Польза молока и меда для школьников

Польза молока и меда для школьников thumbnail

МБОУ «Основная общеобразовательная Каплинская школа»

Лечебные свойства молока и меда

Классный час

Проведено 15 октября 2018г. 

Классный руководитель Иванова Г.Б.

Федосеевка 2018г.

План

  1. Вступление. Правильное питание – залог здоровья.
  2. По страницам старинных книг.  
  3. Что важно знать о молоке
  4.  Что важно знать о  меде.
  5. Стакан молока. (Выступление медработника)
  6. Устное народное творчество о молоке и о меде.
  7. Заключение (танец).
  1. Вступление. Правильное питание – залог здоровья.

(Выступление учителя).

Проблема здоровья людей относится к категории таких, о которых вроде бы все знают – и как его сохранить, и чем его поправить, и что пить и есть, чтобы его не подорвать. И делаем мы для сохранения здоровья как будто бы все больше и лучше, но результат получается – сами знаете какой… Увы, это касается и наших дней. По данным Министерства здравоохранения только 10% школьников относятся к числу здоровых, 50% имеют паталогию, 40% относятся к группе риска.

 – Как же нам сохранить здоровье?

Это зависит от многих факторов. Одним из важных является правильное питание.

   К числу необходимых продуктов относится мясо, макароны, сметана, творог. Но все – таки одним из главных продуктов питания является молоко и мед.

2. По страницам  старинных книг.

1. Старинная легенда гласит, что громовержец Зевс был вскормлен молоком божественной козы Амалфи из ее же рога. Пищей богов считается оно в античном мире.

2. Греческая и римская мифология часто называют молоко в числе жертвенных продуктов. Что свидетельствует о том, что оба народа ценили его очень высоко. Ведь люди богам всегда приносили именно те продукты, которые считали особенно ценными и любимыми.

3. Когда мы обратились к истории возникновения и потребления молока, узнали, что с древнейших времен молоко и молочные продукты употреблялись не только в пищу, но и в качестве целебного средства. Великий грек, отец медицины Гиппократ назначал молоко больным, особенно тем, кто болел туберкулезом. Он рекомендовал пить молоко и нервным людям, считая его успокаивающим средством.

4. Молоком лечились внутренние воспаления, нарывы, опухоли. При ангине и других заболеваниях горла древние римляне полоскали его горячим молоком с добавлением соли. При заболеваниях зубов им смазывали десна.

5. Выдающийся ученый Древнего Востока Авиценна в своих трудах уделил много внимания молоку и молочным продуктам, особое предпочтение отдав коровьему.

6. Чтобы получить наиболее подходящее для человека молоко, питание молочного животного, считал Авиценна, должно быть растительное, доброкачественное.

7. Молоко активно использовалось и в народной косметике.  Из него делали маски и использовали их против морщин.

8. Молоко широко применялось и для технических нужд. В древности оно использовалось в стенной росписи. Для получения высококачественной пурпурной краски готовили смесь сока брусники с молоком. Для росписи стен использовали также молоко с шафраном.

9. Животных, молоко которых употребляли люди, особо почитали. «В коровах наша сила, наша пища, наша  победа», – говорили они.

10. В Индии корова до сих пор – священное животное. Даже в гимнах корова провозглашалась благодетелем пищи.

11. На Руси наши предки свое теплое отношение к корове выражали в ласкательных именах и кличках. «Корова во дворе – обед на столе», – говорили они.

12. По цвету шерсти коров называли: белую – белуха, бурую – буренка, черную – жухолка.

13. Во многих губерниях России 18 апреля, в день святого Василия, устраивался коровий праздник. В этот день ей давали лучший корм. Каждый член крестьянской семьи старался как-то выразить свою любовь к буренке. Дети же старались дать ей кусочки хлеба с солью.

14. Крестьяне даже определяли погоду по коровам. Если при возвращении с пастбища впереди стада идет черная или пестрая корова, то это к ненастью, если же идет белая или рыжая – то это к хорошей погоде.

3. Что важно знать о молоке.

1. Молоко издавна использовалось людьми в различных целях, но самое главное его предназначение, так сложилось исторически, быть одним из основных продуктов питания.

2. Молоко – натуральный, высокопитательный продукт, включающий все необходимые вещества для поддержания жизни и развития организма в течение длительного времени. Включение молока в пищевой рацион улучшает соотношение всех составных частей рациона, повышая их усвоение. Молоко необходимо всем, но особенно детям.

