В первой половине 19 века повинность крепостных крестьян в пользу помещика называлась

В первой половине 19 века повинность крепостных крестьян в пользу помещика называлась thumbnail

В первой половине 19 века повинность крепостных крестьян в пользу помещика называлась

6

2 ответа:

В первой половине 19 века повинность крепостных крестьян в пользу помещика называлась

0

0

Хм…так я думаю что это барщина)

В первой половине 19 века повинность крепостных крестьян в пользу помещика называлась

0

0

Повинность крепостных крестьян в пользу помещика называлась Барщина.

Читайте также

В первой половине 19 века повинность крепостных крестьян в пользу помещика называлась

В Османской империи.
Янычары – военное сословие Османской империи. К службе их готовили с раннего детства. Дисциплинированные, абсолютно преданные султану, они жили войной.

В первой половине 19 века повинность крепостных крестьян в пользу помещика называлась

Нельзя выделить один какой-то стиль, поскольку строительство велось не один год и даже век. Так архитектуру раннего периода строительства Санк-Петербурга условно называют «барокко первой трети 18 века». Для неё характерна ярко выраженная декоративность (Кунсткамера и здание Двенадцати коллегий). Более поздние памятники архитектуры относят к русскому барокко середины 18 века. Лучшими примерами этого стиля являются произведения Растрелли — Зимний дворец, Смольный монастырь, дворцы Строганова и Воронцова, а также Никольский собор архитектора Чевакинского. В 1760-х годах стиль барокко вытесняется классицизмом. В конце 18 века наступает период строгого классицизма . В самом конце 19 века в архитектуре формируется стиль, получивший название «модерн». Примерами этого архитектурного направления являются дом купца Елисеева и здание компании «Зингер» на Невском проспекте, Царскосельский вокзал и др. В противовес этому направлению ряд зодчих возводит здания, в которых возрождает приемы русского классицизма и итальянского Возрождения. Это течение, получившее название «неоклассицизма», представлено работами М. Лялевича, В. А. Щуко, А. Белогруда, И. А. Фомина. Это что касается Санкт-Петербурга. Архитектура Москвы так же представляет собой смешение стилей и разнообразие форм.

В первой половине 19 века повинность крепостных крестьян в пользу помещика называлась

Я давно хотел побывать в Афинах, так как слышал о фантастической красоте этого города. Для того, чтобы попасть в Афины через море нужно заплыть в порт Пирей, расположенный в 5-6 км от Афин. С обеих сторон дороги, соединяющей Афины с Пиреем, я увидел возведенные на случай войны Длинные стены. В Пирее я заметил две военные и одну торговую гавань.

Наш корабль прибыл в торговую гавань Пирея. Здесь я встретил много торговцев и купцов, которые торговали различными товарами из разных стран. Из Египта привозили льняные ткани и папирус, из других областей Африки – слоновую кость, из причерноморских колоний – зерно, соленую рыбу и рабов.

Жадные до новостей афиняне кинулись и нашему кораблю с вопросом: «Что нового?». Узнавали о ценах на хлеб и другие товары. Раскрыв рот, слушали рассказы о дальних странах, о встречах с пиратами и морскими чудовищ

Попадая в сами Афины, идешь вместе с потоком людей на рынок и главную площадь – Агору. Кроме рынка, в другой части Агоры на холме находился обнесенный колоннами храм бога-кузнеца Гефеста.

Но, больше всего мне в глаза бросился Акрополь – холм с крутыми и обрывистыми склонами. Его вершину украшала бронзовая статуя Афины, которую создал гениальный скульптор Фидий. Еще подплывая к Пирею, все на нашем корабле заметили, как блестят на солнце ее позолоченные шлем и наконечник копья. Лишь одна дорога вела на Акрополь. По пути я увидел они справа на уступе скалы небольшой храм. Это был храм богини победы Ники.

