Ситуативные беседы при проведении режимных моментов подчеркивание их пользы

Юлия Кокорина
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов для детей старшего дошкольного возраста

Питание-продолжать осваивать правила культурного поведения во время еды, развивать умение правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой

1.Ситуативный разговор:

«О вкусной и здоровой пище»

«Солдатская каша»

«Гречневая каша-матушка наша»

«Плох обед, если хлеба нет»

2. Д/и

«Вредно-полезно»

Ц:-Выявити знания о полезной и вредной пищи

-по теме недели

3. Чтение худ.литературы:

«Большая ложка» А. Александрова

4. Психогимнастика 1. Ситуативный разговор

«Как правильно сидеть за столом»

«Мой позвоночник»

Ц:-продолжать учить детей вовремя еды сохранять правильное положение за столом

2. Д/и

«Витаминчики»

-по теме недели

3. Потешки о приёме пищи

4. Игровое упражнение

«Научим…сидеть за столом»

1.Ситуативный разговор:

«Когда и как полезно есть»

«Что надо есть если хочешь стать сильнее»

«Овощи, ягоды и фрукты – полезные продукты»

«Самые полезные продукты»

«Таблетки растут на ветке, таблетки растут на грядке»

Ц:-формировать понятие «правильное питание»

2. Д/и

«Удивительное превращение пищи внутри нас»

-по теме недели

3. Пословицы и поговорки о питании

1. Ситуативный разговор

«Куду девается пища?»

Ц: закреплять знания о необходимости органов

«Почему нельзя разговаривать во время еды?»

2. Д/и

«Расставь в нужном порядке»

-по теме недели

3. Чтение худ. литературы о пользе еды. «Вкусная каша» А. Александрова

«Петушок и бобовое зёрнышко»

Обр. В Даля

Гигиенические навыки по соблюдению чистоты тела

1.Ситуативный разговор:

«О болезни грязных рук»

«О болезни кожи»

«О важности самостоятельного мытья рук»

«Чистые руки- залог здоровья»

Ц: Учить детей самостоятельно умываться, следить за чистотой своих рук, мыть их по мере необходимости после туалета с мылом

2. Игровые упражнения с водой

3. Игры на развития дыхания

«Надуем мыльный пузырь»

«Пузырь»

4. Худ.слово: «Умывальные стихи» В. Степанов

1.Ситуативный разговор:

«Зубы»

«Этой щёткой чищу зубы, этой щёткой- башмаки»

«Почему у Стёпы заболели зубы»

Ц: Учить правильно чистить зуб и поддерживать их в здоровом состоянии.

2. Практические упражнения по обучению способам ухода за зубами

3. Психогимнастика

«Вкусные конфеты»

4. Д/и по закреплению знаний о предметах личной гигиены:

«Поделюсь -не поделюсь»

«Чистим зубы» 1.Ситуативный разговор:

«Зачем нужна расчёска?»

Ц: Продолжать учить детей следить за своим внешним видом

2. Игровые упражнения по приведению волос в порядок.

3. Худ. творчество

«Нарисовать аккуратные причёски»

4. Стихи

5. Д/и по закреплению знаний о предметах личной гигиены:

«Найди свою расчёску»

1.Беседа о правилах личной гигиены:

«Носовой платок»

Ц: Формировать умение при кашле отворачиваться, прикрывать рот платком.

2.Игровые упражнения:

«Кукла Маша простудилась»

3. Игры на понимания зависимости чистоты

«Вредные привычки»

«Моё тело»

4. Потешки, поговорки о ЗОЖ

поведение

1. Беседа

«Я культурный человек»

Ц: Закреплять умение здороваться, обращаться к взрослому на «вы».

2. Д/и

«Что такое хорошо и что такое плохо»

Ц: Выявить умения у детей отличать хорошее поведение от плохого 1. .Ситуативный разговор о поведении в общественных местах (библиотека, театр, транспорт, как нужно себя вести

2. Игровая ситуация «Помоги другу»(маме, воспитателю)

Ц: Формировать положительные качества личности на основе конкретных ситуаций, взаимопомощи

1. Разговор с детьми о культуре поведения во время приёма пищи.

