам. 45% учащихся часто употребляют сленг в своей речи. 55% не часто. 2% не употребляют совсем. Это говорит о распространенности сленга в молодежной культуре. И потому мы не можем не затронуть эту тему. 68% учащихся хотели бы изучать американский молодежный сленг в школе, и только 32% старшеклассников не заинтересованы в изучении современного разговорного английского. Что касается родителей, то 27% относятся к сленгу скорее положительно, чем отрицательно. Скорее отрицательно, чем положительно к сленгу относится 54% родителей, и 19% отрицательно. Сравнивая американский и русский молодежный сленг, мы пришли к выводу, что в каждой стране существуют свои периоды развития. Если в Америке на развитие молодежного сленга повлияли социально-культурные события, то в России, войны и социальные потрясения.

4. Методы борьбы за правильную речь

Язык живет своей жизнью и видоизменяется. И то, что сегодня звучит дико, через некоторое время, возможно, станет нормой. Но хотелось бы, чтобы при этом оставалась какая-то незыблемая языковая база, не подверженная времени. Чтобы школьники знали, скажем, что разговорная и литературная речь – вещи разные. А молодежный сленг – лишь часть «большого» языка. И дело, думается, не должно ограничиваться только принятием законов. Необходимо неуклонно и настойчиво повышать престиж грамотного употребления языка. И говоря о государственном контроле за языком, неплохо бы обратиться к зарубежному опыту. Во Франции, например, принят закон о чистоте французского языка. И это дает блестящие результаты. Там говорить на правильном французском даже модно. В нашей же стране такой закон еще только рассматривается, но так до сих пор и не принят.

Итак, перечислим основные, на наш взгляд, методы борьбы за правильную речь.

Это, во-первых, как мы уже сказали выше, принятие закона о чистоте русского языка. Это ужесточение контроля за СМИ (как это и было раньше). Также, мы думаем, не лишним было бы контролировать тексты современных песен, так как молодежь во все времена увлекается музыкой и, зачастую, через песни получает свое представление о жизни. И, наконец – помощь взрослых: многое зависит от авторитета родителей и учителей, чья речь должна быть эталоном красивой, чистой, богатой речи.

Заключение

Итак, тема нашей работы «Сленг: за и против».

Мы рассмотрели все «за» «сленговой стихии» и все «против». В результате исследования проблемы сленга в современном обществе, мы показали место молодежного сленга в современной культуре и влияние сленга на культурное развитие общества. Выявили речевые проблемы и предложили методы борьбы за правильную речь.

Пришли к выводу, что сленг – это интересное явление, имеющее много плюсов. Это игра, маска, попытка преодолеть обыденность; обладает «внутри себя» определенным лексическим и словообразовательным богатством и эмоционально окрашен.

Но когда сленг охватывает все сферы деятельности, и «входит» в речь дикторов, политиков, педагогов – это говорит о серьезной проблеме социального общества, и в целом влияет на культурное развитие нашей страны, к сожалению, не в лучшую сторону. Так как сленг ограничен тематически; не может быть основой национальной культуры; имеет «размытое» лексическое значение и не может передать точную информацию; не передает весь спектр эмоций; сводит общение к примитивной коммуникации.

И потому мы говорим: «Грамотную речь – в моду!».

Список использованной литературы

1.  Береговская сленг: формирование и функционирование. // Вопр. языкознания. – М., 1996. – № 3

2.  О некоторых особенностях современного жаргона молодежи // Русский язык в школе. – М., 1987. – № 3

3.  Заметки о подростковом сленге // // Живое слово Русского Севера. – Архангельск, 1998. – С. 81-87

4.  Стилистика. Язык и культура. Винокур. – М., 1996

5.  О семантической природе молодежного жаргона // Социально-лингвистические исследования. – М., 1976

6.  Словарь русского языка. – М., 1990.

7.  Из истории русских слов: Словарь-пособие. – М., 1993

8.  Энциклопедия хулиганствующего ортодокса. – М., 1997.

9.  Словарик компьютерного сленга. – Днепропетровск, 1995

10.  Словарь лингвистических терминов / Под ред. . – М., 1964

11.  Борисова- О лексике современного молодежного жаргона // Лит. норма в лексике и фразеологии. – М., 1983

12.  П, Маненкова лексика и фразеология в обиходно-разговорной речи молодежи // Лингвистическое краеведение. – Пермь, 1991

13.  Лихолитов жаргон // Русская речь. – М., 1997. – № 3

14.  О молодежном жаргоне // Русский язык. – Минск, 1990. – Вып.10

15.  *****

Приложение

Сленг нашей школы

В нашей школе в разговорах учеников также встречаются сленговые выражения. Мы провели исследования в этой области и составили небольшой словарь, который отобразил самые часто употребляемые выражения.

Всё пучком (уст. выр.) – означает, что дела идут хорошо и всё прекрасно. Синоним: всё фонтаном.
Въехать, глаг., сов.- постигнуть смысл чего-либо, осмыслить значение чего-нибудь. Синонимы: врубиться, вкуриться, в систему, вкинуться, одуплить, додуть.
Обломиться
– достаться случайно, по блату.
Отстой – плохо, неудачно; отстойный – плохой. Отстойный у тебя прикид, братан!
Клевый – хороший, веселый. Клевая киношка, просто отпад.
(Кстати, слово очень старое, есть еще у Даля: клевый – хороший, пригожий, красивый. Клевая невеста.)
Крутой – очень хороший, замечательный, иногда «сильный». Крутой мужик этот Чак Норрис.
Фиолетово (= по фигу, по фене) – все равно. Ты какое мороженое любишь – шоколадное или сливочное? – Да мне фиолетово.
В лом – лень, неохота что-либо делать. А мне в лом этим заниматься.
Забить стрелку – договориться о встрече.
Тормоз (глагол тормозить) – человек, который медленно соображает.
Ботва – ерунда или ерундовое действие.

Ботва посеялась (з?