Сила трения польза и вред проект

Сила трения польза и вред проект thumbnail

Муниципальное образовательное учреждение Красновосходская средняя общеобразовательная школа МО «Цильнинский район» Ульяновской области

Исследовательский проект

«Сила трения»

                                   

автор работы: Косырева Юлия

ученица 7 класса

руководитель: учитель физики

Мельникова Лариса Николаевна

                                                 Карабаевка-2016

                                                           Содержание

I. Введение ………………………………………………………………3

II. Основная часть

2.Описание объекта……………..………………………………….……7

       2.1.Историческая справка……………………………………………….8

       2. 2.Определение и  характеристика……………. ……………………..9

       2.3. Причины возникновения сил трения………………………………11

       2.4.Сила трения в природе и технике………………………………….12

       3.1. Исторический курьез …………..……………………………………17

       3.2.  Вопросы на закрепление знаний о силе трения………………….18

       3.3.Сочинение о трении…………………………………………………19

       Заключение ………………………………………………………………20

    Литература………….……………………………………………….…..21

                                                                                                  Каждый , кто

старается

постичь тайны

природы

достоин

уважения.

I.Введение

Полезно или вредно трение? Многие, не задумываясь, отвечают: “Конечно, вредно!” И на первый взгляд они  правы. Действительно, из-за трения изнашиваются механизмы и машины, стираются  подошвы ботинок и шины автомобиля, затруднено передвижение различных  грузов, невозможно создание вечного  двигателя и многое другое. Но представьте  себе на минуту, что трение исчезло. Тогда движущийся автомобиль не сможет остановиться, а неподвижный – тронуться  с места. Пешеходы упадут на асфальт  и не смогут подняться. Кроме того, они неожиданно окажутся голыми, так  как нитки в тканях удерживаются трением. Вся мебель в комнате  собьется в один угол (в соответствии с наклоном пола), тарелки и стаканы  соскользнут со стола, гвозди и шурупы выскочат из стен, ни одну вещь нельзя будет взять в руки, вы не сможете  перевернуть страницу журнала и  т. д. и т. п. Перечень подобных “ужасов” можно продолжить до бесконечности, но и сказанного достаточно, чтобы  понять, что без трения жизнь на Земле была бы невозможна.

Вот что пишет известный швейцарский  физик, лауреат Нобелевской премии Шарль Гийом (1861-1938): “Вообразим, что трение может быть устранено совершенно. Тогда никакие тела, будь они величиною с каменную глыбу или малы, как песчинка, никогда не удержатся одно на другом: все будет скользить и катиться, пока не окажется на одном уровне. Не будь трения, Земля представляла бы шар без неровностей, подобно жидкому”. К этому можно добавить, что неизвестно, как бы пошло развитие цивилизации – ведь наши предки добывали огонь трением.

Актуальность проекта 

С трением мы сталкиваемся на каждом шагу. Вернее было бы сказать, что без трения мы и шагу ступить не можем. Но несмотря на ту большую роль, которую играет трение в нашей жизни, до сих пор не создана достаточно полная картина возникновения трения. Это связано даже не с тем, что трение имеет сложную природу, а скорее с тем, что опыты с трением очень чувствительны к обработке поверхности и поэтому трудно воспроизводимы. 

Обоснование актуальности проекта:

       Когда говорят о трении, различают три несколько отличных физических явления: сопротивление при движении тела в жидкости или газе – его называют жидким трением; сопротивление, возникающее, когда тело скользит по какой-нибудь поверхности, – трение скольжения, или сухое трение; сопротивление, возникающее при качении тела, – трение качения.   Движению тела обычно препятствуют силы трения.  Если соприкасаются поверхности твёрдых тел, их относительному движению мешают силы сухого трения. Характерной особенностью сухого трения является существование зоны застоя. Тело нельзя сдвинуть с места, пока абсолютная величина внешней силы не превысит определённого значения. До этого момента между поверхностями соприкасающихся тел действует сила трения покоя, которая уравновешивает внешнюю силу и растёт вместе с ней.

