Неустойка в пользу бюджетного учреждения

Неустойка в пользу бюджетного учреждения thumbnail

Что такое неустойка? Каков порядок ее расчета и получения?

Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательств и требованиями закона, иных правовых актов. Неустойка является одним из способов обеспечения исполнения обязательств, что следует из содержания гл. 23 ГК РФ.

ВРЕЗ Н. В соответствии с п. 1 ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, в частности, в случае просрочки исполнения.

Пунктом11 ст. 9 Федерального закона № 94-ФЗ установлено, что в случае просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, заказчик вправе требовать уплату неустойки (штрафа, пени). Условие об ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, является обязательным для включения в контракт.

ВРЕЗ Н. Неустойка (штраф, пеня) начисляется за каждый день просрочки обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения определенного государственным или муниципальным контрактом срока исполнения обязательств. Величина такой неустойки устанавливается в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день уплаты неустойки.

Таким образом, для возникновения обязательств по оплате неустойки необходим факт неисполнения или ненадлежащего исполнения должником основного обязательства. Данный факт может быть определен сторонами (например, с помощью акта приемки работ) или установлен судом.

Согласно п. 11 ст. 9 Федерального закона № 94-ФЗ расчет неустойки производится по формуле:

X= Z х (S / 300) х N, где:

X – размер неустойки в рублях;

Z- размер неисполненного обязательства;

S – ставка рефинансирования ЦБ РФ в процентах;

N- количество дней просрочки.

Для расчета неустойки необходимо определить следующие показатели:

– период неисполненного обязательства, который начинается на следующий день после календарной даты, послужившей началом неисполнения обязательства. Днем окончания периода будет день надлежащего исполнения обязательства (ст. 192 ГК РФ) либо день подачи претензии, иска, произведения расчета. Периодом просрочки будет считаться количество календарных дней со дня, когда обязательство должно исполниться, до дня его фактического исполнения (составления расчета);

-размер неисполненного обязательства – это разница между тем, сколько должник обязался исполнить по договору и какую часть исполнил обязательств на дату проведения расчета;

-размер ставки рефинансирования ЦБ РФ. Определяется на дату исполнения денежного обязательства или его составляющей части (п. 1 ст. 395 ГК РФ). Размеры ставок устанавливаются на определенные периоды и публикуются на официальном сайте ЦБ РФ (https://www.cp.ru).

Пример 1

Поставщик согласно условиям заключенного контракта обязан 04.04.2013 поставить товар на сумму 500 000 руб. По состоянию на 14.05.2013 товар не поступил. Заказчик производит расчет неустойки на указанную дату.

Период просрочки составляет 40 дней (с 05.04.2013 по 14.05.2013 включительно).

Ставка рефинансирования – 8,25 % годовых.

Размер неустойки составляет 5 500 руб. (500 000 х (0,0825 / 300) х 40).

Обратите внимание

Сведения о принятом заказчиком решении о взыскании с поставщика (исполнителя, подрядчика) неустойки (штрафа, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, должны быть отражены в реестре контрактов (пп. 11 п. 2 ст.18Федерального закона № 94-ФЗ). В Письме от 14.01.2013 42-7.4-05/12.5-19 Федеральное казначейство разъясняет, что в течение трех рабочих дней со дня принятия решения о взыскании с поставщика (исполнителя, подрядчика) неустойки (штрафа, пеней) заказчик должен опубликовать в реестре контрактов сведения об изменении контракта с типом изменения «исправление сведений». В размещаемых сведениях следует указать причину внесения изменений и прикрепить документ, подтверждающий принятое решение, в форме электронной копии, созданной посредством сканирования.

Поставщик освобождается от уплаты неустойки, если докажет, что просрочка исполнения обязательств произошла не по его вине, а вследствие непреодолимой силы или по вине заказчика (п. 11 ст. 9 Федерального закона № 94-ФЗ). Понятие непреодолимой силы содержит п. 3 ст. 401 ГК РФ – это чрезвычайное обстоятельство, которое невозможно предвидеть и предотвратить.

Как в учете бюджетного учреждения отражается неустойка?

В соответствии с п. 1 ст. 9Федерального закона № 94-ФЗ государственные (муниципальные) контракты заключаются государственными (муниципальными) заказчиками для нужд РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Бюджетные учреждения заключают контракты (гражданско-правовые договоры) для собственных нужд.

