Ненависть к себе это польза и вред

Ненависть к себе это польза и вред thumbnail

Аутоагрессия — это действия, направленные на причинение вреда самому себе. В моменты страданий вместо эндорфинов в кровь поступают гормоны стресса, вынуждающие активно защищаться. Логично было бы противостоять тревоге, изменить ситуацию и ликвидировать источник беспокойства, но человек направляет деструктивные действия на себя. Наказывает, калечит собственное тело, морально бьёт, вымещая злость, обиду и ненависть. 

Признаки и последствия аутоагрессии 

Осознанное саморазрушение выражается в попытках самоубийства или имитации суицида. Человек причиняет себе тяжкие телесные повреждения, вынуждая реагировать на эмоциональную боль, вызывая чувство вины. Неосознанная аутоагрессия проявляется как автоматические действия, деструктивные привычки: расчёсы, раздирание кожи, обгрызание ногтей. 

Неявное саморазрушение может выражаться в склонности к сомнительным способам «совершенствования» тела: изменению внешности с помощью пластической хирургии, татуировок, пирсинга, нездоровых диет. 

Признаки тяжелой формы аутоагрессии:

• Психосоматические заболевания (аутоиммунные, гормональные);

• Девиантное, экстремальное, виктимное поведение;

• Пищевые расстройства (булимия, анорексия).

 Признаки аутоагрессии появляются ситуативно. Человек напивается после ссор с близкими, из-за проблем на работе, неадекватно ведет себя за рулем, стучит в стены, разбивая руки, голову в кровь. Особенно сильно стремление к саморазрушению свойственно людям, больным наркоманией, хроническим алкоголизмом. 

У детей и подростков признаки аутоагрессии проявляются в виде аутизма, отклонений в развитии, замкнутости, в конфликтах со сверстниками, фанатичном отношении к кумирам, в увлечении экстремальным спортом, суицидальных настроениях. Нередко истоки саморазрушительного поведения следует искать в психотравмах, полученных в раннем возрасте. 

Причины возникновения аутоагрессии 

  • Запреты. Аутоагрессивные действия свойственны малышам 3-4 лет, болезненно реагирующие на родительское «нельзя», закатывающие истерики с битьем руками, ногами, головой об пол или твердые предметы. 
  • Недостаток любви, заботы. Ребенок решает, что не нужен родителям, ищет причину в собственном «плохом поведении» и наказывает себя, одновременно привлекая внимание близких, вызывая жалость. Ошибки воспитания — частая причина аутоагрессии. 
  • Унижения. Жестокое обращение с детьми, насмешки, невнимание к насущным проблемам почти гарантированно приводят к саморазрушительному поведению. 
  • Конфликты. Трудности в установлении контакта со сверстниками заставляют искать и наказывать «виноватого» — самого себя, могут стать причиной суицида. Подростковые «группы смерти» существенно повышают риски. 
  • Социальная терпимость к саморазрушению. Считается приемлемым употребление спиртного в качестве успокоительного. Алкоголь усиливает депрессию, становится и следствием, и причиной аутоагрессии. 

Как справиться самостоятельно? 

Если причина аутоагрессии — врожденные функциональные нарушения ЦНС, то человек не в состоянии бороться самостоятельно, а близкие редко способны помочь. Стоит обратиться к специалистам и следовать их рекомендациям. В остальных случаях можно научиться управлять агрессией на саму себя. 

Самопомощь при аутоагрессии: 

• задайте вопрос — На кого вы себе запрещаете злиться? 
• развлечения: музыка, фильмы, прогулки, общение с друзьями без алкоголя; 
• релакс и работа над повышением самооценки; 
• обратить внимание, что в жизни получается хорошо и отлично; 
• творчество: литература, рисование, лепка, пение, танцы; 
• спорт: борьба, бег, тяжелая атлетика; 
• безобидные способы выплеска гнева: битье боксерской груши, крик, шум. 

Если аутоагрессия свойственна кому-то из близких, не игнорируйте тревожные звоночки. Проявляйте заботу, интересуйтесь, вникайте. Помните, любовь в самом буквальном смысле способна лечить и спасать жизни. Обязательно уделяйте время детям, родственникам, семье, друзьям. Выслушайте, успокойте и поддержите. 

