О пользе закаливания консультация для родителей
Закаливание дошкольника
Как вырастить своего ребенка крепким и здоровым? Как защитить его от всех болезней мира? Эти вопросы беспокоят каждую маму и каждого папу. Ответ один: повысить иммунитет, улучшить естественные защитные механизмы.
Защитные механизмы детского организма до конца не сформированы. Единственный и самый эффективный способ их тренировки – закаливание детей дошкольного возраста. Для достижения максимального результата начинать нужно с раннего возраста.
Что такое закаливание
Это адаптация организма к холодным воздействиям. Данное определение не раскрывает всей сути понятия. Закаливание детей дошкольного возраста – это система определенных процедур в режиме дня. Своего рода, образ здоровой жизни, который родители закладывают своему ребенку.
Это активная деятельность, намеренное воздействие холодом для тренировки защитных механизмов тела. При этом повышается устойчивость не только к холодовым влияниям, но и к другим воздействиям.
Это не самоцель – это средство укрепления и сохранения здоровья ребенка.
Основные принципы закаливания
Чтобы добиться положительного эффекта необходимо соблюдать следующие схемы:
- регулярность процедур (ежедневные занятия в одно и то же время);
- постепенность процедур (поэтапный переход от более слабых форм закаливания к более сильным);
- чередование общих процедур с местными (невозможно достичь желаемого эффекта, только растирая грудь холодной водой);
- использование для закаливания всего, что предлагает природа (земли, воздуха, солнца, снега, воды);
- комплексность процедур (это не только обливание водой, но и прогулки на свежем воздухе, катание на лыжах, плавание, бег, баня);
- процедуры должны вызывать у ребенка только положительные эмоции.
Общие правила закаливания
- одевать ребенка по погоде, в особо холодные дни – чуть теплее себя (дорогие родители, детей не нужно кутать; «чуть теплее» вовсе не означает больше на две кофточки);
- укладывать малыша спать в хорошо проветренной комнате (желательно в одних трусиках);
- ночная температура в помещении для сна должна быть на два-три градуса ниже, чем дневная;
- после сна ополаскивать лицо и кисти прохладной водой;
- ежедневно гулять с ребенком на улице (независимо от погоды);
- в помещении ребенок должен находиться в легкой одежде;
- если малыш болел, он должен полностью восстановиться после болезни.
Закаливание детей в домашних условиях
Проводя любые закаливающие процедуры, необходимо ориентироваться на состояние ребенка. Если малыш колотится от холода, Вы явно переборщили с этим самым холодом. Каждый ребенок индивидуален, поэтому при проведении закаливающих процедур и выборе температур нужно ориентироваться именно на свое чадо. Есть специальные методики закаливания детей.
К ним относятся воздушные ванны и водные процедуры: обливание ног, контрастное обливание, обтирание и купание в открытых водоемах.
Хождение босиком, расширенное умывание ребенка, проветривание квартиры — это закаливание в повседневной жизни.
Оно очень удобно, ведь для такого закаливания не требуется особенных условий. Оно показано всем детям, однако требуется индивидуальный подход. Требуется подобрать режим и учитывать состояние здоровья ребенка и уровень его физического развития.
Соблюдайте принципы закаливания: систематичность и постепенность. К началу процедур ребенку надо создать положительный эмоциональный настрой. Если малышу не нравятся какие-либо процедуры закаливания, насильно вводить их в практику нельзя.
Как принимать воздушные ванны
Начинать повседневное закаливание детей раннего возраста надо с воздушных ванн. Во-первых, это гигиеническая процедура, а, во-вторых — закаливание.
Для начала выберите комфортную для ребенка температуру, постепенно снижая ее до разумных пределов. При температуре ниже +17 и выше +26 мероприятия по закаливанию проводить нельзя. Высокая температура может привести к перегреванию малыша, а низкая — к простуде.
Ребенок не должен просто стоять в холодном помещении — это не закаливание, и так малыша легко простудить. Когда ребенок выполняет физические упражнения — тогда закаливание работает отлично. Поэтому хорошо сочетать воздушные ванны с утренней зарядкой, которая совершенно необходима для всех детей. Проветрите помещение, а малыша лучше оставить заниматься в трусиках, маечке и носочках. Когда ребенок привыкнет заниматься в прохладном помещении, носки можно не надевать и заниматься босиком.
Как умываться
После зарядки умываем ребенка сначала теплой водой, а, когда он привыкнет, делаем воду прохладнее. Хорошо для закаливания расширенное умывание — не только кисти и лицо, но и руки до локтей, шею и верхнюю часть груди и шеи.
