О пользе и красоте русского языка

  • Сочинения
  • Русский язык
  • Красота русского языка

Русский язык – это очень красивый язык, который беспрерывно совершенствовался. Такие поэты, как Александр Сергеевич Пушкин или  Михаил Лермонтов они влияли на него и украшали красивыми словами. В зависимости от того, какая расстановка слов, складывается разнообразная атмосфера, в которой люди ощущают те самые просторы природы, о которых ходят легенды. Изысканные и неповторимые чувства и эмоции людей возможно передать исключительно с помощью русского языка. Именно русский язык наиболее точно и ярко передает всю гамму чувств, которые не сможет отобразить ни один другой язык. Он богат эпитетами и сложными оборотами, которые отображают и юмористические нотки, и всю гамму грусти и печали, а так же восторг души и широкий спектр других человеческих эмоций. Русский язык включает в себя совокупность правил, которые помогают выразить эмоции, мысли и чувства.

Не сложно догадаться, что для такого многообразия словесных оборотов, русскому языку потребовалось довольно-таки длительное развитие и сложный процесс образования. История русского языка начинается с семнадцатого века, когда русские люди окончательно сплотились и стали одним целым. Русский язык создавался в основном на разговорах людей из города Москвы и её окрестностей. Многие правила объединены воедино, именно это и сделал Александр Сергеевич Пушкин. Он создал фактически из двух языков один и на его языке до сих пор пишут поэты. Данный язык еще очень молод, поэтому ему еще развиваться и развиваться. Петр Первый только в тысяча семьсот десятом году запустил реформу азбуки русского языка. Михаил Ломоносов помог в развитии русского языка и написал первую грамматику. Главная причина создания русского языка – образование Московской Руси.

Главное своеобразие русского языка в том, что на нем ведется общение между нациями. Созданные исследования говорят о том, что в данный момент государственные межнациональные проблемы без русского языка решить невозможно. Есть множество юридически оформленных языков, в качестве официальных, с помощью которых решаются мировые конфликты и проводятся различные переговоры президентов. В них входят шесть языков, одним из которых является русский язык, ибо он действительно наполнен множеством выразительных выражений, богатством звукового строя, словообразования и синтаксиса. Полное обладание великим знанием русского языка наградит вас, как духовно, так и сделает вас ближе к громадным достояниям русской культуры.

2 вариант

Невозможно представить все многообразие русского языка, потому как понятие «язык» включает в себя традиции народов, их обычаи, культуру, религию и другое разнообразие в структуре, синтаксисе, письменном и речевом составляющем.

Русский язык – это кладезь литературных форм, речевых оборотов, лаконичных слов, способных описать душевное состояние человека. Благодаря эпитетам, метафорам, олицетворениям и другим тропам, которые составляют язык, можно рассказать историю с увлекательным сюжетом, добавить в нее интриги, передать все в деталях и определенных тонах, что-то приукрасить, дополнить речевые пробелы и многое другое.

Не стоит забывать, что при помощи слов в русском языке становится намного проще делиться своим внутренним состоянием, в подробностях описывать эмоции, выражать эмоционально-окрашенные чувства, такие как горе, счастье, восторг или удивление.

Русский язык действительно богат по своему объему. Не случайно великие писатели, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Л.Н. Толстой, С.А. Есенин и другие, так завороженно любили силу слова и его красоту. Творческие личности в истории литературы неоднократно доказывали собственными произведениями всю невообразимость русского языка и в то же время его простоту.

Благодаря наличию русского языка в мировом пространстве становится возможным устанавливать взаимоотношения между народами, находить общие темы для бесед, делиться с другими своими переживаниями.

С помощью богатства русского языка без труда проводятся деловые встречи, подписываются соглашения между господствующими силами, грамотно оформляются документы, точно подбираются слова для выражения мыслей.

Без такого средства общения между людьми трудно представить окружающий мир, потому как все вокруг строится на словах. Текст печатается благодаря набору символов и букв в русском языке, книги пишутся авторами благодаря знаниям грамматики, диалог между личностями происходит с помощью определенного словарного запаса каждого из людей. Все связано с языком. Потому что он богат, он является необходимым инструментом, палочкой-выручалочкой для большинства жителей Земного шара.

Русский язык несет на себе главную функцию: передачу информации людям благодаря наличию выражений, форм, звукового строя и богатого словообразования. Потому он так велик. Потому он так необходим для русского народа.

