Разрешилась ли дуэль в пользу павла петровича

Разрешилась ли дуэль в пользу павла петровича thumbnail

Дуэль Базарова и Павла Петровича является кульминационным моментом в романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». Именно во время этого сражения встречаются представители двух поклонений из двух разных кругов. 

Эта дуэль не только побуждает Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова пересмотреть все свои жизненные приоритеты, а также заставляет понять друг друга.

Идейные споры Базарова и Кирсанова

Два человека возненавидели друг друга с первых минут знакомства не из-за своих возрастных различий, а из-за жизненных приоритетов. 

Кирсанов Павел Петрович

Павел Петрович – богатый представитель дворянства, верующий человек, старается не совершать грехи и каждые выходные ходит в церковь. Он считает, что аристократия стоит на первом месте, и что самым важным на свете предметом является искусство. 

Базаров

Его яркой противоположностью является Евгений Базаров. Молодой человек 25-ти лет является ярым нигилистом, не верит в любовь и в Бога, считает, что вечеринки и балы — это бесполезная трата времени, а при помощи науки человечество будет развиваться, а не стоять на месте. 

Именно эти различия в мышлении главных героев и привели их к дуэли.

Причина и анализ дуэли между Базаровым и Павлом Петровичем

Сказать по правде, предпосылками для конфликта были не только идеологические споры, а также романтические чувства. 

Разногласия Кирсанова и Базарова

Евгений после разрыва с Одинцовой начинает ухаживать за прекрасной девушкой Фенечкой, в которую тайно был влюблен Павел Петрович. Федосья Николаевна — в самом начале романа неофициальная супруга помещика Кирсанова Николая Петровича, младше мужа на 20 лет, у них есть общий сын Митенька. 

Увидев поцелуй двух молодых людей, озверевший Кирсанов без каких либо объяснений вызывает Базарова на дуэль.

Несмотря на то, что два героя выглядели спокойными и уверенными в себе, внутри их сковывал самый настоящий страх. Базаров боялся смерти, он считал, что если погибнет, то мир может потерять выдающегося ученого, не подверженного вере и старым традициям. 

Базаров перед дуэлью

Его эмоции отлично передает эта цитата: «Он посматривал вдоль дороги, рвал и кусал траву, а сам все твердил про себя, что дуэль этакая глупость».

В отличие от Евгения, Кирсанов не боялся смерти. Не пожелав объяснить истинную причину поединка родным, Павел Петрович сказал, что между ним и Евгением Базаровым возник спор на политическую тему.

Чем закончилась дуэль

В главе XXIV начинается долгожданное событие, которое автору удалось ярко и незабываемо описать. Сценой для сражения писатель выбрал безлюдное поле. 

Дуэль из романа Отцы и дети

Правда, в противовес всем ожидания и страхам, дуэль между Базаровым и Кирсановым прошла довольно быстро и без особых жертв. Нигилист после команды стрелять успел сделать первый выстрел, тем самым принеся незначительное ранение Павлу — попал противнику в ногу. 

И в тот момент, казалось бы, серьезный и крепкий мужчина показывает все свои эмоции и от страха падает в обморок. А Базаров, позабыв о высокомерии, бежит помогать бывшему противнику, уже не как дуэлист, а как врач. 

Раненый Кирсанов

Евгений послал для раненого за дрожками, и ожидая их, противники сидели молча на траве.

В результате Евгений покидает усадьбу Кирсановых. Павел Петрович в числе прочих вышел провожать гостя и хотел пожать тому руку, но Базаров остался холоден как лед, поняв, что таким образом его бывший противник хотел «повеликодушничать». 

Уже миновав четыре версты, когда вся усадьба предстала перед глазами Евгения, он лишь сплюнул, пробормотав: «Барчуки проклятые», и ещё плотнее завернулся в шинель. Это ещё сильнее показывает хладнокровное отношение Евгения к «барчукам».

Сцена дуэли — интересная и центральная в романе. Хотя никто не погиб, а один из противников получил несильное ранение, оба дуэлянта вынесли для себя пользу: Кирсанов добился того, чтобы Базаров покинул дворянское поместье, а Евгений вышел победителем в борьбе с представителем консервативных идей.