Пунктом 3 ст. 298 ГК РФ, п. 4 ст. 9.2 Федерального закона № 7-ФЗустановлено, что бюджетное учреждение имеет право осуществлять деятельность, приносящую доход, сверх установленного государственного (муниципального) задания, предусмотренную его учредительными документами. Доходы, полученные от такой деятельности, поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.

В случае возникновения у бюджетного учреждения права на предъявление санкций (неустойки, пеней, возмещения ущерба) исполнителю договора, заключенного на нужды учреждения в рамках осуществления им как получателем субсидии деятельности, указанные средства признаются собственными доходами учреждения и подлежат отражению в рамках приносящей доход деятельности (Письмо Минфина РФ от 09.10.2012 № 02-04-12/4178). Это связано с тем, что денежные средства, поступающие в учреждение в виде штрафных санкций, нельзя рассматривать как средства субсидии на выполнение государственного задания либо целевой субсидии, даже если они поступили в качестве возмещения нарушения договора (контракта), осуществленного за счет указанного финансового источника.

ВРЕЗ Н. Средства от уплаты неустойки (штрафа, пеней), взыскиваемые с поставщика, поступают бюджетному учреждению и считаются его собственными доходами независимо от источника финансового обеспечения обязательств по договору (контракту).

Согласно п. 93 Инструкции № 174н операции по отражению в бухгалтерском учете бюджетного учреждения оплаты по контракту на поставку основных средств с нарушением исполнения обязательств поставщиком предлагаем отразить следующим образом:

Содержание операцииДебетКредит
Приняты к учету обязательства в сумме заключенного договора на поставку0 106 31 3100 302 31 730
Предъявлена неустойка2 205 41 5602 401 10 140
Произведена оплата поставщику в полном объеме0 302 31 8300 201 11 610

(статья 310 КОСГУ)

Поступила сумма неустойки на лицевой счет учреждения2 201 11 510

17 (статья 140 КОСГУ)

2 205 41 660

Средства, поступившие в оплату штрафных санкций (неустойки), зачисляются на лицевой счет учреждения (с кодом 20) как собственные средства и используются на покрытие расходов в соответствии с утвержденным планом финансово-хозяйственной деятельности. Таким образом, средства, поступающие в качестве оплаты штрафных санкций, следует предусмотреть в уставе учреждения в качестве одного из источников поступления собственных доходов. Расходуются указанные средства в общем порядке, то есть определенного направления для них не предусмотрено.

Бюджетное учреждение при оплате договора вправе руководствоваться положениями ст. 410 ГК РФ, предусматривающими возможность прекращения обязательства зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил, оформленного надлежащим образом в рамках обычаев делового оборота. При этом бюджетное учреждение вправе произвести перечисление денежных средств на оплату обязательств в сумме, уменьшенной в размере неустойки (пеней, штрафов), признанной исполнителем, не уменьшая при этом цену гражданско-правового договора.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, заказчик производит оплату по контракту за вычетом соответствующего размера неустойки (штрафа, пени). Оплата по контракту осуществляется на основании акта приемки товара, в котором указываются: МАРКИРОВАННЫЙ СПИСОК

сумма, подлежащая уплате в соответствии с условиями заключенного контракта;

размер неустойки (штрафа, пени), подлежащей взысканию;

основания взыскания и порядок расчета неустойки (штрафа, пени);

итоговая сумма, подлежащая уплате исполнителю по контракту.

В данном случае оплата по государственному (муниципальному) контракту осуществляется путем выплаты исполнителю суммы, уменьшенной на сумму неустойки.

В бухгалтерском учете бюджетного учреждения операции по контракту на поставку оборудования за счет целевой субсидии (с лицевой счет с кодом 21 по учету субсидий на иные цели) с зачетом встречных требований с поставщиком по предъявленной неустойке Минфин в Письме от 25.03.2013 № 02-06-07/9374 рекомендует отразить следующим образом:

Содержание операцииДебетКредит
Приняты обязательства в сумме контракта на поставку5 506 10 3105 502 11 310
Приняты суммы вложений в объект поставки5 106 31 3105 302 31 730
Приняты денежные обязательства в объеме поставки5 502 11 3105 502 12 310
Предъявлена неустойка поставщику2 205 41 5602 401 10 140
Произведена оплата поставщику за минусом неустойки5 302 31 8305 201 11 610