Также читают:

Картинка к сочинению Красота русского языка

Популярные сегодня темы

  • Сочинение по повести Собачье сердце Булгакова рассуждение

    Интересная мысль о том, что можно вот так «создать» человека. Думаю, что для современников это важно, так как я вот недавно слышал в одной программе

  • Сочинение Обломов и Штольц сравнительная характеристика

    Облом представлял собой полного мужчину, который отрастил себе бороду и пузо, всегда думал при этом, что виноват весь мир. Штольц был тощий, щеки у него отсутствовали

  • Сочинение Характеристика и описание одноклассника 7, 8 класс

    У меня много одноклассников, целых 27. Но, несмотря на то что говорят, что все люди разные, для меня они одинаковые. Некоторые ничем не интересуются, просто тратят все свободное время на социальные сети и игры.

  • Образ и характеристика Бобчинского в комедии Ревизор Гоголя сочинение

    В своей комедии Гоголь очень метко высмеял порочные нравы помещичьей России. Действия разворачиваются в уездном городе, где местные начальники безнаказанно разворовывают казну и обирают горожан.

  • Анализ произведения Записки сумасшедшего Гоголя

    Н.В. Гоголь в своей повести «Записки сумасшедшего» раскрывает перед читателем события из жизни Аксентия Ивановича Поприщина, изложенные в виде его дневника.

Источник

Светлана НИКИТИНА, канд. пед. наук,
доцент Омского государственного педагогического университета

Прекрасен русский язык. И на нём скажут лучшие мысли о будущем.
Н.К. Рерих

Велик и прекрасен русский язык — один из самых богатых языков мира. Говорящий или пишущий на нём, пользуясь его возможностями, может выбрать точные и нужные слова для передачи любой мысли. И не только мысли, но и чувства, самого тонкого, самого страстного и глубокого.

«Истинно, великому народу дан и великий язык, — писал Н.К. Рерих. — Звучен язык Вергилия и Овидия, но ведь не свободен он, ибо принадлежит прошлому. Певуч язык Гомера, но и он в пределах древности. Есть соревнователь у русского языка — санскрит праотец. Но на нём даже в Индии уже не говорят. А ведь русский язык жив. Он живёт для будущего. Он может обогащаться всеми новыми достижениями и сохранять свою певучую прелесть. Он не останется в пределах Пушкина, ведь слишком много вошло в жизнь и требует своего выражения. Тем более нужно подтвердить основную красоту русской речи»2.

Читайте также:  Рыба зубатка польза и вред рецепты

Дар речи, владение речью — одна из самых удивительных и самых необыкновенных человеческих способностей. Мы настолько привыкли постоянно пользоваться этим чудесным даром природы, что даже не замечаем, насколько он совершенен, сложен, загадочен. «Язык в ещё большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе. (…) И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело… (…) Наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения… но и нашей личности, нашей души, ума…»3 — отмечает Д.С. Лихачёв.

«Мудр русский народ, — утверждал Николай Константинович. — На призрачные заверения он скажет: «Мели Емеля — твоя неделя», а не то сурово отрежет: «Говори, что хошь, а цена тебе грош!» (…) Есть природная культура в русском человеке. Сколько мудрых речений, бывало, в деревнях наслышишься, а ведь нам много довелось с народом беседовать»4.

«…Русский язык жив. Он живёт для будущего». Именно об этом рассуждает в своей статье «Русский язык» Николай Рерих, поднимая в ней проблему сохранения красоты русской речи: «Но скажут ли достаточно в русских школах о красоте своего языка? Скучные правила пусть придут после, а сначала, от первого дня, пусть будет сказано о красоте русской речи, о богатстве, о вместимости, о подвижности и выразительности своего родного языка. Нужно знать иностранные языки. Чем больше, тем лучше. Познавая их, русский человек ещё более утвердится в сознании, какой чудесный дар ему доверен. В ответственности за красоту и чистоту своей речи человек найдёт лучшие средства, как выразить вновь сложные понятия, которые стучатся в новую жизнь»5.

Великий М.В. Ломоносов видел в нашем языке «великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка»6.

Думается, что именно поэтому гениальный Н.К. Рерих, восхищаясь уникальностью родного языка, заявлял: «Прекрасен русский язык. И на нём скажут лучшие мысли о будущем»7.

