Польза игры на скрипке для детей

Не злитесь на своих родителей, которые силком заставляют ходить в музыкальную школу пиликать на надоевшей скрипке. В результате пятилетнего исследования учёные выяснили, что существуют существенные различия в развитии мозга у детей, которые ходили в музыкальную школу и тех, которые предпочитали в это время смотреть мультики или играть в футбол. Это исследование вышло раньше другого, о котором мы уже писали — о том, как меняет мозг обучение игре на виолончели

Считается, что музыка ускоряет развитие мозга у детей раннего возраста, особенно в тех областях, которые ответственны за обработку звука, развития языка, восприятия речи и навыков чтения. Институт мозга и творчества (Brain and Creativity Institute, BCI) в Университете Южной Калифорнии с 2012 года в сотрудничестве с Филармонической Ассоциацией Лос-Анджелеса изучал, как влияет обучение музыке на детском социальном, эмоциональном и когнитивном развитии.

Первоначальные результаты исследования, опубликованные в журнале Developmental Cognitive Neuroscience, свидетельствуют о преимуществах музыкального образования — в то время, как во всех школах США либо уменьшено количество дисциплин по искусству, либо их нет вовсе. Исследование показывает, что музыка ускоряет созревание слухового пути в головном мозге и повышает его эффективность.

«Мы в целом заинтересованы в воздействии музыкального обучения на познавательные, социально-эмоциональные и общие в целом развития мозга. Наши результаты говорят о том, что дети с музыкальной подготовкой более точны в обработке звука»,  —  говорит Ассал Хабиби (Assal Habibi), ведущий автор исследования и старший научный сотрудник BCI.

Для этого исследования неврологи мониторили развитие мозга и их поведение в группе из 37 детей неблагополучных районов Лос-Анджелеса. Тринадцать детей из этого списка в возрасте  6-7 лет начали получать музыкальное образование по программе Молодежного оркестра Лос-Анджелеса.

Игра на скрипке

Музыкальное образование эти дети получали, осваивая скрипку, практикуясь с инструментом до 7 часов в неделю.

Для сравнения исследователи наблюдале две другие группы детей: первая состояла из 11 ребят, которые занимались футбольной программой, а вторая — из 13, которые вообще не участвовали в каких-либо конкретных программах.

Неврологи использовали несколько инструментов для мониторинга изменений в их мозге: МРТ для мониторинга изменений через сканирование мозга, ЭЭГ для отслеживания электрической активности в головном мозге, поведенческое тестирование и другие методы.

По истечении двух лет неврологи обнаружили, что  слуховые системы детей в музыкальной программе «созревают» быстрее,  чем у других детей, а это говорит о том, у них  ускорится развитие языка и чтения, а также другие способности, «завязанные» на слуховом восприятии информации.

Повышенная зрелость отражает увеличение нейропластичности — физиологического изменения в головном мозге в ответ на окружающую среду. В данном случае: воздействие музыки и обучение музыкальной грамоте.

«Слуховая система стимулируется музыкой. Эта система также занимается общей обработкой звука, что имеет основополагающее значение для развития языка, навыков чтения и успешной коммуникации с другими людьми»,  —  говорит Хабиби.

Система «ухо – мозг»

Отслеживать развитие мозга ребёнка можно, изучая изменения в их ЭЭГ, особенно так называемые «аудиально вызванные потенциалы». В данном исследовании учёные сосредоточились на потенциалах P1. Они отслеживали амплитуду — количество возбуждённых нейронов и задержку — скорость передачи сигнала. Оба эти показателя свидетельствуют о зрелости аудиальных путей головного мозга.  Снижение показателя P1 свидетельствуют о развитии мозга и большей эффективности обработки звуковых сигналов.

По истечении двух лет детей тестировали на музыкальные способности (им проигрывали в случайном порядке 24 пары мелодий в исполнении фортепиано и скрипки и просили указать, какие различались в какой-либо ноте), параллельно замеряя потенциал P1.

Вариант задания

Как и следовало ожидать, дети, учившиеся музыке, гораздо лучше «работали» с мелодиями и показатели потенциала P1 были ниже, чем у детей из двух других контрольных групп, хотя все три группы смогли определить различие в мелодиях.

Увы, в работе не было показано, действительно ли дети, учившиеся музыке, потом лучше учатся в школе или хотя бы изучают языки. Впрочем, достоверно зафиксированное более быстрое развитие аудиальных корковых потенциалов — тоже неплохо.

Текст: Neuronovosti.Ru

Neural Correlates of Accelerated Auditory Processing in Children Engaged in Music Training by Assal Habibi, B. Rael Cahn, Antonio Damasio, and Hanna Damasio in Developmental Cognitive Neuroscience. Published online April 16 201

Читайте материалы нашего сайта в FacebookВКонтактеЯндекс-Дзен, Одноклассниках и канале в Telegram, а также следите за новыми картинками дня в Instagram.

Источник

Âëàäèìèð Ìèòþê

Î ïîëüçå èãðû íà ñêðèïêå

Ñêðèïêà – ýòî òàêîé ìàëåíüêèé ìóçûêàëüíûé èíñòðóìåíò, ñäåëàííûé èç äåðåâà, ïîêðûòûé ëàêîì è ñî ñìû÷êîì. Ñ ïîìîùüþ ýòîãî ìóçûêàëüíîãî èíñòðóìåíòà, îñîáî óñåðäíûå è òàëàíòëèâûå ìàëü÷èêè, êàê ãëàñÿò ëåãåíäû, ñòàíîâèëèñü âåëèêèìè ìóçûêàíòàìè è ïîêîðÿëè âåñü ìèð. Ïðîøëî âðåìÿ, íî ñêðèïêà, êàê èçîùðåííûé èíñòðóìåíò ïûòêè,  âñå åùå ÷èñëèòñÿ â îáèõîäå äîáðûõ è ìèëûõ ðîäèòåëåé.

