Насекомые польза и вред конспект урока

Насекомые польза и вред конспект урока thumbnail

Тема урока: Полезные и вредные насекомые.

Цели урока: расширить знания о насекомых, их пользе и вреде; развитие логического мышления, умения сопоставлять и решать простейшие логические задачи на экологическую тематику; развитие речи, памяти, мелкой моторики; воспитание бережного отношения к природе и желание сохранить экологическое равновесие в природе.

Оборудование: кроссворд «Насекомые», таблица строения насекомых, карточки с заданием, игра «Определи насекомое по описанию», изображения насекомых.

Ход урока:

1. Организационный момент

А сейчас проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят, все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5».

2. Постановка темы и целей урока:

О чем мы будем сегодня говорить на уроке, вы узнаете, отгадав кроссворд.

1. С ветки на тропинку,

С травки на былинку

Прыгает пружинка –

Зеленая спинка.

2. Целый день летает,

Всем надоедает;

Ночь настанет,

Тогда перестанет.

3. Голубой аэропланчик

Сел на белый одуванчик.

4. Домовитая хозяйка

Полетела над лужайкой,

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком.

5. Летит, пищит,

Ножки длинные тащит,

Случай не упустит:

Сядет и укусит.

6. Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел –

Он вспорхнул и улетел.

7. На поляне возле елок

Дом построен из иголок.

За травой не виден он,

А жильцов в нем – миллион.

8.

Посмотрите, какое слово у нас получилось в выделенных клеточках? Правильно – насекомые. Сегодня мы с вами поговорим о насекомых. О насекомых полезных и насекомых-вредителях.

3. Актуализация знаний.

– Каких еще насекомых вы знаете? (вывешиваются изображения гусеницы, паука, божьей коровки, оса, колорадского жука, майского жука).

– Как передвигаются насекомые?

– Кто летает? Ползает? Бегает? Летает? Прыгает?

– Как насекомые переговариваются?

– Чем похожи все насекомые? (вывешивается плакат «Строение насекомых» на примере мухи).

Летом повсюду очень много насекомых. Осенью их становится гораздо меньше. Куда же они деваются?

Одни из них умирают, а многие прячутся на зиму в почву, в трещины коры деревьев, под опавшие листья. Там насекомые впадают в оцепенение. Что это значит?

Это значит, что они становятся неподвижными и могут даже показаться мертвыми. С чем связано исчезновение насекомых осенью? (с похолоданием и недостаточностью корма).

А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Определи насекомое». Я буду называть вам характеристику насекомого. А вы должны сказать, о каком насекомом я говорю:

  1. На лесных опушках ловят комаров и мух? (стрекозы, пауки)

  2. Охотятся на тлей? (божьи коровки)

  3. Поедают листья растений? (гусеницы)

  4. Пьют кровь? (комары)

  5. Поедает листья и ботву некоторых овощей? (колорадский жук)

  6. Опыляют растения? (бабочки)

  7. Собирают пыльцу, производят мед? (пчелы)

  8. Разносят на своих лапках вредные бактерии, болезни? (мухи)

  9. Точит кору деревьев? (жук)

  10. Самый трудолюбивый санитар леса? (муравей)

4. Работа по теме.

Какой вывод мы можем сделать из нашей игры?

Правильно, что насекомые бывают не только полезные, но и вредители, как для человека, так и для растений.

А чтобы лучше нам запомнить их, я предлагаю распределить в два столбика «наших» насекомых: полезные и вредители.

– гусеница, – паук,

– колорадский жук, – божья коровка,

– майский жук, – пчела,

– мухи, – бабочка,

– комары, – муравьи,

– кузнечики. – стрекоза.

Почему вы так распределили насекомых, докажите ответы примерами.

Физминутка.

Только в лес мы все зашли,

Появились комары.

Руки вверх – хлопок над головой.

Руки вниз – хлопок другой.

Дальше по лесу шагаем.

И медведя мы встречаем.

