Выступление библиотекаря о пользе чтения
Школьная библиотека как пространство
подготовки и развития семейного чтения.
Никогда никакими силами Вы
не заставите читателя познать
мир через скуку. Читать
должно быть интересно.
А. Н. Толстой.
В нашей школе учебный год прошел под девизом: «Время читать!». Эпиграфом ко всей проведённой работе можно считать следующие строки, обращённые ко всем субъектам образовательного процесса (педагогам, родителям, учащимся):
Давайте знакомые книжки откроем
И снова пойдём от страницы к странице,
Всегда ведь приятно с любимым героем
Опять повстречаться, сильней подружиться!
Прежде чем начать работу я постаралась изучить традиции семейного чтения, существовавшие в России с давних времён. Нужно отметить, что на Руси издавна семья была почитаема и оберегаема, потому что именно здесь происходит рождение, становление и формирование личности человека. Более того, именно семья является колыбелью величайших чувств – любви, взаимопонимания и ответственности.
В России традиция семейных чтений имеет очень глубокие корни. В каждой стране свои национальные традиции человеческих взаимоотношений в семье. У нас же всегда собирались вокруг самовара, под абажуром и непременно с книгой. Издавна русский народ ценил силу Слова; детскую книгу сравнивали с ключом, открывающим двери в сокровищницы мудрости и богатства, с лестницей, ведущей к вершинам образованности, к почету и славе. Родители и педагоги всех времен стремились к тому, чтобы обученные грамоте дети были как можно более начитанными.
Исходя из всего вышеизложенного, приоритетным направлением в своей работе я определила организацию совместной деятельности семьи и библиотеки при формировании гармонично развитой личности. Большой потенциал решения этой задачи находится именно в семье.
От того, какие книги читает ребенок, во многом зависит, каким человеком он станет. Книга играет большую роль в воспитании и формировании нравственных качеств личности духовного мира школьника, так как непосредственно через нее происходит передача нравственных ценностей и норм от одного поколения к другому.
Ещё С. Я. Маршак писал: “Литературе так же нужны талантливые читатели, как и писатели. Именно на них и рассчитывает автор, когда напрягает свои душевные силы. Художник-автор берет на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением художник-читатель”.
Основной своей задачей как библиотекаря — я считаю воспитание у детей любви к книге, воспитание тех самых талантливых читателей, о которых когда-то писал Маршак.
На протяжение всей своей деятельности я совместно с администрацией школы и педагогическим коллективом стараюсь способствовать формированию в семье новых отношений, во многом определяющих жизненный путь ребенка, осознанию семьей своей культурной, социальной значимости в обществе. С этой целью мной была разработана программа семейного чтения « Этикет для всех». Прежде всего, совместно с администрацией школы я постаралась выявить наиболее читающие семьи. Неоценимую помощь мне оказали педагоги школы при создании банка данных о семьях (молодые семьи, многодетные, неполные, увлечения, хобби). Это позволило мне индивидуализировать свою работу с каждым отдельным учащимся и в конечном итоге повысить её эффективность.
В своей работе я стараюсь максимально использовать наглядность. Уже у входа в библиотеку родителей встречает объявление: «Папы и мамы, бабушки и дедушки наших читателей! Мы приглашаем Вас в библиотеку, чтобы вместе подумать о чтении Ваших детей, поговорить о лучших книгах мировой и отечественной литературы. В программе наших встреч мы постараемся ответить на Ваши вопросы, определить круг чтения для каждой семьи. Расскажем о замечательных традициях детского, семейного чтения, о месте книги в современной семье, о том, как книжка, прочитанная вместе, помогает подружиться с собственными детьми. И мы искренне надеемся, что книга станет членом Вашей семьи. Ждем Вас!»
При реализации программы я использую различные разнообразные формы библиотечной работы:
1.Беседа у выставки « Читать престижно, или о пользе чтения».
2. Литературный праздник « Читаем вместе: взрослые и дети».
4. Конкурс « Книжки своими руками».
5. Беседа « Этикет – наука для меня».
6 Конкурс сочинений « Самая удивительная книга».
7. Выставка – экспозиция « Маленький семейный музей».