Источник

Ðàçâå ìîæåò áûòü ïîëüçà îò íåíàâèñòè, êîòîðàÿ ðàçðóøàåò ÷åëîâå÷åñêóþ äóøó è óáèâàåò ëþáîâü? Âñå ðåëèãèè ìèðà ïðèçûâàþò áîðîòüñÿ ñ íåíàâèñòüþ ïîêàÿíèåì, çàìåíîé åå íà ëþáîâü ê áëèæíåìó. ×òî, âçÿòü ïðÿìî è ïîëþáèòü íåíàâèñòíîãî âàì ÷åëîâåêà, êîòîðûé ïðè÷èíèë âàì áîëü è ñòðàäàíèÿ? Ýòî áóäåò íåïðàâèëüíî.  Òîãäà ýòîò ÷åëîâåê óòâåðäèòñÿ â ñâîåé ïðàâîòå è áóäåò ïðîäîëæàòü íàíîñèòü áîëü åñëè íå âàì, òî äðóãèì ëþäÿì. Çëî äîëæíî áûòü íàêàçàíî. Êàêèì îáðàçîì? È èçáàâèò ëè ýòî îò íåíàâèñòè? Ïëîõèõ ÷óâñòâ íå áûâàåò. Îíè ñòàíîâÿòñÿ òàêîâûìè, êîãäà ïðåâðàùàþòñÿ â êðàéíîñòü, áóäü ýòî äàæå ëþáîâü, êîòîðàÿ ñ÷èòàåòñÿ íåïîãðåøèìîé. Íåíàâèñòü – ýòî çàùèòíàÿ ðåàêöèÿ íà ïðîïóùåííóþ áîëü. Áåç íåíàâèñòè, âû ñëîìàåòåñü è ïðåâðàòèòåñü â òðÿïêó. Íåíàâèñòü óñèëèâàåò àãðåññèþ, êîòîðàÿ ïîçâîëÿåò ïîâûñèòü ñàìîîöåíêó è ïðîòèâîñòîÿòü àãðåññîðó…. Íà âàøó ñòðàíó íàïàë âðàã, óáèâàåò âàøèõ äðóçåé, áëèçêèõ, õî÷åò ïîðàáîòèòü âàñ è ïðåâðàòèòü â íè÷òîæåñòâî. Êàêîå ÷óâñòâî ïîçâîëèò âàì îêàçàòü äîñòîéíîå ñîïðîòèâëåíèå? Íåíàâèñòü ê âðàãó. Âû áóäåòå äðàòüñÿ ñ íèì, ïîêà íå ïîáåäèòå èëè íå ïîãèáíåòå ñàìè. Íåíàâèñòü ìîæåò áûòü áëàãîðîäíîé, êîãäà âû ñðàæàåòåñü çà ïðàâîå äåëî, à ìîæåò áûòü ôàíàòè÷íîé, íàïðàâëåííîé ïðîòèâ ÷åëîâå÷íîñòè. Âû ëþáèëè è áûëè ïîëíîñòüþ ðàñêðûòû, òàê êàê äîâåðÿëè ëþáèìîìó ÷åëîâåêó. Íî âîò îí âàñ ïðåäàë, ÷åì íàíåñ ñîêðóøèòåëüíûé óäàð ïðÿìî â ñåðäöå. Ñèëüíåéøàÿ ïñèõîòðàâìà, íåïðåêðàùàþùååñÿ òðàâìèðîâàíèå, ñïàñòèñü îò êîòîðîãî ìîæíî òîëüêî ñ ïîìîùüþ ïðîòèâîïîëîæíîñòè ëþáâè – íåíàâèñòüþ. Ñíà÷àëà, ýòî ïîìîãàåò. Âñå, ÷òî ðàíüøå äîñòàâëÿëî óäîâîëüñòâèå, íà÷èíàåò îòðèöàòüñÿ è çàìåíÿòüñÿ íåíàâèñòüþ. Íî äëèòåëüíîå çàöèêëèâàíèå íà íåíàâèñòè èñïåïåëÿåò ëþáîâü, âûõîëàùèâàåò ïàìÿòü íà òðàâìèðóþùèå ñîáûòèÿ, äåëàåò öèíè÷íûì, íå ñïîñîáíûì áîëüøå ëþáèòü. Íåíàâèñòü èç áëàãà ïðåâðàùàåòñÿ âî çëî. ×òî äåëàòü, êàê áûòü? Èçáàâèâ ñåáÿ îò íåíàâèñòè, âû ëèøèòåñü