Воспитанник может быть освобожден от уплаты алиментов в пользу фактического воспитателя если

Воспитанник может быть освобожден от уплаты алиментов в пользу фактического воспитателя если thumbnail

Энциклопедия МИП » Семейное право » Алименты » Обязанность воспитанников содержать своих фактических воспитателей

Лица, которые осуществляли уход и материальное обеспечение несовершеннолетнего, могут требовать предоставление содержания от своего воспитанника.

Основания для получения алиментов от воспитанников воспитателям

Лица, которые в виду своей нетрудоспособности стали нуждающимися, но до этого момента осуществляли фактический уход, воспитание и материальное обеспечение несовершеннолетнего, наделены правом требования на предоставление содержания от своего воспитанника, ставшего совершеннолетним и трудоспособным.

Определение размера содержания и порядок его предоставления является компетенцией суда. При наличии договоренностей между сторонами порядок платежей и их размер устанавливается соглашением.

Главным фактором, который является обоснованием необходимости получения алиментных платежей от воспитанников, это невозможность получения содержания от собственных детей трудоспособного возраста, супруга или бывшего супруга.

Законодатель понимает под фактическими воспитателями таких лиц, которые хотя и не были назначены опекуном или попечителем несовершеннолетнего, но осуществляли в отношении него воспитательные меры и содержание на регулярной основе.

Воспитателю необязательно иметь с воспитанником родство. Лица, являющиеся родственниками несовершеннолетнего, нуждающегося в воспитании и содержании, могут выполнять такие действия без прохождения специальных разрешительных процедур. Такие действия должны быть основаны на постоянном намерении стать для несовершеннолетнего воспитателем и лицом, содержащим его.

По факту рассмотрения заявления о назначении содержания, взимаемого с воспитанника, суд может отказать истцу в том случае, если воспитание и содержание ребенка длилось не более 5 лет, или если эти действия выполнялись ненадлежащее.

Алиментная обязанность воспитателя по отношению к воспитаннику

Ситуации, в которых лицо, принявшее на себя обязательства по фактическому воспитанию несовершеннолетнего, отказывается от его воспитания и содержания в будущем, не влечет юридических последствий, связанных с необходимостью выплаты алиментов такому воспитаннику. Данная норма является новшеством СК РФ.

В ранее действующем КоБС РСФСР были предусмотрены алиментные обязанности фактических воспитателей к своим воспитанникам. Так, граждане, взявшие себе ребенка и осуществляющие его воспитание и содержание, являлись носителями алиментных обязанностей по отношению к таким детям, даже в случае отказа от своих функций.

Алиментные выплаты могли быть назначены в отношении таких воспитанников, которые нуждались в содержании воспитателя, не имели собственных родителей, в результате чего, не получали материальной помощи от них.

Алиментная обязанность воспитанника по отношению к воспитателю

Совершеннолетние, трудоспособные лица, которые до момента совершеннолетия являлись воспитанниками своих родственников или иных лиц, несут обязанность по алиментному содержанию воспитателей.

Основанием для назначения алиментных платежей, взыскиваемых с воспитанника, является его нахождение на содержании и воспитании у воспитателя не менее 5 лет.

Поводом для выдвижения материальных требований к воспитаннику является нетрудоспособность воспитателя, ставшая причиной появления нужды в финансовой поддержке.

Помимо срока, на протяжении которого воспитанник находился на воспитании истца, а также нетрудоспособности последнего, повлекшей нужду, воспитателю необходимо доказать в судебном порядке отсутствие возможности получения материальной поддержки от своих трудоспособных детей, настоящего или бывшего супруга.

Отказу в удовлетворении требований о материальном содержании воспитателя может послужить факт ненадлежащего воспитания или содержания воспитанника.

Судебная практика связывает момент нетрудоспособности воспитателя с достижением им пенсионного возраста или наличием инвалидности. Определение «нуждаемости» исходит из размера прожиточного минимума.

Воспитанник и воспитатель могут заключить добровольное соглашение об уплате алиментов при наличии договоренности между ними.

Иск о взыскании алиментов

Требования о назначении алиментных выплат с воспитанника в отношении своего воспитателя оформляются в исковом заявлении.

По общему правилу, содержание иска предусматривает:

  • наименование суда, в котором будет проведено рассмотрение дела;
  • наименование сторон с указанием их адреса;
  • сумма исковых требований;
  • обоснование и изложение обстоятельств, при которых возникло право требования;
  • перечень прилагаемых документов;
  • подпись заявителя.

Дела данной категории рассматриваются мировыми судьями.

Воспитатель, выступающий истцом по делу, обязан доказать факт нахождения ответчика на его воспитании и содержании, на протяжении временного периода, составляющего не менее 5 лет. Суду потребуются и документы, подтверждающие невозможность получения воспитателем материального содержания от своих детей, являющихся трудоспособными, а также супруга или лица с которым воспитатель ранее находился в браке.

Рассмотрение иска происходит в общем порядке, с вызовом сторон, которым предоставляется право изложения своей позиции и отношения к сути требований, а также их обоснования имеющимися доказательствами.

Процессуальное решение, вынесенное судом в пользу истца, подлежит исполнению судебными приставами в рамках процедуры исполнительного производства.

Порядок взыскания алиментов в пользу воспитателя

Нетрудоспособные воспитатели, имеющие потребность в материальном обеспечении, имеют возможность получить его от своих совершеннолетних трудоспособных воспитанников.

Такое право регламентировано СК РФ. Совершеннолетие и трудоспособность воспитанника является обязательным основанием для предъявления иска.

Обязанность содержать своих воспитателей устанавливается в судебном порядке в результате рассмотрения иска самого воспитателя, что осуществляется в общем порядке.

