Налог взимаемый в пользу церкви

Налог взимаемый в пользу церкви thumbnail

Церковный налог — налог на прибыль физических лиц для финансирования через государство той религиозной конфессии, членом которой является налогоплательщик (относит себя данный налогоплательщик)[1]. Действует в странах: Германия, Австрия, Хорватия, Швеция, Дания, Финляндия, Исландия, Италия, и в некоторых кантонах Швейцарии. Размер церковного налога колеблется от 0,004 % (в Хорватии) до 2 % (в Финляндии) от налогооблагаемого дохода налогоплательщика.

Примеры церковного налога по странам[править | править код]

  • В Германии церковный налог высчитывается не как процент от налогооблагаемого дохода, а как процент (8 или 9 % в зависимости от федеральной земли) от суммы исчисленного налог на заработную плату (Kirchenlohnsteuer) и/или подоходного налога (Kircheneinkommensteuer)[2]. Налог был прописан ещё в статье 137 Веймарской конституции 1919 года и в статье 140 Основного закона ФРГ 1949 года. Сбор налога осуществляется налоговой службой страны, которая для компенсации расходов получает около 3 % от собранной суммы. В 2018 году было собрано приблизительно 12,6 миллиардов евро[3].
  • В Австрии любая признанная религиозная группа может собирать церковный налог по ставке 1,1 %, хотя в настоящее время только католическая церковь использует эту возможность и собирает налог сама (на сбор налога уходит 15 % его поступлений). Церковный налог обязателен для католиков в Австрии — он был введен Гитлером[источник?] ещё в 1939. После войны его оставили, так как сочли способствующим независимости церкви от государства.
  • В Дании размер церковного налога устанавливается коммунами (эквиваленты районов в РФ) индивидуально и составляет от 0,42 % до 1,48 % (в среднем 0,88 %) от налогооблагаемого дохода. Распределением налога занимается министерство церкви (дат. Kirkeministeriet)[4]. В 2013 году было собрано примерно 6,3 миллиардов датских крон, 5,2 миллиарда крон были выданы местным церквям, а 1,1 миллиарда крон центральным органам церкви[5].
  • В Швеции вера налогоплательщика влияет на то, какая конфессия/церковь получит церковный налог (швед. Kyrkoavgift) размером в 1 % от налогооблагаемого дохода. Но проблема в том, что многие жители Швеции не знают про этот выбор или не делают его. По умолчанию, любой житель Швеции, не указавший своё вероисповедание, платит церковный налог (вместе с остальными налогами он автоматически вычитается из зарплаты) именно в Церковь Швеции (Шведскую церковь). Чтобы перевести свой налог в другую конфессию, налогоплательщик должен заявить о своем выборе в налоговой декларации или заявлением о членстве в конкретной религиозной общине (которая сама подаст декларацию со списком прихожан в налоговую службу с требованием перечислить налог данных лиц в свою пользу).[6]. Так как неверующих этот налог обычно не интересует, то часто они «по умолчанию» остаются «членами» Шведской церкви согласно налоговой статистике. Кроме того, привыкшие к порядку шведы, часто рассматривают крещение и венчание в церкви как традицию и обязанность, символ принадлежности к государству (частью которого до 2000 года и была Церковь Швеции), а не к церкви.[7] Из-за этого Церковь Швеции часто называют «церковью неверующих» — только 15 % её членов верят в Иисуса Христа[8].

Церковный налог с неверующих, отказ от церковного налога[править | править код]

В некоторых странах налог с неопределившихся по поводу конфессии налогоплательщиков берут в пользу государства (на культурные, гуманитарные программы или на содержание памятников культуры и кладбищ) или в пользу основной (государственной) религии или распределяют между всеми конфессиями пропорционально доле определившихся с конфессией налогоплательщиков. В некоторых странах можно сменить конфессию или отказаться платить налог в связи с своим неверием или отсутствием своей конфессии в списке действующих (которым государство перечисляет налог).

