Польза от малый и средний бизнес

Польза от малый и средний бизнес thumbnail

Недавно Росстат озвучил вклад малых предприятий в российский ВВП. Цифра получилась вполне ожидаемая, но совершенно не впечатляющая — мы отстаем от развитых стран в несколько раз. Президент и Минэкономразвития собираются это отставание сократить до 2025 года. Разбираемся, насколько это реально и почему развитие малых и средних предприятий так важно для экономики России.

 

Большой вклад малого бизнеса

Отчет службы государственной статистики, опубликованный в начале февраля, представляет собой всего одну цифру — 21,9%. Это доля малого и среднего бизнеса в ВВП России за 2017 год. Более свежих данных пока нет. Методика расчета показателя: отношение продукции, созданной индивидуальными предпринимателями, микропредприятиями, малым и средним бизнесом к общему объему производства.

К малым и средним предприятиям в России относят бизнес с оборотом до 2 млрд. рублей в год и численностью штата до 250 человек. Всего таких компаний насчитывается 6 миллионов, в них работает почти 16 миллионов человек, а их объем производства в пересчете на деньги — более 20 трлн. рублей. Раньше неофициальную статистику по малому и среднему бизнесу (МСБ) собирало Министерство экономического развития. По данным министерства доля МСБ в экономике с 2014 года росла примерно на 1% в год.

До 2019 года эти данные нигде официально не публиковались. Но в марте прошлого года президент поставил задачу увеличить численность работников малых и средних предприятий до 25 млн. человек, а их вклад в ВВП до 40%. Правда, в майский указ вошло только поручение по численности. Для отслеживания планов, нужна официальная статистика, вот она и появилась в отчетах Росстата.

Еще один план развития озвучило Минэкономразвития, которое собралось до 2024 года увеличить долю МСБ до 32,5%. А министр финансов Антон Силуанов хочет добиться 23% уже в 2019 году. Чтобы достичь этих результатов динамика прироста МСБ должна улучшиться хотя бы в два раза. На первый взгляд кажется, что и сейчас цифры неплохие — 20 трлн. рублей это немало. Но, сравнение с передовыми экономиками мира показывает, что мы сильно отстаем.

Что в Томской области

Томская область считается хорошим регионом для малого и среднего бизнеса. В 2018 году доля малых предприятий в ВРП достигла 30%. Численность работников МСБ 115 тысяч человек, это почти четверть от трудоспособного населения. Объем привлеченных инвестиций превысил 3 млрд. рублей за год.

На фоне общероссийских показателей Томская область действительно выделяется в лучшую сторону. Это следствие развитой инфраструктуры поддержки малых и средних предприятий. В области работает Фонд развития промышленности, действует комплексная программа «Мой бизнес» и программа развития экспорта, открыты учебные центры и бизнес-инкубаторы при университетах.

В прошлом году область оказала предпринимателям поддержку на сумму более миллиарда рублей, а в 2019 году планируется дополнительно открыть микрофинансовую организацию для развития МСБ, которая будет выдавать займы по льготным ставкам. Меры поддержки, отработанные в Томской области, могут быть использованы для развития бизнеса по всей стране.

Большая важность малого бизнеса

Чтобы нарастить долю малого и среднего бизнеса в ВВП до 32%, властям придется всерьез взяться за это направление. В прошлом году был запущен национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», который должен оптимизировать бизнес-среду в стране. Проект подразумевает льготное кредитование на общую сумму 10 трлн. рублей, облегченный доступ к госзакупкам, информирование бизнеса о действующих мерах поддержки.

Дмитрий Медведев предложил использовать принцип «регуляторной гильотины», чтобы сократить административную и налоговую нагрузку на бизнес. Согласно этому принципу, действовать будут только специально согласованные требования, остальные — автоматически утратят силу. В России многие требования действуют еще со времен СССР, некоторые из них противоречат друг другу или просто не имеют смысла. Учесть все эти требования бизнес просто не в состоянии, а проверяющие организации вынуждают это делать.

В Совете Федерации обсуждают возможность закрытия крупных магазинов на выходные, чтобы поддержать малый торговые точки. А в Госдуме на рассмотрении проект о возврате ларьков и мобильных точек торговли.

Почему о малом и среднем бизнесе вдруг стало так много разговоров? Дело в экономическом росте, который необходим России — наша экономика растет в два раза медленнее, чем мировая. С такими показателями в пятерку самых развитых стран к 2024 году нам не попасть. А такое поручение президент дал правительству в своих майских указах.