Руки за голову кладем

И вразвалочку идем.

Снова дальше мы идем,

Перед нами водоем.

Прыгать мы уже умеем,

Прыгать будем мы смелее:

Раз-два, раз-два,

Позади уже вода.

Мы шагаем, мы шагаем,

Руки выше поднимаем,

Голову не опускаем,

Дышим ровно, глубоко.

Беседа о бабочках и гусеницах.

Насекомые – самые разнообразные и многочисленные животные на земле. Наблюдать за ними интересно в любое время года. В жизни насекомых много удивительного. Например, их превращения. Посмотрите на бабочку. Это взрослое насекомое. Она откладывает яйца, из которых выходят личинки. Личинки есть у всех насекомых. Личинки бабочек называют гусеницами. Как непохожи они на взрослых бабочек! Гусеницы питаются и растут.

– А чем питаются гусеницы?

Ползет по дереву гусеница. Один листок съест, второй, третий… десятый – много ей надо листьев, чтобы прокормиться. А рядом такие же ползают. И все они грызут листья. Смотришь, стало дерево голым, как зимой, и весь лес голый стоит.

Потом они превратятся в куколок, а из куколок вылетят бабочки. Сами бабочки безобидные, а вот гусеницы у них очень вредные – настоящие лесные враги!

– Как вы думаете, растут ли взрослые насекомые?

Нет. Они всю жизнь остаются такими, какими вышли из куколок.

Беседа о пауке.

Если придти в лес рано утром, можно увидеть чудо: искрящиеся, как бусинки, капли росы на тонкой серебристой паутине. Паутина раскинулась и здесь, и там среди травы. Под легким ветерком она колышется, и весь лес сверкает, переливается. А если хорошо присмотреться, можно заметить, что деревья кусты отражаются в капельках росы, как в крошечных зеркалах…

Люди не любят пауков, а некоторые даже и боятся. Да, они вроде бы «разбойники» – плетут смертоносные сети для мух и комаров. Именно паучий аппетит не дает всевозможным клещам и улиткам, тлям опустошать поля, сады и леса.

– Чем пауки отличаются от других насекомых?

– У какого животного восемь глаз? У паука!

– У какого животного восемь ног? У паука!

– А у остальных насекомых сколько ног? (6). Поэтому запомните: паук – не насекомое! Хотя живет вместе с ними.

– Какой самый известный и большой паук? Правильно, крестовик.

– А почему его так прозвали?

Ростом паук с орех, а на темной спине белый рисунок в виде креста. Эти пауки плетут самые красивые сети, похожие на колеса.

Беседа о муравьях.

Беседа о мухах и комарах.

5. Закрепление.

– О каких насекомых мы сегодня говорили?

– Назовите вредных?

– Чем они вредят?

– Какие насекомые полезны, чем?

Далее предлагается провести работу по карточкам:

  1. Расскажи по картинкам, что делают насекомые?

  2. Рассмотри внимательно 2 верхних рисунка, а потом 2 нижних. Сравни их, чем они отличаются? Почему?

  3. Вставь пропущенные слова.

  4. Расскажи, что ты знаешь о жизни бабочки.

  5. Определи вредителя.

Вывод:

Много раз сегодня мы говорили: это насекомое «полезное», а это «вредное». Но это мы, люди, так их разделили, потому что они нам либо вредны, либо полезны. На самом деле каждое насекомое может быть и полезным и вредителем. Например, комар – пьет нашу кровь, может занести болезни. Значит вредный? А если исчезнут все комары, то чем будут питаться ласточки? Значит полезный?

А наш урок я хочу закончить такой просьбой к вам: какое бы ни было насекомое, «полезное» или «вредное» не стоит его уничтожать. Ведь от этого зависит наше экологическое равновесие.

Читайте также:  Груша для битья какая польза

6. Домашнее задание.

Нарисовать одно «полезное» и одно «вредное» насекомое.

7. Подведение итогов.