Далее передо мной открылся вид на храм богини Афины – Парфенон. Это самое прекрасное творение греческих строителей! Парфенон, сооруженный из мрамора, окруженный колоннами, вызывал восхищение. Его фронтоны заполняли статуи. На одном фронтоне я увидел спор Афины и Посейдона за власть над Аттикой, на другом – рождение Афины из головы Зевса.

Внутри Парфенона я увидел статую той же богини работы Фидия. Основа статуи была деревянная; одежда, щит и шлем сделаны из сверкающего золота; лицо, шея и руки покрыты тонкими пластинками из слоновой кости цвета человеческого тела.

Посещение Афинской Агоры и Акрополя произвело на меня неизгладимое впечатление.

В первой половине 19 века повинность крепостных крестьян в пользу помещика называлась

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ И ДЕЙСТВИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ СЕЛЕВЫХ ПОТОКАХ И ОПОЛЗНЯХ

В первой половине 19 века повинность крепостных крестьян в пользу помещика называлась

Собор Василия Блаженного , т.к. он строился в Москве при Иване Грозном и царь после постройки приказал выколоть глаза мастерам делавшем этот собор что бы они не построили такой же или ещё более красивый

Источник

Зависимых людей в усадьбах помещика было много. Каждый из них выполнял возложенные на него обязательства. Самыми многочисленными жильцами в поместье были крестьяне. Повинности крепостных крестьян были обширны: строительные работы, подати натуральными продуктами, работа на фабриках и заводах, переезд с хозяевами на новые места и т.д.

Перечислите повинности и виды оброка крепостных крестьян

Крепостные крестьяне выполняли следующие виды повинностей:

барщина;

оброк

натуральный;

денежный;

другие обязательства.

Крестьяне должны были отдавать часть выращенных продуктов помещику, а так же работать на его полях. Позже повинности перевели на деньги. Феодалу было удобно: он получал доход в удобной форме, а отданные крестьянами продукты часто были плохого качества.

Величина оброка за землю зависела от надела крестьянина. Позже он приобретал форму постоянного денежного платежа. Обесценивание денег было выгодно крестьянам. Однако тяжелее оказывался натуральный оброк – он платился различными продуктами. Помещики все время придумывали новые поводы для собирания натурального оброка: хлеб на Рождество, яйца на Пасху и т.п. Иногда денежный оброк заменялся натуральным. Выплачивалась часть урожая: десятый сноп, девятое ведро винограда и т.д. При такой повинности крестьянину запрещалось убирать с поля сжатые снопы, пока приказчик не укажет размер оброка. Часто урожай портился от дождя или ветра. Развитие товара-денежных отношений улучшило положение крестьян – они могли откупаться деньгами. Однако право выбора формы уплаты оброка выбирал помещик.

Барщина – работа на земле феодалов. Сильная эксплуатация крепостных приводила к угнетению крестьянских хозяйств. Крестьянам не оставалось времени хорошо обрабатывать свои наделы. Другим феодалам, наоборот, барщины была не выгодна. Крестьяне плохо работали на чужих землях, так как не заинтересованы были в результате труда. На помещика ложились обязательства кормления в дни отработки крепостных. В некоторые дни работники съедали больше, чем наработали.

Замена барщины деньгами стала выгодна обеим сторонам. Конечно к этому подходили постепенно. Вначале ограничили количество отрабатываемых дней (3-4 дня в неделю). За пропущенные дни полагался штраф – начало формирование тарифов за различные работы. Со временем крестьянам стало выгоднее выплачивать штрафы, чем тяжело работать на помещика. Так барщина заменилась денежным оброком.

Читайте также:  Залог в пользу продавца не возникает что значит

Как и с натуральным оброком, выбор между барщиной и деньгами делал помещик. Позже откупаться стали не индивидуально, а коллективно – целыми селами. Один год феодал мог согласиться на денежный оброк, но во второй ему может потребоваться рабочая сила.

Откупиться могли зажиточные крестьяне, малоземельным это было не под силу. Их часто использовали для уборки урожая, в сенокос, когда нужно было много работников. Поэтому только часть ручных работ заменялась деньгами.