Ñêðèïêà æèâåò íå ñàìà ïî ñåáå, à â ñîâîêóïíîñòè ñ îêðóæàþùåé ñðåäîé. À òàêæå ÷åòâåðãîì, ïÿòíèöåé, è òàê äàëåå – âñå äíè íåäåëè. Îò åå ïèëèêàíüÿ ñâåðáèò â óøàõ, óñòàþò ðóêè, íàòèðàåòñÿ ïîäáîðîäîê. À ñìû÷îê! Î íåì ìîæíî íàïèñàòü öåëóþ ïîýìó. Íî è ïóñòü ïèøóò è âîñïåâàþò, Âîâå áûëî âñå ðàâíî. Ïîòîìó ÷òî ó èíñòðóìåíòà ýòîãî åñòü îñîáûé device – ôóòëÿð. Ýòîò ôóòëÿð îí íåíàâèäåë åùå áîëüøå, ÷åì ñîñåäñêóþ äåâî÷êó Áåðòó. Íî îá ýòîì ïîçæå. Ãëàâíîå, ôóòëÿð áûëî íåîáõîäèìî íîñèòü ñ ñîáîé, ÷åðåç äâîð,  â òðîëëåéáóñå, â ëþáóþ ïîãîäó, âìåñòî òîãî, ÷òîáû…. À íå òî ñëåäîâàë çâîíîê ó÷èòåëüíèöû, Âåðû Ïàâëîâíû, è äîìà ïîäíèìàëàñü òàêàÿ áóðÿ, ÷òî ïðîùå áûëî òåðïåòü, èçîáðàæàÿ ïîêîðíîñòü.…

Èíîãäà Âîâå óäàâàëîñü èñõèòðèòüñÿ, æèçíü ó÷èò. Ôóòëÿð îòïðàâëÿëñÿ çà âîðîòà, â áåçîïàñíîå ìåñòî, è Âîâà ïîëó÷àë ðåäêóþ âîçìîæíîñòü ãîíÿòü ìÿ÷ âìåñòå ñ òàêèìè æå ïàöàíàìè. Òåì áûëî íåâäîìåê, êàêîé ýòî ãåðîè÷åñêèé ïîäâèã. À äîìà – ïîêîðíî èãðàòü ïî ÷àñàì, ãàììó çà ãàììîé, áåñêîíå÷íûå ýòþäû è ýêçåðñèñû. Îí èíîãäà ïûòàëñÿ íà ñëóõ ïîäîáðàòü ïîïóëÿðíóþ ìåëîäèþ, íî âíà÷àëå âûõîäèëî íåñêëàäíî, ïèñêëÿâî è íåèíòåðåñíî. È òàêèå ïûòêè ïðîäîëæàëèñü íåñêîëüêî ëåò.

Êðîìå âñåãî ïðî÷åãî, íóæíî áûëî ãîòîâèòüñÿ ê çà÷åòàì, ýêçàìåíàì, îò÷åòíûì êîíöåðòàì. Òîãäà ìàìà íàãëàæèâàëà ÷åðíûé êîñòþì, êðàõìàëèëà ðóáàøêó, îí íàäåâàë ãàëñòóê-áàáî÷êó è âûõîäèë íà ñöåíó. Ïèëèêàë èç âñåõ ñèë, ïîëó÷àë ñâîþ äîçó àïëîäèñìåíòîâ, êëàíÿëñÿ è óáåãàë, ñ÷àñòëèâûé óæ òåì, ÷òî, íàêîíåö, îòñòðåëÿëñÿ. È ñïåøèë â òóàëåò – åìó âñåãäà õîòåëîñü ïèñàòü ïåðåä âûñòóïëåíèåì, äàæå åñëè íå ïèë äîìà ÷àé, íî îí òåðïåë, íàäåÿñü, ÷òî ýòî âñêîðå çàêîí÷èòñÿ.

Читайте также:  Куриные ноги вред и польза

Ñëó÷àéíî ïîñìîòðåë ïðèêîëüíûé ôèëüì “Øèðëè-ìûðëè”, ñìåÿëñÿ íàä çàáàâíûìè ïðèêëþ÷åíèÿìè – íî òîëüêî ïîëîâèíó ôèëüìà, äàëüøå áûëî íåèíòåðåñíî, íî íå çàâèäîâàë Øíèïïåðñîíó, èáî íå ñîáèðàëñÿ ñòàíîâèòüñÿ íè ìóçûêàíòîì, íè äèðèæåðîì. Íî, ñòàâ ÷óòü ïîñòàðøå, îí ñ óäîâîëüñòâèåì ëîâèë íà ñåáå îäîáðèòåëüíûå âçãëÿäû ñèäåâøèõ â çàëå äåâî÷åê, è, ïîíèìàë, ÷òî â áîåâîé ðàñêðàñêå âûãëÿäåë ñîâñåì íåïëîõî, è, êàê-òî ðàç, íåîæèäàííî äëÿ ñåáÿ ïî÷óâñòâîâàë, ÷òî åãî èãðà êîìó-òî äàæå íðàâèòñÿ, îñîáåííî, êîãäà îí ñîëèðîâàë, ãîðäî ñòîÿ ïåðåä îðêåñòðîì.

 ñâîå âðåìÿ îí ìîã áû, êîíå÷íî, çàáðîñèòü çàíÿòèÿ ìóçûêîé,  óïåðåòüñÿ, íî áûë ñëèøêîì ìàë, ÷òîáû ñîïðîòèâëÿòüñÿ, è íå õîòåë îãîð÷àòü ìàìó. Åé áûëî òðóäíî ñ íèì, ïîòîìó ÷òî îòåö áîëüøóþ ÷àñòü ãîäà îòñóòñòâîâàë, ïðîâîäÿ âðåìÿ â ýêñïåäèöèÿõ. Íî êîãäà âîçâðàùàëñÿ….

Âîò ñ êåì ìîæíî áûëî ïîãîâîðèòü î ôóòáîëå, ñõîäèòü íà ñòàäèîí, ïîãîíÿòü ìÿ÷. À âûåçäû çà ãîðîä, íà ëûæàõ! Òåìíûé, îáñòóïàþùèé ñî âñåõ ñòîðîí ëåñ, èñêðÿùàÿñÿ ëûæíÿ, íåâåðîÿòíîå ñîëíöå. Ýòî íå äà÷à, à íå÷òî íå ïîääàþùååñÿ îïèñàíèþ.

