Польза детям от рисования и лепки

Польза детям от рисования и лепки thumbnail

Детское творчество начинается с простых и доступных занятий – рисования и лепки. Психологи отмечают необыкновенную важность этих занятий для интеллектуального и физического развития ребенка. Замечательным их качеством является то, что они приятны и интересны детям, их не надо заставлять и уговаривать взять в руки карандаши и краски.

Польза рисования для ребенка

Рисование – это первое творческое занятие, которым с удовольствием занимаются практически все дети. Еще не умеющие самостоятельно ходить малыши водят пальчиками по полу или по тарелке с кашей, изображая какие-то каракули. Крохи рисуют чем угодно и где угодно: карандашами и красками на бумаге, мелками на стене и асфальте, палочкой на песке.

Сначала детские рисунки представляют собой непонятные линии и каракули, впоследствии они становятся более осмысленными и понятными взрослым.

Родители обычно с одобрением относятся к этому детскому занятию и легко мирятся с испачканными столами, руками и предметами одежды. Совместное рисование взрослых и детей может стать интересным занятием, увлекательным для всех участников.

Рисование является не только развлечением, но и необходимым занятием для развития детского организма, мыслительных и речевых способностей малыша. Пользу рисования можно свести к следующим моментам:

  • развитие мелкой моторики, координации движений, подготовка к письму;
  • развитие воображения, образного мышления, памяти;
  • обучение анализу внешнего вида предметов, сравнению их между собой;
  • понимание важности размеров предметов и их правильному соотношению;
  • знакомство с многообразием цветов и оттенков;
  • возможность самовыражения ребенка, проявление эмоций, отражение впечатлений;
  • интерес к окружающему миру, развитие наблюдательности, понимание важности мелких деталей предметов.

А еще рисование и лепка способствуют развитию таких качеств как усидчивость и самодисциплинированность.

Обучение рисованию

Специалисты по детскому развитию расходятся во мнениях, надо ли учить детей правилам рисования, или оно должно быть процессом самовыражения. В любом случае, ребенку не повредит узнать, как держать карандаш, какие бывают цвета, как смешивать краски.

Рисовать ребенок может начать в самом раннем возрасте, как только сможет уверенно сидеть. Для первых занятий лучше приобрести пальчиковые краски так, как слабые детские ручки не смогут пока удержать карандаш. Малыша надо удобно устроить на детском стульчике и приготовиться к тому, что все окружающее будет испачкано.

Ребенка нельзя оставлять одного, потому что первым делом он попробует краску на вкус. Иногда родители изобретают краски собственного изготовления: из натуральных соков и крахмала. Ее попадание в рот не принесет вреда, но крохе все равно надо запретить ее есть, чтобы это не стало опасной привычкой.

Малышей до года можно учить рисовать более чистым методом – с помощью воскового мелка. Давать ребенку надо маленький кусочек, его придется держать тремя пальчиками, а это будет полезно для подготовки руки к письму. Мелком малыш сможет проводить линии, повторяя движения за мамой.

Чем рисуют дети постарше

После года ребенок уже может удерживать в руке карандаши и фломастеры. Для рисования надо подготовить большие листы бумаги, можно остатки обоев. Ребенок в этом возрасте рисует размашисто, не чувствует границ листа, если предложить ему обычный лист, он легко продолжит рисунок на столе.

Постепенно размеры бумаги будут уменьшаться, малыш научится контролировать движения, управлять кистью руки и пальчиками. Вначале ребенок зажимает карандаш в кулачке, поэтому родители должны приучать его к правильному положению карандаша, готовя руку к письму.

Акварельные краски можно давать ребенку в возрасте 2-3 лет. Первые попытки будут мало похожи на рисунки, скорее это будут разноцветные пятна, смысл которых понятен только самому ребенку. Маленькие дети еще не различают промежуточных цветов и при рисовании выбирают контрастные цвета. Но малышам очень интересно смешивать цвета, окуная кисточку во все баночки сразу.