Гипотеза:  Если бы не было силы трения, то  в мире наступил бы хаос. 

Цели проекта-
Найти ответы на вопросы:

  • Что такое сила трения?
  • Какие виды сил трения существуют?
  • Где можно встретиться с силой трения?
  • Сила трения вредная или полезная?

Задачи:

  • 1.Изучить теоретический материал, сформулировать определение видов силы трения, найти информацию об ученых, занимавшихся изучением сил трения;
  • 2. Найти примеры проявления сил трения в технике и в окружающем нас мире, на основании этих примеров объяснить вред и пользу сил трения;
  • 3. Найти информацию о проявлении сил трения в литературных произведениях, мультфильмах.

При создании работы использованы основные исследовательские методы:

       Теоретический( анализ научно-исследовательской, научно-популярной, специальной и учебной литературы, а также информации Интернета).

  • «Мозговой штурм» формулирование темы исследования;
  • Выдвижение гипотез решения проблемы;
  • Выбор творческого названия проекта;
  • Обсуждение плана работы;
  • Обсуждение возможных источников информации;
  • Самостоятельная работа  по выполнению задания;
  • Самостоятельная работа по выполнению презентации и публикации;
  •  Публичная защита полученных результатов и выводов.

II.Основная часть

1.Описание объекта.

Санки, скатившись с горы, движутся по горизонтальному пути неравномерно, скорость их постепенно уменьшается, и через некоторое время они останавливаются . Останавливается и велосипед, когда велосипедист прекращает крутить педали. Мы знаем, что причиной всякого изменения скорости движения является сила. Значит, в рассмотренных примерах на каждое движущееся тело действовала сила.

При соприкосновении одного тела с другим возникает взаимодействие, препятствующее их относительному движению, которое называют трением . А силу, характеризующую это взаимодействие, называют силой трения.

Сила трения – ещё один вид сил, отличающийся от рассмотренных ранее силы тяжести и силы упругости.

2.1 История открытия силы
трения.

Талантливый человек талантлив во  всем, но лишь немногие гении были гениальны во всем, что бы они не делали.  Леонардо да Винчи заслуживает звания абсолютно универсального гения. Леонардо утверждал, что сила трения, возникающая при контакте тела с поверхностью, пропорциональна нагрузке(силе притяжения), направлена против движения и не зависит от площади контакта.(1519 год).  

Г. Амонтон и    Ш.О.Кулон

Ввели понятие коэффициента трения как отношения силы трения к нагрузке, придав ему значение физической константы, полностью определяющей силу трения для любой пары контактирующих материалов(1781). Но в их формулировке не было учтено, насколько гладко обработаны контактирующие поверхности.  

Читайте также:  Первоцвет вред и польза и вред

Современные исследования силы трения

  • развивавшаяся техника XX века требовала все большего внимания к исследованию трения. В 30-е годы исследования в области трения стали настолько интенсивными, что потребовалось выделить их как специальную науку – трибологию, лежащую на стыке механики, физики поверхностных явлений и химии (создание новых смазочных материалов – дело химиков). Только в США в этой области работают в настоящее время более 1000 исследователей, и в мировой науке ежегодно публикуется более 700 статей.

2.2.Виды сил трения

Трение скольжения — сила, возникающая при поступательном перемещении одного из контактирующих/взаимодействующих тел относительно другого и действующая на это тело в направлении, противоположном направлению скольжения.

2.3.Причины возникновения сил трения.

Неровность поверхности.

Взаимное притяжение молекул.

2.4. Сила трения в природе и технике

В природе и технике трение имеет большое значение. Трение может быть полезным и вредным. Когда оно полезно, его стараются увеличить, когда вредно – уменьшить.

Без трения ни люди, ни животные не могли бы ходить по земле, так как при ходьбе мы отталкиваемся ногами от земли .