  • В Германии с осени 2012 года действует и обратное правило: все кто официально отказались платить церковный налог будут отлучены от немецкой католической церкви[9]. Существует мнение, что данная реакция вызвана тем, что многие германцы стали[10] заполнять заявления (в ЗАГСах и судах) о выходе из лона церкви именно с целью избежать налога. В 2010 году католическую церковь покинуло более 100 тысяч человек, а евангелическую — более 145 тысяч, что сильно сказалось на доходах этих конфессий.
  • В Финляндии в 2012 году число таких «отказников» составило около 20 тысяч[11]. Выход из церкви оформляется очень просто: надо заполнить и отослать авторизованную форму на сайте www.eroakirkosta.fi (пример страницы отказа на шведском языке: https://www.eroakirkosta.fi/dynamic/index.php/svenska).
  • В Швейцарии церковный налог тоже постепенно перестает быть надежным доходом как католической, так и протестантской церкви. Кроме того, в ряде кантонов церковным налогом до сих пор облагаются и юридические лица. Такой «пережиток феодализма» раздражает некоторые партии, собирающиеся законодательно отменить церковный налог с юридических лиц, но Федеральный суд в Лозанне, как высшая юридическая инстанция, неоднократно выносил решения о соответствии такого рода налогов конституции страны. Поэтому партиям остается более сложный путь отмены — через референдум[12].

Примечания[править | править код]

См. также[править | править код]

  • Церковный налог в Германии
  • Десятина

Источник

В России религиозные организации живут за счет пожертвований и религиозного бизнеса: продажа утвари, книжек, свечек и различных религиозных услуг. Но есть ряд причин, по которым лучше ввести церковный налог.

Что такое церковный налог?

Церковный налог – это налог, взимаемый государством с членов религиозных организаций для оказания финансовой поддержки приходам, храмам и священнослужителям.

Мне нравится пример с Германией, где церковный налог введен с середины 20 века. Каждый человек выбирает, платить ему налог или нет. И платит он налог в конкретную религиозную организацию. Разумеется, что религиозные общины могут получать при этом пожертвования.

Но для чего нужен церковный налог?

Мне удобнее всего разбирать пример с Русской православной церковью, потому что это самая крупная религиозная организация в России.

Во-первых, РПЦ претендует на звание духовного стержня России. Вот мы и увидим, какой процент людей будет поддерживать этот стержень материально. У нас ведь РПЦ говорит, что в России большинство верят в Бога, значит нужно поддерживать Церковь.

Церковный налог – отличный вариант такой поддержки со стороны верующих в Бога. Тем более, верующий может в любой момент отказаться от налога.

Во-вторых, государство выделяет огромные деньги на реставрацию церковного имущества, которые записывают в список “культурных объектов России”. Плюсом государство отдает Церкви огромное количество храмов на безвозмездной основе, хотя это большой вопрос, принадлежат ли эти храмы Церкви?

РПЦ несколько раз пыталась присвоить себе Исаакиевский собор

Все эти деньги государство выделяет из бюджета, который формируется за счет всех налогоплательщиков страны: атеистов, буддистов, христиан, агностиков и т.д. Неверующих в России больше 30%. Почему их налог должен уходить на реставрацию церковного имущества? Непонятно. Поэтому нужен церковный налог, который будет обеспечивать поддержку храмов и церковного имущества.

В-третьих, РПЦ имеет теневой доход от продажи книжек, свечек и прочей утвари. Этот доход не облагается налогом. Почему? Из-за того, что приходы Церкви регистрируются как некоммерческие организации, то для них действуют особые налоговые льготы.

Для РПЦ (и других религиозных организаций) отменен налог за землю, на религиозное имущество и на прибыль от доходов.

Читайте также:  В чем польза и вред сахара для организма человека

Если РПЦ не хочет платить налог, то пусть она получает деньги из бюджета страны на все свои нужды. Разумеется, что этот бюджет должен формироваться исключительно за счет церковного налога. Тогда все вопросы о теневом бизнесе церкви отпадут.

Бизнес внутри Казанского собора

Интересно, что в Германии из 71% христиан налог платят только 24%. Так в каждой стране, где существует церковный налог. Я думаю, что в России из “80%” православных, налог будут платить 2-5% реально православных. Тогда всё встанет на свои места: и амбиции РПЦ, и проблема с принадлежностью храмов, которые можно использовать не только в религиозных целях.

Будет круто, если часть храмов передадут научным институтам на “безвозмездной основе”. Или обычным гражданам, которым нравится проводить время в храме без всяких богослужений. Там красиво, интересно смотреть фрески, иконы. Можно устраивать интеллектуальные вечера. Почему нет?