Îäíàæäû Âîâà çàãîâîðèë ñ îòöîì, ÷òî åãî äîñòàëà è ýòà ìóçûêà, è ýòà ñêðèïêà. Íî òîò òîëüêî ïîñìåÿëñÿ, ìîë, ìàìà çíàåò ëó÷øå. Äà, ìàìà âñåãäà çíàëà ëó÷øå, ìàëü÷èêó íå ïîäîáàåò ãîíÿòü âî äâîðå, íå äàé áîã, ñâÿæåòñÿ ñ äóðíîé êîìïàíèåé. Îòåö ñ ìàìîé íå ñïîðèë, êàê æå, çàìåñòèòåëü ãëàâíîãî áóõãàëòåðà, çàòî íå çàñòàâëÿë âûñòóïàòü ïåðåä ãîñòÿìè òèïà «Ïàâà, èçîáðàçè!»

Ïîòîì îí ñíîâà óåçæàë, è ïðîäîëæàëèñü èçíóðèòåëüíûå çàíÿòèÿ. Âîâà ñíîâà è ñíîâà ñòîÿë ó ïþïèòðà, ïåðåëèñòûâàë íîòû, à ìàìà äåëèëàñü ñâîèìè âïå÷àòëåíèÿìè ñ Îëüãîé Ïåòðîâíîé, ìàìîé Áåðòû. Îíà ñàäèëàñü ó òåëåôîíà è ÷àñàìè îáñóæäàëà ñ íåé óñïåõè äåòåé è ïëàíû íà áóäóùåå, òåì áîëåå ÷òî â ýòîì ãîäó ïðîêëÿòàÿ Áåðòî÷êà îêàí÷èâàëà ìóçûêàëüíóþ øêîëó, è åå ñîáèðàëàñü ïîñòóïèòü â ìóçûêàëüíîå ó÷èëèùå, äàáû ïðîäîëæèòü îáðàçîâàíèå. Äëÿ ÷åãî áðàëà äîïîëíèòåëüíûå óðîêè, è âîîáùå, æóòêî çàäàâàëàñü. Âîâà íåíàâèäåë Áåðòî÷êó èíñòèíêòèâíî, ÷óòü ëè íè ñî äíÿ èõ çàî÷íîãî çíàêîìñòâà. “Áåðòî÷êà òî, Áåðòî÷êà ñ¸ – è îòëè÷íèöà, è ëàóðåàò êàêîãî-òî çàäðèïàííîãî êîíêóðñà, è â îáû÷íîé øêîëå – òîæå”.

Îí õìóðî çäîðîâàëñÿ ñ íåé, âñå æå çíàêîìàÿ, íî ãàäîñòåé íå äåëàë. Íå çàäèðàë, íå äðàçíèë. Åùå åìó íå íðàâèëîñü, ÷òî Áåðòî÷êà áûëà íà ãîëîâó âûøå, è îòíîñèëàñü ê íåìó ïîêðîâèòåëüñòâåííî, êàê ê ìëàäøåìó. Âûìàõàëà, æåðäþãà, çëîáíî äóìàë îí, íè÷åãî, ïîäîæäè åùå. Íî æäàòü îíà íå õîòåëà – îí çàìå÷àë, ÷òî âñå áîëüøå è áîëüøå ìàëü÷èêîâ êðóòÿòñÿ âîçëå íåå, ïðåäëàãàÿ ïîíåñòè ñêðèïêó è ïîðòôåëü. Îíà ëèøü æåìàííî òðÿñëà äëèííûìè ÷åðíûìè êîñè÷êàìè, è ïðåçðèòåëüíî ñìîòðåëà íà êàâàëåðîâ ñâîèìè ãîëóáûìè, êàê ó Ìàëüâèíû, ãëàçàìè.

Èíîãäà Âîâà äóìàë, íó ïóñòü ýòà ìóçûêà, õîòåë ó÷èòüñÿ íà ïèàíèíî, íî ìàìà ñêàçàëà, ÷òî ïðè èãðå íà ñêðèïêå ëó÷øå ðàçâèâàåòñÿ ñëóõ, à äëÿ ìóçûêàíòà ýòî ãëàâíîå. Ó íèõ áûëî ñòàðîå ðàçäîëáàííîå ïèàíèíî, ê êîòîðîìó è íàñòðîéùèêè îòêàçûâàëèñü ïîäõîäèòü. Ìàìà æå, íè â êàêóþ íå ñîãëàøàëàñü íà ïðèîáðåòåíèå íîâîãî èíñòðóìåíòà, õîòÿ òàêàÿ âîçìîæíîñòü áûëà.

Íî êîãäà ïàïà ïðèâåç ñèíòåçàòîð – ïðîñòåíüêèé, íà ïÿòü îêòàâ, ñ íàáîðîì ìåëîäèé, íåñêîëüêèìè äåñÿòêàìè ðèòìîâ, USB-âõîäîì äëÿ ââîäà ôàíåðû, èëè çàïèñè, Âîâà îòîðâàëñÿ ïî-íàñòîÿùåìó. Îí ïî÷óâñòâîâàë, ÷òî â ìóçûêàëüíîé øêîëå, ãäå áîëüøèíñòâî ñîñòàâëÿþò äåâî÷êè, ê íåìó îòíîøåíèå íåñêîëüêî îñîáîå, è, êîãäà ìàìû íå áûëî äîìà, – îíà ðàáîòàëà è íå ìîãëà ñëåäèòü çà íèì êðóãëîñóòî÷íî, ïðîñèæèâàë çà ñèíòåçàòîðîì, è äàæå ïîëó÷àëîñü! Ñêðèïêà äåéñòâèòåëüíî ðàçâèëà ñëóõ, è îí ëåãêî ïîäáèðàë ìåëîäèè. È äàæå Ãåðà, äðóã è çàâçÿòûé ôóòáîëèñò – îí èãðàë â êëóáå  ïîä çàãàäî÷íûì íàçâàíèåì “Çàñòàâà”, ñ óäîâîëüñòâèåì åãî ñëóøàë, è ãîâîðèë, ÷òî åìó ñàìîå ìåñòî íà ôàáðèêå çâåçä.

