Территориальные уступки одного государства в пользу другого это

Территориальные уступки одного государства в пользу другого это thumbnail
Цессия

Цессия – это уступка одним государством своей территории другому по соглашению между ними. Цессия является одним из правомерных способов приобретения территории (см. также Приобретение территории) и, поскольку она основана на взаимном согласии, в настоящее время имеет наиболее широкое практическое значение.

Поскольку цессия влечет за собой передачу территории, она является случаем правопреемства государств, т. е. смены одного государства другим в несении ответственности за международные отношения затрагиваемой территории в соответствии с Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. (далее – Конвенция 1978 г.).

Цессию, подразумевающую присоединение лишь части территории государства, следует отличать от инкорпорации (вхождения), которая означает, что вся территория государства становится частью территории другого государства. Цессию, кроме того, необходимо отличить от ситуации, когда территория отнимается у государства без его согласия, как в случае (частичной) аннексии, а также от адъюдикации – передачи территории по решению международного суда или арбитража.

Примеры цессии в международных отношениях.

Международным отношениям известны немало примеров цессионных соглашений между государствами. Некоторые из них осуществлялись на основе договора купли-продажи, то есть в обмен на денежные выплаты: таким образом США купили Луизиану у Франции в 1803 году, Аляску у России в 1867 году и Датские Виргинские острова у Дании в 1916 г. Передача Великобританией архипелага Гельголанд Германской империи в обмен на султанат Виту в 1890 г. является примером приобретения территории путем обмена.

Многие цессионные соглашения были частью территориальных изменений, включенных в мирные договоры, такие как заключенные после Первой мировой войны Сен-Жерменский мирный договор (1919 г.) и Версальский мирный договор (1919 г.), а также Парижские мирные договоры с Италией, Финляндией, Румынией, Венгрией, Болгарией (1947 г.), заключенные после Второй мировой войны

В настоящее время цессии, как правило, затрагивают незначительные по площади территорий вдоль границ. Таким образом, цессия выступает в качестве юридического механизма ректификации (исправления) границ между сопредельными государствами, например, между СССР и Польшей в 1951 г., СССР и Ираном в 1954 г., Россией и Китаем в 2004 г.

Условия правовой действительности цессии.

Цессия может быть действительна только в том случае, если как государство, которому эта территория принадлежала до настоящего времени, так и государство, которому она должна принадлежать в будущем, заявили о своем согласии, например, путем заключения соответствующего договора. Согласие, полученное путем угрозы силой или ее применения, является недействительным в соответствии со ст. 52 Венской конвенции о праве международных договоров (1969 г.).

Договор цессии всегда имеет явный характер и, таким образом, отличается от негласного соглашения, когда государство не протестует против захват или использование своей территории другим государством, которое в таком случае получает основание для утверждения своего суверенитета в силу приобретательской давности.

Территориальное море само по себе не может быть объектом цессии; оно может передаваться только совместно с сухопутной территорией, к которой оно примыкает.

Спорным вопросом в правовой доктрине всегда был вопрос о необходимости получения согласия или, по крайней мере, консультации с населением, затронутым передачей территории. И хотя новейшее время дает примеры плебисцитов (к наиболее известным можно отнести, например, те, которые проводились в 1860 г. при уступке Италией Ниццы и Савойи в пользу Франции, в 1863 г. при присоединении Ионических островов к Греции, в 1935 г. при возвращении Саарской области в состав Германии), плебисцит все же не является условием правовой действительности приобретения территории. Такой подход основывается на непреложном принципе, что воля одной части населения не может быть выше государственной воли, воли народа в целом.

Правовые последствия цессии.

Поскольку цессия является добровольной сделкой, она порождает относительно незначительное число правовых вопросов, которые не могут быть разрешены путем соглашения между заинтересованными государствами. Что касается третьих государств и физических лиц, то изменение территории влечет за собой гораздо меньше проблем, чем другие формы правопреемства государств, такие как распад или образование новых государств.

