Психологические тесты в чем польза

Оглавление

  1. Введение
  2. Что такое психологический тест?
  3. Как возникли психологические тесты?
  4. Как разобраться в психологических тестах?
  5. Как отличить хороший тест от плохого?
  6. Где применяются психологические тесты?
  7. А что с онлайн-тестами?
  8. Материалы по теме

Организация Nouka Prod не поддерживает стигматизирование подростковых псих. расстройств. Все мемы сделаны исключительно во имя лулзов и вообще, нам тоже 13.

Введение

Люди склонны к рефлексии. Нам хочется знать, кем мы являемся, как решить проблемы, и что о нас думают окружающие. Именно поэтому психотесты сыскали немалую популярность в сети. Однако насколько можно доверять их результатам? Может ли неспециалист верно трактовать их результаты? Если да, каким тестам стоит доверять? Давайте разбираться.

Что такое психологический тест?

Психологический тест — инструмент, предназначенный для диагностики психических особенностей человека.

Нет никаких препятствий для создания собственного психологического теста. Но чтобы сделать тест, отвечающий строгим научным требованиям, психолог должен обладать соответствующими компетенциями. В соответствии с главным требованием, тест должен измерять то, что изначально задумывалось его составителями. Эта характеристика методики называется валидностью.

В субтесте (задание из теста) «Кубики Коса» испытуемому предлагают собрать геометрические фигуры (как показано на карточке) из четырёх и девяти кубиков. Субтест направлен на изучение способности к пространственному мышлению. Но если у человека, например, присутствуют неустойчивость и низкая переключаемость внимания в силу личностных особенностей или психических расстройств, он наберет немного баллов. Можно ли на основании результатов теста говорить о нарушениях пространственного мышления у человека?

Нет, потому что тест измерил не только то, что изначально требовалось, но и нечто «попутное». И дело тут не в психологах, а в сложной и пока еще малопонятной работе психики. Поэтому психологическая диагностика всегда носит комплексный характер, в ней используется не один, а несколько тестов, а также данные беседы с терапевтом для заключения.

Кубики Коса

Чтобы мы могли отправить вам следующий интересный материал, разрешите присылать себе сообщения: https://vk.cc/9Eowpp

Как возникли психологические тесты?

Психологическое тестирование возникло из экспериментальной и дифференциальной психологии.

Первым объектом исследования психологов стали человеческие реакции. Например, сужение зрачка на вспышки света. Изучались индивидуальные реакции испытуемых на стимулы и устойчивые модели поведения в разных ситуациях.

В начале 19 века объектом психологического тестирования стал человеческий интеллект. Первым тестом, измеряющим когнитивные способности, считается методика Бине-Симона. Он определял умственные способности человека. Задания в шкалах Бине сгруппированы по возрастам (от 3 до 13 лет), для каждого из которых подбирались определенные тесты.

Понятие «интеллектуальный тест» ввёл экспериментальный психолог Дж. М. Кеттел. Он активно продвигал идею о том, что тесты необходимо использовать для изучения закономерностей работы человеческой психики. Кеттел предложил не менее 50-ти тестов на измерение чувствительности, времени реакции на стимул и другие.

Классифицировать людей по степени умственного развития стало возможным благодаря В. Штерну, одному из основателей дифференциальной психологии, использовавшему коэффициент IQ, который равен частному деления умственного на хронологический возраст, и затем умножался на 100.

Как разобраться в психологических тестах?

Их много. Какой подходит для той или иной ситуации, решить трудно. Психологи и психиатры назначают тесты, отталкиваясь от жалоб и симптомов человека.

Тесты принято разделять на:

  • Тесты способностей (оценивают возможности индивида в овладении знаниями, навыками, умениями в различных областях)
  • Тесты личности (изучают волевые, эмоциональные, характерологические особенности.)
  • Тесты интеллекта (включают в себя исследование интеллекта и когнитивных функций человека: память, внимание, мышление, восприятие, речь и т.д.)
  • Психофизиологические методики (оценивают особенности работы центральной нервной системы человека)
  • Тесты достижений (оценивают степень знаний, навыков и умений, после прохождения человеком обучения)

Как отличить хороший тест от плохого?