Как спать
Закаливание можно проводить и тогда, когда ребенок спит, днем или ночью. Подходящая для закаливания температура во время сна — на 2–3 градуса ниже, чем обычная температура, в которой ребенок бодрствует. Такая же температура подойдет и для принятия воздушных ванн.
Перед сном помещение проветриваем или оставляем открытой форточку, если на улице не холодно. Следим, чтобы не было сквозняков.
Для детей до 3 лет температура во время сна держим в рамках 21–23 градусов, а для ребят постарше — 20–21 градус, а с 5–7 лет — 19–21 градус.
Как одеваться
Большое значение имеет и то, во что ребенок одет дома. При температуре в квартире выше 23 градусов достаточно белья и тонкой хлопчатобумажной одежды, при 18–22 градусах — можно надеть колготы и кофточку из плотного хлопка с длинным рукавом. Если стало прохладно, и температура в квартире упала до 16–17 градусов, то можно надеть теплую кофточку, колготы и теплые тапочки.
Как ходить
Некоторые дети очень любят ходить босиком. Но маленьким детям вредно долго ходить босиком по твердой поверхности: ведь у них еще идет формирование свода стопы. А из-за жесткой опоры могут усугубиться уже имеющиеся нарушения или развиться плоскостопие.
Дайте ребенку побегать с голыми ножками, например, во время выполнения физических упражнений. Или, если у вас на полу есть толстый ковер, разрешайте малышу ходить босиком по нему.
Если у вас есть возможность выехать летом с малышом на природу, где есть чистая трава, а обстановка не травмоопасна, то малыш может ходить по земле и траве.
Ежедневно гуляйте с ребенком. Ходите пешком в парк, в лес. Четырехлетний малыш вполне способен двигаться на своих ногах без перерыва до сорока минут.
Дети любят кататься зимой на санках с горы. Пусть катаются! Только тащить санки на гору он должен сам. Ребенок должен двигаться, чтобы не замерзнуть. Приучайте малыша к лыжам (с четырех лет можно начинать учить, сначала без палок), к конькам (профессиональные спортивные клубы принимают детей с четырех лет).
Запомните, дороги родители! Завязывать шарфом рот и нос нельзя. Ребенка надо заставлять дышать носом.
Лето – пора купания. Плавание в открытом водоеме – самая эффективная процедура. При первом знакомстве с водой важно научить ребенка спокойно заходить в озеро, не бояться воды. Только постепенно позволять заходить глубже, играть в водоеме. Если губы ребенка посинели, сам весь дрожит, срочно на берег. После летних закаливающих процедур в осенне-зимний период малыша желательно водить в бассейн.
Водные летние процедуры необходимо сочетать с солнечными ваннами. Нежную кожу необходимо обработать солнцезащитным средством, а голову укрыть. Лучше всего посадить малыша играть в тенек (под зонт).
Если ребенок заболевает, многие родители держат его дома до полного выздоровления. Это не всегда верно. Больному малышу вдвойне нужен свежий воздух. При температуре сидите дома, но если у ребенка нет температуры, то смело идите гулять.
Памятка родителям
Специальные методики закаливания детей дошкольного возраста применять можно – иммунитету ребенка это пойдет только на пользу. Однако снова требуются время, желание и систематичность.
К тому же необходимо быть очень грамотным родителем, чтобы четко понимать, когда ребенок чувствует себя не очень хорошо, и закаливание надо приостановить.
Одна из самых эффективных специальных методик — контрастное обливание стоп и голеней. Ножки попеременно обливаются теплой и прохладной водой и, если у ребенка нет хронических заболеваний, серия обливаний заканчивается прохладной водой. Если организм малыша ослаблен, то заканчивать процедуру надо теплой водой.
Обтирание прохладной водой тоже не потеряло своей актуальности.
Но не стоит экспериментировать с интенсивным закаливанием. Не надо обливать малыша холодной водой на снегу, заставлять его ходить босиком по снегу. Нельзя устраивать и заплывы малышей в проруби.
Такое псевдозакаливание — огромный стресс для детского организма, и его последствия трудно предсказать.
А постепенное и последовательное закаливание, наоборот, принесет только пользу здоровью и самочувствию малыша.
Закаляйтесь и будьте здоровы!
Кристина Кофанова
Консультация для родителей «Закаливание и его польза»
В чем заключается польза закаливания? Правда, хороший вопрос. Он актуален для всех, кто беспокоится за свое здоровье.