Международно-правовая ответственность за территорию.

Непосредственным результатом цессии является передача международно-правовой ответственности за соответствующую территорию. После передачи права собственности цессионарию все происходящее на данной территории юридически рассматривается как относящиеся к этому государству, причем последнее несет ответственность перед другими государствами за любой ущерб, причиненный в результате деятельности (или бездеятельности) на данной территории. Это включает, например, обязательство по предотвращать загрязнение окружающей среды на территории другого государства.

Правопреемство государства в отношении договоров.

Правопреемство государств в отношении договоров основывается на т. н. принципе «изменчивости территориальных пределов применения договоров». Согласно норме ст. 15 Конвенции 1978 г. договоры государства-предшественника (цедента) утрачивают силу в отношении соответствующей территории с момента передачи, а договоры государства-преемника (цессионария) приобретают силу в отношении данной территории.

Указанная норма не применяется в том случае, когда применение договора к рассматриваемой территории несовместимо с объектом и целями этого договора или коренным образом изменяет условия его действия. Одним из примеров являются сохранение сервитутов в пользу третьих государств или всех государств: обязательства, вытекающие из договоров государства-предшественника, вместе с территорией, к которой они относятся, безусловно передаются государству-приемнику (см. ст. 12 Конвенции 1978 г.).

Правопреемство государств в отношении собственности и долгов.

Цессия государственной территории также может повлечь переход государственной собственности и государственных долгов государству-преемнику. В принципе такой переход должен быть урегулирован соглашением между двумя государствами.

При отсутствии подобного соглашения в п. 2 ст. 14 Венской конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, архивов и долгов 1983 г. (далее – Конвенция 1983г.) предусматривается, что недвижимая государственная собственность, находящаяся на территории, и движимая государственная собственность, «связанная с деятельностью государства-предшественника в отношении территории», переходят к государству-преемнику.

Также к государству-преемнику переходит государственный долг в «справедливой доле» с учетом имущества, прав и интересов, которые переходят государству-преемнику (ст. 37, п. 2 Конвенции 1983 г.).

Гражданство физических лиц.

Одним из наиболее важных вопросов цессии территории является вопрос о правопреемстве государств в отношении физических лиц. Население уступленной территории в соответствии с международным правом не меняет ipso facto свое гражданство; заинтересованные государства заключают соглашение по данному вопросу и принимают соответствующее национальные законодательно-нормативные акты.

До принятия таких актов Комиссия международного права (КМП) в ст. 5 Проекта статей о гражданстве физических лиц в связи с правопреемством государств 1999 г. (далее – Проект статей КМП) предлагает применять опровержимую презумпцию того, что лица, обычно проживающие на соответствующей территории, приобретают гражданство государства-преемника.

Предполагается, что граждане государства-предшественника, проживающие на соответствующей территории, утрачивают свое прежнее гражданство. Однако в ст. 20 Проекта статей МЛК, отражающих сложившуюся практику государств, предусматривается, что в случае цессии потеря гражданства происходит не ipso facto правопреемства, а только посредством конституционно-правового лишения гражданства государства-предшественника.

Источник

Сеце́ссия (лат. secessio «уход» от secedo «ухожу») – выход из состава государства (как правило, федеративного) какой-либо его части (как правило, субъекта федерации). Результат сепаратизма. Термин в этом значении появился во время Войны за независимость США.

Происхождение термина[править | править код]

Термин сецессия (secession) происходит от латинского глагола cedo, что означает некое движение, перемещение (в прямом и переносном смысле). Впоследствии значения слова cedo также дополнилось такими понятиями как передача прав, переподчинение и уступка (т.е. движение, направленное на то, чтобы что-то отдать). От глагола cedo образовались существительные cessio (уступка, цессия) и retrocessio (обратное движение). Добавление приставки se- (разделение) к глаголу cedo образовало глагол secedo в значении отделяться, откалываться (т.е. движение, направленное на то, чтобы отделиться), а от него – существительное secessio (отделение). Все три английских термина на этой основе: сession, retrocession и secession являются юридическими и исторически взаимосвязаны между собой.