3. В цельном молоке содержатся белки. Они перерабатываются организмом в гемоглобин и плазму крови, что жизненно необходимо. Белковое голодание приводит к тяжелым расстройствам функции организма. Но ребенку, регулярно потребляющему нужное количество молока, белковое голодание не грозит.

4. Количество жира в молоке примерно такое же, как и белка. Молочный жир служит в первую очередь источником энергии. Кроме того, в молочном жире содержатся жирорастворимые витамины А, Д, Е,К. В молоке содержится небольшое количество холестерина. Он обладает способностью обезвреживать ядовитые вещества крови.

5. Углеводы молока представлены молочным сахаром (лактозой). Она необходима для нормального внутриклеточного обмена, работы сердца, печени, почек, питания головного мозга, деятельности нервной системы. Лактоза играет важную роль в формировании кишечной микрофлоры и нормального пищеварения детей.

Читайте также:  Рис красный длиннозерный польза вред

6. Минеральные вещества молока очень разнообразны, но главное значение имеет кальций и фосфор. Потребность в них растущего организма очень велика. Они необходимы для роста костей, хрящей, ногтей, волос, укрепления зубов.

7. К настоящему времени в молоке обнаружено около 30 витаминов. При потреблении достаточного молока и молочных продуктов именно они играют особо важную роль в снабжении организма витаминами, особенно детского.

4. Что важно знать о меде.

1.В состав меда входят органические кислоты, протеины, а главное— многие микроэлементы и витамины.

2 Мед способствует нормализации функций различных органов и систем стареющего человека.

3. Мед – очень важный энергетический продукт питания, поскольку богат углеводами.

4. Мед – один из древнейших натуральных подсластителей, известных человечеству. Здоровый заменитель сахара, мед обладает огромной питательной ценностью и очень полезен для здоровья.

5. Мед содержит фруктозу и глюкозу, а также ряд минералов (калий, магний, кальций, серу, хлор, натрий, фосфат и железо). Кроме того, мед богат витаминами B1, B2, B6, B3, B5 и C. Концентрация этих полезных веществ в меде зависит от качества нектара и пыльцы. Кроме незначительного количества меди, йода и цинка, мед также содержит некоторые натуральные гормоны.

6. Мёд – это очень полезный высококалорийный продукт. Природа даровала нам мёд для поддержания нашей жизненной силы и здоровья. Учёные утверждают, что пчёлы существовали за миллионы лет до появления на Земле человека.

7. Лечебные свойства мёда не ограничиваются пользой при простудных заболеваниях. Целебные свойства натурального мёда многократно исследовались многими учёными и даже целыми научно-исследовательскими лабораториями ведущих институтов страны. В общей сложности, в мёде было обнаружено порядка 400 различных компонентов всевозможных биохимических соединений. Накопленный за многие годы исследований научный материал позволяет с уверенностью говорить о мёде как о незаменимом природном лекарственном средстве.

8. Микроэлементы мёда, участвуя в гормональных и обменных процессах, предупреждают развитие атеросклероза и некоторых других сердечнососудистых заболеваний. Мёд укрепляет иммунную систему, нормализует работу нервной системы и улучшает работу органов пищеварения. Благодаря своему натуральному составу, мёд быстро и практически целиком усваивается организмом. Более чем на 90% мёд состоит из углеводов. В основном это фруктоза и глюкоза. Кроме того, мёд имеет большую энергетическую ценность – 100 грамм мёда содержат 400 калорий. Именно поэтому мёд с лёгкостью восстанавливает наши силы и дарит нам огромный прилив жизненной энергии

9. Медовые соты – прекрасное средство лечения заболеваний дыхательных путей. Пожилым людям мед должен заменять сахар. Кардиологи рекомендуют медовый раствор больным сердечными заболеваниями для стимулирования миокарда.

10. Мед – замечательная среда, в которой сохраняются витамины, чего нельзя сказать о фруктах и овощах. В меду большое количество рибофлавина и никотиновой кислоты, также в его состав входят витамины, считаемые диетологами необходимыми для здоровья.

11. Многие люди чтобы заснуть применяют различные способы. Народная медицина рассматривает мед, как лучшее снотворное. Ежедневное употребление за ужином столовой ложки меда помогает лучше заснуть.

5. Стакан молока.

