Польза для детей игра на музыкальных инструментах

Польза для детей игра на музыкальных инструментах thumbnail

Польза игры на детских музыкальных инструментов

Детские музыкальные инструменты, как «орудия музыканта». Не только очень привлекательны для детей, вызывают у них интерес и восторг, но их использование придает процессу отчетливо понимать, что наличие в руках ребенка даже самого простого инструмента (например маракаса), на котором он играет метрических пульс, сразу превращает любого малыша из слушателя в исполнителя. Он будет погружен в процесс музицирования полностью: надо слушать, подстраиваться, играть вместе со всеми, корректировать исполнение, эмоционально переживать музыку. Все сенсорные, интеллектуальные и психические сферы ребенка работают здесь совместно и поэтому дают высокий результат в его развитии.  Особое место в музицировании должны занять так называемые «телесные инструменты», которые получили так же название «звучащие жесты». Это первые инструменты человечества и первые инструменты человека: притопы, хлопки, шлепки по коленям, щелчки, удары ладонями по грудной косточке. Звучащие жесты позволяют организовать импровизированное  музыцирование в любых условиях, при отсутствии каких-либо инструментов:  в семье, на отдыхе, в гостях. Это инструменты, которые всегда с собой.

Любая мама знает, что дети любят музыку практически с рождения, а малыши до года с удовольствием на нее реагируют, хлопают в ладоши и даже пританцовывают. Дети садовского возраста с интересом смотрят веселые мультфильмы и поют детские песни на занятиях в детских садах или центрах. К тому же, ни один утренник не обходится без веселых детских песен и танцев. Даже если ваш ребенок не посещает детский сад, он должен познакомиться с различными музыкальными инструментами. Он должен знать, как они звучат, различать их звучание, а также сам попробовать на них музицировать.  Роль музыки в жизни малыша не стоит недооценивать. Она – одно из условий его всестороннего и гармоничного развития и роста. Использование детских музыкальных инструментов положительно сказывается на развитии слуховых рецепторов малыша, в том числе и музыкального. Ребенок начинает чувствовать ритм и воспроизводить активные движения ему в такт. Используя музыкальные инструменты, малыш развивает мелкую моторику, память и звуковое восприятие. И не забывайте, что он испытывает колоссальную радость от игры и различных звуков – и это огромная польза для развития ребенка. Музыкальные инструменты, которыми малыши играют в детском саду, позволяют детям развиваться творчески, самовыразиться в музыке и прививают ребенку музыкальный вкус на всю жизнь.

Как правило, в дошкольном учебном заведении дети знакомятся с шумовыми инструментами двух разновидностей:

Шумо-ударные, то есть инструменты, у которых нет установленной звуковой высоты. Самые распространенные из них – это бубны, барабаны, треугольники, различные бубенчики, трещотки, маракасы и др.

Звуковысотные ударные, то есть инструменты, которые имеют несколько пластинок из металла или дерева различного резонанса. Это всем известный металлофон, ксилофон, колокольчик, литавра.

Начинать знакомство детей с музыкальными инструментами нужно именно с шумовых, так как они являются самыми простыми и доступными для детского музыкального творчества. Дети учатся воспроизводить звуки небольшими или резкими движениями, ударять с разной силой по краям инструментов.

Польза детских инструментов для музыки состоит еще и в том, что в игре на таких инструментах ребенок развивает свою жизненную активность, совершенствует мышление, обогащает свое эмоциональное мировосприятие – да и просто радуется собственным действиям и воспроизводимым звукам.

Источник

Символы музыкиПновыйсихологи утверждают, что музыкальное образование должно быть не дополнительным, а обязательным, настолько оно полезно. Широко известно, что в младшей и средней школе Японии музыка – один из основных предметов. Причем занятия музыкой носят там очень серьезный характер. Детей учат игре на музыкальных инструментах, пению, знакомят с национальной и мировой музыкальной культурой.

Насколько прав самый умный народ в мире в своем подходе к обучению музыке?