Для детей и родителей в библиотеке оформлены книжные выставки–советы «Прочитаем всей семьей», «Для вас родители» (книги о воспитании детей), «Эти книги читали ваши родители» (книги на выставку рекомендовали сами родители).
Поскольку работа школьного библиотекаря основывается на живом общении с детьми, неотемлимой частью своей деятельности я считаю подготовку и проведение различных массовых мероприятий с обучающимися. В течение учебного года были проведены мероприятия: «Путешествие в Библиоград», «Читаем вместе: взрослые и дети», « Дружим с книгой всей семьёй» и др.
Постоянно действуют сменные выставки:
- «Читайте вместе! Читайте вслух!».
На ней были представлены хорошо известные, давно полюбившиеся детские книги. Ярким дополнением к выставке стали иллюстрации, созданные лучшими художниками детской книги. Украшением выставки стали фигуры любимых литературных героев: Малыша, присевшего на подоконнике, «летающего» Карлсона и пр.
- Информационная выставка «Золотая книжная полка».
Дополнением к этой выставке служит рекомендательный список по чтению для детей младшего школьного возраста памятка для родителей «Хотите, чтобы ваш ребёнок много и с удовольствием читал?», « Дружеские советы родителям, воспитателям, библиотекарям», тест «Знаете ли вы своего ребёнка?», литературные кроссворды для семейного разгадывания.
- Выставка – обзор “Это интересно”.
- Выставка – путешествие “Книги, которые нам подарили”.
- Выставка “Что читают твои одноклассники”.
- Выставка – рассуждение «Читать престижно или о пользе чтения».
- Выставка – викторина « Это интересно».
- Книги трёх поколений « Эти книги читали наши бабушки»
Наибольшее внимание я уделяю молодым родителям, призывая их не упустить возможность найти себе помощников в лице библиотеки в воспитании собственных детей.
С этой целью я подготовила и распространила следующие памятки: «Научите ребёнка любить книгу», Памятки для родителей «Советы родителям», «Дружеские советы родителя, воспитателям, библиотекарям».
Мной оформлен информационный стенде «Человек читающий», где размещены советы родителям «Что и как читать детям», рекомендательные списки «Книжная полка школьника», «Золотая книжная полка», «Читаем вместе», высказывания известных людей о воспитании и чтении.
В декаду знаний в школьной библиотеке была проведена уже ставшая традиционной акция «В библиотеку с другом». В ходе её я предлагаю всем школьникам – читателям нашей библиотеки рассказать своему другу или подружке о библиотеке и прийти в библиотеку вместе. Ведь если рядом есть друг, любая дорога становится веселее, настроение – лучше, а трудная жизненная задача – куда проще. Эту работу я осуществляю на специально организованных классных часах.
Традиционным стал в нашей школе литературный праздник: “Читаем вместе: взрослые и дети»”. В нем принимают участие обучающиеся 4-х классов и их родители.
Суть его заключается в том, что семейные команды рассказывают о своих любимых книгах, читают стихи, отвечают на вопросы викторины, соревнуются в своих литературных знаниях, разгадывают кроссворды. При проведении этого праздника особенно яркими моментами всегда бывают представленные на суд зрителей собственные сочинения учащихся школы. На этом празднике интересно и весело бывает всем: и его участникам, и зрителям.
Такие мероприятия показывают, что в тех семьях, где читают родители, любимым занятием детей так же становится чтение, а проблем с интеллектуальным развитием и воспитанием становится меньше. Ведь часть педагогических обязанностей берет на себя книга. В конце мероприятия все гости получают памятные буклеты.
Работа школьного библиотекаря не может быть эффективной без осуществления обратной связи с родителями и детьми. По этому регулярно проводится анкетирование, как учащихся, так и их родителей с целью изучения потребности в чтении, читательских интересов. Результаты показывают, что многие родители отмечают положительное влияние совместного чтения на личность ребенка, на взаимоотношение в нутри семьи, на создание благоприятного эмоционального микроклимата. На ряду с этим выявляются и отрицательные показатели: культура семейного чтения еще довольно низка; лишь небольшое количество родителей помогают детям советом при выборе книг; репертуар чтения во многих случаях ограничен литературой приключенческого жанра; с русской классикой ребята знакомятся в основном в рамках школьной программы. Кроме того, родители не всегда реально представляют себе, каковы методы приобщения детей к книге незнакомы с литературой для семейного чтения. Проведённое анкетирование и его качественный анализ позволяют своевременно учитывать и устранять возникающие недоработки в организации семейного чтения. Теперь выступая перед родителями на школьных собраниях, классных часах с анализом чтения ребят я рекомендую детскую литературу различной тематики, а также литературу для родителей по проблемам воспитания детей в семье.
