О пользе конструирования для детей

МБДОУ «Полтавский детский сад «Березка»

Полтавского района Омской области

Консультация для родителей

на тему:

Конструирование в жизни ребенка

                                                                        Подготовила:

Леонгардт Наталья Сергеевна

воспитатель

КОНСТРУИРОВАНИЕ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ

Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий является конструирование, то есть создание из отдельных элементов чего-то целого.  Конструирование позволяет ребенку творить свой собственный неповторимый мир. Приглядитесь повнимательней к своему играющему ребенку – его игрушки не могут «жить» без домов, комнат, предметов мебели. Поэтому даже если у него нет конструктора, ребенок создает игровое пространство из того, что есть под рукой: мебели, диванных подушек, коробок, а также разнообразного природного материала.

Так что же такое конструирование – пустое развлечение или полезная, развивающая деятельность?

Конструктивная деятельность, несомненно, важна в развитии психических процессов и умственных способностей ребенка.  В процессе конструирования ребенок легко усваивает многие знания, умения и навыки.

1. Во-первых, развиваются  пространственное мышление и конструктивные способности ребенка.   Малыш на практике не только познает такие  понятия как: право, лево, выше,  ниже, но и начинает понимать, как надо создать тот или иной объект.

2. Конструирование также способствует  развитию образного мышления: ведь  ребенок, создавая конструкцию,  должен ориентироваться на некоторый образ того, что получится.

3. Поскольку  конструкторская деятельность предполагает анализ  постройки,  описание пространственного расположения  отдельных деталей, планирование своих действий, и отчета  о проделанных действиях –  развивается  также и речь ребенка, расширяется его словарный запас.

4. Работая с конструктором, малыш развивает мелкую моторику, глазомер.  Все это крайне важно для дальнейшего развития мышления.

5. К тому же данный вид деятельности формирует такие качества  как усидчивость, внимательность, самостоятельность, организованность (умение планировать свою деятельность, и доводить начатое дело до конца).

6. А самое главное  конструирование предоставляет  большие возможности для  фантазии, воображения  и позволяет ребенку чувствовать себя творцом.

Игры с конструктором полезны всем девочкам и мальчикам, совсем маленьким детишкам и школьникам.  Самым первым конструктором в жизни ребенка являются  простые кубики. Их можно использовать уже в раннем возрасте. Вначале малышу достаточно 2-3 кубиков.  Позже  количество кубиков можно увеличить до 6-8 штук. Строительный набор ребенка 3 – 4 лет необходимо дополнить новыми деталями (пластинами, кирпичами, призмами). Приобщение к конструктивной деятельности начинайте с ознакомления детей с материалом. Пусть они сначала свободно манипулируют с деталями конструктором,  после начните сооружать что-нибудь сами.  В этом возрасте ребенку необходим образец взрослого  и показ способов конструирования. Постепенно ребенок переходит к более самостоятельному выполнению элементарных  построек (дорожек, домов, заборов, кукольной мебели).

К 3 – 5  годам конструирование приобретает для ребенка новый смысл. В этом возрасте оно тесно связывается с сюжетными играми  поэтому,   дополнительно к набору строительных деталей, подберите  игрушки  соответствующие размеру деталей, машинки, куколки, животных. Это позволит ребенку обыгрывать постройки, да и строить для кого-то, ему будет гораздо интересней.                                                        Пользуясь игровыми приемами можно побуждать ребенка изменять привычные постройки по предложенным условиям.  Например, кукла “подросла”, и ей нужен домик побольше; по мосту ездит очень много машин; как сделать его шире  река “разлилась”, и мост необходимо переделать, сделать его длинней и т.п.  

Конечно, далеко не все получится сразу, потому родителям нужно быть очень терпеливым. Помощь взрослого  на данном возрастном этапе заключается в объяснении, с одновременным показом способа действия. Постепенно ребенок становится более опытным строителем с технической точки зрения и совершенствует свои способности с каждой новой идеей.

Ребенку  старшего дошкольного возраста  стоит приобрести    деревянный строительный  набор,  состоящий из множества  деталей разнообразной формы: конусов, цилиндров, брусков и т.п. Данный вид конструктора  до сих пор не утратил своей актуальности. Благодаря простоте и разнообразным возможностям он интересен детям на протяжении всего дошкольного возраста.

Не стоит давать ребенку сразу все детали, лучше добавлять  их в игру постепенно. Знакомя ребенка с деталями конструктора, помните, что у некоторых деталей есть и «взрослые» и «детские»  названия, например: цилиндр и труба, треугольная призма и крыша.