Статьи по теме:

  • Характеристика Базарова
  • Родители Базарова
  • Сочинение-рассуждение на тему «Нужны ли Базаровы России»
  • Сочинение на тему: «Базаров-нигилист»
  • Женские образы – сравнительная характеристика героинь в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»
  • Анна Одинцова – характеристика героини
  • 10 глава романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» – анализ и подробный разбор
  • Сочинение на тему: “Что делает Евгения Базарова героем своего времени?”
  • Фенечка – характеристика героини романа
  • Критика о романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»
  • Павел Петрович Кирсанов – характеристика главного героя романа
  • Смерть Евгения Базарова – анализ эпизода в романе
  • “Отцы и дети” – цитаты для сочинения
  • Любовь Евгения Базарова и Анны Одинцовой в романе

Источник

11

1 ответ:

0

0

Во-первых это был не спор. Дуель произошла из-за того что Базаров поцеловал Фенечку, но истинной целью Павла Петровича Кирсанова, была месть за унижение и обиду, т.к у него была “Сатанинская гордость”. Дуель  Кирсановым была проиграна и со своим поражением он решил уехать за границу.

Читайте также

На каждый вопрос есть свой ответ!я считаю что ВДОХНОВЕНИЕ ето большая сила разума!

– рассказы вот : Остров сокровищ, человек амфибия, ночь перед рождеством. Там и найдешь образы.

Война была долгой. Порой, в день улетало на небо тысячи людей с нашего мира. Помимо, была очень трудная жизнь. Офицеры считались высшим качеством, которые позволяли убивать не только врагов, но и своих. Далее пошли рядовые, самое низкое звание : Младший рекрут первого класса, после фронты былт образованы в командиры звена, малые части бойцов Были штаб-сержантами, а уже настоящие профи-Техниками от первго до семи разных классов. В каждые классы были определенные штаб-квартиры, Новичков и опытных Техников-Разведчиков были разосланы в две штаб – квартиры. Вскоре вражеский фронт послал атаку на некоторые части штаб-квартир, после чего бойцы уже расходились. 9 декабря 1941 фронта и штаб квартиры, были сосланы по своим местам. Бойцы питались белым хлебом и топленным молоком, так же иногда рыбой и тушенными мясными продуктами, Матеря питались только хлебом с молоком, 1 шт. хлеба в день, 1 литр молока в неделю…

Длинновато получилось :С

Был  прекрасный,
солнечный денёк: не торопящийся ветерок игриво поддувал, а весёлое солнышко
играло своими лучами. В такой изумительный день жители волшебной страны – «Карандашляндии»
жили припеваючи, и сложно было подумать, что у кого-то этот день не задался.
На одном столе плакал красный карандаш, а над ним, тыча указательным пальцем,
стоял и смеялся чёрный вычурный карандаш. Всё дело в том, что в  то время, когда красный карандаш срисовал с окна
только-только расцветшие розы, чёрный неожиданно подошёл и давай зарисовывать
своим чёрным, словно смола, цветом его прелестный рисунок. «Вот теперь твой
рисунок на много лучше!» – смеялся чёрный карандаш.
Сложно было объяснить чувства красного карандаша. Он очень хотел сказать как
плохо поступил чёрный карандаш, но тот всё смеялся и смеялся и застенчивому
красному карандашу стало стеснительно, за то, что он так опозорился перед ним.
Однако, красный карандаш был не так прост. Он не сильно огорчался этому
рисунку, ведь у него было море рисунков! Целыми днями сутками, смотря в окно,
рисовал красный карандаш прекрасные вещи: вот бабочка села на цветок, а вот
задорные воробьи плескаются в ручейке, а там за горой уже скоро садится солнце!
Много успевал нарисовать этот карандаш. Многие просили его научить его рисовать
такие же красивые рисунки и красный никогда не отказывал. Под чутким
руководством красного карандаша многие уже развили свой талант, и уже даже
стояли на ровне со своим учителем, а красный карандаш этому был только рад. В
плохую погоду, когда срисовывать было особо и не чего, красный карандаш
занимался хорошими поступками. Помогал старым карандашикам с тяжёлыми сумками,
переводил слепых старушек через дорогу, кормил уличных зверят… Все его добрые
дела и не сосчитаешь!
Посмеялся чёрный карандаш над красным да и пошёл дальше по своим гнусным делам.
«В одном месте попортил настроение, в другом испортил на прочь, гляди и день
весело пройдёт» – думал чёрный карандаш. Только осталось найти где надоесть.
Как раз на детской площадке малыши-карандаши рисовали букет цветов. С ехидной
улыбкой и, делая вид будто загибает рукава, шагает чёрный к ним. Хотело это
быть чёрный закрасить своим темным, как ночь, цветом, но тут же его грифель
сломался. Смеялся уже не чёрный карандаш, он же как раз плакал, а
малыши-карандаши звонко смеялись над ним. Хотел чёрный бежать точить грифель в
мастерскую, а там работник его не порог не впускает «Нет, не впущу! Ты мне в
прошлый раз все точилки нарочно затупил! Иди, пока я тебе ещё хуже не сделал!» –
говорил он грозно! И пошёл чёрный карандаш. Все шарахаются от него. Кому только
не успел навредить чёрный, вредный карандаш. «Ну и ладно! Нужны вы мне! Пойду в
другую комнату и там мне точно помогут.» – пробубнил чёрный карандаш, снижая
тон всё ниже и ниже. «Хоп» в замочную скважину и не могут ни вперёд, ни назад.
А все подходят, и радуются, что судьба всё-таки наказала нашего вредителя.
И красный карандаш там был, всё видел, вытирая слёзы. Этот самый карандаш потом
вырос, и стал самым лучшим художником во всём мире, а рисунки его висели на
всех выставках «карандашляндии».И уже никто не смел его так обидеть, все
смотрели на чёрного карандаша и боялись, что кара настигнет и их, если что не
так.

