Первый князь собиравший дань в пользу орды

Традиционный ответ, записанный во все учебники, гласит, что Московское государство навсегда прекратило выплату дани Золотой Орде при великом князе Иване III в 1470-х. Решение Ивана III вызвало неудачный поход на Москву золотоордынского хана Ахмата в 1480 году. Вскоре после этого распалась сама Золотая Орда, и Россия стала полностью независимым государством.
Если так, тогда почему в завещании (духовной грамоте) того же Ивана III, писанной в 1504 году, упоминается «ордынский выход» – дань, ежегодно посылавшаяся русскими князьями татарским ханам? Иван III предписывает своим младшим сыновьям давать деньги «в выходы в ординские» старшему сыну – Василию, когда он взойдет на московский престол вместо своего отца.

«Ордынский выход»

Где-то с конца 13 – начала 14 вв. со страниц древнерусских летописей исчезают баскаки – ордынские чиновники, надзиравшие за сбором дани с русских земель и контролировавшие ее отправку в Орду. Сбор и посылка дани становится прерогативой самих русских князей, укреплявших тем самым свою власть над населением. Ярлык на княжение, выдававшийся ханом, был вместе с тем подтверждением права князя собирать дань и вести сношения с Ордой. Русский князь становился, таким образом, главным фискальным чиновником Золотой Орды в соответствующем улусе.
Ханам было выгодно иметь одного ответственного за сбор дани. Таким образом, они подспудно укрепляли власть самого сильного из русских князей, не подозревая о том, что этот же процесс приближает конец владычества Орды над Русью. Так в общих чертах описывали становление Московского централизованного государства Николай Карамзин, Николай Костомаров, Дмитрий Иловайский, некоторые другие русские историки 19 столетия.
Но окончательное прекращение выплаты ордынского выхода в Золотую Орду с 1472 (по другим источникам – с 1476) года вовсе не означало прекращения фискального гнета, известного как «монголо-татарское иго».
Во-первых, ордынский выход продолжал взиматься московским великим князем со всех подвластных земель, а в них теперь входила почти вся Русь. Русские крестьяне все так же платили «в Орду» по рублю с двух сох (мера земельной площади), только теперь эти деньги шли не в Орду, а на содержание непрерывно растущего аппарата великокняжеской власти.
Во-вторых, падение Золотой Орды не означало прекращения вассальных отношений Рюриковичей к Чингизидам. Только теперь сменилась резиденция главного Чингизида для Руси – Крым вместо Нижней Волги.

Крымская Орда вместо Золотой

В 1474 году Иван III заключил тесный союз против Золотой Орды и Великого княжества Литовско-Русского (ВКЛР) с ханом Крымской Орды Менгли-Гиреем. Совместными силами союзники сокрушили Золотую Орду и серьезно потрепали Литву. Время прекращения выплаты Москвой дани Золотой Орде удивительно точно совпадает с датой заключения союза с Крымом.
Дань продолжала поступать из Руси, только теперь уже другому татарскому хану – крымскому. Вероятно, теперь, со сменой верховного сюзерена, московский князь удерживал в своих руках значительно большую часть дани, чем раньше, когда платил ее Золотой Орде. Это событие и называется в наших учебниках «свержением монголо-татарского ига».
В русских дипломатических документах дань, посылавшаяся на протяжении 15—17 вв. Россией в Крым, уклончиво именуется «поминками». Крымские ханы всякий раз не стеснялись жаловаться на недостаточный размер «поминков» и требовать большего, грозя войной в случае неуплаты. Слова не расходились с делом – уже Менгли-Гирей в 1510 году нарушил перемирие с Москвой. После этого походы крымцев на Россию стали обычным явлением. Ислам-Гирей в 1535 году потребовал от бояр при малолетнем Иване IV уплаты половины московской казны!
Получив дань, крымские ханы выдавали «шертные (клятвенные) грамоты», в которых обещали впредь не воевать русских земель. Это не мешало им время от времени предпринимать набеги даже и после получения очередных «поминков».