  1. Сформулировать запрос: что именно Вы хотите исследовать и с какой целью (эмоциональное состояние, интеллект и т.д.)?
  2. Найти проверенный сайт, где можно было бы его пройти.
  3. Оценить качество теста.

Отличия хорошего теста

  • При повторном проведении на одном и том же человеке даст схожие результаты;
  • Содержит профессиональный перевод, удобный и понятный для носителей другого менталитета (если этот тест разрабатывался за рубежом, что часто встречается);
  • Имеет четкую стандартизацию, т.е. результаты теста соответствуют закону нормального распределения;
  • Адаптирован на выборке страны, в которой планируется его применение;
  • Измеряет характеристику (-ки), на которую (-ые) нацелен;
  • Содержит информацию о допустимом уровне погрешности.
  • Были проведены исследования, доказывающие достоверность результатов

Рассмотрим шкалу тревоги Бека.

Шкала Бека – это личностный тест, который используется в клинической психологии и психотерапии для измерения уровня тревоги. Тест состоит из 21 вопроса о физических симптомах беспокойства (жар, покалывание, онемение и т.п.). Каждый ответ оценивается по шкале от 0 (нет) до 3 (очень сильно).

  1. Этот тест нацелен на выявление симптомов тревоги
  2. Были проведены исследования, достоверно показавшие, что он успешно выявляет тревогу у детей и у взрослых.
  3. Эта шкала содержит профессиональный перевод и адаптирована под российскую выборку.

Итак, этот тест подойдёт для диагностики психических расстройств, которые проявляются через физиологию. Например, панического расстройства.

Где применяются психологические тесты?

Основные сферы использования:

– Образование

  • Тесты на специальные навыки, нейропсихологические методики (таблицы Шульте, тест 10 слов)
  • Комплексное изучении личностных особенностей человека в образовательных учреждениях (шкала тревоги Бека, шкала тревоги Спилберга-Ханина)

– Профессиональная деятельность

Психологи исследуют профессиональные качества работников, чтобы затем предоставить руководству отчет, почему этот работник такой бездарь не справляется с обязанностями и какая должность ему бы подошла.

– Клиническая психология и психотерапия

Применяются психологические тесты для исследования «больной» психики человека, которые помогают медицинскому психологу или психотерапевту понять, имеются ли у пациента психические нарушения.

А что с онлайн-тестами?

Как найти хорошие тесты в интернете? Приведем несколько проверенных психологами сайтов:

Тесты, созданные людьми без психологического образования и не прошедшие экспериментальной проверки, нельзя рассматривать как адекватный способ диагностики.

Материалы по теме:

  1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – 7-е международн. изд. – СПб.: Питер, 2002
  2. Холодная, М. А. (2004). Психологическое тестирование и право личности на собственный вариант развития. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 1 (2), 66-75.
  3. Балашова Е.Ю., Ковязина М.С. Нейропсихологическая диагностика в вопросах и в ответах.

Источник

Замечали ли Вы, что в последнее время в социальных сетях появилось множество различных тестов. И они обладают поистине вирусным эффектом – так и хочется нажать и узнать, кто тебе подходит, какой ты тип музы и т.д. А помните много лет назад мы с Вами проходили такие же тесты в подростковых или уже женских журналах. Обязательно хотя бы один интересный тест находился в издании.

Почему эти тесты так популярны? Ведь чаще всего они не дают ценной информации. Половина из них откровенно врет, а выводы второй Вы и так про себя знали. Дело в том, что в нас с Вами неистребимо желание узнать побольше о себе любимой, вот и пользуются этим маркетологи и создатели развлекательных порталов.

Но так ли бессмысленно это тестирование? Разве невозможно ничего узнать о себе из различных психологических тестов. Отнюдь. В психологии есть целая отрасль – психодиагностика, которая занимается разработкой тестов и прочих методов анализа человека. Вот о грамотной работе с тестами мы с Вами сегодня и поговорим.

