Ручной труд его польза для детей

Ручной труд его польза для детей thumbnail

Ирина Погорелова
Консультация «Польза ручного труда для развития детей старшего дошкольного возраста»

“Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”, – утверждал В. А. Сухомлинский.

Консультация «Польза ручного труда для развития детей старшего дошкольного возраста»

Сегодня родители делают большую ставку на интеллектуальное развитие ребенка. Частенько забывая о том, что ребенку помимо математики, чтения и письма нужны еще и другие занятия.

При опросе в начале учебного года, выяснилось, что большинство родителей не дают дома детям ножницы, бумагу, клей, пластилин, не говоря уже об иголках, нитках, цветном песке и многом другом. Взрослые боятся, что не уследят за ребенком, он может пораниться, измазаться, что-нибудь проглотить, ведь в это время родителей, как правило, не бывает рядом, они заняты своими делами. Боятся, что будут нервничать и раздражаться, если у ребенка в пятый, в десятый раз не будет получаться. Не хотят лишней уборки, стирки, не хотят тратить свое драгоценное время.Родителям легче дать ребенку в руки гаджет: компьютер, смартфон, планшет и пр. В результате познавательная функция мозга у детей сильно страдает от недостатка работы руками. Существует тесная взаимосвязь между развитием рук и развитием интеллекта. Тонкая работа пальцев рук, во время занятий ручным трудом заставляет ребенка думать, способствует совершенствованию головного мозга.

Самый доступный и легко поддающийся обработке материал – бумага. Работа с бумагой – это работа с материалом обладающим конструктивными и пластическими свойствами. Изготовление изделий из бумаги способствует развитию мышц кистей рук, совершенствует глазомер у ребёнка, подготавливает его к выработке навыков письма, способствует эстетическому развитию детей, приобретению ими умений грамотно подбирать сочетания цветов бумаги, форм и размеров комплектующих изделий деталей.

Мы в детском саду с детьми выполняем из бумаги различные двухмерные и трёхмерные поделки. В процессе работы ребёнок исследует возможности применения бумаги, сгибая, разгибая, сжимая, разрезая её на части, но затем, объединяя их, получает новую форму.

Ручной труд его польза для детейРучной труд его польза для детейРучной труд его польза для детейРучной труд его польза для детей

Детям очень нравится выполнять изделия из полосок бумаги.

Ручной труд его польза для детейРучной труд его польза для детейРучной труд его польза для детейРучной труд его польза для детей

Этот вид работы создаёт большие возможности для творчества детей. Обычно при получении бумажных полосок разной длины и ширины дети тут же начинают их непроизвольно скручивать, свивать, переплетать, перекрещивать, соединять одну с другой, в результате чего возникают разнообразные композиции. В качестве основы для выполнения фигурок животных и людей может быть использован конус или цилиндр из плотной бумаги.

Ручной труд его польза для детейРучной труд его польза для детейРучной труд его польза для детейРучной труд его польза для детей

Во время выполнения заданий ребенку предлагается найти свой способ его выполнения, а так же его оформление – это значит, что все активнее будет развиваться воображение.

Занятия ручным трудом привлекают детей результатами труда. Сколько радости получают дети, когда они сделают своими руками красивую закладку, открытку,игрушки из различных материалов: бумаги, картона, пластмассовых бутылок и другого бросового материала!

Ручной труд его польза для детейРучной труд его польза для детейРучной труд его польза для детейРучной труд его польза для детей

Занятия рукоделием также взаимосвязаны с занятиями по рисованию. Дети могут очень долго заниматься этим видом поделок, не желая признавать, что работа закончена, поскольку у них постоянно рождаются новые идеи.

Ручной труд его польза для детейРучной труд его польза для детей

От занятия к занятию у детей улучшается глазомер, точность и координация движений. У детей воспитывается желание добиваться положительного результата и при этом дети очень бережно относятся к своим игрушкам, не ломают их и не позволяют другим испортить поделку.

Ручной труд его польза для детейРучной труд его польза для детей

Не упустите возможность достаточно легко и непроизвольно способствовать развитию речи, мышления, памяти, внимания, воображения детей в увлекательных занятиях ручным трудом.

И ещёодно очень важное дополнение: умение что-нибудь сделать своими руками позволяет ребёнку чувствовать себя увереннее, избавляет от ощущения беспомощности в окружающем мире взрослых. А ведь вера в себя, уверенность в своих силах – необходимое условие для того, чтобы ребёнок был по-настоящему счастлив.