При рассмотрении дела судом не изучаются финансовые возможности воспитанника, что определено СК.

Основаниями для отказа в требованиях о назначении алиментов может послужить:

  • наличие возможности получения материального содержания от совершеннолетних детей воспитателя или его супруга, а равно и бывшего супруга;
  • обстоятельства, свидетельствующие о ненадлежащем воспитании или содержании воспитанника;
  • исполнение обязанностей по воспитанию или содержанию воспитанника в течении периода, составляющего менее 5 лет.

По факту рассмотрения всех имеющихся обстоятельств и доказательств суд выносит процессуальное решение, в отношении которого заинтересованные стороны наделяются правом обжалования в порядке апелляционного производства.

Решение суда, которое получило законную силу, может быть предъявлено к исполнению в органы ФССП.

Размер алиментов на воспитателей

Цена иска является одним из обязательных элементов искового заявления, предоставляемого в суд. Изначальную цену иска определяет истец. Она равна сумме требований, предъявляемых к ответчику. Таким образом, воспитатель, нуждающийся в алиментном содержании, определяет в своем иске сумму денежных требований, предъявляемых к своему воспитаннику, который достиг совершеннолетия и является трудоспособным.

Установление окончательного размера выплат является прерогативой суда. При определении этой суммы, суд исходит из материального и семейного положения сторон, а также иных обстоятельств, которые могут повлиять на уменьшение или увеличение размера содержания, а также на полный отказ в иске.

Читайте также:  Молоко его польза и вред на человека

Алименты на воспитателей назначаются к ежемесячной выплате в твердой денежной сумме. Как правило, сумма алиментов находится в прямой зависимости от размера прожиточного минимума.

Источник

1. Нетрудоспособные нуждающиеся лица, осуществлявшие фактическое воспитание и содержание несовершеннолетних детей, имеют право требовать в судебном порядке предоставления содержания от своих трудоспособных воспитанников, достигших совершеннолетия, если они не могут получить содержание от своих совершеннолетних трудоспособных детей или от супругов (бывших супругов).

2. Суд вправе освободить воспитанников от обязанности содержать фактических воспитателей, если последние содержали и воспитывали их менее пяти лет, а также если они содержали и воспитывали своих воспитанников ненадлежащим образом.

3. Обязанности, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, не возлагаются на лиц, находившихся под опекой (попечительством), или на лиц, находившихся на воспитании в приемных семьях.

См. все связанные документы >>>

1. Вопрос о правовом статусе фактических воспитателей урегулирован в семейном праве РФ недостаточно четко. В литературе по семейному праву высказано немало предложений в этом плане. Заслуживает внимания предложение о необходимости правового оформления отношений фактического воспитателя и воспитанника в органах опеки и попечительства. Регистрация этих отношений, позволяющая контролировать процесс воспитания ребенка, оказывать необходимую помощь воспитателю, выполняла бы и роль одного из важных доказательств существования отношений по фактическому воспитанию .

——————————–

Мананкова Р.П. Пояснительная записка к концепции проекта нового Семейного кодекса Российской Федерации // Семейное и жилищное право. 2012. N 4; СПС “КонсультантПлюс”.

Существуют и другие виды пробелов в их правовом статусе. Единственным исключением является комментируемая статья, которая предусматривает их право на предоставление содержания от своих трудоспособных воспитанников, достигших совершеннолетия, если они не могут получить содержание от своих совершеннолетних трудоспособных детей или от супругов (бывших супругов). Поскольку они в отличие от опекунов, попечителей и приемных родителей не получают пособий, пенсий и т.д. на содержание ребенка, а содержат и воспитывают ребенка целиком за свой счет, законодатель закрепил за ними право на получение алиментов.

В качестве фактических воспитателей могут выступать как посторонние ребенку лица, так и родственники. Достаточно часто ими являются мачехи и отчимы. Фактическими воспитателями признаются люди, которые содержат, растят чужих детей без оформления каких-либо отношений с ними в виде опекунства, приемной семьи и т.д. Другими словами, это лица, осуществляющие постоянное воспитание и содержание детей и каких-либо дополнительных условий закон не устанавливает.

2. Согласно п. 2 комментируемой статьи суд вправе освободить воспитанников от обязанности содержать фактических воспитателей, если последние содержали и воспитывали их менее пяти лет, а также если они содержали и воспитывали своих воспитанников ненадлежащим образом. Вопрос о том, было ли воспитание или содержание ненадлежащим, является оценочным понятием, которое устанавливается судом.

Как ненадлежащее воспитание и содержание пасынков и падчериц следует рассматривать различные злоупотребления, допущенные при их воспитании, а также уклонение от исполнения обязанностей по их воспитанию и содержанию. Размер алиментов, взыскиваемых на содержание отчима и мачехи, определяется в твердой денежной сумме, подлежащей выплате ежемесячно (см. комментарий к п. 2 ст. 98 СК).

3. В п. 3 комментируемой статьи говорится о том, что обязанности по содержанию не возлагаются на подопечных в отношении опекунов и попечителей, а также лиц, воспитывавшихся в приемных семьях в отношении своих приемных родителей. Это обусловлено тем, что опекун или попечитель получает необходимые средства, на которые должен содержать ребенка, а в некоторых случаях и вознаграждение за исполнение своих обязанностей.

Источник

Обязанность воспитанников содержать своих фактических воспитателей касается лиц нетрудоспособных и нуждающихся, не связанных родством.