Читайте также:  Яйца от молодых кур польза

Существует две основные теории сецессии: общее право отделения по любой причине (Теория выбора) и отделение для исправления грубой несправедливости (Теория справедливой причины). В частности, ко второй можно отнести положения Декларации о независимости Республики Техас 1836 года, в которых указывалось, что мексиканское правительство перестало защищать жизнь, свободу и собственность людей, от которых получило свои законные полномочия.

В 1861 году сецессию из Соединённых Штатов осуществили шесть южных штатов, которые образовали Конфедеративные Штаты Америки. Это привело к гражданской войне, а также ознаменовало закрепление конфедератами нового термина – secession – в качестве юридического, с отсылкой к термину cession (уступка, цессия), являющемуся юридическим термином в значении уступка прав и характеризующему взаимоотношения штатов и федерального правительства с момента окончания Войны за независимость: это касается как отказа ряда штатов в пользу федерального правительства от прав на территории между бывшими 13 колониями и французской Луизианой, так и уступки ряда полномочий, что превратило США из временного союза в федеративное государство. Пересмотр этих уступок в пользу возвращения штатам их прежних полномочий, делегированных федеральному правительству по Конституции 1787 года, и характеризует слово сецессия. Это означает, что сецессия являлась сепаратизмом в узком смысле. Отличительными её чертами являлись изначально договорный характер взаимоотношений между штатами – бывшими колониями, получившими независимость, добровольный отказ от полномочий в пользу Союза (изначально конфедеративного), а также то, что гражданская война не являлась национально-освободительной, независимые южные штаты не создавали ни собственные нации для каждого штата, ни нацию конфедератов, считая себя продолжателями американской нации (возникшей в результате Войны за независимость), не дистанцируясь от её истории и её героев, включая отцов-основателей. Современное использование термина сецессия как общего термина, связанного с любым выходом из состава какого-либо государства, значительно отличается от той трактовки, которая существовала при его зарождении.

Законодательство[править | править код]

Законодательство США не предусматривает (но и не запрещает) сецессии штатов. Юристы сходятся во мнении, что отсутствие возможности сецессии приравнивается к запрету оной, поскольку отцы-основатели не предусмотрели право на выход штатов из США. Это не относится к неикорпорированным территориям, в частности к Пуэрто-Рико, которые не являются частью суверенной территории США и с точки зрения международного права обладают статусом зависимых территорий на уровне колоний. Следовательно, на них распространяются положения Декларации ООН о деколонизации 1960 года, и потому им достаточно соответствующего результата референдума для выхода из состава США как, например, произошло с Палау в 1994 году (хотя ассоциация с США сохранилась, но в качестве независимого государства).

Право на сецессию может признаваться правом государства, из которого происходит выход (например, Конституции СССР 1924, 1936 и 1977 годов) или не признаваться (например, Конституция СФРЮ). Во втором случае при попытках сецессии возникает правовой вопрос о применимости принципа территориальной целостности государства или права народа на самоопределение. Но международное право безусловно даёт приоритет праву на самоопределение в случае колоний.

В Великобритании и Канаде для независимости исторических частей, колониальных и зависимых территорий достаточно проведения референдума и поддержки сецессии большинством голосов. Хотя проведённые референдумы (1980, 1995, 2014) не дали положительного результата, близкая возможность обрести независимость есть у Квебека и Шотландии, где количество сторонников отделения растёт. Подобными же правами теоретически могут воспользоваться и остальные части Великобритании – Англия, Северная Ирландия и Уэльс (на основе положения британского закона о том, что ни одна часть Соединённого Королевства не может удерживаться в его составе силой).

