Система преференций в пользу развивающихся стран
;
Действует
Дата вступления в силу 02.07.2020
История статусов
Перечни развивающихся и наименее развитых стран – пользователей единой системы тарифных преференций ЕАЭС
В соответствии со статьей 45 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и пунктами 20 и 22 приложения N 1 к Регламенту работы Евразийской экономической комиссии, утвержденному Решением Высшего Евразийского экономического совета от 23 декабря 2014 г. N 98, Совет Евразийской экономической комиссии РЕШИЛ:
1. Внести в Решение Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. N 130 “О едином таможенно-тарифном регулировании Евразийского экономического союза” изменения согласно приложению.
2. Настоящее Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.
Члены Совета Евразийской экономической комиссии:
От Республики Армения
М.Григорян
От Республики Беларусь
И.Петришенко
От Республики Казахстан
А.Смаилов
От Кыргызской Республики
Э.Асрандиев
От Российской Федерации
А.Оверчук
Приложение
к Решению Совета
Евразийской экономической комиссии
от 27 мая 2020 г. N 50
1. В пункте 3 слова “Перечень развивающихся стран – пользователей системы тарифных преференций таможенного союза (приложение 2), Перечень наименее развитых стран – пользователей системы тарифных преференций таможенного союза (приложение 3)” заменить словами “перечень развивающихся стран – пользователей единой системы тарифных преференций Евразийского экономического союза согласно приложению N 2, перечень наименее развитых стран – пользователей единой системы тарифных преференций Евразийского экономического союза согласно приложению N 3”.
2. Перечень развивающихся стран – пользователей системы тарифных преференций таможенного союза, предусмотренный указанным Решением, изложить в следующей редакции:
“Приложение N 2
к Решению Комиссии
Таможенного союза
от 27 ноября 2009 г. N 130
(в редакции Решения Совета
Евразийской экономической комиссии
от 27 мая 2020 г. N 50)
ПЕРЕЧЕНЬ
развивающихся стран – пользователей единой системы тарифных преференций Евразийского экономического союза
1. Республика Албания
2. Алжирская Народная Демократическая Республика
3. Ангилья
4. Антигуа и Барбуда
5. Аргентинская Республика
6. Аруба
7. Содружество Багамы
8. Барбадос
9. Королевство Бахрейн
10. Белиз
11. Бермуды
12. Многонациональное Государство Боливия
13. Босния и Герцеговина
14. Республика Ботсвана
15. Федеративная Республика Бразилия
16. Британские Виргинские острова
17. Бруней-Даруссалам
18. Боливарианская Республика Венесуэла
19. Социалистическая Республика Вьетнам
20. Габонская Республика
21. Кооперативная Республика Гайана
22. Республика Гана
23. Республика Гватемала
24. Республика Гондурас
25. Специальный административный регион Китая Гонконг
26. Гренада
27. Содружество Доминики
28. Доминиканская Республика
29. Арабская Республика Египет
30. Республика Зимбабве
31. Республика Индия
32. Республика Индонезия
33. Иорданское Хашимитское Королевство
34. Республика Ирак
35. Исламская Республика Иран
36. Республика Кабо-Верде
37. Острова Кайман
38. Республика Камерун
39. Государство Катар
40. Республика Кения
41. Китайская Народная Республика
42. Республика Колумбия
43. Республика Конго
44. Корейская Народно-Демократическая Республика
45. Республика Корея
46. Республика Коста-Рика
47. Республика Кот д’Ивуар
48. Республика Куба
49. Государство Кувейт
50. Острова Кука
51. Ливанская Республика
52. Государство Ливия
53. Республика Маврикий
54. Республика Северная Македония
55. Малайзия
56. Мальдивская Республика
57. Королевство Марокко
58. Республика Маршалловы острова
59. Мексиканские Соединенные Штаты
60. Федеративные Штаты Микронезии
61. Монголия
62. Монтсеррат
63. Республика Намибия
64. Республика Науру
65. Федеративная Республика Нигерия
66. Республика Никарагуа
67. Ниуэ
68. Объединенные Арабские Эмираты
69. Султанат Оман
70. Исламская Республика Пакистан
71. Республика Панама
72. Независимое Государство Папуа Новая Гвинея
73. Республика Парагвай
74. Республика Перу
75. Независимое Государство Самоа
76. Королевство Саудовская Аравия
77. Святая Елена, остров Вознесения, Тристан-да-Кунья
78. Республика Сейшелы
79. Сент-Винсент и Гренадины
80. Сент-Китс и Невис
81. Сент-Люсия
82. Республика Сербия
83. Республика Сингапур
84. Республика Суринам
85. Королевство Таиланд
86. Острова Теркс и Кайкос
87. Токелау
88. Королевство Тонга
89. Республика Тринидад и Тобаго
90. Тунисская Республика
91. Турецкая Республика
92. Восточная Республика Уругвай
93. Республика Фиджи
94. Республика Филиппины
95. Республика Хорватия
96. Черногория
97. Республика Чили
98. Демократическая Социалистическая Республика Шри-Ланка
99. Республика Эквадор
100. Республика Эль-Сальвадор
101. Королевство Эсватини
102. Южно-Африканская Республика
103. Ямайка”.