Ïîòîì îíè, åñëè íå íóæíî áûëî íà çàíÿòèÿ èëè òðåíèðîâêó, óõîäèëè âî äâîð, Ãåðà âñòàâàë â âîðîòà, à Âîâà âêîëà÷èâàë åìó ñ îò÷àÿííûì óñèëèåì ìÿ÷ çà ìÿ÷îì. È  êàê-òî ðàç ìóæ÷èíà, ïðîõîäèâøèé ìèìî – êàê ðàç íàèñêîñîê ÷åðåç ïëîùàäêó øëà íàèáîëåå óäîáíàÿ äîðîãà ê ñîñåäíåìó äîìó, ïîñìîòðåâ íà åãî îò÷àÿííûå óñèëèÿ è ëîâêîñòü, ñêàçàë, ÷òî, åñëè îí õî÷åò, òî ìîæåò ïðèõîäèòü ïî âòîðíèêàì è ïÿòíèöàì íà ñòàäèîí, íàéòè Âèêòîðà Åâãåíüåâè÷à, åãî òî åñòü. À òàì ïîñìîòðèì.

Ñ íåòåðïåíèåì îí æäàë âîçâðàùåíèÿ ìàìû ñ ðàáîòû, ÷òîáû ïîäåëèòüñÿ ñâîåé ðàäîñòüþ, è äîæäàëñÿ. ×òî áûëî! ß áüþñü, ñòàðàþñü, âñå ñèëû â íåãî âêëàäûâàþ, à îí! Âåðà Ïàâëîâíà íà äíÿõ çâîíèëà, ñêàçàëà, ÷òî ó íåãî íåò íèêàêîãî ïðîäâèæåíèÿ âïåðåä, ÷òî çà ëåòî îí îòñòàë (íå ïîíÿòíî, îò êîãî – ñàìîãî ñåáÿ, ÷òî ëè?), ÷òî íà íåãî âîçëàãàþòñÿ áîëüøèå íàäåæäû, ÷òî åìó ïðÿìàÿ äîðîãà â ìóçûêàëüíîå ó÷èëèùå, à ïîòîì è â êîíñåðâàòîðèþ, è êàê îí ìîæåò.

Âîâî÷êà òóïî è ïîñëóøíî êèâàë ãîëîâîé, âñå áîëüøå íåíàâèäÿ è øêîëó, è íåóëîâèìî ñâÿçàííóþ ñ íèì Áåðòî÷êó. Òà æå áûëà àáñîëþòíî íå ïðè÷åì, – â èõ ñåìüå òîæå âñå ðåøàëà ìàìà, ó ïàïû, ñòðîèòåëÿ, âîîáùå íå áûëî ñëóõà, íî êîìó õî÷åòñÿ ñïîðèòü ñ æåíîé! Õîòü áû ñãîðåëà îíà, ýòà øêîëà, – â ñåðäöàõ ïîäóìàë Âîâà, ñî âñåìè åå ñêðèïêàìè, àëüòàìè è âèîëîí÷åëÿìè, è íåíàâèñòíûìè ñîëüôåäæèî è õîðîì!
…

Êàê íàçëî, èìåííî â ýòîò äåíü, ïîñëå øêîëû â òðîëëåéáóñå, îí âñòðåòèë Áåðòî÷êó – îíà ñàäèëàñü íà îñòàíîâêó ðàíüøå, îñåíüþ ïåøêîì õîäèòü ñîâåðøåííî íå õîòåëîñü.
 
– Ïðèâåò, – áóðêíóë îí, – êàê íèêàê, ïðèëè÷èÿ îí ñîáëþäàë. 

– Ïðèâåò, – îòâåòèëà îíà, ïîäâèãàÿñü íà ñèäåíüå, – â ýòî âðåìÿ ïî÷åìó-òî àêòèâíîñòü ïåíñèîíåðîê ñïàäàëà,  è â òðàíñïîðòå îñòàâàëèñü ñâîáîäíûå ìåñòà, – òû, ÷òî òàêîé ìðà÷íûé? – ñïðîñèëà îíà. Äîñòàâàëà èç óõà ìàëåíüêèé íàóøíèê, è ïåðåêëþ÷èëàñü íà ñâîåãî êîëëåãó ïî íåñ÷àñòüþ.

– Òàê, ìåëî÷è, à ÷òî ýòî ó òåáÿ?
 
– Ýòî – ïëååð.
 
– Äà ÿ âèæó, íî ÷òî?
 
– À… ïîñëóøàé. È îíà âîòêíóëà íàóøíèê åìó â óõî, áîëüíî çàöåïèâ çà ìî÷êó.
 
Îí óñëûøàë äèàëîã, íàïîìèíàþùèé óðîê àíãëèéñêîãî, íî íè÷åãî íå ïîíÿë, – èíîñòðàííûé ÿçûê îí ïîêà âîñïðèíèìàë êàê íå÷òî ñîâåðøåííî àáñòðàêòíîå, è âîïðîñèòåëüíî ïîñìîòðåë íà Áåðòó:
 
– Áåðêà, òû ÷òî ýòî?
 
– Àíãëèéñêèé ó÷ó.
 
Âîâà óäèâèëñÿ, ïîñìîòðåë íà íåå óâàæèòåëüíî, à äåâî÷êà ïðîäîëæèëà:
 
– ß æå íå âñåãäà áóäó èãðàòü íà ñêðèïêå. Ïðèãîäèòñÿ, êàæäîìó íóæíî.
 
– À ÿ äóìàë, ÷òî…
 
– ×òî ÿ õî÷ó âñþ æèçíü ïðîèãðàòü â îðêåñòðå? Ïèëèê-ïèëèê…
 
Ýòî ðàññìåøèëî Âîâó, îí ïðåäñòàâèë, êàê ñòàâøàÿ òîëñòîé è íåêðàñèâîé Áåðòà ñèäèò â ïåðâîì ðÿäó îðêåñòðà è ãðóñòíî ñëåäèò çà óêàçêîé. À âñå ñêðèïà÷êè, êîòîðûõ åìó ïðèõîäèëîñü âèäåòü íà êîíöåðòàõ, íó, ïî÷òè âñå, – îòëè÷àëèñü íåîáúÿòíûìè ðàçìåðàìè è íå ïðîõîäÿùåé òîñêîé â ãëàçàõ,  ïåðåä íåé – ïþïèòð ñ íåíàâèñòíûìè íîòàìè, äèðèæåð ñ ñàäèñòñêîé ïàëî÷êîé. Ïîäóìàë, ÷òî ñîâåðøåííî íå õî÷åòñÿ âèäåòü Áåðòó òîëñòîé è íåêðàñèâîé, åìó êàçàëîñü, ÷òî, ïóñòü è äëèííàÿ, íî ñèìïàòè÷íàÿ äåâî÷êà òàêîé ó÷àñòè íå çàñëóæèâàåò. 