Я напомню, что в Российской Империи огромное число храмов принадлежали людям, а не Синоду. Священники были как наемники, которые приходили служить в приходской храм.

Источник

1. В Средневековье духовенство считалось:
а) первым, высшим сословием +
б) вторым сословием
в) третьим сословием
г) единственным сословием

2. Грамота об отпущении грехов называлась:
а) интердикт
б) булла
в) индульгенция +
г) причастие

3. Что являлось особенностью католической церкви:
а) священники не брили бороды и не выстригали волосы на темени
б) духовным лицам было запрещено вступать в брак +
в) допускалось богослужение на родном языке
г) духовные лица могли создавать семьи

4. Как назывался запрет Папы на проведение обрядов и богослужений:
а) интердикт +
б) булла
в) индульгенция
г) причастие

5. «Хождение в Каноссу» означает:
а) обогатиться
б) укрепить свой авторитет
в) оказаться униженным +
г) паломничество

6. Что из приведенного верно:
а) церковь не имела земель, богатств и денег
б) церковь была обязана заботиться о слабых, больных, ка¬леках и сиротах +
в) церковь поддерживала рыцарские турниры

7. Налог, взимаемый в пользу церкви, назывался:
а) оброк
б) десятина +
в) барщина
г) феод

8. Какую часть дохода жители должны были отдавать церкви в качестве налога:
а) 1/10 +
б) 3/10
в) половину
г) 7/10

9. Раскол христианской церкви произошел:
а) в 1256 году
б) 1054 году +
в) 847 году
г) 1138 году

10. После Папы самым высоким церковным титулом был:
а) епископ +
б) аббат
в) монах
г) игумен

11. Почему христианская церковь играла значительную роль в Средневековье:
а) потому что она отказалась от использования труда зависимых крестьян
б) потому что она отказалась от участия в государственных делах
в) потому что она стала самой богатой организацией в Европе +
г) потому что она защищала с оружием в руках верующих

12. Еретиком в средние века называли:
а) беглого крестьянина
б) рыцаря, предавшего своего сюзерена
в) противника господствующего вероучения церкви +
г) освобожденного крестьянина

13. Причиной возникновения ереси в Средневековье послужило:
а) отсутствие веры в Бога
б) запрет читать Библию и церковные книги
в) несправедливость существующих порядков +
г) стремление сеньоров захватить земли церкви

14. Специальный церковный суд получил название:
а) индульгенция
б) десятина
в) интердикт
г) инквизиция +

15. Кто относился к сословию молящихся:
а) аббаты +
б) рыцари
в) патриции
г) крестьяне

16. Кто основал нищенствующий орден монахов-проповедников:
а) Франциск Ассизский +
б) Григорий VII
в) Генрих IV
г) Иннокентий III

17. Кто боролся за усиление папской власти:
а) Франциск Ассизский
б) Григорий VII +
в) Генрих IV
г) Иннокентий III

18. Наивысшего могущества христианская церковь достигла при:
а) Папе Иннокентии III +
б) Папе Григории IX
в) Папе Клименте III

19. Кто вступил в борьбу с Папой римским:
а) Франциск Ассизский
б) Григорий VII
в) Генрих IV +
г) Иннокентий III

20. Паломничество – это:
а) путешествие к святым местам с целью поклонения святыням +
б) суд католической церкви по делам веры
в) учение, противоречащее уче¬нию господствующей церкви

21. Основное положение в религиозном учении, принимаемое на веру и не подлежащее критике – это:
а) индульгенция
б) инквизиция
в) сословие
г) догмат +

22. Что из перечисленного неверно:
а) церковь преследовала еретиков
б) церковь располагала огромными богатствами
в) церковь запрещала монахам вести прибыльное хозяйство +
г) церковь содержала первые приходские больницы

23. Авторитет церкви в Средневековье подрывало:
а) продажа индульгенций +
б) празднование Масленицы
в) запрещение священникам вступать в брак
г) требование жесткой дисциплины от монахов

24. Главой восточной ветви христианства был:
а) папа
б) монах
в) патриарх +
г) архиепископ

25. Крестовый поход 1209-1229 годов на юге Франции был направлен против:
а) альбигойцев +
б) манихейства
в) вальденсов

