Слово о пользе химии читать

1.   
Широко простирает
химия руки свои в дела человеческие. ( М.В.Ломоносов)

2.   
Изучение химии имеет
двоякую цель: одна – усовершенствование естественных наук, другая – умножение
жизненных благ. ( М.В.Ломоносов)

3.   
Химии ни коим образом
научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические
операции. ( М.В.Ломоносов)

4.   
Ближайший предмет
химии составляет изучение однородных веществ, из сложения которых составлены
все тела мира, превращений их друг в друга и явлений, сопровождающих такие
превращения. ( Д.И.Менделеев)

5.   
Посев научный взойдет
для жатвы народной. ( Д.И.Менделеев)

6.   
Химия — это область
чудес, в ней скрыто счастье человечества, величайшие завоевания разума будут
сделаны именно в этой области. (М. Горький)

7.   
Кто не понимает
ничего, кроме химии, тот и её понимает недостаточно. (Георг Кристоф Лихтенберг)

8.   
Всякий необходимо
причиняет пользу, употребленный на своем месте. Напротив того: упражнения
лучшего танцмейстера в химии не уместны; советы опытного астронома в танцах
глупы. ( Козьма Прутков)

9.   
Все мы связаны с
химической наукой, прогресс в познании окружающего мира, новые методы его
перестройки и усовершенствования. И не может быть в наши дни специалиста,
который мог бы обойтись в наши дни без знания химии. ( Н.Н.Семенов)

10.   
Своими знаниями я
обязан только самому себе. Я сам себя научил химии. (Р. Вудворд, лауреат
Нобелевской премии)

11.   
Химия создала свой
предмет. Эта творческая способность, подобная искусству, коренным образом
отличает химию от остальных естественных наук. ( Марселен Бертло)

12.   
Мы уверенны, что химия
не остановится в своём дальнейшем развитии. (А.М.Бутлеров)

13.   
Даже если вы ни черта
не понимаете в химии, лежа в ванне, вы обязательно полностью прочитаете состав
шампуня на оборотной стороне. (Алексей Калинин)

14.   
Наука начинается с тех
пор, как начинают измерять. Точная наука не мыслима без меры. ( Д.И.Менделеев)

15.   
Химия – жизнь, а
жизнь- химия! (М.И. Бармин)

16.   
Все науки настолько
связаны между собой, что легче изучать их все сразу, нежели какую-либо одну из
них в отдельности от всех прочих. (Рене Декарт).

17.    Химия
озаряла меня величайшим наслаждением познания, ещё неразгаданных тайн природы….
 И я уверен, что он один из тех, кто
заинтересуется химией, не пожалеет о том, что выберет эту науку в качестве
своей специальности. (Н.Д.Зелинский).

18.  О,
химия – ты такова,

Что без тебя нам –
грош цена!

И знаю, все твои
пути

К успеху могут
привести! (С.Щипачёв)

19.    Какой
только области механических искусств не нужны знания химии! Могут ли обойтись
без нее земледелец, металлург, фармацевт, врач, золотых дел мастер, чеканщик
монет и т. п. Если бы человечеству пришлось избрать из числа всех наук только
три и притом применительно к нашим потребностям, следовало бы предпочесть всем
другим наукам механику, естественную историю и химию. (Д. Дидро)

20.    Процветание и совершенство химии тесно связаны с
благосостоянием государства. (Наполеон Бонапарт)

21.    Какая наука может быть более благородна, более
восхитительна, более полезна для человечества, чем химия? (Бенджамин Франклин)

22.    Стоит только показать, что какая-либо вещь
невозможна, как найдется химик, который ее сделает. (У. У. Сойер)

23.    Если мы действительно что-то знаем, то мы знаем это
благодаря изучению химии. (Пьер Гассенди)

24.     Химия первопричина всех причин. (Иммануил Кант)

25.    Подобно тому как все искусства тяготеют к музыке, все
науки стремятся к химии. (Джордж Сантаяна)

26.    Химия может открыть определенную последовательность
даже в хаосе. (Гертруда Стайн)

Источник

Ломоносов и химия

Ломоносов был одним из величайших новаторов в истории химии всех времен. Он по-новому осознал роль и значение химии, ее место среди наук, изучающих природу. ”Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие…”, — говорил великий учёный. Ломоносов считал химию своей “главной профессией”, причем развитие химии, по мнению ученого, должно было помочь решению практических задач.”Истиный химик должен быть теоретиком и практиком”, — писал он.