Действующей Конституцией Российской Федерации 1993 года право на сецессию (выход из её состава) не предусмотрено[1][2][3]. Конституционный Суд РСФСР в Постановлении от 13 марта 1992 г. № 3-П сформулировал правовую позицию, согласно которой одностороннее установление субъектом федерации такого права «означало бы признание правомерности полного или частичного нарушения территориального единства суверенного федеративного государства и национального единства населяющих его народов. Любые действия, имеющие целью нарушение этого единства, наносят ущерб конституционному строю РСФСР и несовместимы с международными нормами о правах человека и правах народов»[4].

Попытки сецессии[править | править код]

В число успешных сецессий, приведших к полной (политической[5] и/или военной) победе сепаратистов и их международному признанию, входят США, Индия, Бангладеш, Эритрея, Восточный Тимор, союзные республики Чехословакии, Югославии[6], Советского Союза и Южный Судан[7].

В число неуспешных попыток сецессии – тибетский сепаратизм в КНР, Кашмир[8], Государство Катанга в Республике Конго, Биафра в Нигерии, сепаратистские движения в Бирме, бугенвильские сепаратистские движения в Папуа – Новая Гвинея, провозглашение ЧРИ в России[9] и Республика Сербская в Боснии и Герцеговине, попытка отделения Каталонии от Испании.

В число политий, односторонняя сецессия которых продолжает оспариваться на международном уровне, входят Абхазия, Республика Южная Осетия, Нагорно-Карабахская Республика, Приднестровская Молдавская Республика и Сомалиленд[10].

См. также[править | править код]

  • Национально-территориальная автономия
  • Право на самоопределение

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Сецессия – Конституционное право Российской Федерации – Яндекс. Словари Архивная копия от 23 сентября 2015 на Wayback Machine (недоступная ссылка с 14-06-2016 [1770 дней])
  2. ↑ Комментарий к Конституции Российской Федерации (под ред. В. Д. Зорькина, Л. В. Лазарева). – Эксмо, 2010 г.
  3. ↑ Конституция Российской Федерации: доктринальный комментарий (постатейный) (под ред. Ю. А. Дмитриева). – «Деловой двор», 2009 г. (289 страниц)
  4. ↑ Постановление Конституционного Суда РСФСР от 13 марта 1992 года № П-РЗ-I «по делу о проверке конституционности Декларации о государственном суверенитете Татарской ССР от 30 августа 1990 года, Закона Татарской ССР от 18 апреля 1991 года “Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Татарской ССР”, Закона Татарской ССР от 29 ноября 1991 года “О референдуме Татарской ССР”, постановления Верховного Совета Республики Татарстан от 21 февраля 1992 года “О проведении референдума Республики Татарстан по вопросу о государственном статусе Республики Татарстан”»
  5. ↑ В том числе в виде отказа центральной власти от планов по возвращению отколовшейся территории
  6. ↑ Geldenhuys, 2009, p. 38.
  7. ↑ Secession as an International Phenomenon: From America’s Civil War to Contemporary Separatist Movements
  8. ↑ Имеется в виду контролируемая Индией часть региона
  9. ↑ По итогам Первой чеченской войны самопровозглашённая республика получила контроль над заявленной территорией, а Хасавюртовские соглашения в ряде случаев расцениваются как «признание де-факто» со стороны России, однако в конечном итоге, в начале Второй чеченской войны, Россия реинтегрировала территорию региона в свой состав
  10. ↑ Geldenhuys, 2009, p. 38: «Entities whose unilateral proclamations of independent ehood are still being contested internationally include Abkhazia, South Ossetia, Nagorno Karabagh, Transdniestria and Somaliland.».

