Выплата проигравшего государства в пользу

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 10 марта 2014;
проверки требуют 26 правок.

Контрибу́ция (лат. contributio — «всеобщий вклад, общественный сбор средств») — платежи, налагаемые на проигравшее государство в пользу государства-победителя.

Во время войны оплачивается населением занятой территории, по окончании войны — правительством побеждённой страны, и может называться в литературе военной контрибуцией.

Возникновение[править | править код]

Возникновение контрибуции относится к древнейшим временам. Это понятие существует столько же веков, сколько ведутся войны. Победившая сторона распоряжалась завоёванными землями по своему усмотрению, это было безусловное право, вытекающее из факта победы. Чтобы уберечь поселения от разорения, жители откупались деньгами, ценными вещами, невольниками. Завоеватели сами определяли размер, форму и условия выплат (см., например, «Горе побеждённым»), при этом стремясь не только покрыть военные расходы, но и получить значительную сумму поверх того. Контрибуция долгое время являлась не правомерным взиманием компенсации, а грабежом (например, термин нем. Brandschatzung имеет два значения: наложение военной контрибуции и вымогательство, грабёж).

Описание[править | править код]

Контрибуцией первого типа является взимание с населения завоёванной территории определённой суммы денег во время войны. Кроме денежного оброка, также могла налагаться продуктовая повинность и иные виды дани. По факту, население побеждённой страны полностью содержало вооружённые силы захватчиков. В наше время такие несанкционированные поборы запрещены. Войска должны покупать у населения необходимые товары, либо экспроприировать их с гарантией последующего вознаграждения. Первая попытка защитить во время войны неприкосновенность имущества мирных граждан была сделана в 1785 году. В договоре, заключённом между США и Пруссией, был оглашён принцип неприкосновенности частной собственности. В 1799 году, не найдя применения на практике, его отменили. Только в 1872 году его повторно прописали в трактате между теми же США и Италией, а в 1874 году этот пункт включили в Брюссельскую конференцию. По рассмотрении, контрибуцию ограничили следующими пунктами:

  • контрибуция взималась вместо налогов, выплачиваемых населением в мирное время государству;
  • в виде доставки требуемых войску товаров натурой;
  • в качестве штрафа, заменяющего иную уголовную ответственность (особо в тех случаях, когда преступник не обнаружен или бежал).

В 1899 году эти пункты были рассмотрены Первой Гаагской конференцией мира, а в 1907 году Вторая Гаагская конференция переработала их. Контрибуция теперь имела следующие ограничения:

  • если захватчик взимал с населения установленные в государственную пользу налоги, пошлины и иные сборы, то он обязан делать это в соответствии с существующими правилами налогообложения;
  • иные денежные взыскания, кроме указанных выше, могли взиматься только на нужды ВС или управления этим краем;
  • денежное взыскание не могло налагаться на всё население за деяния отдельных лиц, если в них не могло быть усмотрено солидарной ответственности граждан;
  • контрибуции изымались только на основании письменного распоряжения главнокомандующего и под его ответственность; при получении денег выдавалась расписка.

Контрибуции второго типа налагались на правительство побеждённого государства по окончании войны и представляли собой компенсацию победителю его военных издержек. Как правило, победитель желал не только покрыть военные расходы, связанные с завоеванием территории, но и возместить все потери, понесённые в результате войны. Отсюда — крайний произвол при установлении суммы контрибуции. В таком виде она обессмысливалась, так как сама по себе могла являться причиной войны. Возмещение военных потерь посредством наложения контрибуции особое развитие получило в эпоху Коалиционных войн против Наполеона. Наполеон не заключил ни одного мирного договора, не выговорив контрибуции, кроме Тильзитский мир по которому Российская империя её не платила. А в 1815 году союзники, в свою очередь, наложили на Францию огромную контрибуцию.

