Польза музыки в развитии ребенка

Польза музыки в развитии ребенка thumbnail

Перед каждым родителем рано или поздно встает вопрос о том, чем занять свободное время своего ребенка. Приоритетным направлением для многих семей становится музыкальное образование. Но в чем именно польза музыки и почему музыкальное образование по-прежнему остается востребованным в сегодняшнем прагматичном мире? 

Многочисленные исследования показывают, что музыка способствует более активному развитию детей, причем никаких возрастных ограничений нет. И многие современные мамы в ожидании малыша активно прослушивают классические музыкальные произведения. Считается, что уже на этом этапе своего развития ребенок восприимчив к внешним звукам и способен распознавать разные мелодии и реагировать на них.

Развивающие эффекты музыки 

Среди большого количества положительных эффектов наиболее важны следующие:

Развитие памяти.  Все дети в той или иной мере запоминают мелодии или тексты песен, причем происходит это непреднамеренно — такой способ развития памяти не будет обременительным ни для родителей, ни для малышей.

Формирование речи. Все детские песни просты для восприятия и написаны так, чтобы ребенок мог  легко их воспроизвести. Именно поэтому дети разных возрастов весело подпевая своей любимой песне, не только улучшают свое настроение, но и развивают артикуляционный аппарат, навыки звукопроизношения, параллельно расширяя и словарный запас.

Развитие эмоциональной сферы ребенка. Музыкотерапия как одно из терапевтических направлений  приобретает с каждым годом все большую популярность, как среди взрослых, так и среди детей. Это не случайно, ведь легко возбудимые, тревожные, гиперактивные дети, которых сегодня достаточно много, довольно быстро успокаиваются под музыку. При этом ритмичные мелодии помогают растормошить пассивных детей.

Развитие творческих способностей. Любая музыкальная мелодия вызывает у ребенка ответные поведенческие реакции. Свободные танцевальные движения или просто неосознаваемые действия в такт музыке активизируют воображение. Слушая музыку, ребенок учится ее понимать, представлять образы, скрывающиеся за звуковыми рядами, что и есть уже настоящий процесс творчества. 

Развитие математических способностей. Как не удивительно, но ученые установили и такую взаимосвязь! Регулярное прослушивание музыки способствует более быстрому формированию навыков счета у детей (то же самое касается и навыков письма). Научное обоснование тому — музыка оказывает положительное влияние на развитие пространственного восприятия, которое лежит в основе этих навыков.

Гармоничное интеллектуальное развитие ребёнка.  Музыка положительно влияет на динамику интеллекта ребенка в целом. Она способствует ускорению познавательных процессов малыша (таких как память, мышление, восприятие, внимание, воображение), что в итоге и определяет общий уровень развития интеллекта. Кроме того, чтобы стимулировать развитие обоих полушарий головного мозга, музыку слушать просто необходимо! Некоторые исследователи также считают, что занятия музыкой позитивно сказываются на освоении иностранных языков.

Развитие волевой сферы ребенка. Занятия музыкой чаще всего связаны с приложением достаточно большого количества душевных и физических усилий, необходимых для достижения положительного результата. Например, чтобы выучить даже самое простое музыкальное произведение, то вместо того, чтобы посмотреть мультфильм или поиграть в куклы, ребенку порой приходится заставлять себя упорно повторять одни и те же действия, абстрагируясь при этом от окружающих помех. Но именно в этой монотонной деятельности и формируются такие личностные качества как целеустремленность, настойчивость, внимательность, трудолюбие, терпеливость и т.д.

Позитивное влияние на здоровье. Занятия музыкой выполняют психотерапевтическую фикцию, с ее помощью ребёнок легче справляется со своими переживаниями и комплексами. Кроме того, музыка оказывает влияние на скорость обменных процессов в организме, улучшает работу сердечно-сосудистой системы, поддерживает тонус головного мозга.

Физическое развитие. Занятия музыкой в любом возрасте способствуют развитию мелкой моторики, чувства такта и ритма, улучшают координацию движений.