Литература[править | править код]

  • Бьюкенен А. Сецессия. Право на отделение, права человека и территориальная целостность государства М. : Рудомино, 2001. – ISBN 5-7380-0145-1
  • Deon Geldenhuys. Contested es in World Politics. – Palgrave Macmillan, 2009. – x, 295 p. – ISBN 978-0-230-23418-5. – ISBN 978-0-230-57552-3. – ISBN 978-1-349-36567-8.
Читайте также:  Улун молочный его польза и вред

Ссылки[править | править код]

  • Закон о порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР, 1990

Источник

В соответствии с современным МП изменение границ возможно лишь при наличии какого-либо из следующих трех оснований. Во-первых, при осуществлении народами и нациями права на самоопределение, когда происходит разделение либо воссоединение государства или народов, естественным следствием чего является установление новых государственных границ и (или) ликвидация прежних. Во-вторых, при обмене небольшими участками территории между сопредельными государствами. И, в-третьих, в случае территориальных изменений в отношении государства-агрессора как санкция за агрессию

Правомерные способы изменения государственной территории:

1. Возвращение незаконно отторгнутой территории

2. Отторжение территории как санкция за агрессию

3. Изменение территории в результате национально-освободительной войны

4. Обмен территориями

5. Воссоединение или отделение территории по итогам референдума

6. Создание искусственных сооружений

7. Цессия, или уступка территории: а) продажа б) дарение

8. Концессия – временная уступка территории: а) аренда б) передача во временное пользование.

В соответствии с принципом нерушимости государственных границ они не могут быть изменены произвольно в одностороннем порядке, а лишь по договоренности между сопредельными странами мирным путем в случаях: 1) территориальных уступок одного государства в пользу другого (цессия); 2) естественного изменения прохождения фарватера или отдельных участков русла пограничной реки (денудация); 3) необходимости незначительного уточнения в связи с проведением крупномасштабного строительства (тоннели, гидростанции, аэродромы, путепроводы, мосты и др.) на самой границе или вблизи нее (ректификация).

10) Приграничные конфликты: определение, классификация, причины возникновения, значение в развитии стран Европы.

События прошлого порождают разногласия в наши дни, особенно, если спорная земля представляет интерес с экономической точки зрения: обладает богатыми недрами земли или шельфа, источниками воды, выходом к морю. Часто территориальные разногласия не переходят в стадию конфликта или длятся веками в скрытом состоянии.

В отношениях между государствами различают пограничные инциденты, территориальные разногласия территориальные споры. Если объект (территория земли, участок границы) и предмет (применяемые правовые нормы) спора не совпадают, то подразумевается территориальное разногласие, а не спор. Частый случай территориального разногласия – вопрос о демаркации границ. Наличие спора подразумевает его признание сторонами. Простого заявления недостаточно для доказательства наличия спора.

Споры могут вестись по поводу принадлежности территории и по вопросу прохождения линии границы. Не сложившаяся атмосфера границы может послужить поводом для конфликтов в будущем.

При разрешении споров могут использоваться аргументы приобретательской давности (Россия не использует этот аргумент в случае захвата территории с помощью силы), эффективности владения (оккупации) – непрерывное и ненасильственное осуществление территориального верховенства хотя бы де-факто, а также обращается внимание на поведение спорящих сторон – длительность молчания может быть принята за согласие стороны и доктрину интертемпорального права – споры должны разрешаться согласно нормам права, существовавшего на момент возникновения правоотношения.

Территориальные разногласия могут носить государственный и региональный характер.Государственный уровень означает ведение переговоров, а региональный – существование недовольства в определенных общественных кругах, чаще всего представляющих интересы жителей приграничных областей.

Причины возникновения конфликтов:

· По этническим причинам

· После этнического разделения территорий по линии фронта

· Как предвестник войны. Стычки указывают на «перегрев» ситуации.

