Письмо о пользе стекла презентация
Инфоурок
›
Другое
›Презентации›Презентация внеурочного занятия “М.В. Ломоносов и наука о стекле”
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Пою перед тобой В восторге похвалу Не камням дорогим, Ни злату, но Стеклу. М.В. Ломоносов «Письмо о пользе стекла»
2 слайд
Описание слайда:
«Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все. Жажда науки была сильнейшею страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец. Пушкин А. С.
3 слайд
Описание слайда:
«Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом» А.С. Пушкин.
4 слайд
Описание слайда:
Новая наука Наука о стеле – один из наиболее важных разделов в естественно-научном наследии Ломоносова. Наука о стекле родилась на стыке химии и физики, то есть в пределах новой науки – физической химии.
5 слайд
Описание слайда:
Написанную Ломоносовым поэму-трактат можно смело назвать гениальнейшей рекламой стекла за всю историю человечества. Почти 3 тысячи слов (около 15 тысяч знаков)
6 слайд
Описание слайда:
Три года М.В. Ломоносов добивался разрешения на строительство первой лаборатории.
7 слайд
Описание слайда:
В 1748 году открылась химическая лаборатория, оснащенная оборудованием по собственным чертежам М.В. Ломоносова.
8 слайд
Описание слайда:
Учёный принялся за дело и провел со стеклом порядка 4000 (!) опытов. Работа длилась почти 4 года.
9 слайд
Описание слайда:
Мастера толком не знали, как наверняка получить тот или иной оттенок, а те, кто обладал «секретным рецептом» и достаточным опытом скрывали его от других мастеров. Германский стекловар Кункель ещё в XVII столетии в совершенстве овладел способом получения стекла красивого кисельно-розового цвета разной интенсивности — «золотой рубин» Но он не раскрыл никому тайну этой красоты, оставив запись такого содержания: «Так как этот секрет стоил мне больших трудов, стараний и забот, то пусть никто не сочтёт дурным, что я не делаю его сейчас достоянием всех». Одним из первых, кто вновь открыл его секрет, заново разрабатывая технологию «золотого рубина», был М. В. Ломоносов.
10 слайд
Описание слайда:
Образцы стёкол, сваренных в лаборатории М.В. Ломоносовым.
11 слайд
Описание слайда:
Ломоносов первым подвел под процесс выплавления стекла научную базу и метод. Страница из журнала с записями учёного.
12 слайд
Описание слайда:
Соблюдение строгой количественной дозировки компонентов — новость для того времени. Взвешивание с достаточной точностью, до 1 грана (0,0625 г) Образцы хранились в системе — в специальных пронумерованных ящиках. Их было несколько тысяч. можно понять, что это соблюдение настоящего условия требовало предельной точности и аккуратности.
13 слайд
Описание слайда:
Экспонаты химической лаборатории М.В.Ломоносова. Музей в Петербурге.
14 слайд
Описание слайда:
Когда Ломоносов разработал теорию приготовления различных стекол и разноцветных смальт, он стал добиваться организации специальной фабрики цветного стекла, чтобы развить стекольную промышленность в России. Русские императрицы Елизавета Петровна и Екатерина II
15 слайд
Описание слайда:
«Желаю я, к пользе и славе Российской империи завесть фабрику делания изобретенных мною разноцветных стекол…, чего еще поныне в России не делают, но привозят из-за моря великое количество, ценою на многие тысячи. Прошение к императрице Елизавете Петровне:
16 слайд
Описание слайда:
А я могу … делать помянутых товаров не только требуемое количество, но со временем так размножить, что и за море отпускать оные можно будет, которые и покупать будут охотно, ибо … станут здесь заморских дешевле…» М.В. Ломоносов
17 слайд
Описание слайда:
Но проект фабрики был встречен правительством довольно холодно. Ломоносову пришлось хлопотать целый год, пока, наконец, ему не был отведен под фабрику участок земли недалеко от Ораниенбаума — ныне город Ломоносов. Жалованная грамота и дарственная на земли для строительства фабрики.
18 слайд
Описание слайда:
Как и лабораторию, фабрику Ломоносов спланировал и сконструировал сам, проявив себя гениальным инженером и управленцем одновременно.
19 слайд
Описание слайда:
При выборе места он учел близость великолепных песков и богатых лесов, ресурс которых необходим для работы плавильных печей. Чтобы сократить транспортные расходы и не возить кирпич с удаленного завода, Михаил Васильевич построил в Усть-Рудице свой собственный — решение, достойное экотехнологичного менеджмента XXI века.