В жизни многих растений трение играет положительную роль. Вот, например, лианы, грох, бобы и другие вьющиеся растения . Благодаря трению они цепляются за находящиеся поблизости опоры, удерживаются на них и тянутся к свету. Трение здесь создается за счет того, что стебли многократно обвивают опоры и поэтому плотно прилегают к ним. 

А вот растения, имеющие корнеплоды, такие, как морковь, свекла, брюква . Сила трения о грунт способствует удержанию корнеплода в почве. С ростом корнеплода давление окружающей земли на него увеличивается, а это значит, что сила трения тоже возрастает. Именно поэтому так трудно вытащить из земли большую свеклу, редьку, репу. 

Таким растениям, как репейник , трение помогает распространять семена, имеющие колючки с небольшими крючками на концах. Эти колючки зацепляются за шерсть животных и вместе с ними перемещаются.

Путем длительной эволюции организмы живых существ приспособились к трению . Действие органов хватания ( клешни рака, передние конечности и хвост обезьян, хобот слона и др.) тесно связаны с трением. Ведь предмет или живое существо будет тем прочнее схвачено, чем больше трение между ним и органом хватания.

Во многих случаях трение вредно и с ним приходится бороться. Например, во всех машинах из-за трения нагреваются и изнашиваются движущиеся части . Для уменьшения трения соприкасающиеся поверхности делают гладкими, между ними вводят смазку.

Чтобы уменьшить трение вращающихся валов машин и станков, их опирают на подшипники. Деталь подшипника, непосредственно соприкасающуюся с валом, называют вкладышем . Вкладыши делают из твердых материалов – бронзы, чугуна или стали. Внутреннюю поверхность их покрывают особыми материалами, чаще всего баббитом.

Мы знаем, что сила трения качения при одинаковой нагрузке значительно меньше силы трения скольжения. На этом явлении основано применение шариковых и роликовых подшипников. В таких подшипниках вращающийся вал не скользит по неподвижному вкладышу подшипника, а катится по нему на стальных шариках или роликах.

   3.1ИСТОРИЧЕСКИЙ КУРЬЕЗ

18 августа 1851 года император Николай I совершил первую поездку из Петербурга в Москву по железной дороге. Императорский поезд был готов к отправлению в 4 часа утра. Начальник строительства дороги, генерал Клейнмихель чтобы подчеркнуть торжественность события, приказал первую версту железнодорожного пути покрасить белой масляной краской. Это было красиво и подчеркивало то обстоятельство, что императорский поезд первым пройдет по нетронутой белизне уходящих вдаль рельсов. Однако Клейнмихель не учел одного обстоятельства… Он забыл о смазочном действии масляной краски, уменьшающем трение, – паровоз буксовал на месте.

     Жандармы, подобрав полы шинелей,

     бежали эту версту

     перед поездом и посыпали

     песком покрашенные рельсы.

3.2. Закрепление материала

Ответить на вопросы

  1. Для чего смычок перед игрой натирают канифолью?
  2. Почему медицинские иглы полируют  до зеркального блеска?
  3. Почему полировка и шлифовка соприкасающихся деталей уменьшает силу трения? Будет ли уменьшена сила трения, если поверхности деталей отполировать идеально?
  4. С какой целью швейные иголки полируют до блеска? Удобно ли шить заржавленной иголкой?
  5. В вагоне поезда на столике лежат книга и мяч. Поезд тронулся с места. Что при этом произойдет с мячом и книгой?
  6. У гоночных велосипедов руль низко опущен. Почему?
  7. Почему живую рыбу трудно держать в руках?

3.3 А   ЕСЛИ БЫ СИЛЫ ТРЕНИЯ
НЕ БЫЛО…

       

  «Допустим, решили мы на каникулах съездить

     к бабушке в гости на поезде. И не в курсе того,

    что как раз в это время вдруг, ни с того ни с сего, пропала сила трения. Проснулись, встаем с кровати и падаем, так как силы трения между полом и ногами нет. 