· Как наследие колониального периода

· По религиозным причинам

· По экономическим причинам

· в результате незавершенности и/или несовершенства демаркации/делимитации границ и определения статуса территорий, а также в результате разных трактовок и разного отношения к положениям договоров и к самой границе

11) Охарактеризовать один территориальный приграничный спор по плану: причины возникновения, цели сторон, методы борьбы, аргументы, современное состояние, перспективы развития. Великобритания-Испания

Один из источников спора – отсутствие соответствующих определений того, что на самом деле уступила Великобритания Испании. Утрехтский договор не содержит какую-либо карту или конкретное описание территорий владения Британской короны, так что Статья X является предметом различных интерпретаций с каждой стороны. Согласно статье Х Утрехтского договора, Великобритания владеет городом и замком Гибралтар вместе с портом, укреплениями и фортами.

Испания не признает британского суверенитета над Гибралтаром, так как они считают, что единственная часть, которая принадлежит Великобритании, это укрепленный периметр города, а остальные территории не принадлежат Великобритании. Таким образом, договор не распространяется на любую часть перешейка. Испания считает, что эта область была оккупирована Великобританией с XIX века (1815) и так же, что «оккупация перешейка [Соединенным Королевством] является незаконной и противоречит принципам международного права».

Британия из вежливости уведомила Испанию, что они намерены строить казармы на перешейке в 1815 году, во время эпидемии желтой лихорадки, и здания остались после этого. Аэропорт был построен в 1938 году, в то время как в Испании шла гражданская война.

Ссылаясь на текущую демаркацию, в испанской официальной терминологии всегда используется слово «заграждение» («verja» на испанском языке) вместо «граница» или «границы», так как она не признает возможность наличия границы там, где Испания считает территорию своей. Исторически, однако, это часто упоминается как «Frontier», даже во время Франко так писали в официальных документах.

Соединенное Королевство опирается на то, что оно владеет территорией южной части перешейка де-факто, и на то, что имело место «непрерывное владение перешейком в течение длительного периода».

2 декабря 1987 года, в рамках совместной британо-испанской декларации об использовании аэропорта, а также в нескольких актах ЕС, Великобритания признала, что Испания оспаривает суверенитет перешейка, хотя они отвергают основу для этого спора.

Правительство Гибралтара отвергает аргумент Испании в полном объеме. Оно указывает, что по Утрехтскому договору управляет «городом и замком Гибралтара, вместе с портом, укреплениями и фортами», а раз были такие «фортификации и форты» по линии нынешних границ (Башня Дьявола, Эль Молино), то это эта область была включена во владение.

Кроме того, по их мнению, обычной международной практикой в то время было то, что все территориальные уступки включены с учетом расширенной окружающей площадью, эквивалентной длине двух пушечных выстрелов. Задолго до того, как Севильский договор был заключен между Великобританией, Францией и Испанией в 1729 году, спор о том, насколько далеко от Гибралтара на север распространяется «несомненное право» Великобритании. В итоге было принято считать, что оно распространяется на расстояние двух пушечных выстрелов между британскими и испанскими фортификациями, и эта территория рассматривалась в качестве «нейтральной территории».

На практике, земля не является в настоящее время неотъемлемой частью территории Гибралтара, с одной стороны, а с другой – на испанской стороне больше нет никаких признаков границы «нейтральной территории», так как она осваивается и застраивается.

Карты показывают эволюцию британской оккупации на перешейке, а также расположение двух элементов, которые, в соответствии с решением гибралтарского правительства, входят в список фортов, переданных по Утрехтскому договору (Торре-дель-Дьябло, Башня Дьявола, и Молино).

На практике спорный участок начинается на границе/заграждении и «нейтральной земле» на севере, которая ныне включена в территорию города Ла-Линеа, а на юге является неотъемлемой частью Гибралтара.

12) Система АТД Германии: возникновение, особенности, принципы.