Из данной статьи Вы узнаете:

  • Что такое наука психодиагностика и зачем она Вам?
  • Можно ли использовать развлекательные тесты себе на благо и как?
  • Какие существуют надежные тесты, которые Вы можете использовать уже сейчас?
  • Как влияет тестирование на работу профессиональных психологов и коучей?
Читайте также:  Хозяйственное мыло польза и вред для мытья посуды

Психодиагностика – наука об измерениях психики человека

Одной из важнейших задач психологии является нахождение объективных показателей психики, которые можно измерить. А это действительно очень трудно, ведь мы говорим о субъективном мире человека. Для решения этой задачи еще в первой четверти XIX века зародилось такое направление психологии как психодиагностика.

Психодиагностика — отрасль психологии, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.

За два века в этом направлении было сделано очень много. Были разработаны самые разные системы анализа человека:

  • Тесты. Любимые нами вопросы в интернете со стандартными ответами, хотя есть более продвинутые варианты со свободной формой ответа.
  • Проективные методы. Группа методик, в которых исследуемым предлагается реагировать на неопределенные стимулы (например, все те же пятна Роршаха).
  • Анализ деятельности. Методы диагностики включают не только просьбы ответить на вопросы, но иногда и просьбу что-то сделать. Исследователь наблюдает, как человек выполняет действие и делает свои выводы.
  • И многие другие…

Но давайте от теории перейдем к практике. В разделах ниже Вы найдете материал о том, как самым обычным людям использовать психологические тесты себе во благо. А также, что из психодиагностики пригодится в работе психолога и коуча.

Развлекательные тесты. Есть ли в них здравое зерно?

Давайте вернемся к тем тестам, с которых начался наш с Вами разговор, – тесты в женских журналах и популярных блогах. Конечно, первая и самая важная их функция – убить время. Хотя можно и помягче выразиться. Они хороши, когда Вам надо переключиться с работы на что-то другое, немного отдохнуть. И нет ничего зазорного в таком отдыхе – получайте удовольствие.

Но можно ли из этих тестов получить знания о себе? Можно, но тут надо действовать аккуратно. Помните, что большинство этих тестов составляли не профессионалы и выводам их доверять не стоит. Но Вы можете задуматься над этими выводами.

Например, тесты Вам говорят о том, что стоит больше обратить внимание на здоровый образ жизни и внутри что-то откликается. Тогда примете во внимание эту рекомендацию. Если же Вы чувствуете, что эта глупость Вам не к чему – выбросьте из головы результаты и смело возвращайтесь к работе.

На что следует обратить внимание при прохождении тестов:

  • Получили позитивный жизнеутверждающий результат. Просто порадуйтесь
  • Получили злую отповедь. Не принимайте близко к сердцу – возможно, они не правы. Но задумайтесь, может в этом есть доля истины? Если да, то решите хотите Вы это изменить или нет. Если да, то действуйте.

Как улучшить свои объективные показатели при помощи тестов?

Есть ли такие тесты, которым можно доверять при индивидуальном прохождении? Да, есть. Это тесты, которые оценивают объективные показатели. Например, скорость зрительно-моторной реакции (т.е. как быстро вы кликните мышкой по нужному объекту) или развитость вашей кратковременной памяти.

Важно помнить, что такие тесты ничего не говорят о Вашей личности – они лишь дают оценку определенным физиологическим параметрам или/и Вашим навыкам. Самый лучший вариант, когда подобные тесты идут вместе с системой развития этих навыков и параметров. Например, в системе Cognifit. Там Вы можете исследовать свои когнитивные способности, а потом и заняться их развитием.

Любой экзамен при обучении или спортивное соревнование можно по сути отнести к такому же виду тестов. Вы что-то изучаете, потом проходите тестирование, которое оценивает Ваши навыки/знания/способности, а потом на основе результатов принимаете решение развивать ли дальше эти способности или Вам хватит.

Профессиональные психологические тесты.