Исторические примеры[править | править код]

Как указано выше, контрибуции активно использовались Францией во время правления Наполеона. При нём не было заключено ни одного мирного договора, в котором не оговаривалась бы контрибуция. В период с 1795 по 1808 годы Франция получила более двадцати контрибуций на общую сумму 535 млн франков. Из них наибольшие суммы отдали Голландия в 1795 году (210 млн) и Пруссия в 1808 году (120 млн). Но в 1815 году участниками Седьмой антифранцузской коалиции был подписан Парижский мирный договор, по которому Франция была обложена контрибуцией в размере 700 млн франков, которые обязана была отдать в течение пяти лет. До полной оплаты долга часть территории была оккупирована вооружёнными силами союзников в количестве 150 тысяч человек, содержание которой также оплачивалось Францией.

После того в мирных трактатах между европейскими державами долго нет речи о военных издержках, — можно было думать, что обычай выведет их из употребления в отношениях между европейскими державами. Войны в Европе 1853 — 1856, 1859 и 1864 годов окончились без контрибуций. Их возобновила Пруссия с началом Австро-Прусской войны в 1866 году, доведя практику контрибуций до крайних размеров в 1871 году: Франция должна была уплатить, не считая упомянутых выше поборов, 5 млрд франков. В 1866 году, по окончании семинедельной войны с Австрией, Пруссия по Пражскому мирному договору наложила на Австро-Венгрию контрибуцию в 20 млн прусских талеров.

Сумма всех контрибуций за 100 лет с 1795 года составляет около 8 млрд франков (без китайской контрибуции в пользу Японии в 1895 году), — из них на долю Пруссии приходится 51,4 %. Контрибуция, наложенная Россией на Турцию после войны 1877 — 1878 годов (договора 1879 и 1882 годов), равнялась 802 млн франков. Кроме того, Турция вернула России южную часть Бессарабии, города Карс, Ардаган, Батум. Из более древних примеров использования контрибуции можно привести Дарданский мир, заключённый в 86 году до н. э. между Римом и Понтийским царством. Митридат VI Евпатор уходит с захваченных территорий в Малой Азии, предоставляет 80 кораблей и 3 000 талантов контрибуции. Византийский император Константин IV в 678 году заключил мир с халифом Муавией. Границы остались неизменными, но арабы обязались выплачивать Византии ежегодную контрибуцию. В 679 году воевал с болгарами хана Аспаруха, перешедшими Дунай. Потерпел неудачу и купил мир данью.

Под давлением общественного мнения и благодаря усилиям советских дипломатов державы Антанты при разработке Версальского договора формально отказались от контрибуций, заменив их репарациями. По соглашению, подписанному дополнительно к Брестскому миру в 1918 году, Россия обязалась выплатить Германии контрибуцию в 6 млрд марок. Кроме того, от России отторгались Польша, Литва, Курляндия, Лифляндия и Эстляндия, а к Турции отходили города Карс, Ардаган и Батум. Финляндия признавалась независимым государством. После Второй мировой войны мирные договоры 1947 года проводят принцип недопустимости контрибуций, а Женевская конвенция в 1949 году запрещает их взимание.

Читайте также:  О пользе мастурбации для мужчин

Другие примеры[править | править код]

  • Кипро-генуэзская война (1373—1374). Кипрское королевство обязалось выплатить огромные суммы для возмещения военных расходов Генуэзской республики.
  • Война за испанское наследство (1701—1714). В 1712 году Жак Кассар взял с Суринама контрибуцию в 800 тыс. ливров, в следующем году с Курасао — выкуп в 115 тыс. пиастров.
  • Русско-турецкая война (1768—1774) закончилась выплатой Турцией России военных контрибуций на сумму в 4,5 млн рублей.
  • Нанкинский договор — договор, заключенный 29 августа 1842 года между Китаем и Великобританией, в результате поражения Китая в Первой опиумной войне. По этому договору Китай выплатил Великобритании контрибуцию в размере около 21 млн долл США.
  • Русско-турецкая война (1877—1878): 3 марта 1878 года Абдул-Хамид II заключил предварительный договор в Сан-Стефано, по которому признаны независимыми Румыния, Сербия, болгарским провинциям дано самоуправление. России, Сербии и Черногории были переданы значительные территории, установлена контрибуция за военные издержки (фактически это уже репарации).
  • Нёйиский договор был заключён между Болгарией и странами Антанты. Договор был подписан 27 ноября 1919 года в пригороде Парижа Нёйи-сюр-Сен. Сумма наложенной на Болгарию контрибуции составила 2,25 млрд франков золотом (407 млн долл.) или четверть национального достояния.