К старшему дошкольному  возрасту конструирование становится самостоятельной деятельностью и интересно ребенку уже само по себе, как возможность создания чего-либо.  Постройки детей становятся более сложными и интересными, в них используется большее количество разнообразных строительных деталей. Зачастую они превращаются в сюжетные композиции (города, автозаправочные станции, сказочные королевства, зоопарк).  Созерцание готового результата собственных усилий вызывает у ребенка радость, эстетическое удовольствие и чувство уверенности в своих силах. Поэтому не разрушайте построек и не заставляйте детей каждый раз после игры непременно убирать все на место!!! Такие постройки ребенок может обыгрывать в течение нескольких дней.

Читайте также:  Бананы для ребенка польза и вред

 К этому возрасту у детей уже накоплен достаточный опыт в познании окружающей действительности, они способны дать элементарную эстетическую оценку различным архитектурным сооружениям. Очень важно поддерживать интерес ребенка к конструированию, обогащать его опыт,  привлекать внимание детей  к архитектурным и художественным достоинствам различных  сооружений  (церкви, театры, мосты,  башни, маяки).                                                                                

После всего, выше сказанного, остается только пожелать родителям познакомить и по возможности подружить ребенка с миром конструктора. Если ребенку не понравилось играть в один конструктор, предложите ему другой, помните, что конструкторов сейчас великое множество.  

Источник

О ПОЛЬЗЕ ДЕТСКОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ.

Дошкольное детство – это возраст игры. Малыш, играя, не только познаёт мир, но и выражает к нему своё отношение.

Игру принято называть основным видом деятельности ребёнка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер, что положительно влияет на социальное здоровье дошкольника.

Но, при этом, часто можно видеть картину: у малыша много игрушек, а он не играет ими. Причин тому, конечно, не одна, но чаще всего главная причина в том, что игрушки уже себя «исчерпали», элемент новизны исчез. А он-то и привлекает ребёнка в первую очередь. Дать же ему задачку для ума, длительную интеллектуальную нагрузку готовая игрушка не в состоянии. В этом отношении куда лучше строительные материалы, мозаика и пр. Эти игры обладают большой вариативностью, разнообразием комбинаций. Но и их развивающие возможности ограничены: они не побуждают детей к усиленной умственной деятельности, не требуют от них значительных напряжений, не опережают развитие ребёнка, а в лучшем случае удовлетворяют лишь его сиюминутные потребности. А этого очень мало для развития творческих способностей. Если ещё учесть, что далеко не в каждой семье созданы все необходимые условия для развития творческой деятельности детей, то становится очевидно: нужны игры нового типа, игры моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта., способствующие формированию у детей коммуникативных навыков, установлению положительных межличностных отношений.

От рождения детям присуще стремление исследовать окружающий их мир.

Известно, что дети лучше всего учатся в игре. В процессе игры создаются условия, позволяющие ребенку самостоятельно строить систему взаимоотношений со сверстниками и с взрослыми.

В детском саду такой способ обучения является одним из основных.

Игра – важнейший спутник детства, в процессе ее малыши начинают подражать взрослым, пробовать свои силы, фантазировать, экспериментировать. Игра предоставляет детям огромные возможности для физического, эстетического и социального развития.

Традиционные формы и методы обучения все в меньшей степени способны откликаться на изменения характеризующие современность.

Отличительной особенностью стандартов нового поколения является ориентация на результаты образования, причем они рассматриваются на основе системно-деятельного подхода. Деятельность выступает как обязательное условие усвоения познавательных процессов. Это означает, что, чтобы ребенок развивался, необходимо организовывать его деятельность. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.

Такую стратегию обучения легко реализовать с помощью развивающей среды Лего, которое объединяет в себе специально скомпонованные комплекты Лего, тщательно продуманную систему заданий для детей и четко сформулированную образовательную концепцию. Лего позволяет учиться играя и обучаться в игре. Лего – это всегда новое открытие, новая идея! Новый толчок к развитию нестандартного мышления. Лего-конструирование в детском саду начинает подготавливать детей к восприятию современных технологий, собирая модели своими руками, он сам «строит» свое знание, свой интеллект.