Источник

Значение ручного труда.

Занятия трудом развивают у детей чувство коллективизма, активность, дисциплинированность, способствуют развитию некоторых сторон познавательной деятельности (наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентации), исправлению недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук, а также эстетическому воспитанию.

Трудовую деятельность детей можно разделить на 4 основных вида: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд по уходу за растениями, ручной труд. Разделение это условно, так как чётких границ между ними нет. Каждый вид трудовой деятельности имеет свои особенности, своё содержание. Такое разделение труда даёт возможность определить работы, к которым целесообразно привлекать детей, а также их значимость в процессе трудового воспитания.

Слабое развитие мелкой моторики, затруднённость манипулятивной деятельности создают неблагоприятные условия для развития познавательных возможностей. Поэтому передо мной встала проблема определения содержания работы. Я поняла, что имею дело не с абстрактным коллективом, который нужен, чтобы через него поддерживать дисциплинированность и нравственность отдельных воспитанников, с индивидуальными характерами, с их собственным жизненным опытом.

Читайте также:  Свекольные листья польза или вред

В своей работе надо идти не от коллектива к ребёнку, а от кропотливой работы с ребёнком, к созданию нравственно здоровой среды, способной предоставить благоприятные условия для развития каждого.

Цель моей работы можно определить как формирование самостоятельной творческой личности, способной развивать свой потенциал. Исходя из этого, были определены направления в работе:

  1. развивать творческие способности детей.
  2. формировать коммуникативные качества.
  3. создавать условия для самореализации.
  4. развивать внимание, память, воображение, мелкую моторику.

Следует помнить, что результативность трудового воспитания во многом зависит от его организации. Давая детям те или иные задания, следует учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка: состояние здоровья, наличие навыков и умений. В своей работе сочетаю индивидуальные и коллективные формы организации деятельности детей. Индивидуальный подход осуществляю путём упрощения или усложнения заданий.

При выборе объектов труда учитываю, что изделие должно иметь общественно полезное значение, то есть возможность его использовать в группе, дома, для подарка. Трудовое задание должно быть посильным для ребёнка.

Организация трудовой деятельности включает в себя постановку цели, планирование, овладение трудовыми навыками и способностями работы, сам процесс труда, получение труда и его оценку. Способность ребёнка успешно овладевать приёмами труда и самостоятельно выполнять трудовые задания определяется высокоорганизованной и сложной работой головного мозга. Благодаря нормальной работе головного мозга человек способен осознать цель предстоящей деятельности. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие головного мозга человека было известно ещё во 2 веке до н. э. в Китае. Специалисты утверждали, что занятия с участием рук и пальцев приводят гармоничные отношения тело и разум. Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга.

Кроме того, целенаправленная работа по совершенствованию движений пальцев во время работы с природным материалом или с бумагой весьма полезна и для подготовки руки к письму.

Любой из видов ручного труда содержит в себе и возможности для формирования у детей прилежания, стремление к качественному выполнения задуманного и внесению чего- нибудь нового. Но чтобы практические работы детей содержали в себе элементы творчества, их нужно этому учить.

В процессе формирования творческой деятельности выделила 3 этапа:

  1. выработка практических умений и навыков. Здесь имеют место точность, исполнительность, рациональное использование материала, соблюдение порядка на рабочем месте.
  1. формирование и расширение знаний детей, обогащение новыми впечатлениями.
  1. развитие мыслительной деятельности в процессе обобщения накопленного опыта и применение его в другой ситуации.

На своих занятиях строго соблюдаю эти этапы, так как каждый из данных этапов служит логическим продолжением предыдущего, а последний обобщающим во всём процессе. Причём практическая деятельность постепенно усложняется, обогащается за счёт заданий творческого характера.

Рассмотрим три уровня практической деятельности детей на занятиях по ручному труду, отражающие этапы формирования основ творческой деятельности.

  1. работа копия (по образцу) имеет большое значение в обучении, так как не только показывает, что и как делать, но и способствует развитию произвольного внимания, учит смотреть на предмет в целом, видеть его основные части, детали. Но при воспроизведении готовых образцов дети лишены возможности создавать изделия самостоятельно и по замыслу, то есть активизировать мышление, развивать воображение.
  1. зная, что дети смогли бы внести свои изменения, я стала предлагать работу с внесением изменений в основные детали. Такое задание дало детям возможность внести в изделие что- то своё, отличное от других – это способствовало расширению представлений о конструктивных возможностях данного материала и развитию технического мышления.
  1. так же на занятиях даю детям творческую работу по содержанию своего варианта изделия.

