Сочинение рассуждение о пользе каши 5 класс

Сочинение рассуждение о пользе каши 5 класс thumbnail

Городская научно-практическая конференция школьников
«Влияние качества питания на здоровье человека»
Почему полезна каша?
Автор: Горбунов Олег,
2 «Б» класс, МБОУ
г. Мурманска СОШ № 31
Научный руководитель:
Крупина Нина Павловна,
учитель начальных классов
МБОУ г. Мурманска СОШ № 31
Мурманск
2012
Научная статья
Оглавление
1. Введение
3
2. Основная часть
3-4
2.1. История и причины возникновения данного исследования
4
2.2. Что такое каша?
4
2.3. Какая бывает каша?
5
2.4. Чем полезна каша?
5-6
2.5. Когда у каши праздник?
6-7
2.6. Проведение анкетного опроса
7
2.7. Результаты анкетного опроса
7-9
3. Заключение
9
4. Список использованной литературы и других источников
10
5. Приложения
11
Введение
Я заметил, что в наше время многие дети предпочитают «быструю еду»: едят бутерброды, покупают пиццы, чипсы и совсем забывают про кашу. На завтраке в школе большинство детей отказываются есть кашу. А каша – одно из наиболее распространенных блюд русской кухни. С кашей связано большое количество поговорок и пословиц, так как она являлась незаменимым продуктом на столе наших предков. В связи с этим я определил проблему своего исследования: нежелание многих детей кушать кашу, незнание их о полезных свойствах каши.
Цель: доказать, что каша сытное и полезное блюдо и разработать рекомендации, повышающие популярность каши среди детей.
Объектом исследования являются меню семей моих одноклассников.
Предметом исследования – каша как продукт питания.
Предварительный анализ проблемы позволил выдвинуть следующую гипотезу исследования:
предположим, что дети не знают о полезных свойствах каши и поэтому не хотят кушать многие разновидности каш.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
изучить литературу по теме;
проанализировать понятия каша;
узнать какая бывает каша и чем она полезна;
выяснить, есть ли праздник у каши;
провести изучение семейного меню на завтрак и мнений сверстников о кашах методом анкетного опроса;
разработать рекомендации, повышающие популярность каши как продукта питания современного человека.
Практическая значимость моего исследования заключается в разработке рекомендаций повышающих популярность каши как качественного и полезного продукта питания. Данные рекомендации могут быть использованы в любом общеобразовательном учреждении города.
Предполагаемые результаты:
если дети будут больше знать про кашу, знать о её пользе, то, возможно, полюбят кашу или хотя бы изменят своё отношение к каше в лучшую сторону;
в семьях, в меню которых часто бывает каша, и где дети принимают участие в её приготовлении, они привыкают к этому блюду и любят его; в школе эти дети тоже с удовольствием едят кашу на завтрак, меньше болеют, следовательно, растёт здоровое поколение нашей страны.
В процессе работы использовались следующие методы исследования:
из теоретических методов – анализ литературы, анализ понятий;
из общенаучных социологических методов – анкетирование (или анкетный опрос);
из эмпирических методов исследования – наблюдения.
2. Основная часть
2. 1. История и причины возникновения данного исследования.
Когда я был младше, я не понимал, почему мама иногда просто заставляет меня есть кашу. Она говорила мне, что кашу есть полезно, что каша помогает вырасти сильным и здоровым. Но иногда мне каша казалась не аппетитной, и даже не попробовав её, я уже говорил, что не хочу её есть. Мама шла на всякие хитрости: когда готовила кашу, звала меня и я смотрел, как она варит кашу и из чего, а потом мы вместе придумывали, какие ягоды или фрукты можно добавить в кашу. И я полюбил кашу. Став школьником, я обратил внимание, что в школьной столовой в дни, когда нас кормили на завтрак кашей, многие дети не хотели её кушать и не слушали учительницу, говорившую, что каша полезна. В наше время каша считается пищей стариков, детей и больных людей. Но так ли это на самом деле? Почему многие дети часто отказываются есть кашу?
Я задумался – действительно ли каша полезна, почему я с удовольствием ем кашу, особенно люблю овсяную и манную кашу, а многие дети её не хотят есть? Что вообще такое – каша, и какими бывают каши?
2.2 Что такое каша?