       Начинаем обуваться, и не можем завязать шнурки, которые не держатся из-за отсутствия силы трения. С лестницей вообще туго, лифт не работает – он уже давно лежит в подвале. Пересчитав копчиком абсолютно все ступени и доползя как-то до остановки, обнаруживаем новую беду: ни один автобус не остановился на остановке.  Чудом сели в поезд, думаем, какая красота – тут хорошо, топлива уходит меньше, так как потери на трение сведены к нулю, быстрее доедем. Но вот в чём беда: силы трения между колёсами и рельсами нет, а, значит, и оттолкнуться поезду не от чего! Так что, в общем, как-то и не судьба съездить к бабушке без силы трения» .

                                                 Заключение

С учетом полезности положительных и вредности отрицательных сторон силы трения, мы должны всемерно расширять использование ее положительных качеств и не сваливать на нее собственную вину.

И тогда в мире точно хаос не наступит!

     Список литературы:

  • Перышкин А.В.: Физика. Учебник для 7 класса.- М.: Дрофа, 2009г.
  • https://class-fizika.narod.ru/7_class.htm 
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/%C8%ED%E5%F0%F6%E8%FF 
  • https://www.nado5.ru/e-book/yavlenie-inercii-reshenie-zadach 
  • https://demkin-nik.narod.ru/action/sud.htm 
  • Инерция в жизни 
  • Образовательные ресурсы по теме “Инерция” 
  • Урок физики в 7 классе по теме “Инерция” с медиа-ресурсами 

Источник

Одна из проблем современной школы – снижение
интереса к физике. Я задала себе вопрос: Какими
средствами может воспользоваться учитель, чтобы
сформировать у учащихся положительное отношение
к предмету, вызвать у них познавательный интерес
к знаниям? Можно предложить такую схему
воспитания у школьников увлечения учебным
предметом: от любопытства к удивлению, от него к
активной любознательности и стремлению узнать,
от них к прочному знанию и научному поиску.

Читайте также:  Исковое алименты в пользу родителей

Остановлюсь подробнее на первой стадии –
удивления и любопытства: у школьников возникает
ситуативный интерес, проявляющийся при
демонстрации эффектного опыта, прослушивании
рассказа об интересном случае из истории физики,
причем его объектом является не содержание
предмета, а чисто внешние моменты урока –
оборудование, мастерство учителя, формы работы
на уроке.

Новизна, непосредственный интерес и
эмоциональная привлекательность вызывают
прежде всего непроизвольное внимание. В свою
очередь, непроизвольное внимание вызывает
непроизвольное запоминание. Каждый учитель
хорошо знает, что при проверке домашнего задания
ученик, отвечая на поставленный вопрос, начинает
с описания опыта, который он видел на предыдущем
уроке. Зрительные образы демонстрационных
опытов сохраняются в памяти и выполняют функцию
ориентиров, опор, на основании которых
восстанавливается остальная часть изученного
учебного материала.

Я полностью согласна с психологами, которые
отмечают, что сложный зрительный материал
запоминается лучше, чем его описание. Поэтому
демонстрация опытов запечатлевается памятью
учащихся значительно лучше, чем рассказ учителя
о физических опытах.

Однако ученики, вспоминая демонстрационные
опыты, вносят в свое описание изменения, которые
обусловлены не только забыванием некоторых
деталей, но и преобразованием описания в форму,
более, легкую для понимания. Вспоминая, ученики
выделяют детали опытов, которые представляются
им наиболее значимыми и интересными. Все это
свидетельствует о том, что припоминание является
не простым воспроизведением, а конструктивным
процессом.

Таким образом, я считаю, что демонстрация
опытов развивает внимание и память учащихся на
стадии эмпирического познания изучаемых явлений
и закономерностей.