Читайте также:  Геркулесовая каша в пакетиках вред или польза

– Òû ÷òî ñìååøüñÿ, à?
 
– Òàê âîò, ïîäóìàë, êàê òû â îðêåñòðå…
 
– È íå õî÷ó…. Âîò ìàìà…
 
Äà, ýòî áûë àðãóìåíò.
 
– Íî òû ìîæåøü, êàê Âàíåññà Ìýé, ñîëèðîâàòü, ãàñòðîëè òàì ïî âñåìó ìèðó, èãðàé, ÷òî õî÷åøü.

– Øóòèøü? Äëÿ ýòîãî òàëàíò, áîæèé äàð íóæåí. Èëè ñïîíñîðû. Íî ÿ-òî çíàþ ñâîè âîçìîæíîñòè, à ñïîíñîðû áåñïëàòíî íå áûâàþò, – îíà ãðóñòíî âçäîõíóëà, – âîò òû… ãîâîðÿò, ÷òî ó òåáÿ íàñòîÿùèé òàëàíò…
 
– À ÷òî ÿ? – è îí, ñîâåðøåííî íåîæèäàííî äëÿ ñåáÿ, ñòàë ðàññêàçûâàòü åé è ïðî ìóçèöèðîâàíèå, è ïðî ôóòáîë, è ïðî ñâîè ãðàíäèîçíûå êàêèå ïëàíû…

Äåâî÷êà ñëóøàëà âíèìàòåëüíî, è ñëó÷èëîñü òàê, ÷òî â ìóçûêàëüíóþ øêîëó îíè âîøëè, ÷óòü ëè íå äðóçüÿìè.

Äî çàíÿòèé îðêåñòðà îñòàâàëîñü ìèíóò ïÿòíàäöàòü, è Áåðòà ïðåäëîæèëà:
 
– Äàâàé, ñûìïðîâèçèðóåì äóýòîì? – Êòî áû âîçðàæàë! Îíè ðàçìåñòèëèñü â ãëóáèíå ñöåíû, ðÿäîì ñ ÷åðíûì êîíöåðòíûì ðîÿëåì.
 
È, â íàðóøåíèè âñÿêèõ ïðàâèë,  – äîçâîëÿëàñü òîëüêî êëàññèêà, íèêàêèõ âîëüíîñòåé, Âîâà íà÷àë èãðàòü …., è Áåðòà, íà åãî óäèâëåíèå, óñïåøíî ïîäõâàòèëà ìåëîäèþ, íå ñîëèðóÿ, íî ïîäûãðûâàÿ åìó. È ïîëó÷èëîñü ÷òî-òî íåîáûêíîâåííîå. Äåâî÷êà äàæå êðóòèëàñü ñî ñêðèïêîé, êàê íàñòîÿùàÿ ñóïåðçâåçäà. Îíè òàê óâëåêëèñü, ÷òî íå çàìåòèëè, êàê çàë ïîñòåïåííî ñòàë íàïîëíÿòüñÿ ïðèøåäøèìè íà ðåïåòèöèþ ó÷åíèêàìè, êòî-òî ñåë çà ðîÿëü.
 
– Íàñòîÿùèé äæåì-ñåéøí! – âîçáóæäåííî ñêàçàëà Áåðòà, îòáðàñûâàÿ äëèííûå êîñû íàçàä, à Âîâà êèâíóë, íå ïåðåñòàâàÿ èãðàòü. Ïîñëûøàëèñü àïëîäèñìåíòû, è îíè, êàê èñòèííûå êîðèôåè, ïîêëîíèëèñü ïóáëèêå.
 
Íî èäèëëèÿ äëèëàñü íåäîëãî.
 
– Âû, âû, ÷òî ñåáå ïîçâîëÿåòå!  … õðàìå ìóçûêè… òàêîå! – Áîðèñ Çàõàðû÷ ïîëîí ïðàâåäíîãî ãíåâà è äàæå íà÷àë çàèêàòüñÿ. Îäíàêî èõ ñïàñëà âíåçàïíàÿ ðåïëèêà â âîöàðèâøåéñÿ ãðîáîâîé òèøèíå:

–  ãðå÷åñêîì çàëå, â ãðå÷åñêîì çàëå… – ïîòîì âñå çàðæàëè.
 
– Êòî, êòî ýòî ñêàçàë? – íó, êîíå÷íî, æåëàþùèõ ïîêàÿòüñÿ íå íàøëîñü.

Ðåïåòèöèÿ íå áûëà ñîðâàíà, íî äóõ âåñåëüÿ è ïðîòèâîðå÷èÿ âèòàë íàä çàëîì, ïóñòü è îòäàëåííî íå íàïîìèíàþùèì ãðå÷åñêèé. È íèêòî íèêîãî íå âûäàë. ×òîáû íå íàðûâàòüñÿ íà âîïðîñû è íå ïðåäñòàòü ïåðåä ñóðîâûìè î÷àìè çàâó÷à, ïîñëå îêîí÷àíèÿ çàíÿòèé Âîâêà è Áåðòà áûñòðåíüêî ñîáðàëèñü, ïîäõâàòèëè ñêðèïêè, êóðòêè è ïîì÷àëèñü ê òðîëëåéáóñó, ïîòîìó ÷òî çàïðîñòî ìîãëè óñëûøàòü: “Âñå ñâîáîäíû, à âû, Ñåëèâàíîâ è Ëèïèíà, îñòàíüòåñü”.
  …
Áåðòó, êàê âñåãäà, ïîäæèäàëè âîçëå øêîëû, íî îíà òîëüêî îòìàõíóëàñü, âîçáóæäåííàÿ âíåçàïíîé ïðîäåëêîé, à Âîâà ïîäóìàë, ÷òî îíà íå òàêàÿ óæ ïëîõàÿ è âðåäíàÿ äåâ÷îíêà, è ñ íåé äàæå ìîæíî ïîãîâîðèòü è âìåñòå ñúåñòü ìîðîæåíîå.