Музыкальные инструменты и мелкая моторика

Все грамотные родители знают о необходимости развивать мелкую моторику ребенка. Делать это нужно уже с возраста восьми месяцев. Дело в том, что двигательный и речевой центры мозга человека тесно связаны друг с другом. Проекция кисти руки занимает 1/3 часть всей площади головного мозга, отвечающей за движение. Чем лучше ребенок владеет пальцами, тем лучше развивается его речевая способность.

Практически все музыкальные инструменты при игре на них задействуют пальцы рук. Никакая гимнастика не сможет тренировать пальчики так активно.

Самые сложные в этом отношении инструменты – фортепиано и аккордеон/баян. При игре на них активно задействованы пальцы обеих рук. Более того, если в начале обучения ребенок играет каждой рукой поочередно, то потом он учится играть двумя руками сразу, причем асинхронно (каждая рука движется по-разному).

Насколько это важно для общего умственного развития, можно понять, если задуматься, какие механизмы управляют таким сложным двигательным навыком.

У человека доминирует одно полушарие мозга. Поэтому одна из рук ведущая, а вторая «вспомогательная». Заставляя «слабую» руку работать наравне в «сильной», мы даем толчок к более активной работе соответствующего полушария мозга. Оно развивается не хуже «главного» (нейронные сигналы между полушариями распределяются равномерно). Тренированный таким образом мозг быстрее обрабатывает информацию, а значит, работает лучше.

При игре на скрипке и гитаре руки задействованы неравномерно. Если музыкант праворукий, левая (слабая по природе!) рука работает пальцами более активно. Особенно это касается скрипки, ведь правая здесь отвечает только за движение смычка. Переборы и удары о струны на гитаре гораздо проще в исполнении, чем движения левой руки.

При игре на разных духовых инструментах руки тоже могут действовать неравномерно, ведь некоторые инструменты используют пальцы только одной руки. Но малышей учат играть сначала на блокфлейте, где пальчики работают одинаково активно, а переходить на «взрослый» инструмент рекомендуют не раньше девятилетнего возраста.

Читайте также:  Раннее плавание вред или польза и вред

Духовые инструменты обладают еще одним очень полезным свойством. Оно касается здоровья.

Музыка и здоровье ребенка

С первых минут занятий ребенка учат правильному дыханию; техника дыхания становится объектом тренировки на долгие годы.

Здесь используется так называемый грудобрюшной, или смешанный тип дыхания. Это значит, что диафрагма и легкие, в зависимости от исполнительской задачи (того, какой звук необходимо извлечь), работают поочередно. Игру на духовых инструментах врачи советуют детям, страдающим хроническим тонзиллитом и астмой. Известны случаи, когда астма отступала после нескольких лет занятий.

Не менее полезно при заболеваниях легких пение. Оно развивает дыхательную систему, улучшает дренаж легких. Заниматься пением тоже советуют астматикам.

В профессиональном плане различают академический и народный стиль пения (к нему близок эстрадный стиль). Академический стиль предполагает объемный, «округленный» звук, для извлечения которого в числе прочего необходимо дыхание с опорой на диафрагму. В народном стиле пения звук открытый, «плоский», близкий к разговорной речи. При постановке голоса здесь сохраняют естественный для каждого человека тип дыхания: нижне-реберный, грудной или смешанный. С точки зрения здоровья одинаково полезны обе манеры пения, но народная для ребенка более естественна.

Хоровое пение используют как средство лечения легких форм заикания у детей. Заикающийся ребенок обычно не может ровно произнести первый слог в слове. При пении слова «цепляются» друг за друга, и акцент на первом слоге сглаживается. Ребенок старается подстроиться под других детей, даже если он ошибется, этого не будет заметно. Так снимается психологический дискомфорт.

