Светофор его польза на дорогах

Светофор его польза на дорогах thumbnail

Кто, где и за сколько ставит светофоры? Мы выяснили это.

В Москве на пересечении дублера проспекта Мира и Сельскохозяйственной улицы установили светофор. И тут же возникли затяжные пробки, которых раньше не было. Ситуация нормализовалась, когда светофор… отключили. Вывод очевиден: просчитались! Интересно, кто решил, что на этом перекрестке необходим светофор? А ведь его установка стоит немалых денег. И еще нужно раскошелиться на демонтаж.

Главное отличие современного светофора от предшественников — наличие электронных мозгов, благодаря которым половиной столичных светофорных объектов можно управлять из ситуационного центра. Связь идет по проводам (как правило, оптоволоконным) и радиоканалу. Предусмотрена защита от хакеров.

Главное отличие современного светофора от предшественников — наличие электронных мозгов, благодаря которым половиной столичных светофорных объектов можно управлять из ситуационного центра. Связь идет по проводам (как правило, оптоволоконным) и радиоканалу. Предусмотрена защита от хакеров.

Кто виноват?

В Москве за светофорными объектами следит ЦОДД (Центр организации дорожного движения), анализирующий ситуацию: регулярность и протяженность пробок, количество и тяжесть аварий, плотность пешеходного потока. Данные предоставляют и окружные комиссии по безопасности дорожного движения. Любой столичный светофор проходит многоуровневое утверждение, включая согласование с ГИБДД.

Новый светофор на перекрестке Бульварного кольца и Петровки: уменьшенные габариты, глазок видеокамеры, графическое отображение длительности сигнала.

Новый светофор на перекрестке Бульварного кольца и Петровки: уменьшенные габариты, глазок видеокамеры, графическое отображение длительности сигнала.

Говорят, подобные шикарные шкафы светофорных объектов через некоторое время появятся на улицах. За чей счет гуляем?

Говорят, подобные шикарные шкафы светофорных объектов через некоторое время появятся на улицах. За чей счет гуляем?

На вопрос о «проблемном» светофоре мне в ЦОДД ответили, что он появился при реконструкции Ярославского шоссе, где предполагалось изменить схему движения. Местные жители просили установить светофор для пешеходов. Схему не изменили, светофор отключили, жители замолчали. На баланс ЦОДД светофор не поступал. Заказчик — Департамент строительства Москвы. Там, мол, и спрашивайте.

Впрочем, и так понятно, что по меркам столичного Центра организации дорожного движения один светофор — ничто. Сейчас в Москве около 40 тысяч светофоров, объединенных в 2390 светофорных объектов. Одним больше, одним меньше… Деньги-то не кровные, а из карманов налогоплательщиков.

Сколько стоит светофор?

Стоимость самого простого трехсекционного светофора типа Т1 начинается с 15 000 рублей. Это базовый минимум, финальная цена зависит от типа и количества светофоров на перекрестке, а также от трудности монтажа. Например, светофорный объект на улице Яблочкова обошелся в 1 214 140 рублей, а на пересечении Трубецкой улицы с улицей Усачева — в 5 290 390 рублей. Несколько миллионов рублей — средняя московская цена на оборудование перекрестка под ключ; в нее входит установка не только светофоров, но и дорожных знаков, указателей, ограждений, а также нанесение разметки.

Все столичные светофоры — отечественного производства (в том числе московского), однако в них могут применяться импортные комплектующие.

Все столичные светофоры — отечественного производства (в том числе московского), однако в них могут применяться импортные комплектующие.

Материалы по теме

В регионах, как правило, дешевле — в первую очередь из-за стоимости работ. Например, в городе Касли Челябинской области в 2013 году светофорный объект (восемь светофоров) обошелся в 270 000 рублей. В Тамбовской области 24 светофора приобрели за 334 000 рублей. То есть дешевле 14 тысяч за штуку — как они и стоят с оптовой скидкой.