«Lego» в переводе с датского языка означает «умная игра». В силу своей педагогической универсальности наборы Лего оказываются наиболее предпочтительными наглядными пособиями и развивающими игрушками в коррекционной работе с детьми. Хочу заметить, что Лего конструктор побуждает работать, в равной степени и голову, и руки ребенка. Конструктор Лего помогает детям воплощать в жизнь свои задумки, строить и фантазировать, увлеченно работать, видя конечный результат.

Конструирование из конструкторов Лего полностью отвечает их интересам, поскольку является исключительно детской деятельностью. Разнообразие конструкторов по сложности позволяет занимается конструктивной деятельностью с детьми разного возраста, начиная с самого раннего. Игры с Лего конструкторами долго не надоедают малышу, так как обладают большой вариативностью, разнообразием комбинаций, помогают творческому самовыражению, объединяют в себе игру и экспериментирование.

Читайте также:  Есть ли польза от медовой воды

Лего-конструктор не вызывает у ребёнка негативного отношения и вся образовательная работа воспринимается им как игра.

Первостепенным преимуществом конструктора «Лего» я считаю то , что он предоставляет ребенку с любыми патологиями возможность определенной самореализации, ощущения успеха, радости, счастья.

Эти положительные эмоции благоприятно влияют на психику и общее состояние здоровья ребенка.

Важным я считаю и тот факт, что конструктор рассчитан на большие группы детей, благодаря чему они, «вынуждены» играть вместе, общаться, помогать друг другу, радоваться успехам других. Дети получают общие впечатления, что укрепляет чувства «коллективизма».

Использование лего-технологий способствует:

развитию у детей сенсорных представлений, поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета;

развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение);

тренировке пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики и в дальнейшем поможет подготовить руку ребенка к письму;

сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу, т.к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения;

конструктивная деятельность очень тесно связана с развитием речи, т.к. (вначале с ребенком проговаривается, что он хочет построить, из каких деталей, почему, какое количество, размеры и т.д., что в дальнейшем помогает ребенку самому определять конечный результат работы.)

Работа по LEGO- конструированию могут проходит в форме совместной деятельности и досугов, что позволяет решать следующие задачи:

Развивать воображение, речь, мелкую моторику, функции анализа и синтеза;

формировать навыки планирования процесса создания собственных моделей и совместных проектов;

формировать интерес детей к режиссерской игре путем обыгрывания конструктивных построек и образов;

формировать сенсорные представления ;

формировать умения работать в коллективе.

Игры с конструкторами типаЛего, обладают характерными особенностями:

1. Каждая игра с конструктором представляет собой набор задач, которые ребёнок решает с помощью деталей из конструктора.

2. Задачи даются ребёнку в различной форме: в виде модели, рисунка, фотографии, чертежа, устной инструкции и т.п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.

3. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности, т.е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному.

4. Постепенное возрастание трудности задач в конструировании позволяет ребёнку идти вперёд и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности, в отличии от обучения, где всё объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребёнке.

5. Решение задачи предстаёт перед ребёнком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде сооружения из деталей конструктора, т.е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно «задание» с «решением» и самому проверять точность выполнения задания.

6. Большинство игр с конструктором не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям составлять новые варианты заданий и придумывать новые игры с конструктором, т.е. заниматься творческой деятельностью.

С дидактико-методической точки зрения обучение и работу с конструктором Лего я разделяю следующим образом:

Первое знакомство и контакт с конструктором Лего. Дети знакомятся с отдельными наборами и возможностями, которые они им предоставляют.

Формирование задачи. Я задаю детям задачу, которую они должны решить с помощью конструктора в процессе работы (игры). Например: мой дом, моя семья, детская площадка, транспорт; различные ситуативные проблемы и явления, которые имеют отношение к окружающей реальности.

Выполнение задания. Дети имеют возможность работать индивидуально и в коллективе, сами задают себе темы. Они выполняют задания, исходя из собственных представлений предыдущего опыта и знаний.

Представление результатов работы. Успех даёт каждому ребёнку позитивную мотивировку и оказывает не только положительное влияние на его базу знаний, но и приносит психологический эффект. Я обязательно демонстрирую работы детей родителям и детям из других групп.

Как правило, по каждой теме я провожу два занятия. На первом занятии я провожу беседу на заданную тему, показываю рисунки или настоящие предметы, а затем дети с моей помощью, а некоторые и самостоятельно, собирают модели. А на втором занятии — дети играют с этими моделями, общаются друг с другом, моделируют различные сюжетные композиции, в том числе и сказки.

