Презентация о пользе чтения для родителей

Презентация о пользе чтения для родителей thumbnail

Агафонова Елена Викторовна,

учитель начальных классов

АМОУ «СОШ №1» р.п. Крестцы

Новгородской области

Родительское собрание на тему

«Чтение – вот лучшее учение»

(диалог с элементами тренинга)

Цель: создание условий для осмысления родителями важности чтения (и семейного чтения в частности), и формирования педагогически обоснованной позиции в отношении приобщения к чтению собственного ребёнка.

Задачи: 1. Осмысление важности приобщения ребёнка к систематическому осознанному чтению.

2. Выявление проблем взаимодействия родителей и детей в развитии интереса к чтению.

3. Освоение родителями приёмов развития техники, осознанности и интереса к нему.

Форма проведения: диалог с элементами тренинга.

Этап подготовки.

  1. «Параллельное» анкетирование учащихся и их родителей на тему «Любит ли ребёнок читать?»

  2. Подготовка эвристической мотивирующей информации для родителей «о чтении языкам статистики»

  3. Разработка памяток для родителей:

    1. «Как воспитать книгочея?»

    2. «Литература для родителей по семейному чтению»

  4. Формирование текстов тренинговых упражнений по развитию техники чтения и интереса к нему:

    1. «Пословицы».

    2. «Слова на тему».

  5. Подготовка вопросов для обсуждения на родительском собрании:

    1. Чтение – это важно.

    2. Как воспитать книгочея?

    3. Учимся читать рационально и осмысленно.

    4. Что читают наши дети.

Учитель: Дорогие друзья! Хочу начать свое выступление с цитирования древней китайской мудрости: «Голодному не надо давать рыбу. Он ее скушает за день. Надо ему дать удочку и научить его ловить рыбу и тогда он сможет ловить ее каждый день и перестанет быть голодным». (Слайд № 2)

В основе современного образования лежит системно-деятельностный подход. Давать знания сейчас уже неактуально. Нужно научить ребёнка самому добывать эти знания. Ученик из объекта обучения становится субъектом.

Современный мир – это огромный поток различной информации. Чтобы разобраться в ней, отделить нужную информацию от ненужной, полезную от бесполезной, а иногда и вредной, ребёнку необходимо хорошо читать. Что значит хорошо читать? Это читать с оптимальной скоростью и осознанно, понимая прочитанное. Оптимальное чтение – это чтение в темпе разговорной речи. Именно такое чтение даёт возможность для успешного обучения и в начальной школе, и при переходе в основную школу. А чтобы чтение было именно таким, ребёнок должен любить читать. Отсюда можно сделать вывод, что заявленная тема нашей встречи весьма и весьма актуальна. Важность чтения в жизни человека настолько очевидна, что каждый из вас наверняка хотел бы, чтобы его ребёнок любил читать. В. Сухомлинский в период исследования причин умственной отсталости школьников замети, что если в младших классах дети мало уделяли времени процессу чтения и обработки информации, то у них складывалась структура малодеятельности мозга. (Слайд №3)

Хочется, чтобы интерес к семейному чтению начал возрождаться. Систематическое общение «вокруг книги» способствует эмоциональному и духовному сплочению старших и младших, взаимопониманию и общению. (Слайд №4).

Однако многие полагают, что книги сегодня вытесняются телевидением, компьютерными играми. Но последние таят в себе серьёзные опасности и могут повлечь весьма печальные последствия не только для здоровья ребёнка, но и для его психического развития. (Слайд № 5).

Но я хочу сказать, что у книг не может быть конкурентов. В них заключены знания человечества. Они учат добру, справедливости, открывают красоту окружающего мира, прививают любовь к жизни, радость познания. (Слайд № 6)

И поскольку объём информации, которую должен переработать человек, чтобы утолить информационный голод, стать успешным в профессии, нравственно обогатиться, постоянно растёт, то соответственно возрастает и важность приобщения к чтению. Убедимся в этом на конкретных примерах. (О чтении языком статистики). (Слайд № 7-10)

  • Человек воспринимает глазами 20% информации, из них 70% – посредством чтения.

  • К 1980 году объём информации удваивался каждые 5-7 лет, к 1990 году удвоение происходило ежегодно.

  • К 2013 году объём информации по сравнению с 1990 годом возрастёт в 4 раза, к 2040 году – в 32 раза.

  • Утверждается , что наш современник, для того, чтобы быть в курсе научных новостей, в год должен прочитывать столько, сколько раньше он прочитывал за всю жизнь.