Особенно тесно прослеживается взаимосвязь между внутренними переживаниями ребенка и музыкой в подростковом возрасте, когда она становится и способом самовыражения, и средством развития творческих способностей, и в целом отражает эмоциональный фон юноши или девушки. Именно в этом возрасте многие подростки сами «тянутся» к ней, начинают играть на музыкальных инструментах, писать песни. На этом этапе становления музыка становится средством познания собственного «Я».

Музыка важна для ребенка, и она обязательно должна присутствовать в его жизни, но в какой форме и в какой мере – это уже решать вам, уважаемые родители. Известный советский педагог В.А. Сухомлинский считал, что: «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством приучения ребенка к добру, красоте и человечности. Жизнь детей без музыки невозможна, как невозможна без игры и без сказки …».

Татьяна Богачева

Фото с сайта sch1883uz.mskobr.ru

Источник

Чаще всего первой музыкой для маленьких детей являются колыбельные песни, которые заботливые мамы напевают своим крохам, не имея никакого музыкального образования. Более современные родительницы, будучи беременными, слушают классическую музыку регулярно, полагая, что таким образом мелодии великих композиторов благотворно повлияют на общее развитие плода. И действительно, согласно многочисленным исследованиям, те малыши, которые в утробе матери и после рождения прослушивали классику, легче справляются с логическими задачами, они спокойны, их психика более устойчива к раздражителям разного рода, их творческий потенциал значительно выше в сравнении с детьми, с которыми прослушивание музыки не практикуют. Но все ли так безоблачно? В чем заключается главная польза музыки и в каких случаях она может нанести непоправимый вред психическому здоровью ребенка?

Польза классической музыки

Говоря о пользе музыкальных произведений, подразумевают именно классические мелодии. Ведь, как утверждают исследователи, психологи и музыковеды, классика оказывает особое влияние на психику и здоровье человека, на его развитие. Особенно полезна классическая музыка для маленьких детей. Однако и здесь важно правильно подобрать репертуар. Так, мелодии Моцарта, Бетховена, Чайковского, Шуберта, Листа успокаивают и заинтересовывают малыша. А вот органная музыка Баха считается слишком тяжелой для детского восприятия, малыши чувствуют тревогу, прослушивая мелодии этого великого композитора.

Читайте также:  Пав в косметике вред или польза

В целом регулярное прослушивание классических мелодий детьми:

  • положительно влияет на развитие мозговой деятельности;
  • улучшает восприятие нового материала;
  • стимулирует память;
  • нормализует эмоциональное состояние крохи (снимает тревожность, успокаивает, уменьшает неуверенность в себе);
  • развивает творческое и логическое мышление;
  • формирует коммуникабельные навыки;
  • воспитывает силу воли, целеустремленность, терпеливость, усидчивость, любовь к труду;
  • помогает побороть психические, двигательные и речевые расстройства.

Существует 3 неопровержимых факта, доказывающих пользу музыки.

  1. Музыка оказывает благотворное влияние на все участки головного мозга. Классические мелодии хороши тем, что в одночасье активизируют мозговые участки, которые отвечают за речь и эмоции ребенка, его физическое, социальное и умственное развитие.
  2. Гармония души и тела. Прослушивание классических произведений благотворно влияет на духовный мир человека, превозносит его эмоциональное и интеллектуальное начала, улучшает физическое состояние, причем происходит все это одновременно. Тот, кто хоть единожды внимательно слушал классику, наверняка ощущал это невероятное чувство, когда внутри тебя происходит что-то необъяснимое, ликует душа, перехватывает дух… Для растущего организма эти ощущения необходимы, как воздух и вода.
  3. Пение – прекрасный способ установить крепкую психологическую связь между ребенком и родителем. Когда родители поют своему малышу колыбельные, он учится любить, понимать эмоции и настроение, распознавать интонации.