Как еще музыка влияет на здоровье:

  • Любой вид занятий музыкой благотворно действует на осанку. Положение корпуса, как при пении, так и при игре на инструментах всегда фиксировано. Стоят (или сидят) ровно, нельзя сутулиться, напрягать руки, шею и другие части тела. Учитель никогда не начнет занятий, пока не добьется, чтобы ученик принял правильное положение тела и расслабился. На протяжении урока он будет следить за осанкой. Урок в 45 минут превращается в отличную тренировку.
  • О том, как благотворно влияет музыка на психику человека, известно с древности, и современные исследования это подтверждают. Музыкотерапия – признанный психотерапевтический метод, который используется в лечении и реабилитации детей с соматическими и психическими расстройствами. Агрессивность или истощение нервной системы сейчас не редкость даже у обычных детей. Слушайте с таким ребенком музыку Моцарта, и вы удивитесь, насколько сильно изменится его поведение.

Интересные исследования проводились со слабослышащими детьми. Оказалось, что при развитии музыкального слуха (а это развитие тесно связано с памятью и мышлением) более тонким становится и физиологический слух. Занятия музыкой способствуют расширению реакции мозга на звук, поэтому обычный слух ребенка улучшается.

Музыка и речь

А вы знаете, что музыка очень похожа на речь? Прислушайтесь, ведь музыка не течет непрерывным потоком, а делится на части. В ней есть фразы, они могут быть утвердительными, вопросительными, восклицательными. Есть и предложения. А самая простая музыкальная форма – период – это не что иное, как элементарная форма выражения законченной мысли.

Внимательному слушателю легко обнаружить повторяющиеся фрагменты в музыкальном произведении. Эти повторы, во-первых, облегчают слушателю восприятие музыки, а во-вторых, усиливают ее выразительность, подчеркивают главную мысль произведения (так же как в речи).

Музыка и речь родственны, говорят даже, что музыка предшествовала появлению речи. И родство это глубинное.

Интонация, один из компонентов речи, – основа музыки. В ней зерно всей выразительности мелодии. Интонация способна так окрасить речевую фразу, что ее смысл будет полностью противоречить словам.

Занимаясь музыкой, ребенок постигает эти ее свойства (сначала бессознательно). Его речь исподволь становится более грамотной, структурированной, выразительной. Ребенок не только учиться владеть своей речью, но и тоньше различает оттенки речи других людей, а значит, улучшаются его коммуникативные навыки.

Что обозначают ноты?

Парадокс: музыка сходна с речью и принципиально отлична от языка. Все верно, структурные связи те же, интонационная и ритмическая составляющие на месте, а вот слов в привычном понимании нет. И когда обычному человеку говорят, что пьеса Грига рассказывает о восходе солнца в горах, он разведет руками, потому что может не заметить ни гор, ни солнца.

Музыка отличается от языка тем, что она не объясняет какие-то предметы и явления, а помогает слушателю почувствовать их эмоциональное воздействие. Восторженное чувство полноты жизни разделит даже несведущий слушатель григовского «Утра», а прозрачный горный воздух, первые лучи солнца, пастушьи наигрыши, яркие и чистые гармонические сопоставления, оркестровые краски – это средства, помогающие понять смысл музыки.

Музыка способна не просто раскрыть содержание эмоции, она лучше, чем другие искусства воплощает настроение – самый беспредметный вид эмоции. Более того, она способна показать эмоции и настроения в развитии, в динамике.

Эта обращенность музыки к конкретно-чувственной сфере мышления бесценна. Восполнить недостаток эмоциональной составляющей в современной жизни, научить ребенка сопереживать, сделать его более чутким по отношению к другим людям, – все это может музыка.

Музыка и математика

И вместе с тем музыка – почти наука. Посмотрите на ноты, каждая из них точно обозначает не только отдельный звук и его свойства, но и связи между звуками. Все составляющие части музыки – мелодия, ритм, гармония, лад, – имеют четкую структурную организацию. В этом она схожа с математикой.