Из литературы я узнал, что существует множество научных определений понятия каша. Например, в большом толковом словаре современного русского языка Д.Н. Ушакова даётся такое толкование этого слова: КА?ША, каши, ·жен.

1. Кушанье из крупы, вареной в воде или молоке. Гречневая каша. Молочная каша.
2. перен. О том, что, разжижаясь, становится похожим на это кушанье (преим. о грязи; ·разг.). После оттепели и первых дождей дорога превратилась в какую-то грязную кашу.
3. перен. Путаница, беспорядок (в мыслях; ·разг. ·фам.). У него каша в голове.
4. Раздавленная неудачным ударом фигура в игре в городки или кегли, когда ни один городок, ни одна кегля не выбита из черты (спорт.). Сделать кашу.[2]
Из разных источников я узнал, что кашей считались все кушанья, сваренные из измельченных продуктов, упоминаются хлебные – из сухарей, а также рыбные, гороховые, морковные, репные.
2. 3. Какие бывают каши?
Из книг я узнал, что разнообразию каш нет границ: манная, пшенная, кукурузная, овсяная, геркулесовая, гречневая, рисовая, перловая. А почему «перловая»? Перл – жемчуг, а что общего у жемчуга с кашей, сваренной из ячменных круп? Но если присмотреться, то, действительно, разваренные крупинки сверкают как бусинки жемчуга. Вот откуда столь красивое название у вкусной каши из ячменной крупы. Каши на Руси делались трех видов в зависимости от соотношения зерна и воды: крутые (рассыпчатые), размазни (вязкие) и кашицы (жидкие). Приготовлялись они с добавками из рыбы, мяса, домашней птицы и дичи, грибов, овощей, ягод, и фруктов. В народе сохранилась поговорка: «Кашу заварили» [1] (т.е. затеяли пиршество). Каша питательна, легко усваивается организмом. Ее можно подать и на завтрак, и к обеду, и к ужину.
2.4. Чем полезна каша?
Из разных источников я узнал, что каши – это полезный, питательный, вкусный и недорогой продукт. Очень полезно есть на завтрак каши. Начиная день с каши – вы насыщаете организм полезными веществами.
В кашах содержится в необходимом количестве и нужном для человека соотношении железо, медь, цинк, белки, а также витамины группы В, РР. Каши из разных круп также богаты клетчаткой. Клетчатка оказывает положительное воздействие на желудочно-кишечный тракт, она улучшает работу кишечника, способствует выведению ненужных веществ из организма, нормализует обмен веществ. Клетчатка способствует снижению уровня холестерина, уменьшая риск возникновения сердечно-сосудистых заболеваний.
Регулярное употребление пищи, богатой клетчаткой, снижает риск появления некоторых раковых заболеваний. Клетчатка также способствует росту полезных бифидобактерий.
Каша помогает быть в хорошем настроении. Согласно результатам проведенных исследований, люди, которые регулярно едят утром кашу, способны лучше противостоять стрессам и находятся в хорошей физической форме в сравнении с теми, кто кашу не ест.
Приведу примеры полезных свойств некоторых каш.
Манная каша обладает высокой калорийностью, питательной ценностью и высокой усвояемостью. Манная каша практически не содержит клетчатки, поэтому рекомендуется при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, в послеоперационный период. В манной каше 70 процентов крахмала, много белков и других минеральных веществ, калия и витаминов Е и В1.
Овсяная каша – самая питательная из каш. Клетчатка, содержащаяся в овсяной каше, способствует хорошему пищеварению. Кроме того, эта каша способна понижать уровень холестерина, повышает иммунитет, очищает организм от солей и шлаков.
Пшенная каша оказывает на организм общеукрепляющее воздействие, способствует выведению из организма антибиотиков. Содержит полезные микроэлементы: цинк, медь и марганец. Кашу рекомендуют при сердечно-сосудистых заболеваниях, потому что в ней содержится никотиновая кислота.