Они могут рисовать не только традиционными инструментами: карандашами, красками, мелками, но и новыми средствами: песком, крупами, специальными трубками, штампиками, мягким пластилином. Все они благотворно влияют на развитие мышц руки и тактильных ощущений.

Польза лепки для малышей

Пластилин всегда входил в список лучших подарков для детей. Самым маленьким давать его не надо, так как они сразу потянут его в рот. А вот, начиная с двухлетнего возраста, интерес ребенка к лепке следует всячески стимулировать. Лепка способствует развитию ребенка в нескольких направлениях.

  • В первую очередь, это мелкая моторика, возможность выполнять точные и скоординированные движения, обучение управлению кистью руки и пальчиками.
  • При разминании пластилина массируются активные точки на пальцах и ладошках, связанные с областью мозга, отвечающего за интеллект.
  • Ребенок придумывает форму фигурок, воспроизводит знакомые образы, развивая воображение и память.
  • Занятия лепкой успокаивающе действуют на ребенка, и могут иметь терапевтический эффект для гиперактивных детей.

И просто лепка – это творческий, интересный процесс, дающий возможность малышу проявить свою индивидуальность.

Как родители могут познакомить с нужным материалом

Ребенка надо постепенно знакомить с материалом для лепки, учить отщипывать кусочки, разминать их, катать колбаски и шарики, создавать фигурки.

Вместо пластилина можно использовать тесто для лепки. Особенно для тех детей, кто на протяжении долгого времени тянет все в рот. Соленое тесто для лепки невкусно. В нем слишком много соли. Поэтому дети из него только лепят. Оно так же, как и пластилин, бывает нескольких цветов. Еще в продаже можно встретить тесто для лепки с ароматами, с блестками.

Читайте также:  Какая польза от грецкого ореха для женщин

Дома самим можно легко сделать соленое тесто из муки, воды и соли. Если добавить акварельные или гуашевые краски, то оно будет цветным.

Из теста для лепки с помощью пластмассовых формочек можно вырезать разные фигурки, потом наклеить их на картон или плотную бумагу. Таким способом делают целые картины по мотивам детских сказок и стихов.

Есть замечательное свойство у соленого теста – оно застывает и сохраняет форму. Предметы, куклы, фигурки из теста можно высушить просто на подоконнике и оставить на память.

Все новые знания и умения по рисованию и лепке идут на пользу ребенку. Родители должны стимулировать и поощрять все творческие занятия, не оценивая и не критикуя получившийся результат.

Полезно давать детям новые темы и идеи для рисования и лепки, подсказывать, как сделать работу лучше. Обязательно нужно хвалить все произведения и рисунки, сравнивая только с его предыдущим результатом. Поддержка со стороны родителей будет вдохновлять малыша на новые творческие успехи.

Пройдите тестНасколько общителен ребенокС помощью этого теста попробуйте определить уровень коммуникабельности вашего ребенка.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Источник

Значение рисования, лепки, аппликации и конструирования для всестороннего воспитания и развития ребенка-дошкольника

Рисование, лепка и аппликация – виды изобразительной деятельности, основное назначение которой – образное отражение действительности. Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. Н. К. Крупская писала: «Очень рано ребенок начинает также стремиться самым разнообразным образом выразить полученные им впечатления: движением, словами, мимикой. Надо дать возможность ему расширить область выражения складывающихся у него образов. Надо дать ему материал: глину для лепки, карандаши и бумагу, всякий материал для построек и т. п., научить, как обращаться с этим материалом. Материальное выражение сложившихся образов служит прекрасным средством проверки и обогащения их. Надо всячески поощрять детское творчество, в какой бы форме оно ни выразилось». Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность она имеет большое значение для умственного воспитания детей. На занятиях по рисованию, лепке, аппликации и конструированию развивается речь детей: усвоение названий форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений предметов и явлений, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на формирование связной речи. Детское изобразительное творчество имеет общественную направленность. Ребенок рисует, лепит не только для себя, но и для окружающих. Детей очень волнует отношение взрослых, сверстников к их рисункам, лепке. Они чутко реагируют на замечания товарищей, оценку педагога. Похвала ребенка радует (о том, что его работа отмечена педагогом, ребенок рассказывает всем), а отрицательная оценка огорчает. Поэтому использовать похвалу и порицание нужно вдумчиво, осторожно: если все время хвалить ребенка, у него может сформироваться самоуверенность, зазнайство; и наоборот: если постоянно говорить ребенку, что он плохо нарисовал, вылепил или наклеил, можно выработать прочное отрицательное отношение к изобразительной деятельности.