26. Франциск Ассизский проповедовал:
а) стремиться к богатству и осторожности +
б) воинскую доблесть и бесстрашие
в) любовь к ближнему своему +

27. Как называется раскаяние верующего человека в своих поступках и получение прощения через священнослужителя, который говорит от имени Бога:
а) крещение
б) пострижение
в) исповедь +
г) причастие

28. Кто из перечисленных являлся еретиками:
а) альбигойцы +
б) доминиканцы
в) тамплиеры

29. На что церковь не тратила свои средства:
а) помощь нищим, бедным и больным
б) раздачу продуктов во время голода
в) содержание больниц и приютов
г) рыцарские турниры +

30. На что церковь не тратила свои средства:
а) содержание священников
б) строительство развлекательных заведений +
в) строительство церквей
г) приобретение богоугодных заведений

Источник

Церковный налог — налог на прибыль физических лиц для финансирования через государство той религиозной конфессии, членом которой является налогоплательщик (относит себя данный налогоплательщик)[1]. Действует в странах: Германия, Австрия, Хорватия, Швеция, Дания, Финляндия, Исландия, Италия, и в некоторых кантонах Швейцарии. Размер церковного налога колеблется от 0,004 % (в Хорватии) до 2 % (в Финляндии) от налогооблагаемого дохода налогоплательщика.

Примеры церковного налога по странам

  • В Германии церковный налог высчитывается не как процент от налогооблагаемого дохода, а как процент (8 или 9 % в зависимости от федеральной земли) от суммы исчисленного налог на заработную плату (Kirchenlohnsteuer) и/или подоходного налога (Kircheneinkommensteuer)[2]. Налог был прописан ещё в статье 137 Веймарской конституции 1919 года и в статье 140 Основного закона ФРГ 1949 года. Сбор налога осуществляется налоговой службой страны, которая для компенсации расходов получает около 3 % от собранной суммы. В 2018 году было собрано приблизительно 12,6 миллиардов евро[3].
  • В Австрии любая признанная религиозная группа может собирать церковный налог по ставке 1,1 %, хотя в настоящее время только католическая церковь использует эту возможность и собирает налог сама (на сбор налога уходит 15 % его поступлений). Церковный налог обязателен для католиков в Австрии — он был введен Гитлером[источник?] ещё в 1939. После войны его оставили, так как сочли способствующим независимости церкви от государства.
  • В Дании размер церковного налога устанавливается коммунами (эквиваленты районов в РФ) индивидуально и составляет от 0,42 % до 1,48 % (в среднем 0,88 %) от налогооблагаемого дохода. Распределением налога занимается министерство церкви (дат. Kirkeministeriet)[4]. В 2013 году было собрано примерно 6,3 миллиардов датских крон, 5,2 миллиарда крон были выданы местным церквям, а 1,1 миллиарда крон центральным органам церкви[5].
  • В Швеции вера налогоплательщика влияет на то, какая конфессия/церковь получит церковный налог (швед. Kyrkoavgift) размером в 1 % от налогооблагаемого дохода. Но проблема в том, что многие жители Швеции не знают про этот выбор или не делают его. По умолчанию, любой житель Швеции, не указавший своё вероисповедание, платит церковный налог (вместе с остальными налогами он автоматически вычитается из зарплаты) именно в Церковь Швеции (Шведскую церковь). Чтобы перевести свой налог в другую конфессию, налогоплательщик должен заявить о своем выборе в налоговой декларации или заявлением о членстве в конкретной религиозной общине (которая сама подаст декларацию со списком прихожан в налоговую службу с требованием перечислить налог данных лиц в свою пользу).[6]. Так как неверующих этот налог обычно не интересует, то часто они «по умолчанию» остаются «членами» Шведской церкви согласно налоговой статистике. Кроме того, привыкшие к порядку шведы, часто рассматривают крещение и венчание в церкви как традицию и обязанность, символ принадлежности к государству (частью которого до 2000 года и была Церковь Швеции), а не к церкви.[7] Из-за этого Церковь Швеции часто называют «церковью неверующих» — только 15 % её членов верят в Иисуса Христа[8].
Читайте также:  Киви вред и польза при сахарном диабете 2 типа

Церковный налог с неверующих, отказ от церковного налога

В некоторых странах налог с неопределившихся по поводу конфессии налогоплательщиков берут в пользу государства (на культурные, гуманитарные программы или на содержание памятников культуры и кладбищ) или в пользу основной (государственной) религии или распределяют между всеми конфессиями пропорционально доле определившихся с конфессией налогоплательщиков. В некоторых странах можно сменить конфессию или отказаться платить налог в связи с своим неверием или отсутствием своей конфессии в списке действующих (которым государство перечисляет налог).