Они нужны в первую очередь профессионалам. Дело в том, что серьезные тесты невозможно интерпретировать верно без знаний той теории, которая лежат в основе данной методики. Поэтому глубокие тесты необходимо проходить и интерпретировать вместе с профессиональным психологом или коучем.

Но зачем они вообще нужны – это профессиональные тесты? Дело в том, что коучи и особенно психологи работают с внутренним миром человека. Мы трансформируем то, что относится к субъективным ощущениям и нам крайне важно как-то оценить эффективность работы помимо слов клиента: «Было плохо, стало лучше».

Как это сделать? Правильно, при помощи тестирования в начале и в конце Вашей программы. Можно использовать специализированные тесты, которые подходят для Вашей темы. Их найти можно на специализированных сайтах для психологов.

Второй вариант – это разработать свой опросник, который будет заточен именно под Вашу нишу. Этот подход сложнее, т.к. требует уже определенного опыта работы и выборки клиентов, которые показывают, что эти показатели действительно влияют на эффективность Вашей программы. Но дело того стоит, имея такую систему, Вы сможете регулярно отслеживать качество Вашей работы и корректировать ее соответственно.

Например, даже моя краткосрочная коуч-программа «Ваше предназначение» имеет тесты в начале и в конце. Я проверяю наличие

А) Негативных установок по поводу работы и как клиенты их оценивают

Б) Знания предназначения и понимания, как его реализовать

Имея такой инструментарий, я точно знаю, была ли моя работа с клиентом успешна. И если что-то пошло не так, то я это отслеживаю и могу быстро исправить.

Напишите, пожалуйста, в комменатриях

А) Используете ли Вы тесты для себя? И как к ним относитесь, если используете?

Б) (для профессионалов) Применяете ли Вы методы проверки своей работы? Если да, то какие?

Заранее огромное спасибо!


С любовью и уважением,
Ирина Тихомирова
www.fair-lady.ru

Подпишитесь на новые статьи автора данной публикации

Источник

Психологические тесты – часть листов или сайтов в Интернете, которые пытаются вам сказать о каких-то составляющих вашей личности. Правду ли говорят эти тесты? Как сильно вы им верите? Наверное, верите достаточно хорошо. Что же, эта статья может вас разочаровать, если вы из тех, кто доверяет каждому слову психологического результата.

Давайте разбираться, почему статья так резко начинает негативно давить на психологию и тесты, ведь тесты создают психологи, причём учёные психологи, не самоучки. Начнём с процесса создания тестов. Есть психолог, и этот психолог хочет разработать какой-нибудь полезный тест для людей и общества, измеряющий, например, интеллектуальные способности человека в будущем. А почему нет? И что он начинает делать? Правильно, он самостоятельно, на своё пока что усмотрение подбирает нужные вопросы, чтобы выявить уровень потенциальных умственных способностей человека в дальнейшем.

Как работают психологические тесты и работают ли

Он собирает кучу людей, скажем, например, тысячу, проводит с ними эксперимент, исключает одни вопросы, добавляет другие вопросы с помощью психологического взгляда, статистики и некоторых побочных взглядов на своё детище.

Проходит много лет, процедура повторяется многократно практически ежемесячно, тест модернизируется, улучшается и в итоге представляется научному сообществу. Учёный-психолог рад, что вложил свои силы в развитие мировой психологии.

Как работают психологические тесты и работают ли

Но всё-таки для мира его тест слишком недостаточен и незначителен. Учёные проводили эксперименты, замеряли эффективность тестов в другой стране, при другой обстановке, говорили по-другому (читали медленнее или быстрее инструкцию, не читали её, говорили громче, тише). Всё влияет на результат теста! Да-да. Даже тест, переведённый на другой язык, тратит свою эффективность, его нужно писать заново. Даже вид бланка или опроса изменяет действительность и правдивость результатов.