Рисовая каша помогает при болезнях желудка. Рис укрепляют нервную систему. В рисе много углеводов. Японские учёные сделали открытие – чем чаще ешь рис, тем лучше у тебя интеллект.
Гречневая каша содержит – кальций, железо, цинк, медь, витамины В1, В2, Е. Полезна при болезнях сердца, ожирении.
Перловая каша богата лизином – это аминокислота, которая помогает нам бороться с вирусами и микробами. Каша отлично спасает при запорах. В перловке много витаминов группы В, белков и минералов, особенно селена, известного антиоксиданта, укрепляющего сосуды. Эту кашу особенно любил царь Петр Первый.
2.5. Когда у каши праздник?
Из научной литературы я узнал, что находки археологов свидетельствуют, что каша входила в меню наших предков еще тысячу лет назад. Для того чтобы узнать, какое значение имела каша для русского народа, я обратился к русским народным пословицам и поговоркам:
«Филат и каше рад. Бабка с кашкой, а дед с ложкой. Ешь кашу, да говори нашу. Мал горшок, да кашу варит. Хороша кашка, да мала чашка. Заварил кашу — не жалей масла. Быть без каши, коли масла нет. Где щи да каша – там место наше. Овсяная каша хвалилась, будто с коровьим маслом родилась». [1]
Я пришёл к выводу, что многие пословицы и поговорки объединяет мысль о том, что русские люди любили кашу, особенно с маслом: «Кашу маслом не испортишь». [1] Человек благодаря каше обретал силу и здоровье, хорошо работал. «Когда каша в печи стоит, не страшен мороз, что на дворе трещит. Без хлеба да без каши ни во что и труды наши». [1]
Каша подавалась в будни, в праздники, была обрядовым блюдом, даже царский стол без каши не обходился.
Из разных источников я узнал, что у каши есть свой народный праздник – он так и называется – Мирская каша. Отмечается он в день Акулины-гречишницы, 26 июня. За неделю до этого дня или через неделю после него по народным приметам нужно было сеять гречиху, чтобы урожай был щедрым. Первые горсти гречихи брали из мешочка, сшитого в виде куклы. Собрав урожай, в деревнях устраивали угощение кашей для всей округи. Кашу варили в котлах, на улице. А после уборочной страды мешочек, из которого делали куклу, вновь наполняли отборным зерном нового урожая и наряжали в куклу. Зерновушку бережно хранили на видном месте в красном углу. Она – знак сытой жизни и достатка в семье. Эта особая кукла, имеет несколько названий: Зернушка, Зерновушка, Крупеничка, Горошинка.
Каша на Руси была в почёте и о ней с любовью говорили: «Каша – матушка наша!» [1]
2.6. Проведение анкетного опроса
Чтобы провести исследование, выбран социологический метод – групповой анонимный анкетный опрос. Разработаны вопросы анкеты.
Инструкция перед началом работы с бланком анкетного опроса.
Добрый день! Я провожу исследование, которое помогло бы определить, полезна ли каша и стоит ли её есть. В связи с этим, прошу ответить на вопросы анкеты (внимательно прочитай вопрос, в графе «да/нет», напиши нужное слово, или слово, соответствующее твоему ответу). Анкета является анонимной, фамилию указывать не нужно, так как ответы будут использованы в обобщенном виде. Спасибо!
Анкета состояла из 7 вопросов:
Ответь на вопросы
Да
Нет
1. Ты часто ешь кашу?
2. Ты редко ешь кашу?
3. Ты не ешь кашу?
4. Полезно ли есть кашу?
5. Ты знаешь какие полезные свойства имеют разные каши?
6. Напиши название своей любимой каши
7. Какая каша самая полезная?
В анкетирование приняли участие 26 учащихся 2 «Б» класса, в возрасте от 7 до 9 лет.
2.7. Результаты анкетного опроса
Результаты проведенного анкетного опроса среди учеников 2 «Б» класса представлены в таблицах.
Таблице №1
Ответь на вопросы
Да
Нет
1. Ты часто ешь кашу?
7
2. Ты редко ешь кашу?
11
3. Ты не ешь кашу?
8
4. Полезно ли есть кашу?