Ломоносов имел отчетливое представление о химически чистом веществе и реактиве, о чем почти не помышляли западные химики и отчего происходила постоянная путаница в опытах. Ломоносов же еще в 1745 году, составляя план химической лаборатории, выдвигал непременным условием для успешного исследования наличие химически чистых веществ и реактивов.”Нужные и в химических трудах употребительные материи сперва со всяким старанием вычистить, чтобы в них никакого постороннего примесу не было, от которого в других действах обман быть может”.

Лаборатория Ломоносова располагала целым набором различных весов. Здесь были большие “пробные весы в стеклянном футляре”, пробирные весы серебряные, несколько ручных аптекарских весов с медными чашками, обычные торговые весы для больших тяжестей, однако отличавшиеся большой точностью. Точность же, с какой Ломоносов производил взвешивания при своих химических опытах, достигала, в переводе на современные меры, 0.0003 грамма. В своей лаборатории Ломоносов вел большую исследовательскую и научно-техническую работу, выполняя поручения различных ведомств. Он производил анализы минералов и образцов руд, присылаемых со всех концов России, в том числе и с нашего Севера. Так, в 1752 году он пробовал “признаки руд”, найденных дьячком Семеном Пономаревым из Троицкого погоста Устюжского уезда.

Ломоносов был создателем многих химических производств (неорганических пигментов, глазурей, стекла, фарфора). Он разработал технологию и рецептуру цветных стекол, которые употреблял для создания мозаичных картин; изобрел фарфоровую массу. Учёный занимался анализом руд, солей и других продуктов. В труде “Первые основания металлургии, или рудных дел” (1763 г.) он рассмотрел свойства различных металлов, дал их классификацию и описал способы получения. Ломоносов рассмотрел вопросы образования в природе различных минералов и нерудных тел, высказал идею биогенного происхождения гумуса почвы. Доказывал органическое происхождение нефтей, каменного угля, торфа и янтаря. Им описаны процессы получения железного купороса, меди из медного купороса, серы из серных руд, квасцов, серной, азотной и соляной кислот.

Читайте также:  Беседа для детей о пользе овощей

Ломоносов обратил внимание (1756 г.) на основополагающее значение закона сохранения массы вещества в химических реакциях; изложил (1741-1750 гг.) основы своего корпускулярного (атомно-молекулярного) учения, получившего развитие лишь спустя столетие; выдвинул (1744-1748 гг.) кинетическую теорию теплоты; обосновал (1747-1752 гг.) необходимость привлечения физики для объяснения химических явлений и предложил для теоретической части химии название “физическая химия”, а для практической части — “техническая химия”. До 1748 г. Ломоносов занимался преимущественно физическими исследованиями, а в период 1748-1757 гг. его работы посвящены главным образом решению теоретических и экспериментальных вопросов химии. Развивая атомистические представления, он впервые высказал мнение о том, что тела состоят из “корпускул”, а те в свою очередь из “элементов”.

В своём знаменитом “Слове о пользе химии” (1751 г.), произнесённом на публичном собрании Академии наук, Ломоносов ещё раз подчеркнул, что для успеха химической науки “требуется весьма искусный химик и глубокий математик в одном человеке…“, “химия руками, математика очами физическими по справедливости называться может…”. Ломоносов был автором первого в мире “Курса истинной физической химии” (1752-1754 гг.): “Физическая химия есть наука, объясняющая на основании положений и опытов физики то, что происходит в смешанных телах при химических операциях”. Он верно понял, насколько важно использовать физические знания и методы при изучении химии. В 1752-1753 гг. он читал для студентов курс “Введение в истинную физическую химию”. Ломоносовым было написано много книг, касающихся химии: “Элементы математической химии” (1741 г.), “О слоях земных” (1742 г.), “Рассуждение о причинах теплоты и холода” (1744 г.), “Слово о пользе химии” (1751 г.), “Слово о пользе стекла” (1752 г.) и многие другие.

М.В. Ломоносов изучал растворимость солей при разных температурах, исследовал влияние электрического тока на растворы солей, установил факты понижения температуры при растворении солей и понижения точки замерзания раствора по сравнению с чистым растворителем. Он проводил различие между процессом растворения металлов в кислоте, сопровождающимся химическими изменениями, и процессом растворения солей в воде, происходящим без химических изменений растворяемых веществ. Создал различные приборы (вискозиметр, прибор для фильтрования под вакуумом, прибор для определения твердости, газовый барометр, пирометр, котел для исследования веществ при низком и высоком давлениях), достаточно точно градуировал термометры.