Читайте также:  Облепиха маска для лица польза

И если вы подумаете, что тесты работают, потому что в них написана правда о вас, то поспешу вас разочаровать. “Если вы увлекаетесь игрой на гитаре и шахматами, то у вас уникальный мозг. В будущем вы добьётесь больших успехов в учёбе относительно других людей, получите неплохую работу. Ваши навыки и поведение в большинстве своём нравится вашему окружению. Вы считаетесь обаятельным. Вы – хороший супруг/супруга, но партнёр может покинуть вас по своим, эгоистичным причинам.” Вы же не будете верить этому результату, просто написанному мною от руки? И, да, там может быть что-нибудь и похоже на вас, но эта запись никак к вам не относится.

Как работают психологические тесты и работают ли

Если вы хотите проверить себя в психологических тестах, то ни в коем случае не пытайтесь сделать это самостоятельно, а проконсультируйтесь с психологом. В Европе вообще нужно получать разрешение на использование каждого теста по отдельности! Тест – куда более расписанная идея, чем нам кажется. В нём прописано, как им пользоваться, как его читать и как он эффективен (в процентах!). Что же, доверять или не доверять результатам психологических тестов сейчас – ваше право!

А на этом я с вами не прощаюсь, на этом канале будут выходить ещё интересные публикации, поэтому не забудь лайкнуть эту статью и подписаться на «Почему?» Оставляйте свои комментарии с идеями, которые бы вам хотелось увидеть в следующий раз! До скорых встреч!

Источник

Психолог нередко применяет в своей
работе психологические тесты. Какую информацию
можно получить с их помощью? Действительно ли
путем тестирования можно понять человека,
изучить его личность?

Что такое психологическая
диагностика? Как появились и стали
использоваться психологические тесты?

Психодиагностика – область
психологической науки и практики, которая
разрабатывает теорию, принципы и методики для
измерения индивидуально-психологических
особенностей личности.
Первые тесты появились в конце XIX века, но они не
были в полном смысле психологическими –
например, измерялись способности людей к
различению цветов и промежутков времени, сила
удара. Потом появились тесты на измерение
интеллекта – памяти, внимания, воображения.
Такие тесты использовались в прикладных целях:
например, в 1905 году во Франции по заказу
министерства образования были разработаны
тесты, позволяющие отделить детей с нарушениями
развития от «ленивых». В 1919 году появился первый
личностный опросник – для выявления и
«отсеивания» с военной службы лиц, страдающих
неврозами. К 20-м годам прошлого века количество
используемых тестов превысило тысячу.
Большинство из них было разработано в США, то
естьродина психологического тестирования –
Америка.
Развивалась психодиагностика и в России.
Особенно много надежд на тестирование возлагали
педагоги: они надеялись с помощью тестов
получить сведения о степени одаренности
учащихся, осуществить диагноз и прогноз их
психического развития. У тестов были свои
сторонники и противники. Их противостояние
закончилось тем, что в 1936 году в СССР было
запрещено использование тестов. Так
продолжалось до 1969 года, а первый серьезный
учебник по психодиагностике появился только в
1989-м – всего лишь три десятилетия назад.
С чем же был связан запрет на проведение
психологического тестирования? Дело в том, что
самыми распространенными и востребованными в то
время были тесты, измеряющие интеллект. С одной
стороны, повальное тестирование, проводимое
часто с нарушением научных норм, привело к тому,
что большое количество детей безосновательно
зачислялось в категорию «трудных», даже
умственно отсталых. С другой стороны, при
проведении массовых обследований оказалось, что
у крестьян и пролетариев (и, соответственно, их
детей) уровень интеллекта ниже, чем у тех, кто был
родом из дворянства, духовенства, купечества.
Тестирование было запрещено постановлением
партии.
Сегодня психодиагностика возрождается,
появляются новые, научно обоснованные
психологические тесты.

Что обычно измеряют психологи с
помощью тестов?