Дети должны были воспроизвести по памяти все необходимые знания, проявляя выдумку, закрепляя практические умения и навыки, полученные на других занятиях.

Обобщая всё выше сказанное, можно сделать вывод, что ручной труд является эффективным «гимнастическим снарядом» для развития интеллекта и психики ребёнка. Именно практическая деятельность позволяет ему «переводить» сложные абстрактные действия из внутреннего (невидимого) плана во внешний (видимый), делая их более понятными. Разумеется, подобное значение не может быть придано любой ручной работе. Если на первый план выдвигается овладение только практическими приёмами и технологиями, то результатом будет лишь «набитая рака», а не развитие личности.

Ручной труд является, прежде всего, средством для развития сферы чувств эстетического вкуса, разума и творческих сил – то есть общего развития ребёнка. Это и есть основная цель.

Перспективный план продуктивной деятельности на год.

Старшая группа.

Читайте также:  Ячменная каша польза и вред калорийность для похудения

Сентябрь

  1. Аппликация «Овощи на тарелке»

Цель: учить детей вырезать круглые и овальные формы из квадрата и прямоугольника, плавно срезая углы, разрезать бумагу по кривым и ломаным линиям. Учить детей сочетать элементы композиции по цвету, размеру, форме, дополняя их характерными деталями.

  1. Аппликация «Цыпленок»

Цель: познакомить детей с выполнением аппликации способом обрывания бумаги, когда пространство заполняется кусочками бумаги неправильной формы.

  1. Конструирование из природного материала «Птицы»

Цель: учить детей делать из природного материала птицу по образцу. Развивать воображение мелкую моторику рук.

Октябрь

1 .Конструирование из бумаги «Игрушка зайчик»

Цель: учить детей изготавливать из цилиндров разнообразных животных. Учить детей планировать свою деятельность, подбирать необходимый материал, творчески подходить к работе.

  1. Аппликация «Нарцисс»

Цель: учить детей выполнять усложненный вариант аппликации с частичным наклеиванием деталей, что предает изображению объемность. ‘Продолжать учить детей вырезать овал и круг из квадрата и прямоугольника.

  1. Конструирование из строительного материала «Гараж с двумя въездами» Цель: учить детей подготавливать основу для перекрытий, ориентироваться на плоскости, намечать очертание будущего сооружения. Учить детей обдумывать план постройки, договариваться.

Ноябрь

  1. Ручной труд из бумаги «Корзиночка»

Цель: учить детей складывать квадратный лист на шестнадцать маленьких квадратиков, делать надрезы по четырем линиям сгиба, складывать и склеивать корзиночку. Развивать внимание воображение, мышление, мелкую моторику рук.

  1. Поделки из природного материала «Домашние птицы»

Цель: продолжать учить детей создавать поделку по замыслу. Развивать фантазию, творчество.

  1. Аппликация «Петушок, золотой гребешок»

Цель: учить детей составлять сюжетную аппликацию; использовать дополнительные материалы (цветные нитки) для украшения работы.

Декабрь

  1. Ручной труд из бумаги и картона «Сказочный домик»

Цель: учить детей делать более сложные конструкции из квадрата. Закрепить умение складывать квадрат на шестнадцать маленьких. Украсить домик путем наклеивания бумаги (окна, двери).

  1. Конструирование из строительного материала «Разнообразные мосты» Цель: учить детей планировать постройку. Учить детей выделять этапы создания конструкции. Развивать мышление.
  1. Игрушки из бумаги и картона «Елочные игрушки»

Цель: учить детей обводить шаблоны на бумаге, сложенной вдвое. Продолжать учить детей вырезать предмет по контуру.

Январь

  1. Поделки из использованных материалов «Высотные здания из обклеенных коробок»

Цель: начинать учить детей оклеиванию готовых коробок. Из нескольких оклеенных коробок сделать многоэтажное здание, путем склеивания коробок между собой.

  1. Конструирование из строительного материла «По замыслу»

Цель: учить детей самостоятельно выбирать тему для постройки, отбирать ‘необходимый материал, ориентироваться на плоскости.