«Закаливание организма» интересует многих. Увы, условия сегодняшней экологии стали намного хуже, чем, скажем, лет сто назад. Чтобы хоть как-то поддерживать свой иммунитет, люди начинают заниматься закалкой организма. И тратят на это много сил.
Закаливание представляет собой систему нескольких профилактических мероприятий, которые направлены на выработку сопротивляемости организма ко многим неблагоприятным природным факторам. Благодаря оздоровительному закаливанию свой организм можно сделать устойчивым к болезням и заболеваниям. Вас тоже интересует, как осуществляется закаливание, что подразумевается под закалкой организма? Что ж, в таком случае рекомендации врачей и опытных людей, занимающихся закаливанием не первый год, будут вам наверняка интересны.
Здоровье ребенка – основная фундаментальная ценность.
Польза закаливания
Не секрет, что польза закаливания любого организма уже доказана. Тысячи людей успешно испробовали самые разные методы закаливания, и сегодня они наслаждаются бодрым духом, крепким здоровьем. Любое закаливание способствует укреплению организма.
Методы закаливания могут быть разными,но объединяет их одна цель: повысить общую сопротивляемость организма.
Среди иных положительных моментов закаливания представлены:
улучшение обмена веществ;
повышение тонуса организма;
нормализация артериального давления;
улучшение кровообращения;
повышение работоспособности;
увеличение силы мышц;
«оздоровление» нервной системы;
увеличение выносливость организма.
Разновидности закаливания
В зависимости от того, как проводятся процедуры закаливания, этот процесс (закаливание организма)можно разделить на следующие виды:
Хождение босиком. Данный вид закаливания особенно нравится детям. Не секрет, что на человеческих стопах есть множество биологически активных точек. Когда вы ходите босиком по песку, гальке, вы стимулируете работу своих внутренних органов. Это закаливание отлично повышает иммунитет. Неспроста в старину многие люди ходили босиком и вообще не болели. Поэтому чаще снимайте обувь летом. Лучшей профилактики многих заболеваний вам и не придумать.
Гелиотерапия. Речь идет про закаливание с помощью солнца, его тепла и света. Казалось бы, мы часто находится под солнечными лучами, но мало кто задумывает о том, что сама природа нас закаляет. Благодаря этому методу закаливания нервная система становится более устойчивой, улучшается работа всех внутренних органов, ускоряются обменные процессы.Есть и обратная сторона медали: чрезмерное увлечение солнцем может привести к ожогам, тепловому удару и перегреву. Поэтому подобным закаливанием можно заниматься только, учитывая особенности здоровья, возраста, климата и прочих факторов.
Аэротерапия. Имеется в виду закаливание воздухом: прогулки на свежем воздухе, воздушные ванны. Согласитесь, этот метод закаливая является самым доступным, простым. Ведь гулять можно в парке, лесу, возле реки, озера и т. д. Особенно зимой воздух оказывает целебное действие. Как закаляется организм в этом случае? Кожные рецепторы, слизистая охлаждаются — и терморегуляция организма становится более усовершенствованной. Аэротерапия полезна для иммунитета, психоэмоционального состояния, работы всех систем человеческого организма.
Закаливание водой: обливание, обтирание, контрастный душ, моржевание. Столь полезные процедуры стимулируют циркуляцию крови — поступление полезных веществ и кислорода ко всем системам, органам. Водные виды закаливания приносят особенную пользу организму. Закаливание это вида может быть как щадящим, так и более активным. Но следует знать, что, допустим, обтиранием можно заниматься самостоятельно, а переходить к моржеванию следует только после получения консультации у врача.
Купание, игры в воде, плавание благотворно влияют на весь организм в целом, на физическое и психическое здоровье ребенка. Систематические занятия плаванием ведут к совершенствованию органов кровообращения и дыхания. Это происходит благодаря ритмичной работе мышц, необходимости преодолевать сопротивление воды. Улучшается сердечная деятельность, подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких. Регулярные занятия плаванием положительно влияют на закаливание детского организма: совершенствуется механизм терморегуляции, повышается иммунитет, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды. Укрепляется также нервная система, крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма, совершенствуются движения, увеличивается выносливость.
Что касается правил по закаливанию, нужно отметить, что любую оздоровительную процедуру следует начинать только в том случае, если вы совершенно здоровы.Следующий важный момент: закаливанием следует заниматься постепенно, особенно если речь идет о водных процедурах. Понижение температуры воды должно происходить медленно, на пару градусов, пребывание на солнце нужно начинать с нескольких минут, а не часов. Еще один секрет, который должны знать все приверженцы закаливающих процедур: закаливание должно быть
Итак, закаливание — важная составляющая истинно здорового образа жизни. Но при безответственном подходе можно не пользу получить, а вред принести. Люди, которые давно занимаются закаливанием, отмечают, что их настроение в разы улучшилось после того, как они начали закаляться. Они ощущают бодрость в теле, и им кажется, что могут свернуть горы.