Под АТД обычно понимается соб-ственно политико-административная карта государства, представляющая собой совокупность администра-тивных единиц. Возникновение: после объединения Германии правители некогда независимых германских государств сохранили свою власть и повиновались только императору – королю Пруссии. Так что в Германии не было единой системы административно-территориального деления. Насчитывалось четыре полуавтономных королевства – Пруссия, Саксония, Бавария и Вюртемберг. Сохранили свою власть также правительства «вольных ганзейских городов» – Гамбурга, Любека, Бремена. Помимо этого, существовали Великие герцогства с великими герцогами и княжества. В отдельную территорию выделялась «Имперская земля» Эльзас-Лотарингия. Характерная особенность административно-территориального деления Германии-сохранение феодальных границ немецких государств(Баварского, Гессенского, Баденского герцогства), которые существовали до объединения страны 1871 года. Деление Германии стало более удобным и менее громоздким. Сегодня существует только 16 земель вместо 14 земель и 11 провинций, существовавших до 1930 года. К значительным переменам административно-территориального деления Германии привел период одновременного существования двух государств, тогда связи между западом и востоком нарушились, а внутри 2 частей наоборот активизировались. До сегодняшнего дня сохранилась земля Бавария (Мюнхен зимой), которая наследует основную часть государства с одноименным названием. В настоящее время АТД представляет собой разделение территории государства или субъектов государства на части, с образованием в них органов управления и государственной власти. АТД Германии подразумевает деление государственной территории на районы, области, дистрикты, департаменты и провинции. АТД Германии является четырехзвенным. АТД Германии включает 16 земель: Бава-рия,Берлин,Бранденбург,Гамбург,Гессен,Мекленбург-Предпомерания,Нижняя Саксония,Баден-ВюрттембергСеверный,Рейн-Вестфалия,Бремен,Саар,Саксония,Саксония-Ангалы, Рейнланд-Пфальц,Шлезвиг-Гальштейн,Тюрингия. Важным примером переустройства АТД является то, что раздел страны на ГДР и ФРГ после Второй мировой войны сопровождался созданием новой политико-административной карты ГДР. Новое государство использовало более мелкую сетку АТД, отказавшись от земельного деления и введя деление на 15 округов, созданных по демографическому признаку.

Читайте также:  Польза черной глины для кожи

13) Система автономных регионов/территорий в странах Европы: принципы выделения, проблемы развития, проблемы сепаратизма.

Определение сепаратизм включает в себя как движение за отделение части территории от государства и получение полной независимости, так и получение широкой автономии (сецессионизм и автономизм).Движения в этом списке отвечают следующим критериям:

-Они являются действующими движениями с активными участниками.

-Они требуют предоставления широкой автономии или самоопределение для географического региона.

Для каждого региона перечислен один или несколько пунктов:

-Де-факто государство: регион со спорным международно-правовым статусом, фактически имеющий независимость; государство с ограниченным дипломатическим признанием.

-Предложенное государство: движение за создание нового государства путём отделения части территории от существующего государства и создание нового независимого суверенного государства.

-Предложенная автономия: движение за предоставление региону широкой автономии в составе государства, а не полной независимости.

-Правительство в изгнании: правительство, находящееся за пределами региона, на территории которого провозглашает себя законной властью.

-Политические партии: партии, поддерживающие предоставление региону независимости или автономии.

-Военные (террористические) организации: военные формирования, не являющиеся частью государственных сил.

-Поддерживающие группы: не военные и не политические объединения сепаратистов.

Некоторые политические партии в странах Европейского Союза, представляющие интересы национальных меньшинств и/или добивающиеся автономии или суверенитета для своего региона входят в Европейский свободный альянс. В некоторых случаях группа стремится к воссоединению с соседней страной (ирредентизм).

14) Система АТД Великобритании: возникновение, особенности, принципы.

Современная административная система сложилась в результате последовательных реформ, берущих своё начало с законодательных актов 1965 и 1974 годов.

Вся территория страны разделена на 9 регионов и 48 церемониальных графств. Церемониальные графства делятся на территории с двухуровневой (графства и районы) и одноуровневой администрацией (унитарные образования). Наконец, на последнем уровне находятся общины.