1. Поскольку сегодня мы ведем речь о коровьем молоке, то было несправедливым не сказать несколько слов о корове, которую многие жители нашей страны вот уже на протяжении многих веков называют кормилицей.

2. На коровах пахали землю во время войны. Употребление молока не давало умирать людям во время голода. Коровам посвящены произведения Ф.Абрамова, А.Платонова и других.

3. Сколько же труда надо вложить, чтобы получить стакан молока? Что надо дать корове, чтобы получить 15-20  литров молока?

4. Известно, что для получения 1 литра молока корова должна пропустить через вымя 2 тонны крови, содержащей большое количество питательных элементов.

5. А чтобы витаминов в крови было в достатке, корову надо хорошо покормить, вовремя напоить и проявить к ней теплое отношение. Как говорится в народе: «Молоко у коровы на языке».

6. А знаете ли вы ребята, сколько могут давать коровы молока? Например, корова Белка черно-пестрой Ярославской породы за 365 дней дала 27 672 кг. молока, то есть 80 литров за сутки.

9. А чтобы получить такие высокие надои и питательное молоко, корову нужно кормить различными кормами: сочными, грубыми, давать витамины и комбикорма.

10. Отсюда можно сделать вывод: в стакан молока вложен огромный труд, любовь. И не пить его просто нельзя.

Выступление медработника школы (как пьют  молоко дети нашей школы).

6. Устное народное творчество о молоке и о меде.

Частушки.

– Только начался урок,

Таня шлет записку:

«За стаканчик молока

Дам тебе ириску».

– Поленился утром Саша

Причесаться гребешком,

Подошла к нему корова,

Причесала языком.

– Наш Антоша в лыжном кроссе

Так успешно выступал –

По стакану ежедневно

Молока он выпивал.

– Пейте, пейте, не жалейте

Горячее молоко,

Умножайте свою волю

И все будет хорошо.

– Все молочные продукты

Покупаю на расхват,

Потому что твердо знаю:

Силой буду я богат.

– Мы в столовую летели

Так, что лестницы звенели.

Прибежали на порог –

Там и масло и творог.

– Мой дружочек пастушок,

Читайте также:  Масло виноградной косточки рафинированное вред или польза

Я у него доярочка,

Как приходим на гулянье –

Веселая парочка.

Как-то Пух полез на елку,

Хотел меду своровать!

А на елке были пчелки,

Мишку начали кусать!

Говорит сосед соседу:

“Я к тебе с подмогой еду!

Я ведь с пчелами дружу…

К ним без маски захожу!”

Гром гремит, земля трясется…

Витя с пасеки несется.

Весь распух, отек, осел!

Что ж ты маску не надел?

На дворе стоит тахта

На тахте той пряники

А я медом их запью

Буду весь румяненький

Как я стану пчеловодом-

Буду всласть работать,

Пчёлы мёдик мне таскать,

А я ложкой лопать.

– Мы частушки вам пропели

Все, что пели – в самом деле,

Сами знаете о том –

Мы неправды не поем!

Устное народное творчество богато примерами, в которых люди выражают свое отношение     к молоку, корове, меду.

Пословицы.

1. Молоко коровье кушай на здоровье.

2. Молоко коровье – пейте на здоровье.

3. Корова на дворе – харч на столе.

4. Овсяная каша хвалилась, будто с коровьим маслом родилась.

5. Мёд есть – в улей лезть.

6. На лед послов пошлю, а на мед сам пойду.  

7. Цвет – пчелкам, а мед – деткам.  

8. Коли мед, так и ложку.

9. Сладок мед, да не по две ложки в рот.

10. О меде хоть год думай, во рту сладко не будет.  

11. Терпи горе — пей мед.

12. Ложка дегтю испортит бочку меда.

7. Заключение.

Учитель.

         Итак, ребята, из всего сказанного можно сделать вывод, что с точки зрения физиологии питания ценность молока и меда как пищевых продуктов объясняется их универсальным составом. Молоко и мед – это здоровье. Недаром  о них сложены пословицы и поговорки, писали картины художники и рисовали рисунки наши дети.  В заключении все хотелось пожелать быть здоровыми, а для этого нужно пить молоко, употреблять молочнокислые продукты и есть мед.

Ученики.

1.Молоко целебное вы пейте,

 Все себя любите и жалейте,

Оно поможет сердцу

Организм ваш поддержать

И множество болезней избежать.

2. Да, витаминами богат наш край земной,

Щедра природа и поделится с тобой

Стой! Не уходи, ты молока испей,

Свое здоровье сбереги и пожалей.