Добровольными фактическими воспитателями признаются лица, осуществлявшие воспитание и содержание несовершеннолетних без назначения их опекунами или попечителями. Ранее КоБС возлагал на лиц, взявших к себе детей на постоянное воспитание и содержание, обязанность выплачивать им алименты в принудительном порядке. СК РФ такую обязанность не предусматривает. Воспитание и содержание детей в настоящее время может осуществляться только в добровольном порядке.

Совершеннолетние фактические воспитанники вправе заключить соглашение о содержании своих бывших фактических воспитателей. К такому соглашению применяются нормы гл. 16 СК. В случае заключения соглашения размер, условия и порядок выплаты алиментов определяются этим соглашением.

Ранее обязанность по содержанию фактических воспитателей возлагалась как на трудоспособных, так и на нетрудоспособных фактических воспитанников. С принятием нового СК такая обязанность возлагается только на трудоспособных фактических воспитанников.

При этом действует принцип взаимности. Обязанность выплачивать алименты своим фактическим воспитателям возлагается на их бывших воспитанников независимо от того, обладают ли они необходимыми средствами для уплаты алиментов. Это связано с тем, что между фактическими воспитателями и воспитанниками обычно складываются отношения, близкие к тем, которые существуют между родителями и детьми: фактические воспитанники становятся членами семьи фактических воспитателей, и последние предоставляют им содержание независимо от наличия у них необходимых средств. В связи с этим фактические воспитанники обязаны предоставлять содержание лицам, материально поддерживавшим их в детстве, также независимо от уровня своей обеспеченности.

В качестве фактических воспитателей могут выступать как посторонние ребенку лица или отдаленные родственники, не обязанные по закону предоставлять ему содержание, так и члены семьи, обязанные содержать ребенка: дедушка, бабушка, братья и сестры. Если дедушка, бабушка, братья или сестры осуществляли воспитание и содержание детей, они вправе предъявить иск о взыскании алиментов на свое содержание в качестве фактических воспитателей, поскольку в данном случае их право на алименты не будет зависеть от наличия у воспитанников необходимых средств.

Алиментная обязанность фактических воспитанников предоставлять содержание своим фактическим воспитателям относится к алиментным обязанностям второй очереди. Фактические воспитатели вправе обратиться к ним за алиментами только в случаях, если они не могут получить содержание от своих совершеннолетних трудоспособных детей, супругов или бывших супругов.

Возможно и освобождение фактических воспитанников от обязанности по уплате алиментов фактическим воспитателям, содержавшим воспитанников менее 5 лет. Это право, а не обязанность суда. При этом суд принимает во внимание причины, по которым фактические воспитатели прекратили воспитание и содержание детей. Если это произошло по причинам, признанным судом уважительными, например, в связи с возвращением детей родителям, достижением детьми совершеннолетия, болезни фактического воспитателя и т.д., фактические воспитатели сохраняют право на содержание. Если воспитание и содержание осуществлялось в течение непродолжительного срока (менее одного года) или было прекращено по неуважительной причине, суд освобождает воспитанников от обязанности уплачивать алименты.

Читайте также:  Польза оливкового масла в похудении

Статья требует надлежащего воспитания и содержания воспитанников, причем ненадлежащим признается уклонение от воспитания или содержания, а также злоупотребления, допущенные при воспитании несовершеннолетних. Само по себе предъявление к фактическим воспитателям иска о взыскании алиментов на содержание фактических воспитанников до принятия СК не свидетельствует об уклонении от содержания воспитанников, т.к. ранее допускалось предъявление иска о взыскании алиментов в судебном порядке и к лицам, добросовестно выполнявшим свою обязанность по содержанию детей. В этом случае необходимо представить доказательства, что фактические воспитатели уклонялись от предоставления содержания своим воспитанникам.

А вот опекунам, попечителям и приемным родителям не дано право требовать предоставления содержания от лиц, находившихся под опекой, попечительством или на воспитании в приемной семье, поскольку они не обязаны содержать несовершеннолетних за счет собственных средств.

Источник

Îáÿçàííîñòü âîñïèòàííèêîâ ïî ñîäåðæàíèþ ñâîèõ ôàêòè÷åñêèõ âîñïèòàòåëåé

Ôàêòè÷åñêèå âîñïèòàòåëè — ýòî ëèöà, êîòîðûå îñóùåñòâëÿëè âîñïèòàíèå è ñîäåðæàíèå ÷óæèõ íåñîâåðøåííîëåòíèõ äåòåé áåç íàçíà÷åíèÿ èõ îïåêóíàìè (ïîïå÷èòåëÿìè) èëè íå â ñâÿçè ñ ïðèíÿòèåì íà îñíîâàíèè äîãîâîðà äåòåé íà âîñïèòàíèå â ïðèåìíóþ ñåìüþ. Èìè ìîãóò áûòü êàê ðîäñòâåííèêè äåòåé, òàê è ïîñòîðîííèå ëèöà.

Ñòàòüåé 96 ÑÊ çàêðåïëåíî ïðàâî íåòðóäîñïîñîáíûõ íóæäàþùèõñÿ ëèö, îñóùåñòâëÿâøèõ ôàêòè÷åñêîå âîñïèòàíèå è ñîäåðæàíèå íåñîâåðøåííîëåòíèõ äåòåé, íà ïðåäîñòàâëåíèå ñîäåðæàíèÿ îò ñâîèõ âîñïèòàííèêîâ, äîñòèãøèõ ñîâåðøåííîëåòèÿ è ÿâëÿþùèõñÿ òðóäîñïîñîáíûìè.  îòëè÷èå îò ÊîÁÑ, êîòîðûì ïðåäóñìàòðèâàëàñü îáÿçàííîñòü ñîäåðæàíèÿ ôàêòè÷åñêèõ âîñïèòàòåëåé ñîâåðøåííîëåòíèìè âîñïèòàííèêàìè âíå çàâèñèìîñòè îò òðóäîñïîñîáíîñòè ïîñëåäíèõ, Ñåìåéíûé êîäåêñ âîçëàãàåò òàêóþ îáÿçàííîñòü òîëüêî íà òðóäîñïîñîáíûõ âîñïèòàííèêîâ.