|V- хорей
V|-ямб   
V|/V|/V|/V|/

Источник

Цель урока: подвести учащихся к ответу на вопрос: почему Тургенев заканчивает роман сценой смерти главного героя?

Ход урока

I. Вступительная беседа

Мы проанализировали взаимоотношения Базарова со всеми основными героями: Кирсановыми, Одинцовой, своими родителями и отчасти с народом. Каждый раз выяснялось объективное превосходство Базарова над остальными героями. Казалось бы, тема романа исчерпана. Тем не менее, с 22 главы сюжетно и композиционно начинает повторяться второй цикл странствий героя: Базаров попадает сначала к Кирсановым, потом к Одинцовой и еще раз к своим родителям.

— Как вы думаете, для чего это делает автор?

(Второй круг Базаров совершает изменившимся: жизнь заставила принять его романтику. Это новый Базаров, познавший сомнения, мучительно старающийся сохранить свою теорию. Базаров поставлен перед необходимостью познать самого себя и мир. Тургеневу важно показать, заставит ли это измениться Базарова в своих отношениях с людьми, изменились ли люди, обстановка.)

— Изменилось ли что-нибудь в Марьине, одумались ли Кирсановы после споров с Базаровым? (глава 22-23).

(В имении Кирсановых царит тот же беспорядок. Не уменьшилась неприязнь Павла Петровича к Базарову. Базаров же возвращается к Кирсановым потому, что ему там удобнее работать. Но даже без идеологических споров пребывание их вместе невозможно. Павел Петрович приходит к рыцарскому разрешению конфликта — к дуэли.)

— Разрешила ли дуэль спор в пользу Павла Петровича? Каким мы его видим после дуэли? (гл. 24)

(Павел Петрович не только ранен, но и нравственно убит на этой дуэли. Павел Петрович показан комически, подчеркивается пустота элегантно-дворянского рыцарства. После дуэли перед Базаровым оказывается не заносчивый аристократ, не идиот-дядюшка а страдающий физически и морально пожилой человек).