àãðåññèâíîé çàùèòû è âíîâü ïîäâåðãíåòåñü òðàâìèðîâàíèþ, îò êîòîðîãî óáåæàëè ñ òàêèì òðóäîì. Õóæå âñåãî, ÷òî íåíàâèñòü ÷àñòè÷íî ïåðåíîñèòñÿ íà äåòåé, òàê êàê îíè íåïîñðåäñòâåííî ñâÿçàíû ñ ðàçäðàæèòåëåì (à ó äåòåé – íà ðîäèòåëåé, êîòîðûå íå ñóìåëè ñîõðàíèòü ñåìüþ è ñäåëàòü èõ ñ÷àñòëèâûìè). Êàê ðåøèòü ýòó «íå ðåøàåìóþ çàäà÷ó»? Åñëè ìåíÿ, íàïðèìåð, áðîñèë îòåö, êîãäà ÿ áûë ñîâñåì ìàëåíüêèì è ÿ èç-çà ýòîãî íàñòðàäàëñÿ, êàê ìíå åãî ïðîñòèòü è ïåðåñòàòü íåíàâèäåòü? Åñëè ÿ ýòî ñäåëàþ, òî îêàæóñü íåçàùèùåííûì è ñíîâà âåðíóñü ê òîìó, îò ÷åãî óáåæàë. Èëè, êàê ìíå íå íåíàâèäåòü ñîñåäñêîãî ìàëü÷èêà, êîòîðûé áûë ñòàðøå ìåíÿ è òåððîðèçèðîâàë, çíàÿ, ÷òî íå ïîëó÷èò îòïîð è ìîÿ ìàìà íå ñìîæåò ìåíÿ îò íåãî çàùèòèòü? È ñåé÷àñ, âñïîìèíàÿ ïåðåíåñåííûå ñòðàäàíèÿ, ÿ ãîòîâ åãî óáèòü, ðàñòåðçàòü, óíè÷òîæèòü. Íåíàâèñòü çàñòðåâàåò â ïîäñîçíàíèè íà ìíîãèì ãîäû è äàæå íà âñþ æèçíü. À êàê ïðèìèðèòü âîþþùèå íàðîäû, ãäå ó êàæäîé ñòîðîíû ðóêè çàïà÷êàíû êðîâüþ? Âåíäåòòà, ìåñòü, íåíàâèñòü íà âñþ æèçíü…. È âñå æå, ðåøåíèå ïðîáëåìû åñòü, õîòÿ îíî è òðóäíî ïî èñïîëíåíèþ. Íåíàâèñòü íåëüçÿ ïîäàâëÿòü, åé íàäî äàòü âûïëåñíóòüñÿ (ìûñëåííî) â óñëîâèÿõ ïîêîÿ. ×àùå âñåãî ýòî ïðîèñõîäèò âî ñíå. Ëèøü ïîñëå ðàçðÿäêè ðàçäðàæåíèÿ, íà÷èíàåò àêòèâèçèðîâàòüñÿ ïîäàâëåííàÿ ëþáîâü è âñïîìèíàòüñÿ ïîëîæèòåëüíûå ìîìåíòû, ñâÿçàííûå ñ ÷åëîâåêîì, êîòîðûé ñòàë íåíàâèñòíûì. Ëþáîâü íà÷íåò óðàâíîâåøèâàòü íåíàâèñòü, íåíàâèñòü – ëþáîâü.  ðåçóëüòàòå óðàâíîâåøèâàíèÿ ïðîòèâîïîëîæíîñòåé, íà÷íåò ïðîèñõîäèòü îñìûñëåíèå òðàâìèðóþùåé ñèòóàöèè è îòíîøåíèå ê ðàçäðàæèòåëþ ñòàíåò ñïîêîéíîå. È ëþáîâü áóäåò ïðèñóòñòâîâàòü, è íåíàâèñòü, íî îíè áóäóò óðàâíîâåøèâàòü äðóã äðóãà, à íå çàõâàòûâàòü äîìèíèðóþùèå ïîçèöèè. ×ðåçìåðíàÿ ëþáîâü ñíèæàåò ñàìîîöåíêó è ïîòîìó ÷åëîâåê ñòàíîâèòñÿ íåçàùèùåííûì. Íåíàâèñòü, ïîçâîëÿåò ïîâûñèòü ñàìîîöåíêó è çàöåíèòü ñåáÿ. Íèêîìó íå ïîçâîëåíî ïðè÷èíÿòü âàì áîëü è ñòðàäàíèÿ. Íî