(статья 310 КОСГУ)

Прекращение встречного требования зачетом:

– в сумме исполненного денежного обязательства;5 302 31 8305 304 06 730
– в сумме исполненного требования по санкциям2 304 06 1402 205 41 660

Пример 2

Воспользуемся условиями примера 1. Бюджетное учреждение заключило муниципальный контракт на поставку медицинского оборудования на сумму 500 000 руб. за счет целевой субсидии. В срок, установленный условиями контракта, оборудование в учреждение не поступило. В результате претензионной работы сумма неустойки за нарушение условий составила 5 500 руб. Перечислен авансовый платеж в сумме 150 000 руб.

Согласно Инструкции № 174н операции по оплате контракта с нарушением поставщиком исполнения обязательств отразятся следующим образом*:

Содержание операцииДебетКредитСумма, руб.Документ-основание
Перечислен авансовый платеж5 206 31 5605 201 11 610

18 (статья 310 КОСГУ)

150 000выписка из лицевого счета
Приняты суммы вложений в объект поставки5 106 31 3105 302 31 730500 000накладная, счет-фактура
Предъявлена неустойка поставщику2 205 41 5602 401 10 1405 500акт, справка
Произведен зачет авансового платежа5 302 31 8305 206 31 660150 000справка

(ф. 0503833)

Произведена оплата поставщику за минусом неустойки5 302 31 8305 201 11 610

18 (статья 310 КОСГУ)

344 500выписка из лицевого счета

Прекращено встречное требование в сумме исполненного обязательства:

– денежного обязательства;5 302 31 8305 304 06 7305 500справка

(ф. 050833)

– требования по санкциям2 304 06 8302 205 41 6605 500

Приняты сформированные вложения в оборудование на КФО 4:

– переведены сформированные капитальные вложения;5 304 06 310

4 106 31 310

5 106 31 310

4 304 06 310

500 000справка

(ф. 0503833)

– принято к учету оборудование4101 24 3104 106 31 310500 000акт приема-передачи

* В примере не приведена корреспонденция счетов по санкционированию расходов.

Как перечислить неустойку в доход бюджета?

Если бюджетное учреждение получает средства в виде неустойки при неисполнении, ненадлежащем исполнении обязательств стороной государственного (муниципального) контракта, заключенного бюджетным учреждением-получателем средств бюджета, то есть до смены его типа на получателя средств субсидии в соответствии со ст. 78.1 БК РФ, указанные средства подлежат перечислению на счет, открытый органу Федерального казначейства на балансовый счет 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы РФ», на лицевой счет администратора доходов бюджета, открытый соответствующему органу исполнительной власти, осуществляющему функции и полномочия учредителя в отношении данного учреждения для последующего перечисления их в доход бюджета (Письмо Минфина РФ от 29.01.2013 № 02-13-06/290).

В соответствии с бухгалтерскими записями, приведенными в Письме Минфина РФ от 25.03.2013 № 02-06-07/9374, в бухгалтерском учете бюджетного учреждения операции по перечислению средств от предъявленных штрафных санкций в доход бюджета отражаются следующим образом:

Пример 3

Используем данные примера 1, 2.

Перечислению в бюджет подлежит сумма неустойки в размере 5 500 руб.

Содержание операцииДебетКредитСумма, руб.Документ-основание
Приняты обязательства5 506 10 2905 502 11 2905 500акт, договор
Принято денежное обязательство5 502 11 2905 502 12 2905 500
Начислены обязательства по перечислению неустойки в бюджет2 401 20 2902 303 05 7305 500справка

(ф. 0503833)

Перечислены денежные средства в доход бюджета:

– с лицевого счета по учету целевых субсидий (код 21);5 304 06 8305 201 11 660

(статья 290 КОСГУ)

5 500выписка из лицевого счета
– исполнены обязательства по перечислению неустойки2 303 05 8302 304 06 7305 500справка

(ф. 0503833)

Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

Источник

  • Главная
  • Правовые ресурсы
  • Подборки материалов
  • Неустойка в бюджетном учреждении

Подборка наиболее важных документов по запросу Неустойка в бюджетном учреждении (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

  • Бюджетное учреждение:
  • bus gov ru
  • Bus.gov.ru
  • Авансовые платежи бюджетных учреждений
  • Банкротство учреждения
  • Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях
  • Ещё…

