Польза игрушек в развитии ребенка

Польза игрушек в развитии ребенка thumbnail

Роль игрушек в развитии ребенка! Каждый родитель стремится вырастить смышленое, любознательное чадо, не чуждое открытиям и тяге к знаниям. И в этом деле нет лучших помощников, чем развивающие игрушки.

Содержание:

  • Развитие;
  • Игрушки по возрастам;
  • Самодельные.

Игрушки в детском развитии

При правильном подборе игрушки позволяют совмещать приятное с полезным:

  • во-первых, их можно использовать как обычное средство развлечения;
  • во-вторых, как удобный повод ненавязчиво приобщить малыша к окружающему миру, продемонстрировать наглядную разницу в текстурах, расцветках и формах предметов.
Роль игрушек в развитии ребенка

В игровой форме гораздо легче раздвигать границы пространственного мышления, учиться различать звуки, познавать простые истины из разряда «зачем и как нужно делиться с другими детьми». Развивающие игрушки помогают улучшить мелкую моторику, привить усидчивость и внимательность, раскрыть потенциал логического и творческого мышления.

Замечено, что в возрасте от 6 месяцев до 5 лет дети проявляют повышенную тягу к открытиям, способны усваивать информацию с поразительной четкостью и неиссякаемым энтузиазмом. Психологи склонны полагать, что большая часть жизненно важных сведений усваивается еще до достижения 8-летия — благо, в этот период закладывать знания и формировать полезные практические навыки не составляет особого труда.

Какие игрушки развивают ребенка

Выбор «умных» игрушек в первую очередь определяется возрастом крохи.

Роль игрушек в развитии ребенка

Развивающие игрушки от 0 до 1 года

Самая ранняя игровая версия — всевозможные подвески и мобили. Поначалу младенец только наблюдает за движениями ярких штуковин, а затем уже активно пытается до них дотянуться. Таким образом, к 3-месячному возрасту он подходит с достаточно развитой сенсорикой.

Позже на смену подвескам приходят шумные погремушки и колокольчики — они учат фиксировать внимание на конкретном предмете, заставляя координировать движения руки со зрительным восприятием.

Преодолев полугодовалый рубеж, малыши начинают интересоваться цветами и очертаниями объектов, а значит, в дело вступают неваляшки, пирамидки и игровые кубики. Особенно полезны пальчиковые куклы — они подталкивают к речевому общению и тренируют мелкую моторику. Со временем, к 2-3 годам, ребенок насколько втянется в представления, что наверняка изъявит желание заучивать и воспроизводить реплики, вместе со старшими членами семьи.

от 1 до 2 лет

У годовалых детей на первый план выходят не сами предметы, а их связи между собой, и это подходящее время для того, чтобы приступить к сборке простейшего конструктора или пазла. Ребятишек живо интересуют конструкции по типу матрешек — многочисленные коробки с «сюрпризом», когда элементы вкладываются один в другой, — а также изделия со шнуровками.

Для развития мелкой моторики карапузу можно предлагать упругие резиновые игрушки с пищалками. Постепенно он переключит внимание на лепку и примитивные художества, поэтому стоит вовсю запасаться пластилином и пальчиковыми красками.

Большое значение приобретают интерактивные тематические плакаты. Электронные рассказчики познакомят малыша с обитателями флоры и фауны, обучат алфавиту и цифрам, научат различать музыкальные инструменты, прочтут поучительные истории, сказки и стихотворения, разъяснят, как вести себя в той или иной ситуации.

Развитие после 3 лет

Для детей старше 3-х лет выпускают специальные творческие наборы, позволяющие выявить их таланты и наклонности. Приоритетными занятиями становятся аппликация, вырезание бумажных героев, заполнение раскрасок, составление мозаики и головоломок, лепка из пластилина и мягкой глины.

По мере взросления любознательные ребятишки могут пробовать себя в роли экспериментатора, проводить забавные опыты в области физики, химии или биологии – например, выращивать искусственные кристаллы или высаживать пряные травы. В профессиональных наборах недостатка сегодня уж точно нет: одни организуют импровизированную кухню или целый ресторан, другие приглянутся юным следопытам, третьи посвящены строительству, а четвертые – медицине.