Систематически я принимаю участие в проведение родительских собраний, где стараюсь раскрыть перед родителями роль и значимость семейного чтения формировании личности ребёнка, совместно с родителями обсуждаю произведения, которые могли бы их заинтересовать, провожу анкетирование позволяющее наметить пути дальнейшей работы.
В библиотеке действует на постоянной основе «Детский уголок», который привлекает внимание детей. На маленьких столиках учащиеся всегда найдут бумагу, краски, карандаши, книжки-раскраски, пластилин. Здесь дети рисуют, лепят, мастерят. Причём детские творения не исчезают бесследно, а появляются на действующей выставке «Это сделали мы сами».
Школьная библиотека принимает участие и в городских мероприятиях. Так, в этом учебном году мы приняли активное участие в ГОРОДСКОМ ФЕСТИВАЛЕ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ« Книга в кругу семьи». Была проведена большая подготовительная работа, причём и учащиеся и родители проявили большой интерес и заинтересованность. Это позволило семье нашего учащегося Егорова Алексея занять достойное место.
Регулярно мной проводятся библиотечные уроки, конкурс “Самый читающий ученик”,« Самый читающий класс», что так же позволяет повысить интерес учащихся к чтению.
Конечно, многие вопросы библиотечной работы, связанные с семейным чтением, мне еще предстоит решить. Однако радует, что в общественное сознание вновь возвращается представление о книге, как о вечных, непреходящих ценностях. Каждому библиотекарю важно помнить, что дорога в библиотеку может и должна стать для всех дорогой к счастливому семейному очагу.
Своё выступление я хочу закончить обращением замечательного детского писателя Валерия Михайловича Воскобойникова:
«У каждого человека есть любимые мгновения жизни. Эти мгновения всегда при нем, и если ему приходится трудно, стоит вспомнить их. Они согреют и осветят душу.
Для меня такие мгновения начались с раннего детства. Иногда вечером в выходной мама усаживала меня рядом с собой на диван, открывала книгу и начинала читать ее вслух. Это были замечательные книги: про Чука и Гека, про Робинзона Крузо. И я ждал таких выходных всю неделю.
Чтение книг вместе с близкими людьми – прекрасное занятие. Семейные чтения – это главный путь широкого приобщения детей к миру книги!
Источник
Ольга Большакова
Общее родительское собрание «Волшебный мир книги»
Цель: подведение родителей к выводу о том, что чтение детских книг играет огромную роль для их всестороннего развития.
Задачи:
расширять представления родителей о роли книг в воспитании ребенка;
стимулировать самообразование родителей;
прививать навыки читательской культуры;
воспитывать бережное отношение к книге.
Форма проведения: дискуссия
Участники: воспитатели, родители, библиотекарь.
Подготовка к собранию:
Анкетирование родителей «Воспитание у ребенка интереса и любви к книге»
Интервью детей «Книги в нашем доме»
Подготовка выставки разножанровой детской литературы, аудиокассет и дисков с записью стихов, сказок, рассказов в художественном исполнении.
Подготовить и выставить папки-передвижки по данной теме.
Подготовить буклеты по теме собрания.
Оформление папки-раскладушки «Как сказка помогла…»
План проведения
Вступительная часть.
Обозначение проблемы. Упражнение «Выбери дистанцию».
Литературная викторина для родителей.
Начало дискуссии «Роль книги в семейном воспитании».
Анализ анкет
Дети о книгах.
Выступление библиотекаря.
Мастер-класс «Разучивание игр для детей»
Заключительное слово воспитателя (вывод)
Решение собрания
Ход мероприятия:
(1 слайд) Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Тема нашей сегодняшней встречи «Волшебный мир книги»
(читают дети подготовительной группы)
Книга учит добро понимать,
О поступках людей рассуждать.