См. также[править | править код]

  • Репарации
  • Сатисфакция
  • Реституция

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Контрибуция // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Féraud-Giraud. Recours en raison des dommages causés par la guerre. П.: 1881
  • Vidari. Del rispetto della proprietà privata fraglistati in guerra. Павия: 1867
  • Rouard de Card. Laguerre continentale dans ses rapports avec la propriété. П.: 1877
  • Ф. Мартенс. О праве частной собственности во время войны. СПб.: 1869
  • Benedix. Dissertatio de praeda… bello terrestri légitime parta. Бресл.: 1874
  • Löning. Die Verwaltung des Generalgouvernements Elsass. Страсб.: 1874
  • Laveleye. Le respect de la propriété en temps de guerre. 1876—1877
  • Guérard. Les lois de la guerre au point de vue des intérêts privés. 1880
  • См. также: «Занятие неприятельской территории (литература) и руководства по международному и специальному военному праву», особенно: Guelle. Précis des lois de la guerre sur terre. П.: 1884.
  • Контрибуция // Экономический словарь.

Ссылки[править | править код]

    Источник

    Поговорим про экономическую составляющую победы.

    Поражение в войне влечет для государства целый ряд негативных последствий. Они касаются социальной, политической, военной и даже культурной сферы. Проигравшее войну государство теряет часть суверенитета, накладываются ограничения на размер и техническое оснащение армии.

    Победитель хочет продемонстрировать всему миру (а главное – проигравшему) свою силу и превосходство. Это принесет моральное удовлетворение, как принимавшим тяжелые решения первым лицам, так и массовому потребителю внутри страны.

    Мысль “эх, как мы наваляли тогда немцамэфиопаммарсианам” всегда греет душу. Особенно греет тому, кто никаким боком не причастен к победам проливавших кровь предков. И ничего с этим не поделаешь, желание доминировать глубоко заложено в природу человека.

    Но война гораздо более циничное мероприятие. Моральное удовлетворение нации и демонстрация силы – это, конечно, важно. Хотя вот деньги в кармане греют не только душу, но и тело. Поэтому послевоенные переговоры и устройство мира неминуемо сводятся к тому, кто и сколько заберет материальных активов и ценностей у проигравшего.

    Как было раньше? Контрибуция.

    Идея о разграблении и наживе за счет проигравшей страны поселилась в головах людей еще тысячи лет назад.

    Римляне примерно 2.500 лет назад даже придумали специальный термин. “Горе побежденным” (Vae victis) означает, что у проигравшей стороны нет никаких прав, а победитель диктует любые условия.

    Из такого понимания экономической ответственности исходили военноначальники далекого (и не совсем далекого) прошлого.

    Контрибуция могла взиматься в виде:

    1. Денег, драгоценных металлов;

    2. Исключительных прав (например, разработка сырьевых месторождений);

    3. Материальных активов (производственное оборудование, заводы, машины);

    4. Вещи, одежда у населения на территории врага;

    5. Еда и продовольствие;

    6. Подневольный труд и рабы;

    Отличие контрибуции – ее может требовать страна-агрессор. Ради самой контрибуции часто войны и начинались. По своей сути, контрибуция – это экономическое разграбление проигравшей стороны. Степень варварства в процессе разграбления варьируется в зависимости от цивилизованности сторон.

    Дань, которой обложили Русь монголо-татарские завоеватили, была формой контрибуции. Прискакал. Завоевал. Забрал ценное.

    Как стало в 20 веке? Репарации.

    По мере развития человечества в голову политиков, правоведов и экономистов постепенного приходит немного иная мысль. “Нагрузить” проигравшего – это, конечно, святое дело. Однако это должно иметь под собой некоторое экономическое (и желательно моральное) обоснование. Негоже превращаться в варваров и беспринципно разворовывать безоружного и побежденного. Да и за этим могут последовать неблагоприятные последствия отложенные во времени для самих победителей.