Электронные обучающие плакаты по-прежнему не теряют актуальности, но теперь акцент смещается в сторону математических познаний (чем не повод играючи выучить таблицу умножения?) и иностранных языков.

Роль игрушек в развитии ребенка

Самодельные развивающие игрушки

Игрушки для развития, как и большинство детских товаров, не отличаются низкими ценами. Многие родители стараются находить им бюджетную замену, а самые изобретательные с удовольствием мастерят изделия собственными руками. Из подручных материалов, действительно, можно создать немало славных и полезных вещиц, надо лишь приложить чуточку фантазии:

  • Сконструировать самодельную погремушку — абсолютно пустячное дело. Для оболочки сгодится контейнер из-под «Киндер-сюрприза», в качестве держателя используется старая ручка или карандаш (еще проще — обвязать веревочкой, в этом случае игрушка будет задорно подскакивать на руке). Внутрь засыпают рис, манную крупу, песок или, например, фасоль.
  • Соберите коллекцию из пустых спичечных коробков. Оклейте их бумагой так, чтобы каждому соответствовал определенный цвет, затем воспользуйтесь лентой и соедините коробки между собой по типу паровозика. В процессе игры малыши заполняют мини-ящички различными мелочами, распределяя в строгом соответствии с оттенком — например, в зеленый бокс должна отправиться пуговица цвета травы и такая же бусина. Выдвигая и задвигая коробки, ребенок тренирует мелкую моторику.
  • Чтобы развивать навыки счета, устраивайте игры, в которых чаду нужно выбирать предмет с заданным количеством точек, делений или других опознавательных значков. Проще всего собрать баночки от детского питания и расклеить по крышкам небольшие кружочки / треугольнички. На каждую банку нужно прикрепить соответствующую бумажную цифру — по числу элементов с крышечки. В ходе занятия малышу предоставляется объединять разрозненные части, находя «правильные» крышки для емкостей.

Источник

Сколько игрушек нужно ребенку? Почему много игрушек плохо?

О пользе развивающих игрушек

Игра – это одна из основных деятельностей ребёнка, которая способствует его гармоничному психоэмоциональному развитию, помогает формировать многие черты характера, приобретать новые навыки. Роль игры в детстве сложно переоценить, большую часть времени бодрствования малыш проводит играя. Родители учат ребенка взаимодействовать с игрушкой, таким образом, происходит тренировка малыша, подготовка к социальным взаимодействиям в будущем.

+

Спросите врача онлайн

Гарантированный ответ в течение часа

  • 1

    История возникновения развивающих игрушек.

  • 2

    Классификация развивающих игрушек.

  • 3

    Основные функции игрушек.

  • 4

    Сколько игрушек нужно ребенку? Почему много игрушек плохо?

  • 5

    Рекомендации по выбору развивающих игрушек для ребенка.

  • 6

    Уход за игрушками. Меры безопасности, связанные с детскими развивающими игрушками.

Игрушки в первую очередь вызывают эмоции у ребенка. Большинство этих эмоций положительные, однако, в процессе игры малыш может испытывать и злость, досаду, обиду, огорчение. Все эти эмоции нужны и важны для гармоничного развития малыша, они учат его общению, понимать свои ощущения, выстраивать диалог, что для общения со сверстниками в дальнейшем является неоценимым вкладом.

Игрушки появились еще во времена глубокой древности, об этом свидетельствуют многочисленные археологические раскопки, что еще раз показывает о важности игры как метода развития ребенка. Первые игрушки изготавливались из подручных природных материалов. Дети Египта, Древней Греции, Древнего Рима играли с простыми куклами, сделанными из травы, глины, дерева. В России одной из первых игрушек был мяч из ткани, и, конечно же, кукла. В царских семьях мальчикам приобретали деревянные качалки в виде лошадок, а девочкам кукол с разнообразными нарядами и кукольной мебелью. Игрушки были дорогие, и доступны были далеко не всем, поэтому родители создавали их из подручных материалов. Но технологический процесс не стоит на месте, и сейчас рынок детских товаров представлен огромным количеством детских игрушек из различных материалов и разнообразным функционалом.