íàõîäèòüñÿ â ïîñòîÿííîì íàïðÿæåíèè â îæèäàíèè óäàðà – òîæå íå ïðàâèëüíî. Ïîýòîìó, ÷òîáû ëèøèòü íåíàâèñòü äîìèíèðóþùèõ ïîçèöèé, êîòîðûå ðàçðóøèòåëüíû, íàäî ñòàáèëèçèðîâàòü ðàâíîâåñèå è âíèìàíèå. Äëÿ ýòîãî, íàäî ÂÑÌÎÒÐÅÒÜÑß è óâèäåòü òî, ÷òî ðàçäðàæàåò, â ìîìåíò ðàçäðàæåíèÿ (ïðåðûâàíèÿ âíèìàíèÿ). Íàïðèìåð, âñìàòðèâàÿñü â îáðàç îòöà, ÿ óñèëèâàþ ñèëüíîå «ß», êîòîðîå áûëî ñëîìëåíî ñòðàõîì è âèæó åãî ñ ñèëüíûõ ïîçèöèé, ÷òî ïîçâîëÿåò âîñïðèíèìàòü åãî ñîâåðøåííî èíà÷å. Ïî÷åìó ÿ åãî âîçíåíàâèäåë? Ïîòîìó ÷òî òðàâìèðîâàëñÿ. Ïî÷åìó òðàâìèðîâàëñÿ? Ïîòîìó ÷òî áûë ñëàáûì. Êàê ñòàòü ñèëüíûì? Íàäî çàñòàâèòü ñåáÿ ñìîòðåòü ñòðàõó, ïðàâäå â ãëàçà.  ýòîì ñëó÷àå, àâòîìàòè÷åñêè àêòèâèçèðóåòñÿ ñèëüíîå «ß», êîòîðîå íå ïîçâîëÿåò ñòðàõó ïðîáèâàòü çàùèòó. Èçíà÷àëüíî íàäî áûëî íå ñïàñàòüñÿ â ñòðàõå, à ñîïðîòèâëÿòüñÿ. Êîãäà ÿ âèæó îòöà ñ ñèëüíûõ ïîçèöèé, îí ìåíÿ íå ðàçäðàæàåò. Ìàëî òîãî, ÿ âèæó åãî ïîëîæèòåëüíûå êà÷åñòâà, êîòîðûå áûëè ïîäàâëåíû íåíàâèñòüþ. Íå ÿ, à áîã åìó ñóäüÿ. Êàæäûé ñàì îòâå÷àåò çà ñâîè îøèáêè è ïîëó÷àåò çà íèõ ïî çàñëóãàì. ß äîëæåí áûòü åìó áëàãîäàðåí óæå çà òî, ÷òî îí äàë ìíå æèçíü. Íå íàäî áûòü ñëàáûì, òîãäà íå áóäåøü è áèòûì…. Ñ âîññòàíîâëåíèåì ðàâíîâåñèÿ, ïîâûñèëàñü ñàìîîöåíêà, âåðíóëîñü óâàæåíèå ê ñåáå è âîññòàíîâèëàñü ïàìÿòü è ÷óâñòâà â ïåðâîçäàííîì âèäå. Ïðîøëîå íà÷àëî âîñïðèíèìàòüñÿ îáúåêòèâíî, ñî ñïðàâåäëèâûõ ïîçèöèé. À êàê áûòü ñ ñîñåäñêèì ìàëü÷èêîì, êîòîðîãî ñåé÷àñ, åñëè áû âñòðåòèë, «óáèë áû»? Îí âåë ñåáÿ, ïî îòíîøåíèþ êî ìíå òàê, êàê ÿ ïîçâîëÿë åìó. Íå îí áû èçäåâàëñÿ, òàê äðóãîé. Ïðîñòî íå íàäî áûòü ñëàáûì. Êîãäà òû ñèëüíûé, âñå âîñïðèíèìàåòñÿ ñîâåðøåííî èíà÷å, è íåíàâèñòüþ, êàê çàùèòîé, ïîëüçîâàòüñÿ íå ïðèõîäèòñÿ. Ñèëüíûé ÷åëîâåê áëàãîðîäíûé ÷åëîâåê è îí áîëüøå ðàññ÷èòûâàåò íà ñèëó ðàçóìà, à íå íà ýìîöèè. Ïîÿâèëàñü ëè ëþáîâü ê îòöó, âçàìåí íåíàâèñòè? Îñîáîé ëþáâè, êàê è íåíàâèñòè íåò, åñòü ïîíèìàíèå. Äà, èíîãäà