Польза чтения для подростков факты

Польза чтения для подростков факты thumbnail

Родители, наблюдая за детьми, отмечают снижение интереса нового поколения к печатной продукции. Их предпочтения лежат в сфере компьютерных игр и сайтов для общения. Они чистосердечно принимают за чистую монету, что подавший заявку на дружбу в сетях станет настоящим товарищем. В поведении таких детей и подростков заметно неумение дружить, а также оказывать друг другу знаки внимания. Исключение составляют дети, которые по-настоящему любят читать. По ним заметно, что польза от чтения при формировании личности может сравниться с личным примером родных, а также с советами тех, кому доверяют.

Словарный запас

Всю жизнь человеку приходится учиться и расширять свой запас слов. Разница видна не только в отношении новорожденных детей или взрослых, но и людьми одного возраста или разным образованием. Человек, который привык работать с техникой, при этом ничего больше его не интересует, наполняет свой лексикон техническими терминами. Даже желание сделать женщине комплимент не может ему помочь, что стало причиной появления смешных летучих фраз, подаренных пылкими кавалерами смущенным сравнением с карданным валом или автомобильным двигателем дамам.

Читая книги, любой человек может активно пополнять запас слов и успешно использовать их в своей речи. В процессе этого увлекательного занятия у человека значительно расширяется кругозор, он узнает очень много интересного, занимательного и полезного. Память в процессе укрепляется, ее объемы растут, улучшается ассоциативный ряд, благодаря чему можно быстро вспомнить нужную информацию или быстрее учить необходимый материал.

Видео: Зачем читать книги?

Внятное и чистое выражение собственных мыслей

Нас с дошкольного возраста учат правильно строить предложения. В школе этот навык оттачивают на уроках родного языка, заставляя строить сложные конструкции, при этом дополнять их новыми словами, которые добавляют красок сказанному. Учителя советуют читать умные и интересные книги, и те, кто принял советы всерьез, значительно улучшают стилистику, пунктуацию и грамматику своей речи. Слушать человека, который грамотно высказывает свои мысли, очень приятно.

Фантазия

Одним из главных человеческих качеств является фантазия. Она не только дает нам возможность мечтать, стремиться к чему-то доброму, вечному. Считается, что именно наличие фантазии отличает человека от животных. К тому же, фантазия нужна для качественной работы в разных сферах. Обладая ограниченной фантазией, инженер не сможет сконструировать новый красивый дом, дизайнер не сошьет платье, парикмахер не создаст прическу. Творческого подхода требует практически любая профессия. Вот тут польза от чтения проявляется полностью.

Читая художественные романы, мы проживаем жизнь героев вместе с ними. Мы разделяем ее, рисуя перед глазами прекрасные картины, не акцентируя внимание на том, что созданы они воображением. Чем больше книг прочитано, тем качественнее картинка предстает перед нашими глазами. Мы можем увидеть, словно воочию, как меняется изображение человеческого лица в книге «Портрет Дориана Грея», перед глазами предстают, словно живые, ангелы и демоны при прочтении произведений Гете, а старинные города и жители в прекрасных одеждах сопровождают нас на нашем пути, обдавая дорогими ароматами духов, томными взглядами и взмахами вееров. И так в каждой книге. Образы, создаваемые нашей фантазией, напрямую зависят от нашего опыта в чтении, постепенно становясь все более подробными и полными.

Уверенность в себе

Уже давно отмечено, что неуверенные в себе люди не могут четко сформулировать свою мысль, мямлят или тихо бубнят под нос. Обычно это происходит, когда возникает необходимость выступить при скоплении людей или на важных переговорах. Такое поведение никогда не вызывает доверия у собеседника, а также покажет вас ненадежным партнером.

Необходимо стремиться к улучшению своего ораторского искусства, и тогда вы сможете добиться видимых результатов в любой сфере. Для этого нужно непременно много читать.

Профессиональный рост

Книга – отличный помощник для повышения квалификации в разных сферах деятельности. Для обучения нужны не только учебники, которыми мы пользуемся в учебном заведении, но и огромное количество литературы, используемой в свободное время, даже спустя многие годы после окончания учебы. Особой популярность сейчас пользуются книги, которые в доступной, интересной форме рассказывают о таких сферах жизни:

  • психология;
  • законы бизнеса;
  • здоровье и красота;
  • техника и ее обслуживание;
  • строительство;
  • кулинария;
  • уход за садом и домом.