В этой связи предлагается использовать
эффектные опыты, поскольку у учащихся возникает
не только живой интерес к демонстрации явления,
но и бурное обсуждение разгадки явления
(проблемная ситуация). Таким образом, при показе
эффектного опыта, мы убиваем сразу двух зайцев:
демонстрируем физическое явление и создаем
проблемную ситуацию. А в качестве “побочного
эффекта” пробуждаем интерес к предмету.
Поэтому, характер и форма организации
учебно-познавательной деятельности учащихся:
проблемно – поисковый, исследовательский и
репродуктивный характер деятельности позволяет
осуществить комплексное применение знаний
учащихся.

Я как учитель совместно с учащимися ставила
цели:

Образовательная:систематизация знаний по
теме “Сила трения”: знать природу силы трения,
формировать умение различать виды трения;
сравнивать их в разных практических ситуациях;
обосновывать необходимость увеличения и
уменьшения силы трения; формировать у ребят
умение осуществлять самоконтроль с помощью
конкретных вопросов и использования
дидактического материала.

Развивающая:совершенствовать навыки
самостоятельной работы, активизировать мышление
школьников, умение самостоятельно формулировать
выводы, развивать речь. Развитие творческих
способностей на основе практической работы.
Отработка практических навыков в работе с
физическим оборудованием.

Воспитательная: развитие чувства
взаимопонимания и взаимопомощи в процессе
совместного выполнения экспериментального
задания; развитие мотивации изучения физики,
используя разнообразные приёмы деятельности,
сообщая интересные сведения.

В ходе такого вида деятельности у учащихся
формируются способности к структурированию и
систематизации изучаемого предметного
содержания. Освещение темы сопровождается
демонстрацией презентации с последующим
обсуждением и объяснением явлений, происходящих
из-за наличия силы трения. Демонстрируются
способы изменения силы трения на практике.
Учащиеся имеют возможность анализировать
происходящее и делать выводы.

Наряду с этим, происходит развитие
метапредметных УУД: коммуникативные – выражать
с достаточной полнотой полнотой и точностью свои
мысли, добывать недостающую информацию с помощью
вопросов; регулятивные – осознавать самого себя
как движущую силу своего научения, свою
способность к преодолению препятствий и
самокоррекции, составлять план решения задачи,
самостоятельно исправлять ошибки;
познавательные – уметь создавать модели для
решения учебных и познавательных задач, выделять
и классифицировать существенные характеристики
объекта. А так же планируются результаты
личностные: формирование целостного
мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики.

Цель:

  • познакомить с видами силы трения;
  • выяснить от чего зависит сила трения

Задача:

  • определить значение силы трения в повседневной
    жизни, природе.

Трение – явление, сопровождающее нас с детства,
на каждом шагу, а потом ставшее таким привычным и
таким незаметным.

Сила трения в сказках: “Колобок” (сила трения
качения), “Репка” (сила трения покоя), “Медвежья
горка” (сила трения скольжения), “Царевна
лягушка” (сила трения качения).

Трение – один из видов взаимодействия тел. Оно
возникает при соприкосновении двух тел. Трение,
как и все другие виды взаимодействия,
подчиняется третьему закону Ньютона: если на
одно из тел действует сила трения, то такая же по
модулю, но направленная в противоположную
сторону сила действует и на второе тело.

Виды силы трения: Fтр.качения, Fтр.скольжения,
Fтр.покоя, но возможна замена одного вида трения
другим (Fтр.скольжения на Fтр.качения). При помощи
бруска, динамометра и двух карандашей можно
продемонстрировать, что Fтр.скольжения больше,
чем Fтр.качения.

Зависимость силы трения от некоторых
показателей демонстрируют следующие опыты:

– с помощью динамометра, бруска и набора грузов
показываем, что сила трения зависит от силы
нормального давления;

– на место гладкой поверхности кладем
шероховатый лист бумаги (сила трения зависит от
материала);

– устраняем пластилин с поверхности, измеряем
при этом силу трения до и после;

– используем смазку, что ведет к уменьшению силы
трения;

– сила трения почти не зависит от площади опоры.