Одним из конкретных проявлений всеобщего закона природы был открытый и экспериментально подтвержденный Ломоносовым закон сохранения вещества при химических превращениях, установление которого долгое время совершенно несправедливо приписывалось французскому химику Антуану Лорану Лавуазье (1743—1794). Предложенный Ломоносовым всеобщий закон природы включает в себя и закон сохранения энергии, вошедший в науку лишь в середине XIX века: “Но как все перемены, в натуре случающиеся, такого суть состояния, что сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому. Так, ежели где убудет несколько материи, то умножится в другом месте. Сей всеобщий естественный закон простирается и в самые правила движения: ибо тело, движущее своею силою другое, столько же оныя у себя теряет, сколько сообщает другому, которое от него движение получает”.

Ломоносов и искусство

“Живописцы, — писал Ломоносов, — употребляют цветы главные, прочие чрез смешение составляют; то в натуре ли положить можем большее число родов ефирной материи для цветов, нежели она требует и всегда к своим действиям самых простых и коротких путей ищет?”

Ломоносову было душно и тесно в холодных стенах Академии наук. Ему хотелось уйти из-под опеки постылой академической канцелярии, найти для себя самостоятельную деятельность, в которой могла бы проявить себя его кипучая натура. Еще до того как Ломоносову удалось обзавестись химической лабораторией, он обратил внимание на мозаику — древнее искусство составлять из цветных стеклянных сплавов (смальт) немеркнущие картины и портреты. Несколько мозаичных работ привез в 1746 г. из Рима граф Михаил Илларионович Воронцов, в доме которого часто бывал Ломоносов. Среди них была и мозаичная картина ”Плачущий апостол Петр” работы неизвестного ватиканского мастера с оригинала Гвидо Рени, отличавшаяся богатством и разнообразием красочных оттенков при передаче розового хитона и голубого плаща апостола. Ломоносова живо заинтересовала искусная работа итальянских мастеров, доведших свою смальтовую ”палитру” до нескольких тысяч оттенков, что позволяло им виртуозно копировать масляную живопись. Ломоносов хорошо знал, что мозаика была известна еще Киевской Руси, и он воодушевляется мыслью не только возродить это древнее искусство в нашей стране, но и снабдить его новым, совершенным материалом. Приготовление смальт хранилось в строгой тайне итальянскими мозаичистами. Ломоносова-химика привлекала к себе задачка раскрыть этот секрет и самостоятельно разработать рецептуру для получения смальт.

В протоколах академической Конференции все чаще отмечается отсутствие Ломоносова, “очень занятого в лаборатории”. Живой художественный и практический интерес к мозаике, овладевший Ломоносовым, сочетался с давно волновавшими его вопросами теоретической физики и химии.

Читайте также:  Иван чай польза как сушить

Ломоносов разрабатывал теорию цветов, исходя из своего понимания физической природы света. Он полагал, что белый свет состоит из трех основных цветов — красного, желтого и голубого. Он стал на эту точку зрения, ибо не мог и не хотел создавать громоздкой теории эфира для семи цветов, и потому, что хорошо видел, что на практике можно получать всё бесконечное разнообразие цветов, исходя из трех основных.

Разрабатываемая Ломоносовым теория “трех цветов” имела, несомненно, значение для развития цветоведения. Установив трехмерность многообразия цветов, Ломоносов указывал пути для решения практических задач цветотехники, нашедшей в наше время такое широкое применение в цветной фотографии, печати, кино. Он трудится над созданием приборов для получения любых цветов через сложение или вычитание трех основных. Принципы этих приборов осуществлены в современных колориметрах.

Ломоносов всегда стремился связать свои теоретические изыскания с живой и непосредственной практикой. Работа по изобретению цветных прозрачных и непрозрачных стекол была для него одним из средств обоснования теории цветов. Здесь сама химия приходила ему на помощь, так как точно установленные химические вещества, взятые в точно измеренных весовых пропорциях, определяли характер и интенсивность цвета, окрашивающего стеклянную массу. Проблема света и цвета получала здесь как бы идеальное разрешение. Ломоносов с энтузиазмом принялся за опыты.