Погружаясь в море этих книг, человек учится жить в гармонии с собой и окружающим миром. Польза от чтения в этом случае может даже вылиться в улучшение финансового состояния, если прибегать к советам, открытым на страницах этих трудов.

Мышление

Информация, которая подана в любой книге, требует осмысления. Можно сказать, что книга для нас – настоящий тренажер, который заставляет нас не поднимать физические тяжести, а мыслить. Это позволяет человеку научиться понимать более глобальные проблемы, чем еда и сон. Те, кто читает много и с удовольствием, могут по-настоящему изменить мир, поскольку именно их мысли станут впоследствии тем рычагом, который поможет сдвинуть планету с орбиты. Ведь активно работающий мозг может не только принять новую информацию, но и быстро ее структурирует, да еще и сообразит, к чему ее можно применить.

Повышение понимания окружающего мира

Каждая книга рассказывает о новых местах, интересно повествует о людях, которых мы не знаем. При этом часто показаны ситуации, в которых герои ищут общий язык с недружелюбно настроенными оппонентами. Читая такие места, большинство людей старается высчитать возможность применения тех или иных методов в реальной жизни. Таким образом, книга способствует улучшению взаимопонимания между людьми в нашем обществе, поскольку читатель обязательно воспользуется подсказкой из книги, соответственно, сможет оценить ситуацию, правильно просчитав вариант событий.

Читайте также:  Польза сухого молока для откорма поросят

Основательность и последовательность

Каждая книга имеет определенную структуру. Она везде одинакова: начало, середина и конец. При этом сюжет может развиваться в любую сторону, но все-таки будет четко придерживаться плана. Это помогает задумываться и выводить причинно-следственные зависимости. Таким образом, человек учится правильно обосновывать не только увиденное и прочитанное, но и свои мысли, и действия. Он будет иметь преимущество перед другими, поскольку его возможности прогнозировать события поднимутся на порядок.

Облегчение обучения

Мозг читающего человека с легкостью впитывает новую информацию. Это позволит не только получать новые данные на родном языке, но и сформирует отличную базу для изучения иностранных языков.

Защита от деградации ума

Любой человеческий орган, не получающий соответствующей нагрузки, начинает атрофироваться, деградировать. То же можно сказать и о свойствах ума. Нагружая ум новой информацией, почерпнутой из книг, можно заставить себя быстрее соображать и принимать правильное решение. Главное – читать умные, т. е. правильные книги. Это позволит вам даже в глубокой старости сохранять острый ум и цепкую память. Таким образом, можно защититься от развития болезни Альцгеймера.

Сохранение молодости

Оставаться молодым, не развивая свой ум, не получится. Ученые доказали, что активная работа мозга помогает организму оставаться молодым и сильным. А лучшая зарядка для данного органа – чтение. Чем больше вы читаете, тем дальше отодвигается старость.

Психологический комфорт

Наша жизнь по своему строению напоминает роман. Об этом говорят психологи всего мира. И когда неурядицы и проблемы начинают сводить с ума, они советуют отложить ненадолго книгу своего романа, чтобы взять в руки художественную книгу и примерить на себя роль, описанную в новом романе. Это поможет успокоиться, забыть на время о проблемах и расслабиться, снять стресс.

С помощью написанного слова можно избавиться от некоторых страхов, отдохнуть. При помощи такого отвлечения от реальности можно найти ответы на многие интересующие вопросы. Здесь польза от чтения заключает в себе возможность создания в жизни так называемого психологического комфорта.

Проживая множество чужих судеб, человек по-настоящему улучшает свою жизнь. Чтение и сопереживание героям позволяет нам собрать в себе некоторые качества героев, наполнить жизнь новым смыслом и идти вперед. Некоторые книги, подарив читателю множество впечатлений, могут настолько увлечь его, что он начинает незаметно для себя подстраиваться под ее реалии. Что удивительно, это всегда дает очень сильный эффект. Большая часть успешных людей утверждают, что на их сознание повлияли труды тех или иных мастеров слова, воодушевив на настоящее чудо.

Спокойный сон

Можно выработать защиту организма от бессонницы. Ежедневное чтение перед сном поможет вам настроить организм на данный режим. Это позволит вечером расслабиться, чтобы затем спокойно уснуть, даже если возникнут неприятности. Такой подход гарантирует защиту организма от переутомления, вызванного стрессом.