Анализ работы учащихся. Выставление оценок.

Источник

Конспект педагогического мероприятия с детьми

старшего дошкольного возраста

«Насекомые – польза и вред»

Приоритетная образовательная область: здоровье

Интеграция областей: здоровье, познание, коммуникация, художественное творчество, физкультура, музыка.

Цель: Формировать представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.

Обучающая задача: Дать детям элементарные знания о насекомых: сформировать понятие о том, что насекомые это маленькие животные, у которых есть голова, грудь, брюшко, шесть ног, у многих есть крылья. Показать взаимосвязь существования в природе разных сообществ.

Развивающая задача: Развивать правильное поведение детей по отношению к насекомым.

Воспитательная задача: Воспитывать интерес к окружающему миру, нашим меньшим братьям и бережное отношение к ним.

Оборудование: панно «Луг», бабочки на гибких стержнях, загадки о насекомых, муляжи насекомых, зеркало, магнитофон, мультфильм «Муравьишка – хвастунишка».

Предшествующая работа: – коллективная аппликация “Луг”;

Ход мероприятия

Воспитатель стоит возле панно «Луг».

Ребята, какой красивый луг у нас получился. Так и хочется по нему прогуляться. А вы не хотите погулять на лугу вместе со мной? (ответы детей)

Давайте скажем волшебные слова, которые перенесут нас на луг.

«В волшебное зеркало я посмотрю, скажу 1,2,3 и на луг попаду».

Вот мы и попали на наш луг. Посмотрите как здесь красиво, а какие цветы вокруг!

Какие цветы растут на лугу? (ответы детей), где то тихо звучит музыка:

Послушайте мелодию Э. Грига “Утро”: она рассказывает о рождении цветка, на зеленом хрупком стебельке образовался бутон, в нем происходит таинственный процесс, цветок готовится расправить, тесно свернутые, лепестки, прихорашивается, прежде чем появится на свет (слушание музыкального фрагмента).

Воспитатель читает стихотворение и дети вместе с воспитателем имитируют прогулку по лесу:

Давай пройдемся медленно по лугу (ходьба по кругу)

И “здравствуй” скажем каждому цветку. (наклоны вперед)

Я должен над цветами наклониться (руки тянем к цветку)

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.( улыбаемся цветам)

Воспитатель: Посмотрите ребята, какие цветы на лугу красивые. Можно ли их рвать?

(ответы детей)

Главное назначение цветов – привлекать насекомых, на лугу их очень много. У меня на столе много разных насекомых (объемные мелкие игрушки, или предметные картинки лежат на столе), попробуйте их узнать и назовите.

(по мере отгадывания размещать на панно «Луг»):

(воспитатель загадывает детям загадки)

Хоть они и жалят больно,

Их работой мы довольны. (пчела )

Модница крылатая,

Платье полосатое,

Ростом хоть и кроха,

Укусит – будет плохо. (оса)

И еще одно насекомое очень похоже на них. Это шмель.

Что вы знаете про них? (ответы детей)

Давайте рассмотрим их: у каждого из них есть голова, грудь, брюшко, на голове имеются глаза (часто они занимают большую часть головы) и усики. На нижней стороне груди – три пары ног (6 ног). Сверху к груди прикреплены две пары крыльев. Пчелы и шмели собирают нектар и цветочную пыльцу и попутно опыляют растения, обеспечивая урожай семян. Пчелиные продукты: мед, воск, прополис, пчелиный яд – это лекарство от болезней. Надо помнить, что укус пчел очень болезнен, поэтому надо быть очень осторожными при встрече с этим насекомым. Еще более болезнен укус осы. Осы любят сладкое, но вообще они хищники, прекрасно ловят мух и слепней.

А вот еще одна загадка:

Точка, точка, два крючочка – это лапки у жука,

два блестящих лепесточка раздвигаются слегка,

справа точка, слева – точка, в черных крапинках бока.

Отгадали?