    Уважаемый читатель, предлагаю тебе подписаться на мой канал. И ты не пропустишь мою статью, которую я выложу уже завтра.

    Статья будет посвящена британскому экономисту (его даже называют величайшим в 20 веке), который входил в число высокопоставленных советников стран-победителей в Первой мировой войне. Этот экономист продвигал на тот момент казавшуюся странной и нелепой идею – не налагать на проигравшую Германию разорительные экономические санкции, отбирая последнее. А, наоборот, ДАТЬ ГЕРМАНИИ денег и помочь восстановить экономику. Иначе союзники сами пожалеют о своем не снисхождении. И оказался прав. Всего через 20 лет Гитлер уничтожил половину Европы.

    К слову, экономист неофициально встречался 3 раза лично со Сталиным на территории СССР и обсуждал экономические вопросы. В чем-то критиковал советский строй, а в чем-то даже хвалил. Взгляды на экономические последствия первой мировой у двух деятелей сходились.

    После первой мировой войны в международном обиходе появилось новое слово – репарации. Это такая относительно цивилизованная попытка востребовать материальную награду за победу. Отличительные особенности репраций:

    1. Имеет право требовать только НЕ агрессор;

    2. Размер возмещения должен иметь под собой разумное экономическое обоснование;

    3. Чаще всего, главенствует идея о возмещении ущерба нанесенного агрессором и возмещение издержек, которое понесло государство-победитель в ходе войны;

    Послевоенная разруха. Берлин.

    Источник

    У этого термина существуют и другие значения, см. Репарация.

    Репара́ции (от лат. reparatio — восстановление) — форма материальной ответственности субъекта международного права за ущерб, причиненный в результате совершенного им международного правонарушения другому субъекту международного права, в частности, возмещение государством, в силу мирного договора или иных международных актов, ущерба, причинённого им государствам, подвергшимся нападению. Объём и характер репараций должны определяться в соответствии с нанесённым материальным ущербом.

    Читайте также:  Вред и польза протеинового коктейля

    Репарации от Германии и её союзников после Первой мировой войны[править | править код]

    Впервые право на получение репараций обосновано в Версальском мирном договоре 1919 г. и др. договорах Версальской системы, где зафиксирована ответственность Германии и её союзников за убытки, понесённые гражданским населением стран Антанты вследствие войны. В действительности репарации в указанных договорах носили форму замаскированной контрибуции.

    По итогам Первой мировой был заключён Версальский мирный договор, по которому была определена сумма репараций: 269 миллиардов золотых марок — эквивалент примерно 100 тысяч тонн золота. Разрушенная и ослабленная сначала экономическим кризисом 20-х годов, а затем и Великой депрессией страна была неспособна выплачивать колоссальные репарации и была вынуждена занимать у других государств, чтобы выполнять условия договора. Последнее утверждение является мнением, идущим от аргументов немецкой стороны, другие стороны-получатели имели мнение, что Германия просто отказывается платить и платит очень мало и с большой неохотой. В самом крайнем виде уже точка зрения сторон-получателей выплат состоит в том, что Германия саботировала выплаты и фактически сознательно пошла на возникновение ситуации гиперинфляции 1923 г., когда выплаты в силу быстрого обесценения теряли всякий смысл. Эта крайняя точка зрения также не во всем обоснована, но факт остается фактом, что немецкое население воспринимало ситуацию гиперинфляции совершенно спокойно и никаких социальных волнений это не вызвало, а сама ситуация с платежами была урегулирована только на согласии немецкой стороны принять выплату заемными средствами от США в счет принятия на Германию этой задолженности. То есть, Германия платила чужими деньгами и только записывала это в свой долг (который в исторической перспективе после 2 мировой войны был фактически списан США). Репарационная комиссия сократила сумму до 132 млрд. (тогда это соответствовало 22 млрд фунтов стерлингов).

    Статьёй 116 Версальского договора оговаривалось право Советской России на предъявление Германии реституционных и репарационных требований.