 ïÿòíèöó íå áûëî çàíÿòèé ïî ñïåöèàëüíîñòè, òîëüêî ñîëüôåäæèî, è Âîâà, ïðèõâàòèâ ñ ñîáîþ ôîðìó, îòïðàâèëñÿ íà «Çàñòàâó» – ïÿòü îñòàíîâîê íà òðîëëåéáóñå, è íàøåë Âèêòîðà Åâãåíüåâè÷à. Ïîëòîðà ÷àñà îí ðàçìèíàëñÿ, ãîíÿë ìÿ÷ ñ íåóñòóï÷èâûìè è íå ñëèøêîì ðàñïîëîæåííûìè ê íîâè÷êó ïàöàíàìè. Åãî ñòàðàëèñü ïîãîíÿòü ïî êâàäðàòó, íå øèáêî äåëèëèñü ìÿ÷îì, îáíàðóæèâ íåæåëàòåëüíîãî êîíêóðåíòà.  îáùåì, áûëî äàëåêî íå òàê, êàê âî äâîðå. Íî Âîâó âûðó÷àëè óïîðñòâî  ïðèîáðåòåííîå ñ ãîäàìè òåðïåíèå. È ïîëå áûëî ëåãêèì, åùå íå çàêèñøèì îò îñåííèõ äîæäåé. Êîãäà æå íà÷àëèñü óäàðû ïî âîðîòàì – îäèí íàêàòûâàåò, à äðóãîé áüåò, îí íå ïîçâîëèë ñåáå íè ðàçó ïðîìàõíóòüñÿ, à â äâóñòîðîííåé èãðå íå ùàäèë ñåáÿ.

È â êîíöå òðåíèðîâêè, êîãäà îíè ïåðåîäåâàëèñü ïîñëå äóøà – õîðîøî, ÷òî íå íàäî áóäåò äîìà îáúÿñíÿòü ìàìå, ïî÷åìó îí ãðÿçíûé, è ãäå áûë, òðåíåð ñêàçàë: “Âîò ÷òî, â âîñêðåñåíüå ìû èãðàåì ñ “Âîñõîäîì”,  âñòðå÷àåìñÿ òàì, íà ñòàäèîíå, è òû – îí îòäåëüíî îáðàòèëñÿ ê Âîâå, – ïðèõîäè òîæå, è ïðèíåñè äâå ôîòîêàðòî÷êè è ñâèäåòåëüñòâî î ðîæäåíèè”. Âîâà óñëûøàë ýòî è çàãðóñòèë  –  ñòàäèîí “Âîñõîä” ó ÷åðòà íà êóëè÷èêàõ, íà äðóãîì êîíöå ãîðîäà, äåñÿòü îñòàíîâîê íà ìåòðî, à óòðîì, â äåñÿòü – ðåïåòèöèÿ – íó íåò áåäíîìó ðåáåíêó ïîêîÿ, íî îòêàçàòüñÿ îò òàêîé ÷åñòè íå ìîã. È êòî æå åãî âûðó÷èò? Ñìåøíî òàùèòüñÿ íà èãðó ñî ñêðèïêîé, òàì âîîáùå çàñìåþò,  è ïîïëåëñÿ äîìîé, íàïðÿæåííî äóìàÿ, êàê âûáðàòüñÿ èç òàêîé ñëîæíîé ñèòóàöèè. È âîîáùå, êàê îáúÿñíèòü ìàìå, ÷òî îí òàê çàäåðæàëñÿ íà ðåïåòèöèè!

Î òîì, ÷òî îí õîäèë íà ôóòáîë, è ðå÷è íå ìîãëî áûòü – êàê æå, ðåáåíîê ìîæåò ïîâðåäèòü ðóêó, à ó íåãî çàíÿòèÿ, âûñòóïëåíèÿ…, è âîîáùå îí ñòàâèò ïîä óãðîçó ñâîå áóäóùåå.

Âîâà ïëåëñÿ ê îñòàíîâêå, ïîãëîùåííûé ãðóñòíûìè ìûñëÿìè. Òóò åãî äîãíàëè äâîå ïàðíåé èç êîìàíäû.
 
– Òû êóäà? – îí îòâåòèë, ÷òî íà Êîñìîíàâòîâ, – õîðîøî, ïîåäåì âìåñòå. Ñðàçó æå ïîñûïàëèñü ðàññïðîñû, èãðàë ëè ãäå-òî, è êàê ñþäà ïðèøåë – îáû÷íûå, çàäàâàåìûå èç ÷èñòî ÷åëîâå÷åñêîãî èíòåðåñà. Îíè ïîçíàêîìèëèñü. Îäíîãî çâàëà Ñåðåæåé, à äðóãîãî – Îëåãîì, êàê âûÿñíèëîñü, äàæå èç îäíîé øêîëû.
 
– Äà íåò, òîëüêî âî äâîðå, è â øêîëå íà ôèçêóëüòóðå. 

– Íó, ðàç òåáÿ Åâãåíüè÷ ñðàçó íå âûãíàë (òàêæå êàê è ìóçûêàëüíîé øêîëå, òðåíåðà ìåæäó ñîáîé çâàëè ïî îò÷åñòâó), òî ìîæåò, è íà èãðó ïîñòàâèò èëè íà çàìåíó âûïóñòèò. Òîëüêî ôîòêè ïðèíåñè, íå çàáóäü. Ïðÿìî è çàÿâèò. À òû ãäå èãðàåøü?

Читайте также:  Есть ли польза от желатина

Âîâà ïîíÿë, ÷òî íå íà ñêðèïêå, íî àìïëóà ïðåäñòàâèòü íå ìîã:
 
– Íó, íå íà âîðîòàõ, – ÷åì âûçâàë ãðîìêèé ñìåõ – ñ åãî òî ðîñòîì!
 
Îêàçàëîñü, ÷òî çíàêîìèòüñÿ ñ ðåáÿòàìè íå òàê ñòðàøíî, îñòàâàëîñü ðåøèòü ãëàâíóþ ïðîáëåìó – êàê áûòü ñî ñêðèïêîé, ãäå äîñòàòü ôîòîãðàôèè, ñâèäåòåëüñòâî. Íåïðîñòàÿ çàäà÷à. À âå÷åðîì íóæíî áûëî îáúÿñíèòü ìàìå, ïî÷åìó îí ñàì ñòèðàåò òðåíèðîâî÷íûé êîñòþì, ÷èñòèò ïîëóêåäû. Íî ìàìå ýòî êàê ðàç ïîíðàâèëîñü, ÷òî ñûí íå áðîñèë ôîðìó â óãîë, à ïðîÿâèë ñàìîñòîÿòåëüíîñòü. Âñå æå îíà ñïðîñèëà:

– Òû ãäå ýòî òàê èçâîçèëñÿ?
 
