Вред и польза для детей

Вред и польза для детей thumbnail

Специально ко Дню защиты детей AиФ.ru и Роскачество поговорили с диетологом и доктором медицинских наук Марият Мухиной, чтобы объяснить родителям, что лучше не есть их ребенку, как отучить от вкусных, но вредных продуктов с консервантами, улучшителями и подсластителями и можно ли привить им любовь к правильному питанию.

Что детям есть нельзя

Ежедневные чипсы легко добавляют ребенку 3-4 килограмма веса за год. Но проблема далеко не только в жировой массе. Состав добавок, которые используют в приготовлении картофельных или кукурузных чипсов, приводит к сбою в обмене веществ (некоторые из них еще и являются канцерогенами). А это, в свою очередь, плохо влияет на развитие внутренних органов.

При приготовлении в духовке овощи сохраняют витамины.

Несмотря на обилие сахара и внушительный список «химии» на этикетке, родители часто продолжают покупать детям газированные напитки. Ожирение – самое безобидное, к чему приводит регулярное употребление газировки. Последствия ужасают: от заболеваний органов пищеварения до диабета и даже рака. При этом практической пользы от этих напитков никакой: жажду они не утоляют, через полчаса снова хочется пить.

Сосиски и колбасы современные дети любят больше, чем овощи и фрукты. Но дети тут, в общем-то, не виноваты. Это еда быстрого приготовления, взрослые сами ее покупают, чтобы не стоять у плиты. Получается экономия времени в обмен на здоровье ребенка. В обычных сосисках зачастую есть крахмал, эмульсии, вкусоароматические добавки, нитритно-посолочная смесь и много других веществ, отрицательно влияющих на формирование детского организма. Роскачество напоминает, что, если вы хотите накормить ребенка сосисками, обращайте внимание на продукцию со Знаком качества. Например, согласно стандарту Российской системы качества, сосиски «Молочные», претендующие на Знак качества, не должны содержать крахмал, консерванты (бензойную и сорбиновую кислоты) и красители: E102, E110, E124, E131, E132.

Вред и польза для детей

Шоколадные батончики с «нугой, карамелью и кокосовой стружкой». К сожалению, состав у них заметно отличается от рекламного в пользу обилия «химии» и жира. Да и голод они утоляют ненадолго, наесться ими не получится.

Вред и польза для детей

Магазинные соусы и майонезы: тут проблема в обилии вкусоароматических добавок, в большом количестве жира, и, что самое неприятное, в уксусе. При хранении в пластиковой упаковке он провоцирует выделение опасных канцерогенов из тары в соус. При постоянном употреблении канцерогены накапливаются в детском организме, приводя к различным заболеваниям.

Крабовые палочки не так безобидны, как мы привыкли думать. Они делаются из дешевых сортов рыбы, к сожалению, не всегда хорошего качества. В них довольно много крахмала, как показало исследование. При этом для товарного вида и запаха в крабовые палочки добавляют ароматизаторы и красители.

Желейный мармелад, яркие леденцы на палочке, «резиновый» зефир, и другие сладости с сахаром состоят из загустителей, подсластителей, ароматизаторов, наполнителей, стабилизаторов и эмульгаторов. Ни в коем случае нельзя предлагать детям сладости в качестве поощрения за съеденный обед, иначе его они будут воспринимать как ненавистное занятие.

Вред и польза для детей

Как приучить ребенка есть полезную пищу?

В первую очередь – своим примером. Если в доме не едят вредную еду, то ребенок будет ежедневно хотеть то, к чему привык с раннего возраста. Ученые говорят, что даже во время беременности и грудного вскармливания пристрастия будущей матери к определенной пище передаются ребенку.

Важно заранее готовить правильные перекусы, чтобы дети между основными приемами пищи хватали со стола не печенье или конфету, а фрукты или гранулированные отруби. И вкусно, и полезно одновременно. Если в холодильнике будет стоять газировка или сладкий магазинный сок, можно дать стопроцентную гарантию, что ребенок выпьет в первую очередь именно их, а не жизненно необходимую чистую воду. Поэтому фильтр с водой должен быть на самом видном месте, чтобы постоянно попадался на глаза.