У силы трения есть свои плюсы и, к сожалению,
минусы. В том случае, когда оно полезно –
стараются увеличить. Если вредно – пытаются
уменьшить (использование смазки, подшипников,
которые уменьшают силу трения в 20-30 раз).

Вот несколько примеров. Мелодия, исходящая от
скрипки существует за счет того, что смычок
приводит в колебание струны. Струна под смычком
всегда движется медленнее, чем смычок. Когда
струна движется навстречу смычку, то сила трения
скольжения тормозит струну, замедляя ее
движение. А когда смычок движется по направлению
струны, то сила трения скольжения наоборот
“тащит” струну за собой, не давая ей отставать.
Когда зимой на дорогах образовывается лед, то
велика вероятность аварий, также пешеходы могут
получить травмы на заледеневших тропинках. Чтобы
этого избежать, можно насыпать песок на дорогу,
тем самым увеличили силу трения. Польза силы
трения качения в том, что катящееся колесо
немного вдавливается в дорогу, и перед ним
образуется небольшой бугорок, который
приходится преодолевать. Так происходит
движение. В 1779 году французский физик Кулон
установил, от чего зависит максимальная сила
трения покоя. Чем тяжелее книга, лежащая на столе,
чем сильнее она прижимается к столу, тем труднее
ее сдвинуть. Именно за счет трения покоя все
остается на своих местах: шнурки не
развязываются, гвоздь держится в стене, шкаф
стоит на своем месте. Можно сделать выводы о
плюсах силы трения. Благодаря этой силе мы можем
стоять или двигаться вперед, замедлять или
ускорять движение отдельных тел.

Читайте также:  Польза от игры в гта

Но, наряду с плюсами, есть еще и минусы. Человек
никогда не сможет изобрести вечный двигатель,
т.к. со временем любое движение прекратится из-за
силы трения и приходится время от времени это
движение сохранять – воздействовать на него.
Трение не только тормоз для движения, это еще и
главная причина изнашивания технических
устройств – проблема, с которой человек
столкнулся на заре цивилизации.

Леонардо де Винчи занимался многими вопросами
деталей машин, трения и износа. Сила трения
направленна в противоположную от приложенной
силы сторону, и это приводит к совершению большой
работы.

Основной характеристикой трения является
коэффициент трения “мю”, который определяется
материалами, из которых изготавливают
поверхности взаимодействующих тел.

В жизни многих растений трение играет
положительную роль. Например, лианы, хмель, горох,
бобы и др. вьющиеся растения благодаря трению
могут цепляться за опоры, удерживаются на них и
тянутся к свету. Между опорой и стеблем возникает
большая сила трения, т.к. стебли плотно прилегают
к опоре. У растений, имеющие корнеплоды, такие,
как морковь, свекла, сила трения о грунт
способствует удержанию их в почве. С ростом
корнеплода, давление окружающей земли на него
увеличивается, и сила трения тоже возрастает.
Поэтому так трудно вытащить из земли большую
репу, свеклу. Таким растениям, как репейник,
трение помогает распространять семена, имеющие
колючки с небольшими крючками на концах. Эти
колючки зацепляются за шерсть животных и вместе
с ними перемещаются. Семена же гороха, ореха,
благодаря своей шарообразной форме и малому
трению качения, перемещаются легко сами.

Организмы многих живых существ приспособились
к трению, научились его уменьшать или
увеличивать. Тело рыб имеют обтекаемую форму и
покрыто слизью, что позволяет им развивать при
плавании большую скорость. Щетинистый покров
моржей, тюленей, морских львов помогает им
передвигаться по суше и льдинам. Чтобы увеличить
сцепление с грунтом, стволами деревьев, на
конечностях животных имеется целый ряд
приспособлений: когти, острые края копыт,
подковные шипы, тело пресмыкающихся покрыто
бугорками и чешуйками. Действие органов хватания
(хватательные органы жуков, клешни рака; передние
конечности и хвост некоторых пород обезьян;
хобот слона) тоже связано с трением. У многих
живых организмов существуют приспособления,
благодаря которым трение получается небольшим
при движении в одном направлении и резко
увеличивается при движении в обратном
направлении. Это, например, шерсть и чешуйки,
растущие наклонно к поверхности кожи. На этом
принципе основано движение дождевого червя.
Водяной жук-вертячка быстро носится на
поверхности воды. Быстроте передвижения он
обязан покрывающей тело жировой смазке, которая
значительно уменьшает трение о воду.