Концентрация

Иногда человеку сложно концентрироваться на чем-то одном. Его сознание переключается с одной темы, на другую. В результате, он не может долго заниматься одним делом.

Но что делать, если это крайне необходимо для профессионального роста, да и просто для жизни? Оказывается, во время чтения сознанию волей-неволей приходится концентрироваться на сюжете книги. Таким образом, происходит тренировка концентрации. Люди, которые много читают, легко справляются с работой, требующей усидчивости и длительной сосредоточенности на чем-то одном.

Польза от чтения при формировании положительных качеств личности

Погружаясь в сюжет и переживая вместе с героями их жизнь, трудно удержаться от сопереживания. Чувства героев могут разгораться и в наших душах, что приводит к изменениям в отношении к окружающим. Мы начинаем смотреть со снисходительностью к слабостям других людей, умиляемся проявлениям заботы, при этом просто тянемся к доброму и вечному.

Источник

В различных исследованиях уже многократно подтверждалось существование неравенства в образовательных и, в целом, когнитивных успехах между различными семьями и социальными группами. Говоря грубо, успехи в школе, университете и, как следствие, в дальнейшей профессиональной карьере в значительной степени “наследуются” из поколения в поколения в рамках семьи и/или социальной группы.

Существуют генетические, социальные, культурные и экономические объяснения этого закрепленного неравенства. Все это обсуждается в различных интерпретациях теории культурного капитала.

Основные интерпретации феномена “наследуемости” успехов в школе и университете можно разделить на концепции “демонстрации статуса” и “обработки информации”.

Согласно позициям, апеллирующим к статусу, — если дети в своих коммуникациях демонстрируют культурные атрибуты, которые они “наследовали” от семьи и которые ценятся школой, то они получают от учителей более высокие оценки и на каждом этапе обучения выделяются из остальных учеников, что приводит к более успешной образовательной и профессиональной траектории их жизни.

Напротив, точка зрения “обработки информации” предполагает, что определенные виды культурной деятельности способствуют реальному интеллектуальному развитию.

Отдельно следует упомянуть прямые биологоцентричные объяснения, согласно которым, уровень интеллекта с высокой долей вероятности наследуется детьми от родителей наряду с другими биологическими особенностями, которые способствуют социальному успеху.

Читайте также:  Все о бананах польза и вред человеку

.

Серия анализов больших данных, проведенных уже в текущем веке, продемонстрировала, что культура домашнего чтения является важнейшим коррелятом образовательных и когнитивных успехов.
Было однозначно доказано (вне зависимости от того, как именно работает механизм успеха) — чем больше ребенок в детстве читает, тем выше его успехи.

В 2015 году было проведено весьма наглядное исследование, которое опиралось на анализ выборки 3600 детей, родившихся в Великобритании в 1970 году. (Всего в отслеживании участвует 17 тыс. человек; в течение жизни у членов когорты собирается информация о здоровье, физическом, образовательном и социальном развитии, а также об экономических обстоятельствах их жизни.)
Значительный когнитивный прогресс в возрасте между 5 и 16 годами оказался прямо связан с тем, сколько дети читали (причем самой большую долю в объеме чтения составляло т.н. “чтение для удовольствия”: различная художественная литература и публицистика). Естественно, особенно сильный прогресс был в словарном запасе, но и успехи в математике также оказались в существенной связи с домашним чтением.

Для проверки зависимости образовательного и когнитивного развития от других возможных форм наследуемого “культурного капитала” оценивалась связь с игрой ребенка на музыкальном инструменте (в Великобритании занятие музыкой с большой вероятностью указывает на более высокий социально-экономический статус семьи). Оказалось, что существенной связи между игрой на музыкальном инструменте и успехами в школе и в когнитивных тестах нет.

В качестве объяснения связи между пристрастием к чтению и дальнейшими успехами авторы исследования цитируют Пьера Бурьдье: «Очевидная в литературных дисциплинах, но более тонкая в науках, способность манипулировать академическим языком остается главным фактором успеха на экзаменах»; Э.Д.Хирша (автора концепции лингвокультурной грамотности): «знание слов одновременно является дополнением к знанию концепций и способствует дальнейшему обучению»; приводят мнения других авторов, что польза чтения заключается в его роли самого мощного двигателя развития словарного запаса, учитывая скудность словаря повседневной речи и взрослых, и детей (что отражается, в том числе, в ограниченности разнообразия используемых слов и в современных фильмах/мультфильмах, и в социальных сетях).