ïðîñêàêèâàåò íåíàâèñòü, íî ýòî îòãîëîñêè ïðåæíèõ ôèêñàöèé, êîòîðûì íàäî äàòü ðàçðÿäèòüñÿ, ÷òîáû ïðîèçîøëî îñìûñëåíèå è óñïîêîåíèå. ×óâñòâà íåëüçÿ ïîäàâëÿòü, èì íàäî äàâàòü ðàçðÿäêó. À âîçìîæåí ëè âîçâðàò ê ïðåæíåé ëþáâè? Âðÿä ëè. Åñëè îòíîøåíèÿ ðóõíóëè, òî óæå íå ïîïðàâèøü. Ïðîñòî ïîòîìó, ÷òî íå áóäåò äîâåðèÿ. Îñìûñëåíèå èçáàâëÿåò îò âñåïîæèðàþùåé íåíàâèñòè è ïðèíîñèò óñïîêîåíèå. Ïðèõîäèò ïîíèìàíèå òîãî, ÷òî â òåõ ñèòóàöèÿõ, ÷òî áûëè, ñîáûòèÿ ïðîñòî íå ìîãëè ðàçâèâàòüñÿ èíà÷å. Íàäî âèäåòü íå òîëüêî ñâîé, íî è ÷óæîé èíòåðåñ è ñ÷èòàòüñÿ ñ íèì. Íå÷åãî áûëî ðàñêðûâàòüñÿ, òîãäà áû íå áûëî è ïðîïóùåííûõ óäàðîâ. Ëþáîâü ëèøàåò ñïîñîáíîñòè êðèòè÷åñêè ìûñëèòü, íî åñëè îòíîøåíèÿ ðóõíóëè, ñïîñîáíîñòü ýòó íàäî âîññòàíîâèòü, èíà÷å íå èçáàâèòüñÿ îò ïîñëåäñòâèé. Åñëè âàñ óòàùèëî â êðàéíîñòü íåíàâèñòè èëè íåóäà÷íîé ëþáâè, êîãäà âû âñå ïðîùàåòå ÷åëîâåêó, êîòîðûé âûòèðàåò î âàñ íîãè, êàê âûðâàòüñÿ èç ýòîé ðàçðóøàþùåé çàâèñèìîñòè? Ïåðâûì äåëîì – ýòî óõîä îò ðàçäðàæèòåëÿ, èíà÷å îáðàçîâàâøàÿñÿ ðàíêà âñå âðåìÿ áóäåò æèòü â ðåæèìå ñàìîðàçäðàæåíèÿ èç-çà ñâîåé ñâåðõ ÷óâñòâèòåëüíîñòè. Äàëåå – óñïîêîåíèå, ÷òîáû ïñèõîòðàâìà ñìîãëà óñïîêîèòüñÿ è çàæèòü. Ïñèõîòðàâìû ëå÷àòñÿ òîëüêî ñíîì.  ñïîêîéíîé äîáðîæåëàòåëüíîé îáñòàíîâêå, ÷åëîâåê ñòàíîâèòñÿ äîáðåé è ãîòîâ ïðîùàòü îáèäû. È åùå îäèí, î÷åíü âàæíûé ìîìåíò – ýòî, òðåíèðîâêà âíèìàíèÿ. Êîãäà ýíåðãåòè÷åñêèå ïîòîêè ïåðåíàïðàâëÿþòñÿ èç çàöèêëåííîñòè íà ðàíêàõ ñòðàõà â ðåàëüíîñòü, ðàíêè ëèøàþòñÿ ïîäïèòêè (ïðèòîêà ðàçäðàæåíèé) è ïñèõèêà àâòîìàòè÷åñêè íîðìàëèçóåòñÿ. Ïðè ýòîì, ïðèäåòñÿ ïåðåáîëåòü ïðàâäîé, êîòîðàÿ ðàíåå îòðèöàëàñü, íî çàòî îáðåòåòñÿ ïðàâèëüíîñòü ìèðîâîñïðèÿòèÿ è íåíàâèñòü ïåðåñòàíåò òåðçàòü. Áåç ïîíèìàíèÿ òîãî, êàê ðàáîòàåò ïîäñîçíàíèå, ìîæíî äîëãî èñêàòü ïóòü ê èñòèíå è òàê åãî è íå íàéòè. Ïîíèìàíèå æå, ïîìîæåò áûñòðî íàéòè ðåøåíèå âîïðîñà è âåðíóòü ñåáå ñâîþ íàñòîÿùåñòü.                1.12.2014 ã.