    В апреле 1924 г. американский банкир Чарльз Дауэс выдвинул ряд предложений по урегулированию проблемы выплат репарационных платежей Германии. Эти предложения были вынесены на обсуждение международной конференции в Лондоне в июле-августе 1924 г. Конференция завершилась 16 августа 1924 г., ею был принят так называемый План Дауэса.

    Но основным элементом «Плана Дауэса» было предоставление финансовой помощи Германии от США и Англии в виде кредитов для выплаты репараций Франции.

    В августе 1929 г. и январе 1930 г. состоялись репарационные конференции, на которых было решено предоставить Германии льготы и был принят новый план выплаты репараций, который получил название плана Юнга, по имени американского банкира, председателя комитета экспертов. План Юнга предусматривал сокращение общей суммы репараций со 132 до 113,9 млрд марок, срок выплаты предусматривался в 59 лет, уменьшились ежегодные платежи. В 1931—1934 гг. сумма выплат должна была увеличиваться, начиная с 1 млрд. 650 млн марок. В последующие 30 лет репарации должны были выплачиваться по 2 млрд марок. В остальные 22 года объём ежегодных взносов уменьшался.

    Однако, разразившаяся вскоре Великая депрессия привела к срыву этого плана. С начала 30-х гг. XX века сменявшие друг друга германские правительства всё настойчивее требовали полной отмены репарационных платежей, мотивируя это возможным крахом германской экономики, а также коммунистической революцией в Германии, которую этот крах неминуемо повлечёт. Эти требования нашли понимание у правительств великих держав. В 1931 году президент США Герберт Гувер объявил мораторий на германские репарации.

    Для окончательного решения вопроса с репарациями была созвана международная конференция в Лозанне, которая закончилась подписанием 9 июля 1932 г. соглашения о выкупе Германией за три миллиарда золотых марок своих репарационных обязательств с погашением выкупных облигаций в течение 15 лет. Лозаннский договор, или, как его называли, «Заключительный пакт», был подписан Германией, Францией, Англией, Бельгией, Италией, Японией, Польшей и британскими доминионами. Он заменил собой все предыдущие обязательства по плану Юнга.

    Однако, и эти соглашения не были проведены в жизнь, так как после прихода к власти в Германии в 1933 году Гитлера его правительством уплата каких-либо репарационных платежей была прекращена.

    Уже после Второй мировой войны и образования в 1949 году Федеративной Республики Германия главы МИД США, Англии и Франции обязали её вернуться к выплате долгов по Версальскому договору. В 1953 году, согласно Лондонскому договору, потерявшей часть территории Германии было разрешено не платить по процентам вплоть до объединения. Очевидно, что небольшой объем платежей (всего до 1953 г. было осуществлено платежей на сумму не более 800 млн.марок) говорит о политически демонстративном характере данного соглашения, со стороны США и союзников существовало стремление продемонстрировать факт неучастия СССР, а со стороны ФРГ имело место желание создать и закрепить прецедент правовой преемственности единой Германии исключительно со стороны ФРГ, игнорируя факт существования ГДР.

    Объединение Германии 3 октября 1990 года повлекло «реанимацию» её репарационных обязательств по Версальскому договору. На то, чтобы погасить долги, Германии было отпущено 20 лет, для чего стране пришлось взять двадцатилетний кредит в 239,4 миллиона марок.

    По истечении этого срока, 4 октября 2010 года Немецкий федеральный банк произвёл последний платёж по денежным обязательствам, связанным с репарациями, и таким образом эти обязательства были Германией полностью исполнены.[1][2]. Незначительность уплаченных сумм подтверждают формальный и политически обусловленный характер данных выплат.

    Репарации от Германии после Второй мировой войны[править | править код]

    Формы репараций от нацистской Германии и её союзников в возмещение ущерба, нанесённого ими в ходе Второй мировой войны 1939—1945, были определены на Ялтинской конференции 1945 года. На Потсдамской конференции в августе 1945 было достигнуто следующее соглашение: репарационные претензии СССР будут удовлетворены путём изъятия из восточной зоны Германии и за счёт германских активов, находящихся в Болгарии, Финляндии, Венгрии, Румынии и Восточной Австрии; претензии США, Великобритании и других стран, имеющих право на репарации, будут удовлетворены из западных зон; некоторую долю репарационных платежей СССР дополнительно должен был получить из западных зон Германии. Решения Ялтинской и Потсдамской конференций о репарациях СССР из западных зон Германии западными державами не были выполнены полностью.