  • В Германии с осени 2012 года действует и обратное правило: все кто официально отказались платить церковный налог будут отлучены от немецкой католической церкви[9]. Существует мнение, что данная реакция вызвана тем, что многие германцы стали[10] заполнять заявления (в ЗАГСах и судах) о выходе из лона церкви именно с целью избежать налога. В 2010 году католическую церковь покинуло более 100 тысяч человек, а евангелическую — более 145 тысяч, что сильно сказалось на доходах этих конфессий.
  • В Финляндии в 2012 году число таких «отказников» составило около 20 тысяч[11]. Выход из церкви оформляется очень просто: надо заполнить и отослать авторизованную форму на сайте www.eroakirkosta.fi (пример страницы отказа на шведском языке: https://www.eroakirkosta.fi/dynamic/index.php/svenska).
  • В Швейцарии церковный налог тоже постепенно перестает быть надежным доходом как католической, так и протестантской церкви. Кроме того, в ряде кантонов церковным налогом до сих пор облагаются и юридические лица. Такой «пережиток феодализма» раздражает некоторые партии, собирающиеся законодательно отменить церковный налог с юридических лиц, но Федеральный суд в Лозанне, как высшая юридическая инстанция, неоднократно выносил решения о соответствии такого рода налогов конституции страны. Поэтому партиям остается более сложный путь отмены — через референдум[12].

Примечания

См. также

  • Церковный налог в Германии
  • Десятина

Эта страница в последний раз была отредактирована 22 января 2021 в 10:21.

Источник

Вопрос финансирования Церкви сегодня почему-то особенно занимает умы людей. Особо яростные атеисты готовы отобрать у Церкви всё её имущество, обложить её налогами, сделать практически нищей. Но тогда встаёт закономерный вопрос – за счёт чего она тогда должна существовать? Как проблема финансирования Церкви решалась в России и Европе раньше и сейчас – в нашем материале

Власти Германии приступили к разработке инициативы по введению нового религиозного сбора с населения – «налога на мечеть». То есть все граждане, считающие себя мусульманами, обязаны будут платить этот налог на содержание немецких мечетей. В противном случае вход туда для них будет закрыт.

Это делается по аналогии с «церковным налогом», существующим в ряде европейских стран, – Германии, Австрии, Швеции, Швейцарии, Дании, Италии, Финляндии и Исландии. В этих странах Церковь существует на средства налогоплательщиков. Мы решили вспомнить особенности церковного налогообложения в «просвещённой» Европе, которые, возможно, удивят тех, кто привык обвинять Русскую Православную Церковь в стяжательстве или вмешательстве в дела государства.

Германия. В этой стране церковный налог высчитывается как процент от суммы подоходного налога – как правило, 8-9% в зависимости от коммуны. Это примерно 3-3,5% дохода физического лица. Им облагается любой крещёный немец. Для того чтобы перестать платить церковный налог, надо официально выйти из лона Церкви, отказавшись от совершения всех таинств, включая Исповедь и Причащение.

КельнВ Кёльнском соборе. Фото: Noppasin Wongchum / Shutterstock.com

Как отмечает издание Breitbart, быстро растущий отток верующих и упадок католической веры в Германии вызваны как раз церковным налогом и растущей либерализацией церкви, тяготением её к протестантизму. Сегодня многие немецкие священнослужители – неверующие, а отношения между людьми внутри церкви становятся всё более формальными и утилитарными, пишет издание. Упадок веры и церкви в Германии в 2015 году был отмечен даже папой Франциском. Резкое снижение посещаемости воскресных месс, числа церковных браков, рукоположений заставили его говорить о разрушении католической веры в этой стране.