Источник

Íåêîòîðûå ó÷åíèÿ óòâåðæäàþò, ÷òî íåãàòèâíûå ÷óâñòâà íàäî ïîäàâëÿòü, âïëîòü äî óíè÷òîæåíèÿ. Ýòî – íå ïðàâèëüíî. Âñå ÷óâñòâà íóæíû ÷åëîâåêó, â òîì ÷èñëå è òàêîå «óæàñíîå» ÷óâñòâî, êàê íåíàâèñòü. Íåíàâèñòü – ýòî çàùèòíàÿ ðåàêöèÿ íà âíåøíþþ àãðåññèþ. Îíà ïîìîãàåò ñîõðàíèòü ñâîþ öåëîñòíîñòü. Ðàçðóøèòåëüíà çàöèêëåííîñòü íà íåíàâèñòè, íî êàê ïðîòèâîâåñ, îíà ñåáÿ âïîëíå îïðàâäûâàåò è ïîìîãàåò âîññòàíîâèòü ñâîå ñëîìàííîå, ïîä âîçäåéñòâèåì îáñòîÿòåëüñòâ, öåëîñòíîå «ß». Âî âðåìÿ âîéíû, íàïðèìåð, íåíàâèñòü ê âðàãó, äàåò ñèëû äëÿ áîðüáû. À ÷òî, â ìèðíîé æèçíè? È â ìèðíîé æèçíè åå ðîëü íå ìåíåå âàæíà, ïðîñòî åå íàäî íàó÷èòüñÿ êîíòðîëèðîâàòü íî, íè â êîåì ñëó÷àå, íå óíè÷òîæàòü. Íåêîòîðûå îáùåñòâåííûå îðãàíèçàöèè, ñòàðàþòñÿ ïðèâèòü ìîëîäåæè «ëþáîâü êî âñåìó ÷åëîâå÷åñòâó», íà îñíîâå ÷ðåçìåðíîãî èíôàíòèëüíîãî àëüòðóèçìà, ÷åì íàíîñÿò ìîëîäûì ëþäÿì  îãðîìíûé âðåä. Îíè «ìÿãêî» ëîìàþò èì ñòåðæåíü, èõ ñèëüíîå «ß», îòâåòñòâåííîå çà áîðüáó, ñîïðîòèâëåíèå, çà ñîõðàíåíèå öåëîñòíîñòè ëè÷íîñòè.  ñíîâèäåíèÿõ, êîãäà ðàçóì ïåðåñòàåò êîíòðîëèðîâàòü ýìîöèè, íàãëÿäíî ïðîÿâëÿåòñÿ ïîëüçà îò íåíàâèñòè. Ñíèëîñü, áóäòî ÿ, ðàäè ñâîåãî ðåáåíêà, ðåøèë íàëàäèòü îòíîøåíèÿ ñî ñâîåé áûâøåé æåíîé. Êóïèë òîðò è ðåøèë óãîñòèòü åå, ìàëåíüêîãî ñûíà è åùå êàêîãî-òî ìàëü÷èêà, ðîëü êîòîðîãî íå äî êîíöà ïîíÿòíà. Ñåëè íà êóõíå çà ñòîë è ñòàëè åñòü òîðò. Êàê õîðîøî, êîãäà íè ðóãàíè, íè ññîð. È äåòè ñ÷àñòëèâû. Íàêîíåö-òî, ìîæíî ïî-íàñòîÿùåìó ðàññëàáèòüñÿ. Íî ñòîèëî òîëüêî ðàññëàáèòüñÿ, êàê ñíÿëàñü ñïàçìàòè÷åñêàÿ çàùèòà ñ ïîäàâëåííîé ïñèõîòðàâìû è ìûñëè, ñíà÷àëà ìåäëåííî, íî ïîòîì ñ âñå áîëüøèì óñêîðåíèåì, ñòàëè ðàçãîíÿòü è óñèëèâàòü íåíàâèñòü…. Ïðèøëè ðîäñòâåííèêè, è «áûâøàÿ» íà÷àëà óêàçûâàòü, ÷òî è êîìó íàäî äåëàòü. Ñïðÿòàëà òîðò, êîòîðûé ÿ êóïèë íà ñâîè äåíüãè â õîëîäèëüíèê, è çàïðåòèëà âñåì ê íåìó ïðèêàñàòüñÿ, áåç íåå