Да, это божья коровка. Чем она отличается от пчелы, осы, шмеля? (ответы)

У нее есть жесткие крылья, они называются твердыми надкрыльями и прикрывают летательные. Божья коровка является маленьким санитаром, она спасает от гибели сады и огороды, поедая более мелкое насекомое – тлю. Божью коровку надо беречь.

Воспитатель: Как много насекомых мы рассмотрели, что даже немного устали. А вы знаете, что у насекомых есть своя зарядка от усталости. Ведь они тоже много трудятся.

Физминутка: «Веселые насекомые»

Прилетели на лужок Бабочки и пчелы.

Дружно сели все в кружок С песенкой веселой.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу, Зажужжали пчелки.

Ну, а бабочки кружат у зеленой елки.

Там паук расставил сети. Комары зудят в кустах.

Лучше песни нет на свете, Чем о пчелках и жуках!

Посмотрите, как много прилетело на луг разноцветных бабочек (показывает на установленные на гибких стержнях бабочек). Это тоже насекомые: яркие, красивые, они являются украшением природы и способствуют опылению растений.

Вы заметили, какой разноцветный у нас луг! Хочу сказать вам еще одну особенность – разные насекомые предпочитают разные цвета, так, пчелы, шмели и осы любят розовые, синие, фиолетовые цветки; мухам нравятся желтые, бабочкам – красные.

Знакомо ли вам это насекомое:

Не найдешь у нас пилы,

не рубили мы стволы,

не стучали топором,

а под елью вырос дом.

Про какой дом говорится в загадке? (ответы детей)

Да, это муравейник, и живут в нем муравьи, они друзья человека, так как спасают лес, уничтожая множество вредных насекомых. Но если его тронешь то, защищаясь, он больно обжигает, выделяя при этом муравьиную кислоту.

Запомните ребята основные правила вашей безопасности, чтобы встреча с насекомыми не стала для вас бедой:

Правила поведения при встрече с насекомыми:

  1. Увидев осиное гнездо, не трогайте его. Понаблюдайте за его обитателями издалека, иначе осы будут жалить куда попало.
  2. Около их жала есть ядовитые железы, поэтому ужаленное место сильно распухает.
  3. Если около вас летает пчела, старайтесь быть спокойными, не машите руками, перейдите в другое место. Не спешите губить пчелу, так как в этом случае она выделяет в воздух химическое соединение, которое приводит в агрессивное состояние всех находящихся поблизости сородичей. Если же она укусила то, необходимо удалить жало, ужаленное место потереть содовым раствором.
  4. Встретив на пути муравья, не трогайте его, понаблюдайте за ним, тогда он вас не укусит.

Для защиты от комаров используйте защитные кремы и мази, так как массовое нападение на человека может вызвать тяжелое отравление и даже смерть.

А вы запомнили, какие цвета предпочитают разные насекомые? Давайте поиграем…

Игра:

Разделим детей на три подгруппы – пчелы, мухи, бабочки; на желтый цвет – летают мухи, на красный – бабочки, на фиолетовый – пчелы; при этом можно использовать музыкальное сопровождение – кассета с записью звуков луга.

Воспитатель: Сегодня вы узнали о некоторых насекомых, среди них есть полезные и есть вредные, поэтому при встрече с ними надо быть осторожными всегда, так как при встрече с человеком они защищаются.

Нам пора возвращаться. Давайте произнесем наши волшебные слова и мы вновь окажемся в группе.

Пока мы путешествовали по лугу, наши новые знакомые – насекомые прислали нам в подарок картинки со своими изображениями и предложили их нам разукрасить. Прежде чем мы пойдем рисовать запомните ребята самое главное:

Читайте также:  Польза релаксации для детей детского сада

В природе все взаимосвязано. Каждое насекомое, даже если оно опасное для нас, может приносить пользу окружающей среде. Давайте будем внимательны и осторожны при встрече с обитателями природы.

Дети уходят в зону художественного творчества и приступают к разукрашиванию картинок.