2. Упражнения ситуации на освоение правил поведения.

3. Пословицы и поговорки про поведение.

3. Д/и на формирование дружеских взаимоотношений. 1. Разговор с детьми об уважительном отношении к старшим.

2. Напомнить детям о том, что нужно помогать друг другу, вежливо обращаться с просьбой, благодарить.

Игровое упражнение «Вежливые слова»

3. Д/по формированию культур поведения.

настроение

1.Разговор:

«От чего улучшается настроение?»

«Кого зовут эгоистом?»

«Мои эмоции»

Ц: Развивать умение вести диалог.

2. Психогимнастика

«Кривое зеркало»

Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду. М., 2003.

3. Игры на поднятия настроения

«Минута шалости»

«Весёлая горка»

1. Разговор «Настроение бывает разным»

Ц: Способствовать угадывать чувства и настроение другого человека. Воспитывать чувство сострадания и милосердия.

Читайте также:  Средство от кашля банан с медом и водой польза способы приема

2. Игровые ситуации

«Где мы были мы не скажем, а что делали покажем»

«Золотые капельки»

«Медовые конфетки». 1. Ситуативный разговор» За что я себя могу похвалить?»

2. Индивидуальная работа

«Назови ласково»

3. Упражнения в вежливом обращении друг к другу.

Ц: Активизировать употребление слов культуры этикета.

4. Худ. творчество,способствующее коррекции настроения:

-мимика в рисунках

-пантомимика в рисунках

-игра в кляксы 1. Решение проблемной ситуации

«Каждый хочет быть первым»

2. Урок вежливости «Приди на помощь»

Ц:формирование правильного поведения на основе конкретных ситуаций и поступков.

здоровье

1. Утренняя гимнастика

-Закрепить комплекс утренней гимнастики.

-Развивать способность к самоконтролю, самооценки при выполнении движений.

2. Бодрящая гимнастика и закаливание после сна (картотека).

3. Полоскание рта после каждого приёма пищи.

4. Перед каждым приёмом пищи воспитывать у детей привычку самостоятельно мыть руки с мылом, насухо вытирая индивидуальным полотенцем.

5.Ситуативный разговор:

«В здоровом теле -здоровый дух»

«Зарядка поможет стать сильным, смелым»

«О пользе сна»

6. Упражнения на развития мелкой моторики- пальчиковые игры.

«1,2,3.4.5-я хочу здоровым стать»

«Части тела»

«Мы морковку чистим, чистим, мы морковку трём, трём»

«Салат»

«Капуста»

7. Пение песен о здоровье, игры, танцы, речёвки.:

-Танцевально-игровое творчество: «Веселые ножки».

«Мы умеем чисто мыться» муз. М. Иорданского

«Вышли на зарядку» муз. Е. Тиличеевой, сл. Мироновой.

-Игровое упражнение «Шагаем, как физкультурники».

Источник

Особенности организации режимных моментов

При осуществлении режимных моментов необходимо учитывать индивидуальные особенности детей (длительность сна, вкусовые предпочтения, темп деятельности и т. д.). Чем ближе к индивидуальным особенностям ребенка режим детского сада, тем комфортнее он себя чувствует, тем лучше его настроение и выше активность.

Прием пищи. Если позволяют условия, то следует давать детям

право выбора хотя бы из двух блюд. В этом случае они едят более

охотно.

Важно помнить, что дети едят с разной скоростью, поэтому надо дать

им возможность принимать пищу в своем темпе.

Недопустимо, чтобы дети сидели за столом в ожидании еды или пос-

ле ее приема — это способствует утомлению.

Прогулка. Прогулка является надежным средством укрепления

здоровья детей и профилактики утомления. На прогулке они могут

удовлетворить свою потребность в двигательной активности (в самостоятельных и организованных подвижных, спортивных играх и упражнениях).

Недопустимо сокращать время прогулок; воспитатель должен обеспечить достаточное пребывание детей на свежем воздухе в соответствии

с режимом дня.