В некоторых Европейских странах барщина исчезла совсем (Фландрия, селения Шампани, Орлеан). В других сохранили общественные работы и сторожевую службу. В Германии в конце XIII века началась сильная раздробленность феодальных земель. Помещик уже не имел больших наделов, рабочая сила ему была не нужна, и он предпочитал денежные выплаты. Барщину крестьяне отрабатывали несколько дней в году.

Под другими обязательствами понимали повинности личного характера. Население часто называла их «дурными обычаями». Это были пережитки рабовладельческого строя. В первую очередь это поголовные платежи: сборы со двора, с дыма, раскладочный сбор и т.п.

Помещик имел право на все имущество крепостного. После его смерти он мог все забрать себе. Все, чем обладал крестьянин, было только в пожизненном пользовании, исключая любое распоряжение. Позже за любой переход земли помещик получал определенные денежные взносы. Аналогичная ситуация была и с движимым имуществом. Но позже помещику стали отдавать лучшую корову, рой пчел и т.д.

Кроме имущества крепостного феодал имел право на его жену – право первой ночи. В последующие столетия это право заменилось на одобрение помещиком заключения брака среди крепостных, который сопровождался внесением денежных средств в пользу помещика.

Крепостные крестьяне обязаны были молоть зерно на мельнице помещика, использовать пресса хозяина, печь хлеб в его печах и т.д. За все это так же бралась немалая для невольных людей плата. При посещении помещиком определенной поселения крестьян, последние должны были кормить хозяина с сопровождающими его людьми. Многие помещики кормились подобным образом целый год.

Источник

Первая половина XIX века ознаменовала начало модернизации и преобразования крепостного права и соответственно изменения правового положения крестьян в Российской Империи, вызванного как политическими так экономическими мотивами государства.

Категории крестьян в России

С утверждением и окончательным оформлением в XVIII веке крепостного права в Российской империи самое большое сословие – крестьянство попало в экономическую и правовую зависимость от помещиков и отчасти государства. Фактически по состоянию на начало XIX века крестьяне Империи практически не имели никаких прав, могли быть проданы от одного помещика к другому, в их отношении могли применяться телесные наказания и различные штрафы, а возможность перехода к иному хозяину (Юрьев день) была вовсе отменена. При этом всё крестьянство в Империи делилось на 2 основные группы, каждая из которых имела собственные права и обязанности:

  • Самая многочисленная группа крестьян – частновладельческие, принадлежащие определённому помещику хозяину. Именно положение данной категории сословия, составлявшего 85% от численности всего крестьянства, оставалось самым тяжёлым вплоть до манифеста об отмене крепостного права (19 февраля 1861 года);

  • Государственные и фабричные крестьяне, состоявшие в фактической собственности государства или приписанные к государственным фабрикам и заводам. Их положение было несравненно легче, так как в отношении этой категории устанавливались определённые правила и обязанности самим государством, а не прихотью помещика.

Однако с течением времени вплоть до середины XIX века и манифеста от 19 февраля 1861 года положение крестьянства улучшалось от фактически рабского до полусвободного сословия, обладающего даже некоторыми определёнными привилегиями.

Политические и гражданские права крестьян

В начале XIX века значительные изменения произошли в гражданских правах крестьянского сословия. Принятие в 1803 году указа «О вольных хлебопашцах» разрешало помещикам заключать соглашения со своими крестьянами о предоставлении фактической свободы и наделов с землёй за денежный или иной выкуп. Это означало предоставление крестьянам хоть и призрачной, но возможности на обретение статуса вольного хлебопашца, то есть фактической свободы, хоть и за денежный выкуп.

Основы для получения свободы впоследствии нашли своё трактование в манифесте об отмене крепостного права, по указу же 1803 года свободу и наделы земли получили 47 тысяч душ мужского пола. Вместе с семьями эта цифра составила порядка 150 тысяч крестьян. В 1827 году был издан закон, который вовсе запрещал продажу безземельных крестьян от одного помещику другому. Тем самым этот законодательный акт облегчал положение крестьянства.