– Äà ôèçêóëüòóðà áûëà íà óëèöå.
 
– Òû ïîìíèøü, ÷òî äîëæåí áûòü îñòîðîæåí?
 
– Äà, ìàìà, – ïîêîðíî îòâåòèë îí, – è – “Áåðåãè ðóêó, Ñåíÿ”, ãîëîñîì Àíäðåÿ Ìèðîíîâà.

Ìàìà ðàññìåÿëàñü, ïîçâàëà óæèíàòü è ñòàëà íàçâàíèâàòü Îëüãå Ïåòðîâíå.

À îí áûë äîâîëåí, ÷òî âñå îáîøëîñü, è â ãîëîâå åãî íà÷àë ñîçðåâàòü óäèâèòåëüíûé ïëàí.

Äåâî÷êà Áåðòà ó÷èëàñü â äðóãîé øêîëå, èíòåðåñû ó íåå áûëè ñîîáðàçíî âîçðàñòó. Êðîìå îáÿçàòåëüíîé ñêðèïêè, àíãëèéñêîãî, óðîêîâ, áåñåä ñ ïîäðóæêàìè, âå÷íîé êîíêóðåíöèè ìåæäó äåâ÷îíêàìè, îñîáåííî îáîñòðèâøåéñÿ â âîñüìîì êëàññå. Íàäî áûòü îòëè÷íèöåé, óëûáàòüñÿ, è âîîáùå áûòü ëó÷øå âñåõ.

Îíà çíàëà, ÷òî áûëà óìíåå è õîðîøà, è ïîñåìó ìîãëà ëåãêî ïðèíèìàòü è îòâåðãàòü óõàæèâàíèÿ, âñòðå÷àòüñÿ, è îäíîâðåìåííî ïîêîðíî ïèëèêàòü íà ñêðèïêå, çíàÿ, ÷òî âñêîðå ïðåäñòîèò âûäåðæàòü òÿæåëåéøóþ áîðüáó ñ ìàìîé, íåïðåìåííî æåëàþùåé âèäåòü åå ïðîôåññèîíàëüíûì ìóçûêàíòîì, êàê äÿäÿ Îñÿ. À òî, ÷òî îí ïðîçÿáàë â Æèòîìèðñêîé ôèëàðìîíèè, åå ñîâåðøåííî íå èíòåðåñîâàëî, êàê è ìíåíèå îòöà. Õîðîøî åù¸, ÷òî îäíà çàäà÷êà ñàìà ñîáîé ðåøèëàñü. Îêàçàëîñü, ÷òî íåíàâèñòíûé Âîâà, êîòîðîãî åé ñòàâèëè â ïðèìåð, äàðîì, ÷òî íà ãîä ìîëîæå, âîâñå íå ìàëåíüêèé çàñðàíåö, à íîðìàëüíûé ìàëü÷èøêà, òîæå ñòðàäàþùèé îò ïðèíóæäåíèÿ. À âñå æå çäîðîâî, ÷òî îíè âûäàëè íà ðåïåòèöèè!  Ìîæåò, äåéñòâèòåëüíî, ó íåå ÷òî-òî ìîæåò ïîëó÷èòüñÿ?

Íåò, Áåðòà áûëà óìíîé äåâî÷êîé è ðåàëèñòêîé, è íå õîòåëà ïðîâåñòè âñþ æèçíü â ïåðâîì, à òî è âî âòîðîì ðÿäó, ñðåäè âòîðûõ ñêðèïîê, â ÷åðíîì áåçðàçìåðíîì ïëàòüå ôàëüøèâîãî áàðõàòà, âçèðàÿ íà íåíàâèñòíîãî äèðèæåðà. Òàê, äëÿ ñåáÿ, äëÿ äóøè. Ïîëüçóÿñü òåì, ÷òî ìàìà çàíÿëà òåëåôîí, îíà íàäåëà íàóøíèêè è âêëþ÷èëà «Àýðîñìèò», âçÿëà ó÷åáíèê…

×åðåç íåêîòîðîå âðåìÿ ìàìà, âîéäÿ â êîìíàòó, îòîðâàëà åå îò ñòîëü èíòåëëåêòóàëüíîãî è ïîçâàëà ê òåëåôîíó – “Òåáÿ Âîâà Ñåëèâàíîâ”.

 ýòîì çâîíêå íå áûëî íè÷åãî íåîáû÷íîãî, õîòÿ äî ñèõ ïîð îíè â ñèëó èçâåñòíûõ ïðè÷èí íå ïåðåçâàíèâàëèñü. Îíà óõìûëüíóëàñü ïðî ñåáÿ, íî âåæëèâî âçÿëà òðóáêó – ó íåå â êîìíàòå áûë ñâîé òåëåôîí:

– Áåðêà, ýòî òû?
 
– Íó, – îíà ïðîòÿíóëà, êàê áóäòî ìîãëà óñëûøàòü íå÷òî èíîå.
 
– Áåðêà, ýòî ÿ, Âîâà. Ñëóøàé, ó ìåíÿ òàêîå âîò äåëî, – è îí âêðàòöå èçëîæèë ñâîþ èäåþ.

– Êîíå÷íî æå, ïîìîãó, – îõîòíî îòîçâàëàñü îíà, – íî íóæíî âñå õîðîøî ïðîäóìàòü, ÷òîáû íå ñîðâàëîñü.
  – À òû ïðèõîäè ê íàì çàâòðà, ëàäíî? Ïîèãðàåì, íó, êàê òîãäà. Ñêàæåì, ÷òî ãîòîâèìñÿ ê êîíöåðòó…