Во вчерашнем послании Федеральному Собранию Владимир Путин подчеркнул важность улучшения делового климата в стране и поручил разобраться с уголовными делами на предпринимателей.

Малые и средние предприятия — основа роста современных успешных экономик. В США в МСБ занято около 60% трудоспособного населения, в Германии — 70%, во Франции — 60%. А в России менее 30%. Малый бизнес имеет несколько преимуществ, которые положительно сказываются на национальной экономике в целом.

Читайте также:  Зеленая глина польза и применение

Насыщенному малыми компаниями рынку не грозит монополизация, а значит, и неоправданный рост цен. Малый бизнес более гибок, он быстрее подстраивается под изменения рыночных условий, а значит, работает эффективно и удовлетворяет весь спектр спроса, включая специфические запросы в разных регионах. Здоровая бизнес-среда — гарантия низкой безработицы в стране: человеку проще найти работу среди тысяч разнообразных компаний, чем пытаться встроиться в систему одной корпорации.

Важнейшее качество малого бизнеса для российской экономики — это диверсификация. Сейчас 80% всего производства сосредоточено в нескольких десятках компаний, которые уязвимы для внешнеполитических угроз. Несколько точечных санкций могут обрушить и фондовый, и реальный рынок в России, как было после введения санкций против алюминиевого гиганта «Русал».

 

 Санкции против «Русала» за день обрушили российские индексы. На восстановление ушел почти месяц.

Несмотря на грандиозные планы властей, представители малого бизнеса не испытывают оптимизма. Предприниматели опасаются, что громкие заявления не превратятся в реальные шаги. В 2019 году малый бизнес лишили льготных страховых взносов, а самозанятых граждан обложили налогом. Рост НДС и снижение реальных доходов тоже не идут на пользу МСБ. В 2018 году индекс деловой активности малого бизнеса снижался, а ожидания от 2019 года — умеренно негативные.

Росстат начал публиковать официальную статистику — это уже неплохо. Теперь эффект от обещанных властями мер, можно будет оценить в реальных цифрах. Но противоречивой политики властей это, к сожалению, не отменяет. Да и реальность цифр Росстата вызывает все больше вопросов. Многие предприниматели считают, что бизнесу в России не нужно помогать, ему нужно хотя бы не мешать — это и будет лучшей поддержкой.

Виктор Тарасенко

Источник

В чем выгода от статуса малого и среднего предприятияМалые и средние предприятия имеют как преимущества, так и недостатки, которые отличают их от крупных. К преимуществам относятся:

  • финансовая поддержка со стороны государства ;
  • возможность применять упрощенную систему налогообложения ;
  • налоговые, бухгалтерские и иные льготы ;
  • дополнительные гарантии при проверках ( сокращенный срок проверок и даже полное освобождение от плановых проверок при определенных условиях) .

Выгода от статуса малого и среднего предприятия

Все эти преимущества установлены на законодательном уровне и прежде всего в Федеральном законе от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон № 209-ФЗ). Кроме того, малый размер таких компаний сам по себе означает и ряд организационных преимуществ .

Недостатки ведения бизнеса в форме малых и средних предприятий не связаны с какими-либо дополнительными обязанностями, а вытекают из самого размера предприятия. К таким недостаткам часто относят то, что малые и средние предприятия:

  • имеют незначительный масштаб деятельности (если размер дохода превышает определенные лимиты, предприятие теряет статус малого или среднего);
  • менее конкурентоспособны по сравнению с более крупными компаниями;
  • вызывают у контрагентов и клиентов сомнения в своей надежности;
  • зачастую не могут получить кредит, поскольку банки не уверены в их платежеспособности.

Государственная поддержка малого и среднего бизнеса

Небольшие компании, как правило, ограничены в денежных средствах. Поэтому прежде всего государство помогает им финансово – в основном за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов ( ст. 17–25 Закона № 209-ФЗ ). На эти цели выделяют:

  • субсидии, то есть бесплатную и безвозвратную финансовую помощь ( ст. 78 БК РФ );
  • бюджетные инвестиции ( ст. 80 БК РФ );
  • государственные и муниципальные гарантии ( ст. 115 БК РФ ).

Субсидии можно потратить на приобретение основных средств, оснащение рабочих мест, возмещение затрат по кредиту, аренду, сырье и материалы и другие цели, которые необходимы для бизнеса. Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2014 г. № 1605 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства.

Также предприятия малого и среднего бизнеса могут получить государственное и муниципальное имущество, например земельные участки, здания, нежилые помещения, оборудование, транспортные средства, инвентарь, инструменты. Такое имущество они могут получать в долгосрочное пользование безвозмездно или на льготных условиях, в том числе по льготным ставкам арендной платы, или в собственность ( ст. 18 Закона № 209-ФЗ ).