    Согласно данным Главного трофейного управления, опубликованным в 1990-е годы российскими исследователями Михаилом Семирягой и Борисом Кнышевским, в СССР из Германии было вывезено около 400 тыс. железнодорожных вагонов, в том числе 72 тыс. вагонов строительных материалов, 2885 заводов, 96 электростанций, 340 тыс. станков, 200 тыс. электромоторов, 1 млн. 335 тыс. голов скота, 2,3 млн тонн зерна, миллион тонн картофеля и овощей, по полмиллиона тонн жиров и сахара, 20 млн литров спирта, 16 тонн табака. В СССР вывезли телескопы из астрономической обсерватории университета Гумбольдта, вагоны берлинской подземки и круизные лайнеры. В частности, в 1950 году конфискованным технологическим, энергетическим и грузоподъёмным оборудованием из Германии был оснащён строившийся в Краснодаре Компрессорный завод[3]

    Читайте также:  Чтение вслух польза или вред

    В Кемерово на предприятии КОАО «Азот» до сего дня[когда?] используются компрессоры 1947 г. выпуска фирмы «Шварцкопф».
    На Центральной телефонной станции Москвы, номера которой начинались на «222» и которая обслуживала, в том числе, ЦК КПСС, до 1980-х годов использовалось оборудование телефонного узла рейхсканцелярии. По данным историка и экономиста Гавриила Попова, даже техника для подслушивания, применявшаяся после войны советской госбезопасностью, была германского происхождения.

    Гораздо более важным для СССР (одновременно и для США и Британии) было использование немецких военных технологий. Особенно значительным оказался вклад, полученный от использования технологий Германии, в технологии ракетостроения, реактивной авиации, систем ПВО. По утверждению ветерана ракетно-космической отрасли Б.Е.Чертока, в СССР было вывезено большое количество готовой ракетной техники, чертежей и технической документации, а также немецких специалистов, которые были использованы в воспроизведении в СССР образцов ракетной техники, разработанных в Германии, на базе которых развивалось советское ракетостроение. До сих пор также популярна легенда, что в создании автомата Калашникова также были использованы технологии, связанные с личностью немецкого конструктора В.Шмайсера, который также был вывезен и работал в СССР после 1945 г. в течение некоторого времени.

    У жителей советской зоны оккупации Германии официально конфисковали 60 тыс. роялей, 460 тыс. радиоприемников, 190 тыс. ковров, 940 тыс. предметов мебели, 265 тыс. настенных и настольных часов, которые в основном были распределены за небольшую плату между советскими номенклатурными чинами и старшими офицерами. В документах трофейного ведомства числятся также 1,2 млн мужских и женских пальто, 1 млн головных уборов и 186 вагонов вина. Очевидно, что это имущество лишь в самой малой мере могло возместить ущерб от военных действий и оккупации, причиненных в ходе войны 1941-45 гг. советским гражданам и государству.

    Взимание репараций с ГДР было прекращено по совместному соглашению СССР и ПНР с 1 января 1954.

    Изъятое промышленное оборудование, прочее оборудование и торговые суда по Парижскому соглашению от 14 января 1946 г. из западной зоны Германии в пользу США, Великобритании и других государств оценивается в общей сложности в 4,782 млрд рейхсмарок (по курсу 1938 г. 2,5 РМ за доллар)(правда это лишь часть репараций).[4]

    Стоимость изъятий из Советской оккупационной зоны и ГДР составила, по оценкам Федерального министерства внутринемецких отношений, в общей сложности 15,8 млрд долларов[4], что эквивалентно приблизительно 14 041 тонне золота. Для сравнения, крупнейший золотой резерв в настоящее время принадлежит США и составляет 8133,5 тонн. Данные цифры, учитывая характер их происхождения и отсутствие согласования с правопреемниками советской стороны, должны вызывать сомнения.