Источник

КГКОУШИ10

Урок

развитие устной речи

«Насекомые вредные и полезные»

Насекомые польза и вред конспект урока

Подготовила: Мусохранова Татьяна Александровна

учитель начальных классов

Класс: 4

Тема: Вредные и полезные насекомые

Цели урока:

  • образовательная: знакомство с многообразием насекомых, выделение их существенных признаков;

  • развивающая: развитие у учащихся внимания, наблюдательности, речи, логического мышления;

  • воспитывающая: воспитание доброго отношения к маленьким соседям по планете, интереса к предмету через применение на уроке ИКТ.

Задачи:

– обобщить и расширить знания учащихся о насекомых;

– познакомить учащихся с понятиями «вредные» и «полезные» насекомые, научить их классифицировать по данному признаку;

– расширить словарный запас учащихся;

– воспитывать бережное отношение к насекомым;

– коррекция устной речи.

Оборудование: оформление доски, презентация, карточки.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

– Начинаем урок развитие устной речи. Посмотрите, чтобы у вас было всё готово к уроку.

  1. Психологический настой.

Эмоциональный настрой.

Громко прозвенел звонок-

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки хорошо открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минутки не теряем.

-Какое сейчас время года?

-Какой месяц?

-Какой месяц был перед ним?

-Какой месяц будет следующим?

– Какие изменения произошли в природе с приходом весны? (Слайд 2картинка весны)

-Давайте послушаем музыку под которую просыпается природа. Весна. Пришёл месяц май. Вся природа очнулась ото сна. Распускаются первые листочки. Повсюду слышна птичья трель. Порхают разноцветные бабочки. Ярко светит солнце. Оно обогревает всех с любовью.

– Вот с этим хорошим настроением мы начнём наш урок. И отправимся мы на лесную полянку. Слайд 3

-Кого же мы там встретим? Послушайте…

Прилетела к нам вчера

Полосатая пчела.

А за нею – паучок

И весёлый мотылёк,

Два жука и стрекоза

Как фонарики глаза.

Покружились, полетали….

От усталости упали….

4. Сообщение темы и цели урока.

Насекомые польза и вред конспект урока

– Посмотрите на рисунок, у вас на партах и найдите тех представителей животного мира, которых вы встретили в стихотворении? Закрасьте их.

(пчела, паук, мотылёк, стрекоза, жук – божья коровка, жук-долгоносик) Слайд 4

– Как можно назвать их одним словом?

– Это НАСЕКОМЫЕ

– Как вы думаете, может ли окружающий мир обойтись без насекомых?

(ответы детей)

– А пользу или вред они приносят окружающему миру?

(ответы детей)

Вот сегодня мы уточним и расширим представления о насекомых.

-Давайте познакомимся подробней с некоторыми обитателями луга.

Живут эти животные везде:

на воде и под водой;

на земле и под землей;

в густой траве;

и в старом пне.

– Мы с вами уже знаем, что в мире очень много насекомых. Они бывают совсем маленькими и большими. Одни летают, другие ползают или прыгают. Одни живут несколько лет, другие – один день. Одни – полезные, другие – вредные.

– Сегодня мы повторим то, что знаем о насекомых, а также узнаем, на какие две группы можно разделить насекомых, будем учиться работать в парах, обсуждать различные задания и оценивать себя.

– На партах у вас лежат листы самооценки, в которых по мере выполнения заданий мы будем оценивать себя. Если вам будет всё понятно, вы будете делать отметку зелёным кругом, если вам не всё было понятно, возникли затруднения – жёлтый круг, если вам ничего не было понятно – красный. Слайд 5

1 задание

2 задание

3 задание

4 задание

5 задание

– всё понятно, ошибок нет .

– понятно, но не всё, возникли затруднения.

– ничего не понял.

5. Изучение нового материала.

а) знакомство с внешним видом насекомых

– Ребята мы вспомнили уже несколько насекомых. А каких ещё насекомых вы знаете?