Консультация для родителей
« О пользе закаливания ».
Уважаемые родители! Мы живем на Кубани, крае богатом солнцем, южным теплым морем, в крае, где почтив всегда весна. Так не теряйте времени напрасно, не упускайте возможность укрепить здоровье своих детей , а чистый свежий воздух, яркое солнце и вода станут лучшим средством поддержания сил и здоровья вашего ребенка. Станьте для ребенка примером, делайте вместе зарядку, соблюдайте режим дня, закаляйтесь.
Закаливание – один из наиболее подходящих вариантов для тех, кто хочет сохранить свое здоровье и здоровье детей. Закаливание поможет избежать многих заболеваний, повысить иммунитет.
Для начала нужно запомнить основные правила закаливания
1. Приступить к закаливанию можно в любое время года.
2. Закаливание нужно проводить систематически.
3. Основной принцип – постепенность.
4. Закаливающие процедуры нельзя начинать, если ребенок болен.
5. Закаливающие процедуры надо проводить в комплексе сочетая приемы общего (например, воздушные ванны или обливание) и местного(например, ножные ванны или контрастные ванны для ног) воздействия.
6. Процедура должна нравиться ребенку, вызывать положительные эмоции, старайтесь проводить приемы закаливание в игровой форме.
Закаленные дети меньше болеют, у них лучше аппетит, крепче сон, гармоничнее развитие.
Основные способы закаливания дошкольников.
Закаливание солнцем или солнечные ванны – эффективное средство оздоровления и стимулирования роста ребёнка. Успешно используется закаливание солнцем в борьбе с рахитом. Обладающие высокой биологической активностью ультрафиолетовые лучи, воздействуя на человека через кожу, повышают устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды, болезнетворным микробам, повышают иммунитет, снижают риск заболеваний.
Длительность солнечных ванн – от 5-6 до 8-10 мин для детей от одного года до трех лет и до 10-15 мин для детей дошкольного возраста 2-3 раза в день, при температуре воздуха 22-25°С.
В младшем школьном возрасте продолжительность сеанса закаливания несколько меньше. Если дети двигаются, например, играют с мячом, она может быть увеличена.
Солнечные ванны проводят спустя 1,5–2 ч после приема пищи, в средних широтах – между 11 и 13 ч. Во избежание неблагоприятного воздействия прямых солнечных лучей во время приема солнечных ванн голову необходимо покрыть белым платком или панамой.
Закаливание воздухом.
Начинать повседневное закаливание детей дошкольного возраста надо с воздушных ванн. Во-первых, это гигиеническая процедура, а, во-вторых — закаливание.
Для начала выберите комфортную для ребенка температуру, постепенно снижая ее до разумных пределов. Стоит учесть, что при температуре ниже +17 и выше +26 мероприятия по закаливанию проводить нельзя. Высокая температура может привести к перегреванию малыша, а низкая — к простуде.
Ребенок не должен находиться без движения в холодном помещении — это не закаливание, и так его легко простудить. Когда ребенок выполняет физические упражнения — тогда закаливание работает отлично.
Поэтому хорошо сочетать воздушные ванны с утренней зарядкой, которая совершенно необходима для всех детей и взрослых. Проветрите помещение, оставте ребенка одетым в майке , трусиках или шортах и носочках. Когда ребенок привыкнет заниматься в прохладном помещении, носки можно не надевать и заниматься босиком.
Ножные ванны– погружение ног до голеностопных суставов в таз с теплой водой
(+36 гр. С). Ноги погружают на 3-10 секунд. Затем каждые 3 – 4 дня температуру воды следует снижать на 1 градус, доведя её в итоге до 20 –24 градусов С.
Контрастные ножные ванны являются хорошей профилактической закаливающей процедурой против ангин и катаров верхних дыхательных путей. Подобные процедуры рекомендуется выполнять по утрам, после сна.
Вам понадобятся 2 таза: один – с горячей водой (+38 гр. С), второй – с водой на 3 – 4 градуса холоднее. Сначала ребенок опускает ноги до голеностопных суставов на 2-3 секунды в горячую воду, потом сразу же в более прохладную на 5 секунд. Затем опять в первый таз, потом во второй, но уже на 10 секунд.
Обтирание – мероприятие подготавливающее организм человека к таким закаливающим процедурам, как обливание и холодный душ.