И с этим нельзя не согласиться.

В чём же красота и мощь русского слова? В его действенности, в его силе.

…Будь осторожен, выбирая слово, —
Им осчастливить можно и убить…

(Н.М. Грибачёв)

Это не метафора, это реальность. Научные достижения последних десятилетий подтверждают это в полной мере. Известны эксперименты с растениями, которые подвергались воздействию слов яро негативного характера, после чего те или погибали, или мутировали (арабидопис). Доказано, что слово меняет и структуру воды: от злого, бранного слова она приобретает свойства, аналогичные ядам. В ходе экспериментов учёные пришли к выводу: с помощью слов и мыслеформ человек создаёт свой генетический аппарат.

На Востоке очень давно знали, что каждое произнесённое в повседневной жизни слово оказывает особый эффект. Ребёнка там всегда учат подумать, прежде чем произнести что-либо. Существует древнее поверье, что человек, много говорящий о своей болезни, питает эту болезнь, а человек, боящийся смерти, — её приближает.

Даже непроизнесённое слово обладает особой силой. И подчас проявление этой силы отложено до времени.

В античные времена греки выражали своё преклонение перед тайной силой слова в изречении «Имя есть судьба». Слово как продукт мысли формирует всё то, что нас окружает. Слово созидает или разрушает и самого человека. В буквальном смысле, как говорим — так и живём; что заявляем, то и имеем. Современными психотерапевтами и лингвистами определены группы слов, которые они назвали
«слова-кандалы» и «слова-крылья». Первые — разрушительны, могут вызывать болезнь («всю голову уже сломал», «много крови мне попортили», «лопнуло моё терпение» и даже «я худею» (худой — значит, дурной, плохой, больной)); вторые — созидательны, позволяют управлять собственной судьбой и жить радостно, с оптимизмом («я могу», «у меня всё получается», «я намерен»).

«Сила убеждения, которая присуща слову, душу формирует, как хочет», — утверждал древнегреческий софист Горгий.

…Есть слова — словно раны, слова — словно суд, —
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить…

(В.С. Шефнер)

Если человек твёрдо убеждён в чём-либо и всем своим существом верит в то, что произносит, — сила его слова многократно увеличивается. Но если человек к тому же ещё «живёт, как говорит», то его речь воспринимается словно живой огонь, она чиста, проста и убедительна.

«Слово пустое не даст ничего»,
Но если ты сердце вложишь в него,
Будет оно как костёр в ночи.
Не промолчи, не промолчи!
Дай людям свет, которого ждут,
И люди придут и путь свой найдут.

(Н.Д. Спирина)

Сила языка — в его чистоте. К сожалению, мысли и слова людей часто не совпадают. Пустословие, ложь, осуждение и сквернословие — нравственные загрязнители речи.

Грубые слова, выражающие ненависть, пренебрежение, обладают негативным свойством разрушения гармонии: как душевного равновесия, так и физического здоровья. Совершенно обратным эффектом обладают добрые слова, подкреплённые радушием и любовью.

Не оскверни свои уста
Ни осуждением, ни ложью,
Иначе будет невозможно
Святое слово «Красота».
И устремись, чтоб твой язык
Лишь к чистоте речей привык.

(Н.Д. Спирина)

Явление сквернословия можно охарактеризовать как заразное заболевание.

Вот что об этой нравственной проблеме думает великий гуманист и художник Н.К. Рерих: «Очень легко вводятся в обиход грубые, непристойные слова. Называются они нелитературными. Иначе говоря, такими, которые недопустимы в очищенном языке.

В противовес очищенному языку, очевидно, будет какой-то грязный язык. Если люди сами говорят, что многие выражения нелитературны, и тем самым считают их грязными, то спрашивается, зачем же они вводят их в обиход. Ведь хозяйка или хозяин не выльют среди комнаты ведро помоев или отбросов. Если же это и случится, то даже в самом примитивном жилье это будет названо гадостью. Но разве сквернословие не есть то же ведро помоев и отбросов? Разве сквернословие не есть просто дурная привычка? Детей наказывают за дурные привычки, а взрослых не только не наказывают, но ухмыляются всякому их грязному выражению. Где же тут справедливость?