Лепка

Все родители прекрасно осведомлены о пользе, которую приносит развитию ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста занятие лепкой. Благодаря этому виду творческой деятельности у ребёнка формируется образное мышление, развивается память, зрительное восприятие объектов, тренируется мелкая моторика, что особенно важно для подготовки руки к письму. Также неоспорима роль лепки в развитии у малыша чувства прекрасного, его эстетическом воспитании. Работая над объёмными образами, дети изучают характерные особенности предметов, уточняют определённые детали, осмысливают основные качества объектов. Постепенно происходит углубление знаний и представлений о свойствах и законах окружающего мира, ребёнок осваивает простейшие изобразительные навыки и пытается осознанно их использовать.

Рисование

Рисуя, малыш играет и учится одновременно. Во время этого занятия малыш может увлечься так, что на долгое время перестанет шалить и в доме воцарится покой и тишина. Кроме того, доказано, что рисование – это наилучший способ развить у крохи мелкую моторику, внимание, фантазию, интеллект, восприятие цвета и цветопередачи, поможет сделать движение ручек точнее. Не стоит забывать, что совместный труд (а рисование и есть труд) – рекомендован многими психологами и создателями методик раннего развития детей. Такое занятие, как ни странно, укрепляет семью, развивает чувство сплоченности и командного духа. А значит, полезно не только крохе, но и его родителям. Кроме того, это замечательный способ отвлечься от дел и работы и просто отдохнуть с пользой для семьи.

Аппликация

Аппликация – это способ создания художественных изображений из различных форм, фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных или нашитых на соответствующий фон. В аппликации употребляются самые различные материалы: кожа, войлок, сукно, береста, мех, ткань, соломка, бумага. Аппликация – один из любимых детьми видов изобразительной деятельности: их радуют яркий цвет бумаги, удачное ритмическое расположение фигур, большой интерес вызывает техника вырезывания и наклеивания. Специфика аппликации дает возможность усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, о плоскостной форме и композиции. В аппликации есть возможность передвигать вырезанные формы, сравнивать, накладывая одну форму на другую. Это позволяет быстрее приобрести композиционные знания и умения.

Читайте также:  Висение на турнике польза или вред

Изобразительная деятельность, а в частности аппликация имеет большое значение для всестороннего развития и воспитания дошкольника.

а) Умственное воспитание – постепенно расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. Формируются мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, обобщение. Развивается речь детей, обогащается словарный запас, формируется связная речь, развивается образная, связная речь.

б) Сенсорное воспитание – непосредственное, чувствительное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами.

в) Нравственное воспитание – аппликация должна быть использована для воспитания у детей любви ко всему лучшему, справедливому. Воспитываются нравственно-волевые качества: доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п.

г) Трудовое воспитание – здесь сочетаются умственная и физическая активность. Умение вырезывать, обращаться с ножницами, пользоваться кисточкой и клеем требуется известной затраты физических сил, трудовых навыков. Формированию трудолюбия способствует участие детей в подготовке к занятиям и уборке после них.

д) Эстетическое воспитание – чувство цвета, – когда эстетическое чувство возникает от восприятия красивых цветосочетаний. Чувство ритма возникает, когда в первую очередь воспринимается ритмичная стройность предмета, ритмичное расположение его частей. Чувство пропорции – конструктивной цельности вырабатывается при восприятии разнообразных построек. Постепенно у детей развивается художественный вкус.

Аппликация связана с развитием речи, так как пополняется словарный запас детей, развивается связная речь. Связана с рисованием, лепкой – закрепляются цвета, формы, развивается воображение.