Читайте также:  Лапша из цельнозерновой муки польза

Музыка на самом деле развивает математические способности. Есть много понятий, общих для музыки и математики. К примеру:

  • Ритм. Ему подчиняются и числа. Например, понятие кратности ритмично: числа, кратные трем, укладываются в размер ¾.
  • Дроби. Длительности звуков основаны на дробях, их легко перевести в числа.
  • Пропорции. Вот одна из них: если длительности звуков увеличить вдвое, музыка станет звучать в два раза медленнее.
  • Вариации. Числа, как и музыкальную тему, можно записать/показать разными способами.
  • Параллель. В нотной записи пять линеек никогда не пересекаются, так же как «не пересекаются» и разные голоса в хоре, партии разных инструментов в оркестре.
  • Противоположности. Высокое и низкое, быстрое и медленное, многоголосие и одноголосие, — музыка построена на противоположностях, так же как и математика.

Поистине нет больше такой области человеческой деятельности, которая объединяла бы в себе столь противоречивые свойства: быть одновременно непереводимой и в высшей степени логичной и познаваемой!

Развитие ума

Эта парадоксальность музыки наилучшим способом воздействует на умственное развитие ребенка.

За рубежом проводилось много исследований по изучению влияния музыки на IQ. Широко известен так называемый «Эффект Моцарта» (так называется научно-популярная книга Дона Кэмпбелла, вышедшая в 1997 году). Согласно данным Кэмпбелла, в ходе одного эксперимента после 10-ти минутного пассивного слушания сонат Моцарта в группе студентов результат теста улучшился на 62%. Контрольной группе, сидевшей 10 минут в тишине, удалось улучшить результат только на 14%

Научная достоверность таких исследований может вызывать сомнения. Вместе с тем, педагоги и психологи сходятся во мнении, что занятия музыкой укрепляют структуру мозга и развивают интеллект.

  1. Занятия музыкой развивают пространственное мышление, ведь руки при игре выполняют разные функции.
  2. Структурное мышление необходимо для понимания закономерностей строения музыки.
  3. Каждый вид музыкального слуха связан с разными психическими процессами: абсолютный слух – с памятью, относительный – с мышлением, внутренний – с воображением. Развивая слух, мы улучшаем эти качества.
  4. Занятия музыкой задействуют все виды восприятия (слуховое, зрительное, чувственное) и все виды памяти (слуховую, зрительную, моторную, ассоциативную, образную).
  5. Музыканты лучше других умеют выполнять несколько задач одновременно. При чтении нот с листа необходимо помнить о прошлом (то, что уже прозвучало), контролировать настоящее (то, что играешь сейчас), и думать о будущем (что сыграть дальше).
  6. Игра на музыкальном инструменте задействует одновременно аудиальную, моторную и визуальную зоны мозга; сочетание в музыке творческой и математической составляющей заставляет работать оба полушария мозга максимально активно.

Труд

Даже если ребенок учится музыке «для общего развития», обойтись без ежедневных занятий (в том числе и самостоятельных) не получится. Любое исполнение музыки (пение в том числе) требует навыка, а он формируется только многократными повторениями одного и того же действия.

Многие дети бросают занятия в музыкальной школе после нескольких лет обучения. Как это принято в младшей школе, новичкам домашних заданий задают немного, они не сложные. У ребенка высок познавательный интерес, и он легко преодолевает небольшие трудности.

Позже, когда исполнительский прогресс начинает прямо зависеть от вложенного труда, а в упражнениях зачастую мало нового и интересного, ребенок испытывает желание прекратить занятия.

Очень важно в этот момент понять мотивацию ребенка. Если такое желание связано с ленью, следует настоять на продолжении занятий. Привычка к ежедневному труду, не всегда увлекательному, но обязательному, нужна человеку, если он хочет добиться успеха в жизни. Музыка в этом отношении воспитывает характер и силу воли так же хорошо, как спорт.

Публичные выступления и уверенность в себе

Выступления на сцене требуют точности, порядка и ответственности, ведь концерт нельзя перенести или отменить, и надо быть к нему готовым.