Молоко поможет хворь тебе любую излечить

Ты, человек, сумеешь сотню лет прожить.

Источник

“О пользе молока и мёда “

Цель: Формирование знаний о ЗОЖ, понятий “здоровая” и “нездоровая” пища, уточнение знаний о пользе молока и меда. Оборудование: мяч, таблица “Рациональное питание”, бумага, фломастеры, кувшин, бочонок.

Ход беседы:

Учитель: Сегодня наше занятие посвящено правильному питанию и двум полезным продуктам: молоку и мёду. Ответьте мне на вопросы: зачем люди едят? Участники передают друг другу мяч и отвечают на вопрос.

Учитель подводит детей к выводу: в пище содержатся основные питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные элементы, жидкость, они являются строительным материалом для организма человека, источником энергии, укрепляют иммунитет. Человеку нужно есть, Чтобы встать и чтобы сесть, Чтобы прыгать, кувыркаться, Песни петь, дружить, смеяться. Чтоб расти и развиваться, И при этом не болеть, Нужно правильно питаться С самых юных лет уметь. С. Михалков.

Учитель: Ребята, назовите ваши любимые блюда, любимую еду. (Ответы детей записываются). К сожалению, не все продукты полезны для здоровья. Давайте распределим ваши любимые блюда, любимую еду на 2 группы следующим образом: если я называю здоровую пищу, вы – хлопаете, если нездоровую – поднимаете руки вверх. Учитель задаёт вопрос детям: ” Сколько раз в день надо питаться?” (не менее 3, лучше 4: завтрак – обед – полдник – ужин). Предлагаю вам разделиться на 4 команды. Каждая команда придумывает по 7 вариантов блюд на завтрак (1 к.), обед(2к.), полдник (3к.), ужин (4к.).

Далее из ответов составляется “Меню на неделю”. На ватман наклеивает меню по дням недели каждый участник команды. Затем с помощью таблицы “Рациональное питание”, полученное меню обсуждается. Учитель: В школьной столовой вы получаете каждый день на завтрак 2 полезных продукта. Назовите эти продукты. (Дети называют мёд и молоко).

Родился ребенок! И добрые, ласковые руки матери прикладывают его к груди. Первое, что получает ребенок – это материнское молоко. Недаром И.Б. Павлов назвал молоко – пищей, приготовленной самой природой. Молоко самый полноценный наиболее сбалансированный продукт, содержит все необходимые человеку вещества. Вся жизнедеятельность живых организмов связана с белковыми веществами, поэтому наш организм постоянно ощущает потребность в белке. Совсем не безразлично, какие белки употребляются в пищу. Молоко животных отличается по % содержанию различных компонентов. Целебным считается козье молоко, которое почти всегда можно пить сырым. Но не менее ценно и коровье молоко, молоко кобылиц и т.д. Белки молока усваиваются на 96 %, рыбы – 93%, хлеба – 62%. В состав молока входят все необходимые аминокислоты – заменимые, которые организм может синтезировать сам и незаменимые, которые поступают в организм только с пищей. Содержащиеся в молоке жиры делают нашу кожу нежной, гладкой, а волосы – блестящими и здоровыми, потому что молочный жир участвует в образовании тонкой пленки, благодаря которой, кожа сохраняет влагу и не теряет упругости. Немаловажную роль в организме имеют витамины. В молоке содержатся витамины всех групп: А, Д, Е, В, С, РР. Недостаток их приводит к различным заболеваниям. Минеральные вещества участвуют в многочисленных обменных реакциях и выполняют многообразные физиологические функции. В зависимости от содержания в организме и значимости они делятся на макроэлементы – натрий, калий, магний, фосфор и др., необходимые в больших количествах и микроэлементы – железо, медь, цинк, йод, фтор и др., необходимые в меньшем количестве. Кальций придаёт прочность скелету, повышает возбудимость нервно – мышечного аппарата, способствует свёртываемости крови, участвует в работе мышц сердца. Фосфор необходим для развития костной системы. Солями кальция и фосфора наиболее богаты – творог, сыр, кефир. Вот какой сложный и разнообразный состав у молока!