Стоит также учитывать, что музыка больше принесет пользы, если ее прослушивание будет добровольным. Не нужно заставлять ребенка слушать мелодии мировых классиков! Ненавязчиво включайте мелодии во время ежедневных игр, сна, отдыха. Выбирайте разный репертуар и обязательно обращайте внимание на реакцию ребенка: если мелодия ему не нравится, не включайте ее больше. А вот музыку, которая пришлась ребенку по душе, обязательно добавьте в плейлист и используйте с удовольствием.

Как классика влияет на здоровье детей?

Отдельно хочется затронуть тему влияния классических мелодий на здоровье ребенка. Существует такое понятие, как музыкотерапия. Ученые доказали, что музыка способна излечить человека от многих заболеваний. Под музыкотерапией понимают метод, в котором музыка используется, как средство нормализации эмоционального состояния, устранения двигательных и речевых расстройств, страхов, поведенческих отклонений и т.д. А ведь на сегодняшний день детей с подобными проблемами очень много, и виной всему темп современной жизни, за которым взрослые пытаются угнаться, забывая о самом дорогом – о своих детях. Часто свою любовь и заботу родители заменяют компьютерами, планшетами и телефонами. Вследствие этого дети становятся малообщительными, замкнутыми, появляются проблемы с поведением. Одним из лучших методов решения этой проблемы и является музыкотерапия, где музыка – бесценный помощник.

Музыкотерапия состоит из совокупности методов и приемов, направленных на формирование эмоциональной сферы ребенка, а также из практических упражнений и занятий, которые способны нормализовать психическое состояние детей. Правильно подобранная музыка способна снять усталость, сконцентрировать внимание, расслабить и раскрепостить, взбодрить и улучшить настроение. При этом используется не только прослушивание музыки, но и пение, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах, театрализация и пр. С помощью музыки дети с различными проблемами (слабовидящие, с ДЦП, задержкой психического развития и т.д.) учатся понимать чувства и различать настроения, которые передает мелодия. Именно это позволяет сформировать чувственный контакт с окружающим миром и, как следствие, психоэмоциональная сфера детей меняется в корне, причем в лучшую сторону.

Влияет ли классическая музыка на развитие личности ребенка?

Классическая музыка оказывает комплексное воздействие на развитие детей. Если говорить о личности ребенка, то мелодии классиков позволяют:

  • воспитать музыкальный вкус;
  • привить эмоциональную отзывчивость;
  • привить любовь к физическим упражнениям, если они проводятся под музыкальное сопровождение, а ритмика в свою очередь позволяет улучшить осанку ребенка, координацию и четкость его движений и ходьбы;
  • укрепить голосовые связки, развить речь и правильное дыхание на занятиях пением;
  • развить внимание, быстроту реакций, организованность, мелкую моторику на занятиях с игры на музыкальных инструментах;
  • расширить кругозор при прослушивании музыкальных аудиосказок;
  • уравновесить внутренний мир ребенка, унять вспыльчивость, агрессию;
  • развить коммуникабельность ребенка, улучшить настроение, снизить страх знакомства с новыми людьми;
  • воспитать целеустремленность, дисциплинированность, ответственность.

Более того, дети, которые регулярно посещают музыкальные кружки, учатся пению и игре на музыкальных инструментах, реже попадают в «плохие» компании, поскольку музыка отвлекает от опасных увлечений и дает детям правильное позитивное направление в жизни.

Вам могут быть интересны темы:

Может ли музыка нанести вред ребенку?

Безусловно, не вся музыка полезна для подрастающего поколения в одинаковой мере. Правильно подобранные мелодии способствуют всестороннему развитию детей. Но сегодня существует много музыкальных направлений, которые разрушают психику ребенка и не несут никакой полезной информации. К примеру, поп-музыка, шансон, реп – все это бессмыслица, музыка для развлечения, но никак не для развития интеллектуальных способностей ребенка, его психоэмоционального и физического здоровья.