Вред и польза для детей

Наблюдайте за тем, что ест ребенок, и хвалите правильный выбор. Делайте акцент на тех продуктах, потребление которых ведет к здоровью, красоте и отличным спортивным достижениям: в зависимости от того, чем увлечен ребенок.

Большинству вредных продуктов можно найти полезные заменители. Картофельные и кукурузные чипсы заменят сушеные фруктовые дольки. Вместо конфеты можно съесть сухофрукты и сушеные ягоды. Тут важно не перепутать с цукатами, в которых сахара не меньше, чем в леденцах.

Организация регулярного питания уменьшает количество перекусов, а значит, позволяет лучше контролировать, что едят дети. Если завтраки, обеды и ужины проходят за общим столом со взрослыми, возможности перехватить пару ложек варенья вместо супа значительно уменьшаются.

Позволяйте детям участвовать в составлении меню, так они становятся более заинтересованными в результате. Всегда приятно получить к обеду именно то, что заказано, то, что любишь. Не стоит заставлять есть нелюбимые продукты, какими бы полезными они ни были. Всегда можно найти не менее полезную замену. И обращайте внимание на то, чтобы полезные продукты были высококачественными. Например, творог.

Вред и польза для детей

Во время еды важно поддерживать приятную атмосферу. Выяснение отношений и «разбор полетов» лучше отложить на другое время. Телевизоры и планшеты тоже лучше выключить. Когда человек занят просмотром мультфильма или телепередачи, его мозг не думает о еде, что пагубно влияет на пищеварение и ведет к ожирению.

Кстати, правильному процессу приема пищи можно поучиться у малышей. Они едят только тогда, когда голодны, тщательно пережевывают пищу, отдавая этому все свое внимание. И прекращают есть, как только насытились. При этом детей до трех лет невозможно заставить питаться продуктами, которые им не нравятся. А выбирают они, как правило, именно те, которые в данный момент необходимы организму.

Читайте также:  Мнения врачей о пользе голодания

Источник

Информационный прогресс не обошел стороной и детей, и на сегодняшний день большинство малышей и школьников не могут представить свою жизнь без компьютера. Некоторые родители наоборот радуются тому, что компьютер так увлекает их чадо, поскольку у них самих отпадает необходимость думать, чем развлечь ребенка и появляется свободное время, которое можно потратить на домашние дела. Однако так ли полезны компьютеры для детей или все-таки вреда от них больше, чем пользы? Давайте разберемся.

С одной стороны, компьютер для ребенка – помощник, учебное пособие. Развивающие компьютерные игры действительно имеют ряд преимуществ: их легко можно найти в интернете или купить на дисках, для их хранения не нужно много свободного места, а их разнообразие позволяет удовлетворить нужды любого родителя. Существуют компьютерные игры, развивающие память и внимание ребенка, обучающие его логическому и образному мышлению, способствующие формированию творческих навыков.

С другой стороны, компьютерная техника – повод для беспокойства родителей о здоровье ребенка:

· ухудшение зрения из-за постоянного напряжения глазных мышц в результате большого количества времени, проведенного ребенком перед монитором;

· влияние электромагнитного излучения (которым обладает компьютер) до конца не изучено;

· нарушение осанки из-за неправильного сидения за компьютером;

· выделения от компьютера аэрозольных заряженных частиц, приводящие к заболеваниям органов дыхания, дерматитам;

· влияние компьютера на психику ребенка.

Школьники, чрезмерно увлекающиеся компьютерными играми и социальными сетями, теряют интерес к окружающей их реальности, не хотят выходить на улицу, общаться со своими сверстниками, не увлекаются активным образом жизни и спортивными соревнованиями, с трудом садятся за домашние задания и практически не читают книг. Они попадают в сети компьютерной зависимости – готовы целыми днями сидеть дома, постепенно утрачивая связь с реальностью, и порой, чтобы вывести их из этого состояния, требуется помощь психолога.