14
5. Ты знаешь какие полезные свойства имеют разные каши?
6
20
6. Напиши название своей любимой каши
Манная – 8. Гречневая -7
Таблица №2
Какая каша самая любимая?
Название каши
Люблю
Не люблю
Мальчики
Девочки
Мальчики
Девочки
Овсяная каша
3
1
13
9
Гречневая каша
3
3
13
7
Манная каша
6
4
10
6
Пшённая каша
1
1
15
9
Перловая каша
1
15
10
Рисовая каша
2
1
14
9
Таблица № 3
Какая каша самая полезная?
Название каши
Полезная каша
Мальчики
Девочки
Овсяная каша
3
2
Гречневая каша
4
3
Манная каша
5
3
Пшённая каша
3
2
Перловая каша
1
Рисовая каша
1
2
Данные анкетного опроса детей показывают: мальчики и девочки проявляют по-разному отношение к кашам.
Самой полезной кашей ребятами признана манная каша, её выбрали 5 мальчиков и 3 девочки (8 ч.) О том, что каша полезна знают всего 6 человек.
Самой популярной кашей и у мальчиков (6ч.) и у девочек (4 ч.) стала манная каша, всего манную кашу выбрало – 10 человек. На втором месте гречневая каша – мальчики (3 ч.), девочки (3 ч.), всего – 6 человек. Третье место по популярности заняла овсяная каша – мальчики (3 ч.), девочки (1 ч.), всего – 4 человека. Ребята не любят перловую кашу, из 26 учеников только 1 мальчик любит перловую кашу.
Из своих наблюдений я заметил, что ребята, которые дома не едят кашу, в школе тоже отказываются от неё. Ребята, которые едят кашу дома иногда, в школе тоже выборочно относятся к каше. А вот ребята, которые дома часто едят кашу, в школе с желанием едят каши почти всех видов.
3. Заключение
1. Моя гипотеза, что мои одноклассники мало знают о полезных свойствах каши, и поэтому не едят её, подтвердилась. В своём исследовании я доказал, что каша сытное и полезное блюдо – это идеальный здоровый завтрак, потому что:
во-первых, каша не способствуют ожирению;
во-вторых, утренние каши повышают концентрацию внимания на целый день;
в-третьих люди, которые регулярно едят утром кашу, способны лучше противостоять стрессам и находятся в хорошей физической форме.
в-четвертых, каши сытны и недороги.
2. Необходимо, чтобы родители приучали детей к каше. Чаще вместе с ребёнком варили кашу и придумывали различные рецепты, как сделать кашу вкуснее.
Полученная в ходе исследования информация так же позволяет сделать выводы о том, что необходимо:
Использовать полученные в ходе анкетирования данные учащихся для проведения информационных бесед на встречах (классных собраниях) с родителями учеников класса.
Убедить родителей привлекать детей к приготовлению каши. Ведь то, что сварил сам, хочется съесть.
Выдвинуть предложение о целесообразности проведения конкурса рецептов среди обучающихся «Моя любимая каша! Как её варить?».
Привлечь классный актив 1-4 классов для организации и проведения бесед с учащимися 1, 2, 3 и 4 классов по темам: «Почему полезна каша?», «Какая каша лучше?», «Пословицы о русской каше» и т.д. Такие беседы помогут ребятам понять ценность каши для человека.
4. Список использованной литературы:
Даль В. И. Пословицы русского народа. – М.: ЭКСМО, 2009
Толковый словарь русского языка: В 4 т./ Под ред. Д.Н. Ушакова, – М.
Л. А. Лагутина. С. В. Лагутина Каши. М., Феникс, 2006
Е. Потёмкина. Современные каши. М., Айрис-Пресс, 2010
Г.С. Выдревич. Каши в горшочках. М., Эксмо, 2009
Юдина Н А., Русские обряды и обычаи, – М.: Издательский дом Вече, 2005
Интернет-ресурсы:
https://www.kashafest.ru/folklor.html
https://my.mail.ru/community/samkash/5297C072CBA6F7F8.html
https://russia.edu.ru/russia/cuisine/kasha/
https://www.kulina.ru/articles/rec/molkz_kyxny/kasa/
https://www.secretpovara.ru/index.php?page=a0008&flag=rus
https://www.etoya.ru/blogs/cookbook/2011/1/25/13839/
https://www.koipkro.kostroma.ru/Parfenievo/Parf-Voh/DocLib11/…
https://pinigina.livejournal.com/27146.html
5. Приложения