— Как, в связи с чем происходит разрыв Базарова а Аркадием? Что изменилось в их отношениях? (гл. 21, 22, 25)

(Базаров и Аркадий второй раз в Марьино, раскол начинается, когда Базаров нервничает, раздражен отношениями с Одинцовой. Аркадием овладело желание испытать свои силы в одиночку, без покровительства. Вот почему Аркадий едет в Никольское: «прежде бы он только плечами пожал, если бы кто-нибудь ему сказал, что он может соскучиться под одним кровом с Базаровым…» Раньше Аркадий дорожил дружбой с Базаровым, заботился о том, чтобы его хорошо приняли в Марьине, превозносил знания и простоту Базарова. Молодость всегда выбирает себе кумиров. Аркадию лестно быть приятелем такого человека. Он с удовольствием повторяет его высказывания. Притом Аркадий далеко не во всем согласен со своим другом. Он стесняется при Базарове говорить о красоте природы. Он не чувствует себя равным в дружбе, он только подчиняется влиянию Базарова, подражает ему в манере поведения, и в идеях. Поэтому не удивляет его возвращение в «лоно отцов». Стоило ему встретиться с Катей, как чувство любви вытеснило у него все следы нигилизма. Недаром Катя называет его ручным».)

— Почему Базаров уверен, что они прощаются навсегда? (гл. 25)

(Еще раньше Базаров чувствовал разницу в их взглядах с Аркадием. Сцена под стогом завершается ссорой. Еще тогда он сказал ему, что он «нежная душа». Увидев Аркадия по приезде в Никольское, Базаров сразу все понял. Зачитать: «ты уже расстался со мною… либеральный барич». Этими словами Базаров подвел итог кратковременному увлечению Аркадия нигилизмом. Базарову нелегко потерять Аркадия, вот почему он с горечью произносит прощальные слова: «я ждал от тебя совсем иной дирекции». Так завершаются отношения с Аркадием и Кирсановыми вообще, так как если ручной Аркадий покидает Базарова, то с остальными у него тем более не может быть сближения.)

Задание.

Почему именно этих представителей дворянства противопоставил Базарову Тургенев? Это лучшие представители дворянства, сравните их с губернским обществом: «если сливки плохи, что же молоко?»

II. Анализ сцены смерти Базарова

— Обратимся к последним страницам романа. Какое чувство вызывают последние страницы романа?

(Чувство жалости, что гибнет такой человек. А. П. Чехов писал: «Боже мой! Что за роскошь «Отцы и дети»! Просто хотя караул кричи. Болезнь Базарова сделана так сильно, что я ослабел, и было такое чувство, как будто я заразился от него. А конец Базарова? Это черт знает, как сделано (Зачитать отрывки главы 27).

— Как вы думаете, что имел в виду Писарев, написав: «Умереть так, как умер Базаров — это все равно, что сделать великий подвиг»?

(В этот момент проявились сила воли и мужество Базарова. Чувствуя неотвратимость конца, он не струсил, не попытался обмануть себя, и главное, остался верен себе и своим убеждениям. Смерть Базарова героична, но привлекает не только героизм Базарова, но и человечность его поведения).

— Почему Базаров становится ближе нам перед смертью?

(В нем ярко раскрылась романтика, он произнес наконец слова, которых раньше боялся: «Я люблю вас! Прощайте… ведь я вас не поцеловал тогда… Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет…» Базаров становится человечнее.)

— Почему же все-таки Тургенев заканчивает роман сценой смерти героя, несмотря на его превосходство над другими героями?

(Базаров умирает от случайного пореза пальца, но смерть его, с авторской точки зрения, закономерна. Тургенев определят фигуру Базарова как трагическую и «обреченную на гибель». Вот почему он «умертвил» героя. Две причины: одиночество и внутренний конфликт героя.

Автор показывает, как Базаров остается одиноким. Первыми отпадают Кирсановы, потом Одинцова, потом родители, Фенечка, Аркадий и последнее отсечение Базарова — от народа. Новые люди выглядят одинокими по сравнению с огромной массой остального общества. Базаров — представитель раннего революционера-разночинца, он один из первых в этом деле, а первым всегда трудно. Они одиноки в мелкопоместной и городской дворянской среде.

Но Базаров погибает, но остаются единомышленники, которые продолжат общее дело. Тургенев не показал единомышленников Базарова и тем самым лишил его дело перспективы. У Базарова нет положительной программы, он только отрицает, так как Базаров не может ответить на вопрос: «А что дальше?» Что делать после того, как разрушил? В этом заключается бесперспективность романа. Это главная причина гибели Базарова в романе, главная причина того, что автор не смог наметить будущее.