Коль плохой, то его осудить,
Ну а слабый — его защитить!
Дети учатся думать, мечтать,
На вопросы ответ получать.
Каждый раз что-нибудь узнают,
Окружающий мир познают. А. Лесных
(2 слайд) Наше время — время великих достижений науки, техники время замечательных открытий. Но из всех чудес, созданных человеком, наиболее сложным и великим М. Горький считал книгу.
В книге заключен огромный духовный мир человечества.
Прозорливые родители всегда стремятся к тому, чтобы дети имели собственные книги и, чтобы таких книг было много. Они читают малышам вслух, а те сосредоточенно слушают. Однако такая картинка из жизни несколько идеализирована. Сегодня многим детям вообще никто ничего не читает, некоторым от случая к случаю читают что-нибудь по вечерам или в выходные. А без помощи взрослых ребенку не войти в прекрасный мир книги.
(3 слайд) Всем известен интерес детей к книге. Это возникает на пути от простого любопытства – к удивлению, от удивления – к активной любознательности, а от нее к знанию.
Природную любознательность ребенка полнее всего удовлетворяют книги. Очень много зависит от того, как относятся к книге в семье.
Читатель в ребенке начинается раньше, чем он научится читать. Ребенок-слушатель – это уже читатель. Однако читательская судьба ребенка зависит от Вас, уважаемые взрослые. Вы, беря в руки книгу, становитесь посредником между писателем и слушателем (ребенком-читателем). А Ваша любовь к книге, наслаждение ею как искусством, искреннее увлечение событиями и обстоятельствами, в которые попадают герои книг, умение передавать свои чувства и переживания помогут привлечь ребенка к книге.
Хорошая книга – лучший друг. В наши дни особенно актуален вопрос, что читать и как читать ребенку. Наша с Вами задача – приобщать детей к детской литературе и детскому чтению и сделать их грамотными читателями.
(4 слайд) Как Вы думаете, зачем надо читать? (Игра с мячом)
(4 слайд – щелчок) Благодаря чтению развивается память, внимание, мышление, воображение, смысловое восприятие. С помощью чтения повышается грамотность, развивается речь и увеличивается словарный запас. Но самое главное, на основе чтения формируется внутренний мир ребенка, так как художественная литература влияет на нравственное развитие ребенка. Она знакомит его с такими проявлениями человеческой натуры, как дружба, ненависть, предательство, обман, трусость, благородство, готовит ребенка к реальной жизни.
Чтение было и остается основным средством приобщения ребенка к культуре, поэтому важно развивать в нем любовь и интерес к чтению.
Приобщая ребенка к литературе, необходимо рассчитывать на кропотливую, долговременную работу, которая в будущем обязательно даст свои плоды. Общение ребенка с художественным текстом должно быть ежедневным. Читать можете не только Вы, уважаемые родители, но и старшие ваши дети, бабушки и дедушки.
А теперь, ответьте, пожалуйста,на вопрос:
(5 слайд) «Читаете ли вы сами в настоящее время художественную литературу?» (высказывания родителей)
(5 слайд – щелчок) Уважаемые родители, прививая интерес к чтению, Вы, являетесь главным примером для ребенка. И если вы отдаете предпочтение не книге, а телевизору или компьютеру, то дети практически не увидят вас с книгой в руках.
Дети – это счастье, созданное вашим трудом. (В. Сухомлинский)
Дом, в котором есть дети, трудно представить без детских книг.
Детская книга в семье — индикатор заботы старшего поколения о воспитании и образовании младших.
А сейчас предлагаем послушать, что говорят наши дети?
(включить видиофильм)
(Результаты интервьюирования)
(6 слайд) Уважаемые родители, согласитесь, что совместное чтение – это прекрасная возможность с пользой дела провести вечер в кругу семьи, отдохнуть, пообщаться, обсудить возникшие проблемы и т. д. А для этого хорошо иметь домашнюю библиотеку, в которой подобран материал для чтения, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
Современный книжный рынок предоставляет нам огромный выбор книг для детей.
Проблема помощи семье в подборе литературы для детей в современных условиях, стала актуальной.
(7 слайд) Что выбрать для своего ребенка?