    Также можно отметить, что в силу больших демографических потерь СССР предпочитал получение репараций не имуществом, а рабочей силой. Именно этим обстоятельством советской стороной объяснялось долгое пребывание (до 1955 г.) немецких военнопленных в СССР, труд которых использовался при проведении работ по восстановлению разрушенного войной хозяйства. Особенно широко использовался труд военнопленных при восстановлении жилого фонда разрушенных городов, например, города Сталинграда (Волгограда).

    По утверждению немецкой стороны, в России и странах СНГ в настоящее время находятся около 200 тысяч вывезенных после войны музейных экспонатов, два миллиона книг.[5] В то же время в ФРГ отсутствует практика возвращения имущества “перемещенного” с территории бывшего СССР в период до 1945 г. на основании аргумента, что в настоящее время это имущество находятся в частной собственности.

    В 2017 году некоторые польские официальные лица заявили, что Польша должна получить репарации за ущерб, понесенный в ходе Второй мировой войны. При этом министр национальной обороны Польши Антоний Мачеревич заявил, что от репараций в 1953 году отказалась не современная Польша, а «советская колония» Польская народная республика[6]. В августе 2017 года представитель Германии заявила, что вопрос о репарациях Польше урегулирован и вопрос о новых репарациях этой стране Германия рассматривать не будет[7]. 1 сентября (в день начала Второй мировой войны) немецкий бундестаг, согласно экспертному заключению, подготовленному аналитической службой бундестага, объявил, что у Польши нет правовых оснований для предъявления Германии требования о выплате репараций за ущерб, нанесённый во время войны[8].
    Также, в Польше правящая партия «Право и справедливость» заявила о праве на репарации от России, по Рижскому миру[9][10].
    В 2019 г. было заявлено, что Польша потребует от Германии выплат на сумму не менее 900 миллиардов долларов в качестве репараций за ущерб, нанесённый Варшаве во время Второй мировой войны[11]. До сих пор (август 2019 г.) официально претензии со стороны Польши в адрес ФРГ не предъявлены.

    Репарации от союзников Германии после Второй мировой войны[править | править код]

    Репарации от государств, воевавших на стороне Германии в Европе, были предусмотрены в мирных договорах 1947 на следующих принципах: ответственность за агрессивную войну (с учётом, однако, того, что эти страны вышли из войны, порвали с Германией, а некоторые из них объявили ей войну), частичное возмещение ущерба, причинённого войной, с тем, чтобы выплата репараций не подрывала экономику страны, выплата репараций натурой, в частности за счёт демонтажа оборудования военной промышленности, а также текущей промышленной продукции.

    Финляндия была единственной страной, полностью выплатившей военные репарации в сумме 226,5 млн долларов.

    Другие репарации[править | править код]

    20 января 1958 между Японией и Индонезией подписаны Мирный договор и репарационное соглашение, по которому Япония должна была в течение 12 лет выплатить Индонезии 223 миллиона долларов.

    См. также[править | править код]

    • Международно-правовая ответственность
    • Перемещённые культурные ценности
    • Трофейное искусство
    • Трофейные бригады
    • Трофейное Дело
    • Управление советским имуществом в Австрии

    Литература[править | править код]

    • Ogdan Musial. Сталинский разбойный поход
    • Широкорад А. Б. Великая контрибуция: Что СССР получил после войны. — М.: Вече, 2015. — 304 с. — (Великие тайны истории. XX век). — 7000 экз. — ISBN 978-5-4444-2507-7.

    Ссылки[править | править код]

    • Главное трофейное управление
    • Трофейная Германия
    • Операция «РЕПАРАЦИИ» (воспоминания участника)
    • Бивор Э. «Падение Берлина. 1945» — Глава 27. Vae Victis!
    • Как нам взыскать с Германии репарации (Берлин до сих пор не возместил ущерб, понесенный СССР во Второй мировой) // «Свободная пресса», 23 мая 2015

    Примечания[править | править код]

    Источник