Знакомство малыша с игрушками начинается с первых месяцев жизни, когда родители начинают показывать ему его первые погремушки. Разнообразие форм, цветов, звуков детских игрушек очень завлекает малыша. Еще не скоро ребенок научится играть самостоятельно, поэтому перед родителем стоит задача познакомить малыша с игрушками, научить взаимодействовать с ними. Сначала ребенок с удовольствием наблюдает, как родитель играет с игрушкой, затем уже пробует совершать какие-либо действия с ней сам (подражает взрослому), и только потом, спустя много времени, ребенок начинает играть самостоятельно, периодически с поддержкой мамы или папы. Такие последовательные действия подготавливают ребенка к последующему взаимодействию с окружающими людьми, общению в коллективе. Вся информация, которую ребенок получает путем взаимодействия с игрушкой и через игру воспринимается им гораздо легче, лучше запоминается и при случае воспроизводится.

Читайте также:  Пальмовое масло в детских смесях вред и польза доктор комаровский

Классификация развивающих игрушек

В современном мире такое большое количество разнообразных игрушек, что сделать универсальную классификацию практически невозможно, поэтому все игрушки делятся на группы по конкретным признакам.

В зависимости от возраста малыша, развивающие игрушки можно разделить на следующие категории:

  • От 0 до 12 месяцев. В эту категорию попадают детские игрушки для малышей первого года жизни. Сюда относятся первые погремушки, музыкальный мобиль, развивающий коврик, музыкальные игрушки, заводные игрушки, грызунки-прорезыватели, каталки и т.п.
  • С 1 года до 3 лет. В этом возрасте детей интересуют сюжетно-ролевые игры, конструирование. Интересными игрушками для этого возраста являются конструкторы, кубики, мячи, игрушки для песочницы, сортеры, крупные пазлы. Мягкие игрушки в виде животных, фигурки зверей, музыкальные инструменты.
  • С 3 до 5 лет. Дети в этом возрасте очень активно познают мир, готовы впитывать новые знания каждый день. Будут пользоваться интересом рамки-вкладыши, пазлы, куклы, игровые наборы (зоопарк, ферма, кукольный дом, аэропорт, железная дорога), транспорт (самокат, беговел).
  • С 5 до 10 лет продолжают оставаться актуальными различные конструкторы (лего, деревянные, пластмассовые), электронные игры, куклы и аксессуары, кукольная мебель, бумажные куклы с нарядами, наборы для моделирования, наборы для экспериментов, наборы для творчества.
  • С 10 лет и старше интересен спортивный инвентарь, электронные игры, наборы для моделирования, машины и воздушный транспорт на пульте управления, настольные игры, пазлы, наборы для творчества.

В зависимости от назначения все игрушки можно разделить на:

  • Образные (куклы, машинки, солдатики, фигурки животных и насекомых).
  • Сенсорные (погремушки, музыкальные игрушки, калейдоскоп).
  • Моторные (мяч, заводные игрушки, каталки, юла).
  • Бытовые и технические (игрушечные инструменты, бытовая техника, игрушечная мебель).
  • Игрушки-конструкторы (лего, деревянные, блоковые).

Игрушки можно классифицировать по материалу, из которого они изготовлены:

  • Тканевые (куклы, развивающие коврики, подвески на коляску);
  • фетровые;
  • соломенные;
  • глиняные;
  • деревянные (конструкторы, кубики, каталки);
  • пластмассовые;
  • резиновые (прорезыватели, игрушки для купания);
  • меховые (мягкие игрушки);
  • металлические (различные головоломки, детский транспорт);
  • фарфоровые (игрушки для детей старше 7 лет);
  • картонные (наборы для творчества, дома-раскраски).

Детские игрушки выполняют ряд очень важных функций – через игру и развлечение они воспитывают малыша, способствуют развитию многих навыков и умений.