Главное условие хорошо скомплектованной библиотеки для детей — понимание критериев подбора нужной литературы.Такими критериями являются:
– доступность для данного возраста;
– проверка качества издания временем;
– признание ценности книги, как со стороны детей, так и взрослых;
– способность книги быть помощником в обучении;
– наличие иллюстративного материала;
– гуманное содержание;
– образный язык.
Создавая домашнюю библиотеку, надо помнить, что в круг чтения даже самых маленьких могут войти издания, казалось бы, совсем не предназначенные для них. Это могут быть и альбомы по искусству, и отдельные иллюстрированные издания. Даже рассматривая картинки в такой книге, ребенок осваивает общение с ней. Движимый простым любопытством, он в результате получает толчок к познанию содержания этого чудесного предмета, таящего в себе столько интересного.
Сегодня в гостях у нас библиотекарь детской библиотеки …. Она расскажет, какие книги могут по-настоящему увлечь ребенка.
(примерное выступление библиотекаря)
(9 слайд) Проходит награждение самых читающих семей.
Педагоги детского сада сейчас проведут с вами мастер – классы, на которых вы познакомитесь с формами работы по ознакомлению дошкольников с художественной литературой
Мастер-класс «Разучивание игр для детей»
Злобина Т. В. Игра «Очумелые ручки» После того, как ребенку прочитали сказку, рассказ или стихотворение дайте ему лист бумаги и краски, пусть рисует персонажей. Или лепит из пластилина, или вырезает из цветной бумаги. Рукодельных фантазий множество.
Попова И. В. Викторина по сказкам А. С. Пушкина закрепление знаний произведений А. С. Пушкина
Коржева М. В. Игра «Спектакль» Разыгрывается спектакль с участием домашних или маленьких друзей. Нужно дать ребенку проявить свои творческие мыслительные способности, развить фантазию.
Павлова Л. В. Игра «Летучка» После прочтения спросить у ребенка, что он думает о каком-либо поступке героя, как относится к разным персонажам. А потом предложить созвать этих героев на совет и высказать свое суждение, просьбу, недовольство.
Вывод после мастер – класса
(10 слайд)
Работа с книгой богата и разнообразна как по форме, так и его содержанию. Долг каждого из нас – научить детей любить книгу, ощущать потребность в ней, понимать её. С.Лупана: “Привить ребёнку вкус к чтению – лучший подарок, который мы можем ему сделать”.
(11 слайд) Выберите близкую Вам фразу и закончите ее.
«Читать детям нужно потому, что…» –___(I)
«Читать детям важно потому, что…» – ___(II)
(Родители выполняют задание)
Подведем итог
Уважаемые родители, отрадно, что фраза (I) осталась незаконченной. Вы единогласно считаете, что читать детям ВАЖНО потому, что …
(Зачитать ответы родителей)
, что чтение развивает память, фантазию, речь, расширяет кругозор, рождает у ребенка желание творить самому)
Нашу встречу хочется закончить словами К. Г.Паустовского:
(12 слайд) «Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной новой страницы из книги!»
Уважаемые родители, спасибо за работу!
Список используемой литературы:
1. Вместе с семьей / Сост. Н. Н Серова. – СПб.: Санкт-Петербургский гос. унив-т пед. мастерства, 1998. – С. 50-53
2. Гурович Л. М., Береговая Л. Б., Логинова В. И., Пирадова В. И. Ребенок и книга: Пособие для воспитателя детского сада / Изд. 3-е, испр. и доп. – СПб.: Изд-во Детство-Пресс, 1999. – 128 с.
3. Денисова С. А. Родители о детском чтении и роли библиотек / Родительское собрание по детскому чтению: сборник материалов по разработке моделей и методик проведения / Пермская краевая детская библиотека им. Л. И. Кузьмина, Русская школьная библиотечная ассоциация. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008. – С. 30
4. Добрынина Н. Интервью с Настенькой // Дошкольное воспитание № 4 – 2009. – С. 10
5. Зенина Т. Н. Родительское собрание в детском саду. – М.: Центр педагогического образования, 2007. – 80 с.