Для того, чтобы дети учились не только конструированию, тренировали фантазию и тонкую координацию движений, но и привыкали к аккуратности и порядку, я предложила им в конце каждого занятия раскладывать кирпичики в отдельные пластмассовые коробочки строго по цвету, размеру, а если это мозаика — то и по форме.

Читайте также:  Водное поло польза и вред

Это позволяет нам работать быстрее и без лишнего шума. Классификация кирпичиков конструкторов Лего была необходима также прежде всего для:

лучшей ориентации по цвету и форме;

облегчению работы с деталями; бережного обращения с кубиками;

возможности самостоятельной работы;

облегчения и ускорения складывания деталей в коробку после окончания работы.

В процессе работы я отметила, что подобная классификация деталей улучшает психомоторное развитие детей. Дети имеют возможность играть с собранными моделями.

Во время игры возникает исключительная возможность наблюдать за их речевыми проявлениями и словарным запасом, уровнем знаний, за развитием двигательных рефлексов, технического видения и мышления, черт характера, волевых качеств, типом семейной среды и воспитания.

Детям предоставляется возможность для демонстрации своих работ. Мы обязательно устраиваем фотовыставки. Я обязательно дарю детям на память их фотографии за работой в леготеке. Успех дает каждому ребенку позитивную мотивировку, пополняет его базу знаний. Есть возможность сохранить работы и продемонстрировать другим детям, родителям и специалистам.

Благодаря применению конструктора «Лего» появилась возможность эффективно моделировать и если надо, корректировать все эти качества.

Я чувствую, что дети любят заниматься лего-конструированием и с нетерпением ждут каждое занятие.

Таким образом, Лего – конструктор на сегодняшний день незаменимый материал для занятий в дошкольных учреждений. Когда ребенок увлеченно и с удовольствием играет с Лего, то в это время у него развивается: память, внимательность, ловкость, умение обобщать и сравнивать предметы, познавательная активность и эмоционально – волевая сфера. Во время игры с Лего – конструктором включаются различные группы мышц, происходит развитие и коррекция моторики рук. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а следовательно и на развитие речи. Поэтому применение Лего-технологий, ориентированных на развитие мелкой моторики являются незаменимыми в логопедической работе. Лего-конструктор – это универсальный дидактический материал, который можно использовать на любых занятиях.

Источник

Котова Светлана
Значение конструирования в развитии детей дошкольного возраста

Значение

конструирования

в развитии детей

дошкольного возраста

Дошкольный возраст-благоприятный период для развития творчества. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение, активно развиваются личностные качества, а на их основе — способности и склонности.

Стремление к познанию окружающего пронизывает все сферы детской деятельности.

Ребенок — настоящий исследователь. Большое значение для развития познавательной активности имеет желание ребенка не только рассматривать предметы,но и действовать с ними: разъединить и соединить, конструировать из предметов, экспериментировать. Умение конструировать играет большую роль в умственном развитии детей.

Конструирование — это практическая деятельность детей, направленная на получение определенного, заранее задуманного продукта. Конструирование в дошкольном возрасте тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей.

Значение конструированияв формировании личности ребенка:

• формирует тонкую наблюдательность, сосредоточенность внимания;

развивает пространственное воображение, гибкость мышления;

•формирует эмоционально-волевые качества: дети учатся испытывать удовлетворение, создавая или совершенствуя конструкцию, значимую для других людей, стремятся добиться поставленной цели;

• способствует формированию обобщенных представлений о предметах, о существенных связях и зависимости между отдельными предметами и явлениями; обобщенных способов действий, умения обследовать предметы, планировать работу, самостоятельно исправлять ошибки; самоконтроля, способности управлять своими психическими процессами;

• помогает формированию дружного детского коллектива, навыков коллективной работы;

• готовит детей к школе: развивает мышление, память, воображение, способность к самостоятельному творчеству;

• способствует развитию речи.

Для развития речи и мышления ребенка начинать развитие мелкой моторики необходимо с самого раннего детства.Например: через различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности; игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в руку; игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать — разжимать, выливать — наливать, насыпать — высыпать, проталкивать в отверстия и т. д. ; застегивание и расстегивание «молний», пуговиц, одевание и раздевание и т. д.

На занятиях конструированием осуществляется развитие сенсорных и мыслительных способностей детей. Важно, что мышление детей в процессе конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характер. При обучении детей конструированию развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности

Таким образом, я считаю, что конструированию должно отводится значительное место в работе с детьми всех возрастных групп, так как оно обладает чрезвычайно широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания.

Источник