Привычка грубостей, сквернословий и кощунства развита до такой степени широко, что её даже попросту не замечают. (…)

Читайте также:  Грецкие орехи польза и вред для организма мужчины

Никто не будет отрицать, что грубость вторгается очень незаметно. Давно сказано — «сегодня маленький компромисс, а завтра большой подлец». Всякая грубость потрясает не только своей жестокостью, но и бессмысленностью. Невозможно представить себе ничто более бессмысленное, нежели сквернословие. (…)

Разве так уж трудно не грубить, не сквернословить, не проявлять бессмысленную жестокость? Вовсе не трудно. Но среди просветительных учреждений, от низших до высших, от младших до старших, всюду должны быть отставлены все признаки грубости»8.

Е.И. Рерих писала: «У меня одна молитва — это чтобы Россия оберегла свою чистоту и не заразилась бы язвою пошлости и растления, разъедающей целые страны. Будем бороться всеми силами духа с пошлостью, с легкомыслием в мышлении и во всех жизненных проявлениях и утвердимся на несении подвига»9.

Некоторые полагают, что стихия языка неподвластна человеку, что невозможно изменить социально укоренившиеся языковые привычки. Однако история нашего языка знает много примеров его преобразования благодаря сознательному и активному отношению отдельных людей и всего государства. Ведь мы не просто пассивные носители языка, мы его исполнители, живые наследники его духовных сокровищ. И беречь русский язык не значит только то, что следует его охранять от грамматических ошибок, но и то, что нам необходимо глубоко задуматься над его громадными возможностями и опасностями, воспитать в себе чувство ответственности за каждое произносимое слово, которое пришло в нашу речь живым свидетелем тысячелетней истории. Тогда сила языка, понятая широко, явит нам всю красоту и мощь мысли человеческой, поможет донести сквозь века высокие идеи неискажёнными, святые идеалы незапятнанными.

Да, русский язык прекрасен. И именно мы должны стремиться к тому, чтобы сохранить чистоту нашего языка. Разве подлежит сомнению, что «на нём скажут лучшие мысли о будущем?»

Молчат гробницы, мумии и кости, —
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный — речь.

(И.А. Бунин)

1 Доклад на конференции СибРО, посвящённой 90-летию пребывания Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рериха в Сибири (с. Верхний Уймон, 6 – 7 августа 2016 г.).

2 Рерих Н.К. Русский язык // О Вечном… М., 1991. С. 52.

3 https:// grani.agni-age.net/edu/likhachev7.html

4 Рерих Н.К. Новый год // Листы дневника. Т. 3. М., 2002. С. 332.

5 Рерих Н.К. Русский язык. С. 52.

6 https:// lomonosov.name/articles_17_38.html

7 Рерих Н.К. Русский язык. С. 53.

8 Рерих Н.К. Жестокосердие // Листы дневника. Т. 1. М., 1999. С. 432 – 433.

9 Рерих Е.И. Письма. Т. 7. М., 2007. С. 186 (16.08.1944).

Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Источник

Светлана НИКИТИНА, канд. пед. наук,
доцент Омского государственного педагогического университета

Прекрасен русский язык. И на нём скажут лучшие мысли о будущем.
Н.К. Рерих

Велик и прекрасен русский язык — один из самых богатых языков мира. Говорящий или пишущий на нём, пользуясь его возможностями, может выбрать точные и нужные слова для передачи любой мысли. И не только мысли, но и чувства, самого тонкого, самого страстного и глубокого.

«Истинно, великому народу дан и великий язык, — писал Н.К. Рерих. — Звучен язык Вергилия и Овидия, но ведь не свободен он, ибо принадлежит прошлому. Певуч язык Гомера, но и он в пределах древности. Есть соревнователь у русского языка — санскрит праотец. Но на нём даже в Индии уже не говорят. А ведь русский язык жив. Он живёт для будущего. Он может обогащаться всеми новыми достижениями и сохранять свою певучую прелесть. Он не останется в пределах Пушкина, ведь слишком много вошло в жизнь и требует своего выражения. Тем более нужно подтвердить основную красоту русской речи»2.

Дар речи, владение речью — одна из самых удивительных и самых необыкновенных человеческих способностей. Мы настолько привыкли постоянно пользоваться этим чудесным даром природы, что даже не замечаем, насколько он совершенен, сложен, загадочен. «Язык в ещё большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе. (…) И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело… (…) Наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения… но и нашей личности, нашей души, ума…»3 — отмечает Д.С. Лихачёв.