âåäîìà. È òóò, ìåíÿ çàõëåñòíóëà íåíàâèñòü, êîòîðóþ âíåøíå ÿ ïûòàëñÿ íå ïðîÿâëÿòü, ÷òîáû íå òðàâìèðîâàòü ñûíà. «Ñêîòèíà, îïÿòü çà ñâîå. Íèêîãäà ñ ýòèì íå ñìèðþñü. ß ãëàâíûé, à íå îíà, è âñå áóäåò, ïî-ìîåìó. Íî îíà æå, ñâîëî÷ü, îïÿòü íà÷íåò øàíòàæèðîâàòü ñûíà. Âîò óæ, äåéñòâèòåëüíî, íàêèíóëà ìíå óäàâêó íà øåþ è äóøèò, çíàåò ìîå ñëàáîå ìåñòî. Íå ïîéäó ó íåå íà ïîâîäó. Óéäó, óåäó êóäà óãîäíî, ëèøü áû íå âèäåòü ýòó íåíàâèñòíóþ ìîðäó. Ðàñêîìàíäîâàëàñü. À êàê æå ñûí, âåäü îí íå ìîæåò áåç òåáÿ? Íî è íåëüçÿ, ÷òîáû îí âèäåë, êàê ïàïà óíèæàåòñÿ ïåðåä ìàìîé. Íå ïîçâîëÿé ñåáÿ ëîìàòü. Íî, åñëè áû ÿ â ñâîå âðåìÿ íå ïðîãóëñÿ, òî è ñåìüè áû íå áûëî, è ñûí áû íå ðîäèëñÿ. Âñå ðàâíî âñå ðóõíóëî. Íàäî èñõîäèòü èç òîãî, ÷òî åñòü. Æàëêî ñûíà. Îí, áåäíûé, ñòðàäàåò îò íàøèõ âçàèìîîòíîøåíèé. Íî è ïîäàâàòü åìó äóðíîé ïðèìåð òîæå íåëüçÿ. Íàäî âîññòàíîâèòü ñåáÿ ïðåæíåãî, êàêèì äîëæåí áûòü ïî ïðèðîäå. È óæå ñ ýòèõ ïîçèöèé, çàíîâî ïåðåîñìûñëèòü âñþ ïðîæèòóþ æèçíü. Ñêîðåé âñåãî, ñåìüÿ íå ñîõðàíèòñÿ. Íàäî ïîñòàðàòüñÿ ïðîäîëæàòü ïîääåðæèâàòü õîðîøèå îòíîøåíèÿ ñ ñûíîì, à êîãäà îí âûðàñòåò è óéäåò îò ìàòåðèíñêîé çàâèñèìîñòè, íàëàäèòü ñ íèì ïîëíîöåííûå îòíîøåíèÿ. Ñåðäöå ðàçðûâàåòñÿ íà ÷àñòè îò ïðîòèâîðå÷èé. Õî÷åòñÿ ïîéòè íà âñå, ðàäè ñûíà, íî ýòî íå ïðèíåñåò åìó ïîëüçó, åñëè ÿ ñëîìàþ ñåáÿ. Íå âîçâðàùàéñÿ â ïðåæíåå ðóñëî. È «áûâøàÿ» çäåñü ñîâåðøåííî íå ïðè÷åì. Îíà òàêàÿ, êàêàÿ åñòü. Äåëî âî ìíå. Ìíå íàäî îòðåìîíòèðîâàòü âíóòðåííþþ ïîëîìêó, ñëîìàâøóþ ìîé ñòåðæåíü. ß ïûòàëñÿ íå äîïóñòèòü â ñåðäöå íåíàâèñòü, ÷òîáû ñîõðàíèòü ñåìüþ, à íàäî áûëî ïðîÿâèòü õàðàêòåð è çàÿâèòü î ñåáå, êàê î ëè÷íîñòè. Ïðè÷åì, íà ïåðâîíà÷àëüíîì ýòàïå. Íî òîãäà áû ñåìüè íå áûëî. Ïëåâàòü, íà èñêàæåííûõ ÷óâñòâàõ âñå ðàâíî, ïðî÷íîãî ôóíäàìåíòà íå ïîñòðîèøü». Òàêîé âûáðîñ àäðåíàëèíà, õîðîøî âïðàâèë ìîçãè è óñòðàíèë äàâíèå êîìïëåêñû. 23.09.2012 ã.