(ответы детей)

– Правильно. Вы много назвали насекомых. А как вы отличаете их от других представителей животного мира?

– По внешнему виду.

– Совершенно верно. Различать насекомых, от других представителей животного мира можно по внешнему виду.

– Предлагаю, посмотрите внимательно на представленных насекомых, и попробуйте определить их части тела.

(ответы детей)

– У насекомых есть: туловище (грудь и брюшко), голова, усики, крылья (не у всех) и шесть ног.

Насекомые польза и вред конспект урока

Слайд 6

– Насекомые – это самая большая группа животных. Существует целая наука, которая изучает насекомых, называется она «энтомология».

– А вы знаете, почему этих животных назвали «насекомые»?

(ответы детей)

– Слово «насекомые» переводится с латинского как «имеющий насечки», «тот, кто имеет надрезы». Если вы внимательно присмотритесь к насекомым, то увидите, что их туловище как бы разделено на три части (голова, грудь, брюшко), брюшко и ноги имеют насечки и даже на крылышках имеется жилкование.

– Итак, что нового мы узнали о внешнем виде насекомых? И почему их так назвали?

Мы узнали, что у насекомых есть: глаза, усики, голова, шесть ног, крылья (не у всех), туловище (грудь и брюшко). Насекомых так назвали, потому что их тело имеет насечки. (Слайд 7)

б) Игра «Проверь себя»

(индивидуальная работа)

– Предлагаю проверить, как хорошо вы запомнили части тела насекомых. Работать вы будете в парах. На партах у вас лежат карточки №1. Вам нужно будет соединить стрелочками части тела насекомого с названием этой части.

(выполняют работу)

– Проверяем.

(ответы детей)

– Оцениваем. В графу задание 1 выставляем кружочки.

(оценивают)

(слайд №8)

Физминутка

Чок-чок, каблучок! (Потопать ногами)

В танце кружится сверчок.( Покружиться)

А кузнечик без ошибки исполняет вальс на скрипке. (Движения руками, как при игре на скрипке)

Крылья бабочки мелькают (Движения руками, как крыльями)

С муравьем она порхает. (Покружиться )

Под весёлый гопачок лихо пляшет паучок. (Танцевальные движения)

Звонко хлопают ладошки! (Похлопать в ладоши)

Всё! Устали наши ножки! (Тихо сесть) Слайд 9

б) вредные и полезные насекомые

(работа в парах)

– Как вы думаете, пользу или вред приносят насекомые? Почему?

(ответы детей)

– Сейчас, я предлагаю выяснить: вред или пользу приносят насекомые.

– Работать вы будете в парах. У каждой пары есть карточка с описанием жизни насекомого. Прочитайте и определите вред или пользу приносит данное насекомое, где его нужно расположить в нашей таблице.

Вредные насекомые

Полезные насекомые

Колорадский жук

Я – гость заграничный. Прилетел к вам из далёкой Америки, штат Колорадо. Очень люблю поедать траву молодого картофеля, томатов, баклажанов и других растений. Хотя, окраска у меня яркая, оранжево-чёрная, птицы меня не трогают. Единственный мой пернатый враг – фазан. Но он живёт не везде.

Муравей

Я- муравей. Нас называют лесными санитарами. Мы уничтожаем вредных насекомых, которые наносят вред лесу. Муравьи одного гнезда за день уничтожают 15 тысяч насекомых. Чтобы добыть такое число насекомых, дятлу приходится трудиться 20 дней. Не разоряйте муравейник! Мы друзья людей!

Тля

Я – тля, очень маленькое насекомое, но меня боятся, все растения. Я истощаю их, высасывая соки, и загрязняют своими выделениями листья, как бы душу растения. Листья от этого скручиваются и засыхают.

Читайте также:  Принимать решение в пользу этого выбора

Пчела

Я – пчела даю мёд. Натуральный мед и пчелиный яд обладают ценными целебными свойствами. Также опыляю растения. Но от моих укусов погибают многие животные, птицы и звери. Вот ёж совершенно не реагирует на мой укус.