Во избежание данных опасностей при использовании компьютера стоит придерживаться некоторых правил:

1. Рабочее место должно быть правильно организовано: хорошее освещение, но без попадания на него прямых солнечных лучей. Стол и стул необходимо выбирать по росту (желательно иметь специальный компьютерный стол и стул с регулируемой высотой, компьютер следует разместить вдоль стены так, чтобы естественный свет падал на монитор слева). Компьютер необходимо располагать на 60-70 см. от лица ребенка;

2. Комнату, в которой стоит компьютер, нужно часто проветривать. Работающая техника способна влиять на температуру и влажность помещения, поэтому рекомендуется использовать увлажнитель воздуха. Рабочее место школьника необходимо ежедневно подвергать влажной уборке;

3. Строгое соблюдение времени, отведенного ребенку на занятия с компьютером. Детям до 3 лет нет особой нужды в компьютере, хотя многие родители допускают малышей к гаджетам поиграть. Период детского садика без компьютера пережить немного сложнее: в этом возрасте перед монитором проводить больше 10-15 минут дошколятам нельзя. Продолжительность непрерывного использования компьютера для учеников 1-2-х классов – не более 20 минут, 3-4-х классов – не более 25 минут, 5-6-х классов – не более 30 минут, для учащихся 7-11-х классов – не более 35 минут. Время компьютерных игр не должно превышать 10 минут для учащихся 2-5-х классов и 15 минут для более старших школьников.

Хотелось бы напомнить детям и родителям, что длительное нахождение у компьютера вызывает у ребенка утомление и истощение нервных ресурсов. Особенно опасны компьютерные игры, ведь играя, ребенок испытывает своеобразный эмоциональный стресс. Само ожидание игры сопровождается значительным увеличением содержания гормонов коры надпочечников в крови, что ведет к повышению артериального давления.

Источник

Ребенка XXI века невозможно представить без электронных гаджетов и Интернета. Смартфон, планшет, нетбук – неиссякаемый источник удовольствия для детей и предмет беспокойства родителей. Почему дети их так любят и не опасны ли для них кибернетические гаджеты?

Опубликовано: 31 марта 2016 г.

Дети охотно и легко осваивают гаджеты, говорят психологи, потому что в отличие от взрослых не боятся ошибиться, испортить дорогую игрушку, им не стыдно потерпеть неудачу. Поэтому они легко, играючи, методом тыка быстро учатся использовать любой современный гаджет. Между прочим эти аксессуары и разрабатывают понятными и простыми, вот только взрослые этого не замечают, задавленные собственными комплексами и страхами неудачи.

Итак, немного потыкав пальчиком в экран, ребенок уже в 3-4 года вполне уверенно себя чувствует в играх, а через 3-4 года также легко осваивает Интернет. Вы недовольны или вас это даже пугает? Посмотрите на себя.

ЗЕРКАЛО ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Подумайте, за каким занятием чаще всего видит вас ребенок? За компьютером или с планшетом в руках, а может, смотрящим в смартфон? Неудивительно, что эти предметы становятся для него настолько ценными.

Позже вы и ему дадите попробовать гаджет, например, в награду за хорошее поведение или чтобы не ныл в пробке. Пока вы с умилением смотрите, как маленькие пальчики ползают по тачскрину, ребенок получает невероятные и сугубо положительные эмоции от необычной новинки и интересных игрушек или мультиков. От удовольствия вообще трудно отказаться самостоятельно, тем более в детстве, когда функции самоконтроля еще слабы или вообще не сформированы.

Впрочем, и пользу гаджетов нельзя недооценивать. Тачскрины, кнопочки и джойстики развивают мелкую моторику и логическое мышление. Пользуясь устройством, малыш учится анализировать и сосредотачивать внимание, тренирует зрительное и слуховое восприятие. Так что бороться с гаджетами в детской глупо! Тем более что уже в общеобразовательных школах первоклашки пользуются школьными планшетами.