Петр Великий как освободитель Руси от крымско-татарского ига

Из слов духовной грамоты Ивана III – «в выходы в ординские, и в Крым, и в Астрахань, и в Казань, и в Царевичев городок (Касимов)» – часто делают вывод, что ордынский выход шел теперь на содержание живших в Московском государстве претендентов на ханские престолы. Это предположение, однако, ничем не подтверждается. В 16 веке известны факты выплаты Москвой дани другим татарским ханствам, помимо Крыма, и название «выход ордынский» было, видимо, универсальным обозначением всех выплат Руси Чингизидам. Так, в 1539 году Москва была вынуждена откупиться от Казани богатой денежной данью.
Точная дата исчезновения ордынского выхода как налога, взимавшегося московским князем с подвластного населения, неизвестна. Но в 1551 году появляется новый налог – «полоняничные деньги» – предназначенный для выкупа пленников, захваченных теми же татарами (в основном крымскими). Возможно, что один налог сменил другой. Это совпало с возложением Иваном IV на себя титула царя (до сих пор царями на Руси называли татарских ханов) и началом войн с Крымом. В 1550-е гг. временно прекратилась практика регулярной выплаты Русью «поминков» Крыму.
Но в 1571 году крымский хан Девлет-Гирей сжег Москву и принудил Ивана Грозного не только возобновить выплату дани, но и обещать дать Крымскому ханству Астрахань. Только победа в 1572 году русского войска над крымским, вторично шедшим разорять Москву, под селом Молоди, избавила Русское государство от территориальных уступок. Но дань пришлось платить еще больше ста лет.
В середине 17 века русский эмигрант, подьячий Григорий Котошихин, писал, характеризуя московско-крымские отношения, что крымскому хану, его семейству и его вельможам ежегодно отправляют богатые дары из Москвы. «А чего кому не достанет по росписи, и они тех посланников мучат и бьют и в тюрьме держат. А посылают им те поминки для того, чтобы они на украинные города войною не ходили и городов и мест не разоряли. Однако они, такие дары беручи, на то не смотрят, чинят, что хотят. А будет тех поминков на год больше 20 тысяч рублев».
Последняя выплата «поминков» крымскому хану была произведена в 1686 году. По Константинопольскому мирному договору 1700 года была официально прекращена практика ежегодных выплат дани Россией Крыму. «А понеже Московское государство самовластное и свободное государство есть, дача, которая по се время погодно давана была крымским ханам и крымским татарам, впредь да не будет должна», – такая формулировка, свидетельствующая о независимости России, впервые появилась в договорах между русскими и татарами лишь при Петре Великом.
Можно, конечно, говорить, что аналогичные «поминки» направлялись в Крым в то время и Речью Посполитой, и что это не мешало как России, так и Польше быть суверенными государствами. Но важно еще и то, как наличие «поминков» воспринималось теми, кому они посылались, а тут все было однозначно: платят – значит, данники.

Читайте также:  О пользе стекла ломоносов анализ

Источник

Русские княжества платили дань Золотой Орде около 200 лет. В течение этого периода размер и методы ее взимания сильно изменялись. У нас есть только редкие отчеты о суммах, выплаченных тем или иным княжеством, поэтому очень трудно, если не невозможно, воссоздать подробную картину платежей на протяжении всего этого времени.

Дань не всегда уплачивалась с конкретного княжества. Сразу после завоевания Русь была разделена на 43 «фискальных округа». Крупные княжества могли состоять из нескольких округов, а мелкие – объединяться в один. Каждый округ должен был обеспечивать доход, необходимый для содержания одного тумена (10 тысяч) монгольской армии.

Тогда налоги взимались не через местных князей, их собирали мусульманские купцы – баскаки, отправленные самим великим ханом из Каракорума. К каждому из них для защиты приставлялся военный отряд.

Дань изначально была равна 10 % от дохода. Она платилась серебром либо в натуральном виде. Это зависело от ремесла плательщика и особенностей экономики региона. Например, Новгородское княжество платило серебром и мехами.

Мы знаем, что в 1275-м году новгородская крестьянская семья платила полгривны дани (ясака) в год, т.е., примерно, 100 грамм.

Торговец платил не ясак, а тамгу – налог с продаж или с имущества. Ставка налога варьировалась, но обычно составляла 0,5 % от стоимости имущества или 4-5 % от стоимости продажи. Тамга оплачивалась золотом.

Иногда взимались другие дополнительные налоги и сборы. Это мог быть ям – дорожный налог; кулуш, который платили, когда русские княжества не отправляли людей в монгольскую армию; туска – нерегулярные подарки в адрес высшей знати.

Нет никаких записей о том, что дань когда-либо выплачивалась рабами – девушками или юношами. Но, конечно, отдельные монгольские сановники имели достаточно власти, чтобы претендовать на русских жен или наложниц, если бы они этого захотели.