При этом в 2017 году церковь в Германии получила 7,1 млрд долларов налоговых поступлений (в рублях это бы составило около 413 млрд по тому курсу). И это несмотря на то, что с 1996 года официальное католическое население Германии сократилось с 27,5 до 23,6 млн человек – более чем на 14%. Только в 2016 году церковь покинули 162 тысячи граждан.

То есть в практически неверующей стране церковь получила лишь за год семь миллиардов долларов налогов. Запомним эту цифру.

В других европейских странах церковный налог несколько меньше. Так, в Австрии он составляет 1,1% дохода, там его может собирать любая официально признанная религиозная группа, однако пользуется этой возможностью в основном только католическая церковь. В Дании размер церковного налога составляет от 0,42 до 1,48% дохода верующего лица – в зависимости от коммуны. В 2013 году таким образом было собрано 6,3 млрд датских крон (если в рублях – это около 357,8 млрд). В Швейцарии платят 2,3% от дохода, в Финляндии – 1-2%, в Италии – 0,8%.

в церквиФото: www.globallookpress.com

В Швеции налог на церковь – 1%, причём платят его как верующие, так и неверующие. При том, что здесь религия отделена от государства. Любой гражданин, не указавший своё вероисповедание, по умолчанию платит налог в Церковь Швеции – он автоматически вычитается из зарплаты. Так что все шведские атеисты по налоговой статистике – члены церкви. Так, в 2013 году в Швеции насчитывалось 6,6 млн членов Церкви Швеции, из которых лишь 15% говорили, что верят в Иисуса Христа. Из них тех, кто хотя бы раз в месяц посещает богослужения, – 6%.

Читайте также:  Витамин с в шипучих таблетках вред и польза и вред

В Исландии ситуация схожа со Швецией. Церковный налог здесь тоже платят как верующие, так и неверующие. В 2015 году около 75% граждан были членами Евангелическо-лютеранской церкви, однако значительное число из них были атеистами, и лишь 12% регулярно (минимум раз в месяц) посещали церковь. При этом, согласно исследованию Gallup International, лишь 51% всего населения Исландии можно было назвать религиозным.

То есть в европейских странах, которые часть наших граждан до сих пор воспринимают как некий идеал справедливого общественного устройства, церковь спокойно вмешивается в дела государства, даже если официально она от этого государства отделена. Церковь собирает неплохие налоговые поступления, миллиарды долларов в год, причём налоги на её содержание платят в том числе неверующие. А там, где этим налогом облагаются только верующие, без его уплаты невозможно совершить ни одно церковное таинство. И такая традиция в Западной Европе идёт от VI-VIII веков. В частности, в 779 году Карл Великий превратил в обязательный для всех налог церковную десятину, которая до этого была добровольным приношением в церковь десятой доли доходов.

КарлКарл Великий. Фото: www.globallookpress.com

А что в России?

В истории России также существовала церковная десятина, и её появление связано с именем святого князя Владимира, крестившего Русь. Принятие православной веры означает и принятие Православной Церкви, а её существование требует, в том числе, и материальных затрат – на строительство и благоустройство храмов, создание и распространение церковной литературы, написание икон, содержание клира и многое другое. На всё это требуются деньги, и в этом нет ничего зазорного.

Святой князь Владимир определил в качестве первого источника доходов Церкви десятую часть «от имения своего и от градов своих», как свидетельствует «Повесть временных лет». То есть десятину, прежде всего, стал платить глава государства. Другим источником доходов Церкви стали церковные суды: Церковь получила право рассуживать гражданские дела, от чего ей полагались отчисления в виде пошлин. Но десятина князя всё же оставалась главным ресурсом существования Русской Церкви.

князь ВладимирСвятой князь Владимир. Фото: www.globallookpress.com

Вот что пишет историк Дмитрий Володихин о различии десятины на Руси и в Западной Европе того времени:

В Западной Европе на протяжении VI-VIII столетий церковная десятина превратилась в обременительный налог, обязательный для всех прихожан. Это вызывало ярость и ненависть к священству. В эпоху Реформации такая десятина, наряду с индульгенциями, симонией и иными «сосудами скверны», сыграла роль страшной бреши в позициях католичества. У нас, на Руси, весьма долго десятину платил только князь. Для времен двоеверия, борьбы с мятежами волхвов и прочими прелестями языческой старины такой порядок обеспечения Церкви был весьма полезным. Он лишал почвы настроения недовольства в обществе, настороженно относившемся к новой вере, он избавлял от лишних конфликтов.