Ïîðÿäîê óïëàòû àëèìåíòîâ ñîâåðøåííîëåòíèìè âîñïèòàííèêàìè íà ñîäåðæàíèå ñâîèõ ôàêòè÷åñêèõ âîñïèòàòåëåé è èõ ðàçìåð ìîãóò áûòü óñòàíîâëåíû ïèñüìåííûì ñîãëàøåíèåì ñòîðîí. Ïðè îòñóòñòâèè ñîãëàøåíèÿ ñòîðîí ôàêòè÷åñêèå âîñïèòàòåëè âïðàâå òðåáîâàòü â ñóäåáíîì ïîðÿäêå ïðåäîñòàâëåíèÿ ñîäåðæàíèÿ îò ñâîèõ ñîâåðøåííîëåòíèõ òðóäîñïîñîáíûõ âîñïèòàííèêîâ. Ïðàâî íà ïîëó÷åíèå àëèìåíòîâ ñ ñîâåðøåííîëåòíèõ òðóäîñïîñîáíûõ âîñïèòàííèêîâ ìîæåò áûòü ðåàëèçîâàíî ôàêòè÷åñêèìè âîñïèòàòåëÿìè â ñóäåáíîì ïîðÿäêå ëèøü ïðè óñëîâèè, ÷òî îíè íå ìîãóò ïîëó÷èòü ñîäåðæàíèå îò ñâîèõ ñîâåðøåííîëåòíèõ òðóäîñïîñîáíûõ äåòåé èëè îò ñóïðóãîâ (áûâøèõ ñóïðóãîâ).

Îñíîâàíèåì âîçíèêíîâåíèÿ àëèìåíòíîé îáÿçàííîñòè âîñïèòàííèêîâ â îòíîøåíèè ôàêòè÷åñêîãî âîñïèòàòåëÿ ÿâëÿåòñÿ íå ðîäñòâî èëè ñâîéñòâî, à þðèäè÷åñêèé ôàêò — âîñïèòàíèå è ñîäåðæàíèå ðåáåíêà ëèöîì áåç óñûíîâëåíèÿ, îôîðìëåíèÿ îïåêè (ïîïå÷èòåëüñòâà) èëè íå â ñâÿçè çàêëþ÷åíèåì äîãîâîðà î ïåðåäà÷å äåòåé íà âîñïèòàíèå â ñåìüþ.

Äëÿ óäîâëåòâîðåíèÿ ñóäîì òðåáîâàíèÿ ôàêòè÷åñêèõ âîñïèòàòåëåé î ïðåäîñòàâëåíèè ñîäåðæàíèÿ èõ âîñïèòàííèêàìè ñóä äîëæåí âûÿñíèòü íàëè÷èå ñëåäóþùèõ îñíîâàíèé (îáñòîÿòåëüñòâ):

  1. âîñïèòàíèå è ñîäåðæàíèå â ïðîøëîì ôàêòè÷åñêèìè âîñïèòàòåëÿìè íåñîâåðøåííîëåòíèõ äåòåé (âîñïèòàííèêîâ);
  2. ôàêòè÷åñêèå âîñïèòàòåëè ÿâëÿþòñÿ íåòðóäîñïîñîáíûìè è íóæäàþòñÿ â ìàòåðèàëüíîé ïîìîùè. Íåòðóäîñïîñîáíîñòü è íóæäàåìîñòü ôàêòè÷åñêèõ âîñïèòàòåëåé îïðåäåëÿåòñÿ ïî îáùèì ïðàâèëàì. Íåòðóäîñïîñîáíîñòü ôàêòè÷åñêîãî âîñïèòàòåëÿ ìîæåò áûòü ñâÿçàíà ñ äîñòèæåíèåì ïåíñèîííîãî âîçðàñòà (55 ëåò — äëÿ æåíùèí è 60 ëåò — äëÿ ìóæ÷èí) èëè ñ èíâàëèäíîñòüþ I, II, III ãðóïïû. Íóæäàåìîñòü îïðåäåëÿåòñÿ â êàæäîì êîíêðåòíîì ñëó÷àå ïóòåì ñîïîñòàâëåíèÿ äîõîäîâ ëèöà è íåîáõîäèìûõ ðàñõîäîâ;
  3. ôàêòè÷åñêèå âîñïèòàòåëè íå ìîãóò ïîëó÷èòü ñîäåðæàíèå îò ñâîèõ ñîâåðøåííîëåòíèõ òðóäîñïîñîáíûõ äåòåé èëè îò ñóïðóãîâ (áûâøèõ ñóïðóãîâ).

Îáÿçàííîñòü âûïëà÷èâàòü àëèìåíòû áûâøèì ôàêòè÷åñêèì âîñïèòàòåëÿì ïðè óñòàíîâëåíèè âûøåíàçâàííûõ îñíîâàíèé âîçëàãàåòñÿ ñóäîì íà èõ òðóäîñïîñîáíûõ ñîâåðøåííîëåòíèõ âîñïèòàííèêîâ íåçàâèñèìî îò òîãî, îáëàäàþò îíè äëÿ ýòîãî íåîáõîäèìûìè ñðåäñòâàìè èëè íåò. Ýòî ñâÿçàíî ñ òåì, ÷òî â ñâîå âðåìÿ, êîãäà âîñïèòàííèêè áûëè íåñîâåðøåííîëåòíèìè, ôàêòè÷åñêèå âîñïèòàòåëè âîñïèòûâàëè è ñîäåðæàëè èõ íåçàâèñèìî îò óðîâíÿ ñâîåé ìàòåðèàëüíîé îáåñïå÷åííîñòè, à îòíîøåíèÿ ìåæäó íèìè áûëè áëèçêè ê îòíîøåíèÿì ðîäèòåëåé è äåòåé.