Чтобы гарантировать постоянный доход, монголы предприняли весьма значительные усилия. Они провели первую в истории России перепись населения, организовали бюрократическую систему и создали дорожную сеть.

Лишь позднее, когда Монгольская империя и ее западная часть, Золотая Орда, начали свой медленный упадок, ханы были вынуждены постепенно отказываться от контроля над финансовыми потоками и передавать все большую власть в этом вопросе русским князьям. В самом конце им пришлось назначить великого князя – по существу колониального вице-короля, который имел полный контроль над сбором налогов.

Русские князья начали собирать налоги для Орды в начале 14-о века – примерно через шестьдесят-семьдесят лет после завоевания. Некоторые западные княжества продолжали оставаться под непосредственным управлением монголов гораздо дольше. В Киеве баскак сидел даже после 1362-о года.

Москва была лишь конечной точкой, логистическим узлом, где собирались налоги перед их отправкой в Орду. Москва взяла на себя эту роль почти через сто лет после завоевания.

Итак, наконец, сколько?

После Куликова поля сумма налогов со всей Руси, отправленных через Москву, составляла 10 тысяч рублей серебром в год. Один рубль – это 170-200 граммов серебра. Для сравнения, в начале 15 века на один рубль можно было купить около 1 600 кг ржи. Таким образом, общая сумма дани к тому времени была равна примерно 16 тысячам тонн ржи в год.

В 2018 году Россия собрала 70 миллионов тонн пшеницы.

Источник

Добрый день, дорогие любители истории.

В предыдущих статьях, на канале “Неизвестная история”, мы рассмотрели настоящую, беспрецедентную драму разорения Отечества, которая развернулась на просторах Средневековой Руси семь веков тому назад.

Татаро-монгольское иго, по-праву может называться вторым по величине, глобальным потрясением, за всё время существования России (а может и первое, если брать во внимание, количество живших тогда русов и общее число граждан Советского Союза в 1941-м году).

Цикл статей, посвящённых кровавым, страшным событиям, вы можете найти здесь:

Монголо-татарское иго. Начало нашествия в 1237-м. Последствия поражения на Калке и Липицкой битвы.

Гибель Северо-Восточной Руси под напором татаро-монгол в 1237 году.

Второй поход татаро-монгол на Русь. Гибель Киевского княжества в 1240-м году.

А также многие другие темы, из цикла статей о Древней Руси.

Унизительный отряд подношения даров и коленопреклонения в Орде – единственный способ получить у хана великий ярлык на княжение.

Следует ли говорить, что последствия небывалого разгрома Средневековой Руси в 1237-1240-х годах были настолько ужасными, что некоторые города, достигли прежних, “домонгольских” показателей населения, только в XVIII веке (например, славный город Переяславль)?

Геополитическое положение Руси, роль Средневековых русских княжеств, на мировой арене, сильно изменилась.

Следует отметить:

Сегодня, очень многие лже-историки, будто гнушаются фактом существования татаро-монгольского ига, полностью игнорируя те великие потрясения, что пережила Средневековая Русь. Наслушавшись сказок про “Остров Руян” и про русскоговорящую Орду, подобные “исследователи” вносят столь большой разлад в мышление народных масс, что вопиющая ненаучность данных, воспринимается легковерными слушателями за проверенные факты.

По-моему мнению, хоть как-то стеснятся монголо-татарского ига не стоит. В отличии от многих народов, мы сохранили свою государственность и смогли скинуть путы позорного ярма.

Великий и славный эпизод из истории непокорного народа, который и в плену нашёл силы вновь собраться воедино.

В борьбе с ордой, погибло столь много русских князей и знатных бояр, что правящий класс в раздробленном государстве, стал формироваться буквально заново, из представителей более низкого сословия.

По мнению исследователей, именно этот фактор наложил большой отпечаток на менталитет правителей и народа, под гнётом восточной деспотии, сформировав некий прообраз рабского мышления, отразившийся в дальнейшем в существовании крепостного крестьянства.

Далеко не все князья возвращались из Золотой Орды. Многие погибли там, пав жертвой внутренних интриг других князей и ханов.

После гибели Киевского князя Юрия Всеволодовича, формально, престол в разорённом Киеве, пустовал. Никто не хотел брать ответственность над пепелищем.