Божья коровка

Я – божья коровка, только на первый взгляд кажусь безобидным жучком, а на самом деле я – страшный хищник. Я быстро бегаю по веточкам и листочкам в поисках еды. Моя еда – тли, клещи, личинки колорадского жука и другие вредители. Аппетит у меня хороший – за день я могу съесть 200 тлей.

(дети определяют место насекомых в таблице и обосновывают свой ответ)

Комар (читает учитель) Слайд 10

Я – комар. Кто из вас не проклинал наше надоедливое комариное племя? Особенно на природе, где атаки крылатых кровопийц вполне способны погубить все очарование тихого летнего вечера. Да и в городе от нас порой житья нет. Но массы личинок комара, живущих в воде прудов и озер, служат там одним из главных источников питания рыб, особенно молодой рыбёшки.

– Ребята помогите мне определить место комара в нашей таблице. Какое это насекомое, вредное или полезное?

(предположения детей)

– Чаще всего, мы оцениваем вредность или полезность насекомого с точки зрения человека, но иногда насекомые приносят вред человеку, а для природы – пользу.

– Можно ли однозначно обо всех насекомых сказать приносят они пользу или вред? Почему?

(ответы детей)

– Так и комар, для человека это вредное назойливое, жалящее насекомое, от которого остаётся раздражение на коже, комар является переносчиком инфекция, а для природы – это полезное насекомое, личинками которого питаются рыбы. Поэтому предлагаю в третью колонку нашей таблице поместить комара.

– Как вы думаете, а правильно ли было уничтожить всех вредных насекомых? Почему?

(ответы детей)

Вывод: Есть насекомые, которые приносят только пользу; есть насекомые, которые приносят только вред, а есть насекомые, которые могут приносить и пользу и вред.

– Оцените сою работу. В графе 2 задание выставляем кружочек нужного цвета.

(оценивают)

в) Игра «Потопаем – похлопаем»

– Предлагаю вам проверить, как хорошо вы поняли, какую пользу, и какой вред способны приносит насекомые.

– Если я буду говорить о пользе, вы хлопайте в ладоши, если о вреде, тогда топайте ногами:

– Собирают мёд; (хлопают в ладоши)

– Едят вредных насекомых; (хлопают в ладоши)

– Являются пищей для других представителей животного мира;(хлопают в ладоши)

– Переносят заразные заболевания; (топают ногами)

– Доставляют радость и хорошее настроение; (хлопают в ладоши)

– Поедают молодую зелень; (топают ногами)

– Дают сырье для лекарств;(хлопают в ладоши)

– Опыляют растения;(хлопают в ладоши)

– Поедают останки погибших животных. (хлопают в ладоши)

– Молодцы! Вы хорошо усвоили, какую пользу и вред приносят насекомые.

– Оцените свою работу в графе 3.

(оценивают)

6. Закрепление изученного материала.

(слайд №11)

а) классификация вредных и полезных насекомых

– А теперь я предлагаю вам поработать самостоятельно и проверить свои знания. На карточках у вас изображены представители животного мира. Я буду загадывать вам загадки, а ваша задача: найти насекомого, о котором идёт речь и если оно полезное, обвести его зелёным цветом, а если вредное – красным.

С листьев тлю она съедает,

Следить за садом помогает.

Вот она взлетела ловко.

Это – (божья коровка)

Над цветком она летала,

И пыльцу из цветов собирала.

Полосатая она.

И зовут её…(пчела)

Хоть имеет много ножек,

Все равно бежать не может.

Вдоль по листику ползёт,

Бедный листик весь сгрызёт.

(гусеница)

Очень мелкие они,

Для листов они враги.

Сок из листьев выпивают,

Листья вянут, засыхают.

(тля)

Кто работает с утра:

Строит дом, несет дрова,

Тащит целый воз еды,

Мало ест, не пьет воды,

У него полно друзей.