Îäíàêî ñóä èìååò ïðàâî îñâîáîäèòü ñîâåðøåííîëåòíèõ òðóäîñïîñîáíûõ âîñïèòàííèêîâ îò îáÿçàííîñòè ñîäåðæàòü ñâîèõ ôàêòè÷åñêèõ âîñïèòàòåëåé â ñëó÷àÿõ, åñëè ïîñëåäíèå ñîäåðæàëè è âîñïèòûâàëè èõ íåíàäëåæàùèì îáðàçîì èëè ñîäåðæàëè è âîñïèòûâàëè èõ ìåíåå ïÿòè ëåò.

Óñòàíîâëåíèå ýòèõ îáñòîÿòåëüñòâ (îäíîãî èç íèõ) íå îáÿçàòåëüíî ìîæåò ïîâëå÷ü ïðèíÿòèå ñóäîì ðåøåíèÿ îá îòêàçå â èñêå ôàêòè÷åñêèì âîñïèòàòåëÿì î âçûñêàíèè àëèìåíòîâ ñ âîñïèòàííèêîâ. Îñâîáîæäåíèå âîñïèòàííèêîâ îò óïëàòû àëèìåíòî⠗ ýòî ïðàâî, à íå îáÿçàííîñòü ñóäà.  êàæäîì êîíêðåòíîì ñëó÷àå ïðèíèìàåìîå ðåøåíèå áóäåò çàâèñåòü îò ñîâîêóïíîñòè ðàññìàòðèâàåìûõ ñóäîì îáñòîÿòåëüñòâ, ñâÿçàííûõ ñ âîñïèòàíèåì è ñîäåðæàíèåì äåòåé.

Íàïðèìåð, ñóä ïðèíèìàåò âî âíèìàíèå ïðè÷èíû, ïî êîòîðûì ôàêòè÷åñêèå âîñïèòàòåëè ïðåêðàòèëè âîñïèòàíèå è ñîäåðæàíèå äåòåé (èç-çà áîëåçíè ôàêòè÷åñêîãî âîñïèòàòåëÿ, âîçâðàùåíèÿ äåòåé ðîäèòåëÿì, äîñòèæåíèÿ äåòüìè ñîâåðøåííîëåòèÿ, ïðèçíàíèÿ èõ ïîëíîñòüþ äååñïîñîáíûìè è ò.ï.). Ñóä òàêæå âûÿñíÿåò, íàñêîëüêî ôàêòè÷åñêèìè âîñïèòàòåëÿìè äîáðîñîâåñòíî âûïîëíÿëèñü îáÿçàííîñòè ïî âîñïèòàíèþ è ñîäåðæàíèþ äåòåé, íå áûëî ëè ñ èõ ñòîðîíû ðàçëè÷íûõ çëîóïîòðåáëåíèé ïî îòíîøåíèþ ê äåòÿì.

Ñëåäóåò ïîä÷åðêíóòü, ÷òî óñòàíîâëåíèå çàêîíîì îïðåäåëåííîãî ñðîêà íàäëåæàùåãî âîñïèòàíèÿ è ñîäåðæàíèÿ äåòåé ôàêòè÷åñêèìè âîñïèòàòåëÿìè (íå ìåíåå ïÿòè ëåò), â çàâèñèìîñòè îò êîòîðîãî ìîæåò áûòü ðåøåí âîïðîñ î âçûñêàíèè ñ âîñïèòàííèêîâ â áóäóùåì àëèìåíòîâ íà ôàêòè÷åñêèõ âîñïèòàòåëåé, èìååò ïðèíöèïèàëüíîå çíà÷åíèå äëÿ çàùèòû çàêîííûõ ïðàâ è èíòåðåñîâ êàê âîñïèòàííèêîâ, òàê è ôàêòè÷åñêèõ âîñïèòàòåëåé.

Çàêîí íå ïðåäóñìàòðèâàåò îáÿçàííîñòè îïåêóíîâ (ïîïå÷èòåëåé) è ïðèåìíûõ ðîäèòåëåé ñîäåðæàòü çà ñâîé ñ÷åò äåòåé, íàõîäÿùèõñÿ ïîä îïåêîé (ïîïå÷èòåëüñòâîì), èëè íà âîñïèòàíèè â ïðèåìíûõ ñåìüÿõ. Ïîýòîìó â ï. 3 ñò. 96 ÑÊ óñòàíîâëåíî, ÷òî íà ëèö, ðàíåå íàõîäèâøèõñÿ ïîä îïåêîé (ïîïå÷èòåëüñòâîì) èëè íà âîñïèòàíèè â ïðèåìíûõ ñåìüÿõ, íå ìîæåò áûòü âîçëîæåíà îáÿçàííîñòü ïî ñîäåðæàíèþ îïåêóíîâ (ïîïå÷èòåëåé) èëè ïðèåìíûõ ðîäèòåëåé.