ИЩЕМ БАЛАНС

Если ребенок будет только бегать и прыгать, то вырастет необразованным. Если будет только сидеть и учиться – слабым и подслеповатым. Если будет есть только сладкое – станет толстым. Будет есть только мясо – будет страдать от запоров и авитаминоза… Нет ничего однозначно хорошего или однозначно плохого, нужно все, но в меру. То же самое и с гаджетами. Пусть они присутствуют в жизни ребенка в той же степени, что и спорт, общение со сверстниками, творчество. Именно родители могут и должны найти баланс всего этого.

Читайте также:  Польза зеленого крыжовника для организма

Итак, чем нас пугает общественное мнение о гаджетах в руках детей и где правда?

Зависимость

Многие считают, что «продвинутый» киндер только и делает, что сидит в играх, социальных сетях, фильмах и мультиках. А без любимого гаджета становится неуправляем и истеричен.

Действительно, 60% тинейджеров, пользующихся смартфонами, сами говорят, что ощущают сильную зависимость от него. Но все же это не зависимость в медицинском смысле слова, когда, расставшись с какой-либо привычкой, человек физически ощущает себя плохо, не может себя контролировать и т. д. Да, оставшись без любимого гаджета, дети и подростки ощущают себя неуютно, капризничают, ищут пути вернуть его. Однако 87% из них, если их отвлечь на другой вид деятельности, забудут о своей привязанности до того момента, когда у них вновь появится свободное время. Это скорее бытовая зависимость от предмета, который дает комфорт. Точно такова же зависимость домохозяйки от современной плиты, посудомойки или мультиварки, а ее супруга – от автомобиля или мотоцикла. Просто привычка к гаджетам сильнее всего бросается в глаза, так как традиционно ассоциируется не с необходимостью, а с развлечением (кстати, зря, но об этом ниже).

В любом случае, если в жизни вашего ребенка не одна интересная вещь – гаджет, а много – спортивная секция, художественная школа и т. п., вам это не грозит. Чем больше ребенок занят, тем меньше времени на бесцельные развлечения.

Проблемы в реальном общении. Если ребенок много общается «в реале» (школа, секция, родственники), то риск преувеличен. Тем более что виртуальное общение – это полноценная составляющая современной жизни, и это тоже надо уметь.

На самом деле, можно понаблюдать, зачем ребенку это надо. Дошкольникам и младшим школьникам может не хватать общения с родителями, умения играть, занимать себя. Подростки порой чувствуют себя увереннее в виртуальном мире, предъявляя свой желаемый образ, а не реальный.

Лень к жизни. Многие родители жалуются: подросток ничего не хочет – ни учиться, ни в институт, все из-под палки. На попытки расспросить: «Ты сам-то кем хочешь стать после школы?», отвечает: «Не знаю. Мне все равно». И тут наверняка начинаются обвинения: это все компьютер, Интернет, ты слишком много там времени проводишь!

На самом деле Интернет тут ни при чем. Нормально, когда подросток не знает, кем хочет стать, выбирает вуз «за компанию» или по несущественным для выбора профессии критериям. Это было всегда и является свойством подросткового возраста: психологическая незрелость, неумение делать выбор и нести ответственность за свою жизнь.

НАСТОРОЖЕ И НА СТРАЖЕ

Само по себе увлечение гаджетами – норма нашего времени. Видеть в этом опасность надо, только если ребенок:

* ради гаджета меняет привычный образ жизни, пытается сократить время на сон, учебу, спортивные занятия;

* отказывается гулять, читать, общаться, выполнять поручения;

* без гаджета не может вести себя спокойно, впадает в истерики;

* стремится пользоваться гаджетом за едой и во время прогулки.

НА ЗДОРОВЬЕ!