Читайте также:  Кабачок как первый прикорм польза вред

А теперь давайте проведем “Молочный аукцион”. Для участия в аукционе приглашаются 3 ученика. Кто больше назовёт продуктов и блюд, в состав которых входит молоко? Затем учитель проводит с учащимися Мини викторину: Если молоко поставить на сутки в теплое место, оно прокиснет и образуется… (простокваша). Если прокисшее молоко слегка подогреть, из него выделится плотный сгусток белого цвета… (творог). Если молоко поставить в горячую духовку и подержать там часа два, то получится …(топлёное молоко). Если топлёное молоко прокиснет, то получается… (ряженка).

Учитель: Последние несколько лет в области проводится кампания «Белгородское молоко». В школах каждый день на завтрак дети получают свежее молоко, что способствует укреплению костной системы, зубов, улучшает деятельность желудка. Для человека очень ценен лецитин, играющий важную роль в обмене веществ, особенно в клетках нервных тканей, при профилактике болезней печени и атеросклероза. Так же огромную пищевую ценность имеют молочные продукты: кефир, кумыс, творог, сыр, сметана, йогурт, пахта, молочная сыворотка, ряженка и другие продукты. Из этого следует: “Здоровому все здорово!” (пословица)

Другой не менее ценный продукт – мёд. О пользе мёда известно еще с тех времён, когда землю населяли первобытные люди. Однажды, случайно обнаружив гнездо пчёл и попробовав золотистого нектара, они стали систематически охотиться на гнезда пчёл и собирать мёд. В течение столетий мёд, вырабатываемый пчелами из нектара цветов, был единственным сладким продуктом, доступным человеку. Но и на сегодняшний день мед представляет собой единственный сладкий продукт, обладающий рядом ценнейших свойств, как никто другой. Мёд удовлетворяет потребности человека в необходимых минеральных веществах. В состав меда входят: железо, медь, марганец, кальций, фосфор, магний. Все эти элементы поступают в мёд из почвы, на которой растут растения, а через растения в нектар. Содержит ли мед витамины? Пыльца многих цветов отличается повышенным содержанием витамина С (больше, чем в овощах и фруктах). Мёд – среда, в которой сохраняются витамины, что не всегда можно сказать об овощах и фруктах (при хранении в них теряется часть витаминов) Таким образом, мёд имеет ряд преимуществ:

1. Не раздражает слизистую желудка.

2. Легко и быстро усваивается организмом.

3. Быстро освобождает энергию и позволяет спортсменам, расходующим много энергии, быстро восстанавливать силы.

4. Оказывает успокаивающее влияние на организм.

Учитель: Дети, посмотрите, у меня в руках кувшин. Это не простой кувшин, а волшебный. Он нам расскажет о полезных свойствах молока. (Дети достают из кувшина карточки и зачитывают вслух). Полезные свойства молока Молоко облегчает участь курильщиков: отдаляет тяжёлые последствия пристрастия к никотину. Молоко может использоваться при профилактике рака. Молоко является спасительным средством для укрепления зубов. Постоянное потребление сыворотки облегчает обмен веществ, что важно в профилактике атеросклероза, в лечении больных диабетом. При добавлении в рацион йогурта и цельного молока было отмечено понижение холестерина в крови. Кто регулярно пьёт молоко, менее подвержен язве желудка. Молоко может предупредить стрессы. Те, кто выпивает ежедневно хотя бы 2 кружки молока, реже болеют хроническим бронхитом. Молочные продукты применяются во всех диетах, требующих повышенного количества кальция.

Учитель: А теперь предлагаю вам поучаствовать в создании волшебного бочонка мёда. Но о полезных свойствах мёда расскажете вы.

Дети записывают полезные свойства мёда (средство от кашля, используется в качестве снотворного, при лечении ожогов, питание спортсменов, повышение иммунитета, лечит насморк, улучшает работу мозга) на карточках, затем зачитывают вслух и опускают карточки в бочонок.

В заключение занятия предлагаю игру “Правильно – неправильно” Если мой совет хороший, вы похлопайте в ладоши. На неправильный ответ вы потопайте – нет, нет! Постоянно нужно есть для здоровья важно: Фрукты, овощи, омлет, творог, простоквашу. Если мой совет хороший, вы похлопайте в ладоши. Не грызите лист капустный, он совсем, совсем невкусный, Лучше ешьте шоколад, вафли, сахар, мармелад. Это правильный совет? (Нет, нет, нет!) Зубы вы почистили и идите спать. Захватите булочку сладкую в кровать. Это правильный совет? (Нет, нет, нет!)

Учитель подводит итог беседы.

Источник