Основные функции игрушек можно представить следующим образом:

  • Развитие творческих способностей. Творчество – это очень хороший, позитивный вид деятельности, который развивает ребенка всесторонне. Творческие наборы учат ребенка труду, реализации своих фантазий.
  • Развитие и улучшение когнитивных функций ребенка. Познание мира через игру происходит гораздо легче, именно поэтому дети легко учатся счёту, алфавиту, если это происходит в форме игры.
  • Развитие памяти. Существует множество игр, которые тренируют память ребенка, учат запоминать сначала простые действия, а затем все более сложные. Особенно актуальны такие игрушки для тренировки памяти для дошкольников, тренируют внимательность, учат концентрации и усидчивости.
  • Развитие крупной и мелкой моторики. Уметь хорошо управлять своими руками приходит далеко не сразу, сначала ребенку очень сложно управлять ручками, но к 9-12 месяцам появляется пальчиковый пинцетный захват, благодаря которому ребенок может совершать множество манипуляций. Игры на тренировку мелкой моторики важны, они тренируют мышцы кистей, подготавливают руки к письму.
  • Развитие навыка речи. Речь формируется постепенно, путем постоянного взаимодействия с окружающим миром. Чем больше родители общаются, играют с малышом вместе, читают книги, тем быстрее этот навык формируется. Имеется доказанная корреляция развития речи с тренировкой мелкой моторики рук.
  • Воспитательная функция. Сюжетно-ролевые игры помогают малышу в освоении режимных моментов. Буквально в полтора года ребенок уже с удовольствием укладывает спать игрушки, чистит им зубы, кормит, катает в коляске. Через такую игру у малыша формируется понимание о важности многих моментов жизни, он начинает понимать многие правила поведения в семье. Элементы сюжетной игры отлично встраиваются в различные ритуалы, например, перед сном. Ребенок сам готовит игрушку ко сну, умывает, надевает пижамку, поет песню и укладывает спать. Определенная последовательность действия помогает подготовить нервную систему к отхождению ко сну.
  • Формирование познавательных навыков. Признаки предметов очень интересно осваивать через игру. Тяжелые или легкие, яркие или бледные, холодные или теплые предметы и игрушки формируют у малыша представление об окружающем мире.
  • Освоение математических навыков. Различный счетный материал (палочки, бусинки, деревянные детали конструктора) помогают начать понимать счет ребенку.
  • Эмоциональное развитие малыша. Во время игры можно испытать самые разные эмоции – от радостных до грустных, когда что-то не получается. Не нужно стремиться, чтобы ребенок испытывал только позитивные эмоции.

Сколько игрушек нужно ребенку?

Учитывая настоящее изобилие детских игрушек в магазинах, порой выбрать очень сложно. Иногда случается такое, что из самых лучших побуждений ребёнку приобретается слишком много игрушек. Это не хорошо, так как большое количество игрушек путает малыша, ценность каждой игрушки становится не такой большой, а у ребенка меньше предпосылок придумывать разные игры самостоятельно. Достаточно иметь по 1-2 игрушки из каждой категории, чтобы ребенок мог комбинировать их для игр. Периодически можно проводить ревизию игрушек, убирать часть, а через 1-2 месяца возвращать, меняя местами, это значительно повышает интерес ребенка, убранные ранее игрушки начинают восприниматься как новые.

Рекомендации по выбору развивающих игрушек для ребенка

Важно правильно подбирать развивающие игрушки детям, так как на каждом возрастном этапе использование определенного типа игрушек стимулирует развитие разных сфер жизни. В первую очередь при выборе обращаем внимание на маркировку возраста, затем на сертификат соответствия качества товара, чтобы материалы были надежными, не содержали вредных примесей. Правильно выбирать развивающие игрушки разной направленности, разнообразные по цветам и функционалу. Некоторые производители выпускают серии интерактивных игрушек, которые могут взаимодействовать между собой, это позволяет сэкономить время на поиски, и сделать игру еще более увлекательно для малыша.