53-хлетний брат Юрия Всеволодовича, 53-х летний Ярослав Всеволодович, из Киевского княжества вернулся в родную вотчину – Владимиро-Суздальскую землю, которая также находилась в небывалом упадке.

Новый Владимирский князь, принимал княжеский стол в столь страшное время, что сидеть на троне, фактически означало смертельную угрозу под гнётом татаро-монгольского ига. Очень многие князья впоследствии, погибли, отправляясь за “княжеским ярлыком” в далёкую столицу Золотой Орды, город Сарай-Бату, основанный в 1243-м году.

Читайте также:  Рыбий жир в капсулах пищевой польза

Именно туда, хан Бату, призвал Ярослава Всеволодовича, утвердив его на княжение и сделав князя Владимирского своим данником.

Согласно монгольской иерархии правителей, русские князья приравнивались по своему положению к бекам, что фактически лишало суверенитета русского правителя. Любой князь, сам того не желая, становился рабом, данником хана и должен был, через унизительный обряд коленопреклонения, получать право на власть – ярлык.

Александр Невский в Золотой Орде.

Ярлык (или, в других источниках пайцза), представлял из себя позолоченную пластинку с отверстием, позволяющую повесить её на шею. Иногда, ярлык выдавался на формальном, бумажном носителе в виде грамоты.

В любой момент, за малейшую провинность, князь лишался ярлыка, чем и пользовались многие недоброжелатели, развернувшие целую систему доносов на территории Средневековой Руси. Иногда и сами ханы, забавы ради, стравливали своих данников в борьбе за власть, заставляя по нескольку лет проживать на своей территории.

Ужасное время для государственности…

В то же время, князь становился своеобразным ордынским сборщиком, выделяя десятую часть всех доходов, в далёкую монголию.

Подобная десятина называлась “ордынский выход” и несколько позже, принесла свою пользу московскому княжеству, когда центральным сборщиком дани со всех русских земель, был объявлен Московский князь Иван Калита.

1/10 часть всех сборов за год, отправлялась в Орду и называлась “Ордынский выход”.

За малейшее неподчинение или уменьшение “ордынского выхода” следовал карающий набег превосходящих сил противника, которые саблей и кнутом, искореняли любые проявления вольнодумства, среди своих вассалов.

Даже самые сильные, российские князья, должны были считаться с новыми правилами игры.

Самые мудрые понимали – вступать в открытое противостояние с Ордой, у ослабленной Руси нет сил, а защищать Отчизну надо – на территорию разорённых княжеств, уже вползали другие дружины – европейские, с целью отобрать большую часть земель, у народа, истекающего кровью.

Именно поэтому, следующая статья, раскроет роль Александра Невского, в сохранении русского суверенитета, русской государственности.

В столь грозное время, талантливый и удачливый полководец, смог отстоять самое крепкое, Новгородское княжество от посягательств тевтонского ордена и шведских ярлов (во время первого похода, в 1238-м году, Бату-хан из-за распутицы, не дошёл всего 100 вёрст до стен Новгорода).

Но об этом, я расскажу уже завтра, дорогие любители истории!

С уважением.

Источник

По мере того, как зарождалось и крепло наше Отечество, увеличивались различные подати. В этом непростом деле всегда было много острых вопросов и категоричных ответов. Власти всегда стремились взять больше, а люди, соответственно, отдать поменьше. Первые вводили новые подати, вторые искали способы их обойти.

Как упорядочить грабёж и сделать его законным: рецепт от варягов

Самое первое упоминание о налогах на Руси содержится в Лаврентьевской летописи: «Варяги из-за моря взимали дань с чуди, и со словен, и с мери, и с кривичей. А хазары брали дань с полян, и с северян, и с вятичей по белке с дыма». Враждовавшие между собой славянские и не только племена были удобной «дойной коровой» для заморских гостей, в том числе варягов. Сначала те наведывались «по пути в греки», а затем приняли решение здесь остаться. Варяги быстро смекнули: если и дальше позволять, кому не лень обирать местные племена, тогда себе не останется.

С созданием государства у князей возникла необходимость строительства оборонительных укреплений, подготовки новых походов, но главным в этом деле стала защита населения от других желающих прийти на Руси и поживиться.