  1. Аппликация «Царство диких зверей» (коллективная)

Цель: учить детей вырезать более сложные изображения-фигурки животных. Сначала делают с помощью трафаретов, затем рисуют сами. Развивать зрительную память, глазомер, мелкую моторику рук.

Февраль

  1. Игрушки из использованных материалов «Машина из коробок»

Цель: продолжать учить детей обклеивать коробки бумагой. Склеивать коробки между собой, завершать работу приклеиванием колес, окон, дверей.

  1. Конструирование из строительного материала «Улицы города»Цель: учить детей конструировать сообща, уметь договариваться и обыгрывать постройку.
  2. Аппликация из бросового материала «Экзотические рыбки»

Цель: учить детей аккуратно наклеивать элементы аппликации, располагая их в последовательном порядке. Дополняя работу разными деталями (бумагой, камнями).

Март

  1. Поделки из бумаги и картона «Качалка»

Цель: учить детей складывать круг по диаметру, чтобы образовались две линии сгиба. Показать, как вырезать у круга одну четвертую часть. Учить детей украшать работу деталями из цветной бумаги.

  1. Поделки из использованных материалов «Заяц из поролона»

Цель: познакомить детей со свойствами материала. Объяснить, как срезать углы и грани, предать куску поролона округлую форму.

  1. Аппликация «Белая лилия»

Цель: учить детей изготавливать трафареты из картона и на их основе выполнять аппликацию. Развивать мелкую моторику рук, зрительно-двигательную координацию.

Апрель

  1. Конструирование из строительного материала «Самолет»

Цель: учить детей строить самолет, используя в качестве образца рисунки- чертежи. Учить детей выделять основные части самолета (кабина, фюзеляж, пропеллер, шасси…).

2.Игрушки из бумаги и картона «Чебурашка»

Цель: объяснить и показать, как сложить круг по диаметру, чтобы образовались две линии сгиба, делящие его на четыре равные части.

  1. Аппликация «Кошечки, собачки»

Цель: учить детей выполнять сюжетную аппликацию, состоящую из двух персонажей. Учить аккуратно выполнять работу.

Май

1 .Поделки из природного материала «Декоративное панно»

Цель: учить детей делать панно из природного материала по любому рисунку-образцу.

  1. Поделки из бумаги «Кошечка» (из полоски бумаги)

Цель: учить детей складывать полоску в нужную форму и склеивать. Дополнять работу цветной бумагой.

  1. Аппликация «Мимоза»  

Цель: учить детей наклеивать комочки из бумаги, мелкие боковые надрезы, симметричное вырезание, объемное наклеивание.

Источник

Если вам 35 или больше, в детстве вас наверняка учили пришивать пуговицы, строгать, вязать крючком, лепить пельмени и, конечно, вскапывать огород. Кажется, что современным детям ничего этого уметь не надо. Но тут приходит двухнедельный карантин, и все эти бытовые занятия оказываются очень увлекательными и полезными. Поговорим о том, почему ручной труд — это на самом деле очень здорово и даже может стать профессией.

Читайте также:  Рафинированное пальмовое масло вред и польза

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Готовить

Ручной труд его польза для детей

Приготовление еды — настоящая школа жизни. Оно требует множества универсальных навыков и развивает целую кучу полезнейших способностей. Тут и мелкая моторика, и умение орудовать горячим, тяжёлым и острым, и простые практические знания о химии и физике. Что будет, если дунуть в муку? Почему масло так плохо отмывается водой? Почему, если откроешь духовку с бисквитами, они осядут? Как сварить яйцо в микроволновке? И ещё миллион интересных фокусов. Тут и умение действовать по инструкции, измерять, взвешивать. А главное — это школа творчества.

Вот только что были яйца, мука, масло, сахар и творог — а вот совершенно новая сущность: пирожки с творогом. Умение готовить развивает уверенность в себе (это я сам сделал такую вкуснятину!), креативные способности (познав законы сочетания продуктов, в конце концов начинаешь готовить и без рецептов, по интуиции), не говоря уж о вкусе и щедрости: когда приготовил сам, хочется угощать других.

Кстати, я не очень люблю готовить. Моих детей поощряю ещё и поэтому — так приятно, когда ничего не делал, а на столе вкусный ужин.