20 слайд
Описание слайда:
Возведенная по соседству водяная мельница выполняла сразу несколько функций: размалывала куски пород для шихты, приводила в движение шлифовальные станки, а также великолепно справлялась с другой механической работой, над которой на других заводах трудились крепостные крестьяне.
21 слайд
Описание слайда:
Фабрика на берегу реки Рудицы начала работу летом 1754 г. Это была первая в Европе механическая фабрика по изготовлению цветного стекла. Модель Усть-Рудицкого имения и фабрики в музее имени М. В. Ломоносова.
22 слайд
Описание слайда:
Искусство мозаики. Мозаика – картина, узор из закрепленных на слое цемента или мастики разноцветных кусочков стекла, мрамора, цветных камней. За 20 лет из созданной при фабрике мозаичной мастерской вышло немало отличных специалистов и более 40 мозаичных панно, к части из которых руку приложил сам Михаил Васильевич, выработавший, свою особую технологию их составления.
23 слайд
Описание слайда:
М.В. Ломоносов показывает Екатерине II в своем рабочем кабинете собственные мозаичные работы
24 слайд
Описание слайда:
Самое известное полотно М.В. Ломоносова — «Полтавская баталия» — на стене Санкт-Петербургской Академии Наук.
25 слайд
Описание слайда:
Мозаичный портрет Петра I в Эрмитаже.
26 слайд
Описание слайда:
Большая золотая медаль имени М. В. Ломоносова С 1956 года высшая награда Российской академии наук. Ежегодно присуждаются две Большие золотые медали имени М. В. Ломоносова — одна российскому и одна иностранному учёным за выдающиеся достижения в области естественных и гуманитарных наук. Самым первым был награждён Капица П.Л.
27 слайд
Описание слайда:
Орден им. М.В. Ломоносова Орденом награждаются граждане за высокие достижения в государственной, производственной, научно-исследовательской, социальной, культурной, общественной и благотворительной деятельности, в области науки, литературы и искусства. В 2006 году этим орденом был награждён писатель А. А. Лиханов.
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-154281
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
1. «М.В.Ломоносов о пользе стекла»
Выполнила ученица 9 «Б» класса
Мохова Екатерина
2.
Современная наука о стекле могла бы и не
появиться на свет без русского гения, ученогоестествоиспытателя мирового значения, Михаила
Васильевича Ломоносова (1711 – 1765).
Стекло было известно человечеству с давних
времен. Бусы и кольца, вазы и чаши – их делали
тысячелетия назад из непрозрачного, часто
окрашенного стекла. Изготовить цветное стекло
проще, чем прозрачное. Для получения
прозрачного стекла необходимы чистые
материалы, а стеклоделы древности
пользовались тем, что имелось. В результате
стекло получалось грязно-зеленого цвета из-за
примесей различных металлов, которые
находятся в песке, мраморе и других материалах,
применяемых при варке стекла. Если в стекло
добавляли некоторые металлы, то оно
приобретало какую-либо другую окраску и
становилось красивым, как драгоценный камень.
Способы производства цветного стекла
держались в секрете и переходили по наследству.
Стеклодувам было безразлично, почему
получается тот или иной цвет, им необходимо
было только знать рецепт варки для получения
равномерной окраски стекла.
3.
Но вечно так продолжаться
не могло. Этой проблемой
очень заинтересовался М. В.
Ломоносов. Причиной его
интереса считаются
впечатления, полученные им
от итальянских мозаичных
картин, которые он увидел в
1746 году. Ученый приходит
к решению создать нечто
подобное не из природных
материалов, а из стекла. В
«Письме о пользе стекла»,
написанного М. В.
Ломоносовым графу
Шувалову в 1752 году, он
говорит:
4.
Неправо о вещах те думают,
Шувалов,
Которые Стекло чтут ниже
Минералов,
Приманчивым лучом блистающих в
глаза:
Не меньше польза в нем, не
меньше в нем краса.
Нередко я для той с Парнасских
гор спускаюсь;
И ныне от нее на верьх их
возвращаюсь,
Пою перед тобой в восторге
похвалу
Не камням дорогим, ни злату, но
Стеклу.
5.
В 1748 году была создана и
получила необходимое
оборудование химическая
лаборатория. Ученому это
стоило трех лет
титанических усилий. Все
приборы и оборудование
изготовлено по чертежам М.
В. Ломоносова, и он начал
проводить в ней различные
опыты, связанные с химией,
технологией силикатов,
теорией растворов и
обжигом металлов. Кроме
этого, в лаборатории
осуществлялись пробы руд.
6.