Читайте также:  Кислородный коктейль польза для детей школьного возраста

Источник

Инфоурок

Русский язык
›Презентации›Презентация по русскому языку 5 класс ФГОС УМК Рыбченкова Сочинение-рассуждение по заданному началу “Бабушкина каша”

Сочинение-рассуждение по предложенному началу Бабушкина каша УМК Рыбченкова 5...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Сочинение-рассуждение по предложенному началу Бабушкина каша УМК Рыбченкова 5

Описание слайда:

Сочинение-рассуждение по предложенному началу Бабушкина каша УМК Рыбченкова 5 класс

2 слайд

Сочинение рассуждение о пользе каши 5 класс

3 слайд

Бабушкина каша Сочинение-рассуждение

Описание слайда:

Бабушкина каша Сочинение-рассуждение

4 слайд

Ка́ша — это блюдо, состоящее из разваренных в воде (или в молоке) зёрен, иног

Описание слайда:

Ка́ша — это блюдо, состоящее из разваренных в воде (или в молоке) зёрен, иногда с такими добавками, как соль, сахар, приправы, молоко, фрукты и сухофрукты, варенье. Каша очень распространена в русской кухне; во многих странах традиционная пища на завтрак. Традиционно кашу готовят в глиняных или чугунных горшках в русской печи, сейчас также в кастрюлях на плитах или в специальной посуде в СВЧ-печах.

5 слайд

В России каша всегда была наиболее частой горячей пищей в армии, особенно в

Описание слайда:

В России каша всегда была наиболее частой горячей пищей в армии, особенно в походных условиях. Отсюда и пошло часто употребимое название профессии армейского повара — «кашевар». Сами солдаты некоторым кашам дают жаргонные прозвища, например, перловую кашу в армии называют шрапнелью или болтами за характерный внешний вид. Также каша является неотъемлемым элементом детского питания. Кашу можно приправить молоком, маслинами, брынзой, нежирным сыром, сливочным маслом, изюмом, курагой, сухофруктами и другими полезными и вкусными дополнениями.

6 слайд

Бабушка заставляет меня по утрам есть кашу. Она говорит, что…

Описание слайда:

Бабушка заставляет меня по утрам есть кашу. Она говорит, что…

7 слайд

Тезис - Бабушка заставляет меня по утрам есть кашу. Она говорит, что… Коммент

Описание слайда:

Тезис – Бабушка заставляет меня по утрам есть кашу. Она говорит, что… Комментарий тезиса (свое отношение к проблеме) Аргументы ( не менее двух из личного опыта) Вывод Сочинение- рассуждение

8 слайд

Объем сочинения не менее 70 слов

Описание слайда:

Объем сочинения не менее 70 слов

Читайте также:  Польза капустного листа на голову

9 слайд

Завтракайте правильно и любите бабушек)

Описание слайда:

Завтракайте правильно и любите бабушек)

Выберите книгу со скидкой:

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Сочинение рассуждение о пользе каши 5 класс

Курс повышения квалификации

Сочинение рассуждение о пользе каши 5 класс

Курс повышения квалификации

Сочинение рассуждение о пользе каши 5 класс

Курс профессиональной переподготовки

Учитель русского языка и литературы

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-480809

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Урок русского языка в 5 классе «Подготовка к сочинению-

рассуждению по данному началу: «Бабушка заставляет меня по утрам есть

кашу. Она говорит, что…»

Тип урока: урок-проект.

Вид урока: развитие речи.

Основной подход: системно-деятельностный.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная,

индивидуальная, парная, групповая.

Образовательные технологии: технологии личностно

ориентированного образования (творческая мастерская), проектно-

исследовательская.

Оборудование: Русский язык. 5класс. Учеб. для обшеобразоват.

учреждений. В 2 ч. Ч. 1/ [Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, А.В. Глазков,

А.Г. Лисицын]; М. : Просвещение,

Цель: формирование умения создавать текст-рассуждение в процессе

речевого развития.

Задачи:

1. Усвоить структуру сочинения-рассуждения; совершенствовать

умение рассуждать на поставленную тему (достижение личностных

результатов);

2. Способствовать овладению приемами отбора и систематизации

материала; формировать целесообразное взаимодействие учащихся в

процессе поиска (достижение метапредметных результатов);

3. Создать условия для речевого самосовершенствования учащихся на

основе данной синтаксической конструкции (достижение предметных

результатов).