3. Перечень наименее развитых стран – пользователей системы тарифных преференций таможенного союза, предусмотренный указанным Решением, изложить в следующей редакции:
“Приложение N 3
к Решению Комиссии
Таможенного союза
от 27 ноября 2009 г. N 130
(в редакции Решения Совета
Евразийской экономической комиссии
от 27 мая 2020 г. N 50)
ПЕРЕЧЕНЬ
наименее развитых стран – пользователей единой системы
тарифных преференций Евразийского экономического союза
1. Республика Ангола
2. Исламская Республика Афганистан
3. Народная Республика Бангладеш
4. Республика Бенин
5. Буркина-Фасо
6. Республика Бурунди
7. Королевство Бутан
8. Республика Вануату
9. Республика Гаити
10. Республика Гамбия
11. Гвинейская Республика
12. Республика Гвинея-Бисау
13. Республика Джибути
14. Республика Замбия
15. Йеменская Республика
16. Королевство Камбоджа
17. Республика Кирибати
18. Союз Коморы
19. Демократическая Республика Конго
20. Лаосская Народно-Демократическая Республика
21. Королевство Лесото
22. Республика Либерия
23. Исламская Республика Мавритания
24. Республика Мадагаскар
25. Республика Малави
26. Республика Мали
27. Республика Мозамбик
28. Республика Союза Мьянма
29. Федеративная Демократическая Республика Непал
30. Республика Нигер
31. Палестина (в соответствии с Резолюцией Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 20 декабря 1988 года N 43/178)
32. Руандийская Республика
33. Демократическая Республика Сан-Томе и Принсипи
34. Республика Сенегал
35. Сирийская Арабская Республика
36. Соломоновы острова
37. Федеративная Республика Сомали
38. Республика Судан
39. Республика Сьерра-Леоне
40. Объединенная Республика Танзания
41. Демократическая Республика Тимор-Лесте
42. Тоголезская Республика
43. Тувалу
44. Республика Уганда
45. Центрально-Африканская Республика
46. Республика Чад
47. Республика Экваториальная Гвинея
48. Государство Эритрея
49. Федеративная Демократическая Республика Эфиопия
50. Республика Южный Судан”.
Источник
В 1960-х гг. в рамках ООН была объявлена деколонизация; бывшие колонии европейских – так называемых “цивилизованных” – стран получили независимость. В мире появились десятки новых субъектов международного права, которые были экономически ослаблены и требовали помощи. Перекос в экономическом развитии между развитыми и новыми – развивающимися – странами было решено преодолевать посредством института преференций, прежде всего в торговле. Преференции в торговле должны были, по замыслу, стать инструментом исправления исторической несправедливости по отношению к новым государствам, механизмом выравнивания в экономическом развитии, своеобразным возмещением за колониальное прошлое.
Идею преференций в торговле сформулировали развивающиеся страны. В ходе первой конференции по торговле и развитию в 1964 г. развивающиеся страны сформировали нечто вроде клуба, который получил название “Группы 77”. Эта “Группа”, только уже в составе порядка 140 государств, существует и сегодня – как параорганизация. В рамках “Группы 77” развивающиеся страны формируют свою правовую позицию по всем важнейшим проблемам современности, включая повестки дня для коллективных действий в ООН, МВФ, ЮНКТАД, ВТО.
В декабре 1964 г. ГА ООН приняла резолюцию, учредившую Конференцию ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) в качестве постоянного органа в системе ООН. Основными функциями ЮНКТАД были определены следующие: поощрять международную торговлю, в частности торговлю между странами, находящимися на различных уровнях развития, а также странами, имеющими различные социальные и экономические системы; устанавливать принципы и политику, касающиеся международной торговли и экономического развития; разрабатывать рекомендации для проведения этих принципов в жизнь; служить центром согласования политики правительств и региональных экономических объединений в области торговли и связанного с ней развития; содействовать координации деятельности в рамках ООН в области международной торговли; принимать меры для ведения переговоров и утверждения многосторонних правовых актов в области торговли.