Для понимания и объяснения различных
существующих зависимостей необходимо было
последовательно провести определенные
эксперименты, обнаруженные закономерности
привести к строгой системе. И это все смог сделать
М. В. Ломоносов, который был прекрасным
систематизатором. В течение четырех лет
исследователь изучал в лаборатории химию стекла.
Фундаментальные научные исследования,
потребовавшие более четырех тысяч опытов, можно
разделить на три крупных этапа:
7.
1.Увеличение количества исходных материалов. Имелся весьма
ограниченный набор компонентов, который применяли при
изготовлении стекла, их было не более 15. При подготовке к
экспериментам М.В. Ломоносов различными путями подготовил –
обработал и очистил от примесей – около 60 компонентов.
2.Получение, с помощью химической очистки, достаточно чистых
минеральных красителей.
3.Проверка и систематизация взаимодействия красителей и стекла.
К этому этапу можно было перейти только после окончания
предыдущих. Ученый считал, что факторы, влияющие на
окрашивание стекла, следующие:
природа происхождения красителя;
методика приготовления красителя и состояние при его добавлении;
концентрация компонентов красителя и стекла.
Во всем этом великий ученый проявился как прекрасный
систематизатор.
8.
Несокрушимая энергия М. В.
Ломоносова, который в то время
уже был профессором Академии и
ученым с мировым именем,
помогла в создании мозаичной
мастерской на Васильевском
острове, в специальной пристройке
к его дому. В ней он начинает
заниматься с первыми учениками,
Матвеем Васильевичем
Васильевым и Ефимом
Тихоновичем Мельниковым.
Благодаря безошибочному
художественному чутью, этот
великий творец очень быстро
становится руководителем
коллектива художников,
прославившихся созданием
прекрасных мозаичных картин.
9.
По отзывам современников,
набранный из крупных,
неправильной формы, кусков
смальты в 1754 году, портрет
Петра I «является драгоценной
реликвией» и «дает один из
самых выразительных,
одухотворённых образов
Петра». Из мастерской М. В.
Ломоносова вышло множество
мозаичных полотен, самое
известное из которых «Полтавская баталия»находится в Санкт-Петербурге, в
здании Академии Наук.
10.
Изучая свойства и способы
производства стекла, гений М.
В. Ломоносова создал новую
науку – физическую химию в
современном ее понимании.
Кроме того, им была
разработана и успешно
внедрена научная методика
эксперимента со строгим
постоянством условий
проведения опытов, хранением
образцов и ведением
лабораторного журнала. Он
провел уникальное для своего
времени научное исследование
влияния различных веществ на
свойства стекла и внедрил
методику варки цветных стекол.
Презентация на тему: Михайло Ломоносов “Письмо о пользе стекла”
Скачать эту презентацию
Скачать эту презентацию
№ слайда 1
Описание слайда:
«Письмо о пользе стекла» Презентацию подготовила Бондаренко Н.О. Учитель химии КЦМЛ
№ слайда 2
Описание слайда:
Неправо о вещах те думают, Шувалов, Которые стекло чтут ниже минералов.Приманчивым лучом блистающих в глаза. Не меньше польза в нем, не меньше в нем краса. Нередко я для той с Парнасских гор спускаюсь; И ныне для нея наверх их возвращаюсь, Пою перед тобой в восторге похвалу Ни камням дорогим, ни злату, но стеклу. М.В.Ломоносов
№ слайда 3
Описание слайда:
Не должно тленности примером тое быть,Чего и сильный огнь не может разрушить, Других вещей земных конечный разделитель:Стекло им рождено; огонь его родитель.
№ слайда 4
Описание слайда:
Лекарства, что в Стекле хранят и составляют:В Стекле одном оне безвредны пребывают.Мы должны здравия и жизни часть Стеклу.Какую надлежит ему принесть хвалу!
№ слайда 5
Описание слайда:
Тем стало житие на свете нам щастливо:Из чистаго Стекла мы пьем вино и пиво
№ слайда 6
Описание слайда:
Искусство, коим был прославлен АпеллесИ коим ныне Рим главу свою вознес,Коль пользы от Стекла приобрело велики,Доказывают то Финифти, Мозаики,Которы в век хранят Геройских бодрость лиц,Приятность нежную и красоту девиц,Чрез множество веков себе подобны зрятсяИ ветхой древности грызенья не боятся.
№ слайда 7
Описание слайда:
Великой не терпя и строгой перемены,Скрывает человек себя в толстыя стены.Он был бы принужден без свету в них сидетьИли с дрожанием несносной хлад терпеть,Но солнечны лучи он сквозь Стекло впускаетИ лютость холода чрез то же отвращает.