  • 95% людей читают очень медленно 180-200 слов в минуту (1 страницу за 1,5-2 минуты).

  • Средняя скорость чтения старшеклассников – 90-100 слов в минуту, студентов – 120-180, специалистов с высшим образованием – 200- 250 (степень усвоения при этом колеблется в пределах 20-60%).

  • Глаза человека со средними навыками чтения делают на одной книжной странице 12-16 остановок.

  • У традиционно читающего человека объём одномоментной фиксации составляет 10 печатных знаков – 1,5-2 слова одной строки.

  • Потрясающе быстро читали Ж.Ж.Руссо, А.С.Пушкин, Наполеон, О.де Бальзак, Н.Г.Чернышевский, Л.Н.Толстой, В.И.Ленин, М.Горький, А.Энштейн, А.В.Луначарский.

  • Наполеон читал со скоростью 2 тыс. слов в минуту.

  • О. де Бальзак прочитывал роман в двести страниц за полчаса.

  • М.Горький читал со скоростью 4 тыс. слов в минуту.

  • Просветитель Н.А.Рубакин в течение жизни прочитал более 200 тыс. книг (по 2 750 в год).

  • И. Гёте: «Добрые люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Я сам на это употребил 80 лет и всё не могу сказать, что достиг цели».

  • Н.Амосов: «Для человеческого организма благоприятен только режим напряжения. Силы при напряжении возрастают».

Читайте также:  Польза рисования для детей 5 лет

Учитель: Первый вопрос, вынесенный сегодня на обсуждение, – «Чтение – это важно».

Действительно, в истории русской культуры литература для детей занимала почётное место – именно в детской литературе впервые появились стихи, рисунки, словари. В создании книг участвовали лучшие писатели, публицисты, учёные. Родоначальниками детской литературы в России были буквари, азбуки, азбуковники (1574 год – Иван Фёдоров, «Азбука»; 1634 год – В.Ф. Бурцов, «Букварь»; XIX век – К.Д. Ушинский, «Детский мир»). (Слайды № 11-13). С детства памятны нам сказки В.А Жуковского, А.С. Пушкина, П.П. Ершова, А.Н. Афанасьева, Д.Н. Мамина -Сибиряка. Это – наши воспитатели, хранители национальных традиций и «волнители чувств».Наши дети любят и сказки, и рассказы, и длинные повести. А вот разовьётся ли интерес, превратиться ли он в настоящую страсть к чтению, в источник мудрости зависит во многом от родителей.

Анкеты для родителей и детей (приложение). Анализ анкет.

Учитель: А теперь давайте сообща ответим на вопрос «Почему чтение – это важно?» Каждый ваш аргумент – это ступенька к вершине, которую ребёнок достигает, если становится активным читателем. (Работа в парах, свои аргументы).

Цепочка мнений родителей, в результате появляется пирамида. (Слайд № 14)

Книга будит эмоции. (Слайд № 15)

Ещё И.П. Павлов утверждал, что эмоции являются для человека своеобразным и весьма сильным энергетическим источником. Читая книгу, ребёнок радуется, переживает, удивляется, сострадает, и всё это – эмоции, они нужны. Если нет положительных «зарядов», легко могут пойти в ход отрицательные. Один раз, другой, а там, глядишь, ребёнок уже и научился получать удовольствие от того, что нам кажется не совсем понятным и даже вредным. Если ребёнок живёт в состоянии хронического эмоционального голода, может возникнуть острая и даже патологическая реакция. Дети начинают, например, бить стёкла в трамвае, чтобы изведать остроту риска и страха. «Со скуки», – говорят обычно. Нет, правильнее всего – от эмоционального «голода». (Слайд № 16)

Чтение повышает интеллект. (Слайд № 17)

Вспомните статистику. Человек воспринимает глазами 20% информации, из них 70% посредством чтения. То есть, если ребёнок систематически не читает, то он упускает около 14% от всей доступной ему информации. Заметьте, чтобы быть в курсе научных новостей человек должен сегодня прочитывать столько, сколько раньше человек прочитывал за всю жизнь. Итак, чтение сегодня – это способ соответствовать времени, его скоростям и жёстким требованиям. Причём скорость и уровень восприятия чтения нужно всё время повышать. В подтверждение этой мысли приведу известные слова И. Гёте «Добрые люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Я сам на это употребил 80 лет и всё не могу сказать, что достиг цели».