Конструирование

Конструирование из строительного материала является специфически детской деятельностью, отвечающей интересам и потребностям дошкольников. Процесс создания построек тесно связан с игрой – дети сооружают постройки и играют с ними, перестраивая по ходу игры. «Программа воспитания в детском саду» отводит конструированию значительное место в работе с детьми всех возрастных групп, так как это возможность для умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания. Конструирование из строительного материала является специфически детской деятельностью, отвечающей интересам и потребностям дошкольников. На занятиях конструированием осуществляется развитие сенсорных и мыслительных способностей детей. Здесь дети приобретают не только конструктивно-технические умения, но и обобщенные умения – целенаправленное рассматривание предметов, сравнение их, расчленение на части, нахождение в них общего и различий, умение делать обобщения. Дети познают свойства геометрических тел и пространственные отношения. Речь детей начинает обогащаться новыми терминами, понятиями (куб, брусок, пирамида и др., которые в других видах деятельности употребляются редко; дети упражняются в правильном употреблении понятий (высокий – низкий, длинный – короткий, широкий – узкий, большой – маленький, в точном словесном указании направления (над – под, вправо – влево, вниз – вверх, сзади – спереди, ближе и т. д.). Конструктивная деятельность это также средство нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются такие важные качества личности, как трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорство при достижении цели, организованность.

Источник

Детское творчество начинается с простых и доступных занятий – рисования и лепки. Психологи отмечают необыкновенную важность этих занятий для интеллектуального и физического развития ребенка. Замечательным их качеством является то, что они приятны и интересны детям, их не надо заставлять и уговаривать взять в руки карандаши и краски.

Польза рисования для ребенка

Рисование – это первое творческое занятие, которым с удовольствием занимаются практически все дети. Еще не умеющие самостоятельно ходить малыши водят пальчиками по полу или по тарелке с кашей, изображая какие-то каракули. Крохи рисуют чем угодно и где угодно: карандашами и красками на бумаге, мелками на стене и асфальте, палочкой на песке.

Сначала детские рисунки представляют собой непонятные линии и каракули, впоследствии они становятся более осмысленными и понятными взрослым.

Родители обычно с одобрением относятся к этому детскому занятию и легко мирятся с испачканными столами, руками и предметами одежды. Совместное рисование взрослых и детей может стать интересным занятием, увлекательным для всех участников.

Рисование является не только развлечением, но и необходимым занятием для развития детского организма, мыслительных и речевых способностей малыша. Пользу рисования можно свести к следующим моментам:

  • развитие мелкой моторики, координации движений, подготовка к письму;
  • развитие воображения, образного мышления, памяти;
  • обучение анализу внешнего вида предметов, сравнению их между собой;
  • понимание важности размеров предметов и их правильному соотношению;
  • знакомство с многообразием цветов и оттенков;
  • возможность самовыражения ребенка, проявление эмоций, отражение впечатлений;
  • интерес к окружающему миру, развитие наблюдательности, понимание важности мелких деталей предметов.
Читайте также:  Польза и вред пальмового масла в продуктах

А еще рисование и лепка способствуют развитию таких качеств как усидчивость и самодисциплинированность.

Обучение рисованию

Специалисты по детскому развитию расходятся во мнениях, надо ли учить детей правилам рисования, или оно должно быть процессом самовыражения. В любом случае, ребенку не повредит узнать, как держать карандаш, какие бывают цвета, как смешивать краски.

Рисовать ребенок может начать в самом раннем возрасте, как только сможет уверенно сидеть. Для первых занятий лучше приобрести пальчиковые краски так, как слабые детские ручки не смогут пока удержать карандаш. Малыша надо удобно устроить на детском стульчике и приготовиться к тому, что все окружающее будет испачкано.

Ребенка нельзя оставлять одного, потому что первым делом он попробует краску на вкус. Иногда родители изобретают краски собственного изготовления: из натуральных соков и крахмала. Ее попадание в рот не принесет вреда, но крохе все равно надо запретить ее есть, чтобы это не стало опасной привычкой.