Мы же можем отдельно сослаться на данные нейробиологии: согласно многим исследованиям, сам акт чтения — сложнейшее упражнение для мозга, которое его непрерывно тренирует и поддерживает в тонусе.
Дополнительным подтверждением этому служат многолетние данные по монозиготным близнецам, показывающие, что обучение чтению ведет к значимому улучшению общего интеллекта.

Общий вывод же из всех этих исследований весьма “прост” — любой родитель вне зависимости от его текущего социального и экономического статуса может постараться улучшить “стартовые условия” для своего ребенка, приучая и поощряя его к чтению.

На схеме показаны траектории изменения относительного объема словарного запаса в возрасте от 5 до 16 лет — «частые читатели» (короткий пунктир), «нечастые читатели» (сплошная линия), дети хотя бы одного родителя с высшим образованием (точки) и те, чьи родители не имели квалификации (длинный пунктир).
Дети, которые читали книги чаще других в возрасте 10 и 16 лет, были отнесены к категории «часточитателей» (20%); те, кто находился в самой низкой категории по чтению книг в обоих возрастах или в самой низкой категории в одном и на втором месте в другом (21%), были отнесены к категории людей с низким уровнем чтения.

«Частые читатели» начали с 57-го процентиля в возрасте 5 лет и повысили свою позицию на пять процентилей к 10 годам и еще на семь процентилей к 16 годам, что означает, что к 16 годам высокие читатели догнали детей родителей с высшим образованием.
«Нечастые читатели» отметили снижение на 8 процентилей за тот же период.
Дети родителей с высшим образованием и дети родителей без квалификации сохраняли примерно постоянное положение в возрасте от 5 до 10 лет.
Интересно, что дети родителей без квалификации сохраняли примерно постоянное положение между 5 и 16 годами, с небольшим увеличением их среднего ранга в 10 лет и небольшое снижение в 16. Однако разрыв между детьми выпускников и детьми неквалифицированных увеличился в течение классов средней школы, поскольку дети выпускников улучшили свое положение.

Еще из интересных результатов: частое чтение в возрасте 10 лет связано с преимуществом в 13 процентных пунктов по словарному запасу и 14 по математике; чтение более чем раз в неделю в 16 лет связано с дополнительным преимуществом в семь процентных пунктов по словарному запасу и три по математике.

Уровень образования родителей оставался очень значимым на протяжении всего времени, но коэффициент значительно уменьшился в размерах (преимущество падает с восьми до 2,5 процентных пунктов по лексике и с девяти до двух процентных пунктов по математике).

Образование родителей, как правило, считается самым сильным фактором, определяющим образовательные и познавательные результаты детей, поэтому поразительным для авторов явился тот факт, что чтение в детстве имело большее значение для когнитивного прогресса в средней школе, чем образование родителей.

Кроме того, оказалось, что именно образование родителей, а не их социальный класс и экономический статус было гораздо более тесно связано как с лексикой, так и с оценками по математике. Что подтвердило тезис Бурьдье о значимости культурных ресурсов.
Влияние других факторов, в т.ч. пола ребенка, культуры чтения родителей и т.д. см. в публикации: https://doi.org/10.1002/berj.3180 (sci-hub в помощь))

Читайте также:  Бассейн для детей до года вред и польза

.

Источник

Зачем читать книги? Читающий человек получает много преимуществ, с которыми мы и ознакомимся в этой мотивирующей статье.

1) Чтение расширяет кругозор. Книги — это кладезь самых разнообразных знаний. Читая, мы начинаем лучше понимать этот мир, людей, события. Саморазвитие и самосовершенствование, история и фантастика, фэнтези и приключения, детективы и юмористические рассказы — друзья, жанров книг огромное количество, и практически в каждом из этих жанров можно найти что-то полезное для себя. Дерзайте!

2) Чтение развивает воображение. Книги позволяют нам оказаться в другом мире или задуматься о том, о чём раньше не думали. Мы заполняем наше воображение тем, о чём пишет автор, визуализируя происходящее в книге. Благодаря регулярному чтению у нас развивается весьма богатое воображение: представить можно что угодно и как угодно. И такая возможность весьма кстати, ведь это значительно повышает уровень креативности и развивает нестандартное мышление.