6. Кузьменкова Е., Рысина Г.Воспитание будущего читателя: Литературно-художественное развитие детей 3-5 лет. – М.: Чистые пруды, 2005. – 32 с.
7. Метенова Н. М. Взрослым о детях. –Ярославль: 1999. – 40 с.
8. Семейное чтение в год семьи / Сост. Т. Д. Жукова. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008. 320 с. – (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря: Приложение к журналу «Школьная библиотека». Серия 1 Вып. 5-6)
9. Тихомирова И. И. Детская книга в домашней библиотеке // Родительское собрание по детскому чтению: сборник материалов по разработке моделей и методик проведения / Пермская краевая детская библиотека им. Л. И. Кузьмина, Русская школьная библиотечная ассоциация. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008. – С. 32. – (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря: Приложение к журналу «Школьная библиотека». Серия 1 Вып. 4)
Приложение
Великие о пользе чтения
В книгахзаключено особое очарование: книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.
Ф. Петрарко
Книги – лучшие друзья. К ним можно обращаться во все трудные минуты жизни. Они никогда не изменят.
А. Доде
Задача книги – облегчить, ускорить понимание жизни…
Я. Корчак
Если книга возвышает душу, вселяя в нее мужество и благородные порывы,судите ее только по этим чувствам: она превосходна и создана руками мастера
Ж. Лабрюйер
Все мы желаем нашим детям добрых друзей, да не всегда знаем, где таких друзей отыскать. Но они рядом! Они у вас дома, на книжной полке.
Л. И. Кузьмин
Детская книга при всей ее внешней простоватости – вещь исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребенка, лишь мудрому терпению взрослого доступны ее вершины. Удивительное искусство – детская книжка!
Л. Токмакова
Вопросы интервьюирования детей
• Есть ли у тебя дома книги? Назови какие?
• Любишь ли ты, когда тебе читают?
• Какая книга тебе нравится больше всего? Кто ее автор?
• Кто тебе дома читает книги?
• Часто ли тебе читают?
• Хочется ли тебе самому читать книги?
Выберите близкую Вам фразу и закончите ее.
«Читать детям нужно потому, что…» –___(I)
«Читать детям важно потому, что…» –___ (II)
Памятки для родителей
ИСТОЧНИКИ ОТБОРА КНИГ В ДОМАШНЮЮ БИБЛИОТЕКУ
для детей от рождения до 14 лет
Тимофеева И. Н.Что и как читать вашему ребенку от года до десяти: Энциклопедия для родителей по руководству детским чтением. – СПб.: Изд-во РНБ, 2000. – 512 с.
Писатели нашего детства.100 имен: Библиографический словарь в 3 частях / Координатор И. Я. Линкова. – М.: Либерея, 1998-2000.
100 великих имен в литературе: Научно-популярное издание / Под ред. В. Ситникова. – М.: Слово, 1998. – 543 с.
Очерки о детских писателях: Справочник для учителей начальных классов. – М.: Баласс, 2000. – 204 с.
Тубелъская Г. Н. Детские писатели России. Сто имен. Библиографический справочник в 2 ч. М.: Школьная библиотека, 2002.
Тубелъская Г. Н. Зарубежные детские писатели. Сто имен. Библиографический справочник. В 2 ч. М.: Школьная библиотека, 2005.
Ступени: Программа семейных чтений для детей и взрослых, желающих читать вместе хорошие детские книги и рассматривать в них картинки. В 3 частях. – Пермь, 1996-1997.
ДЕТСКАЯ ДОМАШНЯЯ БИБЛИОТЕКА
• Книги, с которыми ребенок будет активно «общаться»сам:
Это сборники фольклорных песенок-потешек разных народов мира:
русских – в обработке О. Капицы, И. Карнауховой, М. Булатова, К. Чуковского;
английских – в переводе С. Маршака, К. Чуковского, В. Левина, Г. Кружкова, чешских – в переводе И. Токмаковой, польских – в переводе Н. Гернет и Н. Гиппиус, украинских – в переводе Е. Благининой и др. ;
иллюстрированные классиками отечественной книжной графики Ю. А. Васнецовым, В. М. Конашевичем, а также Г. Скотиной, М. Рудаченко, Л. Савостиковой.