Традиционная «страшилка» для родителей со стороны бабушек-дедушек и даже некоторых врачей – мол, ребенок непременно испортит себе здоровье электронными гаджетами. Непременно скажут про зрение, ну и кое-что еще приплетут.

С технической точки зрения у врачей нет никаких претензий к разработчикам: и планшеты, и смартфоны не превышают допустимые нормы излучения. Об этом недавно сообщил главный специалист по гигиене детей и подростков Минздрава РФ, руководитель НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН Владислав Кучма в интервью РИА «Новости». Проблемы могут быть лишь тогда, когда ребенок смотрит в экранчик по 10 часов в день.

Синдром сухого глаза. В норме человек моргает 18 раз в минуту, обновляя слезную пленку на глазу. Когда ребенок увлечен игрой или мультиком, он моргает всего 2-6 раз в минуту! Слезная пленка высыхает и истончается. Тогда глаз пытается получить влагу изнутри, усиливая прилив крови к сосудам. В итоге получаем красные глаза, а из-за ощущения сухости («песка» в глазах) ребенок, не задумываясь, трет их, рискуя получить конъюнктивит. Именно с предотвращением «синдрома сухого глаза» и связаны рекомендации гигиенистов и офтальмологов каждые полчаса отрываться от экрана и смотреть вдаль. Детей обычно очень веселит идея каждые полчаса встать и пропрыгать на одной ножке по комнате и обратно, а чтобы не забыть – в гаджете всегда есть программа-напоминалка.

Близорукость. Она может быть связана как с спазмом зрительных мышц, так и с изменением формы глаза. Причина в том, что для поддержания остроты зрения необходимо статичное расстояние от наших глаз до объекта. А когда планшет или смартфон дрожат в быстро устающих детских ручонках, глаз вынужден вновь и вновь повышать резкость изобрежания. Если ребенок в группе риска (то есть один из родителей, дедушка или бабушка носили очки с детства), такое «болтание» запросто может спровоцировать развитие близорукости. Поэтому, по возможности, киндер должен использовать гаджет, не держа его в руках, а положив на стол или поставив в специальную подставку-зарядник с wi-fi (она называется «док-станция»). Кроме того, надо следить, чтобы при работе с гаджетами ребенок соблюдал так называемую оптимальную зрительную дистанцию – расстояние (по линии взора) от глаза до экрана устройства. Оно должно быть не менее 50 см (оптимально 60-70 см) с учетом размеров знаков и символов на экране.

Читайте также:  Договоры заключенные в пользу контрагента

Важно: для детей до 12-13 лет время непрерывной работы с гаджетами не должно превышать 15-20 минут; для более старших детей- не более 25-30 минут.

ВЫБЕРИТЕ ЛУЧШЕЕ

Для глаз особенно опасны низкое разрешение экрана (не размер в дюймах, а количество точек на дюйм), маленький экран и частота регенерации экрана ниже 84 Гц. Все эти данные указаны в инструкции на гаджет, проверяйте их при покупке! Откажитесь от мини-приставок с маленькими экранчиками с допотопным разрешением 320 x 240 – лучше играть на современном смартфоне, где разрешение экрана и качество его матрицы уж точно выше. Лучше, если размер экрана у «детского» гаджета начинается с 4 дюймов, а разрешение не ниже 960 х 640. Идеальный вариант – HD-ready (1280 x 720 точек) и full HD (1280 x 720).

Стресс. Недавнее исследование американских физиологов установило, что компьютерные игры – эмоциональный стресс для ребенка. Они могут сопровождаться выбросом «гормонов стресса» из коры надпочечников, что может привести к повышенной возбудимости ребенка в дальнейшей жизни. Однако это касается только тех детей, у кого гаджеты – единственный источник переживаний и эмоций. Иными словами, если ребенок много чего в жизни видит, участвует в спектаклях, соревнованиях, ходит на утренники, дни рождения и т. п., гаджет не возбудит его слишком сильно.