В сфере политического устройства это сословие фактически не имело никаких прав. Крестьяне не могли повлиять не только на общегосударственные дела путём, к примеру, выборов, но и на местном уровне в советах уездов или губерний крестьяне имели критическое меньшинство, состоящее преимущественно из зажиточных свободных крестьян, или вовсе не были представлены. Центральное правительство не допускало никакой возможности для предоставления политических прав низшему сословию, не без оснований опасаясь справедливых требований относительно земли и свободы со стороны этой группы населения.

Экономические возможности крестьянства в первой половине XIX века

В первой половине XIX века экономические возможности низшего сословия были достаточно скромны и выражались в нескольких аспектах:

  • Крестьянам выдавалось разрешение на реализацию излишков собственной продукции, которая не подпадала под оброк, на местных или региональных ярмарках;

  • Также они могли осуществлять торговлю внутри городов при получении специального разрешения с местными купцами, а также государственными предприятиями по определенным законом ценам;

  • Оставлять в своей собственности промышленные и сельскохозяйственные товары и изделия, приобретённые на собственные средства и передавать их по наследству в отрыве от обязательства перед помещиком.

При этом существовали и некоторые привилегии крестьян в первой половине XIX века, которые выражались в:

  • Разрешении приобретать недвижимость вследствие принятия закона от 1848 года;

  • дозволялось выкупаться целыми населёнными пунктами (сёлами, деревнями) в случае продажи имущества помещика с торгов вследствие разорения;

  • Разрешалось обращаться в суд в случае нарушения собственных прав или в иные государственные учреждения.

Государственные реформы в отношении крестьянства

Государством постоянно предпринимались шаги для изменения устоявшего положения крепостного права в отношении помещичьих крестьян. Реформы по изменению статуса данного сословия проводились преимущественно в Прибалтике и Царстве польском, которые входили в состав Российской империи.

Читайте также:  Польза гречневой шелухи для огорода

В отношении этой категории в 1848 году вводится правило аренды земель у помещика, так как ещё в 1807 году крестьянам Царства польского была предоставлена личная свобода без земель Наполеоном Бонапартом, а впоследствии Русскими властями это правило отменено не было. Аналогичные правила в 1816–1819 годах были введены в отношении данного сословия Прибалтийских областей империи. В отношении русского крестьянства вплоть до 1861 года кардинальных изменений правового статуса не происходило, соответственно правовое положение помещичьих крестьян сохранялось на уровне полусвободных граждан Российской Империи, не имеющих базовых прав.

Положение крестьян к середине XIX века

В итоге положение крестьянства к середине XIX века хоть и претерпело небольшие изменения, они наделялись определёнными правами и даже некоторыми привилегиями, но в целом сохранило основные черты крепостного права в худшем его проявлении. Крестьяне фактически не могли получить базовое образование (кроме церковно-приходских школ с 3 годами обучения), не могли отправлять правосудие и рассчитывать на справедливый суд при споре с помещиком.

Также данная категория была ограничена налогами и сборами в пользу помещика в своей экономической деятельности, лишь немногие представители могли позволить заплатить за себя и собственную семью и получить личную свободу вместе с земельным наделом. Тем самым, до принятия манифеста об отмене крепостного права положение крестьянского сословия за прошедшие 50 лет вплоть до середины XIX века кардинальным образом не изменилось.