• Различные сборники сказок,народных и авторских: Ш. Перро, братьев Гримм, Г. Х. Андерсена,А. С. Пушкина, В. Гауфа, С. Топелиуса, В. Одоевского, П. Бажова, К. Паустовского, Г. Цыферова, С. Козлова с иллюстрациями И. Билибина, Ю. Васнецова, В. Конашевича, Г. Доре, Е. Рачева, Е. Чарушина, Т. Мавриной, К. Курдова, В. Пивоварова, В. Чижикова, В. Дехтерева, Л. Шульгиной, Г. А. В. Трауготова, Ю. Гуковой и др.
• Книги, способные вызывать сильнейшие чувства, развивать, обогащать эмоциональный мир ребенка. Это прежде всего книги о животных Л. Толстого, А. Чехова, А Куприна, Б. Житкова, М. Пришвина, В. Бианки и др. и книги о детях А. Чехова, Б. Житкова,А. Гайдара, Л. Пантелеева, А Платонова, Р. Погодина. К. Чуковского, стихи С. Маршака, Б. Заходера, Д. Хармса, А. Введенского, В. Берестова, В. Левина, В. Орлова, М. Бродского и др. Замечательные имена собраны под обложками книг «Все наоборот» / Сост. Г. Кружкова, М., Просвещение, 1992 и «Литература и фантазия» / Сост. Л. Е. Стрельцова, М., Просвещение, 1992.
• Научно-популярные, хорошо иллюстрированные энциклопедии по всем отраслям знаний, альбомы по искусству.
КАКИЕ ВОПРОСЫ ЗАДАВАТЬ РЕБЕНКУ
ВО ВРЕМЯ РАССМАТРИВАНИЯ КАРТИНОК В КНИГЕ
• «Что изображено на этой картинке?»
• «Посмотри на картинку и подумай, какой рассказ можно по ней составить».
• «О чем, глядя на картинку, захотелось тебе рассказать в первую очередь, о чем – подробно?»
• «Чем развеселила, огорчила или удивила она тебя?»
• «Чем ты закончишь рассказ о ней?»
• «Какие слова (имеются ввиду эпитеты, сравнения) нужно припомнить, чтобы рассказ получился интересным?»
•Предложить ситуацию: «Я начну рассказ, а ты продолжи. А теперь ты начни, а я продолжу. Какую ты мне поставишь оценку и почему?»
КАК ОБСУЖДАТЬ С РЕБЕНКОМ ПРОЧИТАННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ?
• Выяснить перед чтением или во время чтения трудные слова.
• Спросите, понравилось ли произведение? Чем?
• Что нового, интересного он узнал?
• Попросите ребенка рассказать о главном герое, главном событии рассказа, сказки, стихотворения.
• Как описана природа?
• Какие слова и выражения ему запомнились?
• Чему научила его книга
• Предложите ребенку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду. Выучите отрывок, изображая голосом персонажей произведения.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОСПИТАНИЮ ЛЮБВИ К КНИГЕ
• Предлагать ребенку только качественную литературу для чтения.
• Завести ритуал вечернего чтения, выбрав книгу, соответствующую возрасту ребенка.
• Читать понемногу, но каждый день.
• Предлагать ребенку рисовать иллюстрации к прочитанному, «писать» к ним тексты.
• Учить ребенка пользоваться цитатами из прочитанного текста.
• Разыгрывать с ребенком сценки из прочитанной книги, обсуждать содержание сюжета.
• Не увлекаться методикой раннего обучению чтению, особенно если у него есть какие-либо невропатологические проблемы (ребенок поздно заговорил – после 2,5 – 4 лет имеет дефекты произношения; бедный словарный запас; вообще не употребляет предлоги; не изменяет слов по падежам).
• Если ребенок не любит читать, потому что у него это плохо получается,то обязательно проконсультируйтесь у специалистов: психолога, логопеда.
КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА БЕРЕЧЬ КНИГИ?
• Не делать в книге пометок, надписей, рисунков.
• Не читать во время еды.
• Не загибать листы, пользоваться закладкой.
• Класть книгу только на чистый стол.
• Не разбрасывать книги, хранить в одном месте.
• Своевременно оказывать «скорую помощь» больным книгам.
Источник