Планируемые результаты:

– личностный: социальная активность и ответственность,

готовность к сотрудничеству; стремление к здоровому образу жизни.

– предметный: умение создавать текст рассуждения на заданную

тему, принимать позицию другого человека, обосновывать свою;

способность применять знания и умения на практике;

– метапредметный: умение планировать, корректировать и

контролировать свою деятельность, продуктивно взаимодействовать с

другими людьми; формирование навыка понимания, интерпретации и оценки

текстов.

1. «Каша – (какой?)

… завтрак, если к его

приготовлению подойти

творчески».

2. «Каша – не просто

пища, но и неотъемлемая

часть русской (чего?)…».

3 «Каша – полезный

завтрак с высоким

содержанием минералов и

(чего?) …».

4. «Возможно, благодаря

овсяной каше в качестве

завтрака (имя

литературного героя)…

всегда рассуждал четко и

действовал правильно,

столь блестяще раскрывая

самые запутанные дела» .

5. «По одной из легенд,

Воронежский край

отмечен Петром Первым

родиной (какой?)…

каши».

Одноклассники, заслуживающие высший балл за подготовку и

«защиту» проекта ______________________________________________

Оценка работы вашей группы______ Самооценка (Себе я ставлю…)_______

Домашнее задание: Упр. 93. Написать сочинение-рассуждение по данному

началу.

Оценка учителя ученику (за д/з)_____________________

1. Индукция. (На данном этапе вводится материал, вызывающий

личностное отношение к предмету обсуждения, положительный

эмоциональный настрой.)

– Друзья, у вас дома есть копилки? А что вы копите? Одна из моих

копилок – блокнот, в который я записываю интересные цитаты, фразы,

которые произносят дети на уроке, пишут в своих сочинениях. Сейчас я

раздам вам листочки – «копилки» и мы наполним эту «копилку». Как вы

думаете – чем? Верно, словами, мыслями.

Мы должны опустить в копилку первое слово, которое является

ключевым в теме нашей мастерской. А чтобы найти его, внимательно

прослушайте песню.

II. Самоконструкция. (Прослушивание песни «Ода каше», слова и

музыка Е. Александровой; ответы на вопросы).

Вы прослушали песню Е. Александровой «Ода каше». Определите тему

нашей мастерской. А что такое каша? (Блюдо из сваренных круп, крупа –

продукт питания из зерновых культур). «Опустите» первое слово в

«копилку».

Ода – это торжественное стихотворение, посвященное какому-либо

событию или герою. Чем же заслуживает каша то, что о ней слагают оды?

Попробуем выдвинуть гипотезу и запишем ее в лист-«копилку». (Каша очень

полезна)

Какой может быть каша? Подберите несколько прилагательных

(крутая, горячая, вкусная, рассыпчатая…).

Анализ и запись эпиграфа в «копилку» (пословица «Если про кашу не

забудешь, здоровым будешь»).

III. Мобилизующий этап.

1.Обращение к учебнику: Упр. 93. Фронтальная беседа.

2.Что такое рассуждение?

3.Какими признаками отличается данный тип речи?

4.Что значит рассуждать на заданную тему? Что называют темой

текста?

5. Какова будет тема нашего сочинения, если начало текста звучит так:

«Бабушка заставляет меня по утрам есть кашу. Она говорит, что…» (Упр. 93

с. 45). Найдите ключевое слово в первом предложении (заставляет)

6.Обозначьте проблему (Если бабушка заставляет, значит, дети без

желания едят кашу, не все ее любят). И это действительно так.

7.Какова основная мысль нашего сочинения?

8.Сколько абзацев должно быть в нашем сочинении? Почему?

9.Как можно озаглавить сочинение?

10.Можно ли пословицу, которая является эпиграфом нашего урока,

включить в вывод? Постройте предложение, включив в него эту пословицу.

КОМПОЗИЦИЯ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ

ТЕЗИС

«Бабушка Во-первых, … Народная

заставляет меня по Во-вторых, … . мудрость гласит:

утрам есть кашу. Она «…».

говорит, что…».

VI. Социоконструкция: работа в парах. Беседа, ответы учащихся

– Как объяснила бабушка необходимость есть кашу по утрам?

(Бабушка сказала, что…).