Кроме того, такие предприятия вправе пользоваться ( ст. 20 Закона № 209-ФЗ ):

  • консультационными услугами;
  • компенсацией затрат на оплату этих услуг.

Государство создает информационные системы и сайты для информационной поддержки малого и среднего бизнеса, а также поддерживает их в сферах:

  • образования;
  • инноваций и промышленного производства;
  • ремесленной, внешнеэкономической и сельскохозяйственной деятельности и т. д.
Читайте также:  Кипрей чай вред и польза и вред

Финансовая и имущественная помощь осуществляется на основе специальных федеральных, региональных и муниципальных программ.

Упрощенная система налогообложения

Возможность применять упрощенную систему налогообложения – одна из главных выгод для малого и среднего бизнеса ( гл. 26.2 НК РФ ). Дело в том, что при ее применении предприниматели платят ( п. 2 ст. 346.11 НК РФ ):

  • налог на прибыль (кроме доходов, которые облагаются по ставкам, предусмотренным пунктами 1.6 , 3 и 4 ст. 284 НК РФ);
  • налог на имущество (кроме налога на объекты недвижимости, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость);
  • налог на добавленную стоимость (кроме налога за ввоз товаров на территорию России, а также уплачиваемого по ст. 174.1 НК РФ ).

Чтобы перейти на упрощенную систему налогообложения, необходимо направить уведомление в налоговый орган по месту нахождения организации ( п. 1 ст. 346.13 НК РФ ).

Форма уведомления утверждена приказом ФНС России от 2 ноября 2012 г. № ММВ-7-3/829@ «Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения». Зявление можно направить в электронной форме на основании приказа ФНС России от 16 ноября 2012 г. № ММВ-7-6/878@ «Об утверждении форматов представления документов для применения упрощенной системы налогообложения в электронной форме».

Чтобы перейти на эту систему со следующего года, нужно направить извещение не позднее 31 декабря календарного года ( ст. 346.13 НК РФ ).

Вновь созданное предприятие уведомляет налоговую инспекцию не позднее 30 календарных дней с даты постановки на налоговый учет. Это можно сделать и сразу при подаче документов для регистрации малого или среднего предприятия.

Если доходы предприятия превысят 60 000 000 руб., оно утрачивает право пользоваться упрощенной системой налогообложения ( п. 4 ст. 346.13 НК РФ ).

Налоговые, бухгалтерские и иные льготы

Для малых и средних предприятий закон предусматривает ( ст. 7 Закона № 209-ФЗ ):

  • упрощенное ведение налогового и бухгалтерского учета ( информация Минфина России от 3 июня 2015 г. № ПЗ-3/2015 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности»);
  • упрощенное составление бухгалтерской, финансовой и статистической отчетности;
  • особые гарантии участия в госзакупках ( ст. 30 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», постановление Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»);
  • льготный порядок расчетов за приватизированное государственное и муниципальное имущество ( постановление Правительства РФ от 18 декабря 2008 г. № 961 );
  • упрощенные формы налоговых деклараций и упрощенный порядок ведения кассовых операций для малых предприятий ( указание Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства»).

Рекомендации о том, как правильно организовать бухучет, а также использовать кассовый метод учета доходов и расходов малому бизнесу, содержит приказ Минфина России от 21 декабря 1998 г. № 64н (применяется в части, не противоречащей Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Сокращенный срок проверок малых предприятий

Закон ограничивает срок и общую продолжительность проверок предприятий малого бизнеса. А с 1 января 2016 года и вовсе установлен мораторий на проведение плановых проверок для большинства малых предприятий .

Так, срок проведения выездных плановых проверок, которые проводят контролирующие органы, не может превышать:

  • 50 часов в год – для малого предприятия;
  • 15 часов в год – для микропредприятий.

На это указано в части 2 статьи 13 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ).

Ограничения сроков в отношении малых предприятий действуют только при плановых выездных проверках. При внеплановой проверке действует не специальное, а общее ограничение – до 20 рабочих дней.

Чтобы доказать, что время на проверку в этом году уже исчерпано, необходимо предъявить журнал учета проверок, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. № 141 . Журнал нужно прошить, пронумеровать и удостоверить печатью предприятия (при наличии печати) ( ч. 10 ст. 16 Закона № 294-ФЗ ).

На выездные проверки налоговых органов и внебюджетных фондов эти сроки не распространяются ( ст. 89 НК РФ , ст. 35 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»).