Источник

Очень много разговоров о крепостном праве-но почти никто не понимает сути этого явления.Ведь по закону-да и по сути крестьяне крепились к земле,а не к помещику.Зависимость от помещика при крепостном праве выражалась в отработки «барщины»-это три  дня в неделю согласно Манифест о трёхдневной барщине от 5 апреля 1797 года — законодательный акт российского императора Павла I, впервые со времени появления в России крепостного права юридически ограничивший использование крестьянского труда в пользу двора, государства и помещиков тремя днями в течение каждой недели и запрещавший принуждать крестьян к работе в воскресные дни. Манифест имел одновременно религиозное и социальное значение, поскольку запретил привлекать зависимых крестьян к работе в воскресенье (этот день предоставлялся им для отдыха и посещения церкви) и способствовал развитию самостоятельных крестьянских хозяйств. Манифест специально устанавливал, что оставшиеся три рабочих дня предназначались для работы крестьян в собственных интересах.                                                                                                                                                   

 Вопреки устоявшемуся мнению, крепостные крестьяне Российской империи помимо обязанностей имели ещё и определённые права. И хотя помещики частенько пренебрегали ими, зависимый люд всё же мог пожаловаться на хозяев в соответствующие инстанции и при благоприятном стечении обстоятельств рассчитывать на торжество справедливости.И по Закону помещик не мог убивать и продавать крепостных БЕЗ ЗЕМЛИ-точнее наоборот-он могпродавать принадлежащую ему землю с ПРЕКРЕПЛЁННЫМИ к ной крестьянами .Да и само Крепостное право или «закрепощение» (прикрепление к земле) крестьян в России складывалось постепенно, на протяжении более двух столетий и какого-либо единого «закона о крепостных» не существовало.

Закрепощение крестьян началось с ограничения в 1497 году их права перехода от одного землевладельца к другому, а завершилось податной реформой Петра I 1718-1724 годов, окончательно прикрепившей крестьян к земле.

По сути своей, крепостное право было следствием специфики землевладения в России: аристократия получала в собственность землю за успешное исполнение воинской повинности. Крестьяне были обязаны работать на аристократа-помещика, выполняя трудовую повинность на его землях (оброк и барщина).-но не более 3х дней в неделю.

Какие права были у крепостных?

Крепостной крестьянин, в отличие от раба, сам представлял себя в суде, отвечая за свои преступления. Крепостной обладал правами частной собственности (имел своё хозяйство) и полным правом вступать в брак и заводить семью, их дети были законны и наследовали имущество, но рождались крепостными.

До 1765-го крестьяне могли жаловаться на помещиков лично государю (позже только через местные власти). Так называемые государственные крестьяне — крепостные, трудящиеся на землях, принадлежащих императорской казне, не подчинялись помещикам. Соборное уложение 1649 года лишило крестьян последней возможности получить свободу, так как давало помещикам право разыскивать «беглых» бессрочно.

Позже, уже в конце XVII века появилась практика продажи, обмена или дарения крепостных стали обычным делом, у государства не было ни необходимости, ни желания ей препятствовать.

В 1721 г. Петр I в одном из своих указов осудил продажу людей «яко скотов» и распорядился «оную продажу пресечь; а ежели невозможно того будет пресечь, то бы хотя по нужде продавали целыми фамилиями». Увы, но в этой ситуации распоряжение государя не имело результата: по-прежнему крепостных продавали, дарили, меняли…

Тем не менее, законодательство защищало крепостных от чрезмерной жестокости помещика и привлекало их к ответственности за убийства и изувечение крестьян.

Печально знаменитая Салтычиха (Дарья Николаевна Салтыкова) была приговорена к пожизненному заключению в монастыре за убийства десятков крепостных, капитан Иван Турбин за убийство беглой крестьянской девушки был отправлен на каторгу — примеров действительно много.

Но, к сожалению, крепостным постоянно доводилось терпеть суровые наказания в виде порки и избиений. Более того, с 1760 года помещики получили право ссылать крестьян в Сибирь, а с 1765 года — на каторгу. Ситуация несколько улучшилась в XIX веке. С подписанием в 1803 году Александром I Указа о вольных хлебопашцах крестьяне получили право выкупиться из крепости и купить землю.

В трудные времена, закон обязывал помещиков поддерживать своих крестьян. Помещикам было выгодно поощрять предпринимательскую деятельность крепостных: чем богаче становился крестьянин, тем больший оброк он платил своему барину. Поэтому помещики давали крепостным ссуды, отпускали на промысел. Некоторые крестьяне становились весьма богатыми людьми.