При выборе музыкальных развивающих игрушек желательно, чтобы была регулировка громкости, а слова произносились четко, иногда слишком громкие звуки пугают малыша. Выбирая конструктор для ребенка важно оценивать размер деталей, некоторые конструкторы с маленькими деталями можно использовать только под присмотром взрослых. Эти же рекомендации важны при выборе наборов для детского творчества.

Уход за игрушками. Меры безопасности.

Детские игрушки требуют гигиенического ухода, как и любой предмет ухода за малышом. Пластмассовые погремушки, резиновые игрушки, прорезыватели можно мыть под проточной водой с мылом или с детским моющим средством. Частота мытья зависит от вида игрушки – грызунки-прорезыватели моются ежедневно, пластмассовые игрушки, которые не контактируют с ротовой полостью малыша можно мыть 2-3 раза в неделю. Музыкальные игрушки и игрушки на батарейках под проточной водой мыть нельзя, так как можно испортить механизм, поэтому их достаточно протирать антисептиком.

Мягкие игрушки представляют особую опасность при недостаточном уходе, так как накапливают пыль, в которой могут обитать клещи домашней пыли, часто вызывающие аллергические реакции. Мягкие игрушки можно стирать с детским стиральным порошком на руках или в стиральной машине. Регулярная стирка позволяет сделать игру с мягкими игрушками приятной и безопасной для малыша.

Читайте также:  Может ли муж отказаться от своей доли в пользу жены

Важно выбирать детские игрушки точно в соответствии с возрастом ребенка (для малышей важно отсутствие мелких деталей из соображений безопасности), своевременно заменять сломанные игрушки. Выбирайте только сертифицированные товары, чтобы игра была безопасной. Регулярный уход за детскими игрушками позволяет продлить срок их эксплуатации, обеспечить безопасность во время игры. Совместно проведенное качественное время с ребенком за игрой – бесценно, это лучшее, что может сделать родитель для развития своего ребенка, научить его играть.

Автор статьи:
Лущикова Екатерина Юрьевна

Дата публикации: 19.06.2013 12:25

Просмотров: 6680

Проголосуйте за статью
Рейтинг: 5, Голосов: 1

Здравствуйте.

Если вы столкнулись с похожей ситуцией, либо просто хотите проконсультироваться. Обращайтесь за помощью, обязательно отвечу на все ваши вопросы.

Источник

Лариса Денисова
Роль игрушки в развитии и воспитании детей раннего возраста

«Роль игрушки в развитии и воспитании детей раннего возраста»

Роль игрушки в жизни ребёнка очень разнообразна. Игрушка есть неисчерпаемым источник радости, с помощью игрушки можно наиболее интересней организовать игру и устроить весёлое развлечение. Большую роль она играет и в воспитании детей. Игрушка помогает формировать у детей понятия об окружающих предметах, умение разнопланово с ними действовать, способствует обучению детей правилам поведения, взаимодействия с близкими людьми.

На каждом возрастном этапе развития детей игрушка играет свою основную роль. Так, на первом месяце жизни ребёнка игрушка является внешним раздражителем, стимулирует деятельность анализаторов – слуха, зрения, прикосновения – и влияет развитию и усовершенствованию этих функций.

С возрастом роль игрушки возрастает. Она влияет на развитие движений ребёнка – сначала головы, а затем и более сложных – движение рук, движений, связанных с перемещением ребёнка в пространстве (переворачиванием, лазанием, хождением с опорой, самостоятельное хождение)

Кроме этого на первом году жизни детей игрушка влияет на возникновение у детей эмоционально-позитивного настроения, голосовых реакций, которые влияют сначала во взгляде частичных радостных звуков, а затем переходят в длительное их проговаривание–гуление, а после 7-8 месяцев и в лепете.

На втором и третьем году жизни ребёнка игрушка в ещё большей мере влияет на всестороннее его развитие. Игры с игрушками положительно влияют не только на развитие движения, а и внимания, памяти, помогают формировать у детей положительные черты – умение доводить начатое дело до конца. Например, ребёнок прилагает большие усилия, чтобы построить из кубиков башенку, которая была бы устойчивой, не падала, или нанизать кольца на стержень пирамидки или попасть мячом в цель и др.