– Температура воды для первого обтирания должна быть 36-34 градуса С.
– Через каждые три процедуры температуру воды снижайте на два градуса С.
– Для детей температура воды не должна быть ниже 20 градусов С.
– Сначала обтирают руки и сразу же насухо вытирают их.
– Затем обтирают ноги, далее грудь, потом живот и спину.
– Обтирание лучше проводить после утренней гимнастики или после дневного сна.
– По мере снижения температуры воды продолжительность обтирания следует уменьшать с двух минут до полминуты.
Обливание водой – закаливающая процедура, которую следует начинать летом.
Лейку или ведро наполните водой температурой 36-34 градуса С. Далее в течение 2 минут последовательно, начиная с головы, обливайте все части тела.
Продолжительность закаливающего мероприятия и температура воды регулируется так же как и при обтирании.
Душ – закаливающая процедура, которая сочетает в себе температурное и механическое воздействие. Душ прекрасно тонизирует организм, поэтому его целесообразно делать утром, днем и вечером, а так же после физических упражнений.
Начинать обливание нужно при температуре воды не менее 36 -34градусов С. Через каждые три процедуры температуру воды снижайте на два градуса С.
Для детей температура воды не должна быть ниже 20 градусов С.
Желаю вам, достичь максимальных результатов и оздоровить вашего ребенка, сформировать желание вести здоровый образ жизни. Удачи вам!
« Как сформировать у детей интерес к профессиям.
( в помощь родителям)
Уважаемые родители. Чтобы способствовать всестороннему развитию и поддерживать познавательный интерес детей ,Предлагаю, Вашему вниманию игровой материал для формирования у детей интереса к людям разных профессий.
Игра «Кто, где работает?»
Спросите у ребенка: кто работает в магазине. .. , в детском саде. .. , в больнице. .. , в парикмахерской. .. Например: в детском саде работают воспитатели, помощники воспитателей, повара, медсестра, заведующая. Загадайте загадки: «У меня немало дел, если кто-то заболел. Всех я вылечу друзья! Отгадайте, кто же я?», «Каждый день сажусь в кабину, завожу мотор машины, еду в дальние края. Отгадайте, кто же я?», «Ножницы, шампунь, расческа, всем я сделаю прически. Стригу и взрослых, и детей. Отгадай меня скорей!».
Игра «Кому это нужно?»
Покажите ребенку различные предметы (пылесос, шприц, кастрюля, ведро). Предложите назвать их и рассказать, когда они используются и с какой целью. Например: это половник, он нужен повару, чтобы разливать суп и компот. Или: нож, доска, кастрюля – нужны повару, чтобы приготовить еду.
Игра «Кто что делает?»
Спросите у ребенка: что делает повар. .. , врач. .. , помощник воспитателя. .. , водитель. .. , парикмахер и др. Предложите ребенку показать задуманное действие человека какой-либо профессии, а Вы, в свою очередь, попробуйте отгадать. Можно по соревноваться: кто больше назовет действий (повар – режет, жарит, печет, варит, готовит и др.)
Игра «Исправь ошибки»
Предложите ребенку послушать, заметить и исправить ошибки. Например: врач готовит вкусный обед, воспитатель лечит людей, повар делает уколы. Что не так? Ребенок исправляет и говорит правильный ответ.
Игра «Четвертый лишний»
Покажите ребенку 4 картинки или схематично нарисуйте (кастрюля, шприц, градусник, фонендоскоп). Спросите: какой предмет будет лишний? Почему? Ребенок высказывает свое предположение, выстраивая логическую цепочку: кастрюля – лишняя, потому что она нужна повару, а остальные все предметы нужны врачу. Можно спросить: зачем?
«Кому без них не обойтись»
Цель: закреплять знания детей о материалах, инструментах, оборудовании, необходимых людям разных профессий.
Ход игры: воспитатель показывает детям предмет, а дети называют профессию человека, которому он необходим. Следует учитывать, что одни и те же предметы необходимы людям различных профессий.
«Что сначала, что потом?»
Цель: закреплять знания детей о последовательности трудовых действий.
Ход игры: воспитатель просит научить куклу пылесосить. Спрашивает, что нужно сделать сначала, что потом (включить в розетку, потом нажать кнопку, пропылесосить, нажать кнопку выключателя, вытащить вилку из розетки). Предложить детям и другие трудовые процессы.
«Кому, что надо для работы?»
Цель: формировать представления об орудиях труда, обогащать активный словарь детей. (нож, доска, кастрюля, половник – нужны повару и т.д.).