Можно ли отождествлять рабство и крепостное право?

Отвечаю на этот вопрос- 100% НЕЛЬЗЯ.Объединяющим фактором являлся факт ограничения свободы человека.

Но жизнь крестьянина существенно отличалась от жизни раба: он имел права и некоторую свободу выбора, пусть и ограниченную.

Тем не менее, нельзя не упомянуть факт существования самого настоящего рабства в истории нашей страны, которое носило название «холопства». Существовала эта категория несвободного населения в период с X-XI веков в Киевской Руси, и отменено холопство было лишь при Петре I. В заключение, стоит сказать, что сравнение крепостного права и рабства проблематично, поскольку крепостничество (на примере России) не было однородным явлением, оно постоянно видоизменялось, в отличие от рабства в классическом его понимании.

Фактически, можно увидеть тенденцию вытеснению института рабства крепостным правом, на примере отечественной и европейской.

Читайте также:  Сибирское здоровье продукция польза или вред

Нормативные акты

Первым нормативным актом регламентировавшим отношения между помещиками и крепостными крестьянами, было Соборное уложение, принятое в 1649 году Земским собором. Несмотря на то, что в статьях этого свода законов отчётливо прослеживалась низкая степень правовой защищённости крестьян по сравнению с землевладельцами, он признавал некоторые неправомерные действия феодалов преступлениями, за которые полагалось наказание.

Помещик, несмотря на своё главенствующее положение, должен был придерживаться ряда правил.

Согласно тексту 94 статьи X главы Уложения каждый зависимый человек обладал гражданским правом, защищавшим его личность от бесчестия. Каждый помещик, в случае нарушении этой нормы, то есть за оскорбление крепостного был обязан выплатить потерпевшему штраф в размере 1 рубля. К слову величина этой выплаты была смехотворной по сравнению с теми суммами, которыми феодалы откупались за унижение людей из других более привилегированных сословий, нежели крестьянство.

Создатели Соборного уложения не упустили из виду и ответственность помещиков за убийство прикреплённых к их владениям людей. В 71 статье XXI главы зафиксировано, что при непреднамеренном лишении жизни крестьянина, хозяин мог подвергнуться тюремному заключению. В случае непредумышленного убийства чужого крестьянина, феодал был обязан восполнить потерю, отдав его владельцу своего лучшего крепостного вместе со всем его имуществом и семьёй, выплатить все задолженности убитого, и быть привлеченным к уголовной ответственности за преступление.

Если же убийство крестьянина признавалось намеренным, то землевладельцу грозила смертная казнь.

Гуманистически настроенная Елизавета Петровна наложила мораторий на смертную казнь, и как следствие дворян-крестьяноубийц после осуждения клеймили и отправляли на каторгу. Позже Екатерина II поручила заниматься крестьянскими делами специально уполномоченному органу, наказав генерал-губернаторам строго следить за наказанием помещиков-самодуров.

При Александре I в 1817 году появился указ, по которому землевладельцы, уличённые в превышении своих властных полномочий над крестьянами, предавались суду, а их имения переходили под опеку государственной казны. В период с 1834 по 1845 годы по этому закону к суду было привлечено 2838 помещика, из которых 630 человек получили реальные сроки заключения.

Права крепостных

По мнению историка Бориса Миронова, крепостные крестьяне имели не только юридическое право пожаловаться на неправомерные действия помещика, но и активно пользовались этой возможностью.

Крестьяне могли поодиночке или коллективно восстать против барина и написать челобитную о его жестоком обращении с ними, которая становилась основанием для инициирования расследования. Зависимые люди могли выступать истцами и свидетелями на судебных заседаниях, и давать показания против помещиков. И, несмотря на то, что судьи, всячески пытались смягчить приговор обвиняемым представителям высших сословий, далеко не всем хозяевам удавалось избежать законного наказания. Согласно статистике к середине XIX в. число убийств крестьян, совершённых землевладельцами, практически сошло на нет, хотя в прежние времена наблюдалось довольно часто.