По содержанию в первую очередь
различают тесты интеллекта и личностные
тесты
. Первые предназначены для изучения
особенностей познавательных процессов –
мышления, памяти, внимания. Именно такие тесты
часто используются в школе для диагностики
готовности к школе и в процессе обучения – для
определения способностей учащихся.
Один из самых известных тестов – Школьный тест
умственного развития (ШТУР). Он включает 119
заданий, которые должны быть выполнены за 44
минуты. Этот тест показывает степень усвоения
знаний, полученных на уроках, а также уровень
развития у учащихся тех или иных способностей
(лингвистических, математических или
технических). Можно увидеть степень
осведомленности школьника в различных областях
знания, его умение решать сложные теоретические
задачи, логически рассуждать, делать выводы.
Вот примеры некоторых заданий из теста ШТУР.

1. К слову, которое стоит в левой
части бланка, надо подобрать из четырех
предложенных слов такое, которое совпадало бы с
ним по смыслу, то есть синоним. Это слово надо
подчеркнуть. Выбрать можно только одно слово.
Аргумент – а) довод; б) согласие; в) спор; г) фраза.
2. Вам предлагаются три слова. Между первым и
вторым словами существует определенная связь.
Между третьим и одним из пяти слов, предлагаемых
на выбор, существует аналогичная, та же самая
связь. Это слово вам следует найти и подчеркнуть.

песня: композитор = самолет: …
а) аэропорт; б) полет; в) конструктор; г) горючее; д)
истребитель.

3. Вам даны пять слов. Четыре из них
объединены общим признаком. Пятое слово к ним не
подходит. Его надо найти и подчеркнуть. Лишним
может быть только одно слово.
а) очерк; б) роман; в) рассказ; г) сюжет; д) повесть.

4. Предлагаем вам ряды чисел,
расположенных по определенному правилу. Ваша
задача состоит в том, чтобы определить число,
которое было бы продолжением соответствующего
ряда, и написать его. Каждый ряд построен по
своему правилу. В некоторых заданиях при
нахождении правила построения ряда вам
необходимо будет пользоваться умножением,
делением и другими действиями.

2 3 5 6 8 9…
10 12 9 11 8 10…
1 3 6 8 16 18…
3 4 6 9 13 18…

Тесты на интеллект могут выглядеть
как рабочие тетради с набором упражнений,
похожих на школьные, а могут представлять собой и
комплекты карточек с различными картинками или
заданиями для диагностики памяти, внимания,
пространственного мышления.

Что представляют собой личностные
тесты?

С их помощью можно изучать особенности
темперамента, характера, поведения,
эмоциональной и волевой сферы, настроения.
Как правило, это опросники. Они состоят из
множества вопросов – в среднем около 60–80; есть
большие тесты, которые содержат более 500
вопросов. Такие опросники, многосторонне
описывающие личность, используются в серьезных
целях – например, для диагностики в медицинских
учреждениях или при трудоустройстве.
Особенно интересны тесты, направленные на
изучение характера (они, кстати, часто
востребованы подростками, активно
интересующимися своим внутренним миром, ищущими
ответы на вопросы «кто я?», «какой я?»). Такие
тесты действительно могут дополнить знания
подростка о себе самом.
Еще есть тесты, изучающие особенности семейных
взаимоотношений – супружеских или
детско-родительских. Изучать можно и отношения в
коллективе, например, в школьном классе.

Часто психологи на приеме предлагают
нарисовать что-нибудь. Например, автопортрет, или
семью, или целую серию картинок на какую-либо
тему. Это тоже тесты.

Эти тесты называются проективными –
то есть представляют собой проекцию (отражение,
перенос) внутреннего состояния, настроения,
взаимоотношений со значимыми людьми. Психолог,
изучающий особенности семейных отношений, может
попросить ребенка, или подростка, или даже
взрослого нарисовать свою семью. Например, если
рисунок выполнен в мрачных тонах, имеет
множество зачеркиваний или стираний, если
отсутствует кто-то из членов семьи, либо члены
семьи разделены преградами, или находятся на
большом расстоянии друг от друга, можно
предположить наличие некоторого неблагополучия.

Есть ли какие-то правила для
психологов, использующих в своей работе
психологические тесты? Ведь такой специалист
буквально заглядывает в душу другому человеку.
Не может ли это как-то повредить тому, кого
тестируют?