Регионы – административно-территориальные единицы верхнего уровня в Англии. Каждый регион включает одну или несколько единиц уровня графств. Деление на регионы было введено в 1994 г. правительством Джона Мейджора. Список:

Большой Лондон

Юго-Восточная Англия

Юго-Западная Англия

Западный Мидленд

Северо-Западная Англия

Северо-Восточная Англия

Йоркшир и Хамбер

Восточный Мидленд

Восточная Англия

Церемониальные графства – обиходное название британских наместничеств на территории Англии (официально это название нигде не закреплено). Наместничество – это территория, для которой назначается лорд-наместникпочётный представитель британского монарха. Церемониальные графства не выполняют административных функций. Однако число и границы этих графств достаточно стабильны и поэтому этот уровень часто используется для географической привязки (а сами графства могут называтьсягеографическими, например, при определении границ избирательных округов. В настоящее время в Англии насчитывается 48 церемониальных графств. Хотя границы церемониальных графств практически всегда проходят по границам регионов, есть и некоторые несовпадения.

Админстративные графства делятся на несколько типов, в зависимости от преобладающего типа поселений (только городские или нет) и от наличия дальнейшего делениия на районы (с двухуровневой (графства и районы) и одноуровневой администрацией (унитарные образования). На основе соотношения этих параметров выделяются четыре типа единиц уровня графства:

6 городов-графств – преимущественно городские территории без собственных органов власти, большинство полномочий делегировано районным советам;

27 сельских графств – двухуровневые территории, имеющие органы власти как на уровне графства, так и на районном уровне;

56 унитарных образований – территории с одноуровневой администрацией, совмещающей в себе администрацию графства и района;

в том числе острова Силли – особое унитарное образование, часть полномочий делящее с УО Корнуолла;

Большой Лондон – особое образование, делящееся на 32 района Лондона (баро) и Лондонский Сити (является отдельным церемониальным графством).

На районном уровне Англия делится на 326 административных единиц следующих типов:

68 городских районов (муниципальные/метропольные районы);

32 района Лондона (англ. London borough);

36 районов других городов-графств (англ. Metropolitan borough);

201 (сельский) район (англ. Non-metropolitan district);

Лондонский Сити;

56 унитарных образований (унитарные единицы, УО), которые одновременно являются и графствами.

Кроме того некоторые районы (как городские, так и нет) могут иметь следующие почётные статусы:

сити (англ. city) – в Англии 50;

королевское боро (англ. royal borough) – 3;

боро (англ. borough) – около 190.

Значительная часть районов и унитарных образований Англии поделено на общины (англ. Civil parish, букв. «административный приход») – самый низший уровень административного деления. По данным на декабрь 2009 года в Англии существовало 10473 общины и их число постепенно увеличивается.

Общины охватывают лишь 35 % населения, из-за того что большая часть городов (где сосредоточено большинство населения Англии) не имеет общинного деления. В частности ни одной общины нет в Большом Лондоне, хотя с 2008 года такая возможность официально существует.

По решению общинного совета община может именоваться town (город), village (деревня), neighbourhood (округа, квартал) или (община). Кроме того, несколько общин имеют статус большого города (сити, city), дарованный королём Великобритании.

15) Система АТД Франции: возникновение, особенности, принципы.

Административное деление Франции -это институционная и административная география Франции.

На 1 января 2012 года территория Франции, включающая метрополию (территорию на континенте) и заморские владения Франции, подразделена на следующие, иерархически подчинённые части:

27 регионов, из них 5 заморских;

101 департамент, из них 5 заморских;

342 округа;

4055 кантонов;

36 766 коммун;

три самые крупные французские коммуны – Париж, Марсель и Лион, в свою очередь, разделены на 45муниципальных или городских округов: Париж имеет 20, Марсель 16, а Лион 9.

Некоторые коммуны объединяются в государственные учреждения межкоммунного сотрудничества для взаимодействия по вопросам транспорта, территориального планирования и проч.

Заморские владения Франции также имеют своё административное деление.

Источник