Сверкающие, как самоцветы, смальты Ломоносова, были несравненно ярче и богаче по своим красочным возможностям итальянских. Но этого было недостаточно. Ломоносову предстояло еще разработать методы отливки и шлифовки смальты, из которой составлялись картины. Пришлось ему отыскать и лучший рецепт мастики, которой смальта скреплялась на медном подносе, и, наконец, стать самому художником, так как мастеров-мозаичистов у нас не было. Вне связи с вековыми традициями мозаичного искусства, Ломоносов совершенно самостоятельно добился исключительных результатов. По немногим образцам он не только постиг мозаичную технику, но и осознал художественный смысл мозаики — ее суровую и выразительную простоту, ее красочные возможности, декоративное значение и эпическую монументальность. Летом 1752 года Ломоносов заканчивает первую художественную работу — мозаичный образ Богоматери по картине итальянского живописца Солимены. 4 сентября того же года он подносит его Елизавете Петровне. Образ был принят ею с «оказанием удовольствия».

Самая известная мозаичная работа Ломоносова — “ Полтавская баталия “ — составлена из столбиков смальты толщиной всего 1-6 мм и длиной 5 см. Полтавская баталия, грандиозное настенное мозаичное полотно, задумана М.В. Ломоносовым как часть серии мозаик для внутреннего убранства Петропавловского собора, прославляющих деяния Петра I. Мозаика огромна (309,764 кв. м). Она состоит из миллиона тридцати тысяч кубиков смальты, набранных и укреплённых на плоском медном подносе весом 80 пудов (1280 кг). Ломоносов работал над этой мозаикой с семью помощниками. В левой части композиции, ближе к её центру, изображён Пётр I на вздыбленном коне в образе смелого полководца, ведущего русские войска в бой. На нём тёмно-зелёный мундир Преображенского полка. Поза его величественна, взгляд смел и решителен. В руке — сабля. За ним — его соратники. Среди них можно узнать Б.П. Шереметева и А.Д. Меншикова. В самом центре композиции, перед Петром I на коне, изображён простой солдат с мушкетом, преграждающий путь царю. Он будто бы сдерживает его от порыва прорваться в гущу схватки и возможности погибнуть. Ломоносов выдвигает на первый план простого солдата, символизирующего народ, роль которого — по мысли художника — столь же значительна, как и самого Петра I, то есть проводит идею единства народа и героя. Язык мозаики лаконичный и чёткий. Цвета насыщенные, построенные на контрастных сопоставлениях.

Ломоносов — гениальный ученый, выдающийся писатель и поэт — был, вместе с тем, большим и смелым художником. Его творческие успехи в области искусства поразительны. Всё, к чему обращался его гений, носило характер глубокого профессионализма. Так было и с живописью. Как художник он был на высоте требований времени, а во многом и превзошел уровень творческих поисков своих современников. Этому великому человеку, с его глубокой проникновенностью во все окружающее, открылся мир искусства — мозаичное монументальное художество, древнее и, вместе с тем, вечно молодое, способное внести в жизнь красоту необычайной силы.

Самая известная мозаичная работа Ломоносова — “ Полтавская баталия “ — составлена из столбиков смальты толщиной всего 1-6 мм и длиной 5 см. Полтавская баталия, грандиозное настенное мозаичное полотно, задумана М.В. Ломоносовым как часть серии мозаик для внутреннего убранства Петропавловского собора, прославляющих деяния Петра I. Мозаика огромна (309,764 кв. м). Она состоит из миллиона тридцати тысяч кубиков смальты, набранных и укреплённых на плоском медном подносе весом 80 пудов (1280 кг). Ломоносов работал над этой мозаикой с семью помощниками. В левой части композиции, ближе к её центру, изображён Пётр I на вздыбленном коне в образе смелого полководца, ведущего русские войска в бой. На нём тёмно-зелёный мундир Преображенского полка. Поза его величественна, взгляд смел и решителен. В руке — сабля. За ним — его соратники. Среди них можно узнать Б.П. Шереметева и А.Д. Меншикова. В самом центре композиции, перед Петром I на коне, изображён простой солдат с мушкетом, преграждающий путь царю. Он будто бы сдерживает его от порыва прорваться в гущу схватки и возможности погибнуть. Ломоносов выдвигает на первый план простого солдата, символизирующего народ, роль которого — по мысли художника — столь же значительна, как и самого Петра I, то есть проводит идею единства народа и героя. Язык мозаики лаконичный и чёткий. Цвета насыщенные, построенные на контрастных сопоставлениях.