Чаще всего для сбора дани князья использовали известную им форму – «полюдье». Это был зимний (с ноября по апрель) объезд князем с дружиной подвластных земель во время которого собиралась дань и кормилась дружина. Византийский император Константин Багрянородный описывал этот «ритуал» так: «Когда наступит ноябрь, … князья выходят со всеми росами из Киева и отправляются в полюдье, то есть круговой обход, а именно – в славянские земли древлян, дреговичей, кривичей, северян и остальных славян, платящих дань росам. Кормясь там, они в апреле, когда растает лед на Днепре, возвращаются в Киев, собирают и оснащают свои корабли и отправляются в Византию». Население относилось к этому вполне лояльно, особенно те племена, которые добровольно пускали к себе Олега и его дружину.

Неопределённость размера дани и излишние запросы князя и дружины могли вызвать негативную реакцию со стороны данников, и надо сказать, что Олег «держал» себя в руках. Но вот Игорь отступил от этого негласного правила, за что и поплатился. Возмущённые неумеренностью Рюриковича древляне убили князя.

Вдова покойного Ольга, конечно, покарала древлян, но гибель князя стала важным сигналом: неопределённость размеров дани и неупорядоченность системы сбора вновь может привести к серьёзному недовольству. В 946 году Ольга проводит первую в русской истории налоговую реформу – вводит уроки (размеры взимаемой дани) и погосты (места сбора дани).

Немного погодя в Древнерусском государстве появляются специальные представители князя, следившие за сбором налогов и взимавшие штрафы. В «Русской Правде» уже чётко зафиксирован размер сбора в пользу должностных лиц на местах. Вирник получал в свою пользу семь вёдер солода, баранью тушу (на неделю), по две курицы в день, сыр в постные дни, ежедневно хлеб и пшено по потребности. Также люди обязаны были кормить до четырех коней «чиновника». Так, ещё в Древней Руси содержание чиновника становится одной из форм налога, который не поступает в казну, а достаётся непосредственно должностному лицу.

Со временем к постоянным налогам/дани добавляются чрезвычайные и косвенные сборы. Это «дары» и «поклоны», которые были нерегулярными и взимались по случаю каких-либо событий в семье князя. По мере втягивания Руси в междоусобицу в княжествах распространяется «откуп» – своего рода контрибуция с города, осажденного или захваченного враждебным князем. Предтечей косвенных налогов в современном понимании стали сборы, взимаемые при совершении различных сделок или действий. Эти налоги платили только те, кто участвовал в сделке или в судебной тяжбе.

Читайте также:  Яблочный уксус польза и вред при подагре

Больше всего было торговых пошлин. Древнейшей пошлиной, связанной с торговлей, по-видимому, был мыт, который упоминается уже в 907 году. Далее возникают сборы с провоза товаров, использования амбаров, взвешивания, обмеривания, наклеивания ярлыков и прикладывания печатей. Причём каждый раз местные власти придумывали всё новые и новые поборы, которые достигли максимальной дробности в XV-XVI веках.

С принятием христианства связано введение церковной десятины, символом которой стала выстроенная Владимиром в Киеве Десятинная церковь. Теперь церковь получала десятую часть от всех налогов – дани, судебных и прочих пошлин, вир и других сборов с населения. В отличие от Западной Европы в России десятина носила централизованный характер, т.е., человек просто платил налоги, десятая часть которых обязательно перечислялась в пользу церкви.

К XIII веку большинство налогов уже остаётся в регионах/княжеских уделах, и лишь незначительная их часть поступает в Киев. Раздробление налоговой системы в узкокорыстных интересах удельных князей, которые думали лишь о себе и иногда о великокняжеском престоле, привела в итоге к ослаблению единого древнерусского государства и его распаду.

Не платишь своим, будешь платить чужим

Монгольское нашествие существенно изменило фискальную систему на Руси. Удельные княжества превратились в главных данников Золотой Орды.

Заинтересованные в регулярном поступлении налогов, монголы проводят реформу и впервые за историю Руси проводят переписи населения. Несмотря на то, что первая попытка оказалась неудачной (1253), в 1257 году ордынцы «исчетоша» население Владимиро-Суздальской, Рязанской и Муромской земель, а в 1259-м и Новгородской. Это были многоуровневые переписи – хозяйственные, подомовые и военные. Завоевателям была важна не столько численность населения, сколько количество воинов, которое сможет выставить та или иная территория.