Читайте также:  Морская капуста в консервах польза

С 1 января 2016 года вступил в силу запрет на плановые неналоговые проверки малых предприятий. Он продлится до конца 2018 года ( ст. 26.1 Закона № 294-ФЗ ).

На внеплановые проверки этот запрет не распространяется. Их будут проводить, как и раньше (письма ФАС России от 12 августа 2015 г. № АК/41908/15 , Генпрокуратуры России от 23 октября 2015 г. № 2-9265-15 ).

Мораторий на проведение проверок преследует определенные цели – развитие малого бизнеса и сокращение препятствий для его деятельности.

Вместе с тем, из этого запрета установлены три исключения.

1. От проверок не освобождаются малые предприятия, которые по итогам последних трех лет нарушали требования, предусмотренные законом. Так, организация войдет в ежегодный план проверок, если ( ч. 2 ст. 26.1 Закона № 294-ФЗ ):

  • вступило в силу постановление о назначении административного наказания за грубое нарушение КоАП РФ , имели место дисквалификация или административное приостановление деятельности;
  • принято решение о приостановлении или аннулировании лицензии малого предприятия;
  • с даты окончания проверки, по результатам которой вынесено такое постановление или принято решение, прошло менее трех лет.

На практике это означает, что:

  • организацию, которая за указанный период не нарушала закон, нельзя включать в план проверок и проводить их ( ч. 2 ст. 26.1 Закона № 294-ФЗ );
  • если организация, не нарушавшая закон, обнаружила себя в плане проверок, она может написать заявление об исключении из плана ( ч. 3 ст. 26.1 Закона № 294-ФЗ ).

Порядок подготовки ежегодного плана проверок и внесения в него изменений установлен постановлением Правительства РФ от 30 июня 2010 г. № 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Форму заявления об исключении из плана проверок, порядок его подачи и перечень прилагаемых документов определяет постановление Правительства РФ от 26 ноября 2015 г. № 1268 «Об утверждении Правил подачи и рассмотрения заявления об исключении проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя из ежегодного плана проведения плановых проверок и о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. № 489».

2. Не освобождаются от проверок малые предприятия, которые действуют в определенных сферах, а именно в ( ч. 1 ст. 26.1 Закона № 294-ФЗ ):

  • здравоохранении;
  • образовании;
  • социальной сфере;
  • сфере теплоснабжения и электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Перечень таких видов деятельности определен постановлением Правительства РФ от 23 ноября 2009 г. № 944 «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью».

3. Запрет на проведение проверок не затрагивает надзор в области:

  • промышленной безопасности и пожарного надзора предприятий, которые эксплуатируют производственные объекты I или II класса опасности;
  • безопасности гидротехнических сооружений в отношении организаций, эксплуатирующих сооружения I или II класса опасности;
  • обеспечения радиационной безопасности;
  • использования атомной энергии и т.д.

Все виды надзора, на которые не распространяется указанный запрет, называет часть 6 статьи 26.1 Закона № 294-ФЗ.

Это связано с тем, что такая деятельность может создавать угрозу жизни и здоровья граждан и требует постоянных проверок, которые нельзя ограничить или запретить.

Исключения из запрета на проведение плановых проверок
1Предприятия, которые нарушали КоАП РФ (если с даты окончания проверки прошло менее трех лет)часть 2 статьи 26.1 Закона № 294-ФЗ
2Организации, действующие в определенных сферах (здравоохранения, образования и др.)часть 1 статьи 26.1 Закона № 294-ФЗ

постановление Правительства РФ от 23 ноября 2009 г. № 944

3Отдельные виды надзора контролирующих органов (использование атомной энергии, обеспечение радиационной безопасности и др.)часть 6 статьи 26.1 Закона № 294-ФЗ

Организационные преимущества

К организационным преимуществам малого и среднего предпринимательства относятся:

  • небольшие расходы на стартовый капитал (чтобы создать малое или среднее предприятие, потребуется меньше вложений, чем необходимо для крупного);
  • невысокие расходы в процессе деятельности;
  • несложная система управления (ими проще управлять, поскольку работников немного и нет запутанной структуры подчиненности);
  • быстрота и гибкость принятия решений, так как нет бюрократических препятствий;
  • легкость адаптации к новым условиям, например, они более мобильно реагируют, если необходимо переориентировать производство, сменить месторасположение и т. д.

«В чем выгода от статуса малого и среднего предприятия»

Польза от малый и средний бизнесПонравилась статья? Следите за новыми идеями из мира строительства, дизайна, полезных советов в нашем канале. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзене. Подписаться.

Источник