Продолжительность прогулки во многом зависит от ее организации.

Процесс одевания и раздевания нередко затягивается, особенно в холодное время года. Правильно сформированные навыки самообслуживания,

умение аккуратно складывать одежду в определенном порядке, ожидание

интересной прогулки — все это помогает детям собираться быстрее и позволяет дольше находиться на свежем воздухе.

Ежедневное чтение. В режиме дня для целесообразно выделить

постоянное время ежедневного чтения детям. Читать следует не только

художественную литературу, но и познавательные книги, детские иллюстрированные энциклопедии, рассказы для детей по истории и культуре

родной страны и зарубежных стран. Чтение книг и обсуждение прочитанного помогает на примере литературных героев воспитывать в детях

социально-нравственные качества, избегая нудных и бесполезных поучений и нотаций. При этом нельзя превращать чтение в занятие — у ребенка всегда должен быть выбор: слушать или заниматься своими делами.

Задача педагога — сделать процесс чтения увлекательным и интересным

для всех детей.

Дневной сон. Правильное чередование сна и бодрствования способствует нормальной психической деятельности, особенно в дошкольном возрасте. Быстрому засыпанию и глубокому сну способствуют разнообразная активная деятельность детей во время бодрствования; спокойные

занятия, снимающие перевозбуждение, перед отходом ко сну. В помещении, где спят дети, следует создать спокойную, тихую обстановку. Постоянный приток свежего воздуха в спальное помещение также способствует

спокойному и глубокому сну.

Физкультурно-оздоровительная работа

В дошкольной организации необходимо проводить постоянную работу по укреплению здоровья детей, закаливанию организма и совершенствованию его функций.

Под руководством медицинского персонала следует осуществлять

комплекс закаливающих процедур с использованием природных факто-

ров: воздуха, солнца, воды, с учетом состояния здоровья детей и местных

условий. При проведении закаливающих мероприятий нужно осуществлять дифференцированный подход к детям, учитывая их индивидуальные возможности.

Читайте также:  Жареные котлеты вред или польза и вред

По решению администрации, медицинского персонала дошкольного

учреждения и родителей необходимо проводить специальные закаливающие процедуры (например, контрастное обливание ног и прочее).

Важно обращать внимание на выработку у детей правильной осанки.

В помещении следует обеспечивать оптимальный температурный режим, регулярное проветривание; приучать детей находиться в помещении

в облегченной одежде.

Необходимо обеспечивать пребывание детей на воздухе в соответствии

с режимом дня.

Важно обеспечивать оптимальный двигательный режим — рациональное сочетание различных видов занятий и форм двигательной активности, в котором общая продолжительность двигательной активности составляет не менее 60% от всего времени бодрствования.

Следует поощрять участие детей в совместных подвижных играх и физических упражнениях на прогулке. Развивать инициативу детей в

организации самостоятельных подвижных и спортивных игр и упражнений, поощрять самостоятельное использование детьми имеющегося

физкультурного и спортивно-игрового оборудования. Воспитывать интерес к физическим упражнениям, учить пользоваться физкультурным

оборудованием вне занятий (в свободное время).

Ежедневно следует проводить с желающими детьми утреннюю гимнастику.

В процессе образовательной деятельности, требующей высокой умственной нагрузки, и в середине времени, отведенного на непрерывную

образовательную деятельность, рекомендуется проводить физкультминутку длительностью 1–3 минуты.

Режим двигательной активности:

Формы работы

Виды занятий

Количество и длительность занятий в минутах

Физкультурное

       Занятие

В помещении

2 раза в неделю, 25-30 мин

На улице

1 раз в неделю, 25 -30

Физкультурно – оздоровительная работа в режиме дня

Утренняя гимнастика

(по желанию детей)

Ежедневно , 8 -10 мин

Подвижные и спортивные игры и упражнения на прогулке

Ежедневно – 2 раза (утром и вечером)