– Что мог (могла) ответить внук (внучка) бабушке? (Наверное, ты

права, но…; Спасибо, что ты заботишься обо мне…).

Читайте также:  Перераспределение мощности в пользу садовода

– Кто прав, по вашему мнению?

– Как лучше поступить, чтобы не обидеть бабушку?

V. Актуализация знаний с реализацией метапредметных связей. Поиск и

интерпретация информации для продолжения текста; работа в группах по

интересам.

Группа 1 «Кулинары»

Задание:

– Проанализируйте материалы кулинарного ежедневника.

Контрольные вопросы:

– Какой вывод вы сделали, пролистав страницы кулинарного

ежедневника? (Например, работать с такими книгами «на голодный

желудок» сложно. Я никогда не ел(а) поджаренную манную кашу и рисовую

кашу с сыром).

– Просмотрев рецепты каш, можете ли вы подобрать аргументы,

доказывающие их полезность? (в их составе фрукты, масло и т.п., т.е.

продукты, богатые витаминами, углеводами).

– Чем же можно разнообразить каши, чтобы они не казались детям

скучными, невкусными? (орехами, сухофруктами, сиропом, джемом; подать

вместе с вкусным напитком).

!!! Ваш аргумент к сочинению-рассуждению по результатам

исследований: «Каша – … завтрак, если к его приготовлению подойти

творчески» («вкусный») – вывешивается на доске в конце отчета группы).

Группа 2 «Фольклористы»

Задания:

– Впишите номера ответов напротив фольклорного жанра (работа со

справочной литературой и ссылками в Интернете с целью отбора и

классификации пословиц и поговорок для сочинения; закрепление материала

по УНТ (жанры фольклорных произведений) – выполнение теста и

коллективная проверка с выразительным чтением произведения каждого

жанра):

1. Крупу в кастрюлю насыпают, 5. «И упало то зернышко в землю, а

Водой холодной заливают из зернышка выросла греча,

И ставят на плиту вариться . о семидесяти семи зернах…»

И что тут может получиться?

2. Кашица в печи румянится: летом – 6. Дали Паше кашу с простоквашей,

к дождю, зимой – к снегу. Каша не хотел он каши с простоквашей.

из горшка вылезет из печи – к худу, Дайте мне обычной каши.

в печь – к добру.

3. Маше каша не дается, 7. Сорока-ворона Этому –

В рот из ложки не кладется, Кашу варила на тарелочке,

А конфеты без хлопот На порог скакала, Этому –

Сами так и лезут в рот. Гостей созывала. на ложечке,

Раз, два, три, четыре, пять – Этому дала

Этому –

Я иду искать на блюдечке

поскребышки

А этому –

ничего не дала

4. Гречневая каша – матушка наша, Скороговорка –

а хлебец ржаной – отец наш родной. потешка –

Кашу маслом не испортишь. загадка –

народная примета –

считалочка –

сказка –

пословица или поговорка –

– Перечислите русские традиции (обряды), связанные с кашами

(обратите внимание на иллюстрации). (У славян каша была ритуальным

блюдом на поминках и праздниках (кутья), родинах (бабья каша),

обязательно — при свадебном обряде (даже свадебный пир называли

«кашею»), при именинах, крестинах, на пирах, каша в качестве

жертвоприношения богам земледелия; гадания и т.п.).

!!! Ваш аргумент к сочинению-рассуждению по результатам

исследований: «Каша – не просто пища, но и неотъемлемая часть русской

. (культуры)

(Под культурой понимают человеческую деятельность в её самых

разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого

самовыражения и самопознания, накопление человеком и навыков и умений).

Группа 4 «Здоровячок»

Задания:

– Обобщите и представьте материал о пользе каш,

– Систематизируйте данные о полезных свойствах каш

– Создайте диаграмму по результатам опроса педагогов

!!! Ваш аргумент к сочинению-рассуждению по результатам

исследований: «Каша – полезный завтрак с высоким содержанием

минералов и …». (витаминов).

Группа 5 «Филологи»

Задача:

– Используя справочную литературу и ресурсы Интернета, соберите

легенды о кашах; перескажите одну из них (заблаговременно).