«Мудр русский народ, — утверждал Николай Константинович. — На призрачные заверения он скажет: “Мели Емеля — твоя неделя”, а не то сурово отрежет: “Говори, что хошь, а цена тебе грош!” (…) Есть природная культура в русском человеке. Сколько мудрых речений, бывало, в деревнях наслышишься, а ведь нам много довелось с народом беседовать»4.

«…Русский язык жив. Он живёт для будущего». Именно об этом рассуждает в своей статье «Русский язык» Николай Рерих, поднимая в ней проблему сохранения красоты русской речи: «Но скажут ли достаточно в русских школах о красоте своего языка? Скучные правила пусть придут после, а сначала, от первого дня, пусть будет сказано о красоте русской речи, о богатстве, о вместимости, о подвижности и выразительности своего родного языка. Нужно знать иностранные языки. Чем больше, тем лучше. Познавая их, русский человек ещё более утвердится в сознании, какой чудесный дар ему доверен. В ответственности за красоту и чистоту своей речи человек найдёт лучшие средства, как выразить вновь сложные понятия, которые стучатся в новую жизнь»5.

Великий М.В. Ломоносов видел в нашем языке «великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка»6.

Думается, что именно поэтому гениальный Н.К. Рерих, восхищаясь уникальностью родного языка, заявлял: «Прекрасен русский язык. И на нём скажут лучшие мысли о будущем»7.

И с этим нельзя не согласиться.

В чём же красота и мощь русского слова? В его действенности, в его силе.

…Будь осторожен, выбирая слово, —
Им осчастливить можно и убить…

(Н.М. Грибачёв)

Это не метафора, это реальность. Научные достижения последних десятилетий подтверждают это в полной мере. Известны эксперименты с растениями, которые подвергались воздействию слов яро негативного характера, после чего те или погибали, или мутировали (арабидопис). Доказано, что слово меняет и структуру воды: от злого, бранного слова она приобретает свойства, аналогичные ядам. В ходе экспериментов учёные пришли к выводу: с помощью слов и мыслеформ человек создаёт свой генетический аппарат.

Читайте также:  Польза солодки и энтеросгель чистка лимфосистемы

На Востоке очень давно знали, что каждое произнесённое в повседневной жизни слово оказывает особый эффект. Ребёнка там всегда учат подумать, прежде чем произнести что-либо. Существует древнее поверье, что человек, много говорящий о своей болезни, питает эту болезнь, а человек, боящийся смерти, — её приближает.

Даже непроизнесённое слово обладает особой силой. И подчас проявление этой силы отложено до времени.

В античные времена греки выражали своё преклонение перед тайной силой слова в изречении «Имя есть судьба». Слово как продукт мысли формирует всё то, что нас окружает. Слово созидает или разрушает и самого человека. В буквальном смысле, как говорим — так и живём; что заявляем, то и имеем. Современными психотерапевтами и лингвистами определены группы слов, которые они назвали
«слова-кандалы» и «слова-крылья». Первые — разрушительны, могут вызывать болезнь («всю голову уже сломал», «много крови мне попортили», «лопнуло моё терпение» и даже «я худею» (худой — значит, дурной, плохой, больной)); вторые — созидательны, позволяют управлять собственной судьбой и жить радостно, с оптимизмом («я могу», «у меня всё получается», «я намерен»).

«Сила убеждения, которая присуща слову, душу формирует, как хочет», — утверждал древнегреческий софист Горгий.

…Есть слова — словно раны, слова — словно суд, —
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить…

(В.С. Шефнер)

Если человек твёрдо убеждён в чём-либо и всем своим существом верит в то, что произносит, — сила его слова многократно увеличивается. Но если человек к тому же ещё «живёт, как говорит», то его речь воспринимается словно живой огонь, она чиста, проста и убедительна.

«Слово пустое не даст ничего»,
Но если ты сердце вложишь в него,
Будет оно как костёр в ночи.
Не промолчи, не промолчи!
Дай людям свет, которого ждут,
И люди придут и путь свой найдут.

(Н.Д. Спирина)

Сила языка — в его чистоте. К сожалению, мысли и слова людей часто не совпадают. Пустословие, ложь, осуждение и сквернословие — нравственные загрязнители речи.