Вторая причина — внутренний конфликт героя. Тургенев считает, что Базаров погиб потому, что он стал романтиком, так как он не верил в возможность гармонического соединения в новых людях романтики и силы гражданского духа. Вот почему Базаров у Тургенева побеждает как боец, пока в нем нет романтики, нет возвышенного чувства к природе, женской красоте.)

— Как автор относился к своему герою?

(Тургенев очень любил Базарова и многократно повторял, что Базаров — «умница» и «герой». Тургенев хотел, чтобы читатель полюбил Базарова (но отнюдь не базаровщину) со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью.)

III. Слово учителя

Литературные критики не раз называли отсутствие твердой почвы под ногами как основную причину смерти Базарова. В подтверждение этому приводился его разговор с мужиком, в котором Базаров оказывается «чем-то вроде шута горохового». Однако то, в чем Тургенев видит обреченность своего героя, не сводится к базаровскому неумению найти общий язык с мужиком. Разве трагическая предсмертная фраза Базарова: «…Я нужен России… Нет, видно, не нужен…» — может быть объяснима вышеназванной причиной? А главное, «история героя включается в общую для писателя тему гибели человека в горниле неподвластных ему природных сил», «стихийных сил — страсти и смерти».

Тургенев не мирился с метафизическим ничтожеством человека. Это была его неутихающая боль, вырастающая из осознания трагичности человеческой судьбы. Но он ищет опору для человека и находит ее в «достоинстве сознания своего ничтожества». Вот почему его Базаров убежден, что перед лицом слепой силы, уничтожающей все, важно оставаться сильным, каким он был в жизни.

Умирающему Базарову больно сознавать себя «полураздавленным червяком», являть собою «безобразное зрелище». Однако то, что он сумел многого достичь на своем пути, успел прикоснуться к абсолютным ценностям человеческого бытия, дает ему силы достойно посмотреть в глаза смерти, достойно дожить до минуты беспамятства.

С Анной Сергеевной разговаривает поэт, который, завершая свой земной путь, нашел для себя самый точный образ — «умирающей лампады», чей свет символизировал жизнь Базарова. Всегда презирающий красивую фразу, сейчас он может себе ее позволить: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет…»

На пороге смерти тургеневский герой как бы подводит черту и под своими спорами с Павлом Петровичем о том, нужны ли такие, как иронично заметил Кирсанов, «избавители, герои» России. «Я нужен России?» — спрашивает самого себя Базаров, один из «избавителей», и не стесняется ответить: «Нет, видно, не нужен». Может быть, он это сознавал, еще споря с Павлом Кирсановым?

Таким образом, смерть дала Базарову право быть таким, каким, возможно, он был всегда — сомневающимся, не боящимся быть слабым, возвышенным, умеющим любить… Неповторимость Базарова заключается в том, что через весь роман он пройдет во многом не таким человеком и тем обречет себя на единственно возможную, роковую, трагическую — базаровскую — судьбу.

Однако Тургенев завершил свой роман просветленной картиной тихого сельского кладбища, где упокоилось «страстное, грешное, бунтующее сердце» Базарова и куда «из недалекой деревушки часто приходят два уже дряхлые старичка — муж с женою» — родители Базарова.

IV. Подготовка к написанию сочинения. Выбор темы

Примерные темы для написания домашнего сочинения по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»:

Е. Базаров и П. П. Кирсанов;

— «Барчуки проклятые» (Н. П., П. П., Аркадий, Кирсановы, Одинцова);

— «Бунтующее сердце» (образ Е. Базарова);

— Почему Базаровы нужны России?

— Базаров и русский народ;

— «Умереть так, как умер Базаров, все равно, что сделать великий подвиг» (Писарев);

— Смысл заглавия романа И. С Тургенева «Отцы и дети»;

— Проблема «отцов» и «детей» в изображении Тургенева;

— Устарела ли проблема «отцов» и «детей» сегодня?

— Что критикует Тургенев в «отцах» и в чем расходиться с «детьми»?

— Что делает Базарова героем своего времени?

Домашнее задание

1. Написать сочинение по одной из предложенных тем.

2. Подготовиться к проверке знаний по творчеству И. С. Тургенева.



Источник

Читайте также:  Рапс семена польза и вред