Плохой врач не только не принесет пользы
Цель: познакомить студентов с лексическими и лексико-стилистическими нормами языка; научить грамотно и целесообразно использовать лексические ресурсы русского языка.
Освоение темы направлено на формирование следующих компетенций:
— умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
— стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6).
Организационная форма занятия:собеседование.
Вопросы для обсуждения:
1. Слова-паронимы и точность речи.
2. Плеоназм и тавтология как нарушения лексических норм.
4. Лексическая сочетаемость.
Методические рекомендации
Для подготовки к этому занятию студент должен обратиться к следующей литературе: Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов для бакалавров и магистрантов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов н/Д: Феникс, 2013; Голуб, И.Б. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / И.Б. Голуб . – М.: Унив. кн., 2007. – 430 с.; Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов, для бакалавров и магистров / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Изд. 31-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 539 с.
Задания и вопросы для формирования и контроля владения компетенциями
Задание 1. Выберите из данных в скобках паронимов те, которые необходимы по условиям контекста.
1. (Бережность, бережливость) и аккуратность, я заметил, одна из характерных черт канадских фермеров. 2. Нельзя быть таким (невежей, невеждой), надо учиться, пополнять свои знания. 3. Особенно запоминаются деревянные (архаические, архаичные) фигуры, украшающие ниши храмы. 4. Обращает на себя внимание (гармоничный, гармонический) стиль данного произведения. 5. Удачно подобранные (гармоничные, гармонические) цвета и звуки помогали поддерживать хорошее настроение. 6. (Досадливое, досадное) покашливание выдавало его подлинное настроение. 7. Если желаешь что-нибудь запомнить, заведи тетрадь и делай выписки. Нельзя же портить книгу своими (пометами, пометками). 8. Лингвистические словари (представляют, предоставляют) богатейший материал для работы над словом как единицей лексической системы языка. 9. Жуковский любезно (представил, предоставил) ему одну из комнат своей опустевшей после отъезда жены квартиры. 10. Они сели рядом на землю и стали рассматривать разноцветные лубочные литографии (патриотичного, патриотического) содержания. 11. Настроенный (патриотично, патриотически), он заботился лишь о том, чтобы нанести побольше вреда японцам во время сражения. 12. (Командированные, командировочные) инженеры обеспечиваются гостиницей.
Занятие 2.Найдите и исправьте речевые ошибки, возникшие в результате смешения паронимов.
1. Родители близко к сердцу воспринимают успехи своих детей. 2. Вслед за клубникой подоспели вишня и смородина. 3. Новый работник оказался человеком кристаллической честности. 4. Первый выпуск стенной газеты был встречен ребятами с большой заинтересованностью. 5. На обмороженных стеклах окон видны узоры. 6. Утверждая приказ, директор школы ставит на нем свою роспись. 7. Новая дорога значительно укоротила наш путь. 8. Раскольников с самого начала казался человеком замкнутым, скрытым. 9. Первое время учеба поддавалась ему нелегко. 10. После разговоров с Лукой Актер подумал, что надо лечиться от алкоголя.
Задание 3.В данных предложениях найдите явления тавтологии и плеоназма. Устраните речевые недочёты.
1. …Уровень доверия населения к местным банкам всегда был на высоком уровне. 2. В ходе работы нами не было рассмотрено ни одной аналогичной работы, хотя мы работали с отдельными статьями. 3. В ходе работы нами было просмотрено около 250 газет. Нами были отмечены положительные и отрицательные моменты. 4. В нашей работе мы рассмотрели более 150 газет и 310 заголовков. Классифицируя заголовки, мы рассмотрели лишь немногие аспекты. Мы рассмотрели и определили влияние заглавия на человека. 5. Это побуждает работников библиотеки работать плодотворно. Работники нашей библиотеки работают добросовестно. 6. Проливной ливень заставил нас спрятаться под навес. 7. На природе мне впервые удалось отведать рыбной ухи. 8. После долгих прений депутаты пришли к согласованному консенсусу. 9. От этих цветов шел сильный пахучий запах. 10. В операционной была чистейшая стерильность. 11. Вокруг меня стояли хвойные сосны, кедры, ели. 12. В газете был напечатан предварительный анонс телепередач. 13. Необычный феномен привлёк всеобщее внимание. 14. В редакции долго редактировали мою рукопись. 15. На площади стоит мемориальный памятник воинам-освободителям. 16. Президент фирмы призвал всех к совместному сотрудничеству. 17. В стране сложилось тяжёлое положение. 18. В этом эпизоде раскрыта главная суть произведения. 19. Фирма предлагает сервисное обслуживание компьютеров. 20. В милицию поступило анонимное заявление от гражданки Костровой.