Мышцы. Долгое сидение в неподвижной позе, да еще и удерживая планшет или смартфон, может привести к нарушению осанки, перенапряжению и спазму мелких мышечных групп и ухудшению нервной проводимости. Могут даже возникнуть судороги пальцев, кисти и предплечья, боль в плечах, шее и спине. Выход весьма прост: чередовать пользование гаджетом и движение. Можно раз в полчаса попрыгать на одной ножке, как мы уже предложили, а можно залезть на канат, поотжиматься от пола или покидать мяч в стенку. Ребенок- не взрослый, для него эти порывы совершенно обычны и ни у кого не вызовут удивления.

Сосуды. Пребываение в неподвижной позе – причина еще и длительного напряжения мышц шеи и их спазм. В результате этого могут сдавливаться кровеносные сосуды, что может стать прииной кислородного голодания мозга: ребенок во время игры с гаджетом все время зевает, становится вялым, жалуется на стойкую головную боль. А профилактика все та же: прерваться и побегать-поиграть.

ПОЛЬЗА БЕЗ ГРАНИЦ

Заполните жизнь вашего ребенка всякими интересными занятиями, и необходимость ограничивать время на гаджеты, отпадет сама собой. Сделайте смартфон или планшет своим союзником!

* Объясните ребенку, что гаджет нужен для дела. Научите звонить по смартфону бабушке, а планшет использовать для планирования дел. Есть много приложений – расписание уроков, ведение дневника, обработка фотографий – пусть школьник пользуется ими, а не только играет.

* Если нужно сократить время, проводимое в игре, Интернете, или закрыть доступ к определенным сайтам. Для этого есть программное обеспечение типа «Родительский контроль». Тихо, спокойно, удобно, понятно и вам, и строптивому малышу.

* Используйте гаджет, когда ребенка надо действительно занять и утихомирить – во время авиаперелета, в очереди к врачу, в автомобильной пробке. При этом подберите не столько мультики, сколько обучающие программы. Так, для дошкольников есть много игр, с помощью которых можно выучить буквы, слова, цифры, цвета, фигуры, научиться концентрировать внимание на объектах, появляющихся в разных сторон. После таких игр пятилетние дети говорят на 27% больше и лучше тех, кто готовился к школе традиционно, трехлетние – на 17% лучше.

* Приучите ребенка к чтению. Современные дети не любят читать книги, а уж школьная «классика» – камень преткновения и отчаяния для родителей. Поставьте на планшет программу-«читалку» (их много, и они бесплатны), закачайте туда книги и, как показывает практика, прежний Незнайка начинает читать в 87% случаев.

* Занимайтесь спортом со смартфоном. Для них и планшетов существует море спортивно-тренировочных приложений: как научиться отжиматься, подтягиваться, играть в футбол, бегать и даже танцевать. Не надо самому придумывать, чем занять засидевшегося ребенка, программа сама покажет, как ему подвигаться. Разумеется, это не замена спортивной секции и тренера, но как развлечение, чтобы не сидеть целый день на стуле, – крайне полезно. Для гаджетов с GPS есть программы спорт-трекера: они запишут маршрут прогулки, а при подключении к Интернету наложат его на карту, малыш сможет посмотреть, как высоко он поднялся на холм и сколько калорий сжег. Это очень увлекательный способ привлечь ребенка к двигательной активности, особенно если он уже «перебирает» в своем пристрастии к гаджетам.

* Творческие навыки тоже можно развить. Научите ребенка фотографировать (желательно, чтобы в гаджете была более-менее сносная камера), снимать видео, тут же собирать их в ролик, дополняя титрами, заставками, музыкой. Современное программное обеспечение позволяет делать это на гаджете пусть не с профессиональным качеством, зато легко и удобно. Детям нравится, но для начала надо вместе с ними разобраться и их увлечь.

Любите своих детей, давайте им как можно больше нового и лучшего и проблема с гаджетами окажется надуманной и не страшной. Что мы хотим, XXI век!

Опубликовано: 31 марта 2016 г.

Источник