Малышей до года можно учить рисовать более чистым методом – с помощью воскового мелка. Давать ребенку надо маленький кусочек, его придется держать тремя пальчиками, а это будет полезно для подготовки руки к письму. Мелком малыш сможет проводить линии, повторяя движения за мамой.

Чем рисуют дети постарше

После года ребенок уже может удерживать в руке карандаши и фломастеры. Для рисования надо подготовить большие листы бумаги, можно остатки обоев. Ребенок в этом возрасте рисует размашисто, не чувствует границ листа, если предложить ему обычный лист, он легко продолжит рисунок на столе.

Постепенно размеры бумаги будут уменьшаться, малыш научится контролировать движения, управлять кистью руки и пальчиками. Вначале ребенок зажимает карандаш в кулачке, поэтому родители должны приучать его к правильному положению карандаша, готовя руку к письму.

Акварельные краски можно давать ребенку в возрасте 2-3 лет. Первые попытки будут мало похожи на рисунки, скорее это будут разноцветные пятна, смысл которых понятен только самому ребенку. Маленькие дети еще не различают промежуточных цветов и при рисовании выбирают контрастные цвета. Но малышам очень интересно смешивать цвета, окуная кисточку во все баночки сразу.

Они могут рисовать не только традиционными инструментами: карандашами, красками, мелками, но и новыми средствами: песком, крупами, специальными трубками, штампиками, мягким пластилином. Все они благотворно влияют на развитие мышц руки и тактильных ощущений.

Польза лепки для малышей

Пластилин всегда входил в список лучших подарков для детей. Самым маленьким давать его не надо, так как они сразу потянут его в рот. А вот, начиная с двухлетнего возраста, интерес ребенка к лепке следует всячески стимулировать. Лепка способствует развитию ребенка в нескольких направлениях.

  • В первую очередь, это мелкая моторика, возможность выполнять точные и скоординированные движения, обучение управлению кистью руки и пальчиками.
  • При разминании пластилина массируются активные точки на пальцах и ладошках, связанные с областью мозга, отвечающего за интеллект.
  • Ребенок придумывает форму фигурок, воспроизводит знакомые образы, развивая воображение и память.
  • Занятия лепкой успокаивающе действуют на ребенка, и могут иметь терапевтический эффект для гиперактивных детей.

И просто лепка – это творческий, интересный процесс, дающий возможность малышу проявить свою индивидуальность.

Как родители могут познакомить с нужным материалом

Ребенка надо постепенно знакомить с материалом для лепки, учить отщипывать кусочки, разминать их, катать колбаски и шарики, создавать фигурки.

Вместо пластилина можно использовать тесто для лепки. Особенно для тех детей, кто на протяжении долгого времени тянет все в рот. Соленое тесто для лепки невкусно. В нем слишком много соли. Поэтому дети из него только лепят. Оно так же, как и пластилин, бывает нескольких цветов. Еще в продаже можно встретить тесто для лепки с ароматами, с блестками.

Дома самим можно легко сделать соленое тесто из муки, воды и соли. Если добавить акварельные или гуашевые краски, то оно будет цветным.

Из теста для лепки с помощью пластмассовых формочек можно вырезать разные фигурки, потом наклеить их на картон или плотную бумагу. Таким способом делают целые картины по мотивам детских сказок и стихов.

Есть замечательное свойство у соленого теста – оно застывает и сохраняет форму. Предметы, куклы, фигурки из теста можно высушить просто на подоконнике и оставить на память.

Все новые знания и умения по рисованию и лепке идут на пользу ребенку. Родители должны стимулировать и поощрять все творческие занятия, не оценивая и не критикуя получившийся результат.

Полезно давать детям новые темы и идеи для рисования и лепки, подсказывать, как сделать работу лучше. Обязательно нужно хвалить все произведения и рисунки, сравнивая только с его предыдущим результатом. Поддержка со стороны родителей будет вдохновлять малыша на новые творческие успехи.

Пройдите тест

Насколько общителен ребенокС помощью этого теста попробуйте определить уровень коммуникабельности вашего ребенка.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Источник