Для того чтобы игрушка играла значительную роль в том или ином периоде развития ребёнка, нужно тщательно подбирать их. А правильно подобрать игрушки воспитатель может только тогда, когда знает не только программные задачи, а и то, как происходит развитие игры у детей первого, второго и третьего года жизни.

Давайте более подробно рассмотрим вопрос развития действий с предметами на первом году жизни. Как свидетельствует педагогическая литература, игра возникает в конце первого года жизни ребёнка. До этого периода ребёнок овладевает умениями действовать разными предметами. Эти умения ещё очень примитивные, но они необходимы для дальнейшего развития игры.

Развитие умений действовать с предметами тесно связано с развитием органов чувств и осуществляется поэтапно. Так, на первом месяце жизни под влиянием внешних раздражителей (лицо и голос взрослого, яркая игрушка, которые вызывают деятельность анализаторов, у ребёнка возникает активное бодрствование. Оно выявляется в коротком осторожном её взгляде.

Для периода от 1 до 2,5 месяцев характерно активное восприятие слуховых и зрительных впечатлений, в результате чего у детей возникают первые движения в виде активных поворотов головы в сторону раздражителей.

На этом этапе возникает эмоционально – позитивные отношения к внешнего раздражения, оно проявляется в том, что малыш быстро подводит ручки, перебирает ножками, выговаривает звуки, радуется. Это качественно новое явление в психологической жизни ребёнка, оно даёт право назвать период жизни от 1 до 2,5 месяцев особенным этапом в развитии его отношения к предметному миру, этапом зарождения активного отношения к внешним раздражителям. Однако, основным содержанием активности малыша в этом возрастном периоде есть рассматривание какого–нибудь: яркого предмета, лица взрослого.

Далее в возрасте от 2,5 до 4-4,5 месяцев меняется характер движения руки: движение непроизвольные, импульсивные, переходят в первые произвольные движения. Произвольные эти движения называются условно, потому что они есть сознательными, как в старшем возрасте.

Процесс развития движений рук произвольного характера – важный этап для будущего развития игры, хотя содержание этих движений произвольного характера очень прост – наталкиваясь на предмет, ребёнок ощупывает его руками и разглядывает свои руки, повторно размахивает рукой без контроля за этим движением и проявляет первые пробы протянуть руки к предмету. Активное ощупывание предмета свидетельствует о появлении у ребёнка осязательного стремления.

В возрасте от 4-4,5 до 7 месяцев происходит формирование первых действий с предметами. В этом возрасте действие выполняется с основной целью – увидел ребёнок предмет, сразу протягивает руку и пытается его достать; захватывать игрушку ребёнок начинает с 5-5,5 месяцев.

В возрасте от 7-10 месяцев формируется манипулирование ребёнком двумя предметами одновременно, что означает становление нового отношения детей к предмету. В этом периоде ребёнок начинает отделять основное место в пространстве, с которым он соотносит предметы, например, ползёт до барьера, чтоб скинуть с него игрушку).

Период от 10 месяцев до 1 года характеризуется развитием функциональных действий. На этом этапе дети учатся совершеннее выполнять те действия, которым ребёнок научился раньше: класть, вкладывать, нанизывать, открывать и т. д. Вместе с этим ребёнок пытается осуществить основные действия не только на одном предмете, на котором его учили этим действиям раньше, а на всех возможных объектах. Например, все продолговатые предметы он вкладывает в какие–нибудь отверстия, складывает мелкие предметы не только в мисочку, как его учили,а и во все предметы: коробочку, ведёрко и т. д.

Суть игровых действий в этом возрастеосновывается на разносторонних изменениях положений и форм предметов: ребёнок бросает всё подряд – мяч, бумагу, кофточку; устанавливает все предметы в ряд, производит разные действия с одним и тем же предметом – бросает его, достаёт, вкладывает и вынимает и т. д. Так появляется в действиях ребёнка обобщения. Эти обобщения действий есть подготовительный этап к обобщению слов, например, слово «бах» ребёнок обозначает падение какого-нибудь предмета, а не только мяча, словом «оп-а-а» – все шаровидные предметы и т. д.