– С помощью этимологического словаря выясните историю

возникновения названия каш (пшено, гречка, перловка, манка, овсянка);

– Что такое пшено? (Крупа из очищенного проса (хлебного злака)).

– Из чего получают перловку? (Из ячменя (хлебного ярового злака).

– Что такое манка? (Крупа из пшеницы).

– Как правильно говорить: гречка, греча или гречиха? (Все три слова

существуют. Гречка (разг). Так называют посевное травянистое растение

и гречневую крупу).

– Бывает ли ячневая каша? (Существует ячневая крупа, изготовленная

из зерен ячменя).

– Что такое овсянка? (Овсяная каша, а также крупа из ярового злака).

А еще овсянкой называют маленькую перелетную птицу отряда

воробьиных. Как такое явление называется в русском языке? (Омонимы).

– По имени какого мифологического героя назван сорт овсяной крупы?

Почему? (Геркулеса, геркулесовая каша).

– Для кого из литературных героев овсянка – любимое блюдо на

завтрак? Кто автор детективных историй с этим героем? (Шерлок Холмс;

Артур Конан Дойл). (Здесь возможна демонстрация фрагмента худ. фильма

«Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» (1980)).

– Назовите авторов произведений, темой которых является каша

(учащимся предлагаются иллюстрации-подсказки).

!!! Ваш аргумент к сочинению-рассуждению по результатам

исследований: «Возможно, благодаря овсяной каше в качестве завтрака …

(имя литературного героя) всегда рассуждал четко и действовал правильно,

столь блестяще раскрывая самые запутанные дела».

– По словам краеведа В.Л. Елецких, изучающего историю

Воронежского края уже более 30 лет, город Воронеж отмечен как родина

манной каши благодаря легенде о мельнике Остапе. Однажды заехал к нему

сам царь Петр I, который в то время в Воронеже корабли строил. А у

мельника манка пошла первосортного помола. И угостил мельник гостя

манной кашей, сваренной на молоке, со сливочным маслом поверх горячего

яства в небольшом горшочке. Отведал государь новое блюдо, отер губы и

расцеловал мельника! “Сроду такого кушанья не едал! Торговать тебе

беспошлинно во веки веков!”

!!! Ваш аргумент к сочинению-рассуждению по результатам

исследований: «По одной из легенд, Воронежский край отмечен Петром I

как родина … (какой?) каши» (манной).

VI. Релаксация (Озвучивание фрагмента мультфильма «Каша из топора»

с помощью субтитров, остальные учащиеся играют на деревянных ложках и

произвольно двигаются; фрагмент подготовлен учащимися на внеурочных

занятиях («В стране книг», «Компьютерная грамотность).

ИЛИ

Физкультминутка. (Проводят 2 подготовленных ученика)

Раз, два, три – ты, горшочек наш, вари. (Повороты туловища влево и

вправо)

Молоко мы нальем, до кипенья доведем. (Имитация наливания

молока)

Раз, два, три – ты, горшочек наш, вари. (Круговые движения руками)

Кашу нужно посолить, да и сахар положить. (Имитация движения

левой и правой рукой)

Раз, два, три – ты, горшочек наш, вари. (Руки на поясе, ходьба на

месте)

Мы крупу насыпаем, дружно все перемешаем.

Раз, два, три – ты, горшочек наш, вари. (Руки на поясе, ходьба на

месте)

Каша преет «пых-пых-пых» (Дети произносят)

Для друзей и для родных.

Мы все дружно поедим

И гостей всех угостим. (Имитация движения)

Каша вышла-то у нас –

Просто класс! (Показывают)

VII. Социализация (каждая группа представляет свою работу на

обсуждение класса). Обмен информацией. Выступление групп.

VIII. Подведение итогов. Оценка работы групп. Приглашение гостей к

столу для дегустации каш, приготовленных бабушками пятиклассников по

рецептам, отобранным их внуками и внучками.

VIII. Рефлексия.

– Что вы нового сегодня узнали по теме мастерской?

– Назовите ключевые слова занятия.

– Что нового вы узнали о себе?

– Какая работа (задания) вам показалась новой, сложной? Какая

интересной? Скучной?

– Какой информацией вы поделитесь сегодня с родными? Изменилось

ли ваше отношение к каше?

Учитель: Я тоже хочу похвалить вас, поблаг