Àëèìåíòíûå ïðàâîîòíîøåíèÿ ìåæäó äàííûìè êàòåãîðèÿìè ëèö íå ìîãóò âîçíèêíóòü äàæå â òîì ñëó÷àå, åñëè îïåêóíû (ïîïå÷èòåëè), ïðèåìíûå ðîäèòåëè ïî êàêèì-ëèáî ïðè÷èíàì, â òîì ÷èñëå äîáðîâîëüíî, ñîäåðæàëè çà ñâîé ñ÷åò äåòåé, íàõîäèâøèõñÿ ïîä îïåêîé (ïîïå÷èòåëüñòâîì) èëè íà âîñïèòàíèè â ïðèåìíîé ñåìüå.

 îòëè÷èå îò ðàíåå äåéñòâîâàâøåãî çàêîíîäàòåëüñòâà ÑÊ íå ïðåäóñìàòðèâàåò àëèìåíòíûõ îáÿçàòåëüñòâ ôàêòè÷åñêèõ âîñïèòàòåëåé â îòíîøåíèè íåñîâåðøåííîëåòíèõ âîñïèòàííèêîâ, à òàêæå íåòðóäîñïîñîáíûõ ñîâåðøåííîëåòíèõ, íóæäàþùèõñÿ â ïîìîùè âîñïèòàííèêîâ. Àëèìåíòíàÿ îáÿçàííîñòü ôàêòè÷åñêèõ âîñïèòàòåëåé âîçíèêàëà ñîãëàñíî ñò. 85 ÊîÁÑ â ñëó÷àå îòêàçà îò äàëüíåéøåãî âîñïèòàíèÿ è ñîäåðæàíèÿ ñâîèõ âîñïèòàííèêîâ, êîòîðûå íå èìåëè ðîäèòåëåé èëè íå ìîãëè ïîëó÷èòü äîñòàòî÷íûõ ñðåäñòâ íà ñîäåðæàíèå îò ðîäèòåëåé.

Читайте также:  Сыр блю польза и вред

Îäíàêî îòñóòñòâèå â ÑÊ àíàëîãè÷íîé íîðìû íå âëå÷åò ïðåêðàùåíèÿ âûïëàòû àëèìåíòîâ, âçûñêèâàåìûõ ïî ðåøåíèÿì ñóäà, âûíåñåííûì ïî òàêèì äåëàì äî 1 ìàðòà 1996 ã. (ò.å. äî ââåäåíèÿ ÑÊ â äåéñòâèå), òàê êàê ï. 2 ñò. 120 ÑÊ íå óñòàíîâëåíî òàêîãî îñíîâàíèÿ ê ïðåêðàùåíèþ àëèìåíòíûõ îáÿçàòåëüñòâ.

Îáÿçàííîñòè ïàñûíêîâ è ïàä÷åðèö ïî ñîäåðæàíèþ îò÷èìà è ìà÷åõè. Îáÿçàííîñòü ñîâåðøåííîëåòíèõ òðóäîñïîñîáíûõ ïàñûíêîâ è ïàä÷åðèö ïî ñîäåðæàíèþ îò÷èìà è ìà÷åõè ïðåäóñìîòðåíà ñò. 97 ÑÊ. Ìåæäó ñîâåðøåííîëåòíèì ïàñûíêîì è ïàä÷åðèöåé è îò÷èìîì èëè ìà÷åõîé ìîæåò áûòü çàêëþ÷åíî ñîãëàøåíèå îá óïëàòå àëèìåíòîâ íà ñîäåðæàíèå îò÷èìà èëè ìà÷åõè.

 ñëó÷àå çàêëþ÷åíèÿ àëèìåíòíîãî ñîãëàøåíèÿ ðàçìåð, óñëîâèÿ è ïîðÿäîê ïðåäîñòàâëåíèÿ ñîäåðæàíèÿ îïðåäåëÿþòñÿ ýòèì ñîãëàøåíèåì. Åñëè ñîãëàøåíèå îá óïëàòå àëèìåíòîâ ìåæäó ñòîðîíàìè íå çàêëþ÷åíî, òî íåòðóäîñïîñîáíûé íóæäàþùèéñÿ îò÷èì èëè ìà÷åõà âïðàâå òðåáîâàòü îò ïàñûíêà è ïàä÷åðèöû ïðåäîñòàâëåíèÿ ñîäåðæàíèÿ â ñóäåáíîì ïîðÿäêå.

Ïðåäóñìîòðåííàÿ çàêîíîì îáÿçàííîñòü òðóäîñïîñîáíûõ ñîâåðøåííîëåòíèõ ïàñûíêîâ è ïàä÷åðèö ïî ñîäåðæàíèþ îò÷èìà èëè ìà÷åõè âíåøíå ñõîäíà ñ îáÿçàííîñòüþ òðóäîñïîñîáíûõ ñîâåðøåííîëåòíèõ äåòåé ïî ñîäåðæàíèþ ðîäèòåëåé è âîñïèòàííèêîâ ïî ñîäåðæàíèþ ñâîèõ ôàêòè÷åñêèõ âîñïèòàòåëåé. Îäíàêî àëèìåíòíûå ïðàâîîòíîøåíèÿ ìåæäó ïàñûíêàìè è ïàä÷åðèöàìè, ñ îäíîé ñòîðîíû, è îò÷èìîì èëè ìà÷åõîé, ñ äðóãîé ñòîðîíû, èìåþò íåêîòîðûå îñîáåííîñòè.

Îò÷èì è ìà÷åõà èìåþò ïðàâî òðåáîâàòü â ñóäåáíîì ïîðÿäêå ïðåäîñòàâëåíèÿ ñîäåðæàíèÿ îò ñâîèõ ïàñûíêîâ èëè ïàä÷åðèö ïðè íàëè÷èè îïðåäåëåííûõ óñëîâèé, îòíîñÿùèõñÿ êàê ê òîé, òàê è ê äðóãîé ñòîðîíå. Ãëàâíûì èç ýòèõ óñëîâèé ÿâëÿåòñÿ âîñïèòàíèå è ñîäåðæàíèå îò÷èìîì è ìà÷åõîé â ïðîøëîì ñâîèõ ïàñûíêîâ èëè ïàä÷åðèö.