Чтение помогает в учёбе. (Слайд № 18)

Действительно, хорошо читающий ребёнок быстро улавливает смысл прочитанного, выделяет главное. Слабо читающий ребёнок должен несколько раз прочесть, например, условие задачи, чтобы вникнуть в его суть. Тот, кто читает свободно, обычно лучше отвечает на вопросы по прочитанному и имеет большую орфографическую «зоркость». Наконец, высокая техника чтения способствует его эмоциональной выразительности и повышает степень восприятия и глубину понимания. И, безусловно, если ребёнок читает больше, он обладает большим объёмом информации, и лучше ориентируется во всех предметах, имеет навыки её поиска и общения.

Книги формируют самообразовательные навыки. (Слайд № 19)

Приобщившись к чтению, ребёнок освобождается от зависимости и опеки взрослых. Он начинает понимать, что книжный мир – увлекательный и огромный, в нём можно путешествовать бесконечно. Ребёнок идёт в библиотеку, учится разбираться в структуре книги, пользоваться справочниками, энциклопедиями, формулярами. Это очень помогает в учебной деятельности. Ребёнок знает, какой бы вопрос ни возник, ответ можно найти в волшебнице – книге.

Чтение побуждает к нравственным поступкам. ( Слайд № 20).

К сожалению, жизнь окружающая действительность не всегда «изобилуют» уроками высокой нравственности. И вера в доброе, светлое, поддерживается образами любимых героев, на которых хочется походить, поступки которых восхищают.

Книги – ценный источник знаний о нормах поведения. «Медвежонок – невежа» А. Барто, «Волшебное слово» В. Осеевой и многие другие, – это своеобразные и остроумные учебники хорошего тона, вежливости и хороших манер. Ребёнок, который осудил медвежонка за то, что тот «примчался к дому и первым влез в берлогу, медведю пожилому не уступил дорогу», едва ли станет, отпихивая взрослых, рваться к двери.

А сейчас зададим себе, наверное, самый трудный вопрос: «Как воспитать книгочея?».(Слайд № 21).

К сожалению, часто мы наталкиваемся на стойкое неприятие процесса чтения со стороны ребёнка. В чём дело? (Родителям предлагается дать свою версию ответа на этот вопрос).

Цепочка мнений родителей.

Предлагаю объединиться «четвёрками» и попытаться предложить присутствующим свой (возможно проверенный временем) способ приобщения ребёнка к чтению.

Возможные варианты «советов» родителей.

1 группа. На ребёнка очень влияет то, читают ли родители сами или нет. Если вечером большую часть времени проводят на кухне или у телевизора, или того хуже, за компьютером, то вряд ли их «чада» будет книгочеем.

Читайте также:  Арахис вред и польза при онкологии

Комментарий учителя .Допустим, родители многократно назидают сына или дочь по поводу важности чтения. Но если сами при этом очень редко обращаются к книгам, небрежно относятся к ним: книги пылятся в шкафу, валяются, где попало, используются как подставка под что-либо, то вряд ли ребёнок поймёт их истинную ценность. Есть дома, где многочисленные тома чинно стоят на полках, но, к сожалению, являются лишь частью интерьера, роскошным дополнением к красивой мебели. В таких условиях ребёнок привыкает воспринимать дорогие книги как антикварные безделушки, которыми можно любоваться, но лучше не трогать.

Конечно, есть другие семьи, в которых разговоры о книгах просто не нужны: ребёнок часто видит родителей за чтением, они обмениваются впечатлениями о прочитанном, радуются новой покупке и тут же листают её.

2 группа. Надо поддерживать интерес к чтению у ребёнка: задавать вопросы, вникать в то, что он читает, удивляться каким-то моментам содержания, увлекаться им.

Комментарий учителя. Действительно, ваше участие в процессе чтения ребёнка бесценно. Однако нельзя и переусердствовать: иногда активно вмешиваясь в увлечение сына или дочери, мы пытаемся ими руководить, и наносим вред.

3 группа. Могут помочь маленькие родительские «хитрости», например, «Почитай для меня, пожалуйста, пока я мою посуду».

Комментарий учителя. Хороший приём: чтение не должно быть «в пустоту», если ребёнку оно ещё трудно даётся. В предлагаемой ситуации у сына или дочери возникает ощущение, что он делает что-то полезное, а не просто упражняется в технике чтения. Поблагодарите ребёнка, обсудите с ним прочитанное, и вы продвинетесь вперёд – естественно и ненавязчиво.