Но поставить светофоры — полдела, их нужно еще и обслуживать. Раз в десять дней у каждого проверяют работоспособность, износ и повреждения, чистят линзы. Преду­смотрены регламентные работы — от тестовых операций до чистки контактов и измерения сопротивления изоляции. Нужно платить зарплату обслуживающему персоналу, содержать транспорт, покупать расходники и запчасти. Все это тоже немалые деньги.

Им сверху видно всё

Эксплуатация светофоров не ограничивается обслуживанием. Я побывал в ситуационном центре, откуда координируют работу столичных светофоров. На два десятка больших экранов выводятся изображения с камер видеонаблюдения. При затруднениях в движении операторы изменяют режим работы светофоров, выбирая наиболее подходящий из заложенных пяти-семи алгоритмов. Вот на одной из улиц собирается пробка — оператор меняет режим, «хвост» начинает таять на глазах. Эффектно!

Проспект Мира: «лежачие» светофоры не только на земле, но и в воздухе. Но почему красный сегмент справа? Пришлось обратиться в ЦОДД с жалобой. Уже поправили.

Проспект Мира: «лежачие» светофоры не только на земле, но и в воздухе. Но почему красный сегмент справа? Пришлось обратиться в ЦОДД с жалобой. Уже поправили.

Но такое переключение режимов помогает не всегда. По моим наблюдениям, заторы возникают с удивительным постоянством в одних и тех же местах, причем смену алгоритма работы светофоров заметить из пробки невозможно. Светофоры просто отрабатывают заложенную программу, а не отслеживают ситуацию — движется ли транспорт или нет. Часто куда эффективнее разруливают сложные ситуации регулировщики, берущие управление трафиком в свои руки. Но нужны ли тогда эти ситуационные центры? Стоит ли строить и оборудовать для них помещения, покупать дорогое оборудование, содержать сотрудников?

Читайте также:  В чем больше пользы продукты пчеловодства

Эффектно. А эффективно?

Материалы по теме

Прошлой осенью на столичном проспекте Мира появился первый «лежачий» светофор — в асфальт вмонтировали стеклянные кирпичики с подсветкой, дублирующей сигналы обычного светофора. Подобные «лежачие» светофоры уже работают в Санкт-Петербурге и Челябинске. Светящиеся полосы — антивандальные, выдерживают вес тяжелой техники и удары до десяти килоджоулей — хоть кувалдой бей. И выглядят красиво. Но какая от них польза?

Я в шутку подкинул инициаторам идею: это светофор для тех, кто ходит по улицам, уткнувшись носом в смартфон.

Фантастика: моя версия стала официальной! И, видимо, выделили под эту идею дополнительный бюджет, потому что конструкцию доработали.

К светящимся полосам добавили надписи «Стой» и «Иди», чтобы сигналы на тротуаре не сбивали с толку водителей. Сами светящиеся полосы сделали шире и ярче, чтобы их было видно и на солнце, и даже под слоем грязи или снега.

В центре Москвы встречаются светофоры и для велосипедистов. Осталось заставить «педальных» беспрекословно выполнять ­требования электронного регулировщика.

В центре Москвы встречаются светофоры и для велосипедистов. Осталось заставить «педальных» беспрекословно выполнять ­требования электронного регулировщика.

Материалы по теме

По сообщению фирмы «Айра», специализирующейся на световом оформлении городов, реновацию «светофора под ногами» провели по многочисленным просьбам местных жителей.

И тут же статистика: за год работы умного светофора на опасном участке дороги не произошло ни одного ДТП со смертельным исходом. Сколько их было до — ­ не говорят.

Повысить безопасность движения, по мнению новаторов, должен и светящийся шнур, идущий по Г‑образной опоре светофора. Такой можно увидеть, например, в самом начале Ленинградского проспекта. Правда, когда мы поехали фотографировать его для статьи, половина светодиодов в нем уже не горела. На «ноу-хау» не тратили бюджетных денег: шнур приобрел и установил один из подрядчиков ЦОДД. И свежая новость на эту тему: эксперимент признан удачным, до конца года в столице установят 54 светофора с опорами, меняющими цвет. Это уже на бюджетные средства.