Áåðòà çàäóìàëàñü – ÿâíûé ïðîñ÷åò ïðåïîäàâàòåëåé, êàê æå òàê, â ñóááîòó â ìóçûêàëüíîé øêîëå íå áûëî çàíÿòèé ñêðèïà÷åé? Ó äåâî÷êè äîëæíû áûòü ëè÷íûå äåëà, âûêðàèâàåì. Ìàìà ñìèðèëàñü, ïîíèìàÿ, ÷òî äåâî÷êà áîëüøàÿ, è ñ íåîõîòîé, íî âñå æå øëà åé íàâñòðå÷ó, íå çàáûâ ïðè ýòîì ïîïåíÿòü îòöó, ÷òî òîò, ìîë, ïîòàêàåò äî÷åðè. À Áåðòà íà ñóááîòó èìåëà ñâîè ïëàíû, ñîîòâåòñòâóþùèå âíåøíîñòè, âîçðàñòó è … òîìó, ÷òî áåñïîêîèò äåâóøêó â ñòîëü þíîì âîçðàñòå, è î ÷åì Âîâà äàæå íå ìîã ïðåäïîëàãàòü. Ó íåå íàìå÷àëñÿ ïîõîä ⠓Êðèñòàëë Ïàëàñ”, íà íîâûé ôèëüì, åãî òîëüêî ÷òî íà÷àëè ïðîêàòûâàòü ïî ãîðîäó. Ïðèãëàñèë åå Êîñòÿ, èç äåâÿòîãî, îôèöèàëüíî ñ÷èòàâøèéñÿ åå êàâàëåðîì, ÷òî íåêîòîðûì îáðàçîì, èçáàâëÿëî åå îò óõàæèâàíèÿ îäíîêëàññíèêîâ, òîò æå ïðåáûâàë â ñ÷àñòëèâîì íåâåäåíèè.

Áåðòà èñêóñíî ñòðîèëà ãëàçêè, íî áûëà êðàñèâà è íåïðèñòóïíà. Âïðî÷åì, äàæå ïðîñòî ïðîéòè ðÿäîì ñ òàêîé äåâóøêîé ìíîãèå ïî÷èòàëè çà ÷åñòü. È ðåøèëà, ÷òî, âî-ïåðâûõ, Êîñòå áóäåò íåâðåäíî äåíåê ïîñòðàäàòü, ÷òîáû íå çàíîñèòüñÿ ñëèøêîì âûñîêî, à, âî-âòîðûõ, îíà ñ÷èòàëà ñåáÿ íåìíîãî îáÿçàííîé Âîâèêó, êîòîðîãî õîòü áîëüøåé ÷àñòüþ çàî÷íî, íî áåçîñíîâàòåëüíî íå ïåðåíîñèëà â òå÷åíèå íåñêîëüêèõ ëåò. À îêàçàëîñü, ÷òî îí åå ñîáðàò ïî íåñ÷àñòüþ. È, íàêîíåö, â-òðåòüèõ, îí áûë ìëàäøå, à ìåëåíüêèì íàäî ïîìîãàòü. Âïðî÷åì, ëþáàÿ æåíùèíà, äåâóøêà, äåâî÷êà, ñ äåòñòâà ïðèâûêëà ëåãêî íàõîäèòü ñîòíè ïðè÷èí äëÿ òîãî, ÷òîáû ÷òî-òî íå ñäåëàòü. À åñëè è äåëàëà, òî âîâñå áåç ïðè÷èíû, à ïî íàèòèþ.

Èòàê, áåäíûé Êîñòèê áûë íà äåíü îòñòàâëåí äëÿ ïðîôèëàêòèêè (â êðàéíåì ñëó÷àå, ïðèãëàñèò êîãî-íèáóäü, Áåðòà íå áûëà ðåâíèâîé, íî ïîêàçûâàòü ýòî ïî åñòåñòâåííûì ïðè÷èíàì íå æåëàëà, óñòðîèò ðàçáîðêó äëÿ ïðîôèëàêòèêè îïÿòü æå), à ôèëüì óæå ïàïà ïðèíåñ íà  DVD, ïîñìîòðèò äîìà. À Âîâà åå çàèíòðèãîâàë, è íèìàëî.
 
– Ìàì, ÿ çàâòðà ïîéäó ê Âîâèêó.  Ìû äîãîâîðèëèñü âìåñòå ïîäãîòîâèòüñÿ ê êîíöåðòó. È åù¸ ïîìîãó ïî àíãëèéñêîìó, – íåâèííî ìîëâèëà äåâî÷êà, ïðèêðûâàÿ òðóáêó ðóêîé. Ïîëó÷èâ äîáðî, ñêàçàëà ñåðüåçíî:

– Õîðîøî, Âîâà, ÿ ïðèäó çàâòðà, ÷àñîâ â ïÿòü, ìû ïîçàíèìàåìñÿ, – ÷óòü íå ïðûñíóâ îò ñìåõà. È, óæå äëÿ ìàìû, ãðîì÷å, – ïîêà, ó ìåíÿ åùå àíãëèéñêèé.  À çàíÿòèåì åå áûë óâëåêàòåëüíûé ðîìàí íà àíãëèéñêîì, õîðîøî ÷èòàåòñÿ íà íî÷ü. Êîíå÷íî æå, êíèæêà áûëà î ëþáâè, â íåïðèìåòíîé îáëîæêå, íî ìàìå-òî, îòêóäà çíàòü!
…
Ïîñòåïåííî òàéíîå ñîòðóäíè÷åñòâî – êàê æå, ìàìà, ïàïà, íèêàêîãî ôóòáîëà, âñòðå÷è, îæèäàíèÿ, ïðåâðàòèëèñü â äðóæáó, êîòîðîé íå óäèâëÿëñÿ íèêòî, è äàæå íå ïîñìåèâàëñÿ èç-çà óãëà.

Ñêðèïêà è ìóçûêà âîîáùå áûëè îáúåäèíÿþùèì, íî íå åäèíñòâåííûì. Òàê óæ ïîëó÷èëîñü. Ïî êðàéíåé ìåðå, â íàñòîÿùåì. Î áóäóùåì ìå÷òàòü ïðåæäåâðåìåííî, íî îíî íàñòóïàåò ñ âñå âîçðàñòàþùåé ñêîðîñòüþ. Îäíî ïðèêîñíîâåíèå – è îíè óæå âçÿëèñü çà ðóêè. È ãåíû, è æåëàíèÿ, è áåøåíûé òåñòîñòåðîí, î ñóùåñòâîâàíèè êîòîðîãî îíè íå ïîäîçðåâàþò, íåèçáåæíî ñûãðàþò ñâîþ ðîëü, íî ïîêà äðåìëþò, è íàì îñòàåòñÿ òîëüêî çàãàäûâàòü…

Источник