Что касается рока и прочей тяжелой музыки, то ее влияние на живые организмы не просто негативное, но и вовсе разрушительное. Исследования показали, что громкая, мрачная музыка тормозит рост растений, разрушает структуру молекул воды, а снежинки от такого звучания из прекрасных и идеальных превращаются в настоящее безобразие. И поскольку человек – неотъемлемая часть природы, то влияние тяжелой музыки на развитие ребенка так же губительно, ведь в процессе прослушивания рока в организме человека выделяется стресс-гормон, который стирает информацию из мозга.

Читайте также:  Урбеч из черного льна польза и вред как принимать

Учитывая все вышесказанное, можно уверенно сказать, что польза классической музыки для развития ребенка очевидна. Поэтому, если у вашего малыша есть желание или способности к музицированию, не медлите ни минуты – запишите кроху в музыкальную школу. Это отличный способ сделать ребенка успешным и счастливым.

comments powered by HyperComments

Другие материалы рубрики

Источник

Вы никогда не задумывались, почему дети так любят петь? Они поют так вдохновенно, совершенно не задумываясь о качестве своего исполнения. Еще дети очень любят играть на инструментах. На всех. Они (почти все) хотят научиться играть на гитаре, пианино, баяне и трубе. На всех тех инструментах, которые попадают в их поле зрения. Они хотят, они пробуют, и приходят в бурный восторг от того, что из-под их маленьких пальчиков выходят звуки – музыкальные звуки.

Музыкальное воспитание – основа художественно-эстетического развития личности. Это важная составляющая в полноценном всестороннем развитии ребенка – гармоничного, счастливого и любящего весь мир.

А как они танцуют? Вы видели? И ведь их никто не учит. Маленькие дети одного года жизни живо реагируют на подвижные ритмы, кружась и маша потешно ручками, они творят свой первый танец, пропуская музыку через свое сердце. Музыка и дети – неразделимы, потому, что музыка была и будет не только видом искусства, а потребностью человека, и человек к ней инстинктивно тянется.

Как родилась музыка

Музыка появилась, когда появился человек разумный. Нет, это не было искусством. Искусством она стала позже. А вначале это была необходимость. Потребность человека, такая же, как сон. Потребность в звуках, гармоничных и радующих слух. Потребность в движении, потребность в передаче настроения. Ученые считают, что петь человек научился еще раньше, чем говорить. Нет, музыка не была искусством. Она была частью жизни человека. Она сопровождала его при рождении, в трагичных и радостных моментах. Она же провожала его в мир иной. Через музыкальные средства, первобытные люди искали контакт с природой, вселенной, Богами.

А потом появилось искусство. Музыка для наслаждения. Люди поняли, что приятно не только исполнять, но и слушать. Появились музыкальные инструменты. Играли на всем, что только может быть. Ударные и духовые инструменты стали первыми на земле, ведь их так просто было сделать. Музыка для увеселения, для удовольствия, для церемоний – все это родилось после. Сегодня музыка является одним из самых востребованных видов искусства. И объяснением тому является именно естественное стремление человека к звуку. А дети – тому лучшее подтверждение. Разве можно не дать детям то, что им так необходимо?

Зачем учить ребенка музыке

Музыкальное воспитание детей в нашей стране сегодня стало чем-то основным. И это не может не радовать. Музыкальные школы не ощущают нехватки учеников. Востребованными оказываются и те инструменты, которые еще два-три десятка лет назад были не в фаворе. Повышение культуры и грамотности среди родителей приводит к тому, что музыкальное воспитание прочно закрепляется, как основа воспитания гармоничной личности. Хорошо, что так думает большинство. Но, все-таки, не все. Есть такой тип родителей (их немало), которые искренне не понимают, и задаются вопросом: «А зачем учить моего ребенка музыке? Ведь он не станет музыкантом?».

Музыкантами становятся не многие. Нет, их, конечно, достаточно много, но это лишь десятая часть из всех, кто обучался в детстве. Но так ли это бесполезно? Совсем не бесполезно. Музыкальные занятия – не просто учебная деятельность. Это удовлетворение живых, естественных потребностей ребенка. Потребности в музыке, в звуках, в самовыражении с помощью ее средств.