№ слайда 8
Описание слайда:
И в северных странах в снегу зеленой сад,Цейлон бы посрамил, пренебрегая хлад.И удовольствовал он мысли прихотливы:Зимою за Стеклом цветы хранятся живы,Дают приятной дух, увеселяют взор
№ слайда 9
Описание слайда:
И коль искусны вы убор переменять,Чтоб в каждой день себе приятность нову дать.Но было б ваше все старанье без успеху,Наряды ваши бы достойны были смеху,Когда б вы в зеркале не видели себя:
№ слайда 10
Описание слайда:
Когда, лишась цветов, поля у вас бледнеютИли снегами вкруг глубокими белеют?Без оных что бы вам в нарядах помогло,Когда бы бисеру вам недало Стекло?
№ слайда 11
Описание слайда:
Так в бисере Стекло, подобяся жемчугу,Любимо по всему земному ходит кругу.Им красится народ в полунощных степях,Им красится Арап на южных берегах.
№ слайда 12
Описание слайда:
По долговременном теченье наших днейТупеет зрение ослабленных очей.Померкшее того не представляет чувство,Что кажет в тонкостях натура и искусство.Велика сердцу скорбь лишиться чтенья книг,Скучнее вечной тьмы, тяжелее вериг!Тогда противен день, веселие — досада!Одно лишь нам Стекло в сей бедности отрада.
№ слайда 13
Описание слайда:
Во зрительных трубах Стекло являет нам,Колико дал Творец пространство небесам.Толь много солнцев в них пылающих сияет,Недвижных сколько звезд нам ясна ночь являет.
№ слайда 14
Описание слайда:
Но в нынешних веках нам Микроскоп открыл,Что Бог в невидимых животных сотворил!Коль тонки члены их, составы, сердце, жилыИ нервы, что хранят в себе животны силы!Не меньше, нежели в пучине тяжкий Кит,Нас малый червь частей сложением дивит.
№ слайда 15
Описание слайда:
Но что еще? Уже в стекле нам БарометрыХотят предвозвещать, коль скоро будут ветры, Коль скоро дождь густой на нивах зашумит,Иль, облаки прогнав, их солнце осушит.
№ слайда 16
Описание слайда:
Вертясь, Стеклянный шар даёт удары с блеском, С громовым сходственны сверканием и треском
№ слайда 17
Описание слайда:
Далече до конца Стеклу достойных хвал,На кои целой год едва бы мне достал.За тем уже слова похвальны оставляю,И что об нем писал, то делом начинаю.
Инфоурок
›
Другое
›Презентации›Михайло Ломоносов Письмо о пользе стекла
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
«Письмо о пользе стекла»
Презентацию подготовила
Бондаренко Н.О.
Учитель химии КЦМЛ
2 слайд
Описание слайда:
Неправо о вещах те думают, Шувалов,
Которые стекло чтут ниже минералов.
Приманчивым лучом блистающих в глаза.
Не меньше польза в нем, не меньше в нем краса.
Нередко я для той с Парнасских гор спускаюсь;
И ныне для нея наверх их возвращаюсь,
Пою перед тобой в восторге похвалу
Ни камням дорогим, ни злату, но стеклу.
М.В.Ломоносов
3 слайд
Описание слайда:
Не должно тленности примером тое быть,
Чего и сильный огнь не может разрушить,
Других вещей земных конечный разделитель:
Стекло им рождено; огонь его родитель.
Но что ж, от недр земных родясь, произошло?
Любезное дитя, прекрасное Стекло.
4 слайд
Описание слайда:
Лекарства, что в Стекле хранят и составляют:
В Стекле одном оне безвредны пребывают.
Мы должны здравия и жизни часть Стеклу.
Какую надлежит ему принесть хвалу!
5 слайд
Описание слайда:
Тем стало житие на свете нам щастливо:
Из чистаго Стекла мы пьем вино и пиво
6 слайд
Описание слайда:
Искусство, коим был прославлен Апеллес
И коим ныне Рим главу свою вознес,
Коль пользы от Стекла приобрело велики,
Доказывают то Финифти, Мозаики,
Которы в век хранят Геройских бодрость лиц,
Приятность нежную и красоту девиц,
Чрез множество веков себе подобны зрятся
И ветхой древности грызенья не боятся.
7 слайд
Описание слайда:
Великой не терпя и строгой перемены,
Скрывает человек себя в толсты́я стены.
Он был бы принужден без свету в них сидеть
Или с дрожанием несносной хлад терпеть,
Но солнечны лучи он сквозь Стекло впускает
И лютость холода чрез то же отвращает.
8 слайд