В том числе и психологически. Не все люди от природы наделены любовью к сцене. Страх сцены, по оценкам психиатров, испытывают 95% людей. Он не обязательно связан с особенностями темперамента и характера.

Согласитесь, что владеть техникой публичного выступления полезно людям любой профессии. Маленькие музыканты участвуют в концертах несколько раз в год. Они учатся управлять эмоциями, направлять внимание на содержание музыки, которую исполняют, увлекать за собой слушателей.

Постоянная тренировка укрепит нервную систему, ребенок обретет уверенность в себе, научится быстро адаптироваться к любым жизненным ситуациям.

Гармония и воспитание вкуса

Сравнение гармоничного устройства мира (космоса) с устройством музыкального звукоряда известно нам со времен Пифагора. Выражение «гармония сфер» относится к взаимному расположению Земли, Солнца, планет и звездного неба. Платон развил учение Пифагора: светила занимают каждый свою сферу в космосе (самая высокая – звездоносный небесный круг, самая низкая – Луна), и, двигаясь в пределах этой сферы, издают один из тонов гаммы.

Эти семь звуков гаммы – основа мира, «мировая музыка». По преданию, сыграв их на струнах, человек открывает себе путь для возвращения на небо.

При всей наивности представлений древних греков, они правы в одном – по своему облагораживающему воздействию на человека музыка не сравнится ни с чем. Она воплощает само понятие красоты.

Музыка воспитывает  – Человека.

Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту — маленький человек осознает свое достоинство.

В. А. Сухомлинский

Заниматься музыкой не просто полезно, но необходимо. Цель этих занятий состоит вовсе не том, чтобы воспитать музыканта. Она — в воспитании гармоничной человеческой личности.

Источник

Обучение игре на музыкальных инструментах помогает детям развивать слух, повышает различные навыки, которые необходимы для социального взаимодействия и образования в целом.

Читайте также:  Шкурка огурца польза и вред

По мере взросления уже в школьном возрасте можно записать ребенка в музыкальную школу. Если вас включили в списки принятых, обратите внимание на преимущества, которые дают занятия скрипкой, фортепиано, гитарой или другим музыкальным инструментом. Скорее всего, ваш малыш не станет великим композитором, но доказано, что ему будет легче проходить обучение в обычной школе, особенно математике. Он научится хорошим манерам, правильно держать себя на сцене, общаться с другими людьми. Рассмотрим подробнее, какова же польза музыкального развития?

Улучшение академических навыков

играМатематика тесно переплетается с музыкой. Понимая ритм, такт, дети учатся распознавать длительность нот, их звучание, формировать целые музыкальные ряды. Мозг при этом усиленно работает, решает различные математические задачи, поставленные перед ним. По мере взросления дети начинают читать ноты, призывая свою кратковременную память, а в конечном счете и долговременную.

Развитие мнемонического метода для запоминания помогает применять навыки во многих других сферах. Игра на музыкальных инструментах вводит постепенно ребенка и в мир физики. Здесь присутствует и симпатическая, и гармоническая вибрация, которую вызывает выщипывание струн на скрипке или гитаре.

Развитие физических навыков

пользаНекоторые инструменты помогают хорошо развивать у детей двигательные навыки и координацию. Более всего сюда можно отнести инструменты перкуссии (ударные, этнические инструменты). Это бубен, маракас, колокольчики, шейкер, деревянные ложки, кастаньеты и другие.

Клавиатурные и струнные инструменты, такие как скрипка, фортепиано также требуют одновременного действия обоих рук (для пианино и ног). Сравнить это можно с тем, как если бы одновременно вы растирали себе живот и одновременно хлопали ладонью по голове.

Музыкальный инструмент способствует не только развитию амбивалентности, но также приучает детей находить комфортное для себя положение в самых неудобных ситуациях. Развитие координации, которое со временем совершенствуется, дает возможность подготовиться и к другим занятиям: танцам, спорту.