Судебная практика: Неустойка в бюджетном учреждении

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:

Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 37 “Основы организации розничных рынков” Федерального закона “Об электроэнергетике”

(Р.Б. Касенов)Суд частично удовлетворил требования общества (сбытовая компания) о взыскании с государственного бюджетного образовательного учреждения неустойки за просрочку оплаты поставленной электрической энергии (мощности), а также неустойки за просрочку внесения авансовых платежей. При этом суд отклонил довод учреждения о том, что неустойка подлежит расчету в соответствии с положениями абз. 8 ч. 2 ст. 37 ФЗ “Об электроэнергетике”, поскольку размер законной неустойки не может быть увеличен по соглашению сторон. Как указал суд, согласно п. 2 ст. 332 ГК РФ размер законной неустойки может быть увеличен соглашением сторон, если закон этого не запрещает. В п. 61 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 N 7 разъяснено, что если размер неустойки установлен законом, то в силу п. 2 ст. 332 ГК РФ он не может быть по заранее заключенному соглашению сторон уменьшен, но может быть увеличен, если такое увеличение законом не запрещено. В ФЗ “Об электроэнергетике” отсутствует норма, которая запрещает увеличение размера законной неустойки соглашением сторон. Таким образом, положения договора поставки электроэнергии, которыми стороны согласовали размер неустойки, являются действующими и правомерно применены истцом при расчете неустойки.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:

Подборка судебных решений за 2018 год: Статья 48 “Архитектурно-строительное проектирование” Градостроительного кодекса РФ

(Р.Б. Касенов)Частично удовлетворяя требования общества (подрядчик), суд взыскал в его пользу с муниципального бюджетного учреждения (заказчик) неустойку по договору на выполнение инженерных изысканий и разработку проектно-сметной документации. При этом суд отказал в удовлетворении требований общества о взыскании с учреждения неосновательного обогащения, составляющего необоснованно удержанную ответчиком неустойку за нарушение срока выполнения работ в рамках договора, и процентов за пользование чужими денежными средствами. Как указал суд, на основании п. 11 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ проектная документация не может быть подготовлена без результатов инженерных изысканий. Общество в целях исполнения договора заключило договор субподряда на выполнение инженерных изысканий. Между тем итоговых результатов комплекса инженерных изысканий, проведенных на объекте, у подрядчика не было в срок, предусмотренный заключенным им с учреждением договором подряда.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Неустойка в бюджетном учреждении

Нормативные акты: Неустойка в бюджетном учреждении

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:

Обзор: “Обзор судебной практики в связи с коронавирусом”

(КонсультантПлюс, 2020)Подрядчик просил взыскать с бюджетного учреждения неустойку за просрочку оплаты работ. Учреждение возражало, ссылаясь на форс-мажор, в частности, задержку бюджетного финансирования, вынужденное приостановление деятельности из-за нерабочих дней, установленных в связи с коронавирусом, отсутствие доходов от аренды.

Источник

  • Главная
  • Правовые ресурсы
  • Подборки материалов
  • Неустойка по контракту бюджетного учреждения

Подборка наиболее важных документов по запросу Неустойка по контракту бюджетного учреждения (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

  • Бюджетное учреждение:
  • bus gov ru
  • Bus.gov.ru
  • Авансовые платежи бюджетных учреждений
  • Банкротство учреждения
  • Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях
  • Ещё…
  • Неустойка:
  • Взыскание неустойки по дду
  • Взыскание неустойки по договору
  • Взыскание неустойки по закону о защите прав потребителей
  • Взыскание неустойки по кредитному договору
  • Взыскание неустойки по осаго
  • Ещё…

Судебная практика: Неустойка по контракту бюджетного учреждения

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:

Подборка судебных решений за 2018 год: Статья 242 “Завершение текущего финансового года” БК РФ

(ООО “Центр методологии бухгалтерского учета и налогообложения”)Суд, частично удовлетворяя требование общества к ГБУ о взыскании задолженности, процентов за нарушение обязательств по оплате товара по договору и процентов за пользование чужими денежными средствами, разъяснил, что по смыслу статьи 242 БК РФ во взаимосвязи со статьей 30 Федерального закона “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений” от 08.05.2010 N 83-ФЗ при невыполнении бюджетным учреждением обязательств по оплате в срок по заключенным государственным контрактам проценты за пользование денежными средствами и неустойка (пени) должны начисляться, а отсутствие финансирования со стороны бюджета не признается обстоятельством непреодолимой силы и не доказывает отсутствие вины со стороны заказчика, иначе был бы нарушен основной принцип гражданского законодательства, основанный на признании равенства участников регулируемых им отношений, свободы договора, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:

Подборка судебных решений за 2018 год: Статья 49 “Экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственная экологическая экспертиза проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в границах особо охраняемых природных территорий, на Байкальской природной территории” Градостроительного кодекса РФ

(Р.Б. Касенов)Частично удовлетворяя требования краевого государственного бюджетного учреждения культуры (заказчик), суд взыскал в его пользу с общества (подрядчик) сумму убытков по контракту на разработку проектно-сметной документации, а также неустойку, штраф и судебные расходы. Как установлено судом, в отношении выполненной обществом по контракту проектной документации было выдано отрицательное заключение экспертизы, в соответствии с которым данная документация признана не соответствующей требованиям технических регламентов, требованиям к содержанию разделов проектной документации. Проведение государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий является обязательным в силу ч. 1 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ. Установив наличие недостатков в выполненных обществом работах (подтверждается указанным отрицательным заключением государственной экспертизы) и отказ общества от их устранения, что, в свою очередь, свидетельствует о невозможности в силу приведенной нормы права использования учреждением результатов таких работ, суд признал доказанным факт причинения учреждению убытков в результате ненадлежащего исполнения обществом своих обязательств по контракту.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Неустойка по контракту бюджетного учреждения

Путеводитель по судебной практике. Подряд. Общие положения”…Открытое акционерное общество “Новомосковский институт азотной промышленности” (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования “Казанский национальный исследовательский технологический университет” (далее – первый ответчик, Учреждение), к Министерству образования и науки Российской Федерации (далее – Министерство образования, второй ответчик), к Министерству финансов Российской Федерации (далее – третий ответчик, Министерство финансов) о взыскании 42 004 400 руб. задолженности за работы, выполненные по государственному контракту от 20.08.2008 N 08264, заключенному с первым ответчиком, и 13 926 806 руб. 50 коп. неустойки, с учетом принятого судом уточнения исковых требований.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:

Статья: ВС РФ подтвердил императивность законодательных положений о списании неустойки за нарушения госконтрактов

(Ворожевич А.)

(“ЭЖ-Юрист”, 2019, N 20)При этом суды сослались на письма Минфина России от 02.04.2016 N 02-02-14/24253 и от 30.12.2016 N 09-04-08/80112, в соответствии с которыми в случае, если в контракт включено условие о перечислении заказчиком сумм начисленных неустоек в соответствующий бюджет (для государственных (муниципальных) заказчиков) или о зачете неустойки при оплате контракта (для бюджетных, автономных учреждений, государственных унитарных предприятий), то списание неустойки не осуществляется. Суды отметили, что заказчик представил доказательства перечисления удержанной неустойки в доход федерального бюджета Российской Федерации.

Нормативные акты: Неустойка по контракту бюджетного учреждения

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:

Постановление Правительства РФ от 04.07.2018 N 783

(ред. от 26.04.2020)

“Об осуществлении заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016 и 2020 годах обязательств, предусмотренных контрактом”

(вместе с “Правилами осуществления заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016 и 2020 годах обязательств, предусмотренных контрактом”)б) в случае, предусмотренном подпунктом “б” пункта 3 настоящих Правил, в дополнение к документам, указанным в подпункте “а” настоящего пункта, – информация администратора доходов бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) о зачислении уплаченных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) сумм неустоек (штрафов, пеней) в бюджет (бюджет государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) (если начисленная и неуплаченная сумма неустоек (штрафов, пеней) возникла перед государственным (муниципальным) заказчиком) или информация о зачислении средств, уплаченных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на счет заказчика, автономного учреждения или юридического лица (если начисленная и неуплаченная сумма неустоек (штрафов, пеней) возникла перед бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарным предприятием, а также автономным учреждением в случаях осуществления им закупок в соответствии с частью 4 или юридического лица в случаях осуществления им закупок в соответствии с частями 4(1) и 5 статьи 15 Федерального закона “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”);

Источник