Интересный факт: влияние чтения книг на способность креативно мыслить не совсем однозначно. Например, немецкий философ Артур Шопенгауэр считает, что чрезмерное чтение не только бесполезно, но и вредно. Причина этого, по словам философа, заключается в том, что читатель через книги получает чужие мысли и хуже их усваивает, чем если бы он дошёл до этого самостоятельно. Кроме того, происходит ослабление разума читателя из-за привычки искать идеи во внешних источниках, а не в своей голове.

Достаточно необычное мнение, которое, тем не менее, имеет право на жизнь. Но всё же, друзья, умные люди, как правило, читать любят, а глупые — вообще не читают. Эта простая тенденция прослеживается довольно явно.

3) Чтение помогает общаться с людьми. Регулярно читающий человек не только грамотен, но и обладает хорошо прокаченными речевыми навыками, позволяющими ему чётко, красиво и доступно излагать свои мысли. Читая книги, вы становитесь интересным собеседником. Особенно сильное впечатление вы можете произвести на тех людей, которые мало читают.

4) Чтение делает нас умнее. Чтение развивает мышление: читая книги, мы активно думаем, чтобы понять тут или иную идею произведения. Как вы знаете, уважаемые читатели СиЗОЖа, то, что не используется — атрофируется (за ненадобностью). И наоборот: то, что постоянно используется, в итоге растёт, становится больше, развивается. Именно поэтому при регулярном напряжении мозга чтением книг мы становимся умнее и образованнее.

5) Чтение развивает память. Слежение за ключевыми мыслями и (или) сюжетной линией книги приводит к улучшению памяти. Опять всё просто: память используется — память прокачивается.

6) Чтение делает нас моложе. Давно доказано, молодость тела зависит от молодости мозга. Другими словами, если мозг дряхлый, то и тело будет ему соответствовать. А так как при чтении книг мы активно используем и развиваем наш мозг, то и на общем состоянии организма это сказывается только положительно. Читайте и молодейте, друзья!

7) Чтение улучшает концентрацию. Польза чтения состоит и в том, что во время этого процесса мы концентрируемся на содержании произведения. Сейчас всё больше людей испытывают проблемы с концентрацией, поэтому навык концентрации во время чтения книги окажется весьма полезным.

8) Чтение увеличивает словарный запас. Ну здесь всё понятно — читая, вы зачастую сталкиваетесь со словами, которые не используете в повседневной речи. Регулярно читая, вы сильно пополняете свой словарный запас. Это, в свою очередь, исключает ситуации, когда вы не можете выразить свои мысли. Больше никаких «Эээээ…», «Блин, забыл, как оно…» — теперь вам будем гораздо легче подбирать нужные слова благодаря богатому словарному запасу.

9) Чтение делает нас увереннее. Теперь в общении мы можем продемонстрировать глубокое знание предмета, свою образованность, эрудицию в самых разных областях. Благодаря этому мы невольно начинаем вести себя более уверенно и собранно. Кроме того, признание окружающими наших познаний положительно сказывается на самооценке.

10) Чтение помогает отдохнуть. Техносфера загоняет людей в постоянный стресс, когда даже дома, после работы, человек остаётся напряжён. Чтение книг — это отличный способ расслабиться и хорошо провести время. Более того, чтение книг является замечательным отдыхом. После достойной книжки вы обязательно испытаете душевный подъём и получите пищу для ума.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, друзья, как вы могли убедиться, чтение книг — весьма полезное времяпровождение.

Что делать, если вы хотите читать, но не можете себя заставить? Читайте по чуть-чуть, по несколько страниц. Если книга вам по душе, то вы обязательно втянетесь.

Что делать, если вы сильно устаёте после работы? Тут, ребята, тоже всё решаемо. Слушайте аудиокнижки! Конечно, выбор в сравнении с печатными изданиями здесь поменьше, но найти что-то стоящее получится обязательно.

Что делать, если ребёнок не хочет читать? Насильно любовь к чтению не привить. Лучший способ влиться в мир чтения — это расти в читающей семье. Да, да, именно ваш личный пример будет самой эффективной мотивацией для вашего ребёнка читать книжки.

На этом всё. Читайте и получайте удовольствие! И до скорых встреч на страницах СиЗОЖа!

Источник