Физминутки в середине статического занятия

1 -3 ежедневно в зависимости от вида и содержания занятия

Активный отдых

физкультурный досуг

1 раз в месяц 25-30

Физкультурный праздник

2 раза в год до 60 мин

День здоровья

1 раз в квартал

Самостоятельная

двигательная

деятельность

 самостоятельное использование

физкультурного и спортивно-игрового

оборудования

Ежедневно

самостоятельные подвижные и

спортивные игры

Ежедневно

Образовательная деятельность при проведении режимных моментов:

  • физическое развитие: комплексы закаливающих процедур (оздоровительные прогулки, мытье рук прохладной водой перед каждым приемом пищи, полоскание рта и горла после еды. воздушные ванны, ходьба босиком по ребристым дорожкам до и после сна, контрастные ножные ванны), утренняя гимнастика, упражнения и подвижные игры во второй половине дня;
  • социально-коммуникативное развитие: ситуативные беседы при проведении режимных моментов, подчеркивание их пользы; развитие трудовых навыков через поручения и задания, дежурства, навыки самообслуживания; помощь взрослым; участие детей в расстановке и уборке инвентаря и оборудования для занятий, формирование навыков безопасного поведения при проведении режимных моментов;

• речевое развитие: создание речевой развивающей среды; свободные диалоги с детьми в играх, наблюдениях, при восприятии картин, иллюстраций, мультфильмов; ситуативные разговоры с детьми; называние трудовых действий и гигиенических процедур, поощрение речевой активности детей; обсуждения (пользы закаливания, занятий физической культурой, гигиенических процедур);

• познавательное развитие:  построение конструкций для подвижных игр и упражнений (из мягких блоков, спортивного оборудования);

ситуативные беседы при проведении режимных моментов,

•художественно эстетическое развитие: использование музыки в повседневной жизни детей, в игре, в досуговой деятельности, на прогулке, в изобразительной деятельности, при проведении утренней гимнастики, привлечение внимания детей к разнообразным звукам в окружающем мире, к оформлению помещения, привлекательности оборудования, красоте и чистоте окружающих помещений, предметов, игрушек.

 Самостоятельная деятельность детей:

  • физическое развитие: самостоятельные подвижные игры, игры на свежем воздухе, спортивные игры и занятия (катание на санках, лыжах, велосипеде и пр.);
  • социально-коммуникативное развитие: индивидуальные игры, совместные игры, все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками;
  • речевое развитие: самостоятельное чтение детьми коротких стихотворений, самостоятельные игры по мотивам художественных произведений, самостоятельная работа в уголке книги, в уголке театра,
  • познавательное развитие: сюжетно-ролевые игры, рассматривание книг и картинок; самостоятельное раскрашивание «умных раскрасок», развивающие настольно-печатные игры, игры на прогулке, автодидактические игры (развивающие пазлы, рамки-вкладыши, парные картинки);
  • художественно эстетическое развитие: предоставление детям возможности самостоятельно рисовать, лепить, конструировать (преимущественно во второй половине дня); рассматривать репродукции картин, иллюстрации, музицировать (пение, танцы), играть на детских музыкальных инструментах (бубен, барабан, колокольчик и пр.), слушать музыку.

Источник

Ольга Чудакова
Образовательная деятельность в режимных моментах

С введением в действие ФГОС ДО кардинально изменилась модель организации образовательного процесса. На смену учебной модели пришла комплексно-тематическая модель. Решение образовательных задач при этой модели происходит в совместной деятельности детей и взрослого, в самостоятельной деятельности детей, в режимных моментах. Такой подход позволяет сделать жизнь ребенка в детском саду более осмысленной и интересной, а образовательный процесс более эффективным, так как приближает формы обучения к ведущей деятельности ребёнка – игре.

Читайте также:  Для детей о пользе яблоками

Более подробно остановимся на образовательной деятельности в режимных моментах с учётом ФГОС ДО. Образовательная деятельность в режимных моментах – это образовательная деятельность, осуществляемая в форме совместной деятельности педагога с детьми. Режимное время – время, необходимое для осуществления конкретных режимных моментов.

Решение образовательных задач в ходе режимных моментов сопряжено с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми – утренним приемом детей, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания и др.).