Обобщение или перенос действий на новые объекты – это новая особенность в действиях ребёнка. Выделяя функцию предмета, ребёнок обобщает его значение, применяя такие же действия и к другим предметам.

Таким образом, на протяжении первого года жизни происходит поступательное развитие ребёнка. Игра младенцев с предметами представляет собой не врождённые действия, они развиваются в процессе общения со взрослым на основе активного познания окружающего мира, который возникает как следствие сенсорной активности под влиянием воспитания.

Как же происходит развитие игровых действий на втором году жизни? На втором году жизни происходит дальнейшее развитие игровых действий, постепенно развивается игра. Основным видом самостоятельной детской деятельности этого периода есть действия с предметами. Зависимо от возраста ребёнка эти действия имеют разный характер.

Читайте также:  Наросты на березе польза и вред

В начале второго года жизни ребёнок совершенствует простые манипуляции с предметами. Эти манипуляции были усвоены им в предыдущем возрастном этапе: он открывает и закрывает коробочку, вкладывает в неё и достаёт предметы, накладывает кубик на кубик и ставит их в ряд, снимает кольца со стержня и нанизывает их, конструирует из кубиков башенку. Эти действия дают детям возможность практически знакомиться с особенностями разных предметов.

Дети второго года жизни, как и дети возрастом 11-12 месяцев, играют уже и с сюжетными игрушками. Содержание игр детей вначале второго года жизни очень примитивные. Играют, они ещё не используя специальные действия, а постукивают одной игрушкой об другую, просто носят её, кидают, прижимают и т. д.

В возрасте 1год 3-5 месяцев дети могут выполнять 2-3 специфических действия, «Кормят» куклу или игрушечных животных, укладывают их «спать», «водят» куклу, «едят» из пустой чашки и т. д. В этих играх дети ещё не отображают моменты из своей жизни, а повторяют те действия, которые выполняют взрослые, когда «кормят» куклу или «укладывают» её «спать».

У детей в возрасте до 1 года 5-6 месяцев происходит усложнение игры, которое проявляется в том, что ребёнок переносит усвоенные раньше действия на другие предметы, то есть начинает обобщать действия («кормит» не только куклу, а и котика, собачку).

Усложнение игры состоит ещё и в том, что теперь в играх отображаются не только действия взрослых, которые специально и неоднократно показывали в повседневной жизни. Воспроизведение того, что ребёнок сам видит, есть начало сюжетной игры.

После 1года 5-6 месяцев действия с предметами начинают приобретать целостность характера – ребёнок пытается нанизать все кольца на стержень, сложить все кубики в ящик.

Обогащается содержание и тех игр, в которых действующим лицом есть сам ребёнок: кроме представления того, как она «ест», она ещё может и «писать», «носить воду» в ведре, «поливать» с леечки, «варить кашу» и др.

В этом возрасте новую за содержанием игру можно вызвать советом, однако это при условии, когда ответные действия известны ребёнку из опыта (например, «покажи кукле картинку» или «покатай куклу» и др.). В игре ребёнок много раз повторяет одно и то же действие, использует несколько предметов, в тои числе и игрушки, используемые предметы в употреблении (мебель, посуда). Это есть результат того, что ребёнок начинает отображать в игре эпизоды своей жизни. Как и в повседневной жизни, игра ребёнка практически овладевает действиями с предметами с их предназначением, учится пользоваться ими («пьёт» из чашки, хотя она и пустая, садится на кукольный стульчик, хоть он и маленький).

Итак, начало сюжетной игры – на втором году жизни ребёнка – характеризуется специфическим манипулированием предметами с воспроизведением движений взрослого, на основе чего развивается отображений в игре действий, знакомых ребёнку из личного опыта.

Содержание сюжетной игры на третьем году жизни изменяется, усложняется. Рядом с отображением отдельных действий, дети разворачивают в игре последовательные, взаимосвязанные между собой действия. Например, перед тем как «накормить» куклу, ей «моют» и «вытирают» руки, садят её за стол; перед тем, как «положить спать», её раздевают, готовят кровать и др.