Ïðè ýòîì íå èìåþò ñóùåñòâåííîãî çíà÷åíèÿ âîçìîæíîå ïîëó÷åíèå â òîò ïåðèîä àëèìåíòîâ íà ñîäåðæàíèå ðåáåíêà îò îäíîãî èç åãî ðîäèòåëåé, ðàçìåð ðàñõîäîâ, ïîíåñåííûõ îò÷èìîì è ìà÷åõîé â óêàçàííûõ öåëÿõ, à òàêæå òî, âìåñòå ñ îäíèì èç ðîäèòåëåé ðåáåíêà èëè íåçàâèñèìî îò íåãî îñóùåñòâëÿëèñü èìè ôóíêöèè ïî âîñïèòàíèþ è ñîäåðæàíèþ ïàñûíêà èëè ïàä÷åðèöû.

Íåîáõîäèìûìè óñëîâèÿìè äëÿ óäîâëåòâîðåíèÿ ñóäîì òðåáîâàíèÿ îò÷èìà è ìà÷åõè î âçûñêàíèè àëèìåíòîâ ÿâëÿþòñÿ èõ íåòðóäîñïîñîáíîñòü è íóæäàåìîñòü (ò.å. äîñòèæåíèå èìè ïåíñèîííîãî âîçðàñòà: äëÿ æåíùèí — 55 ëåò, äëÿ ìóæ÷èí — 60 ëåò, ëèáî ïðèçíàíèå â óñòàíîâëåííîì ïîðÿäêå èíâàëèäàìè I, II, III ãðóïïû; íóæäàåìîñòü ñâèäåòåëüñòâóåò îá îòñóòñòâèè èëè íåäîñòàòî÷íîñòè íåîáõîäèìûõ ñðåäñòâ äëÿ îáåñïå÷åíèÿ ñóùåñòâîâàíèÿ è îïðåäåëÿåòñÿ ñóäîì ñ ó÷åòîì êîíêðåòíûõ îáñòîÿòåëüñòâ).

Êðîìå òîãî, ïàñûíîê è ïàä÷åðèöà äîëæíû áûòü òðóäîñïîñîáíûìè, ñîâåðøåííîëåòíèìè è îáëàäàòü íåîáõîäèìûìè äëÿ óïëàòû àëèìåíòîâ ñðåäñòâàìè, òîãäà êàê ðàíåå â ñîîòâåòñòâèè ñî ñò. 81 ÊîÁÑ îáÿçàííîñòü ïî ñîäåðæàíèþ îò÷èìà èëè ìà÷åõè ìîãëà áûòü âîçëîæåíà íà ïàñûíêà (ïàä÷åðèöó) íåçàâèñèìî îò èõ ìàòåðèàëüíîãî ïîëîæåíèÿ è òðóäîñïîñîáíîñòè.

Ñëåäóåò òàêæå èìåòü â âèäó, ÷òî îáÿçàííîñòü ïàñûíêîâ è ïàä÷åðèö ïî ñîäåðæàíèþ îò÷èìà è ìà÷åõè ìîæåò âîçíèêíóòü ëèøü â òîì ñëó÷àå, åñëè òå íå ìîãóò ïîëó÷èòü ñîäåðæàíèå îò ñâîèõ ñîâåðøåííîëåòíèõ òðóäîñïîñîáíûõ äåòåé èëè ñóïðóãîâ (áûâøèõ ñóïðóãîâ), ÷åãî ðàíåå çàêîí òàêæå íå ïðåäóñìàòðèâàë.

Òàêèì îáðàçîì, äëÿ óäîâëåòâîðåíèÿ ñóäîì èñêà îò÷èìà è ìà÷åõè ê òðóäîñïîñîáíûì ñîâåðøåííîëåòíèì ïàñûíêó èëè ïàä÷åðèöå î ïðåäîñòàâëåíèè ñîäåðæàíèÿ íåîáõîäèìû ñëåäóþùèå îñíîâàíèÿ (îáñòîÿòåëüñòâà):

  1. âîñïèòàíèå è ñîäåðæàíèå îò÷èìîì è ìà÷åõîé â ïðîøëîì ñâîèõ ïàä÷åðèö èëè ïàñûíêîâ;
  2. íåòðóäîñïîñîáíîñòü è íóæäàåìîñòü îò÷èìà è ìà÷åõè;
  3. îòñóòñòâèå âîçìîæíîñòè ó ìà÷åõè è îò÷èìà ïîëó÷èòü ñîäåðæàíèå îò ñâîèõ ñîâåðøåííîëåòíèõ òðóäîñïîñîáíûõ äåòåé èëè îò ñóïðóãîâ (áûâøèõ ñóïðóãîâ);
  4. íàëè÷èå ó ñîâåðøåííîëåòíèõ òðóäîñïîñîáíûõ ïàñûíêà èëè ïàä÷åðèöû ñðåäñòâ äëÿ óïëàòû àëèìåíòîâ.