На перекрестке Бульварного кольца и Петровки прошлой осенью поставили компактные светофоры со встроенными видеокамерами и датчиками движения. Помимо выполнения основной своей функции они еще следят за обстановкой на перекрестке и передают информацию в центр управления. Инновационно? Безусловно! А насколько удалось благодаря этому «ноу-хау» поднять уровень безопасности и улучшить организацию движения? Об этом чиновники пока молчат.

Если увидите в Москве неработающий светофор, не поленитесь позвонить по короткому номеру 3210. Это поможет быстрее устранить неисправность. Такие «аварийные» номера есть и в других городах — обычно их можно найти на самих светофорах.

ПОЛТОРА ВЕКА НА СЛУЖБЕ

Первые московские светофоры мало походили на современные и напоминали часы. Вместо электронных мозгов в них стояло механическое реле времени.

Первые московские светофоры мало походили на современные и напоминали часы. Вместо электронных мозгов в них стояло механическое реле времени.

Первый светофор появился 10 декабря 1868 года в Лондоне. Конструктор Джон Пик Найт взял за образец для подра­жания железнодорожный семафор. На столбе он смонтировал два подъемных флажка, останавливающих движение, а на верхушке — газовый фонарь для ночной работы, с красным и зеленым сигналами. Правда, проработал светофор лишь месяц и взорвался, ранив управлявшего им полисмена.

Тем не менее устройство доказало свою эффективность, хоть немного упорядочив хаотическое уличное движение.

В 1910 году Эрнст Сиррин (Чикаго, США) запатентовал автоматическую систему управления светофором. Через два года Лестер Вайр (Солт-Лейк-Сити, США) разработал светофор с двумя круглыми электрическими сигналами. А уже в 1914 году возникла американская светофорная компания, которая поставила на перекрестке в Кливленде четыре электрических светофора конструкции Джеймса Хога с красными и зелеными линзами и звуковым сигналом. Ими управлял полицейский из будки.

Трехцветные светофоры также впервые сделали в США — в Детройте и Нью-Йорке, в 1920 году. Их авторами были Уильям Поттс и Джон Ф. Харрис.

В России первые светофоры появились в 1930 году: 15 января — в Ленинграде, ­на пересечении проспектов 25 Октября и Володарского ­(Невского и Литейного), а 30 декабря — в Москве, на углу Петровки и Кузнецкого Моста.

Источник

«Умный светофор» – это система динамического управления сигналами светофора, благодаря которой, улучшается  пропускная способность потоков улично – дорожной сети. Прежде всего, повышается безопасность дорожного движения. Другими словами, это светофор, работающий не в обычном, строго определённом режиме, независимо не отчего, а светофор, который переключает сигналы исходя из количества транспортных средств  в  каждом из направлений.

Система «умный светофор» состоит из контроллеров, удаленных  датчиков движения и видеокамер. Именно они, в режиме реального времени отслеживает загруженность перекрестков и  передает данную информацию на центральный сервер управления. Связь с которым осуществляется через радиосигналы или по оптическим линиям связи.

Идеальный перекресток. Свободный от пробок. Елизавета Никитина октябрь 2019г.

Читайте также:  Батончик protein bar состав и польза

Как работает система «Умный светофор»

Видеокамера или датчики устанавливаются на определенной высоте и над конкретным участком трассы. Далее, сигнал от нее поступает в модуль обработки видеоинформации. Затем в данном модуле происходит выделение подвижных транспортных средств и определение различных интегральных оценок.

После этого, на основе этих показаний, центральный сервер дает команду контроллерам светофоров включить красный или зеленый свет и на какое время.

Прежде всего, системы видеоконтроля, ориентированные на транспорт, предоставляют данные трех типов: 
Во-первых, это информация о трафике для статистической обработки:

  • общее количество обнаруженных автомобилей;
  • скорость;
  • ускорение транспортного потока;
  • плотность потока;
  • загруженность полос движения;
  • классификация автомобилей.