Тот работник… (муравей)

Этот жук их Колорадо,

Есть картошку обожает.

Налетит он если тучей,

Все листочки вмиг съедает.

(колорадский жук)

– Выполним проверку. Назовите вредных насекомых, которых вы обвели красным цветом. Назовите полезных насекомых, которых вы обвели зелёным цветом. Вы проверили, как вы запомнили вредных и полезных насекомых.

– Оцените свою работу. В графе 4 задание рисуем кружочки.

(оценивают)

(слайд №11)

б) дополни предложения

– Следующее задание заключается в том, чтобы составить предложения. Работать будем по парам. Вы должны дополнить предложения по смыслу. В левом столбике начало предложения, в правом – иллюстрации насекомых, соедините их стрелочкой, чтобы предложение было верным.

Строит муравейник

.

Стрекочет в траве

Насекомые польза и вред конспект урока.

Собирает нектар с цветов

Насекомые польза и вред конспект урока.

Плетёт паутину

Насекомые польза и вред конспект урока.

(слайд №12)

– Выполним проверку.

(дети зачитывают предложения вслух)

– Молодцы! Оцените свою работу. В графе 5 задание выставляем отметки .

(оценивают)

– Сегодня на уроке мы ставили цель: узнать новое о насекомых, уметь различать вредных и полезных насекомых. Мы выполнили все задания, которые позволили нам достичь поставленной цели.

7. Домашнее задание.

– Предлагаю вам дома нарисовать насекомое, которое вам понравилось больше всего.

8. Рефлексия.

– Вот наш урок подошёл к концу. Вы хорошо потрудились. Оцените себя – по листам самооценки. В последнем столбике вам нужно будет выставить себе оценку.

Где у вас зелёный круг – вы ставите 5 баллов;

Где у вас жёлтый круг – вы ставите 4 балла;

Где у вас красный круг – вы ставите 3 балла.

(оцениваю)

– Поднимите руку, кто получил оценку «5», «4», «3».

– Молодцы!

– А сейчас мне очень хотелось бы узнать, насколько хорошо вы чувствовали себя на уроке, все ли запомнили. Я предлагаю вам населить ромашки насекомыми. У вас на парте лежат бабочки зелёного, жёлтого и красного цвета. Если вам сегодня понравилось на уроке, вы всё поняли и сможете научить этому своего товарища, вы крепите – зелёную бабочку, если вам было интересно, но кое-что вы не совсем запомнили, вы крепите – жёлтую бабочку. А если вам было скучно, вы плохо запомнили то, о чём мы говорили, вы крепите – красную бабочку.

– Молодцы! Посмотрите, какая красивая полянка у нас получился.

– Закройте глаза. Мысленно перенеситесь с прекрасной полянки в класс. Откройте глаза.

– Мне приятно было с вами работать. А закончить наш урок я хочу словами А.Л. Барто.

Я сорвал цветок – и он завял,

Я поймал жука – и он умер у меня на ладони.

Я посадил птицу в клетку – и она погибла в неволе.

И тогда я понял, что прикоснуться к красоте

можно только сердцем.

А. Барто

(слайд №13)

– Прошу вас, помните об этом. Спасибо за работу.

(слайд №14)

Интернет-ресурсы

Высказывание https://pro-razvitie.ru/blogs/svetlyi-blog/ja-sorval-cvetok-i-on-zavjal-ja-poimal-zhuka-i-on-umer-u-menja-na.html

Дидактические картинки https://gigabaza.ru/doc/77287-p2.html

Загадки https://deti-online.com/zagadki/zagadki-pro-nasekomyh/, https://www.numama.ru/zagadki-dlja-malenkih-detei/zagadki-o-zhivoi-prirode/zagadki-pro-muravja.html

Информация о понятии «насекомые» https://www.zooclub.ru/faq/show.php?id=3485

Картинки https://animals-wild.ru/uploads/1402906785_pic132.png,

Источник