4 группа. Надо дарить ребёнку красивые книги, ориентируясь на его интересы. Можно чаще ходить с ними в книжный магазин и выбирать! Но при этом не 2скатиться» только на комиксы и иллюстрации к «мультикам».

Комментарий учителя. Действительно, от того, насколько интересными оказались первые книги, значит очень многое. Вспомните, какие книжки увлекали вас в детстве и принесите их своему ребёнку. Это важно, потому что об этих книгах вы сможете говорить с ребёнком, их содержание вы помните.

5 группа. Надо запастись терпением, не упрекать ребёнка за то, что у него с чтением «туго», ободрить его, хвалить за маленькие «шажки»

Вперёд. Помните, сто и у вас не сразу получалось.

Комментарий учителя. Самый антипедагогический вопрос, который можно задать ребёнку, такой: «Ну как ты не можешь читать быстрее?». Ещё хуже, если, потеряв контроль над собой, вы кричите. Срываясь на крик, вы уничтожаете все результаты своего воспитания. Что бы ни было поводом: нежелание, неумение читать – кричать на ребёнка недопустимо и унизительно, а главное, бесполезно. Ребёнок, на которого кричали, не способен работать продуктивно.

6 группа. Иногда родителям стоит превратиться в «Незнайку» и искренне удивиться и заинтересоваться тем, что читает ребёнок. Ощущение того, что он знает больше хотя бы в чём-то, очень ободряет ребёнка и помогает ему закрепить читательский интерес.

Комментарий учителя. В подобных ситуациях ребёнок обычно с удовольствием предлагает: «А хотите, я вам расскажу…» и у взрослого обязательно должно найтись время, чтобы его выслушать. Вдобавок, такая беседа – прекрасная школа рассказывания, необходимая человеку.

Конечно, «копилку родительской мудрости» можно ещё пополнять. А пока хочу предложить вам памятки, в которых немало полезных советов. (Памятка «Как воспитать книгочея?» в приложении).

Следующий этап разговора – «Учимся читать рационально и осмысленно». В начале нашего диалога мы подчеркнули мысль о том, что совершенствовать технику чтения, развивать способность быстро ориентироваться в тексте нужно на протяжении всей жизни, а особенно на таком трудном этапе, как начальная школа. Сейчас вы получите текст с большим количеством интересных упражнений, выполнение которых развивает интерес к чтению и способствует развитию его техники в условиях семейного воспитания. А что бы вы поняли, в чём суть предлагаемых заданий, объединившись парами, попробуйте их выполнить сами. (Упражнения из приложения). ( Слайд № 22).

Учитель. (Слайд № 23). Итак, давайте помнить, что книга – носитель и хранитель национального наследия, воспитатель духовности, «противовес» многим негативным процессам в окружающем ребёнка мире. Читайте сами, читайте вместе с детьми и вы одухотворите свою жизнь прекрасными образами. Этот путь нелёгок, но он прекрасен, поскольку ведёт к вершинам нравственности и понимания высокого предназначения Человека в этом мире. (Родителям раздаётся список литературы о чтении, о семейном чтении).

Список литературы.

  1. Саляхова Л.И. Родительские собрания. Сценарии, рекомендации, материалы для проведения. 1-4 классы. – М.: Глобус, 2008.

  2. Козловский О.В. Скорочтение. – М.: АСТ. Донецк. – Сталкер, 2006.

  3. Лучина Т. Методические рекомендации по проведению родительских собраний. Воспитание школьников. 2002. – №9. С. 15-17.

Источник

Слайд 1

Родителям о детском чтении «Чтение – праздник души»

Слайд 2

С. Я. Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант (а он спрятан в каждом), его надо открыть, вырастить, воспитать. Истоки читательского таланта, как и многих других способностей, лежат в раннем детстве.

Читайте также:  Курьезы статьи 446 гпк рф в пользу мошенников и аферистов с щепалов

Слайд 3

Вот как об этом сказал В.Высоцкий: Если путь, прорубая отцовским мечом, Ты солёные слезы на ус намотал, Если в жарком бою испытал, что почём, – Значит, нужные книжки ты в детстве читал! («Баллада о борьбе»)

Слайд 4

Культура обращения с книгой закладывается в семье. Есть семьи, где не существует проблемы, как привить интерес к чтению.