Задание 5.Найдите и исправьте ошибки в сочетаемости слов.
1. Скрутившись клубком в своем гнезде, спит белка. 2. После катка я иду домой радостная, с веселыми впечатлениями. 3. Роль книги в жизни человека велика: он должен пополнять свой кругозор. 4. Побывав в кино, я обычно думаю, способна ли я на такие поступки, которые делают герои фильма. 5. Успехами мы не блестим. 6. Задача, поставленная перед нами, достигнута. 7. На демонстрации Сизов приобщается к революционерам. 8. Воздух чист. Солнце греет ярче. Дышится свежо. 9. Группа студентов пришла слушать факультативный курс лекций по сварке доцента Юрьева. 10. Всем членам кассы взаимопомощи просьба подтвердить свои остатки. 11. Организовано общежитие для мужчин и женщин с железными койками на сетках. 12. Столяр сделал эту этажерку из дуба с четырьмя ножками. 13. Общественность города широко готовится отметить юбилей известного писателя. 14. Девушка купила карие чулки. 15. Гоголь прекрасно описал о похождениях Чичикова. 16. Царское правительство устроило гонение за передовыми людьми. 17. Ученики пристально слушали рассказ учителя.
Задание 6. Найдите речевые ошибки, объясните причины их возникновения и исправьте предложения.
1.
Проигравшая команда быстро и незаметно удалилась из зала. Листья пахнут лесом, свежестью, понюхаешь лепесток, и на душе становится легче. Это напечатать маленьким шрифтом или большим? Нельзя делать горе другим людям. Враг оказал глубокое сопротивление. Среди генералов царило воинствующее настроение по отношению к противнику. В течение последних недель на космодроме испытывается попытка управлять кораблём дистанционно.
2.
В работе коллектива больницы обнаружились серьезные пороки. Когда наступила зима, его демобилизовали на фронт. Чехов высмеивает людей с маленьким умом. Природа приносит нам радость и пользу. Мцыри хотел обрести волю и свободу. Девушка облокотилась локтем на перила кресла. Отойдя к окну, Наташа давала нам оттуда различные намёки. Его простые, идущие от сердца слова сыграли свое дело. Политик воплощался в народном воображении в виде образа богатыря — защитника униженных и оскорблённых.
3.
Все ученики хорошо освоили теорему Пифагора. В лесу начался бурный листопад. В те годы белогвардейцы делали заговоры. У Пушкина в Михайловском была целая библиотека книг. Только что прошел сильный, проливной дождь. Немного полетав по комнате, он вылетел в окно полетел в лес. Главному герою фильма характерны честность и правдивость. Человека надо судить не по словам, а по проступкам. В честь первого пионера космоса — Юрия Гагарина — назван главный проспект города.
4.
Этот человек был полный невежа в искусстве. Ты меня крупно обидела. Ветер на улице был совсем маленький. Свою автобиографию я вам уже рассказал. Они, эти молодые, юные парни, всё выдержали и не сдались. Однажды в отпуске со мной случился такой случай. Хлестаков ходил важной походкой, как генерал. Саша своим поступком возрос в глазах окружающих. Наставнику важно предостеречь первый шаг своего воспитанника. Проблема теплоснабжения в полный рост посетила нас в прошлом году.
5.
Искусство оказывает большое влияние на повышение культурности людей. Машина летела с сильной скоростью. Нас перевели работать в отсталую бригаду. Он быстро заполнил анкету, написал свою автобиографию и сдал все документы. Она служила при дворе служанкой. Тогда всех солдат выстроили в строй. Плохой врач не только не принесёт пользы, но и может оказать вред здоровью. В Думе начались слухи о том, что предстоит смена правительства. Во время Великой Отечественной войны наш народ дал решительный отпор для врага. Взгляд воспитателя внушал детям страх и боязнь.
6.
Народ добивался освобождения от крепостнического права. Это произведение Лермонтова было высоко оценено не только современниками Лермонтова, но и его предшественниками. Он очень сильно подружился с моими детьми. В кашпо растет растение плющ. До сих пор я помню о тебе нежным воспоминанием. Новая пьеса известного драматурга прошла с большим интересом. Когда наш самолёт приземлился в Париже, шёл огромный дождь и порывы ветра срывали шляпы с прохожих.
Рекомендуемая литература и Интернет-ресурсы
Основная литература:
1. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. – 31-е изд. – Ростов н/Д : Феникс, 2013. – 539 с.
2. Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2013. – 382 с.
3. Розенталь, Д.Э. Русский язык: учебное пособие / Д.Э. Розенталь – М., 2010. – 537 с.
Дополнительная литература:
1. Буторина, Е.П., Евграфова, С.М. Культура речи: учеб. пособие / Е.П. Буторина, С.М. Евграфова. – М.: ФОРУМ, 2009.