В психодиагностике существуют
серьезные этические стандарты, правда, к
сожалению, они носят рекомендательный характер и
не закреплены законодательно. Но настоящие
профессионалы обязательно придерживаются этих
стандартов.
Например, принцип соблюдения тайны
предполагает неразглашение результатов
диагностики без согласия клиента. При проведении
психологической диагностики несовершеннолетних
для разглашения результатов требуется согласие
родителей или заменяющих их лиц. Исключение
могут составлять случаи, когда диагностика
проводится в научных целях как часть
экспериментального исследования, но и здесь не
следует указывать в публикациях имена
испытуемых.
Принцип ненанесения ущерба предполагает, что
результаты диагностики ни в коем случае не будут
использованы во вред клиенту.
Принцип объективности выводов требует, чтобы
все выводы из результатов тестирования были
научно обоснованными, то есть вытекали из
результатов тестирования, полученных с
применением надежных методик, а не зависели от
субъективных установок лиц, проводящих
тестирование или пользующихся его данными.
Принцип добровольности: человека нельзя
подвергать обследованию вопреки его воле.
Исключение составляют случаи из судебной и
медицинской практики, оговоренные законом. Любой
человек имеет право знать результаты своего
тестирования, а также то, кем и как они могут
использоваться. Результаты тестирования
предоставляются клиенту в форме, доступной для
верного понимания.
В ряде стран с достаточно стабильной
общественно-экономической системой существуют
государственные, юридически оформленные
ограничения на распространение и применение
тестов. Большинство тестов, предназначенных для
профессионального отбора и экспертизы,
запрещены для открытой публикации в средствах
массовой информации – для предотвращения их
применения малоквалифицированными людьми;
психологи, занимающиеся тестированием, должны
иметь диплом о высшем психологическом
образовании или ученую степень по психологии.

В России сегодня психологические
тесты доступны не только специалистам, но и всему
населению. Можно купить сборник психологических
тестов. Публикуются они в популярных журналах и в
Интернете. Насколько достоверны такие тесты?
Нужно ли иметь специальную психологическую
подготовку для того, чтобы ими пользоваться?

В популярных журналах и публикуются
тесты популярные, то есть ненаучные. Служат они в
основном для развлечения, результаты их весьма
приблизительны. Такие тесты и названия имеют
ненаучные: «Подходите ли вы друг другу?», «Какая
вы жена?», «Сможете ли вы стать миллионером?». В
сборниках психологических тестов могут
встретиться разные методики – как научные, так и
популярные (порой есть и в них зерно истины). И
все-таки для того, чтобы правильно понять
результаты диагностики, необходимо быть
психологом, соблюдать правила предъявления
тестов, правильно обрабатывать и
интерпретировать методики, ведь среди них есть
сложные, требующие дополнительных
психологических знаний.

Действительно ли путем тестирования
можно понять человека, изучить его личность?

Есть серьезные тесты, позволяющие
провести достаточно глубокую психологическую
диагностику. Конечно, на основании одних только
тестов нельзя делать однозначные выводы о
душевном состоянии или особенностях
взаимоотношений в семье. Результаты
тестирования обязательно должны быть дополнены
наблюдением, беседой. Личность человека
настолько сложна и изменчива, что ее невозможно
описать с помощью даже самого совершенного
психологического теста.

«Познай самого себя», – гласит
надпись на Дельфийском храме Аполлона. Это можно
делать и с помощью психологических тестов под
руководством специалиста-психолога.

Приложение

Тест-игра «Какой я родитель?»1

Читайте также:  Польза бактерий в природе презентация

Уважаемые мамы и папы! Кому не хочется
получить ответ на вопрос: «Какой я родитель?».
Именно поэтому мы предлагаем вам тест-игру.
Отметьте те вопросы и фразы, которые вы часто
употребляете в общении с детьми.

п/п

Вопросы и фразы

Баллы

1

Сколько раз тебе повторять?

2

2

Посоветуй мне, пожалуйста!