Важным результатом первой конференции ООН по торговле и развитию стал принятый в июне 1964 г. Заключительный акт, в который вошли “Принципы, определяющие международные торговые отношения и торговую политику, способствующие развитию”, и другие акты рекомендательного характера. “Принципы” состоят из двух разделов: “Общие принципы” и “Специальные принципы” – всего около 30 принципов.
В состав “Принципов” вошли, в частности, следующие нормы:
- – экономические отношения между странами, включая торговые отношения, должны основываться на уважении принципов суверенного равенства государств, невмешательства во внутренние дела других стран;
- – не должно быть дискриминации, основанной на различии социально-экономических систем. Приспособление торговых методов должно соответствовать этому принципу;
- – развитые страны не должны проводить дискриминации в отношении торговли с развивающимися странами на том основании, что их правительственные торговые организации непосредственно участвуют в торговле в соответствии с государственной политикой;
- – каждая страна имеет суверенное право свободно торговать с другими странами и свободно распоряжаться своими природными ресурсами в интересах развития и благосостояния своего народа;
- – международная торговля должна регулироваться такими правилами, которые совместимы с экономическим и социальным прогрессом; все страны должны сотрудничать в создании условий международной торговли, способствующих общему расширению и разностороннему развитию торговли между всеми странами;
- – международная торговля должна быть взаимовыгодной и проводиться на основе РНБ; в рамках этой торговли не должны предприниматься действия, наносящие ущерб торговым интересам других стран;
- – развитые страны должны содействовать усилиям развивающихся стран, направленным на ускорение их экономического и социального прогресса, должны сотрудничать в проведении мер, принимаемых развивающимися странами в целях разностороннего развития их экономики;
- – развитые страны должны постепенно сокращать и устранять барьеры и прочие ограничения, которые препятствуют торговле и потреблению товаров развивающихся стран; принять меры, которые создадут и увеличат рынки для экспорта из развивающихся стран;
- – все страны должны сотрудничать путем заключения международных соглашений, направленных на увеличение и стабилизацию экспортной выручки развивающихся стран от сырьевых товаров по справедливым ценам; поддерживать взаимоприемлемое соотношение цен на готовые изделия и на сырьевые товары;
- – все страны должны воздерживаться от любых форм демпинга;
- – развитые страны, участвующие в региональных экономических объединениях, должны делать все от них зависящее, чтобы их экономическое объединение не наносило ущерба и не оказывало неблагоприятного воздействия на расширение их импорта из третьих стран, и в частности из развивающихся стран, взятых отдельно или вместе;
- – значительная часть ресурсов, высвобождаемых в результате мероприятий по разоружению под международным контролем, должна быть предназначена для содействия экономическому развитию развивающихся стран;
- – международная финансовая, техническая, экономическая помощь развивающимся странам не должна ограничиваться какими-либо политическими или военными условиями;
- – развивающиеся страны не должны распространять на развитые страны преференциальный режим, применяемый в отношениях между ними;
- – развивающиеся страны имеют право принимать меры по защите своей промышленности, находящейся на начальной стадии развития;
- – взаимовыгодные двусторонние и многосторонние торговые и платежные соглашения между развивающимися странами являются существенным фактором расширения и разностороннего развития международной торговли;
- – государства, расположенные между морем и государством, не имеющим выхода к морю, по общему соглашению с этим последним и в соответствии с существующими международными конвенциями предоставляют судам, плавающим под флагом этого государства, на условиях равенства со своими судами или судами других государств доступ к морским портам и использованию этих портов.
Часть указанных норм является международно-правовыми нормами и даже имеют императивно-обязательный характер как правовые обычаи и/или договорные нормы. В то же время в “Принципах” прослеживается тенденция возложить историческую ответственность за колониальное прошлое на всю группу развитых государств без разбора. Понятно, что Россия не несет ни моральной, ни материальной ответственности за экономическое положение развивающихся стран, являющееся результатом колониального прошлого.
В “Принципах” содержалось также положение, послужившее основанием для последующего введения системы торговых преференций для развивающихся стран. Суть положения сводилась к следующему: развитые страны должны предоставлять уступки всем развивающимся странам и распространять на них все уступки, которые они предоставляют друг другу, при этом они не должны требовать взамен от развивающихся стран каких бы то ни было уступок; новые тарифные и нетарифные уступки необходимо предоставлять развивающимся странам в целом, и такого рода преференции не следует распространять на развитые страны.