Собирать мебель и обустраивать быт

Ручной труд его польза для детей

Конструкторы — это, конечно, неплохо. Но намного интереснее собрать или сделать что-то настоящее, в полный человеческий рост. Пару лет назад мой старший сын, которому тогда было одиннадцать, увлекся созданием табуреток и стеллажей с нуля, из досок и фанеры: ездил в строительный магазин, одалживал шуруповёрт и электролобзик, пилил, строгал и вкручивал.

Сотворив некоторое количество добротной, хоть и грубоватой мебели (мы ею с удовольствием пользуемся: она покрепче икеевской!), подросток переключился на другие занятия, но теперь повесить полочку или починить ручку двери для него проблемы не составляет. Кстати, уверенность в себе работает не только с тем, что уже умеешь, но и с новыми задачами: сумел это, сумею и другое, главное — практика. Это знание даже важнее, чем конкретные рабочие навыки: оно — хорошая профилактика беспомощности перед вызовами жизни. Конечно, всегда можно позвать профессионала, который сделает быстрее и красивее, но так приятно знать: если что, я и сам смогу.

Шить, кроить и вязать

Ручной труд его польза для детей

Почему-то шитьё ассоциируется главным образом с чем-то практически полезным. Ну кому в наши дни нужно пришивать пуговицы или вязать самому себе шапочки, кроме особых любителей, для которых это хобби?

На это я отвечу: во-первых, мы не знаем, в каком мире будут жить наши дети. Может быть, в суровом экологическом будущем им действительно придётся вручную вязать внукам шапочки и шарфики, а то и прясть. А во-вторых, если говорить о сегодняшней реальности, шитьё, вязание и вышивание — те самые медленные, медитативные занятия, которых многим из нас так не хватает в жизни. Это спокойствие, терпение, плавное течение мыслей — в общем, процесс.

Несколько лет назад именно поэтому вошли в моду бесконечные антистресс-раскраски. Можно шить и «на результат» — и тут есть своя вполне современная культура. Неподалёку от нас есть симпатичный кружок по шитью, куда ходит моя старшая дочка. Его ведёт совсем молодая девушка, студентка Института дизайна. Ученики и ученицы придумывают всевозможные костюмы и воплощают их — шьют на стареньких швейных машинках, рисуют батиком, декорируют, а потом выступают в них на тематических конкурсах. Например, «Футболка превращается» — верьте, старшеклассники и старшеклассницы вытворяли с футболками нечто фантастическое, Пикассо и мадемуазель Коко аплодировали бы им стоя.

Думаю, среди них есть те, кто вскоре начнет свой маленький бизнес и будет шить рюкзаки, необычные пуховики или платья (я сейчас подумала об уже существующих в Петербурге мастерах, которые делают дешёвые и креативные вещи. Кое-что из этого я купила и ношу).

Безусловно, шитьё — занятие на любителя. Но хотя бы попробовать в любом случае любопытно. И даже я, не любительница иголок и ниток, недавно подарила куклам младшей дочки несколько симпатичных платьев. Им понравилось.

Выращивать цветы. И не только

Ручной труд его польза для детей

На Западе люди готовы переплачивать за продукты с маркировкой Eco, Bio и Organic. А между прочим, на подоконнике можно вырастить даже огурцы, стоит только захотеть. Времени на это уходит не так уж много, а следить за тем, как из маленького семечка за пару месяцев получается абсолютно реальный съедобный плод — настоящее волшебство. И даже если мы не настолько увлечены и нам хватит обычных фиалок, растения — именно те ребята, которые могут научить нас всех заботе и постоянству в отношениях.

Если же у нас есть дача, там открывается настоящий простор для труда и воображения. Не нужно заводить обширные плантации, но многим детям вполне по силам сделать собственную грядку, посадить там немного лука, немного морковки, а ещё, например, мяту, которую можно потом класть в чай или смузи. Прополоть пару раз за лето эту грядку; пару раз в неделю — полить; и с удовольствием собрать небольшой урожай — приятно. И очень полезно на своем опыте познать, что укроп не родится прямо в вакуумной упаковке.

И даже если мы совсем ничего не хотим выращивать, всегда можно показать детям вечный фокус с луком, который тянет своей «бородкой» воду из стакана, а сам тянется зелеными перышками к солнцу. Жизнь заразительна, и умение творчески взаимодействовать с ней с помощью разных умений и навыков — залог нашей уверенности в себе, хорошего настроения и душевного здоровья.

Источник