С разрешения барина предприимчивые крепостные могли беспрепятственно заниматься развитием собственного дела, выплачивая хозяину оговорённый процент с дохода. Встав прочно на ноги, эти люди, уже сами становились владельцами крепостных крестьян, а позже с согласия помещика могли выкупиться и перейти в более высокое сословие.

С конца XVIII века ограничения на деятельность крепостных снялись, а в начале XIX века им разрешили открывать лавки, заниматься торговлей (сначала розничной, а потом и оптовой) и устраивать мануфактуры.

В России появилась особая группа торгующих крестьян, многие из которых разбогатели и стали миллионерами. Они откупались от помещиков, переходили в другие сословия и часто давали стране целые династии купцов, предпринимателей и меценатов.

Немецкий автор Адольф Цандо, в своей книге «Состояние дел в России в 1850 году» писал, что в стране многие крепостные имеют «большие доходы», и среди крепостных Шереметьева, Воронцова-Дашкова, графа Уварова есть «немало фабрикантов», людей, владевших магазинами, фруктовыми лавками. Многие были миллионерами, а уж встретить «капитал в сто тысяч рублей можно было часто

Среди подобных личностей можно назвать бывшего крепостного графа Шереметева, Петра Гарелина, который, получив свободу, основал ситцевую фабрику и стал владельцем села Спасское с сотнями зависимых крестьян.

Савва Васильевич Морозов тоже был крепостным крестьянином помещика Рюмина, «пастухом, извозчиком, ткачом-рабочим, ткачом-кустарем, который пешком ходил в Москву продавать свой товар скупщикам, затем владельцем мелкого заведения — раздаточной конторы — фабрики»[1]. В 1797 году Морозов открыл собственную шелкоткацкую мастерскую. К 1811 году в его мастерской работало уже 10 станков, которые обслуживались 20 наёмными работниками. В год они выделывали до 200 кусков шелкового товара на общую сумму 1,2 тысячи рублей[2]. К 1821 году Савва Васильевич выкупился из крепостной зависимости вместе с сыновьями Елисеем, Захаром, Абрамом, Иваном и Тимофеем за огромную по тем временам сумму — 17 тысяч рублей ассигнациями.

 Сын крепостного -крепостной Никита Демидович Антуфьев работал среди тульских оружейников и был искусным мастером. Его знания отметил Пётр I и отправил кузнеца на Урал для строительства металлоплавильного производства — стране было нужно оружие.

Количество заводов и оружейных мастерских на Урале росло, с ними росло богатство семьи Демидовых, получивших фамилию по имени крепостного деда. Попасть в список богатейших людей Никите Демидовичу помешала безграмотность. В XIX веке род Демидовых отошёл от предпринимательства и влился в ряды европейской аристократии.

Пётр Елисеев был крепостным графа Николая Шереметева, занимался огородничеством, к 36 годам сумел сколотить небольшое состояние. Как пишет историк Алла Краско, обрести свободу и богатство ему помог счастливый случай: в 1812 году граф устраивал рождественский вечер, и гости были изумлены, когда им подали свежую землянику.

Удивленный граф пообещал выполнить любую просьбу садовника, и Елисеев попросил вольную для себя и близких. Тот час же перебравшись в Петербург, он занялся мелочной торговлей, к осени открыл лавку, где стал продавать вина, фрукты, чай, кофе, и вскоре записался в купцы.

Дальше — больше: начал сам поставлять в Россию мадеру, херес, бордо и деликатесы. Торговля росла, пришлось прикупить склады, дом для специального магазина колониальных товаров. После смерти купца дело продолжили браться и сыновья. Они учредили «Торговый дом «Братья Елисеевы» с капиталом в 8 000 000 рублей, который вскоре стал именоваться «Поставщиком Двора Его Императорского Величества».

Камнерез Пётр Губонин был крепостным у помещи?

Источник