Таким образом, в содержание принципа преференций для развивающихся стран входят:
- • право развивающихся стран на специальные (особо льготные) ставки таможенных пошлин и другие преференции в отношении их товаров на рынках развитых стран без предоставления встречного возмещения;
- • право развивающихся стран не предоставлять развитым странам те преференции, которые имеют место в торговле между самими развивающимися странами;
- • право развивающихся стран на применение субсидий, в том числе экспортных, в целях социально-экономического развития;
- • обязанность развивающихся стран не подвергать дискриминации развитые государства независимо от характера их экономики;
- • обязанность развитых государств снижать или отменять пошлины на товары развивающихся стран без встречного возмещения, а также их право постепенно отменять преференции по мере развития того или иного развивающегося государства;
- • обязанность развивающихся стран по мере развития во все большей степени брать на себя обязательства, характерные для развитых государств в международной торговле.
Возможность принятия особых мер применительно к наименее развитым странам/территориям предусмотрена в ст. XVIII ГАТТ. В 1965 г. в текст ГАТТ была инкорпорирована часть IV “Торговля и развитие”, адаптированная к новым условиям постколониального устройства международной торговой системы (ст. XXXVI–XXXVIII).
В ст. XXXVI (п. 8) зафиксировано положение: “Развитые договаривающиеся стороны не ожидают взаимности по взятым на себя обязательствам в торговых переговорах о снижении или устранении тарифов и других барьеров для торговли менее развитых договаривающихся сторон”. Этим положением юридически легализован процесс предоставления преференций развивающимся странам со стороны развитых государств – в отступление от взаимного принципа наибольшего благоприятствования. Предоставление торговых преференций не считается теперь нарушением ПНБ.
В ст. XXXVII ГАТТ развитые государства взяли на себя обязательства “в максимально возможной степени”: устранять барьеры для товаров из развивающихся стран; не повышать тарифные ставки и нетарифные барьеры; снижать фискальные меры в отношении сырьевых и прочих товаров из развивающихся стран.
В 1979 г. было принято специальное Решение о дифференцированном и более благоприятном режиме взаимности и более полном участии развивающихся стран.
Во многих договорах, примыкающих к тексту ГАТТ, также учтена специфика развивающихся государств, например: в Соглашении по применению санитарных и фитосанитарных мер (ст. 10); Соглашении по техническим барьерам в торговле (ст. 12); Соглашении по правилам происхождения (Приложение II) и др.
Следует иметь в виду, что в настоящее время из группы развивающихся государств выделена группа так называемых наименее развитых стран (примерно 50 государств с наименьшим прожиточным уровнем населения, в основном страны Африки и Азии). Прослеживается тенденция на предоставление этой группе дополнительных преференций и более льготного правового режима в отдельных вопросах.
В соглашениях “пакета ВТО” используется данный термин и предусмотрены специальные положения для этой группы государств. Приложение 3 к Соглашению об учреждении ВТО (“Механизм обзора торговой политики”) устанавливает для наименее развитых стран льготную периодичность представления в Орган ВТО обзоров о своей торговой политике по сравнению с другими государствами – членами ВТО.
В Решении о мерах в пользу наименее развитых стран признаются особые потребности этой группы государств в области доступа на рынки; решено, что уступки по тарифным и нетарифным мерам в отношении товаров из наименее развитых стран могут осуществляться с опережением сроков; их экспортным интересам будет уделяться особое внимание.
Источник
Происхождение товара
- Нормативная база
- Получение госуслуги по принятию предварительных решений о СПТ
- Единая система тарифных преференций
- Услуги, предоставляемые экспортёрам Торгово-промышленной палатой Российской Федерации
- Зоны свободной торговли
- Непреференциальные правила
Единая система тарифных преференций
Опубликовано: 12 февраля 2018 10:33
Последнее изменение: 3 июня 2019 11:41
Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 14 июня 2018 г. N 60
“Об утверждении правил определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран”
Скачать:
docx
Договор о Евразийском экономическом союзе (статья 36)
Скачать:
Перечень наименее развитых стран – пользователей системы тарифных преференций таможенного союза
Скачать:
Протокол от 12 декабря 2008 года
“О Единой системе тарифных преференций Таможенного союза”
Скачать:
Список организаций стран-пользователей единой системы тарифных преференций Таможенного союза, уполномоченных выдавать и заверять сертификаты о происхождения товаров по форме «А»
Скачать:
Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 13 января 2017 г. № 8
“О перечне товаров, происходящих из развивающихся стран или из наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на таможенную Евразийского экономического союза предоставляются тарифные преференции” (вступает в силу с 28.08.2017)
Перечень преференциальных товаров
Источник