«Если ребенок долго не говорит – научите его петь. Петь ему будет гораздо проще. Добавьте к пению игру с ручками. Пусть пальчики танцуют – это отлично стимулирует развитие речи» – говорят психологи.

«Если у ребенка проблема в произношении звука, пусть он его пропоет. Порой самые сложные дефекты речи устраняются в процессе пения» – говорят логопеды.

«Музыкальные упражнения на ритм, изучение элементарной теории музыки способствуют развитию математических способностей. Обучение игре на инструменте, с его систематическими занятиями и повторами вырабатывают усидчивость, терпение и способность рационально мыслить» – утверждают педагоги.

Добавим к этому упражнения на творчество, развитие памяти (текст песни и мелодии наизусть), координацию движений, да и просто море позитивной энергии, которое дарит детям каждое музыкальное занятие. Теперь на сакральный вопрос: «нужно ли учить ребенка музыке» вы ответите сами.

Музыкальные способности детей. Как их выявить, чтобы развивать

Ох уж это наличие музыкального слуха. Сколько вокруг него мифов крутится. Это хорошо, когда ребенок с трех лет недвусмысленно демонстрирует тягу к музыке, чистым голосом напевая любимую мелодию, аккомпанируя себе на импровизированном барабане. Тут все ясно, способности налицо. А если нет? Неужели нет слуха?

Хочется сказать всем родителям нашей большой страны – способности к музыке есть у каждого ребенка. А предпосылки с талантом, чтобы стать музыкантом есть у доброй половины детей. Но только единицы демонстрируют свои таланты в раннем детстве. Остальных надо развивать, им надо время, чтобы раскрыться.

Педагоги – музыканты выявляют три типа музыкальных способностей у детей:

  • Чувство ритма. Умение не только слышать и воспроизводить ритм мелодии или всего музыкального произведение, но и пропускать его через себя. Это врожденное чувство. Пропустить такую способность сложно. Дети с хорошим чувством ритма умело отбивают такт услышанной мелодии, воспроизводят заданный ритмический рисунок.
  • Музыкально-слуховое представление. Сюда входят умение слышать и запоминать мелодию, воспроизвести ее голосом или с помощью инструмента.
  • Ладовое чувство. Способность воспринимать музыку, эмоционально реагировать. Ладовое чувство предполагает понимание настроение, выраженное в музыкальном произведении, ощущение высоты звуков, их различие и порядок.

Он не умеет петь. Это аргумент?

Часто приходится слышать, как мама утвердительно заявляет, что ее ребенку «слон на ухо наступил». На логичный вопрос «С чего вы это взяли?» она дает непоколебимый ответ: «Он ужасно фальшиво поет». Для нее это аргумент – он не умеет петь. Она даже не знает, а умеет ли он слышать? Умение интонировать есть одно из проявлений музыкальных способностей детей. Только одно из многих, но далеко не самое главное умение. Умение интонировать голосом, безусловно, необходимо, если ребенок должен стать певцом. Но так ли это нужно ударнику группы, или первой скрипке в оркестре? Удивим многих мам, но есть прекрасные музыканты, и даже среди известных миру исполнителей, которые совершенно не умеют петь. При этом они обладают идеальным слухом, чувством ритма и тончайшей музыкальной чувствительностью.

При диагностировании педагогом музыкальных способностей, результаты частенько удивляют родителей. А ведь они даже не думали. Он же совсем не умеет петь…

Виды музыкальной деятельности – воспитываем играя

Музыкальные игры

Музыка – не математика и не физика. Музыка должна приносить радость, иначе воспитательный эффект не будет полноценным. Потому музыкальное воспитание не должно быть скучным. Детям такие занятия должны приносить удовольствие, заинтересовать их, затягивать. Поэтому ведущей деятельностью музыкального воспитания остается игра. Дидактические, подвижные, народные музыкальные игры, в которых дети знакомятся с музыкальными средствами, инструментами, элементами народной культуры. Играя, ребенок полностью расслабляется и открывается педагогу. В такой непосредственной обстановке очень просто и легко усваивается информация. Игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте и вспомогательной в начальной школе.