Сначала золотоордынские ханы использовали откупную систему, требуя десятую часть всех доходов, а откупщиками были богатые купцы из восточных стран – армяне, евреи, хазары, бухарцы, хивинцы, арабы. Произвол откупщиков часто становился причиной выступлений. Самое крупное восстание вспыхнуло в 1262 году, охватив всю Владимиро-Суздальскую землю: люди уже не могли терпеть «… насилия от поганых», созывали веча, выгоняли «бесермен», откупивших сбор дани. После недовольства и многочисленных восстаний ханы доверяют сбор дани на русских князей. Теперь сами князья должны были собирать «ордынский выход», а для надзора на Русь посылают баскаков, которые не столько собирают, как у нас принято думать, сколько следят за тем, чтобы всё было собрано и до последнего отправлено в Орду.

Платить будем, а по головам считать не дадим

Перепись 1273 года стала последней. С XIV века старший из русских князей должен был поставлять «выход», отсюда и ярлык на княжение становился одновременно правом на сбор налогов в пользу хана Орды. Развернувшееся соперничество между московскими и тверскими князьями показывает, насколько выгодно было собирать налоги. Победителем в борьбе за ярлык стал московский князь, который до конца XV столетия был главным сборщиком налогов на Руси.

Основной единицей обложения теперь становится «соха». «Сохой» считалось 3-4 человека без лошади или два работника и 3 лошади. Одной «сохой» было и хозяйство кожевника, имеющего один чан, или кузница с одним мастером.

С XIV века князья предпочитают взимать налоги деньгами. Дани подлежало большинство населения за исключением бояр, духовенства и полных холопов. Помимо общего обложения в это время увеличиваются косвенные налоги. Ханы вводят специальную пошлину с торговли – тамгу (от «тамг» клеймо или печать), кроме того, с торговых сделок взималось осмичее, с судов брали «водяной мыт», а за перевозку товаров по суше – «сухой мыт». Усложнение и увеличение числа налогов стало естественным результатом ордынского ига.

Выход собирали, а про себя не забывали

Получив в руки контроль над денежными потоками в Орду, московские князья не забывали и о себе любимых. Помимо уплаты дани в Золотую Орду и содержания своей семьи, московские князья выделяют особые налоги, поступления с которых тратились на конкретные потребности государства – организацию войска, строительство крепостей, дорог, доставку казённых грузов и др.

Частая нехватка денег компенсируется натуральными повинностями – трудовой, гужевой, ямом, хотя со временем часть этих повинностей переводятся в денежные. Так, если раньше крестьяне или горожане должны были «стоять на яму», т.е. находиться со своими лошадьми на станциях больших дорог, то в XVI веке появляются «ямские деньги», которые шли на содержание ямщиков, чьей обязанностью была служба по перевозке казённых грузов и должностных лиц. Но от повинностей никто не собирался отказываться, поэтому люди продолжали заготавливать лес на нужды двора, «кормить» войска, поставлять лошадей, косить сено для государевых коней.

В XIV-XV столетиях «десятое» взимается в натуральной форме (хлебом или рыбой). Главным же источником доходов церкви становятся повинности крестьян на церковных землях. Лишь к XVI веку удалось ограничить рост церковных, прежде всего, монастырских вотчин.

Расширение и усложнение системы управления привело к необходимости содержания многочисленных княжеских чиновников, прежде всего, наместников и волостелей. Вместо жалованья наместники получали «корм». Так возникла система «кормлений», которая просуществовала до Ивана Грозного. Получая неплохие доходы, обирая население, наместники могли существовать весьма безбедно, что, с одной стороны, усиливало их желание выслужиться и не потерять должность, а с другой – стремление нажиться за счёт вверенной территории.

***

Налоговая система в период ордынского завоевания усложняется. На Руси формируется несколько центров власти, которые соперничают между собой за право сбора налогов в пользу хана. Именно в этот период сбор налогов становится самым главным символом власти. Победа московских князей в борьбе за право сбора дани привела к возвышению Московского княжества, которое со временем становится центром собирания налогов и… земель русских. Как говорится, власть – не тот, кто платит, а тот, кто собирает.

Читайте также:

История налогов. Часть 2: кто оплатил расширение Московии до империи

История налогов. Часть 3: зигзаги Российской империи

История налогов. Часть 4: скинуться на советскую власть

Литература:

Захаров В.Н., Петров Ю.А., Шацилло М.К. История налогов в России. IX – начало ХХ в. М., 2006.

Починок А.П. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. М., 1999.

Источник