Во-вторых, информация о происшествиях на дороге:

  • высокая скорость, плотность потока или занятость полос;
  • наличие заторов или движения по встречной полосе;
  • остановившиеся или медленно движущиеся автомобили;
  • наличие на дороге подозрительных предметов .

В-третьих, информация о наличии/отсутствии автомобилей:

  • наличие приближающихся автомобилей;
  • наличие автомобилей, остановившихся на перекрестке;
  • число автомобилей, проехавших через зоны обнаружения;
  • измерение длины очереди.

Система интегрируется в модуль управления светофорами, что позволяет согласовать работу абсолютно всех светофоров перекрестка в каком-либо напряженном транспортном узле.

Например, на перекрестке, где установлен стандартный светофор,  пешеходу предоставляется одно и то же время на переход  дороги. Время не зависит от того, едет ли по ней в данный момент один автомобиль или несколько десятков. Благодаря системе «умный светофор», данное время контролируется и меняется в зависимости от загруженности. Или предположим, в одном из направлений есть высокая загруженность, то именно там и продлевается зеленый свет, что ведет к сокращению времени пребывания  машин на перекрестках.

Другими словами, процессор «умного светофора» получает информацию о потоке машин с видеокамер.  После этого,  обрабатывает её. Затем  в соответствии с этим по установленному алгоритму принимает решение, в каком направлении и насколько открывать движение. Таким образом, вероятность образования большой пробки, в каком либо направлении существенно снижается.

Кроме того, «умный светофор» способен прогнозировать транспортную ситуацию на 15-30 минут вперед и заранее сформировать эффективный план управления.

Далее, при возникновении ДТП на перекрестках, данный план автоматически корректируется.

Дополнительно  также, можно установить определенный тип датчиков. Они будут  учитывать приоритет общественного транспорта и экстренных служб перед остальными участниками движения.

В том случае, если произойдет внештатная ситуация или сбой системы, светофоры будут функционировать в автономном режиме. Регулировка перекрестов будет осуществляться традиционным способом.

Точно так же можно использовать специальные метеостанции.  Которые будут собирать информацию о погодных условиях и состоянии асфальта. Впоследствии данные сведения помогут скорректировать скоростные ограничения и предупредить водителей о неблагоприятных условиях на дороге.

Транспортные пробки на дорогах.

Транспортные пробки сильно влияют на общественную жизнь современных городов. Во- первых топливо в пробках расходуется впустую, во-вторых, это бесполезно потраченное время и в-третьих выброс вредных веществ в атмосферу. Как следствие, многокилометровые пробки приводят к снижению прибыли и к потери дохода. В результате ухудшается логистика и падает производительность труда.

Прежде всего, внедрение системы «умный светофор» решает следующие основные транспортные проблемы:

  • Снижение аварийности и повышение безопасности дорожного движения;
  • Увеличение пропускной способности оборудованных перекрестков;
  • Соответственно выше сказанному, увеличение средней скорости проезда на оборудованных перекрестках.

Между тем, хочется отметить, что при всех плюсах оборудованной системы, следует принять во внимание, что один и даже три «умных светофора» ничего не изменят. Идеальный результат будет, если взаимосвязанной системой покрыть весь город. Только таким образом, система способна максимально оптимизировать поток и уменьшить пробку. Самое главное, это не питать иллюзии, что «умные светофоры» полностью справятся с заторами.

В заключении можно сказать следующее:

Прежде всего,  система «умный светофор» способна лишь максимально увеличить производительность перекрестка. В любом случае городским властям необходимо расширять дороги и строить сложные транспортные развязки.  Кроме того, нужно учитывать, что количество автотранспорта в нашей стране неуклонно растет и максимальная производительность перекрестков не спасет от пробок в крупных мегаполисах. Именно поэтому заниматься только внедрением системы «умный светофор», бесполезно. Правильнее будет своевременно решать и все остальные дорожные проблемы.