Источник

Почему мы себя ненавидим

Многим людям ненависть к себе намного привычнее, чем любовь. Она может как открыто плескаться на поверхности подсознания, так и тихонько залечь на глубине… изредка выпуская ядовитые пузырьки газа.
 
Ненависть к себе – один из самых деструктивных паттернов поведения, который вместе с токсическим стыдом является основой для многих психических расстройств личностного и невротического уровня. Имея такие прелести в собственной голове, человек всю свою жизнь сам себя безжалостно насилует.
 
Ненависть к себе — это эмоциональное отношение к себе, за которым стоит много разных ощущений, эмоций, мыслей, представлений и влияний. Это часто возникающее или даже стабильное враждебное отношение к себе. Она отличается от просто злости или раздражения большей силой и длительностью.
 
Она появляется, когда человек видит какое-то свое несоответствие социальным требованиям, которые для него оказываются чрезвычайно важными, в результате чего человек не может принять в себе определенные качества или внешние черты; винит себя за ошибки; не может себя простить за какое-то зло по отношению к себе или другим и пр. Как правило, такой человек слишком стремится к идеальности, но не может быть совершенным во всем. От этого он страдает и начинает испытывать негативные эмоции по отношению к себе, которые отравляют его тело и жизнь.
 
Ненависть может возникнуть к: своей личности, своему телу, своим способностям, своим действиям, своему полу, своей болезни, принадлежности к определенной группе (семье, национальности, соц. классу), культуре и соц. стереотипам. Она может проявляться в виде агрессии к самому себе (аутоагрессии), которая выражается в злоупотреблении алкоголем, курением, диетами или перееданием; тяге к экстремальным занятиям, которые создают потенциально опасные ситуации; постоянных «случайных» травмах, порезах, ожогах и т.п.; неопрятности (несвежей одежде, нерегулярном принятии душа и пр.); провоцировании других людей на агрессивное поведение к себе и т.д.
 
Ненависть проявляется, как отрицание себя (такого, какой человек есть на самом деле), как невротическое чувство вины, как постоянная борьба внутри себя, отвержение себя, бегство от себя и пр. Это способ справиться со своими жизненными трудностями. Она возникает, когда человек стремится спрятать чувства и боль внутри себя, но при этом создает реальность, которая подтверждает ему его мнение о себе, как о позорном ничтожестве.
 
В создании этого паттерна учувствуют два игрока: детская часть, которая в связи с полученными психическими травмами «законсервировалась» и не получила дальнейшего развития (когда ребенок ощущает себя так, как о нем говорят окружающие, еще не имея способности сравнивать себя с другими и анализировать) и родительская часть (обвиняющая) – внутренний образ значимого взрослого, который был источником негативной оценки. Он, в отличие от бессловесной чувствительной детской части, очень хорошо умеет говорить и комментировать жизнь человека с предельной жестокостью.
 
Например, когда что-то идет не так, грозный голос родительской части презрительным голосом произносит обвинение на тему: «ты ничтожество». Детская часть начинает чувствовать жгучий стыд и безоговорочно этому верит (даже не пытаясь допустить, что это может быть не правдой). А, поскольку ребенок привязан к родителю, с которым единственное взаимодействие происходит через эмоциональное насилие – он будет стремиться к нему снова и снова, совершая действия, благодаря которым родительская часть обратит на него внимание (хотя бы назовет его ничтожеством). Более того, ребенку, как правило, за его ничтожность отказывается в возможности проявлять агрессию, защищать себя или высказывать желания (ведь ничтожества не имеют на это право).
 
В результате подавленные чувства заворачиваются на себя самого или выплескиваются на случайных людей (чтобы показать обвиняющей части, что есть люди и похуже). Подобная хитрость может снизить на какое-то время интенсивность переживаний собственной никчемности. Но никакое предельное внимание к распознанию «бездарного быдла», «жирных коров» и «тупых овец» не помогает удовлетворить внутреннего обвинителя, поскольку он – всего лишь голос, записанный в голове. И ему абсолютно не важно, какой танец человек под него танцует. Детская часть все равно будет реагировать на него стыдом и самосаботажем.
 
Человек с ненавистью к себе может искать себе такие условия, где его будут ненавидеть. Ведь те, кто «хуже», чем он, могут подвергаться разной степени агрессии с его стороны, что не может вызывать положительные эмоции у окружающих.
 
Для того, чтобы перестать себя ненавидеть, для начала нужно осознать и принять то, что это чувство живет внутри. Разобраться со своими детскими травмами. Вырастить внутри себя любящего, поддерживающего взрослого. Поддерживать в себе деятельность, которая будет тренировать слабые участки, несмотря на то, что мозг будет тянуть назад, потому что старое – это гарантированные бонусы (пусть корявые, но зато такие привычные). Одной из таких практик является техника прощения себя, которая поможет очистить свою душу от вины и начать жить с легким сердцем. Для реализации этого намерения можно использовать любую медитацию. Главное – это регулярность (каждый день в течении, как минимум, месяца).
 
Например, техника прощения «Я прощаю себя за…».
Для выполнения этой техники необходимо принять комфортное положение лёжа и мысленно начать перечислять все те моменты и поступки вашей жизни, за которые вы себя прощаете, начиная со слов «Я прощаю себя за…». Не стоит сильно напрягать свою голову, просто отдайтесь на волю свободных ассоциаций. Важно проговаривать фразу коротко, не разливаясь мыслью по древу – всё, что приходит в голову. Ваша основная задача: дождаться инсайта (когда подсознание прикоснётся к чему-то важному, вы обязательно ощутите невероятно приятное расслабление в конкретной группе мышц – такое, которое раньше не испытывалось).
 
Затем нужно встать у зеркала и начать говорить всё, что приходит в этот момент на ум. Даже то, что на первый взгляд кажется полной ерундой (например, «Я прощаю себя за то, что у меня дурацкая прическа, что у меня усталый взгляд, что я нелепо выгляжу и т.д.»). И снова нужно дождаться инсайта (момента, когда на вас из зеркала будет смотреть добрый и приятный человек, лицо которого будет совершенно беззаботным, мягким и счастливым и внешность которого вас будет абсолютно устраивать).  

Источник