1

3

Не знаю, что бы я без тебя
делал(а)!

1

4

И в кого ты такой уродился?!

2

5

Какие у тебя замечательные
друзья!

1

6

Ну на кого ты похож(а)?!

2

7

Я в твои годы…

2

8

Ты моя опора и помощник
(помощница)!

1

9

Ну что за друзья у тебя?

2

10

О чем ты только думаешь?

2

11

Какая (какой) ты у меня умница!

1

12

А как ты считаешь, сынок
(доченька)?

1

13

У всех дети как дети, а ты…

2

14

Какой (какая) ты у меня
сообразительный(ая)!

1

Оценка результатов

Подсчитайте общее число баллов.
Если вы набрали 5–7 баллов – значит, живете с
ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает
вас, ваши отношения способствуют становлению его
личности.
Сумма от 8 до 10 баллов свидетельствует о
намечающихся сложностях во взаимоотношениях с
ребенком, о непонимании его проблем, попытках
перенести вину за недостатки в его развитии на
самого ребенка.

11 баллов и выше – вы
непоследовательны в общении с ребенком, его
развитие подвержено влиянию случайных
обстоятельств. Стоит задуматься над этим!

Тест «Какой я учитель?»2

Просьба ответить на вопросы одним из вариантов:
да, скорее да, скорее нет, нет. Обведите
соответствующую цифру в графе ответов.

№ п/п

Вопрос

Да

Скорее да

Скорее нет

Нет

1

Считаю ли я себя
сформировавшейся личностью или у меня еще есть
резервы роста?

3

7

10

2

Доволен
(довольна) ли я собой в целом?

10

7

3

3

Способен(на) ли я
выслушать другую точку зрения, проявить
гибкость, принимая другого с его позицией?

10

7

3

4

Переношу ли я
критику в свой адрес, необходимую для моего
профессионального и личностного роста?

10

7

3

5

Знаю ли я, как мои
ученики видят меня? Могу ли я взглянуть на себя их
глазами?

10

7

3

6

Интересуют ли
меня люди с их проблемами больше, чем мои и их
профессиональные дела и обязанности?

10

7

3

7

Ищу ли я причины
затруднений учащихся в учебе, пытаюсь ли менять
характер урока, задания, если не вижу у учеников
ожидаемых результатов и реакций?

10

7

3

8

Пробуждает ли мой
стиль преподавания любовь к учебе, интерес к
предмету у школьников?

10

7

3

9

Знаю ли я, как мои
ученики видят мир, что любят, во что верят?

10

7

3

10

Считаю ли я, что
причины невысоких успехов школьников в учебе
состоят в их неспособности?

3

7

10

Оценка результатов.

Подсчитайте общее число баллов.

75–100 баллов. Вы правильно
понимаете требования к учителю и работаете в
основном согласно этим требованиям. Вы уверены в
себе, считаете себя способным изменяться,
работать над собой, видите основные причины
затруднений учащихся в качестве обучения,
интересуетесь личностью ученика, а не
«прохождением» программы, стремитесь сделать
учение интересным.

55–75 баллов. Такие
профессиональные качества, как терпимость,
интерес к внутреннему миру ученика, стремление
изменять его, а не только «проходить» программу и
стремление изменяться самому развиты в вас чуть
ниже желательного уровня. Вам, вероятно, следует
чаще задавать себе подобные вопросы, выявлять
проблемы профессионального роста и решать их.

Ниже 55 баллов. Очевидно, вы многое в
профессиональном труде учителя понимаете не
совсем верно. Следует задуматься,
проанализировать свою работу, ее результаты,
вашу удовлетворенность ею и многое другое.
Впрочем, возможно, наш тест не совсем точно
работает. Тогда ваши поправки и пожелания
помогут его улучшить. Благодарим за участие и
помощь.

______________

1

Из книги Е.Ю.
Севостьяновой «Дружная семейка: программа
адаптации детей к ДОУ»).

2

Воронов В.В. (www.hde.kurganobl.ru).

Источник