Читайте также:  Хлопья зерновые не требующие варки польза и вред

Ì.Â. Ëîìîíîñîâ — ïåðâûé Ðîññèéñêèé àêàäåìèê-õèìèê
Ïî ìàòåðèàëàì êíèãè Á.Í. Ìåíøóòêèíà
«Æèçíåîïèñàíèå Ìèõàèëà Âàñèëüåâè÷à Ëîìîíîñîâà»

Àòîìíàÿ òåîðèÿ â õèìèè. «Ñëîâî î ïîëüçå õèìèè»

Îòëè÷èòåëüíîé ÷åðòîþ õèìèè Ëîìîíîñîâà ÿâëÿåòñÿ
åùå òåñíàÿ ñâÿçü åå ñ åãî àòîìíîé òåîðèåé, íà êîòîðîé, êàê ìû
âèäåëè âûøå, îñíîâûâàëàñü âñÿ åãî ôèçèêà. È â õèìèè îí ñ÷èòàåò
ñîâåðøåííî íåîáõîäèìûì ïðåäâàðèòåëüíîå çíàêîìñòâî ñ òåìè ïåðâîíà÷àëüíûìè
÷àñòè÷êàìè, êîòîðûå îáðàçóþò âñå òåëà è îò ñâîéñòâ êîòîðûõ ïðîèñõîäÿò
è õèìè÷åñêèå ñâîéñòâà âåùåñòâ. Åãî âçãëÿäû ïðåâîñõîäíî âûðàæåíû
èì ñàìèì â «Ñëîâå î ïîëüçå õèìèè, ãîâîðåííîì 6 ñåíòÿáðÿ 1751
ãîäà». Âîò íåñêîëüêî âûäåðæåê èç íåãî:

«Íàòóðàëüíûå âåùè ðàññìàòðèâàÿ, äâîÿêîãî ðîäà
ñâîéñòâà â íèõ íàõîäèì. Îäíè ÿñíî è ïîäðîáíî ïîíèìàåì; äðóãèå
õîòÿ ÿñíî â óìå ïðåäñòàâëÿåì, îäíàêî ïîäðîáíî èçîáðàçèòü íå ìîæåì.
Ïåðâîãî ðîäà ñóòü âåëè÷èíà, âèä, äâèæåíèå è ïîëîæåíèå öåëîé âåùè;
âòîðîãî öâåò, âêóñ, çàïàõ, ëåêàðñòâåííûå ñèëû è ïðîò÷èå. Ïåðâûå
÷åðåç ãåîìåòðèþ òî÷íî ðàçìåðèòü è ÷åðåç ìåõàíèêó îïðåäåëèòü ìîæíî;
ïðè äðóãèõ òàêîé ïîäðîáíîñòè ïðîñòî óïîòðåáèòü íåëüçÿ: äëÿ òîãî,
÷òî ïåðâûå â òåëàõ âèäèìûõ è îñÿçàåìûõ, äðóãèå â òîí÷àéøèõ è
îò ÷óâñòâ íàøèõ óäàëåííûõ ÷àñòèöàõ ñâîå îñíîâàíèå èìåþò. Íî ê
òî÷íîìó è ïîäðîáíîìó ïîçíàíèþ êàêîé-íèáóäü âåùè äîëæíî çíàòü
÷àñòè, êîòîðûå îíóþ ñîñòàâëÿþò… Ðàâíûì îáðàçîì è âûøåïîêàçàííûõ
âòîðîãî ðîäà êà÷åñòâ ïîäðîáíîãî ïîíÿòèÿ èìåòü íåâîçìîæíî, íå
èññëåäîâàâ ñàìûõ ìàëåéøèõ è íåðàçäåëèìûõ ÷àñòèö, îò êîèõ îíè
ïðîèñõîäÿò, è êîòîðûõ ïîçíàíèå òîëü íóæíî åñòü èñïûòàòåëÿì Íàòóðû,
êàê ñàìè îíûå ÷àñòèöû ê ñîñòàâëåíèþ òåë íåîáõîäèìî ïîòðåáíû.
È õîòÿ â íûíåøíèå âåêè èçîáðåòåííûå ìèêðîñêîïû ñèëó çðåíèÿ íàøåãî
òàê óâåëè÷èëè, ÷òî â åäâà âèäèìîé ïûëèíêå âåñüìà ìíîãèå ÷àñòè
ÿñíî ðàñïîçíàòü ìîæíî; îäíàêî ñèè ïîëåçíûå èíñòðóìåíòû ñëóæàò
òîëüêî ê èññëåäîâàíèþ îðãàíè÷åñêèõ ÷àñòåé, êàêîâû ñóòü âåñüìà
òîíêèå è íåâèäèìûå ïðîñòûì ãëàçîì ïóçûðüêè è òðóáî÷êè, ñîñòàâëÿþùèå
òâåðäûå ÷àñòè æèâîòíûõ è ðàñòóùèõ âåùåé; à òåõ ÷àñòèö, èç êîòîðûõ
ñîñòîÿò ñìåøàííûå ìàòåðèè, îñîáëèâî çðåíèþ ïðåäñòàâèòü íå ìîãóò.
Íàïðèìåð ÷åðåç õèìèþ èçâåñòíî, ÷òî â êèíî-âàðå åñòü ðòóòü, è
â êâàñöàõ çåìëÿ áåëàÿ; îäíàêî íè â êè-íîâàðå ðòóòè, íè â êâàñöàõ
çåìëè áåëîé, íè ñêâîçü ñàìûå ëóò÷èå ìèêðîñêîïû, âèäåòü íåëüçÿ;
íî âñåãäà â íèõ òîò æå âèä êàæåòñÿ. È ïîñåìó ïîçíàíèÿ îíûõ òîëüêî
÷åðåç õèìèþ äîõîäèòü äîëæíî. Çäåñü âèæó ÿ, ñêàæåòå, ÷òî õèìèÿ
ïîêàçûâàåò òîëüêî ìàòåðèè, èç êîòîðûõ ñîñòîÿò ñìåøàííûå òåëà,
à íå êàæäóþ èõ ÷àñòèöó îñîáëèâî. Íà ñèå îòâå÷àþ, ÷òî ïîäëèííî
ïî ñèå âðåìÿ îñòðîå èññëåäîâàòåëåé îêî òîëü äàëå÷å âî âíóòðåííîñòè
òåë íå ìîãëî ïðîíèêíóòü; íî åæåëè êîãäà-íèáóäü ñèå òàèíñòâî îòêðîåòñÿ,
òî ïîäëèííî õèìèÿ òîìó ïåðâàÿ ïðåäâîäèòåëüíèöà áóäåò; ïåðâàÿ
îòêðîåò çàâåñó âíóòðåííåéøåãî ñåãî ñâÿòèëèùà Íàòóðû…»

«Ïðåêðàñíûÿ Íàòóðû ðà÷èòåëüíûé ëþáèòåëü, æåëàÿ
èñïûòàòü òîëü ãëóáîêî ñîêðîâåííîå ñîñòîÿíèå ïåðâîíà÷àëüíûõ ÷àñòèö,
òåëà ñîñòàâëÿþùèõ, äîëæåí âûñìàòðèâàòü âñå îíûõ ñâîéñòâà è ïåðåìåíû,
à îñîáëèâî òå, êîòîðûå ïîêàçûâàåò áëèæàéøàÿ åå ñëóæèòåëüíèöà
è íàïåðñíèöà, è â ñàìûå âíóòðåííèå ÷åðòîãè âõîä èìåþùàÿ õèìèÿ:
è êîãäà îíà ðàçäåëåííûå è ðàññåÿííûå ÷àñòèöû èç ðàñòâîðîâ â òâåðäûå
÷àñòè ñîåäèíÿåò, è ïîêàçûâàåò ðàçíûå â íèõ ôèãóðû, âûñïðàøèâàòü
ó îñòîðîæíîé è äîãàäëèâîé ãåîìåòðèè: êîãäà òâåðäûå òåëà íà æèäêèå,
æèäêèå íà òâåðäûå ïåðåìåíÿåò, è ðàçíûõ ðîäîâ ìàòåðèè ðàçäåëÿåò
è ñîåäèíÿåò; ñîâåòîâàòü ñ òî÷íîþ è çàìûñëîâàòîþ ìåõàíèêîþ: è
êîãäà ÷ðåç ñëèòèå æèäêèõ ìàòåðèé ðàçíûå öâåòû ïðîèçâîäèò; âûâåäûâàòü
÷ðåç ïðîíèöàòåëüíóþ îïòèêó. Òàêèì îáðàçîì, êîãäà õèìèÿ ïðåáîãàòûå
ãîñïîæè ñâîåÿ ïîòàåííûå ñîêðîâèùà ðàçáèðàåò, ëþáîïûòíûé è íåóñûïíûé
Íàòóðû ðà÷èòåëü îíûÿ ÷ðåç ãåîìåòðèþ âûìåðèâàòü, ÷åðåç ìåõàíèêó
ðàçâåøèâàòü è ÷åðåç îïòèêó âûñìàòðèâàòü ñòàíåò; òî âåñüìà âåðîÿòíî,
÷òî îí æåëàåìûõ òàéíîñòåé äîñòèãíåò…»