Читайте также:  Кл час о пользе молока

АртПроект- путь в автоматизацию.

Источник

Обычный светофор работает по простейшей программе, которая не меняется в течение длительного времени (пока его вновь не решат перепрограммировать), – 10 секунд на красный, 20 — на зеленый (к примеру). Решение о том, сколько должен гореть «зеленый», а сколько «красный», принимает человек. В случае с «умным» светофором это за него делает компьютер.

«Умный» светофор следит за трафиком и может подстраиваться под дорожную ситуацию – самостоятельно менять продолжительность красного или зеленого сигнала. Компьютер, подключенный к светофору, позволяет ему самостоятельно принимать решения или даже «советоваться» с другими светофорами по поводу дорожной обстановки. Программа дает возможность нескольким светофорам на одной улице действовать синхронно – «разгонять» движение, организовывать «зеленую волну», «растворять» пробки.

А это вообще возможно? Практика западных стран показывает: это не только возможно, но и крайне необходимо.

Но мы отвлеклись. Давайте разберемся, как работает «умный» светофор?

У «умного» светофора есть несколько режимов управления. Остановимся подробнее на каждом.

Локальный режим

В локальном режиме светофоры работают по заранее заложенной в них программе отдельно от других светофорных объектов. Как правило, это такие сценарии, как утренний «час пик», вечерний «час пик», день, ночь.

То есть, режимы переключения сигналов могут меняться, но лишь при смене времени суток — в утренний «час пик» светофор переключает сигналы так, а днем, к примеру, когда интенсивность потока спадает, – совсем по-другому.

Координированное управление

В этом режиме «умные» светофоры работают в координации друг с другом. Получается, что светофорные объекты (обычно это те, что расположены близко друг от друга) связаны между собой. Как правило, такая схема применяется на вылетных магистралях.

Синхронная работа (взаимодействие) светофорных объектов позволяет пропускать определенное количество автомобилей и поддерживать определенную интенсивность на участке дороги. В Москве такая программа работает, в частности, на Алтуфьевском, Варшавском шоссе, на Ленинском проспекте и по многим другим адресам. А вы не заметили? Разумеется, раз вы живете в Воронеже…

Адаптивный режим

Такие светофорные объекты самостоятельно мониторят дорожную ситуацию и адаптируются к ней на основании поступающих к ним данных. Получается, что у светофора есть «глаза»? Скорее, «уши»… Информацию о транспортном потоке такие светофоры получают с помощью индукционных петель или датчиков, вмонтированных в дорожное полотно на перекрестке. Это оборудование позволяет определять не только плотность потока, но и тип автомобиля, подъезжающего к перекрестку, в том числе выделять из потока общественный транспорт.

Зачем? Чтобы программа могла сразу включить трамваю зеленый свет – для его приоритетного проезда. Для автомобилистов такая схема тоже удобна. Когда нет необходимости пропускать общественный транспорт, светофор дает им право беспрепятственного проезда, а не «тормозит» красным светом раз в две минуты на 30 секунд (к примеру).

Централизованное управление из ситуационного центра

«Умному» светофору тоже нужен контроль. На дороге как и в жизни могут возникать ситуации, когда «одной головы» недостаточно. И тогда «вступает в игру» дежурная смена координационного центра (того же ЦОДД).

Специалисты, которые дежурят в ситуационном центре, взаимодействуют с ГИБДД, МЧС и другими городскими службами. При необходимости они вмешиваются в работу светофоров и с помощью ручного управления увеличивают фазы для наиболее загруженных направлений.

Просто информация

Вы когда-нибудь видели на дороге «умный» светофор? А он есть! Так, в Москве, например, из 40 тысяч светофоров 2,5 тысячи считаются «умными».

Кстати, не мешают ли санкции в отношении России развитию системы «умных» светофоров на дорогах страны? Нет, не мешают. «Умные» светофоры производят в России, на предприятиях Ростеха. Как утверждает производитель, он поставляет свою продукцию не только в Москву, но и в другие регионы.

Источник