Грубые слова, выражающие ненависть, пренебрежение, обладают негативным свойством разрушения гармонии: как душевного равновесия, так и физического здоровья. Совершенно обратным эффектом обладают добрые слова, подкреплённые радушием и любовью.

Не оскверни свои уста
Ни осуждением, ни ложью,
Иначе будет невозможно
Святое слово «Красота».
И устремись, чтоб твой язык
Лишь к чистоте речей привык.

(Н.Д. Спирина)

Явление сквернословия можно охарактеризовать как заразное заболевание.

Вот что об этой нравственной проблеме думает великий гуманист и художник Н.К. Рерих: «Очень легко вводятся в обиход грубые, непристойные слова. Называются они нелитературными. Иначе говоря, такими, которые недопустимы в очищенном языке.

В противовес очищенному языку, очевидно, будет какой-то грязный язык. Если люди сами говорят, что многие выражения нелитературны, и тем самым считают их грязными, то спрашивается, зачем же они вводят их в обиход. Ведь хозяйка или хозяин не выльют среди комнаты ведро помоев или отбросов. Если же это и случится, то даже в самом примитивном жилье это будет названо гадостью. Но разве сквернословие не есть то же ведро помоев и отбросов? Разве сквернословие не есть просто дурная привычка? Детей наказывают за дурные привычки, а взрослых не только не наказывают, но ухмыляются всякому их грязному выражению. Где же тут справедливость?

Привычка грубостей, сквернословий и кощунства развита до такой степени широко, что её даже попросту не замечают. (…)

Никто не будет отрицать, что грубость вторгается очень незаметно. Давно сказано — “сегодня маленький компромисс, а завтра большой подлец”. Всякая грубость потрясает не только своей жестокостью, но и бессмысленностью. Невозможно представить себе ничто более бессмысленное, нежели сквернословие. (…)

Разве так уж трудно не грубить, не сквернословить, не проявлять бессмысленную жестокость? Вовсе не трудно. Но среди просветительных учреждений, от низших до высших, от младших до старших, всюду должны быть отставлены все признаки грубости»8.

Е.И. Рерих писала: «У меня одна молитва — это чтобы Россия оберегла свою чистоту и не заразилась бы язвою пошлости и растления, разъедающей целые страны. Будем бороться всеми силами духа с пошлостью, с легкомыслием в мышлении и во всех жизненных проявлениях и утвердимся на несении подвига»9.

Некоторые полагают, что стихия языка неподвластна человеку, что невозможно изменить социально укоренившиеся языковые привычки. Однако история нашего языка знает много примеров его преобразования благодаря сознательному и активному отношению отдельных людей и всего государства. Ведь мы не просто пассивные носители языка, мы его исполнители, живые наследники его духовных сокровищ. И беречь русский язык не значит только то, что следует его охранять от грамматических ошибок, но и то, что нам необходимо глубоко задуматься над его громадными возможностями и опасностями, воспитать в себе чувство ответственности за каждое произносимое слово, которое пришло в нашу речь живым свидетелем тысячелетней истории. Тогда сила языка, понятая широко, явит нам всю красоту и мощь мысли человеческой, поможет донести сквозь века высокие идеи неискажёнными, святые идеалы незапятнанными.

Да, русский язык прекрасен. И именно мы должны стремиться к тому, чтобы сохранить чистоту нашего языка. Разве подлежит сомнению, что «на нём скажут лучшие мысли о будущем?»

Молчат гробницы, мумии и кости, —
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный — речь.

(И.А. Бунин)

1 Доклад на конференции СибРО, посвящённой 90-летию пребывания Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рериха в Сибири (с. Верхний Уймон, 6 – 7 августа 2016 г.).

2 Рерих Н.К. Русский язык // О Вечном… М., 1991. С. 52.

3 https:// grani.agni-age.net/edu/likhachev7.html

4 Рерих Н.К. Новый год // Листы дневника. Т. 3. М., 2002. С. 332.

5 Рерих Н.К. Русский язык. С. 52.

6 https:// lomonosov.name/articles_17_38.html

7 Рерих Н.К. Русский язык. С. 53.

8 Рерих Н.К. Жестокосердие // Листы дневника. Т. 1. М., 1999. С. 432 – 433.

9 Рерих Е.И. Письма. Т. 7. М., 2007. С. 186 (16.08.1944).

Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Источник