«Áåñïîëåçíû òîìó î÷è, êòî æåëàåò âèäåòü âíóòðåííîñòü
âåùè, ëèøàÿñü ðóê ê îòâåðñòèþ îíîé. Áåñïîëåçíû òîìó ðóêè, êòî
ê ðàññìîòðåíèþ îòêðûòûõ âåùåé î÷åé íå èìååò. Õèìèÿ ðóêàìè, ìàòåìàòèêà
î÷àìè ôèçè÷åñêèìè ïî ñïðàâåäëèâîñòè íàçâàòüñÿ ìîæåò. Íî êàê îáå
â èññëåäîâàíèè âíóòðåííèõ ñâîéñòâ òåëåñíûõ îäíà îò äðóãîé íåîáõîäèìî
ïîìîùè òðåáóþò; òàê íàïðîòèâ òîãî óìû ÷åëîâå÷åñêèå íåðåäêî â
ðàçíûå ïóòè îòâëåêàþò. Õèìèê âèäÿ ïðè âñÿêîì îïûòå ðàçíûå è ÷àñòî
íå÷àÿííûå ÿâëåíèÿ è ïðîèçâåäåíèÿ, è ïðèìàíèâàÿñü òåì ê ñíèñêàíèþ
ñêîðîé ïîëüçû, ìàòåìàòèêó êàê áû òîëüêî â íåêîòîðûõ òùåòíûõ ðàçìûøëåíèÿõ
î òî÷êàõ è ëèíåÿõ óïðàæíÿþùåìóñÿ ñìååòñÿ. Ìàòåìàòèê íàïðîòèâ
òîãî óâåðåí î ñâîèõ ïîëîæåíèÿõ ÿñíûìè äîêàçàòåëüñòâàìè, è ÷åðåç
íåîñïîðèìûå è áåñïåðåðûâíûå ñëåäñòâèÿ âûâîäÿ íåèçâåñòíûå êîëè÷åñòâ
ñâîéñòâà, õèìèêà êàê áû îäíîþ òîëüêî ïðàêòèêîþ îòÿãîùåííîãî è
ìåæäó ìíîãèìè áåñïîðÿäî÷íûìè îïûòàìè çàáëóæäàþùåãî ïðåçèðàåò;
è ïðèîáûêíóâ ê ÷èñòîé áóìàãå è ê ñâåòëûì ãåîìåòðè÷åñêèì èíñòðóìåíòàì,
õèìè÷åñêèì äûìîì è ïåïëîì ãíóøàåòñÿ. È äëÿ òîãî ïî ñèå âðåìÿ
ñèè äâå îáùåþ ïîëüçîþ òàê ñîåäèíåííûå ñåñòðû òîëü ðàçíîìûñëåííûõ
ñûíîâ ïî áîëüøåé ÷àñòè ðàæäàëè. Ñèå åñòü ïðè÷èíîþ, ÷òî ñîâåðøåííîå
ó÷åíèå õèìèè ñ ãëóáîêèì ïîçíàíèåì ìàòåìàòèêè åùå ñîåäèíåíî íå
áûâàëî».

Ê âûñêàçàííûì çäåñü ìûñëÿì ìû åùå âåðíåìñÿ,
òàê êàê îíè áûëè â ïîñëåäóþùèå ãîäû øèðîêî ðàçâåðíóòû Ëîìîíîñîâûì
è âûëèëèñü â íîâóþ õèìè÷åñêóþ äèñöèïëèíó — ôèçè÷åñêóþ õèìèþ.

Источник

Источник