Культивация социальных навыков

музыкальный инструментЗанятия в группах, ансамблях, оркестрах требуют взаимодействия и общения между всеми музыкантами. Для создания ускорения, крещендо каждый член должен чувствовать себя частицей группы. Если ребенок играет слишком громко, ускоряется, он должен будет прислушиваться к общему ритму и подстраиваться под него. Каждый должен понимать свое индивидуальное значение. В некоторых классах музыкальных школ преподаватели разбивают детей на группы и дают им задачу, независимо от того, на каком инструменте они играют, необходимо добиться общей цели, общего звучания. Такие занятия помогают детям хорошо адаптироваться в коллективе и развивать коммуникативные навыки.

Музыка улучшает дисциплину, воспитывает терпение

польза

Прежде чем научиться извлекать звуки, необходимо освоить сам инструмент. Например, чтобы играть на скрипке, нужно научиться правильно ее удерживать, размещать свой корпус. Правильного расположения ног, рук, определенной их позиции требуют многие инструменты.

Ребенку предстоит пройти многое, пока он достигнет цели и сможет порадовать слушателя красивой мелодией. Частные занятия требуют полной концентрации внимания, сосредоточения. Но и занятия в группах воспитывают терпение. Каждый член команды должен внимательно выслушать партнера и дождаться своей очереди, вступить в нужный момент, не нарушая общего звучания.

Повышение самооценки

музыкальный инструмент

На занятиях в группах дети учатся принимать критику, выслушивать исполнение других и высказывать свое мнение. Постепенное превращение отрицательного отзыва в положительный укрепляет самооценку, уверенность в своих силах. Групповые занятия помогают понять, что никто не может быть идеальным, но все имеют возможность достигнуть высоких целей. Если ребенок мечтает выступать на сцене, он должен понимать, что это ответственный шаг и к нему нужно серьезно готовиться. Когда его старания достигнут целей и он услышит свои первые аплодисменты, конечно же, вера в свой успех и самооценка его намного повысятся.

Музыка вводит детей и в другие культуры

польза

Занимаясь музыкой, дети начинают понимать, какую важную роль она играет во всех культурах. Например, тимбал и бонго познакомят ребят с кубинским и африканским стилем в музыке. Скрипка имеет корни в Италии, но классические произведения в ее исполнении родом могут быть из Австрии и Германии и других стран. Универсальные инструменты (фортепиано и скрипка) знакомят детей с самыми разными стилями, начиная от классики до джаза. Последний, кстати, появился на американском Юге.

Очень важно знакомить молодежь с другими культурами, это способствует тому, что они будут интересоваться традициями, обычаями, которые выходят за пределы родной страны.

Что нужно учитывать, выбирая музыкальный инструмент

игра

Выбирая инструмент для занятий ребенка, стоит учитывать несколько факторов. Прежде чем определиться, рассмотрите несколько вопросов, представленных ниже.

  • Ребенок в восторге от выбранного инструмента? Ему нравится, как он звучит? В некоторых музыкальных школах педагоги организовывают своеобразные экскурсии в мир музыки и рассказывают о нескольких инструментах, показывая, как они звучат.
  • Подумайте, не является ли инструмент сложным для вашего ребенка. Учтите возраст и вес малыша, его физическое сложение.
  • Соответствует ли выбранный инструмент темпераменту будущего музыканта?
  • Сможете ли вы позволить себе инструмент, который потребует постоянного технического обслуживания?
  • Нравятся ли вам звуки, которые издает инструмент? Это вопрос к родителям. Ведь именно им предстоит выслушивать порой нескладные какофонии, которые еще не превратились в чудесную мелодию.
  • Если ребенок заинтересовался именно каким-то стилем, подберите правильный инструмент, соответствующий ему.

Прежде чем сделать выбор, введите своего малыша в мир музыки. Посетите с ним театр, обратите его внимание на оркестр, звуки музыки, их характер, звучание. Малыш сам поймет, что его больше всего зачаровывает в этой удивительной области нашей жизни.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Источник