Кости животных и человека в местах их
подвижного сочленения имеют очень гладкую
поверхность, а внутренняя оболочка полости
сустава выделяет специальную жидкость, которая
служит суставной “смазкой”. При глотании пищи и
ее движении по пищеводу трение уменьшается за
счет предварительного дробления и пережевывания
пищи, а также смачивания ее слюной. При действии
же органов движения у животных и человека трение
проявляется как полезная сила.

Пословицы и поговорки о силе трения,
сказанные людьми и взятые из жизненного опыта:

  • Скрипит, как несмазанная телега.
  • От того телега запела, что давно дегтя не ела.
  • Против шерсти не гладят.
  • Прошло дело как по маслу.
  • Хорошо смазал – хорошо поехал.
  • Живет как сыр в масле.
  • Где скрипит, там и мажут
  • Не тертая стрела в бок идет.
  • Плуг от работы блестит.
  • Три, три – будет дырка.

Опыты, демонстрирующие силу трения:

Опыт №1. Вращение сырого и вареного
яйца. Вареное яйцо вращается быстрее. В сыром
яйце его желток и белок стараются сохранить
неподвижное состояние (в этом проявляется их
инерция) и своим трением о скорлупу тормозят его
вращение.

Опыт №2. Развести в маленькой баночке
марганцовку до темно-фиолетового цвета. Налить в
другую банку простую воду. Затем, набрать
пипеткой раствор марганцовки и капнуть в банку с
высоты 1-2 сантиметра от поверхности воды. Кончик
пипетки не должен колебаться. Руки должны
опираться н локти. Капля, упав в воду,
превращается в кольцо правильной формы, которое
будет опускаться на дно банки, увеличиваясь в
размере. Это объясняется тем, что когда капля
упала в воду, она, встретив сопротивление,
расплющилась. При движении ее вниз вследствие
трения о воду, ее края завернулись. Получилось
вихревое кольцо в виде баранки, вращающейся
вокруг своей кольцевой оси.

Опыт №3. Положить на книгу
шестигранный карандаш параллельно ее корешку.
Медленно поднимать верхний край книги до тех пор,
пока карандаш не начнет скользить вниз. Чуть
уменьшить наклон книги и закрепить ее в теком
положении, подложив под нее что-нибудь. Теперь
карандаш, если его снова положить на книгу,
съезжать не будет. Его удерживает на месте сила
трения покоя. Достаточно щелкнуть пальцем по
книге, сила трения покоя ослабнет, и карандаш
поползет вниз.

Французский физик Гильом о роли силы трения:
“Всем нам случалось выходить в гололедицу;
сколько усилий стоило нам удерживаться от
падения, сколько смешных движений приходилось
нам проделать, чтобы устоять! Это заставляет нас
признать, что обычно земля, по которой мы ходим,
обладает драгоценным свойством, благодаря
которому мы сохраняем равновесие без особых
усилий. Та же мысль возникает у нас, когда мы едем
на велосипеде по скользкой мостовой, или когда
лошадь скользит по асфальту и падает. Изучая
подобные явления, мы приходим к открытию тех
следствий, к которым приводит трение. Инженеры
стремятся его устранить в машинах – и хорошо
делают. Однако, это правильно лишь в узкой
специальной области. Во всех прочих случаях мы
должны быть благодарны трению: оно дает нам
возможность ходить, сидеть и работать без
опасения, что книги и чернильница упадут на пол,
что стол будет скользить, пока не упрется в угол,
а перо выскользнет из пальцев”.

Источник