Ñóä îñâîáîäèòü ïàñûíêîâ è ïàä÷åðèö îò îáÿçàííîñòåé ñîäåðæàòü îò÷èìà èëè ìà÷åõó â ñëó÷àÿõ, åñëè ïîñëåäíèå âîñïèòûâàëè è ñîäåðæàëè èõ ìåíåå ïÿòè ëåò, à òàêæå åñëè îíè âûïîëíÿëè ñâîè îáÿçàííîñòè ïî âîñïèòàíèþ èëè ñîäåðæàíèþ ïàñûíêîâ è ïàä÷åðèö íåíàäëåæàùèì îáðàçîì. Äàííóþ íîðìó ñóä ïðèìåíÿåò ñ ó÷åòîì êîíêðåòíûõ îáñòîÿòåëüñòâ äåëà.

Îñâîáîæäåíèå ïàñûíêîâ èëè ïàä÷åðèö îò îáÿçàííîñòè ïî óïëàòå àëèìåíòîâ îò÷èìó èëè ìà÷åõå, ñîäåðæàâøèõ è âîñïèòûâàâøèõ èõ ìåíåå ïÿòè ëåò, ÿâëÿåòñÿ ïðàâîì, à íå îáÿçàííîñòüþ ñóäà.  ëþáîì ñëó÷àå ñóä äîëæåí âûÿñíèòü, ïî êàêèì ïðè÷èíàì (óâàæèòåëüíûì èëè íåóâàæèòåëüíûì) áûëî ïðåêðàùåíî âîñïèòàíèå è ñîäåðæàíèå îò÷èìîì (ìà÷åõîé) ïàñûíêà èëè ïàä÷åðèöû, è ñ ó÷åòîì êîíêðåòíîé ñèòóàöèè ðåøàòü âîïðîñ î âçûñêàíèè àëèìåíòîâ íà ñîäåðæàíèå îò÷èìà èëè ìà÷åõè, äàæå åñëè îíè ñîäåðæàëè è âîñïèòûâàëè íàäëåæàùèì îáðàçîì ïàñûíêà è ïàä÷åðèöó ìåíåå ïÿòè ëåò.

Êàê íåíàäëåæàùåå âîñïèòàíèå è ñîäåðæàíèå ïàñûíêîâ è ïàä÷åðèö ñëåäóåò ðàññìàòðèâàòü òàêîå ïîâåäåíèå îò÷èìà èëè ìà÷åõè, êîãäà îíè äîïóñêàëè ðàçëè÷íûå çëîóïîòðåáëåíèÿ ïî îòíîøåíèþ ê äåòÿì, óêëîíÿëèñü îò âûïîëíåíèÿ îáÿçàííîñòåé, ñõîäíûõ ñ ðîäèòåëüñêèìè.

Èòàê, ïðè ðàññìîòðåíèè èñêîâ îò÷èìà (ìà÷åõè) î ïðåäîñòàâëåíèè ñîäåðæàíèÿ ê ïàñûíêàì (ïàä÷åðèöàì) íåîáõîäèìî èìåòü â âèäó, ÷òî ñóä âïðàâå óäîâëåòâîðèòü çàÿâëåííûå òðåáîâàíèÿ ïðè óñëîâèè, ÷òî èñòöû ÿâëÿþòñÿ íåòðóäîñïîñîáíûìè, íóæäàþòñÿ â ìàòåðèàëüíîé ïîìîùè, êîòîðóþ îíè íå ìîãóò ïîëó÷èòü îò ñâîèõ ñîâåðøåííîëåòíèõ òðóäîñïîñîáíûõ äåòåé èëè îò ñóïðóãîâ (áûâøèõ ñóïðóãîâ), íàäëåæàùèì îáðàçîì ñîäåðæàëè è âîñïèòûâàëè îòâåò÷èêîâ íå ìåíåå ïÿòè ëåò, à ïîñëåäíèå äîñòèãëè ñîâåðøåííîëåòèÿ, ÿâëÿþòñÿ òðóäîñïîñîáíûìè è îáëàäàþò íåîáõîäèìûìè äëÿ óïëàòû àëèìåíòîâ ñðåäñòâàìè.

Èìåâøàÿñÿ â ïðåæíåì çàêîíîäàòåëüñòâå íîðìà, óñòàíàâëèâàþùàÿ îáÿçàííîñòü îò÷èìà è ìà÷åõè ïî ñîäåðæàíèþ íåñîâåðøåííîëåòíèõ ïàñûíêîâ è ïàä÷åðèö, åñëè îíè íå èìåþò ðîäèòåëåé èëè íå ìîãóò ïîëó÷èòü äîñòàòî÷íûõ ñðåäñòâ íà ñîäåðæàíèå îò ðîäèòåëåé, îòñóòñòâóåò â ÑÊ (åñòåñòâåííî, ýòî íå êàñàåòñÿ ñëó÷àåâ, êîãäà îò÷èìîì è ìà÷åõîé â óñòàíîâëåííîì çàêîíîì ïîðÿäêå áûëî ïðîèçâåäåíî óñûíîâëåíèå ïàñûíêîâ è ïàä÷åðèö).

Ïîýòîìó àëèìåíòíûå ïðàâîîòíîøåíèÿ ìåæäó äàííûìè êàòåãîðèÿìè ëèö òåïåðü íîñÿò îäíîñòîðîííèé õàðàêòåð. Âìåñòå ñ òåì âçûñêèâàåìûå ïî ðåøåíèÿì ñóäîâ (âûíåñåííûì äî 1 ìàðòà 1996 ã.) ñ îò÷èìà (ìà÷åõè) àëèìåíòû íà ïàñûíêîâ è ïàä÷åðèö äîëæíû âûïëà÷èâàòüñÿ è âïðåäü äî äîñòèæåíèÿ èìè ñîâåðøåííîëåòèÿ èëè ïðèîáðåòåíèÿ äååñïîñîáíîñòè â ïîëíîì îáúåìå äî äîñòèæåíèÿ ñîâåðøåííîëåòèÿ.

Источник