Читайте также:  Польза козьего молока для почек

Танец

Танец – это потребность человека. Танец появился гораздо раньше, чем песня и исполнительское искусство. Мы все очень любим танцевать, и делаем это с удовольствием. Танцуя, мы избавляемся от стресса, даем физическую нагрузку на мышцы, сливаемся с ритмом мелодии, пропуская каждый такт через все тело. Танцуя, ребенок учится слышать и чувствовать ритм, настроение в музыке. Танец в музыкальных занятиях – это радость, это расслабление. Соединяя пение с танцевальными движениями, педагог решает важные задачи – развитие художественно эстетического вкуса, способностей вкупе с развитием речи, чувством ритма и памяти. К этому добавим снятие стресса, и получим богатый коктейль позитива и пользы.

Слушание музыки

Ничто так не формирует музыкальный вкус, как слушание музыки. Знакомства с музыкальными произведениями помогают научить детей слышать, эмоционально откликаться и анализировать музыку. Слушание нередко сочетается с другими видами деятельности, такими, как изобразительное искусство (рисовать во время прослушивания).

Пение

Воспроизведение мелодии голосом – важная задача. Петь не так уж просто, как кажется. Педагог уделяет массу времени постановке певческого аппарата, используя, опять же игры-упражнения для дыхания, укрепление связок и воспроизведения мелодии. Петь можно по-разному. Не только песни, выучив слова наизусть. Пропевание мелодии от лица различных героев (баба яга, дед Мороз, кошечка, собачка, свинка и т.д) развивает творческие способности и театральные навыки. К пению относят и всевозможные игры «с язычком», которые так нравятся детям и логопедам. Соединение пения с движениями (логоритмика) является отличным вспомогательным средством для развития речи и решения логопедических проблем.

Пару слов для родителей

Музыкальные занятия – это не просто развлечение для ваших детей. Музыка не является чем-то лишним или ненужным. Иначе зачем, по -вашему, министерство образования включает музыку в обязательное дошкольное и начальное образование? Умные ученые-педагоги давно выявили связь между музыкальными занятиями и полноценным, всесторонним развитием маленькой личности.

Учите детей музыке. Поощряйте их тягу к миру звуков и ритмов, ведь это естественная потребность человека, которую маленькие люди еще не утратили. Вовсе не обязательно тратиться на покупку музыкального инструмента.

  • Включайте почаще хорошую классическую музыку. Пусть ваши дети научатся слушать.
  • Прислушивайтесь к советам и рекомендациям музыкальных руководителей – они могут видеть в вашем ребенке особенные способности.
  • Не критикуйте ваших детей в их, пусть даже нелепых попытках выражать свои эмоции музыкально. Никогда не говорите, про слона, наступившего на ухо. Ребенок поет с удовольствием – оставьте ему это удовольствие. Он любит себя в этом искусстве.
  • Хвалите даже за самые незначительные достижения. Двухминутное выступление на утреннике – это не пустяк. Это его звездный час, поддержите и порадуйтесь.
  • Не ругайте за то, что он шумно выстукивает запомнившийся ритм ложкой по кастрюле. Для него это не шум. Это его первый ударный инструмент. Прислушайтесь к тому, что он стучит. Возможно, его музыкальные эмоции требуют выражения. Пусть выражается. Составьте ему компанию.

Музыкантами становятся не все. Но зачем нам надо такое количество музыкантов? Миру нужны и доктора, и адвокаты – это замечательно. Но музыка помогает нам раскрыться. Помогает тоньше чувствовать этот мир, стать добрее, лучше. Музыкальное воспитание – основа художественно-эстетического развития личности. Это важная составляющая в полноценном всестороннем развитии ребенка – гармоничного, счастливого и любящего весь мир.

Источник