2. Данцев, А. А. Русский язык и культура речи для технических вузов: учеб. пособие / А. А. Данцев, Н. В. Нефедов. – 3-е изд., доп. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 320 с.
3. Голуб, И. Б. Новый справочник по русскому языке и практической стилистике: учеб. пособие / И. Б. Голуб. – М.: Эксмо, 2007. – 464 с.
4. Розенталь, Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 2003. – 427 с.
Интернет ресурсы:
1. https://www.ahmerov.com/book_630_chapter_3_Predislovie.html — Библиотека «онлайн».
2. https://slovari.yandex.ru/ — Словари.
3. https://www.zipsites.ru/ — Бесплатная электронная интернет библиотека.
4. https://www.rsl.ru/ — Российская государственная библиотека.
5. https://linglang.ru/pages/dict/general/?t202id=81554 — 2000 словарей и энциклопедий.
6. e.lanbook.com – Электронно-библиотечная система «Лань».
7.www.gramota.ru – Грамота. Ру: справочно-информационный портал «Русский язык».
ТЕМА 11. ОШИБКИ ПРИ УПОТРЕБЛЕНИИ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ
Источник
14
2 ответа:
0
0
Искусство оказывает большое влияние на повышение культуры людей.(нарушение лексической сочетаемости). Машина летела с огромной скоростью.(неверное употребление слова). Нас перевели работать в отстающую бригаду.(неверное употребление паронимов). Он быстро заполнил анкету, написал автобиографию и сдал все документы. (плеоназм). Она была при дворе служанкой. (тавтология). Тогда всех солдат поставили в строй. (тавтология). Плохой врач не только не принесёт пользы, но и может нанести вред здоровью. (неверная лексическая сочетаемость). В Думе начали распространяться слухи о том, что предстоит смена правительства. (неверная лексическая сочетаемость). Во время Великой Отечественной войны наш народ дал решительный отпор врагу. (ошибка в управлении). Взгляд воспитателя внушал детям страх. (плеоназм).
0
0
Машина летела с огромной скоростью ( вместо ” сильной “) Это речевой недочет, ибо автор не различает оттенки значения синонимов). Насперевели работать в отстающую бригаду.( вместо ” отсталую” ). Это речевая ошибка , смешение паронимов( однокоренных слов, имеющих разное значение). Искусство имеет большое значение в повышении уровня культуры. Здесь – нарушение лексической сочетаемости. Речевой недочет).Тогда всех солдат выставили в ряд. Рядом используются однокоренные слова ( тавтология). ” Выстроили в строй ” – убрать. Взгляд воспитателя внушал детям страх (убрать ” боязнь”, плеоназм )Он быстро заполнил анкету, написал автобиографию и сдал все документы. (плеоназм ) Плохой врач не только не принесёт пользы, но и может нанести вред здоровью ( нарушена лексическая сочетаемость ). В Думе начали говорить о том,
что предстоит смена правительства ( лексическая сочетаемость неверная ).
Читайте также
Ответ:
Молодежная культура как явление субкультуры» довольно актуальная тема. Возросшую роль молодежных субкультур в современном обществе можно объяснить, поняв какую роль, играет субкультура. Субкультура является своеобразным компенсаторным механизмом, который снижает давление массовой («глобальной») культуры на индивида. Молодежная субкультура — это культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Молодежные субкультуры можно определить как систему смыслов, средств выражения, стилей жизни. Создаваемые группами молодежи, субкультуры при этом отражают попытки разрешения противоречий, связанных с более широким социальным контекстом. Субкультуры не являются неким инородным образованием, наоборот, они глубоко ускорены, в общем, социально-культурном контексте. Вступая в юношеский возраст, индивид отстраняется от семьи, ищет новую компанию, которая позволяет ему проходить социализацию. Официальные молодежные организации группируют подростков одного возраста, но часто претендуют только на «социальную (общественную) жизнь», не затрагивая личную жизнь. Именно поэтому молодежь оказывает предпочтение не официальной структуре, а молодежной субкультуре, где у них есть возможность реализоваться на уровне социальных коммуникаций в своей социальной среде. Участие в субкультуре это «игра во взрослую жизнь», где молодежь конструирует некое подобие жизненных ситуаций и учится поведению в них. Единственно стоит учитывать, что субкультуры часто подвергаются влиянию коммерческих компаний, которые диктуют им моду и модель потребительского поведения.
Воронеж-сущ.
(что?)Вронеж;
1.Н.ф.-Воронеж
2.П.п.-собст.,неодуш.,м.р.,2 скл.;
н.п.-ед.ч.,И.п.;
3.(что?)Вронеж-подлежащие.