В связи с введением образовательных стандартов, перед педагогом возникла необходимость трансформировать деятельность, используемую ранее. Указать формы организации образовательного процесса, формы организации детской деятельности, примерный отрезок затрачиваемого времени, а также интеграцию образовательных областей, содержание которых реализуется, указать периоды, в которых реализуется проектная деятельность, исследовательская деятельность и т. п., а также связать всю деятельность с единой темой.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕЖИМНЫХ МОМЕНТАХ

Совместная деятельностьдетей и взрослых по направлениям развития ребенка:

физическое развитие:

комплексы закаливающих процедур (оздоровительные прогулки, мытье рук прохладной водой перед каждым приемом пищи, полоскание рта после еды, воздушные ванны, ходьба босиком по ребристым дорожкам после сна)

утренняя гимнастика,

упражнения и подвижные игры во второй половине дня;

социально – коммуникативное развитие:

ситуативные беседы при проведении режимных моментов, подчеркивание их пользы;

развитие трудовых навыков через поручения и задания, дежурства, навыки самообслуживания;

помощь взрослым;

участие детей в расстановке и уборке инвентаря и оборудования для занятий, в построении конструкций для подвижных игр и упражнений (из мягких блоков, спортивного оборудования);

формирование навыков безопасного поведения при проведении режимных моментов;

речевое развитие:

создание речевой развивающей среды;

свободные диалоги с детьми в играх, наблюдениях, при восприятии картин, иллюстраций, мультфильмов;

ситуативные разговоры с детьми;

художественно эстетическое развитие:

использование музыки в повседневной жизни детей, в игре, в досуговой деятельности, на прогулке, в изобразительной деятельности, при проведении утренней гимнастики,

привлечение внимания детей к разнообразным звукам в окружающем мире, к оформлению помещения, привлекательности оборудования, красоте и чистоте окружающих помещений, предметов, игрушек.

Самостоятельная деятельностьдетей по направлениям развития ребенка:

предоставление детям возможности самостоятельно рисовать, лепить, конструировать (преимущественно во второй половине дня,

рассматривать репродукции картин, иллюстрации, музицировать (пение, танцы,

играть на детских музыкальных инструментах (бубен, барабан, колокольчик и пр. ,

слушать музыку

познавательное развитие

Опыт работы

Образовательная деятельность при проведении режимных моментов ведется планомерно и систематически. В группе созданы оптимальные условия, отмечается большое разнообразие игр, оборудования, пособий, моделей, схем. Педагоги грамотно и целесообразно используют инновационные технологии. Знания детей соответствуют возрасту и отвечают программным требованиям. Осуществляя режимные моменты, педагоги учитывают индивидуальные особенности детей (длительность сна, вкусовые предпочтения, темп деятельности). Режим дня соблюдается.

Организуя режимные моменты и всю деятельность ребенка в ДОУ, необходимо стремиться к тому, чтобы содержание этой деятельности носило поисковый характер. Учитывая специфику жизненного опыта ребенка (ограниченность, недостаток знаний, формирование познавательной активности следует связывать как с реальными действиями, так и с более сложными – умственными задачами. Не только отвечать детям на их бесконечные вопросы, но и активно побуждать их пытливость ума, чтобы количество вопросов, задаваемых детьми задаваемых детьми, росло. Полезно включение в прогулку распознающих наблюдений (когда необходимо установить свойства объектов, например – отличие спелых ягод от незрелых); сравнительных наблюдений (при сопоставлении 2-3 объектов). Чтобы установить причины и связи между явлениями природы, на прогулке использовать элементарные опыты. Элементарность опыта заключается в характере решаемых задач (они неизвестны только детям) и в характере итогов (в процессе опыта не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения). Для элементарных опытов можно использовать обычное бытовое и игровое оборудование.

Во время игровой деятельности дети с удовольствием откликнутся на предложение педагога поиграть в Сказочников, используя игры-схемы знакомых сказок, рассказов. Такой материал будет способствовать развитию мыслительной и речевой активности, развитию наблюдательности, умения пользоваться символикой, схемами, делать выводы.»

Источник