Дальнейшее развитие игры основывается на том, что дети поэтапно учатся сложнее и разнообразнее действовать с игрушками, их игры становятся более разнообразными за сюжетом. Ребёнок играет не только реальными предметами, как раньше, а и дополняет их воображаемыми («яблочки» в пустом ведёрке, «конфетка» в руке). Иногда дети называют и мнимые качества предметов (яблоки «вкусные», кукла «больная», что свидетельствует о возникновении у детей представления.

Дети в этом возрасте начинают использовать в игре предметы-заменители, например, палочки, камешки, кубики, листочки, травку и др., что используют его как «градусник» для заболевшей куклы или «мыло», когда купают куклу, как «ягодки», «котлетки», «тарелочки» и др.

В конце 3-го года появляются ролевые игры, что свидетельствует о новой ступени в развитии детей – о наличии первого опыта, ориентировки в окружающей жизни, способность устанавливать связи между разными, отдельным, особенностями предметов, явлениями социального окружения, обобщение их, то есть формирование первых элементарных понятий.

В играх детей начинают отображаться и социальные отношения, например, ребята «ходят на работу», как папа, как мама; ласково, внимательно обходятся с куклой или сердятся на неё, делают ей замечание.

Перед возникновением ролевой игры у детей есть изображение действий конкретных взрослых,что их окружает: воспитатели, младшие воспитатели, у нас в доме ребёнка – это врачи, медицинская сестра, музыкальный руководитель, инструктор ЛФК, массажисты, повара, швея и т. д. Ребёнок, например, не просто показывает картинки кукле, а показывает их точно так, как показывает воспитатель детям. При этом ребёнок ещё не выступает в роли воспитателя. Ф. И. Фрадкина назвала такие действия детей «роль в действии». «Роль в действии» характеризуется тем, что дети изображают действия конкретных взрослых, но при этом ещё не берут на себя их роль.

Позднее, выполняя роль, ребёнок замечает сходство своих действий в игре с действиями взрослого, осознаёт свою роль после фактического выполнения её, то есть ребёнок сначала играет, а потом называет себе (Таня – «тётя Маруся»).

Однако не взятая на себя роль обозначает её действие, а действие напоминает ребёнку про подобные действия взрослого. Роль, как один из компонентов данной ситуации, возникает из действий, что их совершает малыш в игре.

Разница в выполнении ролей детьми раннего и дошкольного возраста состоит в том, что у дошкольника роль всегда обобщена: взявши на себя роль воспитателя, ребёнок изображает не конкретного воспитателя, которую она знает, видела, а воспитателя вообще – человека, что находится в определённых отношениях к другим людям.В играх дошкольника-наоборот: подражая действиям конкретного взрослого (тёти Марусе, а не просто няне). На этом уровне игра детей третьего года жизни является предпосылкой для перехода к творческой ролевой игре.

Вместе с этим ролевая игра на третьем году жизни не основной вид игры, дети часто забывают про роль, которую они берут на себя.

В этом возрасте преобладают отображающие игры, остаются игры и без определённого сюжета,в которые играют дети на втором году жизни: расставляют мелкие игрушки, складывают их в коробки, катают шарики, складывают в коробку и вынимают из неё кубики, много раз заводят ключом заводные игрушки и др. Но делают это дети не ради самого процесса действий,их интересует и результат: пытаются поставить игрушки так, чтобы они стояли не далеко, чтобы все кубики поместились в ящик и др.

В процессе такой деятельности дети знакомятся с особенностями и назначением вещей, у них развиваются разные умения: заводить ключом игрушечную машину, крутить волчок, аккуратно складывать кубики и др.

Для того, чтобы дети научились играть, чтоб их игра развивалась соответственно их возраста, следует обеспечить необходимые условия и правильное руководство со стороны взрослого. Одним из таких условий это необходимый набор игрушек, который осуществляется на основании заданий, определённых программой.

Источник