Слайд 5

Как правильно это сделать Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребёнка. Ещё лучше, если обстановка усиливает восприятие. Например, вечером, когда за окном темно и полумрак настраивает на сказочный, фантастический лад, можно читать сказки. Никогда не надо переутомлять ребёнка. Читать следует не более 15-20 минут, потому что затем их внимание рассеивается. Зато как радостна будет новая встреча с той же книжкой, и как сосредоточенно он будет слушать её и рассматривать. Но не следует забывать, что ребёнок не может быть пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание. Проводить чтения-беседы «Вопрос ответ»; вместе (хором) рассказывать сказки. Беседа-чтение проходит интереснее, если ребенок попеременно – то отвечает, то сам задаёт вопросы.

Слайд 6

Ребенку нужна не только художественная, но и разноплановая познавательная литература: «Детская энциклопедия», книги о космосе и природе, палеонтологии и т.д. Самое важное, что могут родители, — записать ребёнка в библиотеку и на первых порах вместе с ним посещать ее.

Слайд 7

Мамы, папы, бабушки и дедушки! Помните, что лучшим советчиком в воспитании детей является книга. Власть ее огромна. Книга — это знания, хорошие мысли, помощь в труде и учебе, отдых. Мало иметь хорошую книгу, надо научить детей пользоваться ею. Помните, что пользу приносит только разумное, хорошо организованное чтение.

Слайд 8

Советы родителям о чтении в семье Чаще посещайте библиотеку сами, чтобы вместе с профессионалами подумать о чтении ваших детей, поговорить о лучших детских книгах, получить информацию о новых поступлениях. Познакомьтесь с литературой по вопросам детского чтения. Читайте вместе вслух. Помните, что дети любят перечитывать книги. Не стоит протестовать против этого. Воспитывайте у ребенка культуру общения с книгой: знакомьте его с правилами бережного отношения к книге, при необходимости организуйте мелкий ремонт; прививайте детям навыки работы с книгой. Не ограничивайтесь общением только в своей семье, чаще посещайте вместе с детьми библиотеку. Активно участвуйте в библиотечных, клубных, школьных мероприятиях. Специалисты библиотеки окажут квалифицированную помощь в подборке литературы, которая поможет в воспитании Ваших детей.

Слайд 9

Наверное, нет родителей, которые не хотели бы научить детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению Вспоминаются слова В. А. Сухомлинского о том, что можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения – невоспитанный человек, нравственный невежда. Выражение “уметь читать” включает в себя широкий спектр понятий: от умения складывать слоги в слова до умения не только прочитать текст, но и осознавать его, эмоционально отзываясь на каждый поступок героя, переживая за него. В. А. Сухомлинский отмечал: “уметь читать – это означает быть чутким к красоте слова, к его тончайшим оттенкам ”.

Слайд 10

Какие же упражнения используются в работе по совершенствованию навыков чтения? К ним относятся: 1) упражнения, направленные на развитие четкости произношения; 2) упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного чтения; 3) упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память; 4) упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя, умение угадывать последующий текст.

Слайд 11

Большая роль в правильном руководстве детским чтением принадлежит семье. Поэтому родителям предлагаю следующие рекомендации: 1.Занятия чтением должны вызывать положительные эмоции и создавать хорошее настроение у ребенка. 2.При выборе книг опирайтесь на желания ребенка. 3.Начинать самостоятельное чтение книг надо с книг с большими рисунками. 4.Литература для чтения должна быть разнообразной: сказки, научно-фантастическая, рассказы, стихотворения, басни, фольклор. 5.Время, выбранное для чтения, не должно ущемлять других интересов ребенка. 6.Надо организовать семейное чтение книг. Это сближает родителей и детей, помогает лучше узнать ребят, понять их увлечения и интересы. 7.Для совместного чтения выбирайте интересную и занимательную книгу, чтобы дети с удовольствием ждали вечера. 8.Читать вслух следует по очереди. Чтение вслух – полезная тренировка для детей, они привыкают читать громко, выразительно, четко. 9.Продолжительность домашнего чтения не должна превышать 45 минут, чтобы не утомлять детей, не притуплять интереса к чтению. 10.После чтения важно завоевать доверие у ребенка, чтобы он захотел поделиться своими впечатлениями, ни в коем случае не навязывать ему свои мысли о прочитанном. 11.Всячески поддерживайте, одобряйте и хвалите, особенно неуверенного в себе ребенка. 12.И конечно, невозможно воспитать любовь к книге без навыков культурного обращения с ней. Надо приучать ребенка любить книгу.

Источник