Освобождению-сущ.
(чему?)освобождению
1.Н.ф.-освобождение
2.П.п.-нариц.,неодуш.,ср.р.,2скл.;
н.п.-ед.ч.,Д.п.;
3.(чему?)освобождению-дополнение.
Течению.-сущ.;
(чему?)течению;
1.Н.ф.-течение;
2.П.п.-нариц.,неодуш.,ср.р.,2скл.;
н.п.-ед.ч.,Д.п.;
3.(чему?)течению-дополнение.
Пароходе-сущ.;
(чём?)*параходе;
1.Н.ф.-пароход;
2.П.п.-нариц.,неодуш.,м.р.,2скл.;
н.п.-ед.ч.,П.п.;
3.(чем?)пароходе-дополнение.
1) о слоне, о ребёнке, о герое.
2) бегаешь, читаешь, скучаешь.
Дворник убирал листву, засыпавшую все дорожки в парке
Устав за весь день, я не заметила как уснула
Видела детей, игравших на бульваре
Цветок, растущий на клумбе, вдруг завял
Мальчик, смотрящий на солнце, щурил глаза
Мы живём на втором этаже.
У самого окна стоит сосна.
Её лет 20, не меньше.
Точно такие же сосны стоят (растут )
и дальше по улице.
А там, где кончаются кварталы домов, стоит (начинается) глухая тайга.
Четыре года назад на этом месте стояла (была)деревушка, а теперь здесь стоит (построен) город, где живёт около ста тысяч жителей.
Источник
wonenyoconc720
Вопрос по русскому языку:
Найдите речевые ошибки, объясните причины их возник-
новения и исправьте предложения.
Искусство оказывает большое влияние на повышение куль-
турности людей. Машина летела с сильной скоростью. Нас
перевели работать в отсталую бригаду. Он быстро заполнил
анкету, написал свою автобиографию и сдал все документы.
Она служила при дворе служанкой. Тогда всех солдат выстро-
или в строй. Плохой врач не только не принесёт пользы, но и
может оказать вред здоровью. В Думе начались слухи о том,
что предстоит смена правительства. Во время Великой Отече-
ственной войны наш народ дал решительный отпор для вра-
га. Взгляд воспитателя внушал детям страх и боязнь
Ответы и объяснения 2
yeakeviarut877
Искусство оказывает большое влияние на повышение культуры людей.(нарушение лексической сочетаемости). Машина летела с огромной скоростью.(неверное употребление слова). Нас перевели работать в отстающую бригаду.(неверное употребление паронимов). Он быстро заполнил анкету, написал автобиографию и сдал все документы. (плеоназм). Она была при дворе служанкой. (тавтология). Тогда всех солдат поставили в строй. (тавтология). Плохой врач не только не принесёт пользы, но и может нанести вред здоровью. (неверная лексическая сочетаемость). В Думе начали распространяться слухи о том, что предстоит смена правительства. (неверная лексическая сочетаемость). Во время Великой Отечественной войны наш народ дал решительный отпор врагу. (ошибка в управлении). Взгляд воспитателя внушал детям страх. (плеоназм).
irnereatar280
Машина летела с огромной скоростью ( вместо ” сильной “) Это речевой недочет, ибо автор не различает оттенки значения синонимов). Насперевели работать в отстающую бригаду.( вместо ” отсталую” ). Это речевая ошибка , смешение паронимов( однокоренных слов, имеющих разное значение). Искусство имеет большое значение в повышении уровня культуры. Здесь – нарушение лексической сочетаемости. Речевой недочет).Тогда всех солдат выставили в ряд. Рядом используются однокоренные слова ( тавтология). ” Выстроили в строй ” – убрать. Взгляд воспитателя внушал детям страх (убрать ” боязнь”, плеоназм )Он быстро заполнил анкету, написал автобиографию и сдал все документы. (плеоназм ) Плохой врач не только не принесёт пользы, но и может нанести вред здоровью ( нарушена лексическая сочетаемость ). В Думе начали говорить о том,
что предстоит смена правительства ( лексическая сочетаемость неверная ).
Знаете ответ? Поделитесь им!
Гость ?
Как написать хороший ответ?
Как написать хороший ответ?
Чтобы добавить хороший ответ необходимо:
- Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете
правильный ответ; - Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не
побуждал на дополнительные вопросы к нему; - Писать без грамматических, орфографических и
пунктуационных ошибок.
Этого делать не стоит:
- Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся
уникальные и личные объяснения; - Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не
знаю» и так далее; - Использовать мат – это неуважительно по отношению к
пользователям; - Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.
Есть сомнения?
Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует?
Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие
вопросы в разделе Русский язык.
Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи –
смело задавайте вопросы!
Источник