После монголо-татарского нашествия русские князья стали беднее, а главным богатством Руси стала земля. Вот и церквям и монастырям вместо десятины дали земельные угодья, на которых они сами смогли бы строить хозяйства и обеспечивать себя.

«Распорядиться земельными владениями монашеская обитель сплошь и рядом могла гораздо лучше, нежели светский вотчинник. По своей грамотности, по обладанию книжными сокровищами духовенство стояло выше всех прочих слоёв русского общества. Оно развивало инженерную мысль, ставило смелые экономические эксперименты, осваивало доселе непроходимые дебри. Конечно, некоторым храмам и монастырям выплачивалась «руга» – постоянное денежное обеспечение от монарха, знатной семьи или же богатых горожан. Но всё-таки земля обеспечивала достаток священников и епископов гораздо надёжнее. От неё приходили деньги на благотворительность, покупку богослужебных предметов, строительство, да просто на жизнь попам и дьяконам», – пишет Володихин.

Интересно, что и в домонгольскую эпоху, и после неё на Руси, в отличие от Европы, деньги на содержание Церкви выделяли князья, знать и богатые горожане. Обеспечение Церкви было мудрым и справедливым, не в форме обременительного налога, как в Европе, а в форме пожертвования.

Петр 1Пётр I. Фото: www.globallookpress.com

После петровских реформ в XVIII веке началась секуляризация церковных земель – государство их стало отбирать.

Вместо отобранных владений вся Церковь снизу доверху оказалась посаженной на государственное жалование. Время от времени его выплачивали скверно, иногда совсем не выплачивали. Множество монастырей оказалось «за штатом», иначе говоря, им не платили ни копейки, отдав на милость местных жителей. В Российской империи Церковь жила бедно. Ну а советская власть, забрав то, что ещё у Церкви сохранилось, приучала её к нищете, расстрелам и страданиям,

– свидетельствует Дмитрий Володихин.

А что же сейчас? Сейчас Русская Православная Церковь живёт, в основном, на пожертвования и средства от продажи свечей, икон, духовной литературы, продающихся на территориях различных храмов. Но это не торговля в привычном смысле слова. Так, в интервью изданию «Православие.ру» казначей Московского Сретенского монастыря иеромонах Ириней (Пиковский) назвал главное отличие: полученный от продажи доход не является прибылью и не идёт на обогащение заинтересованных лиц – он полностью направляется на «уставную деятельность монастыря или прихода, в первую очередь – на социальное служение, а также на восстановление и украшение храма».

ИеринейИеромонах Ириней (Пиковский). Фото: vk.com

Было бы странно запрещать Церкви принимать пожертвования или брать деньги за требы – священнодействия, совершаемые священником по нужде отдельных лиц. Откуда тогда она возьмёт деньги на восстановление и благоустройство храмов, на хлеб и вино для совершения Евхаристии, на зарплату тем же священникам, чей труд немалый? Тем более что в России это всё, в отличие от некоторых европейских стран, происходит на добровольной основе: налогов на содержание Церкви мы не платим, палкой в храм никто никого не гонит.

Историк Дмитрий Володихин считает, что Русская Церковь сегодня могла бы пойти по пути возрождения церковной десятины, которую мог бы платить «актив приходских общин в обмен на право получать полный отчёт о расходе этих денег и влиять на то, как они будут израсходованы». Другой путь – передача всё большего имущества во владение или оперативное пользование Церкви. Конечно же, не с целью обогащения последней. А для более эффективного использования, например, земли и производства. Здесь нет ничего страшного, тем более что опыт такой у Русской Церкви был. И это лишь точка зрения.

В любом случае, обвинения Русской Православной Церкви в стяжательстве и вмешательстве в государственные дела несостоятельны, особенно в сравнении с Европой. Когда вам захочется поругать нашу Церковь, вспомните Германию, где, несмотря на огромный отток верующих от католической церкви, она получает миллиарды долларов в год через налоги простых граждан. Или Швецию с Исландией, где содержание церкви, в которой почти не осталось верующих, оплачивают атеисты.

Источник